договор с провайдером что это такое
Верховный суд разъяснил правила установки интернет-оборудования в домах
Интернет-провайдеры могут устанавливать оборудование в многоквартирных домах только с согласия жильцов. Право собственников квартир распоряжаться общедомовым имуществом предусмотрено законодательством. Такое разъяснение дал Верховный суд (определение от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056), сообщает «Российская газета».
По закону собственники совместно владеют и распоряжаются общим имуществом дома, в том числе стенами, чердаком и крышей. Многие из них не знают, что интернет-провайдеры платят за размещение в этих местах интернет-оборудования, пишет издание.
«В большинстве случаев разговор об этом ведется с управляющей компанией. И деньги растворяются на счетах УК. Это часто темная история», — пояснила газете исполнительный директор центра «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Некоторые управляющие компании заключают договоры без согласия собственников, подтвердил эксперт центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС Игорь Кокин.
Раньше многие жильцы сталкивались со сложностями подключения к определенной компании, поскольку этому препятствовала УК. Теперь собственники смогут решить сами, какого провайдера и на каких условиях пустить в дом (например, того, кто оказывает наиболее качественные услуги и предлагает хорошие тарифы), отмечает газета.
Собственники могут зарабатывать и на операторах связи, которые используют крыши для размещения оборудования, на рекламных конструкциях и вывесках, если они располагаются на фасаде дома. В аренду можно сдавать подвальные помещения, а также земельный участок для размещения палаток и магазинов.
Ранее сообщалось, что Министерство строительства и ЖКХ России разработало проект новых правил содержания общего имущества жильцов в многоквартирных домах. В них прописаны порядок содержания подвалов и чердаков, крыш и фасадов, несущих конструкций, лестниц, вентиляции, общедомовых дверей и окон. Также в проекте Минстроя затронуты вопросы финансирования текущего ремонта общедомового имущества.
Минстрой РФ предложил создать типовой договор для провайдеров и УО
Замглавы Минстроя России Андрей Чибис предложил решение, которое положит конец спорам между управляющими организациями и интернет-провайдерами, нуждающимися в беспрепятственном доступе в МКД для прокладки сетей. Минстрой РФ считает, что выходом станет типовой договор, который учтёт интересы обеих сторон.
Минстрой РФ планирует положить конец конфликтам между управляющими организациями и интернет-провайдерами. Тема обсуждалась на заседании комитета по цифровой экономике в Российском союзе промышленников и предпринимателей.
Провайдерам нужен беспрепятственный доступ в МКД, чтобы прокладывать сети. А управляющие организации, которые отвечают за содержание дома, часто неохотно пускают прокладчиков, поскольку не хотят брать на себя ответственность в случае, если мастер, тянущий провода, совершил ошибку.
Проблема всероссийская: к примеру, только в Ярославской области 85% жилого фонда имеет нарушения по размещению инфраструктуры связи провайдерами. Кроме того, такая ситуация провоцирует коррупцию: в той же Ярославской области операторы связи тратят порядка миллиарда рублей в год на легальные и нелегальные платежи УО.
Замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис видит решение в создании типового договора между интернет-провайдером и управляющей организации, который смогут использовать УО по всей России. Такой договор учёл бы интересы обеих сторон и был бы обязателен для них, за его незаключение замминистра предложил лишать лицензии обе стороны.
Напомним, допускать ли к общему имуществу третьи лица, решает общее собрание собственников. Регламентирующие это правила вступили в силу в июне 2018 года. Более подробно читайте в нашем материале.
Образец договора на абонентское обслуживание в сети передачи данных и телематических услуг, заключаемого между юридическим и физическим лицом
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
Абонент поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению следующих работ и услуг:
1.1. Произвести подключение компьютера (локальной сети) Абонента к высокоскоростной корпоративной сети Исполнителя с выходом в Интернет.
1.2. Установить на IBM-PC-совместимом компьютере (в локальной сети) Абонента оборудование и программы, обеспечивающие взаимодействие Абонента с сетью Интернет, выделить IP-адрес(а), электронный почтовый ящик(и).
