договор осаго тип с ограничением что значит
Ограниченная страховка ОСАГО. Обзор ограниченного полиса ОСАГО, его преимуществ и особенностей.
В страховой полис можно включить разнообразные опции, которые влияют на его стоимость. К таким относится количество лиц, допущенных к управлению. Опытный водитель заплатит за полис гораздо меньше, чем молодой автовладелец. Как определяется цена ограниченной страховки, как она оформляется и о других важных деталях я расскажу в статье.
○ Ограниченная страховка что это?
Ограниченное страхование предполагает, что к управлению автомобилем допускаются лишь некоторые водители. В этом его отличие от неограниченного, когда по полису могут ездить разные водители, прямо не вписанные в него.
○ Преимущества и недостатки.
Преимуществом ограниченной страховки служит ее цена: если водитель опытный, достиг 22 лет, имеет неплохой класс безаварийной езды и планирует использовать автомобиль сам, то он получит хорошую скидку. В случае же с неограниченной страховкой коэффициент будет максимальным, независимо от того, насколько опытные водители садятся за руль.
Недостаток ограниченной страховки заключатся в том, что нельзя передать управление водителям, не указанным в ней.
○ Стоимость ограниченной страховки.
На стоимость ограниченной страховки влияют два показателя: возраст и стаж водителя и класс безаварийной езды. Чем опытнее, старше и аккуратнее водитель, тем меньшую сумму он заплатит. Если водителей несколько, и они имеют разный возраст и стаж, то применяется наибольший коэффициент.
Если полис без ограничений по количеству допущенных к управлению лиц, то применяется максимально возможный коэффициент – 1,8, такой же, как и для молодых неопытных водителей.
○ Как оформить ограниченную страховку.
Ограниченная страховка оформляется в стандартном порядке: при написании заявления следует указать, какие водители допущены к управлению автомобилем и предоставить их права, реквизиты которых вписываются в бланк полиса.
○ Управляет лицо не вписанное в страховку:
К управлению автомобилем допускаются только те, кто вписан в полис. Остальные не могут использовать транспортное средство.
✔ Какая ответственность.
Если в результате не вписанный водитель попадет в ДТП, в выплате возмещения будет отказано. Весь ущерб покроется за счет виновника аварии.
Кроме того, такого водителя ждет штраф.
✔ Как вписать дополнительного водителя.
Самостоятельно вписывать водителей нельзя. Для этого нужно обратиться в страховую компанию и предоставить права дополнительного водителя. Доплата не потребуется, если применяется такой же коэффициент, что и к автовладельцу. Если же вписываемый водитель менее опытный, то придется внести небольшую разницу, которая складывается за счет применяемого коэффициента.
✔ Когда можно не вписывать дополнительного водителя.
Дополнительного водителя вписывать не нужно, если полис предполагает использование автомобиля без ограничений по количеству допущенных к управлению лиц.
✔ Ответственность за самовольное вписывание водителя в полис.
По сути эти действия являются нарушением договора страхования. Если такое лицо попадет в ДТП, то страховая компания откажет в выплате.
○ Как из ограниченной страховки сделать неограниченную.
Для этого необходимо обратиться в страховую компанию и написать заявление о внесении в страховку изменений. На основании заявления будет выдан новый полис.
Если при первоначальном оформлении страховки применялся коэффициент ниже 1,8, то стоимость полиса будет пересчитана в сторону увеличения. И автовладелец должен будет внести доплату.
○ Советы юриста:
✔ Оформление ограниченной страховки для юрлиц.
Организации оформляют страховку в таком же порядке, что и граждане, с той лишь разницей, что собственником автомобиля является юридическое лицо.
При заполнении заявления уполномоченное лицо (руководитель или иной сотрудник, действующий по доверенности) указывает водителей, допущенных к управлению. Если они имеют разные коэффициенты, то применяется наибольший.
✔ Как узнать ограниченная ли страховка?
В бланке полиса есть раздел, посвященный количеству лиц, допущенных к управлению. Варианта может быть два: первый – знаком отмечена строка «без ограничений», означающая, что управлять автомобилем может кто угодно, второй: перечислены лица, которые могут водить этот автомобиль.
