детергентное масло для 4 х тактных двигателей что это такое
Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах
Моторное масло для двигателя воздушного охлаждения
Чем отличается масло для двигателей с воздушным охлаждением от смазочных материалов, работающих в моторах, где снижение рабочей температуры осуществляется путем использования водорастворимых охладителей? Ответ на этот вопрос нужно искать в сравнении эксплуатационных характеристик и конструкционных особенностях двух агрегатов.
Общая информация
При сгорании топлива в цилиндрах двигателя рабочая температура может повышаться до 2000°C. Чрезмерный перегрев мотора вызывает потерю мощности, увеличение расхода горюче смазочных материалов и заклинивание соприкасающихся деталей.
Для стабилизации теплового режима в допустимых границах применяется система охлаждения, которая может быть следующих видов:
Все современные грузовые и легковые автомобили оснащаются жидкостными и комбинированными системами.
Воздух применяется для четырехтактных бензиновых и дизельных моторов. Такими агрегатами укомплектовываются мотоциклы, средства малой механизации (газонокосилки, мотоблоки, мини-тракторы), моторные лодки.
Особенности эксплуатации ДВС с воздушным охлаждением
Моторы с обдувом работают в более экстремальных режимах, чем ДВС, оборудованные водяными системами. Оптимальная рабочая температура антифриза находится в границах 85–95°C (максимум – 120°C). Тепловой диапазон двигателя с воздушным охлаждением равен 130–150°C.
Соответственно, горюче смазочные материалы, предназначенные для жидкостных систем непригодны для двигателей, работающих по воздушной схеме. Масло для таких устройств наделяется специальным пакетом модификаторов, отвечающим экстремальным условиям эксплуатации, которые, независимо от модели агрегата, должны обеспечивать следующие характеристики:
Минимальный объем улучшающих добавок должен составлять 20–25%. Количество каждого из реагентов определяется опытным путем на основании эксплуатационных характеристик двигателя.
На мощных автомобильных двигателях и при использовании техники в регионах с высокими температурными показателями система смазки дополнительно оборудуется масляным радиатором.
Выбор масел
Условия эксплуатации агрегатов с воздушным охлаждением предъявляют определенные требования к качеству и составу смазочных жидкостей. В первую очередь смеси должны обеспечивать образование прочной масляной пленки в зонах трения, и гарантировать стабильное ее состояние в условиях высоких температур.
Кроме того, эмульсии должны иметь оптимальную вязкость, обеспечивающую быстрый запуск двигателя и мгновенную доставку смазывающей жидкости в точки контакта соприкасающихся деталей.
При выборе смазки для моторов с воздушным охлаждением нужно учитывать следующие характеристики:
Прочная масляная пленка, создаваемая синтетикой, эффективно защищает трущиеся детали от задиров и преждевременного износа.
Современная промышленность выпускает достаточное количество сортов смазочных жидкостей для моторов с воздушным охлаждением. Качество смесей у каждого производителя может разниться, так как разработка структуры веществ производится с учетом конструктивных особенностей агрегатов, а также в соответствие условиям их эксплуатации.
Поэтому при покупке следует руководствоваться паспортом устройства и советами продавца–консультанта. Кроме того, приобретать жидкости необходимо у проверенных поставщиков, торгующих смазками от известных производителей.
Масло для четырехтактных моторов с воздушным охлаждением
Специальная смазка, разработанная для дизельного или бензинового мотоблока. Состав изготавливается на базе полиальфаолефиновых синтетических компонентов с добавлением модифицирующих присадок.
Правильно выстроенная цепочка улучшающих добавок позволила получить масляные жидкости с повышенными антиокислительными свойствами устойчивыми к высоким механическим нагрузкам и резким перепадам температур.
4ТD Стандарт SAE 30
Минеральные масла, способствующие длительной и устойчивой работе агрегата в различных климатических зонах. Температурный диапазон – от минус 10 до плюс 45°C.
4ТD Премиум SAE 10W–30
Полусинтетические всесезонные, обладающие высокими антикоррозионными, антиокислительными и антизадирными свойствами. Рекомендуются для использования в интервале температур от –25 до +40°C.