1.3. Предоставить Абоненту услуги высокоскоростного доступа в Интернет, услуги по передаче данных и телематические услуги в соответствии с Регламентом и Прейскурантом.
2. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
2.2. Оплата услуг и работ Исполнителя осуществляется в рублях в соответствии с Прейскурантом.
2.3. Работы по п.1.1 настоящего договора Абонент оплачивает по окончании монтажных работ и испытаний подключения к сети.
2.4. При использовании авансовых тарифных планов Абонент должен произвести оплату за следующий месяц до 25 числа предыдущего и до 15 числа текущего месяца оплатить дополнительный трафик предыдущего месяца (если был превышен объем предоплаченного трафика). Если на 1 число месяца на счету Абонента отсутствует необходимая для выбранного плана сумма, то плата за текущий месяц рассчитывается по тарифным планам с кредитной системой оплаты.
2.5. При работе по кредитным тарифным планам Абонент должен произвести оплату за предыдущий месяц не позднее 20 числа текущего месяца на основании счетов, выставляемых Исполнителем.
2.6. Оплата услуг производится через банк на расчетный счет Исполнителя, либо через кассу.
2.7. В случае неоплаты счетов до 30 числа следующего за оплачиваемым периодом месяца, а также при нарушении Регламента и условий Договора, подключение Абонента к сети может быть заблокировано. Разблокировка Абонента осуществляется в течение одного рабочего дня после поступления оплаты задолженности. Если в течение 30 дней после блокировки Абонента оплата от него не поступила, то Исполнитель вправе произвести полное отключение Абонента от сети и расторгнуть договор в одностороннем порядке.
3. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Все кабельные соединения и устройства сети до точки разграничения ответственности между Исполнителем и Абонентом являются собственностью Исполнителя и обслуживаются Исполнителем. Точкой разграничения ответственности является место ввода сетевого кабеля в помещение Абонента, либо антенна беспроводного оборудования на стороне Абонента.
3.2. Качество предоставляемых Абоненту услуг передачи данных и телематических услуг по классу ПРИЕМЛЕМЫЙ определяется следующими характеристиками:
Для услуг телематических служб установлены следующие качественные характеристики:
3.3. В случае изменения законодательных и нормативных актов, тарифов и сборов организаций связи, введения иных обязательных платежей, распространяемых на сеть Интернет, а также изменения индекса цен на территории России (страны места заключения Договора) Исполнитель вправе в безусловном порядке пересмотреть Прейскурант и (при повышении цен), поставив в известность Абонента в письменной форме не менее, чем за дней до ввода новых цен на услуги.
3.4. Если Абонент не согласен с изменением цен, он обязан уведомить об этом Исполнителя в письменной форме в течение дней с момента получения уведомления. При этом Договор расторгается на условиях п.6.1.
3.5. Все предоставляемые Исполнителем услуги и работы не могут быть переданы Абонентом третьим лицам, явно или неявно, без письменного согласия Исполнителя.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему договору Исполнитель и Абонент несут имущественную ответственность в соответствии с условиями настоящего Договора и действующим законодательством. Исполнитель не отвечает за исправность и работоспособность технических и программных средств Абонента, находящихся за точкой разграничения ответственности, если это не определено дополнительным соглашением к настоящему договору.
4.2. Исполнитель не отвечает за ущерб, прямой или косвенный, понесенный Абонентом в результате использования или невозможности использования услуг и работ Исполнителя.
4.3. Исполнитель не отвечает за содержание информации, передаваемой Абонентом по сети Интернет. Исполнитель не отвечает за точность, достоверность и качество информации, являющейся результатом предоставленных им услуг или работ.
4.4. Абонент обязуется использовать сеть Интернет только легальным способом и не переносить на Исполнителя ответственность за ущерб любого рода, понесенный Абонентом или третьей стороной в ходе использования Абонентом услуг или работ Исполнителя.
4.5. Абонент обязуется обеспечить доступ специалистов Исполнителя для проведения регламентных и ремонтных работ к устройствам и кабельным трассам сети, находящихся в его зданиях и помещениях в соответствии установленным у Абонента порядком.
