дизельпанк это что такое
Дизельпанк. Фантастическая романтика эпохи дизеля
Само собой, расцвет фантастики. Гибридные летающие подводные лодки и плавающие аэропланы. Всевозможные виды шагающих роботов, функционирующих на дизельном топливе. Ракетные ранцы, первые андроиды, диковинные телевизоры, радио в роли главного средства связи. Далекие земли, воздушные пираты, хитроумные шпионы, мировые войны, авантюристы, многобашенные танки, диктаторы, бронепоезда. Вот что такое дизельпанк. Жанр молодой, но при этом безумно притягательный и даже чертовски романтичный.
С дизельпанком произошла странная история: он появился на свет еще до того, как на свет появился собственно термин, его обозначающий. Кладезь дизельпанка – работы художников 30–40-х годов, а также проекты воздушных конструкторов того времени. Многие из этих проектов, кстати, впоследствии стали основами для техники из дизельпанковских фильмов, книг и мультсериалов.
При этом сам термин появился в 2001 году с подачи Льюиса Поллака. Этот игровой дизайнер использовал слово dieselpunk как попытку прорекламировать свою новую настольную игру Children of the Sun. При этом как раз дизельпанка в Children of the Sun ощутимо недоставало, скорее это была игра со стимпанковским миром. Однако термин прижился, а чуть позже идеально подошел для обозначения ретро-фантастики эпохи дизеля.
Одним из первых по-настоящему, стопроцентно дизельпанковских мультфильмов можно с полным правом считать замечательный диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах». В самом деле, в простом, казалось бы, мультике заложены все основы этого жанра. Время действия – примерно 30-40 годы прошлого века, уже после завершения Великой войны, о которой иногда вспоминают герои мультсериала. Место действия – маленький город-государство Кейпт-Сюзет, островок посреди океана, окруженный со всех сторон острыми скалами. Здесь обитают антропоморфные звери; некоторые из них, кстати, очень напоминают персонажей другого диснеевского мультика – «Книга джунглей». Поскольку островок отрезан от других городов водной гладью, основными средствами для связи с внешним миром являются корабли и особенно авиация. Потому и летчики здесь в большой цене: такие ребята, как медведь-пилот Балу, наемный курьер по доставке грузов, всегда умудряются найти себе работу. Доставка грузов – бизнес весьма прибыльный, потому им занимаются как наемники-одиночки из маленьких компаний, так и пилоты влиятельной корпорации тигра Шер-Хана. Но доставка грузов также дело еще и очень опасное, поскольку на воде и в воздухе шалят воздушные пираты хитроумного лиса Дона Карнажа.
В случае с «Чудесами на виражах» мы имеем абсолютно все, что должно быть в хорошем дизельпанковском произведении. Стилистика эпохи дизеля – есть, сериал замечательно стилизован под старые кинокартины. Различные фантастические элементы также имеются: тут вам и воздушные пираты, и человекообразные роботы, и красавец-дирижабль Железный Гриф – основная база пиратов Дона Карнажа. Вместе с тем история остается детским мультфильмом, который, как и многие мультипликационные шоу студии Уолта Диснея, учит доброте, справедливости и честности. Если вы еще не знакомы с этим замечательным мультиком – непременно посмотрите его.
Так, с тем, каким должен быть эталон дизельпанка, мы с вами разобрались. Самое время несколько глубже разобраться с терминологией, чтобы понять, что именно ошибочно относится к дизельпанку. Наиболее яркие примеры – первый «Бэтмен» от Тима Бертона, трилогия «Человек-паук» Сэма Рейми и вселенная Индианы Джонса. Стилистика этих картин действительно напоминает 30-40 годы, а в случае с Индианой Джонсом так и само действие разворачивается в это время. Но стоит также учитывать, что стилистика – это далеко не все, что нужно для определения дизельпанка; обязательно должен быть и фантастический антураж, основанный на идеях писателей и кинорежиссеров того времени. В случае с Индианой Джонсом мы имеем просто классическую авантюрную фантастику с небольшой примесью магии. В «Человеке-пауке» и «Бэтмене» из высоких технологий только глайдер Гоблина, клешни Доктора Осьминога да бэтмобиль. Однако будем честны – все это не более чем небольшие элементы дизельпанка.
Герои комиксов в дизельпанке
Да, супергеройское кино вполне можно снять в стилистике дизельпанка, стимпанка или антиутопии, да и вообще в любом жанре или поджанре фантастики – вот только пары изобретений да соответствующей картинки для этого все-таки недостаточно. Чуть ближе к жанру подошла Marvel в своей серии комиксов Marvel Noir – но и здесь мы получили все-таки нечто другое: именно нуар, но не дизельпанк. Чтобы было более понятно, мы приведем пример еще одной, уже чисто дизельпанковской картины – фильм «Ракетчик», снятый Джоном Джонстоном в 1991 году.