4ТD Ультра SAE 5W–30
Синтетика, изготовленная на основе морозостойких составов. Рекомендуется для использования в низкотемпературных регионах (–38…+50°C), обеспечивает комфортный запуск и быстрый прогрев мотора.
Грамотный выбор масел для двигателей с воздушной системой охлаждения поможет стабилизировать работу механизмов и увеличить срок их эксплуатации.
Какое масло заливать в двигатель мотоблока с воздушным охлаждением – для четырехтактных
Одним из главных факторов, влияющих на ресурс двигателя внутреннего сгорания, является качество моторного масла и сроки его замены. Чтобы понять, какое масло лучше заливать в двигатель мотоблока, нужно хорошо представлять специфику его устройства и работы.
Специфические требования
Большинство современных мотоблоков (рейтинг мотоблоков можно изучить в данной статье) оборудовано четырехтактными бензиновыми двигателями, не имеющими в своей конструкции масляного насоса.
Нижняя головка шатуна, представляющая собой подшипник скольжения, смазывается зачерпыванием масла специальным выступом на нижней крышке шатуна, коренные подшипники коленвала, газораспределительный механизм и цилиндропоршневая группа смазываются возникающими при этом брызгами.
Также эти двигатели имеют нестабильный температурный режим ввиду воздушного охлаждения.
Более подробно о 4-хтактном двигателе смотрите на видео:
Таким образом, моторное масло для 4-хтактных двигателей мотоблоков должно удовлетворять следующим требованиям:
На основе этих требований можно описать технические требования, которым должно соответствовать масло для 4-х тактных двигателей мотоблоков, так:
Нужно понимать, что всем требованиям к моторным маслам для мотоблоков Кайман, Техас, Прораб, Викинг, Садко, Дон, Профи, Карвер и Хускварна отвечают распространенные автомобильные масла, единственным различием может стать его расход и количество образуемого нагара при длительной эксплуатации в двигателе воздушного охлаждения.
По этой причине, хотя данный материал и рассматривает специализированные смазочные материалы, при отсутствии возможности их приобретения всегда можно использовать соответствующие описанным требованиям автомобильные моторные масла.
Классификация масел
Husqvarna SAE 30, Husqvarna Universal SAE 30
Минеральное моторное масло, производимое шведской компанией как для заводской заправки своей продукции, так и для последующего обслуживания. Указывается использование в составе масло специально подобранного пакета антифрикционных присадок.
Минитрактора очень популярны и широко применяются в жилищно-коммунальном хозяйстве, на строительных площадках, в сельских работах и на производствах. Минитрактора Скаут – это очень прочная, экономичная и долговечная техника.
Для эффективной расчистки территории от сугробов существует множество моделей неутомимых машин-снегоочистителей. Тут все о ручном электрическом снегоуборщике.
КамАЗ 65115 относится к одному из самых старых серий этого завода, выпуски которой начались ещё в 1998 году. Перейдя по ссылке ознакомитесь со спецификой работы, преимуществами и недостатками КамАЗа 65115.
Не подходит для эксплуатации моторизованной техники при низких температурах. Цена упаковки объемом 0,6 л – от 390 до 410 р.
PATRIOT Supreme HD SAE 30
Это масло, также выпускаемое одним из известных американских производителей садовой техники, предназначено для летней эксплуатации в бензиновых и дизельных мотоблоках, косилках, минитракторах. Для удобства использования упаковка имеет длинный носик-лейку. Основа масла – минеральная. Цена упаковки 0,95 л – в пределах 340 рублей.
PATRIOT SPECIFIC HIGH-TECH 5W-30
Полусинтетическое моторное масло для круглогодичной эксплуатации садовой техники с четырехтактными двигателями: мотоблоков, минитракторов, снегоуборочной техники
Цена упаковки объемом 0,95 л – около 410 р. Данное масло применяется для мотоблока Патриот Урал, Патриот.