5. ФОРС-МАЖОР
5.1. Ни одна из сторон не несет ответственности за задержку в выполнении взаимных обязательств, если эта задержка есть следствие событий, не контролируемых этой стороной, которые невозможно предвидеть, а если возможно предвидеть, то нельзя избежать. К форс-мажорным обстоятельствам, помимо прочих, относятся также стихийные бедствия, либо случайные или преднамеренные действия третьей стороны, приведшие к повреждению или уничтожению кабельных трасс, оборудования сети между Абонентом и серверами Исполнителя, а также аварийные или плановые отключения электроснабжения в узлах опорной сети Исполнителя.
5.2. Сторона, затронутая форс-мажорными обстоятельствами, должна в течение двух дней уведомить о них другую сторону.
5.3. В случае возникновения и развития чрезвычайных обстоятельств в течение более дней стороны должны предпринять все разумные меры, чтобы достичь удовлетворительного разрешения трудностей.
6. УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
6.1. Договор может быть расторгнут по инициативе одной из Сторон, изложенной в письменной форме. В этом случае Абоненту возвращается неиспользованный остаток денежных средств, а задолженность в оплате услуг Абонентом компенсируется.
6.2. При расторжении договора по инициативе Абонента на этапе организации кабельного соединения с сетью Абонент оплачивает фактически проведенные работы.
6.3. При возникновении ситуаций, определяемых п.2.6. Исполнитель вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с взысканием задолженности через суд.
6.4. В случаях расторжения Договора по форс-мажорным обстоятельствам, а также по причинам, не предусмотренным Договором, вопросы перерасчетов и выплат решаются по соглашению сторон или в установленном порядке через суд.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА СТОРОН
7.3. Все предыдущие переговоры, переписка и преддоговорные условия по предмету настоящего Договора не действительны с момента вступления в силу настоящего Договора.
Куда жаловаться на провайдера, если он меня игнорирует?
Я решила расторгнуть договор. Попросила заявление на расторжение договора, но сотрудники компании игнорируют мою просьбу.
Провайдер неправ, что не реагирует на ваши просьбы и таким образом пытается заработать на клиентах. Оставлять его бездействие без внимания не стоит. Есть несколько надзорных органов, куда можно на него пожаловаться. Самый простой способ — обратиться в Роспотребнадзор или Роскомнадзор. Еще можно пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу и прокуратуру.
Если это не поможет, можно подать на провайдера в суд и не только обязать телекоммуникационную компанию расторгнуть договор, но и взыскать компенсацию морального ущерба. Расскажу подробно про все меры воздействия.
Как победить выгорание
Что обязан выполнять провайдер
Когда оператор связи заключает с абонентом договор об оказании услуг связи, он обязуется предоставлять услуги определенного качества согласно законодательству РФ, техническим нормам и правилам оказания услуг связи.
Правила каждый провайдер разрабатывает сам, но они должны соответствовать правилам оказания услуг телематической связи. В таких правилах есть список, какие услуги предоставляет провайдер, как он уведомляет абонента об изменениях или, наоборот, как абоненту можно связаться с провайдером.
По закону провайдер должен оказывать бесплатные услуги: информировать об услугах, тарифах, зоне обслуживания, состоянии лицевого счета абонента, а также о настройках компьютера, которые необходимы для пользования интернетом. Еще провайдер должен обеспечить круглосуточную работу службы техподдержки, чтобы принимать от пользователей заявки о технических неисправностях и сразу начинать решать проблему.
Если поставщик интернет-услуг не дает вам сменить тариф, вы можете пожаловаться на него в контролирующие органы.
Как подтолкнуть провайдера к переговорам
Сейчас все крупные компании регистрируют аккаунты в соцсетях. И многие стремятся быстро реагировать на негативные комментарии — решают проблему, чтобы репутация компании не пострадала. Поэтому есть смысл попробовать описать проблему в своем аккаунте в соцсети и тегнуть провайдера. Есть шанс, что благодаря такой огласке удастся решить проблему без претензий, жалоб и судебных разбирательств.
Если у вас нет аккаунтов на соцплатформах, попросите написать пост родственников.
