дизельпанк это что такое

Дизельпанк. Фантастическая романтика эпохи дизеля

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Само собой, расцвет фантастики. Гибридные летающие подводные лодки и плавающие аэропланы. Всевозможные виды шагающих роботов, функционирующих на дизельном топливе. Ракетные ранцы, первые андроиды, диковинные телевизоры, радио в роли главного средства связи. Далекие земли, воздушные пираты, хитроумные шпионы, мировые войны, авантюристы, многобашенные танки, диктаторы, бронепоезда. Вот что такое дизельпанк. Жанр молодой, но при этом безумно притягательный и даже чертовски романтичный.

С дизельпанком произошла странная история: он появился на свет еще до того, как на свет появился собственно термин, его обозначающий. Кладезь дизельпанка – работы художников 30–40-х годов, а также проекты воздушных конструкторов того времени. Многие из этих проектов, кстати, впоследствии стали основами для техники из дизельпанковских фильмов, книг и мультсериалов.

При этом сам термин появился в 2001 году с подачи Льюиса Поллака. Этот игровой дизайнер использовал слово dieselpunk как попытку прорекламировать свою новую настольную игру Children of the Sun. При этом как раз дизельпанка в Children of the Sun ощутимо недоставало, скорее это была игра со стимпанковским миром. Однако термин прижился, а чуть позже идеально подошел для обозначения ретро-фантастики эпохи дизеля.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Одним из первых по-настоящему, стопроцентно дизельпанковских мультфильмов можно с полным правом считать замечательный диснеевский мультсериал «Чудеса на виражах». В самом деле, в простом, казалось бы, мультике заложены все основы этого жанра. Время действия – примерно 30-40 годы прошлого века, уже после завершения Великой войны, о которой иногда вспоминают герои мультсериала. Место действия – маленький город-государство Кейпт-Сюзет, островок посреди океана, окруженный со всех сторон острыми скалами. Здесь обитают антропоморфные звери; некоторые из них, кстати, очень напоминают персонажей другого диснеевского мультика – «Книга джунглей». Поскольку островок отрезан от других городов водной гладью, основными средствами для связи с внешним миром являются корабли и особенно авиация. Потому и летчики здесь в большой цене: такие ребята, как медведь-пилот Балу, наемный курьер по доставке грузов, всегда умудряются найти себе работу. Доставка грузов – бизнес весьма прибыльный, потому им занимаются как наемники-одиночки из маленьких компаний, так и пилоты влиятельной корпорации тигра Шер-Хана. Но доставка грузов также дело еще и очень опасное, поскольку на воде и в воздухе шалят воздушные пираты хитроумного лиса Дона Карнажа.

В случае с «Чудесами на виражах» мы имеем абсолютно все, что должно быть в хорошем дизельпанковском произведении. Стилистика эпохи дизеля – есть, сериал замечательно стилизован под старые кинокартины. Различные фантастические элементы также имеются: тут вам и воздушные пираты, и человекообразные роботы, и красавец-дирижабль Железный Гриф – основная база пиратов Дона Карнажа. Вместе с тем история остается детским мультфильмом, который, как и многие мультипликационные шоу студии Уолта Диснея, учит доброте, справедливости и честности. Если вы еще не знакомы с этим замечательным мультиком – непременно посмотрите его.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Так, с тем, каким должен быть эталон дизельпанка, мы с вами разобрались. Самое время несколько глубже разобраться с терминологией, чтобы понять, что именно ошибочно относится к дизельпанку. Наиболее яркие примеры – первый «Бэтмен» от Тима Бертона, трилогия «Человек-паук» Сэма Рейми и вселенная Индианы Джонса. Стилистика этих картин действительно напоминает 30-40 годы, а в случае с Индианой Джонсом так и само действие разворачивается в это время. Но стоит также учитывать, что стилистика – это далеко не все, что нужно для определения дизельпанка; обязательно должен быть и фантастический антураж, основанный на идеях писателей и кинорежиссеров того времени. В случае с Индианой Джонсом мы имеем просто классическую авантюрную фантастику с небольшой примесью магии. В «Человеке-пауке» и «Бэтмене» из высоких технологий только глайдер Гоблина, клешни Доктора Осьминога да бэтмобиль. Однако будем честны – все это не более чем небольшие элементы дизельпанка.

