долготерпение что это такое в христианстве
Долготерпение Божие
. Велика и неисповедима благость Божия, невыразимо Божие долготерпение к человеческому роду, если только пожелаем мы отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу, чтобы возможно нам было улучить спасение (прп. Макарий Египетский, 67. 34). Источник.
. Бог не прекращает Своего долготерпения в течение всей жизни человека, потому что и тысяча лет у Него считается кратчайшим временем, и притом. уже прошедшим (свт. Иоанн Златоуст, 48, 901).
Если пренебрегаешь ты, несчастный, Божиим медлением и долготерпением, то устыдись хотя настоящего. Ибо многие, не имея в виду будущего, уклоняются того, что осмеивается здесь. Если же пренебрегаешь тем и другим, то здесь возбудишь смех, а там – плач (прп, Исидор Пелусиот, 60, 120).
Поелику Божественный Промысл щадит согрешающих больше, нежели сколько видит их щадящими себя самих, то посему, водясь долготерпением, взывает царственной и человеколюбивой проповедью: покайтеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф. 3, 2 ). Но если согрешающие, ни во что вменяя сие увещание, признают долготерпение небрежением, то, может быть, и ныне, без сомнения же, когда настанет время суда, не пощадит уже не удостоивших пощады себя самих, но подвергнет самым жестоким наказаниям пренебрегших долготерпение. (прп. Исидор Пелусиот, 61, 11–12). Источник.
. Если и весьма теперь долготерпит Божий гнев, призывая к покаянию, то впоследствии без замедления строже накажет не уваживших столь великого человеколюбия. Посему многие здесь еще не избегли непреодолимой руки, но постигнуты были такими бедствиями, которые великостью своей затмили всякое плачевное представление, многие же, избежав по видимому здешних наказаний, горчайшие вкусили там, когда правдивый Суд возмерил им, сколько было должно (прп. Исидор Пелусиот, 61, 43). Источник.
. Не обвиняй Божия правосудия в нерадении, но подивись Его долготерпению, которое ныне призывает. к покаянию, и тем отъемлет предлог к оправданию. (прп. Исидор Пелусиот, 62, 283).
. Всего несообразнее с разумом терпение Божие, принимающее к покаянию, обращать в напутие к большим грехам. Если же потому, что не понесли еще наказания, надеетесь, что и не будете наказаны, то вполне знайте, что Божество как человеколюбиво, так нелживо и всемогуще. Оно оказывает человеколюбие, и первые грехопадения оставляет ненаказанными, давая время к исправлению, однако же, если прегрешения паче и паче усиливаются, взыскивает за них напоследок, и подвергает наказанию за все в совокупности. (прп. Исидор Пелусиот, 62, 307).
. Частое прощение твоих прегрешений обучило тебя грешить непростительно. Поэтому, употребив узду воздержания, попытайся остановить себя в стремлении в бездну и сделай, чтобы врачевство прощения стало не бесполезным, и чтобы не постигло наконец тебя Божественное правосудие, как неблагопризнательо и бесчувствено (прп. Исидор Пелусиот, 62, 405).
Божие долготерпение да не побуждает тебя к пороку, но да призывает к добродетели. Ибо ни с чем не сообразно терпеть вред от блага, а такое долготерпение есть благо же; оно порождает милость кающимся, и суд нераскаянным (прп. Исидор Пелусиот, 62, 465).
Не порицай Божия долготерпения, ибо оно – общее врачевство (прп. Нил Синайский, 72, 234). Источник.
Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мелетий сообщил достойную памяти историю последних лет жизни иеромонаха московского Покровского монастыря отца Никодима. Иеромонах Никодим, по словам отца Мелетия, был муж просвещенный и доброго сердца. Своей истинно иноческой жизнью он был известен даже митрополиту Филарету.
Вдруг с ним случилось что-то непостижимое для человеческого ума. Он впал в непонятную тоску и от уныния не находил себе места. Чтобы сколько-нибудь забыться в своем тяжелом угнетенном состоянии, он стал прибегать к вину, постепенно пристрастился к водке и сделался настоящим алкоголиком. Архимандрит Паисий, тогдашний настоятель Покровского монастыря, уважаемый всей Москвой за свою духовную жизнь, принимал все меры, чтобы удержать отца Никодима от запоя. Но все старания его были напрасны, и он был вынужден, наконец, доложить об этом митрополиту Филарету.