Как написать претензию провайдеру
Если огласка не помогла, обращайтесь в саму телекоммуникационную компанию — напишите претензию, в которой укажите, чем именно вы недовольны, и предложите устранить недостатки. Добавьте, что если провайдер не захочет добровольно исправить недочеты в своей работе, то вы пожалуетесь в контролирующие органы или обратитесь за защитой прав в суд.
Претензию можно написать в двух экземплярах и лично отнести в офис провайдера. Потребуйте, чтобы на втором экземпляре вам поставили отметку о получении и дату. Возможно, когда вы принесете претензию в офис, сотрудники компании решат проблему на месте.
Еще можно отправить претензию заказным письмом по почте, чтобы у вас осталось подтверждение отправки. К претензии приложите копию договора, а также документы, которые служат доказательствами неисполнения или ненадлежащего исполнения провайдером обязательств по договору. Например, копии писем, в которых вы просили изменить тариф или расторгнуть договор, либо скриншот программы, которая измеряет скорость интернета, если проблема в этом. Из скриншота будет видно, что реальная скорость соединения не соответствует обещанной в договоре.
Провайдер должен зарегистрировать вашу претензию. У него есть 60 дней со дня получения, чтобы рассмотреть ее и ответить письменно. Если провайдер признает претензию обоснованной, он должен устранить выявленные недостатки в установленный вами разумный срок.
Куда жаловаться на провайдера
Есть несколько организаций, которые контролируют работу телекоммуникационных компаний и наказывают нарушителей. К ним можно обратиться, если провайдер оставит претензию без ответа или отделается формальной отпиской, а нарушения не устранит.
Роспотребнадзор. Это ведомство защищает права потребителей. Подавать туда жалобу на провайдера есть смысл, если:
Жалобу можете подать лично в ваше отделение Роспотребнадзора или отправить почтой. Но проще всего подать жалобу на сайте ведомства. Есть два варианта: с авторизацией в ЕСИА и без. По жалобе с авторизацией надзорный орган проведет внеплановую проверку телекоммуникационной компании. Воспользоваться этим вариантом можно, если вы сначала писали жалобу провайдеру, но тот никак не отреагировал. Жалобу без авторизации Роспотребнадзор рассмотрит без проверки.
Роскомнадзор. Это ведомство контролирует качество связи, скорость и стабильность интернета, а также покрытие сети. Жалобу можно подать на сайте, заполнив специальную форму. Просто впишите сведения во все поля со звездочкой. Постарайтесь максимально полно и четко изложить свои претензии в адрес провайдера.
Федеральная антимонопольная служба. В ФАС следует обращаться, когда телекоммуникационная компания без предупреждения и с нарушениями условий договора повышает цены на услуги или без вашего ведома меняет тариф, особенно если речь идет о замене безлимитных тарифов на тарифы с ограничениями.
Прокуратура. Это надзорный орган, который следит, чтобы нормы и законы исполнялись в любой сфере и в любом регионе страны. Обратиться туда можно при любом ущемлении прав абонента, если провайдер отказывается принимать меры или бездействует. Можно направить жалобу только в прокуратуру или усилить ею жалобу в другую организацию.
Если контролирующие органы установят, что провайдер действительно нарушил условия договора, ему вынесут предписание устранить выявленные нарушения в определенный срок. На оператора связи, который не исполнил требование, надзорное ведомство подаст заявление в суд о понуждении к исполнению.
Как защитить свои права через суд
Вы и сами можете обратиться в суд, если провайдер не выполняет свои обязанности и вы недовольны качеством оказываемых услуг. Но вам нужно запастись доказательствами.
Например, если у вас случаются обрывы соединения, а оператор связи исправляет их по несколько дней, зафиксируйте время обращения в службу техподдержки. С вашей стороны подтверждением может стать распечатка исходящих вызовов с мобильного телефона. Со стороны провайдера — запись в журнале регистрации заявок. Все обращения оператор связи обязан вносить в учетный документ. Там отображаются дата и время обращения, суть жалобы и результат рассмотрения.
Подтвердить, что соединения не было долгое время, можно дополнительными звонками в службу техподдержки. Провайдер должен будет представить на рассмотрение суда записи из журнала — из них будет видно, сколько по времени восстанавливали соединение и что вы были вынуждены несколько раз обращаться в техподдержку по этому поводу.