Герои комиксов в дизельпанке

Да, супергеройское кино вполне можно снять в стилистике дизельпанка, стимпанка или антиутопии, да и вообще в любом жанре или поджанре фантастики – вот только пары изобретений да соответствующей картинки для этого все-таки недостаточно. Чуть ближе к жанру подошла Marvel в своей серии комиксов Marvel Noir – но и здесь мы получили все-таки нечто другое: именно нуар, но не дизельпанк. Чтобы было более понятно, мы приведем пример еще одной, уже чисто дизельпанковской картины – фильм «Ракетчик», снятый Джоном Джонстоном в 1991 году.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Смотрите, на этот раз у нас классическая история о становлении молодого супергероя, чем-то похожая на «Черную молнию» Тимура Бекмамбетова. Время действия – 30-е годы. Молодой парень случайно становится обладателем новейшей военной разработки – ракетного ранца с реактивным двигателем. Изобретение дает персонажу эдакую суперсилу, он перевоплощается в могущественного супергероя – Ракетчика, который успешно сражается со злом и на земле, и в воздухе. Казалось бы, точно такой же пример, как и с фильмами про Бэтмена: одна фантастическая вещь и история становления супергероя – однако в отличие от «Бэтмена» и «Человека-паука» Сэма Рейми фильм и буквально пропитан дизельпанком. В качестве врагов выступают немецкие шпионы, а вся стилистика 30-х выдержана безукоризненно, начиная с моды и музыки, и заканчивая автомобилями и самолетами. Последние – разговор особый, ведь «Ракетчик» – история о летчиках, о романтиках бездонных небес. Не случайно самые мощные сцены финального противостояния разворачиваются на борту огромного немецкого дирижабля. Вот благодаря всему этому «Ракетчик», равно как и его небольшая вселенная, с полным правом относятся к миру дизельпанка. Кстати, в последнее время все чаще ведутся разговоры о перезапуске «Ракетчика». Если авторы нового фильма сохранят старую стилистику, то мы с вами наконец-то получим современного дизельпанковского супергероя.

Заканчивая разговор о супергеройских фильмах, мы просто обязаны упомянуть еще пару известных геройских имен. Первое – Тень, персонаж, блистательно сыгранный Алеком Болдуином в одноименном фильме. Тень, герой сначала пальп-романов и радиопостановок, а впоследствии и комиксов, идеально соответствует дизельпанку. Оговоримся, что фильм «Тень»– все же больше нуарная супергеройская кинокартина. А вот в расширенной вселенной этого героя дизельпанковских элементов более чем достаточно. Второй супергерой – Фантом, и в фильме и комиксах о нем элементов дизельпанка даже еще больше: есть и воздушные пираты, и диковинные механизмы. В целом, Ракетчик, Фантом и Тень – тройка супергероев, которых при надлежащей переработке вполне легко можно вписать в любую дизельпанковскую вселенную. Жаль только, что фильмы о них сегодня уже практически не выпускаются.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Наконец, мы просто не можем не упомянуть по-настоящему эталонный фильм «Небесный капитан и мир будущего». И если «Чудеса на виражах» – это образец дизельпанка в мультфильмах, то «Небесный капитан» – образец того, как должен выглядеть дизельпанк в большом кино. Стилистика 30-40-х, а также узнаваемые элементы: злобные ученые, бесстрашные летчики, механические люди, воздушные базы в небесах, дирижабли и, конечно, гигантские роботы на бензиновых двигателях – разве этого не достаточно? Кому все же мало, те могут посмотреть «Запрещенный прием», а если точнее – один из миров этой картины, выполненный в фантастических декорациях Первой мировой. Мир с огромными роботами и с солдатами-зомби.

Дизельпанк в играх

Да, мы были бы не мы, если бы не предложили вам во что-нибудь поиграть по нашей теме. В случае с дизельпанковскими играми ситуация одновременно и похожая на фильмы, и все же несколько иная. Именно игровой дизельпанк можно найти даже в современных хитах. Элементы дизельпанка встречаются в играх серии Bioshock, особенно много их в Bioshock: Infinite. Полностью дизельпанковской является Wolfenstein: The New Order. Хватает дизельпанка и в аркадных авиасимуляторах. Среди основных примеров – Blazing Angels 2с ее огромными боссами-дирижаблями. Но есть в играх и чистейший, эталонный дизельпанк, такой же, как «Чудеса на виражах» в мультсериалах и «Небесный капитан и мир будущего» в большом кино. И имя этой игре – Crimson Skies.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Серия Crimson Skies переносит нас в альтернативные 30-е годы прошлого века. В США к этому времени критической точки достигло противостояние различных штатов, вызванное Великой депрессией. В итоге как США, так и соседняя Канада рассыпались на огромное количество независимых государств. Путешествовать по суше стало затруднительно, ведь автомобильные шоссе и железные дороги часто пролегали по территориям различных стран, которые вдобавок еще и враждовали между собой. В результате на первый план вышли авиаперевозки, которые осуществлялись с помощью самолетов и огромных грузовых дирижаблей. Само собой, востребованность авиации привела в итоге к бурному развитию данного вида транспорта. В мире Crimson Skies небеса бороздят огромные грузовые воздушные суда – дирижабли, защищенные бортовыми пушками. Дирижабли, везущие, как правило, ценные грузы, также сопровождаются небольшими самолетами для охраны. Охранять груз нужно не только от вражеских летчиков, но и от лихих воздушных пиратов, которые базируются на собственных летающих крепостях.