PATRIOT EXPERT HIGH – TECH SAE 10W40
Синтетическое масло для эксплуатации садовой техники в жарком климате и при повышенных нагрузках, например, при вспашке больших площадей земли плугом. Цена упаковки 0,95 л – 420 рублей.
Home Garden 4 Stroke Oil HD SAE 30
Доступное по цене летнее моторное масло на минеральной основе. Цена литровой баночки – 240-250 р.
ELITECH 4T Премиум SAE 10W30
Полусинтетическое моторное масло для круглогодичной эксплуатации мототехники. Включает в состав антифрикционные присадки на основе дисульфида молибдена, что, с одной стороны, обеспечивает хорошую защиту двигателя от износа, с другой – требует внимательного отношения к срокам замены масла.
Цена литровой упаковки – 420 рублей, упаковки в 0,6 л – 340 рублей.
ELITECH 4TD Стандарт SAE30
Летнее минеральное масло, также включающее в себя пакет молибденосодержащих присадок. Литровая упаковка этого масла стоит около 300 рублей.
ELITECH 4TDUltraSAE 5W30
Масло 4-тактное для двигателей мотоблоков, круглогодично используемых на самых тяжелых работах. Имеет синтетическую основу. Цена упаковки объемом 0,6 л – 480 рублей.
Энкор SAE 5W30
Доступное синтетическое моторное масло от отечественного производителя, которое можно использовать в мотоблоках и другой технике с бензиновыми моторами летом и зимой. Цена литровой упаковки – 380 р.
Энкор SAE30
Дешевое летнее масло из группы минеральных смазочных материалов. Цена в 180 рублей за литр позволяет компенсировать его среднее качество более частыми заменами.
Энкор SAE 10W40
В отличие от большинства моторных масел для садовой техники, это масло имеет сертификацию APISJ/CF, что позволяет сравнить его состав и качество с обычными бюджетными автомобильными маслами. Двойная сертификация обозначает применимость не только в бензиновых (SJ), но и в дизельных (CF) двигателях.
Сравнительно высокая высокотемпературная вязкость делает нежелательным применение этого масла при умеренных и низких температурах. Основное достоинство этого масла – низкая цена: всего 200 рублей за литр.
REZOIL PREMIUM SAE 5W30
Отечественное полусинтетическое масло для бензиновой и дизельной садовой техники (соответствует спецификации APISJ/CF). Благодаря малой вязкости в широком диапазоне температур может прекрасно работать в моторах с лубрикаторной смазкой как летом, так и зимой. Емкость объемом 0,95 л стоит в пределах 210 рублей.
REZOILRancherUniliteSAE 30
Исключительно летнее масло для бензиновых и дизельных мотоблоков и минитракторов. Тип основы не указан на упаковке, но цена в 140 рублей за 0,95 л заставляет предполагать, что это масло – минеральное.
REZOIL TITANIUM SAE 10W-40
Это полусинтетическое масло также может использоваться в бензиновых и дизельных моторах, но индекс вязкости прямо указывает на нежелательность его применения в умеренном климате. Упаковка в 0,95 л объемом стоит 200 рублей.
MaxCut 4THDSAE 30
Летнее минеральное масло от малоизвестного в России производителя, обещающего повышенное содержание антифрикционных присадок и возможность использования масла в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах. Цена литровой баночки – 240 рублей.
MANNOL Energy SAE 5W30
Известный производитель автохимии из Германии имеет и линейку моторных масел для садовой техники. Это полусинтетическое масло может применяться в любой садовой технике с четырехтактными двигателями в течение всего года. Литровая упаковка обойдется в среднем в 420 рублей.
MANNOLMolibdenBenzinSAE 10W40 для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением
Полусинтетическое масло, состав которого улучшен применением пакета антифрикционных присадок на основе дисульфида молибдена. В мотоблоках его стоит использовать во время тяжелых работ на жаркой погоде. Литр этого масла стоит 330 рублей.