По прибытии членов следственной комиссии из консистории в Покровский монастырь, отец Никодим не открыл им даже своей двери. Находясь в нетрезвом состоянии, он беззастенчиво грубил некоторым из них. На донесении членов комиссии о результатах следствия митрополит Филарет наложил резолюцию, в которой выражал сожаление о поведении отца Никодима и назначал его на поселение в Николо-Песношский монастырь. На Песноше игуменом состоял тогда истинный монах мудрой и духовной жизни, которому, однако никак не удавалось благотворно повлиять на отца Никодима. Тот и здесь продолжал вести нетрезвую жизнь и доходил до такого состояния, что, удаляясь в соседнюю деревню, все пропивал с себя. Игумен не знал, что с ним делать. Лишать его сана и обратить в первоначальное состояние он не хотел, так как не терял надежды на его исправление и просил о том Бога. О спасении отца Никодима заботился и сам митрополит Филарет, всегда спрашивавший о нем.
Так прошло три года. Отец Никодим был буквально соблазном для всей Песношской обители. Однажды игумен, будучи в Москве, специально просил митрополита Филарета, чтобы он помолился об искушаемом иеромонахе Никодиме. Владыка митрополит в ответ на просьбу настоятеля сказал: «Верю, что не до конца Господь прогневался на него. Он помилует и исцелит его немощи». Однажды, к неописуемой радости игумена, отец Никодим неожиданно для всех пришел в церковь к полунощнице, стал на клирос и своим мощным голосом стал помогать братии в пении. В тот же день он пришел к Литургии, к вечерне, а затем и в последующие дни стал неопустительно являться ко всем службам. Братия часто замечала его плачущим и молитвенно кающимся. В таком благодатном душевном состоянии он провел восемь месяцев. Игумен, видя его исправление, официально сообщил о том митрополиту Филарету и просил разрешить священнодействие отцу Никодиму. На донесении святитель Филарет наложил следующую резолюцию: «Душою и сердцем радуюсь исправлению отца Никодима. С любовью благословляю и разрешаю ему священнодействовать».
Разрешение это было получено отцом игуменом в Великую Пятницу на Страстной седмице. Объявляя об этом отцу Никодиму, игумен благословил ему готовиться к священнослужению вместе с ним в Светлый день Святой Пасхи. Предстоя святому престолу в служении с отцом игуменом, отец Никодим всю Светлую заутреню и всю обедню пламенно, со слезами, молился. Благодарственные молитвы после причащения отец Никодим от изнеможения читал уже сидя. По окончании молитв к нему подошел пономарь, чтобы напомнить о разоблачении. Но отец Никодим уже ничего не слышал. Он был мертв, и лицо его сияло пасхальной радостью.
Когда об этом было донесено митрополиту Филарету, то владыка со слезами на глазах сказал: «Слава и благодарение Всевышнему Богу, не хотящему смерти грешника, по промыслительно спасающему человеческие души!» (114, 171–174).
Долготерпение
Долготерпение — добродетель, один из девяти плодов Святого Духа; выдержка.
Священное Писание о долготерпении
Претерпевший же до конца спасется
Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам, все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется ( Мф.24:6-13 ).
Долготерпение Господа нашего почитайте спасением
Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный ( 2Пет.3:14-18 ).
Будьте долготерпеливы до пришествия Господня
Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ( Иак.5:7-11 ).
Верующие наследуют обетование Божие долготерпением
Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека ( Евр.6:1-20 ).
Плод духа: долготерпение
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал.5:22-24 ).
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:11,12 ).
Святые отцы о долготерпении
преподобный Ефрем Сирин
О долготерпении
Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря: Долготерпелив муж мног в разуме ( Притч.14:29 ). И что преимущественнее этого? Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит. Долготерпеливый нескоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, нелегко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; нескоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, всем недовольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении.