Вселенная Crimson Skies на данный момент насчитывает две настольные игры: Crimson Skies: A Game of Aerial Combat и Crimson Skies (collectible miniatures game); игру для ПК, которая так и называется Crimson Skies, отдельную игру для первой Xbox Crimson Skies: Road to Revenge, а также несколько книг по мотивам вселенной. В России и СНГ все эти проекты официально не издавались, однако сегодня вполне можно найти качественные пиратские версии компьютерной игры Crimson Skies, переведенные на русский язык.

Сразу видно, что Crimson Skies создавалась с любовью и с тщательным следованием всем основным канонам дизельпанка. В игре для ПК для заставок используются старые черно-белые пропагандистские ролики. В моде черные кожаные куртки и летные шлемы, да и летчики там что-то вроде по-настоящему привилегированной касты, которая пользуется всеобщим вниманием и уважением. Ну и как же без фантастических элементов? А таковых здесь очень много: есть и самолеты самых невообразимых конструкций, и первые трансформеры – дирижабли, превращающиеся в огромных роботов, плюс сами по себе громадные дирижабли – также фантастические машины, по размеру не уступающие реальным морским кораблям. Сейчас Crimson Skies – это уже прочно забытая вселенная, однако периодически появляются слухи о возможном возрождении сериала в виде новых компьютерных и консольных игр.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Элементы дизельпанка есть и в игре NecroVisioN – истории об альтернативной Первой мировой войне, в которой, помимо людей, также принимают участие зомби, вампиры и колдуны. Впрочем, хоррор-элементов в этой игре намного больше, чем дизельпанковских, однако спасибо разработчикам и на том, что смогли хорошо передать кровь и грязь окопной войны начала века, с химическими атаками и ожесточенными рукопашными схватками. По крайней мере, атмосфера всеобщего упадка, царящая обычно в дизельпанке, в NecroVisioN выдержана хорошо, хотя мистики и хоррора в этой игре гораздо больше, чем фантастики.

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Фильм «Бразилия» 1985 года, поставленный Терри Гиллиамом – чистейшая антиутопия, содержащая только лишь некоторые элементы дизельпанка. Картина «Водный мир» и киносерия «Безумный Макс», игры Mad Max, комикс-фильмы и комиксы «Танкистка» и «Не называй меня малышкой» – чистый постапокалипсис, опять же. В лучшем случае лишь с элементами дизельпанка (такими как совершенно невероятные автомобили в «Безумном Максе»). «Город Грехов», как фильмы, так и комиксы – чистейший нуар. А все это очень часто ошибочно относят к дизельпанку.

В целом, дизельпанк – еще только-только развивающийся, молодой жанр, потому и произведений в этом жанре пока создано не очень много. Помимо тех примеров, что мы уже назвали, можно вспомнить аниме «Небесный замок Лапута», «Порко Россо», «Изгнанник» и «Небесные скитальцы». Среди игр это замечательная серия Valkyria Chronicles, а также You Are Empty. В кино сильными чертами дизельпанка наделен российский фильм «Шпион», однако там все эти элементы имеют второстепенное значение. А вот полностью дизельпанковскими, несомненно, являются старые кинокартины «Метрополис» и «Облик грядущего». В литературе сразу же на ум приходит замечательный рассказ Уильяма Гибсона «Континуум Гернсбека» и «Призрак Манхеттена» Джорджа Манна. Однако в большой литературе дизельпанка все же очень мало.

В целом, дизельпанк все еще продолжает свое развитие, и идет оно весьма бурными темпами. По аналогии со стимпанком уже зарождается целая субкультура – со своей модой, музыкой, живописью, косплейными фотосессиями, поддерживаемая игровыми и киношными произведениями искусства. И будет очень любопытно посмотреть, куда в итоге заведут нас дизельпанковские вихри.

Источник

ВИХРИ ДИЗЕЛЬПАНКА

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор,

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца — пламенный мотор.

Что такое “дизельпанк”? Эти слова кажутся, в принципе, понятными, но при попытке связать их с чем-то конкретным мы можем вспомнить разве что лысого Вин Дизеля в роли Риддика — матерого уголовника с замашками Робин Гуда.

Наивная ретрофантастика в духе 1930-х годов сейчас переживает свое второе рождение. Этот жанр обычно называют “дизельпанк”, часто путая его со “стимпанком” — хронологически более молодым фантастическим миром паровых машин, людей-невидимок, агрессивных пришельцев с Марса и благородных героев Жюль Верна. Стимпанк — это приключения на рубеже 19 и 20 веков, дизельпанк — стилизованные 20-е и 30-е годы прошлого века.