Но если провайдер быстро реагирует на заявки, а проблемы с подключением и качеством связи возникают нечасто, суд может встать на сторону провайдера.
Суд изучил записи в журнале заявок и выяснил, что женщина неоднократно обращалась в службу поддержки по поводу телевидения. Техническая служба устраняла претензии в срок от 6 до 59 минут с момента получения заявки. Устранение неполадок в такой короткий период укладывается в нормативы, которые есть в правилах оказания услуг компании. Поэтому нельзя говорить, что услуги связи оказывались некачественно. А значит, абонент не вправе претендовать на возврат платы за эти месяцы. Кроме того, раз женщина все оплачивала, услуги связи ей оказывали.
Если хотите расторгнуть договор
Даже если провайдер избегает общения с вами, вы можете потребовать расторгнуть договор через суд.
Например, житель Ростова-на-Дону жаловался на плохую скорость интернета. Ростовчанин обратился к провайдеру с претензией и потребовал незамедлительно безвозмездно устранить недостатки. Но прошло 60 дней, которые отведены на это по закону, а провайдер недостатки так и не устранил.
Тогда абонент снова написал претензию — уже о расторжении договора. На нее оператор связи ответил отказом. Мужчина обратился в суд с требованием расторгнуть договор и взыскать с компании деньги за услуги связи, неустойку, моральный вред и предусмотренный законом о защите прав потребителей штраф за то, что компания не выполнила требования добровольно.
Если вы устали бороться с провайдером и хотите расторгнуть договор, направьте претензию о расторжении договора. Компания должна будет в течение 60 дней либо удовлетворить ваше требование, либо отказать — тогда вы можете обратиться за расторжением в суд.
А вот получить компенсацию за низкую скорость интернета, как показывает судебная практика, сложно. Вы вряд ли сможете представить убедительные доказательства вины провайдера, поэтому суд, скорее всего, откажется взыскать деньги в вашу пользу.
Как отключить автоплатеж
Если вы подключали автоплатеж через банк, то, чтобы его отключить, необязательно обращаться к провайдеру. Вы можете сделать это через свой банк. Зайдите в личный кабинет или на сайт банка и посмотрите инструкцию. Можно также позвонить специалистам банка на горячую линию или написать в онлайн-чат и уточнить алгоритм действий. Некоторые банки позволяют отключить услугу через банкоматы.
В результате суд может заставить вас оплатить задолженность и неустойку за несвоевременную уплату. Лучше сразу решить вопрос о расторжении договора и в этом же заявлении потребовать отключить автоплатеж.
Как бороться с провайдером
Провайдер обязан оказывать бесплатные услуги: предоставлять информацию об услугах, тарифах, зоне обслуживания, состоянии лицевого счета абонента, обеспечить круглосуточную работу службы техподдержки.
Если провайдер не реагирует на обращения и жалобы, можно попробовать рассказать об инциденте в соцсетях и тегнуть компанию связи. Есть шанс, что сотрудники компании быстро отреагируют на такое обращение.
Если мирным путем договориться не удалось, соберите доказательства ваших обращений к провайдеру — копии писем, скриншоты из электронной почты — и направьте претензию. У вас должно остаться подтверждение, что вы направили претензию компании.
Если претензия осталась без ответа или провайдер отказался удовлетворить ваше требование, обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС или прокуратуру.
Если провайдер и после этого не решит проблему, можете защитить свои права в суде.
Автоплатеж, подключенный через банк, можно отменить в банке, без провайдера.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Что служит основанием для размещения в доме оборудования провайдера
Судебная практика по вопросам размещения операторами связи оборудования в помещениях МКД, входящих в состав общего имущества собственников, пополнилась ещё одним определением Верховного суда РФ. Читайте о мнении ВС РФ о законных основаниях для размещения в доме оборудования провайдера.
Как ВС РФ решает споры собственников с операторами связи
В последнее время Верховный суд РФ встаёт на сторону управляющих организацией и собственников, рассматривая их споры с операторами связи. Суд соглашается, что у провайдеров нет права безвозмездно и без разрешения размещать в местах общего пользования дома своё оборудование.