Смотрите, на этот раз у нас классическая история о становлении молодого супергероя, чем-то похожая на «Черную молнию» Тимура Бекмамбетова. Время действия – 30-е годы. Молодой парень случайно становится обладателем новейшей военной разработки – ракетного ранца с реактивным двигателем. Изобретение дает персонажу эдакую суперсилу, он перевоплощается в могущественного супергероя – Ракетчика, который успешно сражается со злом и на земле, и в воздухе. Казалось бы, точно такой же пример, как и с фильмами про Бэтмена: одна фантастическая вещь и история становления супергероя – однако в отличие от «Бэтмена» и «Человека-паука» Сэма Рейми фильм и буквально пропитан дизельпанком. В качестве врагов выступают немецкие шпионы, а вся стилистика 30-х выдержана безукоризненно, начиная с моды и музыки, и заканчивая автомобилями и самолетами. Последние – разговор особый, ведь «Ракетчик» – история о летчиках, о романтиках бездонных небес. Не случайно самые мощные сцены финального противостояния разворачиваются на борту огромного немецкого дирижабля. Вот благодаря всему этому «Ракетчик», равно как и его небольшая вселенная, с полным правом относятся к миру дизельпанка. Кстати, в последнее время все чаще ведутся разговоры о перезапуске «Ракетчика». Если авторы нового фильма сохранят старую стилистику, то мы с вами наконец-то получим современного дизельпанковского супергероя.
Заканчивая разговор о супергеройских фильмах, мы просто обязаны упомянуть еще пару известных геройских имен. Первое – Тень, персонаж, блистательно сыгранный Алеком Болдуином в одноименном фильме. Тень, герой сначала пальп-романов и радиопостановок, а впоследствии и комиксов, идеально соответствует дизельпанку. Оговоримся, что фильм «Тень»– все же больше нуарная супергеройская кинокартина. А вот в расширенной вселенной этого героя дизельпанковских элементов более чем достаточно. Второй супергерой – Фантом, и в фильме и комиксах о нем элементов дизельпанка даже еще больше: есть и воздушные пираты, и диковинные механизмы. В целом, Ракетчик, Фантом и Тень – тройка супергероев, которых при надлежащей переработке вполне легко можно вписать в любую дизельпанковскую вселенную. Жаль только, что фильмы о них сегодня уже практически не выпускаются.
Наконец, мы просто не можем не упомянуть по-настоящему эталонный фильм «Небесный капитан и мир будущего». И если «Чудеса на виражах» – это образец дизельпанка в мультфильмах, то «Небесный капитан» – образец того, как должен выглядеть дизельпанк в большом кино. Стилистика 30-40-х, а также узнаваемые элементы: злобные ученые, бесстрашные летчики, механические люди, воздушные базы в небесах, дирижабли и, конечно, гигантские роботы на бензиновых двигателях – разве этого не достаточно? Кому все же мало, те могут посмотреть «Запрещенный прием», а если точнее – один из миров этой картины, выполненный в фантастических декорациях Первой мировой. Мир с огромными роботами и с солдатами-зомби.
Дизельпанк в играх
Да, мы были бы не мы, если бы не предложили вам во что-нибудь поиграть по нашей теме. В случае с дизельпанковскими играми ситуация одновременно и похожая на фильмы, и все же несколько иная. Именно игровой дизельпанк можно найти даже в современных хитах. Элементы дизельпанка встречаются в играх серии Bioshock, особенно много их в Bioshock: Infinite. Полностью дизельпанковской является Wolfenstein: The New Order. Хватает дизельпанка и в аркадных авиасимуляторах. Среди основных примеров – Blazing Angels 2с ее огромными боссами-дирижаблями. Но есть в играх и чистейший, эталонный дизельпанк, такой же, как «Чудеса на виражах» в мультсериалах и «Небесный капитан и мир будущего» в большом кино. И имя этой игре – Crimson Skies.
Серия Crimson Skies переносит нас в альтернативные 30-е годы прошлого века. В США к этому времени критической точки достигло противостояние различных штатов, вызванное Великой депрессией. В итоге как США, так и соседняя Канада рассыпались на огромное количество независимых государств. Путешествовать по суше стало затруднительно, ведь автомобильные шоссе и железные дороги часто пролегали по территориям различных стран, которые вдобавок еще и враждовали между собой. В результате на первый план вышли авиаперевозки, которые осуществлялись с помощью самолетов и огромных грузовых дирижаблей. Само собой, востребованность авиации привела в итоге к бурному развитию данного вида транспорта. В мире Crimson Skies небеса бороздят огромные грузовые воздушные суда – дирижабли, защищенные бортовыми пушками. Дирижабли, везущие, как правило, ценные грузы, также сопровождаются небольшими самолетами для охраны. Охранять груз нужно не только от вражеских летчиков, но и от лихих воздушных пиратов, которые базируются на собственных летающих крепостях.