Так чем же примечателен дизельпанк? Почему мы так мало знаем о нем?

Рудольф Дизель родился в простой незнатной семье (отец — немецкий иммигрант, владевший небольшой мастерской). Получив инженерное образование и проработав 12 лет в фирме по производству холодильных установок, он получил патент на “рациональный тепловой двигатель”.

Первое его испытание (модель весила 4,5 тонны), можно считать, завершилось удачно, так как никто не был убит после того, как опытный образец взорвался из-за слишком высокого давления в своем единственном цилиндре (вообще, Дизель рассчитывал достичь рабочего давления в 250 атмосфер). Вторая модель проработала в течение одной минуты, сделав 88 оборотов и развив 13,3 лошадиных силы. Итоговый вариант, показанный широкой публике, имел в высоту три метра (при ходе поршня в 40 см) и выдавал до 20 л.с., расходуя 258 граммов сырой нефти на 1 л.с. в час.

Два Дизеля — человек и мотор.

Человек и мотор

Почему в названии этого жанра на первом месте стоит слово “дизель”? Виной всему Рудольф Дизель (1858-1913) — талантливый немецкий инженер, создавший поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Главной особенностью этого изобретения было то, что в цилиндр засасывался не бензин, а воздух. Поршень сжимал его, отчего температура воздуха увеличивалась. В момент наибольшего сжатия насос впрыскивал в цилиндр порцию топлива, которое воспламенялось от нагрева.

Такой двигатель не нуждался в сложной конструкции электрического зажигания. Топливо подавалось в цилиндр под давлением, а его полному испарению способствовала высокая температура. Поэтому двигатель Дизеля не требовал дорогого и редкого по тем временам бензина, а работал на самом низкокачественном сырье. Первоначально в качестве такового предлагалось использовать мелкую угольную пыль, но для стендовых испытаний применяли более дорогой, но надежный керосин. Впоследствии все двигатели Дизеля перешли на дешевую нефть.

За счет высокой степени сжатия (34 атмосферы) двигатель Дизеля потреблял на 50% меньше топлива, чем его бензиновые собратья. КПД был равен 26,2%, что вдвое превышало показатели самых эффективных паровых машин того времени.

Моя идея настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать — я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!

Р. Дизель о своем двигателе в письме к родным

Из недостатков двигателя можно было отметить его большой вес (высокое давление требовало прочной конструкции). Тяжелые детали ограничивали частоту вращения дизеля, делая его менее быстроходным по сравнению с бензиновыми моторами. И, наконец, дизельные двигатели были гораздо шумнее карбюраторных.

Это ограничивало применение детища Дизеля в быту (первые успешные испытания прошли в 1895 году, а массовые гражданские автомобили с дизельным двигателем появились лишь в 1930 году), но открывало великолепные возможности для развития авиации и судостроения.

Следует оговориться, что ко времени создания дизельного мотора по Германии уже вовсю бегали крохотные автомобили с маломощными бензиновыми “сердцами”. Чтобы въехать на холм, водителю нужно было вылезать из машины и идти рядом с ней — иначе двигатель мог заглохнуть. В целом, эти самобеглые коляски представляли собой усовершенствованный велосипед с моторчиком, больше подходящий под определение “мотоцикл” и лишенный каких-либо признаков дизельпанковского механизма.

Гигантомания

Дизельпанку свойственен гигантизм. Логика здесь проста — имея мощные дизельные двигатели, инженеры могут создавать конструкции совершенно невероятных размеров. Эта особенность молодого фантастического жанра в целом соответствует реальности начала 20 века. Именно тогда начали строиться первые американские небоскребы. Со стапелей на воду спускались суда огромного водоизмещения (вспомним тот же “Титаник”, высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала). Небо бороздили исполинские цеппелины. Дизели ставились на поезда, танки и электростанции. Казалось, что размеры конструкций и мощность механизмов уже больше не имеют пределов. Мир вдруг стал очень маленьким и хрупким.

Дома длиной до Луны

Строительству гигантских зданий препятствовал не только низкий уровень инженерного мастерства того времени, но и совершенно прозаическое обстоятельство — людям приходилось бы несколько раз на дню преодолевать лестничные пролеты высотой в 10-20 этажей. Но после того, как в пятидесятых годах 19 века молодой инженер Элиша Отис изобрел паровой лифт, эта проблема была решена.

У его лифта была страховка: в случае обрыва троса срабатывал аварийный пружинный механизм, который блокировал пассажирскую кабину и останавливал падение. Несмотря на это, публика отнеслась к новой машине настороженно. Мало кто верил в эффективность такой системы безопасности. Отису пришлось доказывать надежность собственного изобретения на себе. Он поднялся на лифте на большую высоту, после чего его помощники попросту обрезали трос, но пружинный механизм спас жизнь изобретателя.