Четырехтактное масло Champion 4-Cycle SAE 30
Эта фирма из США также не нуждается в особых представлениях. Данное минеральное масло рассчитано на летнюю эксплуатацию в мотоблоках, триммерах и газонокосилках. Фасуется в упаковку 0,6 л (250 рублей) и 1 литр (360 рублей).
Champion (Чемпион) Snowthrower 5W30 для двигателя от мотоблока или культиватора
Основанное на минеральной базе моторное масло, рассчитанное исключительно на зимнюю эксплуатацию. Примечательным является то, что в момент выпуска оно было сертифицировано по строжайшему на тот момент стандарту качества APISL. Литровая упаковка стоит около 380 рублей. Данное масло рекомендуется для мотоблока Чемпион.
Летнее минеральное масло от известного российско-китайского бренда. Качество продукта описывает сертификация по устаревшему стандарту APISG/CD, что в какой-то мере окупается низкой ценой (180 рублей за литр).
Будет неплохим вариантом при легких работах, особенно, если двигатель мотоблока или культиватора ощутимо изношен. Использовать в тяжелых условиях работы это масло не стоит.
Калибр Полусинтетическое SAE 5W30
Зимнее масло от того же производителя на полусинтетической основе. Более совершенная база позволила дотянуть качество до приемлемого стандарта APISJ/CF. Вместе с тем производителем указана достаточно низкая температура вспышки – 228 ˚С, что означает его высокую испаряемость и, соответственно, значительный расход на угар.
Цена же сопоставима с другими маслами этой группы качества – 240 рублей за литр.
Сколько заливать
Большинство мотоблоков, представленных на российском рынке, оснащены двигателями семейства HondaGX, их китайскими клонами либо схожими по конструкции моторами Subaru-Robin.
Для однократной полной заправки маслом такого мотора потребуется не более 0,6 литра масла – именно поэтому такой объем расфасовки популярен у производителей. Более мощные модификации этих моторов могут вмещать литр и более масла.
Ряд двигателей, конструкция которых включает дополнительный понижающий редуктор, имеют отдельное пространство для его смазки.
Таблица заправочных объемов для оригинальных двигателей Honda (Хонда) и аналогичных китайских
Модель | Объем масла |
HONDA GX-100 | 0,4 л |
HONDA GX-120, GX-160, GX-200 | 0,6 л |
HONDA GX-240, GX-270, GX-340, GX-390 | 1.1 л |
Двигателям Subaru
Модель | Объем масла |
EH34B | 1,1 л |
EH34D, EH41D, EX35D | 1,2 л |
EX13D, EX17D, EX21D | 0,6 л |
EX27D | 1 л |
Если Ваш мотоблок оборудован двигателем Briggs&Stratton
Модель | Объем масла |
I/C® 3.5 л.с., 5 л.с., 6,5 л.с | 0,6 л |
I/C® 8.0 л.с., 10 л.с., 13,5 л.с. | 1,1 л |
Замена
Замена масла в двигателе мотоблока осуществляется с периодичностью, указанной в его руководстве по эксплуатации, обычно это 60-80 моточасов. Следует сокращать указанный интервал при тяжелых условиях работы или использовании дешевых минеральных масел.
Перед заменой масла на мотоблоке расположите его так, чтобы двигатель находился горизонтально, и прогрейте двигатель, чтобы масло лучше стекало. Затем выверните пробку маслозаливной горловины и сливную пробку, подставив под нее емкость подходящего объема.
Будьте осторожны, чтобы не обжечься горячим маслом.
Дождавшись момента, когда отработанное масло перестанет капать, заверните сливную пробку на место и через чистую воронку залейте в картер свежее масло, руководствуясь паспортным объемом и метками на щупе маслозаливной горловины.
Так как смазка двигателя осуществляется только разбрызгиванием масла от коленвала, стремитесь всегда поддерживать уровень масла на метке «максимум». Низкорасположенные заливные отверстия без щупа должны заполняться маслом до его появления на резьбе.
Если двигатель мотоблока оснащен понижающим редуктором, проделайте те же операции и с ним. Чаще всего редуктор не имеет масляного щупа, и для того, чтобы отмерять нужное количество масла, воспользуйтесь небольшой емкостью известного объема.