Вселенная Crimson Skies на данный момент насчитывает две настольные игры: Crimson Skies: A Game of Aerial Combat и Crimson Skies (collectible miniatures game); игру для ПК, которая так и называется Crimson Skies, отдельную игру для первой Xbox Crimson Skies: Road to Revenge, а также несколько книг по мотивам вселенной. В России и СНГ все эти проекты официально не издавались, однако сегодня вполне можно найти качественные пиратские версии компьютерной игры Crimson Skies, переведенные на русский язык.
Сразу видно, что Crimson Skies создавалась с любовью и с тщательным следованием всем основным канонам дизельпанка. В игре для ПК для заставок используются старые черно-белые пропагандистские ролики. В моде черные кожаные куртки и летные шлемы, да и летчики там что-то вроде по-настоящему привилегированной касты, которая пользуется всеобщим вниманием и уважением. Ну и как же без фантастических элементов? А таковых здесь очень много: есть и самолеты самых невообразимых конструкций, и первые трансформеры – дирижабли, превращающиеся в огромных роботов, плюс сами по себе громадные дирижабли – также фантастические машины, по размеру не уступающие реальным морским кораблям. Сейчас Crimson Skies – это уже прочно забытая вселенная, однако периодически появляются слухи о возможном возрождении сериала в виде новых компьютерных и консольных игр.
Элементы дизельпанка есть и в игре NecroVisioN – истории об альтернативной Первой мировой войне, в которой, помимо людей, также принимают участие зомби, вампиры и колдуны. Впрочем, хоррор-элементов в этой игре намного больше, чем дизельпанковских, однако спасибо разработчикам и на том, что смогли хорошо передать кровь и грязь окопной войны начала века, с химическими атаками и ожесточенными рукопашными схватками. По крайней мере, атмосфера всеобщего упадка, царящая обычно в дизельпанке, в NecroVisioN выдержана хорошо, хотя мистики и хоррора в этой игре гораздо больше, чем фантастики.
Фильм «Бразилия» 1985 года, поставленный Терри Гиллиамом – чистейшая антиутопия, содержащая только лишь некоторые элементы дизельпанка. Картина «Водный мир» и киносерия «Безумный Макс», игры Mad Max, комикс-фильмы и комиксы «Танкистка» и «Не называй меня малышкой» – чистый постапокалипсис, опять же. В лучшем случае лишь с элементами дизельпанка (такими как совершенно невероятные автомобили в «Безумном Максе»). «Город Грехов», как фильмы, так и комиксы – чистейший нуар. А все это очень часто ошибочно относят к дизельпанку.
В целом, дизельпанк – еще только-только развивающийся, молодой жанр, потому и произведений в этом жанре пока создано не очень много. Помимо тех примеров, что мы уже назвали, можно вспомнить аниме «Небесный замок Лапута», «Порко Россо», «Изгнанник» и «Небесные скитальцы». Среди игр это замечательная серия Valkyria Chronicles, а также You Are Empty. В кино сильными чертами дизельпанка наделен российский фильм «Шпион», однако там все эти элементы имеют второстепенное значение. А вот полностью дизельпанковскими, несомненно, являются старые кинокартины «Метрополис» и «Облик грядущего». В литературе сразу же на ум приходит замечательный рассказ Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбека» и «Призрак Манхеттена» Джорджа Манна. Однако в большой литературе дизельпанка все же очень мало.
В целом, дизельпанк все еще продолжает свое развитие, и идет оно весьма бурными темпами. По аналогии со стимпанком уже зарождается целая субкультура – со своей модой, музыкой, живописью, косплейными фотосессиями, поддерживаемая игровыми и киношными произведениями искусства. И будет очень любопытно посмотреть, куда в итоге заведут нас дизельпанковские вихри.
ВИХРИ ДИЗЕЛЬПАНКА
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Что такое “дизельпанк”? Эти слова кажутся, в принципе, понятными, но при попытке связать их с чем-то конкретным мы можем вспомнить разве что лысого Вин Дизеля в роли Риддика — матерого уголовника с замашками Робин Гуда.
Наивная ретрофантастика в духе 1930-х годов сейчас переживает свое второе рождение. Этот жанр обычно называют “дизельпанк”, часто путая его со “стимпанком” — хронологически более молодым фантастическим миром паровых машин, людей-невидимок, агрессивных пришельцев с Марса и благородных героев Жюль Верна. Стимпанк — это приключения на рубеже 19 и 20 веков, дизельпанк — стилизованные 20-е и 30-е годы прошлого века.
Так чем же примечателен дизельпанк? Почему мы так мало знаем о нем?