Через интернет эту информацию можно получить на сайте РСА, зайдя на страницу проверки полисов. Введя данные автомобиля в соответствующие поля, можно получить информацию о количестве допущенных к управлению водителей, договоре страхования, наименовании страховой компании.
Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ
Содержание:
При заключении сделки страхования автомобилисты могут приобрести полис на определенных условиях страхования. К их числу относится выбор числа водителей, которые могут управлять данным авто. Когда лучше остановиться на ограниченной страховке? Какую выгоду можно получить из оформления открытого договора страхования? На что обращать внимание при выборе?
Что такое ОСАГО без ограничений и принцип использования?
Владелец автомобиля, застрахованного по полису открытого доступа к авто, при аварии случае получит положенную компенсацию. То есть если управлявший авто водитель не является виновником аварии. Открытая страховка отличается пометкой в пункте №3 полиса. Разница заключается именно в обсуждаемом положении договора.
Открытый полис — за и против
Физические лица могут воспользоваться правом выбора при заключении сделки обязательного страхования (организации такой возможности не имеют). Водителю стоит тщательно взвесить свое решение относительно круга лиц, которым он доверяет. При выборе важно объективно учитывать плюсы и минусы открытой страховки.
К преимуществам свободного договора относятся:
Среди весомых недостатков полиса можно выделить:
Если группа молодых и неопытных водителей, которые делят один автомобиль, желает сэкономить, есть смысл оценить стоимость страховки, допускающую свободный доступ к рулевому управлению. Более взрослые автомобилисты со стажем могут приобрести ОСАГО с ограниченным кругом лиц, воспользовавшись скидкой по коэффициенту бонус-малус.
Кому выгодно оформлять неограниченный полис ОСАГО?
Существуют определенные категории граждан, для которых открытая страховка будет являться выгодным решением. Прочие автомобилисты рискуют потерять средства при покупке полиса свободного доступа к авто.
Как было указано ранее, первая категория — молодые люди со стажем до 3 лет. Заключение неограниченной сделки на таких условиях выгодно как для группы друзей, решивших купить автомобиль на общие средства, так и для простых новичков. Из-за повышенной ставки по коэффициентам стажа и возраста разница в цене полиса будет небольшой. Однако при желании собственник ТС сможет передать управление другу или иному близкому человеку.
Следующая категория выгодоприобретателей — владельцы организаций. Особенно актуален вопрос открытой страховки для владельцев таксопарков. Причина проста: в подчинении у предприятий множество водителей, которые поочередно выполняют свои обязанности.
Неограниченная страховка избавит юридических лиц от необходимости вносить данные каждого отдельного автомобилиста и значительно сэкономит средства. К тому же, наличие открытого ОСАГО является обязанностью этой группы граждан.
Полис страхования, не ограничивающий круг допущенных к управлению лиц, также выгоден для тех, у которых есть собственный водитель. Это наиболее выгодный вариант для такого физического лица, так как личные водители могут меняться в течение срока действия страховки.
Стоимость неограниченной страховки плюсы и минусы
Российская Федерация регламентирует размеры базовых ставок и коэффициентов, которые учитываются при оформлении ОСАГО. При наличии пометки о неограниченном круге лиц размер значения составит 1,8. Это означает, что цена полиса может стать равной 180% (по сравнению со стандартным).
Меняем ограниченную автостраховку на неограниченную
При наличии действующего ограниченного полиса обязательного страхования, автомобилист может заменить его на открытый. Для этого необходимо явиться в офис страховой организации и объяснить причину смены условий страхования и выполнить следующие действия:
Стоит заметить, что номер нового полиса будет идентичен номеру старого. В бланке будет лишь пометка в графе №8, в которой будет содержаться описание причины замены. После проведения расчета автомобилисту останется доплатить за внесение изменений и пользоваться новым неограниченным полисом страхования.
Если в офисе компании сотрудник предлагает не производить замену полиса, а внести изменения в текст старого, соглашаться нельзя. При возникновении дорожно-транспортного происшествия такой полис не считается полноправным.