Заключение
Количество масла, необходимого мотоблоку на одну заливку, невелико, а срок его службы достаточно долог. Поэтому экономия на масле не принесет большой выгоды, но может серьезно сказаться на ресурсе двигателя важного помощника в личном хозяйстве.
Прекрасными эксплуатационными характеристиками обладают дизельный мотоблок зубр.
Масла для садовой техники: продолжаем разговор…
Мы уже рассказывали о маслах для двухтактных двигателей (см. статью «Скользкая тема»). Судя по полученным откликам, статья оказалась злободневной. Так что продолжаем, но на сей раз поговорим о четырехтактных моторах, а также о технике, на которую их устанавливают.
Взять, к примеру, «среднестатистический» сарай рачительного деревенского жителя. Что в нем реально обнаружить из садовой техники? Почти наверняка — бензопилу, а может быть, еще и электрическую (стоит недорого, в эксплуатации куда проще, так что «быстренько попилить чего-нибудь на участке» — в самый раз). С высокой долей вероятности — культиватор или мотоблок, мотокосу того или иного вида. У наиболее хозяйственных и склонных к эстетизму может «заваляться» еще и газонокосилка. Ну и плюс всевозможный садовый инвентарь — пилы, топоры, лопаты и прочие грабли. У некоторых и снегоуборщик или мини-трактор сыщется, но это пока еще относительная редкость. Впрочем, в плане ухода трактор мало отличается от культиватора — все равно как слон против коня: ест то же самое, только мыть дольше.
Как правильно эксплуатировать? Что нужно лить в двигатель или прочие обслуживаемые узлы, а что лить категорически не стоит? Почему нельзя использовать отработку, она же «на вид совсем как новое масло, только потемнела, ну а стружку я через старые колготки отфильтрую»? Кстати… приверженцам подобной философии дадим один совет, и утруждать себя дальнейшим чтением им не придется. Лейте что угодно — специалисты сервисных центров будут очень рады помочь вам в последующем капитальном ремонте. Что называется, «любой каприз за ваши деньги».
А платить придется именно вам, потому что, к примеру, нехватка или несвоевременная замена масла оставляет явные следы, очевидные каждому мало-мальски опытному мастеру. Более того, специалистов и учат первым делом искать именно их, чтобы аргументированно доказать, что это не техника —барахло, а хозяин инструкцию не то что не читал, но даже из коробки ни разу не доставал. В общем, лейте хоть трансмиссионку в топливную смесь для бензопилы, хоть отработку для смазки цепи, но учтите, что предъявлять претензии придется зеркалу.
Тем, кто все же прислушивается к рекомендациям производителей техники, попробуем рассказать, какие ГСМ могут быть полезны в хозяйстве.
ДВИГАТЕЛИ
Как ни крути, а первым делом речь пойдет именно о моторах. Ничего удивительного — в газонокосилке, например, именно мотор считается самым сложным с технической точки зрения и требовательным к обслуживанию узлом.
На газонокосилках и культиваторах используют обычно четырехтактные моторы воздушного охлаждения. Отличие от моторов жидкостного охлаждения заключается как раз в способе отвода тепла от горячих поверхностей. При жидкостном охлаждении номинальная температура ОЖ (охлаждающей жидкости) постоянна на всех режимах работы исправного двигателя и равняется примерно 90 градусам по Цельсию.
При воздушном охлаждении тепло отводится потоком воздуха, причем с ростом нагрузки его температура в пристеночном слое также возрастает, в результате чего температура на рабочих поверхностях цилиндра и камеры сгорания растет более интенсивно. Так, на поверхности зеркала цилиндра 4Т-двигателя воздушного охлаждения она может достигать, по разным данным, от 200 до 400 °С, тогда как для двигателя водяного охлаждения обычно не превышает 150–160 °С. Температура масла в двигателе воздушного охлаждения достигает 150 °С, жидкостного — не более 100 °С. Это сказывается на сроке службы как двигателя, так и масла. Ресурс двигателя с воздушным охлаждением ниже более чем вдвое. Срок службы (замены) масла в таких двигателях также значительно меньше: обычно 20–25 часов до замены с начала эксплуатации нового двигателя (так называемая обкатка) и от 50 до 100 часов до замены при эксплуатации обкатанного двигателя.