Леса и травинки — сбриты.

На север с юга идут авеню,

на запад с востока — стриты.

А между — (куда их строитель завез!) —

дома невозможной длины.

Одни дома длиной до звезд,

другие — длиной до Луны.

В. Маяковский, “Бродвей”, 1925

Другой помехой возведению высоток были несовершенные строительные технологии. Изначально основной вес здания брали на себя несущие стены. Поэтому для высоких домов их приходилось делать большой толщины.

Использование металлического каркаса при постройке зданий произвело революцию в архитектуре. Европа и Россия относились к небоскребам скептически, но в США 30-х годов прошлого столетия для высотных зданий наступил настоящий золотой век.

Первые американские небоскребы были перегружены элементами готического декора, а потому смотрелись чрезвычайно внушительно и даже громоздко. Такие мотивы весьма свойственны дизельпанку — например, в фильме “Небесный капитан и мир будущего” был показан один из первых небоскребов Нью-Йорка — так называемый “Утюг” (Flatiron), построенный в 1902 году на пересечении Бродвея и Пятой авеню.

С ним связано множество самых невероятных легенд. Например, считается, что острый нос здания (шириной менее 2 метров) создает особые завихрения ветра, задирающие юбки у женщин.

Долгое время пальму первенства удерживал 242-метровый Нью-йоркский небоскреб, построенный по заказу мультимиллионера Фрэнка Вулворта и названный его именем. В 1930 году строится здание “Крайслер” (высота 319 метров), а в 1931 — “Эмпайр Стейт Билдинг” (391 метр).

Легендарный Нью-Йоркский “утюг”.

Возникает вопрос — почему же циклопическая архитектура дизельпанка так и не стала реальностью? Виною тому явилась Великая Депрессия, бушевавшая в США с 1929 по 1933 год. Она подорвала экономическую мощь страны и на многие годы затормозила дальнейшее строительство небоскребов. Кроме того, вскоре началась Вторая Мировая война. О высотных зданиях позабыли. Они стали строиться лишь в 50-70-е годы двадцатого века — но это было уже другое время: космос, атомная энергия и холодная война. Возможность развивать архитектуру в стиле дизельпанка была безвозвратно утеряна.

К 2009 году на территории московского района “Москва-Сити” будет построен небоскреб “Россия”. Его высота по первоначальному проекту составляла 640 метров (он должен был стать самым высоким в мире зданием), но из-за угрозы терроризма ее сократили до 398 метров.

“Гинденбург” (названный в честь президента Германии фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга, умершего в 1934 году) был самым крупным в мире жестким дирижаблем: двухэтажная пассажирская палуба, 26 двухместных кают, прогулочная галерея, ресторан, бар, салон и читальный зал. Дирижабль уже совершил 10 пассажирских рейсов из Европы в США, несмотря на то, что билет на круиз стоил огромных по тем временам денег — 800 американских долларов (цена хорошей легковой машины). Борт Гинденбурга украшала гигантская свастика — ведь этот корабль был гордостью фюрера и Германии.

Вечером 6 мая 1937 года дирижабль прилетел в аэропорт “Лейкхерст”(Нью-Йорк). Он снизился и выбросил швартовочные тросы — как вдруг на его борту сверкнула яркая вспышка. Начался страшный пожар. Над кораблем возник огненный шар невиданных размеров, осветивший весь город. Люди сгорали заживо в своих каютах, либо прыгали с большой высоты на землю, ломая себе ноги. Из 36 пассажиров погибло 13. Из 61 члена экипажа умерло 22 человека.

Воздушные левиафаны

Американский художник Том Кидд под псевдонимом Гнемо выпустил целую серию работ, посвященных вымышленному миру дирижаблей.

Другой обязательный элемент дизельпанка — дирижабли. Вопреки распространенному мнению о том, что их изобрел граф Фердинанд фон Цеппелин, на самом деле история дирижаблей начинается в России.

В 1887 году К. Э. Циолковский предложил революционный по тем временам проект цельнометаллического бескаркасного дирижабля. Но первый полет подобного воздушного аппарата состоялся во Франции — в 1899 году пилот Сантос-Дюмон облетел на своем дирижабле вокруг Эйфелевой башни со скоростью 25 км/ч.

Второго июля 1900 года в небо Германии над Боденским озером поднялся первый в мире полноценный дирижабль с бортовым номером LZ-1. Его размеры были поистине дизельпанковскими — 128 метров в длину и 12 в ширину. В одной из двух гондол находился его конструктор, граф Цеппелин — аристократ и изобретатель. После первого успешного испытания своего цельнометаллического детища (газ помещался внутри жесткого каркаса в мешках из газонепроницаемой материи) он разом превратился из “чокнутого психа” в “покорителя небес”.