О не имеющем в себе долготерпения
У кого нет долготерпения, тот далек и от терпения, потому что недолготерпеливый удобно совращается с пути, готов к раздражению, скоро разгорячается и начинает ссору; если оскорблен, сам оскорбляет; если обижен, воздает обидой же; спорит о вещах, ни для чего не служащих; дела его и произведения его взвеваются, как листья ветром; он нетверд в словах, быстро перескакивает от одного к другому. У кого нет долготерпения, тот далек от твердости, потому что в скором времени изменяется. Он не приобрел себе рассудительности, дружит с порочным, проводит время со злоязычным, помогает обидчику, не скрывает тайны, всякое слово готов вынести наружу. И что злополучнее этого?
преподобный Иоанн Кронштадский
Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей
Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова Апостола, который о любви говорит прежде всего так: любы долготерпит, милосердствует ( 1Кор.13:4 ). Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею, услаждай и ты сердца других нежною любовью и ласковостью обращения.
О терпении и обезьяньих играх
Слово «терпение» может описывать три вещи: во-первых, готовность упорно трудиться, когда это не приносит быстрого — материального или эмоционального — вознаграждения. В этом смысле святой апостол Иаков сравнивает жизнь христианина с трудом земледельца: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). В самом деле, выращивание урожая — долгий и изматывающе трудоемкий процесс, который требует видеть перспективу — по крайне мере, на год.
В-третьих, терпение — это способность благодушно, не гневаясь и не раздражаясь, переносить огорчения со стороны других людей. «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4:2,3).
Терпеливый человек упорно делает свою работу и держится того, что принял держаться, несмотря на все давление, которое на него оказывается как извне — со стороны людей, которые его преследуют, оскорбляют, провоцируют или соблазняют, — так и изнутри — со стороны его собственной лени, уныния, гнева или страха. Если привести чисто светский пример, то можно вспомнить знаменитый английский плакат времен страшных нацистских бомбежек Британии: «Keep Calm and Carry On» («Сохраняй спокойствие и продолжай [делать свое дело]»).
Терпение предполагает, что у человека есть какое-то дело, которое он считает важным, и которое он намерен совершать, несмотря ни на что. Святой апостол Павел проявлял глубочайшее терпение (во всех трех аспектах), потому, что сознавал, что ему вверено самое важное дело на свете: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Но в наши дни слово «терпение» звучит скорее плохо. «Терпила» — презрительное именование человека, который по неосторожности или слабости стал жертвой преступников. «Потерпеть» можно только поражение, и вообще «терпеть» — удел слабых и проигравших. «Я не намерен этого терпеть!» — слова человека решительного, способного за себя постоять. «Не потерплю!» — еще и обладающего властью. «Нетерпение» — не порок, а счастливое личное качество человека, который способен надавить, заставить и вообще добиться своего. Почему это так?
Падший мир — это жестко конкурентный мир, напоминающий стаю обезьян, в которой всегда есть альфа-самец, который получает все, бета, который получает объедки после альфа-самца, гамма, который получает объедки после беты, и так далее. В любой обезьяньей стае нижестоящие внимательно смотрят на тех, кто выше — не ослабеют ли они? Не получится ли сбросить их на ступеньку ниже, чтобы занять их место? В игре, которая преследует две цели — «не быть сброшенным», и «сбросить другого», важно показывать качества, обратные терпению — гневливость, вспыльчивость, готовность к насилию. Причем уже у животных мы видим, что до прямого насилия не всегда доходит — животные решительно показывают зубы, угрожающе рычат, делают пугающие жесты в расчете на то, что противник испугается и уступит.
Увы, люди в миру часто — не всегда, не будем обобщать, но часто — ведут себя как в стае обезьян. При препирательствах в интернете очень часто людям важно не убедить в чем-то оппонента — как если бы он был разумным человеком, способным воспринимать доводы, а именно показать зубы и когти, зарычать, побить себя кулаками в грудь и вообще выказать гнев и ярость, чтобы заявить «Я тут альфа-самец! Не потерплю!»
Конечно, такое поведение очень глупо. Если вы хотите, чтобы ваш оппонент изменил свою точку зрения, Вам надо говорить с ним терпеливо и с уважением. Однако виртуальное «быкование» является почти всеобщим. Увы, даже и в православной среде. Человек хочет быть православным альфа-самцом — гневным, яростным, демонстративно готовым к насилию. И, конечно, в принципе неспособным принять чью-то критику и исправить свое поведение — ведь это означало бы поставить себя в иерархии на ступеньку ниже. Но Православие вообще означает полный разрыв с этими обезьяньими играми.