«А почувствует ли пользователь разницу между, например, «минералкой» и «полусинтетикой»? Если нет, зачем переплачивать?» Такие вопросы и отзывы мы часто слышим от наших читателей. Дополнительную информацию по маслам читайте по этой ссылке.
Если проводить аналогию с автомобилем, то 1 моточас эквивалентен примерно 40 км пробега, соответственно 25 моточасов — это 1000 км пробега. Если сравнивать со сроками замены масла для 4Т-моторов жидкостного охлаждения, то видно, что у «воздушников» масло приходится менять как минимум в два раза чаще.
Специалисты разных компаний-производителей масел расходятся во мнениях относительно возможности использования автомобильных моторных масел в двигателях садовой техники. Одни считают, что это может причинить ущерб мотору, другие полагают, что если есть рекомендации производителя масла или самой техники, допускающие подобное применение, то пользоваться можно. В принципе одно другому не противоречит — во втором случае у пользователя есть кому предъявить претензии, если техника выйдет из строя. Но мы рекомендовали бы опираться в принятии решения в основном на рекомендации производителя техники, ибо именно его сервисный центр будет решать, относится ли случай к гарантийным.
КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ. СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ
В настоящее время сложился достаточно обширный рынок смазочных материалов для мини-техники. В России масла для четырехтактных двигателей выпускают компании Лукойл, ТНК-BP, «Нанотехнологии». Многие зарубежные производители выпускают масла для садовой техники, например Motul, Esso, Texaco, Shell, Mobil, и др. Ассортимент масел представлен минеральными, полусинтетическими и синтетическими.
Как было сказано выше, к маслам для мини-техники (назовем их 4Т-масла, чтобы не путать с предназначенными для 2-тактных двигателей) предъявляются специальные требования из-за особенностей их конструкции и эксплуатации двигателя. Вот основные из них:
1. Характер эксплуатации мини-техники отличается тем, что нагрузка на двигатель может резко меняться от минимальной до максимальной за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения натиров, задиров и схватывания масло должно обладать необходимыми противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя. Кроме того, вязкостные характеристики 4Т-масла обязаны гарантировать его быструю подачу в зону смазывания.
2. Двигатель воздушного охлаждения по сравнению с двигателем водяного охлаждения является более теплонапряженным при прочих равных условиях, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность.
3. Поскольку мототехника эксплуатируется в основном в садово-парковой зоне, для современных масел важна и экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов. Что касается утилизации отработанного масла, то чаще всего его попросту сжигают в котлах, парогенераторах и т. д. В связи с этим одно из требований к 4Т-маслам: они не должны содержать компоненты, образующие токсичные соединения при сжигании. Отметим, что в оценке последнего требования специалисты расходятся во мнениях — далеко не все считают его действительно важным.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 4Т-МАСЕЛ, КАТЕГОРИИ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ
Несмотря на существенные различия в конструкции четырехтактных двигателей с воздушным и водяным охлаждением, до сих пор специалисты не выработали единого требования к маслам для моторов именно воздушного охлаждения. Следовательно, не существует и стандартов, которые бы регламентировали порядок разработки и необходимые требования для данной группы масел. Есть общие критерии оценки качества, основанные на опыте эксплуатации техники с четырехтактными двигателями. Вот они:
— смазывающие свойства;
— задирный износ;
— пригорание колец;
— моющие свойства;
— образование отложений, нагара, лаков;
— экологические свойства;
— токсичность выхлопных газов;
— дымообразование.
Классификация 4Т-масел по вязкости (SAE) и по уровню качества (API) такая же, как и в отношении масел для автотракторной техники, при этом производитель подчеркивает, что данная марка масла пригодна для использования в четырехтактныхдвигателях воздушного охлаждения. Вязкость, как правило, соответствует классам SAE 30 и SAE 40, наибольшее распространение получили масла с классом вязкости SAE 30.