Так началась эра дирижаблей. Учитывая то, что Германия и остальная Европа в первой половине 20 века, мягко говоря, не дружили, воздушные гиганты служили, в первую очередь, военным целям. Помимо доставки почты и пассажиров, они осуществляли разведку на местности, проводили бомбардировки, конвоировали транспортные суда и корректировали артиллерийский огонь.

В 1915 году впервые в военной истории немецкий цеппелин атаковал английскую подлодку и повредил ей рубку.

Преимущества дирижаблей перед другими видами воздушного транспорта (в первую очередь — самолетами) очевидны. Они были способны нести несколько десятков тонн полезной нагрузки, требовали несравненно меньше топлива, хорошо сопротивлялись повреждениям — это справедливо для гелиевых цельнометаллических дирижаблей, так как мягкооболочные, наполненные водородом, часто взрывались; а также могли находиться в воздухе до 130 дней подряд (рекорд советского дирижабля “СССР В-1”, поставленный в 1937 году).

Советский агитплакат 30-х годов и обложка “Crimson Skies”. Источник вдохновения дизайнеров обнаружен.

Дирижабли стоили сравнительно недорого, им не нужен аэродром — они причаливали к мачте, которая могла быть установлена в любом месте. Эти аппараты поднимались на высоту свыше 5 километров и становились недосягаемыми для вражеских самолетов того времени и огня с земли. Скорость полета таких гигантов поражала воображение — до 150 км/ч.

В 1927 году в Германии был построен крупнейший в мире дирижабль “Граф Цеппелин”. Он имел 250 метров в длину, 30 в высоту, брал на борт 23 тонны груза, развивал моторную мощность в 3600 лошадиных сил и летал с крейсерской скоростью 125 километров в час.

В 1929 году дирижабль “Граф Цеппелин” с бортовым номером LZ-126 осуществил кругосветный полет, потратив на него всего 20 суток.

По всем прогнозам дирижаблям принадлежало будущее воздухоплавания. Однако реальность оказалась суровой. Всеобщая эйфория от осознания открывающихся возможностей (облететь вокруг света за 20 дней по тем временам было фантастикой) заставляла инженеров забывать об осторожности. Проекты дирижаблей сразу отправлялись на заводы, а готовые машины, не пройдя стадию испытаний, немедленно отправлялись в полет.

Пушка Адского пламени (Children of the Sun).

В результате, из-за ряда технических ошибок и просчетов, дирижабли падали. Один за другим. Количество человеческих жертв росло с огромной скоростью.

Последней и наиболее известной катастрофой, поставившей крест на немецком дирижаблестроении (оно было самым прогрессивным, а следовательно — определяющим будущее дирижаблей во всем мире), была гибель цеппелина “Гинденбург”.

Дирижабли быстро теряли былую привлекательность. Пока инженеры разбирались в причинах аварий, начался бурный прогресс самолетостроения. В отсутствие достойных конкурентов машины тяжелее воздуха положили конец эре воздухоплавания. Дирижабли и воздушные шары стали применяться лишь в оборонных (воздушное заграждение от бомбардировщиков), а позже — научно-исследовательских целях.

Мир, который мы потеряли

Дизельпанк — жанр чрезвычайно молодой. Ему насчитывается от силы несколько лет, поэтому дальнейшее перечисление его признаков будет весьма условным. Дело в том, что дизельпанк — прежде всего фантастика. Из вышеприведенного материала следует, что развитие науки и техники вполне могло пойти и несколько другим путем — сейчас бы мы жили в исполинских небоскребах и добирались на работу в маршрутных дирижаблях. Однако остальные составляющие дизельпанка настолько фантастичны, что вряд ли могли бы воплотиться в наше время.

“Под тридцатые” в компьютерных “Багровых небесах” оформлены даже зарисовки в тетрадке.

Человеческий фактор

Вот, например — гениальные маньяки-одиночки. Совершенно очаровательные личности, без которых не обойдется ни одно произведение в жанре ретрофантастики. Характерно, что все они имеют ученую степень по какой-либо технической специальности.

Эти “доктора”, “профессора” и прочие свихнутые интеллигенты с каким-нибудь пугающе звучным псевдонимом (например, доктор “Мертвая голова” из вышеупомянутого фильма “Небесный капитан”) — вполне закономерное явление, вытекающее из реалий начала прошлого века.

Большинство гениальных изобретателей того времени происходили из незнатных и небогатых семей. Про Дизеля мы уже говорили — а чего стоят такие мэтры автоинженерной мысли, как Готтлиб Даймлер, Вильгельм Майбах, Карл Бенц, братья Рено? Сплошные лавочники, торговцы и подмастерья, выбившиеся в люди благодаря своим природным талантам и демократизации системы высшего профессионального образования.