Верующий видит в ближних не конкурентов за место в обезьяньей иерархии — он вообще видит в ближних не безволосых обезьян, а людей, созданных по образу Божию. У него есть дело, которое не оставляет времени и сил для участия в обезьяньих играх, — служить Богу, со страхом и трепетом совершать свое спасение и содействовать спасению других. В частности, содействовать выстраиванию таких межчеловеческих отношений, которые отражали бы любовь, доверие и признание друг в друге образа Божия. Это нелегкий и часто неблагодарный труд, когда кажется, что терпение скоро кончится. Вот тут-то и понадобится один из плодов Святого Духа — долготерпение.
Долготерпение
Любить всю жизнь одного человека — это привилегия, и неважно, если за нее приходится расплачиваться долготерпением.
Многие политики бурно аплодируют своему народу за его долготерпение.
Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.
Долготерпеливый лучше храброго.
Притчи Соломоновы, 16:32
Долготерпение как качество личности – способность обладать большим терпением, то есть сохранять абсолютное спокойствие в неприятной ситуации, совершенно безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, несчастья), гасить агрессивность к объекту своей неудовлетворенности.
. — Вот скажи честно, Сёма, что ты ко мне испытываешь? — Терпение, Люся… Громадное терпение…
— Люся, что тебе больше всего нравится в мужчинах? — Ум. — А ещё? — Внешность. — А ещё? — Интеллигентность. — А ещё? — Галантность. — А ещё? — Юмор. — А ещё? — Сила. — А ещё? — Слушай, я вот—вот потеряю терпение и скажу тебе правду…
— Дорогая, я испытываю к тебе самое высокое, большое и неиссякаемое чувство на Земле! — Любовь? — Долготерпение!
Долготерпение – способность проходить уроки жизни, сохраняя при этом душевный мир и спокойствие. Если обычное терпение имеет пределы, то долготерпение практически беспредельно. В отличие от надуманной толерантности, якобы склонной терпеть чужие комплексы и недостатки, при этом в своих мыслях, как правило, презирать и даже ненавидеть ближнего, долготерпение, относится ко всем окружающим благожелательно: не только внешне, но и в своих мыслях.
Ефрем Сирин пишет: «Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что Священное Писание хвалит его, говоря: долготерпелив муж мног в разум (Притч. 14, 29). И что преимущественнее сего? Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении; потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева; потому что все терпит. Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, не легко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; не скоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, ничем не довольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении».
Долготерпение говорит: Если терпение заканчивается, терпите. Мухаммад Окар сказал: «Прежде, чем войти в море брака, наберись океана терпения. В долготерпении – сила, в нетерпении – слабость. Если желаете увидеть радугу — придётся смириться с дождём. «Хочешь выжить — умей терпеть», — говорила Людмила Гурченко.
Терпение в благости означает, что человек просто хорошо понимает, что его трудности или эта ситуация дана по судьбе, он не злится ни на кого. И пребывает в состоянии полного спокойствия. Или, по крайней мере, он где-то глубоко внутри спокоен и он твердо знает, что так поступать не надо. Второй вариант – терпение в страсти. Означает, что человек терпит со всех сил только потому, что ему это выгодно. Ему надо терпеть сейчас. Допустим, начальник сказал какое-то грубое слово. И человек терпит. Потому что знает: если он сейчас будет возражать – его просто выгонят с работы, он лишится зарплаты, у него дети останутся без штанов и за квартиру платить не сможет… И, таким образом, он просто потеряет все в своей жизни. Поэтому начальник для него олицетворяет такую силу, которая его или лишает всего или, наоборот, дает ему возможность иметь все, что у него есть сейчас. Ну, допустим, хорошая зарплата. Человек изо всех сил терпит, поддакивает, соглашается, хотя, на самом деле, для него это крайне сложно. Ему очень тяжело. Но он все равно изо всех сил старается. И это терпение в страсти.