Эксплуатационные категории 4Т-масел определяются по стандартам API: SF, SG, SH, SJ, SL и SM. Учтите, что категории SF, SG, SH, SJ считаются устаревшими, хотя на рынке до сих пор продается немало масел из этой эксплуатационной группы. В то же время некоторые специалисты придерживаются мнения, что для садовой техники вполне достаточно масел категорий SF, SG, а устаревшими их можно считать только применительно к моторам автомобилей.
Масла категорий SL и SM — современные и в полной мере удовлетворяют требованиям, соответствующим условиям эксплуатации 4Т-двигателей. Это масла высшей категории качества. Если производитель рекомендует их к применению в 4Т-двигателях воздушного охлаждения, значит, при разработке данных марок масел были учтены особенности эксплуатации двигателей, в первую очередь требования к термоокислительной стабильности. К таким маслам можно отнести продукцию Liqui Moli — они содержат маслорастворимые соединения молибдена, что обеспечивает им исключительно высокие характеристики (термоокислительную стабильность, смазочные свойства) при высоких температурах и длительной максимальной нагрузке на двигатель.
Масло Motul Garden 4T SAE 10W-30 Technosynthese соответствует стандартам API SJ-SH/ CF и рекомендуется для современных двигателей, произведенных по самым совершенным технологиям (техника с такими двигателями, как правило, не бывает дешевой), в том числе с нейтрализатором отработавших газов и турбонаддувом. Оно обеспечивает надежную защиту от износов, обладает мощными антикоррозионными свойствами, что особенно важно при сезонном хранении техники, обеспечивает легкий запуск двигателя при низких температурах. Исходя из свойств этого масла и его стоимости наиболее эффективно его применение для двигателей мини-тракторов.
Третье четырехтактное масло — сезонное. Motul Garden 4T SAE 30 сделано на минеральной основе, соответствует стандартам API SG/CD. Оно предназначено для техники, которая эксплуатируется преимущественно летом. Такое масло применяется в системе смазки бензиновых и дизельных двигателей, в том числе с нейтрализаторами, и обеспечивает чистоту рабочих поверхностей двигателя и защиту от коррозии при сезонном хранении.
Из российских производителей 4Т-масел для двигателей воздушного охлаждения стоит отметить продукцию компании «Нанотехнологии» (Санкт-Петербург). Компания в 2008 году начала производство специальной серии молибденированных масел для 4Т-двигателей воздушного охлаждения (серия 4ТD). Они разработаны для применения в бензиновых и дизельных двигателях воздушногоохлаждения малой техники. Основа — высокоочищенные минеральные и синтетические полиальфаолефиновые масла, специальный пакет присадок, обеспечивающий защиту против образования отложений на поршне и в картере двигателя, закоксовывания колец, снижения энергопотребления. Масла обладают высокой термоокислительной стабильностью, а для улучшения эксплуатационных характеристик содержат маслорастворимые соединения молибдена, предохраняющие детали двигателя от износа при экстремальных нагрузках и высокой температуре. Производитель рекомендует масла серии 4ТD для систем смазки четырехтактных двигателей воздушного охлаждения, бензиновых и дизельных, в том числе с умеренным наддувом — это садовые тракторы, газонокосилки, культиваторы, снегоочистители, снегоходы, приводы мотопомп, небольшие двигатели холодильников и кондиционеров, электрогенераторов и др.
Для примера приводим таблицу с характеристиками масел разных типов. Из ее данных видно, в чем именно проявляются отличия.
Типичные отличия в физических и химических показателях масел разных типов для 4Т-двигателей | |||
Показатели | Минеральное масло | Полусинтетическое масло | Синтетическое масло |
Индекс вязкости | 90–100 | 115–125 | 130–160 |
Температура застывания,°С | – 15 | – 30 | – 40 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 5,5–10 | 5,5–10 | 5,5–10 |
«НЕ МАСЛОМ ЕДИНЫМ…»
Моторное масло — это самая многочисленная группа смазочных материалов, необходимых для нормальной работы и хранения садовой техники. И хотя в сложных машинах есть и другие узлы, нуждающиеся в смазке, производители стараются сконструировать их так, чтобы замена смазки и прочее обслуживание проводил не владелец техники, а специализированные сервисные центры.