Ноги современной ретрофантастики растут из первых американских комиксов. Том Кидд назвал город на этой картине именем Уинсора МакКэя, основателя комиксного жанра.

Дирижабли — любимые персонажи иллюстратора Питера Бауштедтера.

В то время стало возможным поступить в престижный университет, не имея роскошного особняка и многовековой истории своей фамилии. Это была эпоха гениальных одиночек, попавших “из грязи в князи”.

Никола Тесла родился в семье бедного сельского священника, а Альберт Эйнштейн — разорившегося провинциального фабриканта. Резерфорд был сыном мелкого фермера, Рентген — небогатого торговца.

Многие из этих ученых смогли добиться не только научной славы — они стали чудовищно богаты и знамениты, что предоставило им возможность оказывать влияние на судьбу всего мира. Изобретатели основывали крупные корпорации (которые, кстати, являются неотъемлемым признаком другого фантастического жанра — киберпанка), но все равно оставались яркими индивидуалистами.

Однако политика в конечном итоге оказалась сильнее науки. В первой половине 20 века миром правили те же самые гениальные безумцы, выходцы из бедных семей (Сталин родился в семье сапожника, а Гитлер — мелкого таможенного чиновника), с той лишь разницей, что они управляли не гигантскими шагающими роботами, а живыми людьми.

Энергетические исследования

Остальные дизельпанковские мотивы — шагающие роботы и лучи смерти — представляют собой смесь вымысла и реальности, о которых в наше время не стоит говорить даже в сослагательном наклонении.

К примеру, фантастические проекты Никола Тесла вполне соответствуют этому жанру. Ученый пытался создать способ беспроводной передачи энергии и, по слухам, сумел сконструировать электромобиль, развивавший скорость до 150 км/ч и работавший без всякого видимого источника питания (предполагается, что в качестве такового Тесла использовал магнитное поле Земли). Незадолго до своей смерти, которая, по слухам, была инсценирована, чтобы уберечь ученого от иностранных разведок, он был директором проекта “Радуга”, в рамках которого проводился печально известный “Филадельфийский эксперимент” 1943 года.

В ходе “Филадельфийского эксперимента”, результаты которого остаются засекреченными даже в наше время, ВМС США пытались создать генераторы электромагнитного поля, обеспечивающие кораблям невидимость для радаров противника. По слухам, в итоге невидимым — причем физически — стал целый эсминец, а при повторении эксперимента с увеличенным напряжением поля он якобы исчез из бухты на несколько минут, телепортировавшись в район Норфолка, а затем вернувшись обратно. Так или иначе, весь экипаж корабля сошел с ума, а многие из матросов умерли при очень странных обстоятельствах.

Считается, что к эксперименту “Филадельфия” якобы приложил руку сам Эйнштейн.

Гиперболоид инженера Гарина так и не был создан в действительности, хотя на страницах одноименного романа А. Толстого царил самый настоящий дизельпанк: безвестный инженер создал мощнейший излучатель энергии, с его помощью пробурил в земле скважину, добравшись до золотоносных слоев мантии планеты, и стал самым влиятельным человеком на свете.

Итроия одного двигателя
Играем в дизельпанков
дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое

Первая игра в жанре дизельпанк, о которой стоит упомянуть, — “Crimson Skies” (“Багровые небеса”). Эта настольная стратегия была издана в 1998 году корпорацией FASA, а разработчиком выступил хорошо известный Джордан Вейсман — он же ответственен за создание знаменитых игровых миров Battletech / MechWarrior и Mage Knight. Сюжет был свеж. В 1930 году Великая Депрессия раздробила США на 20 независимых государств. У каждого из них теперь есть собственная идеология и политико-экономические интересы. Железнодорожные пути и федеральные трассы стали бесполезны — ведь они пересекали территории десятков государств, зачастую враждовавших. В небо поднялись гигантские дирижабли — самое удобное транспортное средство в таких условиях. Главной военной силой стала авиация. Наступило время летчиков — воздушных пиратов и Робин Гудов, бороздящих неспокойное небо экс-США в поисках приключений.

Хоть летчики-асы (среди которых — наша соотечественница Юля Челехова по прозвищу “Архитектор”) — главные герои “Багровых небес”, но и их крылатых механических “коней” вполне можно считать полноценными персонажами. Достаточно глянуть на имена причудливых самолетов: “Кровавый ястреб”, “Вампир”, “Яростный”.

Самолеты из настольной “Crimson Skies” (2003 года).

Атмосферный (во всех смыслах) авиасимулятор от Microsoft.

“Children of the Sun”: это какой-то неправильный дизельпанк!