Итроия одного двигателя | |||||
Играем в дизельпанков | ||||
Первая игра в жанре дизельпанк, о которой стоит упомянуть, — “Crimson Skies” (“Багровые небеса”). Эта настольная стратегия была издана в 1998 году корпорацией FASA, а разработчиком выступил хорошо известный Джордан Вейсман — он же ответственен за создание знаменитых игровых миров Battletech / MechWarrior и Mage Knight. Сюжет был свеж. В 1930 году Великая Депрессия раздробила США на 20 независимых государств. У каждого из них теперь есть собственная идеология и политико-экономические интересы. Железнодорожные пути и федеральные трассы стали бесполезны — ведь они пересекали территории десятков государств, зачастую враждовавших. В небо поднялись гигантские дирижабли — самое удобное транспортное средство в таких условиях. Главной военной силой стала авиация. Наступило время летчиков — воздушных пиратов и Робин Гудов, бороздящих неспокойное небо экс-США в поисках приключений. Хоть летчики-асы (среди которых — наша соотечественница Юля Челехова по прозвищу “Архитектор”) — главные герои “Багровых небес”, но и их крылатых механических “коней” вполне можно считать полноценными персонажами. Достаточно глянуть на имена причудливых самолетов: “Кровавый ястреб”, “Вампир”, “Яростный”. Самолеты из настольной “Crimson Skies” (2003 года). Атмосферный (во всех смыслах) авиасимулятор от Microsoft. “Children of the Sun”: это какой-то неправильный дизельпанк! В 2000 году вышла компьютерная игра “Crimson Skies” в той же вселенной, причем выпустил ее не кто-нибудь, а сам Microsoft. Игра получила статус культовой за оригинальный сюжет, великолепный стиль и “безбашенный” экшен. Естественно, игроку предстояло сесть в кокпит невероятного летательного аппарата и пачками уничтожать технику еще более невероятную. А в прошлом году компания WizKids провела успешную реинкарнацию настольной версии игры. Почему панк?Слово “панк” применительно к художественному жанру обычно обозначает свободу, независимость от каких-либо общественно-культурных обычаев, бунтарство (реже — стремление к саморазрушению). Однако в случае с дизельпанком смысловые акценты термина “панк” смещаются в сторону пьянящего чувства, которым наделяет нас могущество моторов. Человек наконец-то почувствовал себя истинным царем природы. Перед ним раскрываются невиданные доселе возможности. Но вместе с силой приходит и зависимость от машин. Появляются новые опасности — сумасшедшие ученые, вышедшие из-под контроля роботы, либо даже злобные инопланетяне, обладающие более высоким, но все равно дизельпанковским уровнем технологий. Герои дизельпанка, в целом, соответствуют антигероям — это храбрые одиночки, умелые летчики, моряки (основная стихия дизельпанка — небо или вода), талантливые ученые. В их распоряжении находятся новейшие технологии этого времени. Они ограничены в средствах, но им помогают верные друзья, правительственные агенты, а главное — героям дизельпанка всегда сопутствует удача. Старый пароход вполне может быть оборудован лучевыми пушками, подводная лодка — снабжена двигателем и крыльями, позволяющими ей превращаться в самолет, паровоз легко сходит с рельсов и трансформируется в шагающий танк, а дирижабль способен подняться в верхние слои атмосферы и запустить со своего борта реактивный самолет — прямо в космос. Вместе с тем, дизельпанку свойственна романтика 1930-х годов. Вальс, чарльстон, шампанское и розы. Летчики-блондины с ослепительными улыбками идут на подвиг ради холодных и прекрасных женщин с хищными красными губами. Папиросы курятся исключительно в мундштуке. До замужества — только целомудренные поцелуи и прогулки по лунной аллее. Мир сильно “германизирован”. В 1930-х годах Германия была одной из самых передовых (во всех отношениях) стран. Она стремительно восстанавливалась после поражения в Первой Мировой войне, готовилась к новой экспансии, а потому осуществляла мощный научно-технический прорыв. Отсюда — все гениальные ученые дизельпанка, а следовательно — все проблемы главных героев этого жанра так или иначе связаны с нацистской Германией. Хриплый граммофон, газовое освещение, люди в стильной военной форме, обязательные посещения театра и церкви — вот оно, старомодное общество прогрессивного дизельпанка. Но его размеренную жизнь уже расшатывают развратные кабаре, неприкрытая роскошь, в которой живут фабриканты и банкиры, и — толпы пьяных боевиков в пестрых нарукавных повязках. Наука развивается быстрее социальной сферы, человеческая психология и образ жизни еще не успели адаптироваться к ритмам времени. Биржевые курсы акций, трезвый расчет и здоровый прагматизм — все это постепенно стирает границы между различными слоями населения, но аристократизм, хорошее воспитание и яркая индивидуальность по-прежнему в моде.
|