Учитывается ли КБМ при страховке без ограничений?
Отличная возможность получения скидки для примерных водителей— коэффициент безаварийности вождения. Безаварийная езда поощряется страховыми компаниями сниженным значением цены страховки. КБМ будет учтен при оформлении любого вида полиса страхования. Также возможен пересчет значения при изменении параметров страховки.
Если владелец авто захочет приобрести страховку, ограничивающую перечень допущенных водителей, при расчете будет использоваться наибольший из всех показатель безаварийности (оценки истории вождения водителя с максимальным значением по данному коэффициенту). При покупке открытой страховки в расчет берется показатель собственника автомобиля.
Какая страховка будет дешевле?
Центральный банк Российской Федерации постановил, что показатель коэффициента для не предполагающей свободного доступа к транспортному средству страховки равен одному. Такое решение правительства не предполагает никаких дополнительных затрат.
Открытый же полис ОСАГО стоит почти в два раза дороже. Желающие передавать управление авто по своему усмотрению будут обязаны заплатить большую сумму, чтобы снизить риски страховой компании.
Можно смело заявить: в процентном соотношении показатели говорят, что более выгодным предложением является именно закрытый полис. К тому же при подсчете стоимости договора с открытым доступом к эксплуатации ТС будет принято максимальное из имеющихся у водителей значение коэффициента особенностей истории вождения (КБМ).
Ограниченное и неограниченное ОСАГО — тонкости страхования
Закон позволяет заключать страховой договор с указанием конкретных водителей, пользующихся автомобилем, или на неограниченный круг лиц. В соответствии с этим бывает страховка ограниченная и неограниченная. Каждый вариант имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Следует взвешивать все плюсы и минусы, прежде чем оформлять полис с ограничениями или без.
Ограниченная и неограниченная страховка — в чем разница?
Ограниченная страховка ОСАГО — это полис обязательного автострахования, который оформляется на определенных водителей. Данные каждого из них указываются в договоре. Соответственно, лишь эти люди получают право управлять автомобилем. Страхованию подлежит их автогражданская ответственность.
Неограниченная страховка ОСАГО — это «открытый» полис, где не указываются конкретные водители. В договоре ставится пометка «без ограничений». Это значит, что машиной могут управлять разные люди. В данном случае страхуется ответственность не тех, кто за рулем, а владельца транспортного средства.
Ограниченная страховка — только для физических лиц
Оформлять ограниченную страховку могут только физические лица. Чаще всего в страховой полис вписываются данные лишь самого собственника авто, который и является единственным его водителем.
Закон разрешает включать в полис любых других лиц. Помимо самого владельца машины это могут быть его близкие родственники, знакомые или коллеги. Только собственник принимает решение, кого вписывать в страховку, а кого нет.
В полисе ОСАГО обычно предусмотрено 5 строк для введения данных о застрахованных водителях. Однако юридических ограничений количества вписываемых в страховку лиц не существует.
Неограниченная страховка для компаний и физлиц
Юридические лица, по закону, имеют право оформлять только неограниченную страховку. Поле «Лица, допущенные к управлению транспортным средством» в данном случае остается пустым.
«Свободная» страховка ОСАГО — удобный вариант для тех организаций, работа которых предполагает сменяемость водителей. Яркий пример — служба такси, располагающая парком автомобилей и нанимающая таксистов на работу.
При желании, физические лица тоже вправе оформлять ОСАГО без ограничений. В некоторых случаях это, действительно, имеет смысл.
Основные особенности ограниченной страховки
Данный вид страхования имеет ряд особенностей, а также плюсов и минусов. Рассмотрим каждый пункт более детально.
Преимущества ограниченной страховки
Рядовые автолюбители гораздо чаще выбирают ограниченную страховку. К безусловным преимуществам относятся:
Полис с ограничениями стоит примерно на 80% (то есть почти в 2 раза) меньше, чем неограниченная страховка. Это объясняется тем, что при подсчете стоимости учитывается водительский стаж, возраст и коэффициент бонус-малус каждого водителя, указанного в договоре.