В 2000 году вышла компьютерная игра “Crimson Skies” в той же вселенной, причем выпустил ее не кто-нибудь, а сам Microsoft. Игра получила статус культовой за оригинальный сюжет, великолепный стиль и “безбашенный” экшен. Естественно, игроку предстояло сесть в кокпит невероятного летательного аппарата и пачками уничтожать технику еще более невероятную. А в прошлом году компания WizKids провела успешную реинкарнацию настольной версии игры.

Почему панк?

Слово “панк” применительно к художественному жанру обычно обозначает свободу, независимость от каких-либо общественно-культурных обычаев, бунтарство (реже — стремление к саморазрушению).

Однако в случае с дизельпанком смысловые акценты термина “панк” смещаются в сторону пьянящего чувства, которым наделяет нас могущество моторов. Человек наконец-то почувствовал себя истинным царем природы. Перед ним раскрываются невиданные доселе возможности.

Но вместе с силой приходит и зависимость от машин. Появляются новые опасности — сумасшедшие ученые, вышедшие из-под контроля роботы, либо даже злобные инопланетяне, обладающие более высоким, но все равно дизельпанковским уровнем технологий.

Герои дизельпанка, в целом, соответствуют антигероям — это храбрые одиночки, умелые летчики, моряки (основная стихия дизельпанка — небо или вода), талантливые ученые. В их распоряжении находятся новейшие технологии этого времени. Они ограничены в средствах, но им помогают верные друзья, правительственные агенты, а главное — героям дизельпанка всегда сопутствует удача.

Старый пароход вполне может быть оборудован лучевыми пушками, подводная лодка — снабжена двигателем и крыльями, позволяющими ей превращаться в самолет, паровоз легко сходит с рельсов и трансформируется в шагающий танк, а дирижабль способен подняться в верхние слои атмосферы и запустить со своего борта реактивный самолет — прямо в космос.

Вместе с тем, дизельпанку свойственна романтика 1930-х годов. Вальс, чарльстон, шампанское и розы. Летчики-блондины с ослепительными улыбками идут на подвиг ради холодных и прекрасных женщин с хищными красными губами. Папиросы курятся исключительно в мундштуке. До замужества — только целомудренные поцелуи и прогулки по лунной аллее.

Мир сильно “германизирован”. В 1930-х годах Германия была одной из самых передовых (во всех отношениях) стран. Она стремительно восстанавливалась после поражения в Первой Мировой войне, готовилась к новой экспансии, а потому осуществляла мощный научно-технический прорыв. Отсюда — все гениальные ученые дизельпанка, а следовательно — все проблемы главных героев этого жанра так или иначе связаны с нацистской Германией.

Хриплый граммофон, газовое освещение, люди в стильной военной форме, обязательные посещения театра и церкви — вот оно, старомодное общество прогрессивного дизельпанка. Но его размеренную жизнь уже расшатывают развратные кабаре, неприкрытая роскошь, в которой живут фабриканты и банкиры, и — толпы пьяных боевиков в пестрых нарукавных повязках. Наука развивается быстрее социальной сферы, человеческая психология и образ жизни еще не успели адаптироваться к ритмам времени. Биржевые курсы акций, трезвый расчет и здоровый прагматизм — все это постепенно стирает границы между различными слоями населения, но аристократизм, хорошее воспитание и яркая индивидуальность по-прежнему в моде.

Второе рождение дирижаблей

Современный дирижабль- разведчик.

Изобретение новых материалов и технологий заставило инженеров обратить свой взгляд на старые добрые дирижабли, сделав их более надежными и эффективными.

Пять лет назад в Германии была создана компания “Карголифтер АГ”. Она планирует заняться грузоперевозками на дирижаблях. К 2015 году будет создан флот из воздушных тяжеловозов, способных поднять 200 тонн груза и доставить его в любую точку мира дешевле и быстрее, чем любые другие транспортные средства.

Кроме того, корпорация “Локхид-Мартин” разрабатывает небольшой дирижабль для борьбы с ракетами противника.

Послесловие

Мы рассмотрели лишь самые наглядные причины того, почему эпоха дизельпанка так и не наступила. По сути дела, виной тому — последовательность случайностей, которая направила развитие науки и техники в другое русло: гигантомания уступила место миниатюризации, щедрый расход ресурсов — разумной экономии. Один человек уже не способен повлиять на ход мировой истории, захватить власть над планетой и установить на ней свою диктатуру.

Но именно поэтому нас так привлекает дизельпанк — мир романтики и железа, бурного прогресса и великих возможностей. Пусть это всего лишь вымысел, причем далекий от утопии — но он неповторим и прекрасен. Если бы нам была дана возможность выбирать любую художественную вселенную для своей жизни, то, кто знает — может быть большинство из нас выбрало бы именно дизельпанк?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

дизельпанк это что такое. Смотреть фото дизельпанк это что такое. Смотреть картинку дизельпанк это что такое. Картинка про дизельпанк это что такое. Фото дизельпанк это что такое