ВС РФ считает, что решение о порядке использования помещений, относящихся к общему имуществу, может принять только общее собрание собственников такого дома (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В отсутствие решения ОСС оператор связи не может размещать оборудование в доме даже при заключённом с УО договоре. Такая позиция изложена в определениях ВС РФ от 11.09.2017 № 305-АД17-6347, от 22.11.2016 № 305-КГ16-3100, от 04.07.2016 № 304-КГ16-1613.
В определении от 13.06.2018 № 308-ЭС17-22313 Верховный суд РФ указал на то, что арендодатель обязан предоставить арендатору в пользование имущество, а арендатор должен своевременно платить за это согласно условиям заключённого между ними договора. Принятые обязательства должны исполняться надлежащим образом (ст. ст. 309, 606, 611, 614 ГК РФ).
То есть собственники помещений в доме вправе требовать соразмерную плату за использование организацией связи их общего имущества, что также закреплено в п. 3 ст. 6 № 126-ФЗ.
В определении от 01.03.2018 № 306-КГ17-17056 ВС РФ подчеркнул, что в отношениях по предоставлению в пользование общих помещений дома управляющая организация выступает как несамостоятельный хозяйствующий субъект, то есть не может самостоятельно принимать подобные решения, это относится к компетенции общего собрания собственников помещений.
Почему возник новый судебный спор о размещении оборудования в доме
В октябре 2018 года Верховный суд РФ рассмотрел новый спор: между ТСЖ одного из многоквартирных домов Санкт-Петербурга и оператором связи. Между товариществом и провайдером был заключён договор на транзит волоконно-оптического кабеля.
По условиям договора ТСЖ предоставляло оператору место для размещения оборудования и осуществления технического обслуживания данного оборудования за 3 000 рублей в месяц.
Провайдер не вносил плату в течение трёх лет, хотя ТСЖ направляло в его адрес акты оказанных услуг и счета на общую сумму 108 000 рублей. Товарищество обратилось в суд с иском.
Как суд первой инстанции обосновал право провайдера размещать оборудование без решения ОСС
Суды двух первых инстанций поддержали позицию оператора связи, посчитав, что он не обязан платить за размещение оборудования в местах общего пользования многоквартирного дома.
Судьи исходили из того, что общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности (п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Каждый из собственников вправе пользоваться общим имуществом в доме, в том числе в целях размещения на нём телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами выбранного оператора связи.
Поскольку суд установил, что оборудование провайдера установлено на общем имуществе с целью предоставить собственникам услуги связи, то суд решил, что договоры между собственниками и провайдером – достаточное основание для размещения оборудования в доме без взимания дополнительной платы.
На каких основаниях провайдер может размещать оборудование в доме
Поэтому ВС РФ пришёл к выводу, что заключение договора об оказании услуг связи с отдельным абонентом не является правовым основанием для пользования оператором связи общим имуществом дома без разрешения ОСС и не освобождает его от внесения за это платы.
Право собственников требовать от третьих лиц, использующих их общее имущество, соразмерную плату за это закреплено в ст. 6 № 126-ФЗ. Поэтому размещение технического оборудования с использованием общего имущества многоквартирного дома осуществляется только на основании решения общего собрания собственников с предоставлением платы за это согласно принятому на ОСС решению.
ВС РФ отменил решение суда первой инстанции и отправил дело на новое рассмотрение.
Важно
Ранее ВС РФ и суды первых инстанций принимали сторону провайдеров и утверждали их право размещать оборудование в доме на безвозмездной основе и даже без разрешения общего собрания собственников. Такая позиция изложена в определениях ВС РФ от 12.08.2016 по делу № А34-1817/2015, от 09.02.2016 по делу № А03-24961/2014.
Но, как показывают приведённые выше примеры, в последнее время Верховный суд РФ поддерживает права собственников, управляющих организаций и ТСЖ на получение соразмерной платы от провайдеров за использование общего имущества дома.
При этом ВС РФ настаивает на том, что договор между отдельным абонентом и оператором не является основанием для использования общего имущества всех собственников, а УО не имеет права заключать на это договоры в отсутствие согласия ОСС.