Недостатки ограниченной страховки
У ограниченной страховки есть ряд минусов:
Для большинства собственников авто перечисленные минусы несущественны. Поэтому многие автолюбители в России отдают предпочтение именно ограниченной страховке.
Как рассчитывается стоимость ограниченного полиса
Цена ограниченной страховки складывается из базовой ставки, устанавливаемой Центробанком, и ряда коэффициентов (которые снижают или, наоборот, повышают стоимость):
Если в страховку вписываются два или несколько водителей — учитываются стаж, возраст, «аварийность» и законопослушность каждого.
В целом, чем старше, опытнее и аккуратнее водитель — тем дешевле для него страховка. А увеличение числа лиц, указываемых в полисе, ведет к повышению его стоимости.
Как добавить в полис нового водителя
Каждый владелец ограниченного полиса ОСАГО вправе добавлять в него неограниченное число водителей. Все они допускаются к управлению соответствующим автомобилем.
Чтобы вписать еще одного водителя, надо обращаться в страховую компанию и переоформлять страховку. При этом стоимость полиса может увеличиваться — как незначительно, так и заметно (в зависимости от индивидуальных водительских коэффициентов).
Соответствующим образом можно удалять водителей из ограниченного ОСАГО — с обращением в страховую и переоформлением договора.
Основные особенности ОСАГО без ограничений
Открытая страховка ОСАГО может оформляться как на автомобиль, так и на мототранспорт. В полисе указывается только собственник транспортного средства (физическое лицо или компания). Лишь его данные учитываются при расчете стоимости полиса.
Преимущества страховки без ограничений
Данный вид страхования имеет ряд весомых преимуществ:
Недостатки ОСАГО без ограничений
Главным минусом такой страховки является ее более высокая стоимость. Поэтому для большинства автомобилистов оформление открытого полиса невыгодно.
Как рассчитывается цена неограниченной страховки ОСАГО
Цена открытой страховки складывается из базового тарифа, определенного Центробанком, и специального коэффициента для всех полисов без ограничений. Именно его применение ведет к почти 2-кратному увеличению стоимости страхования.
При подсчете учитывается индивидуальный показатель безаварийной езды собственника автомобиля. Если владельцем является компания, в автопарке которой несколько машин — рассчитывают среднее значение аварийности по всем зарегистрированным авто.
Кому подходит открытая страховка?
Организации обязаны оформлять страховые полисы без ограничений, тогда как физлица вправе выбирать подходящую форму полиса. В некоторых случаях неограниченная страховка может быть выгоднее:
Особенности оформления полиса ОСАГО
Оформление ограниченной и неограниченной страховки возможно как в офисе, так и онлайн в электронном виде. В каждом случае страхователь должен обратиться в страховую компанию.
При оформлении ограниченной страховки требуются следующие документы:
Открытая страховка оформляется проще — в том плане, что не нужно предоставлять водительские удостоверения всех вписываемых в договор водителей.
Перевод ограниченной страховки в неограниченную
Закон разрешает страхователю, при желании, перевести обычную ограниченную страховку ОСАГО в открытый вид. Для этого нужно:
Обновленный полис будет иметь прежний номер. Однако в бланке появится соответствующая пометка в графе №8, где указана причина внесения изменений.
Вносить изменения в старый бланк полиса нельзя — в случае ДТП он будет признан недействительным, что не позволит получить компенсацию по страховке.
Что лучше — ограниченное или неограниченное ОСАГО?
Может показаться, что страховка без ограничений оформляется проще и расширяет возможности использования автомобиля. Однако стоимость открытого полиса почти всегда значительно выше. А отсутствие учета индивидуального коэффициента бонус-малус — большой минус при последующем оформлении ОСАГО на новый автомобиль или переходе на ограниченную страховку. Лишь в редких случаях полис без ограничений бывает выгоден для физических лиц.
Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой
kalinovsky / Depositphotos.com |
Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.
Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).
Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.
Расчет страховой премии производится по формуле:
Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:
ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.
К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).
Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).
Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).
КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).
КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.
Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.
Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.
В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).
КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).
КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.
Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).
Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)