Что такое терпение в невежестве? Муж издевается над женой. Бьет ее со всей силы. Ну, и что хочет, то с ней и делает, допустим. А она просто терпит. Ну, то есть, никаких действий не предпринимает, не воспитывает его, а просто терпит, вот и все. Терпит до поры, до времени. Это называется терпение в невежестве. Когда человек терпит просто потому, что он как будто не понимает, как ему вообще можно поступать по-другому, кроме как терпеть. У него нет вариантов, он их не изучает, не пытается как-то понять – это терпение в невежестве. Терпение в невежестве означает, что разум находится в этом состоянии невежества. Терпение в страсти – это тоже признак состояния разума в страсти и терпение в благости – это признак состояния разума в благости.
«Выигрывает тот, кто умеет ждать. Vincit qui patitur», — гласит латинское изречение. Долготерпение – сила, преодолевающая гневливость, спокойно относящаяся к вызовам жизни. Сила долготерпения в ненасилии. Долготерпение стоит на платформе ненасилия. Когда человек смотрит на мир с идеей ненасилия в разуме, он, всё, что происходит в его жизни, приписывает своей судьбе. Олег Торсунов утверждает, что когда человек в благости – он терпит, потому что он понимает, что эта ноша – его. Это не чья-то там, не соседки. Эта ноша моя собственная. Моя сумка – моя судьба. И человек ее берет и несет спокойно. И понимает, что это его проблема, его судьба. Никаких проблем нет. Он спокоен, он терпит, он останавливается, отдыхает, несет дальше. У него психика не расстраивается, глаза на лоб не лезут. Бабку он не ругает последними словами. Все. Вот такая ситуация. То есть, физически – то же самое. Что ребенок тяжелый – мы тащим, руки отваливаются. Что сумка тяжелая – руки отваливаются. Но, так как мы несем ребенка своего – мы психически спокойны. Когда мы несем чужую сумку – мы психически очень напрягаемся, и в результате наша сила тает гораздо быстрее. Поэтому идея очень простая. Когда человек долготерпелив, то это всегда означает только одну вещь – что он никого ни в чем не обвиняет. А это, в свою очередь, возможно, когда человек смиренно относится к этому миру. Когда он относится к этому миру, не гордясь собой. То есть, он способен не гордиться. Гордый человек, естественно, начинает злиться. Естественно, у него заканчивается терпение и все это является этапами, разрушающими нашу жизнь. А поведение в духе ненасилия приводит к истинному долготерпению.
Шарлотта Бронте в романе «Джейн Эйр» пишет: «Вытерпеть — твой долг, раз это неизбежно. Слова, что ты не вытерпишь того, что судьба назначила тебе терпеть, лишь свидетельствуют о слабости и глупости». Ник Вуйчич в книге «Жизнь без границ» пишет: «Когда вам захочется предать свою мечту, заставьте себя работать ещё один день, неделю, месяц и ещё один год. Вы поразитесь тому, что произойдёт, если вы не сдадитесь».
Мужчинам больше присуще долготерпение в благости и невежестве. У женщины больше развито терпение в страсти. Женщины чаще всего с начальниками вообще не ругаются, сколько бы они не орали. Женщины могут терпеть сколько угодно трудности ради своих детей, ради своей семьи, ради своего мужа. Это терпение больше в страсти. То есть, есть природные качества терпения. Но, на самом деле, долготерпение – это проявление разума всегда. Настоящее, истинное терпение – это всегда проявление разума, хотя по своей природе мужчина имеет склонность к одному виду терпения, женщина – к другому. Поэтому женщине проще вытерпеть, если она объясняет себе, зачем это ей нужно, а мужчине проще вытерпеть, если он понимает, что это нужно для общего дела для какого-го. Важного чего-то. Но, так или иначе, все равно терпение можно выработать. Даже если человеку присуще от природы терпение или, наоборот, он совсем не терпелив – терпение можно выработать, если человек идет этим путем.
Вывод: GAUDET PATIENTIA DURIS — долготерпение торжествует.
Анекдот в тему. Барон Ротшильд погружён в дела. Приходит посетитель. Ротшильд, не отрываясь от бумаг: — Возьмите себе стул. Через несколько минут посетитель теряет терпение и говорит: — Я — князь фон Турн—унд—Таксис. — Тогда возьмите два стула.