Взять, например, редуктор культиватора — в нем всегда есть смазка, как правило, из группы трансмиссионных масел. Но даже если редуктор разборный и обслуживаемый, это не означает, что владелец должен сам регулярно менять это масло. Нет, такая конструкция выбрана для удобства обслуживания в сервисе. Впрочем, это и самому владельцу выгодно: обслуживать машину проще, соответственно, и стоимость этой процедуры ниже.
Получается, что, кроме масла, больше ничего не нужно? Точный ответ на этот вопрос может звучать примерно так: однозначной необходимости в каких-либо еще смазках нет, но пригодиться может многое. То есть вы не обязаны покупать какие-нибудь аэрозоли, техника будет работать и без них, но несомненную пользу они принесут.
Приведем несколько примеров. Первый, и самый, пожалуй, известный, — это знаменитая «вэдэшка», то есть препарат WD-40. Разработанный более 50 лет назад, он до сих пор известен всем «технарям», занимающимся ремонтом и обслуживанием автомобилей и прочей моторной техники. Применений ему — множество, от обслуживания ручного слесарного инструмента до сложного промышленного оборудования на производстве. Основная особенность состава — высокая адгезия (прилипание) к поверхности любого материала. По этому показателю он превосходит многие вещества (в том числе и воду), вытесняя их и создавая устойчивую защитную пленку. Иными словами, можно обрабатывать даже мокрые детали — уже присутствующая влага не создаст проблем. Активные компоненты проникают под слой воды/ грязи, через ржавчину, в труднодоступные места и образуют на материале влагозащитный и электрически непроницаемый барьер. Впрочем, под последним понимается не прочный изоляционный слой, а жидкая непроводящая поверхность, не способная препятствовать электрическому току в местах контакта деталей. Есть ли толк от такой изоляции? Есть. Типичный пример — высоковольтные провода системы зажигания. Заполняя микротрещины и попутно вытесняя из них влагу, состав возвращает ей работоспособность. Да и антиокислительные свойства от этого выигрывают. Замечательная способность выталкивать с поверхности влагу пригодится при обработке садового инструмента, техники и средств малой механизации как во время эксплуатации, так и в период зимнего хранения. Особенно актуальна защита от коррозии и смазывание при уходе за режущими узлами газонных механизмов (они постоянно подвергаются увлажнению агрессивным соком травы) и различными парами, рискующими потерять подвижность (например, резьбовые соединения, личинки замков, шарниры секаторов).
WD-40 — несомненный долгожитель среди аэрозольных смазок. Но не единственный. В качестве примера — линейка аэрозольных смазок Patriot Garden. Их несколько, с разными основами. Силиконовая пригодится для ухода за резиновыми и пластиковыми деталями, используется как консервирующее и влагоотталкивающее средство. Кстати, она же применяется автолюбителями для смазки уплотнителей дверей и люков перед зимой. Литиевая уменьшает трение и износ при контакте металл–металл и металл–пластик, будет полезна для периодической обработки тросиков управления газонокосилками, культиваторами и т. д. Примерно для тех же целей пригодится и графитовая аэрозольная смазка. Собственно, литиевая и графитовая, по сути, аналоги привычных литиевой и графитовой смазок, выпускаемых в тубах в виде пасты, но в аэрозольной форме.
Есть у Patriot Garden и специальный состав — растворитель ржавчины. Может оказаться весьма полезен для разбора закисших резьбовых соединений, как и упомянутая выше WD-40. Кстати… будете смеяться, но для растворения ржавчины подойдут «Кока-кола» и «Пепси-кола», благодаря содержащейся в них ортофосфорной кислоте. Конечно, есть и более эффективные препараты, но зато упомянутые продукты пищевой промышленности без проблем купишь в любой деревне.