дот что значит в учебе

Особенности обучения студентов с применением ЭО и ДОТ

Образовательные программы в системе СПО и ВО с применением ЭО и ДОТ

1. Возможность индивидуального темпа обучения. При ЭО учебные материалы, тесты доступны студенту в любое время. Он может самостоятельно выбирать время и объем изучаемых материалов.

2. Отсутствие территориальных ограничений для обучения. Сдача промежуточной и итоговой аттестации в ресурсных центрах.

3. Разнообразие средств и способов обучения. В электронном обучении студент может иметь возможность самостоятельно выбрать, каким способом он будет изучать ту или иную дисциплину.

4. Получение дополнительных знаний посредством информационных технологий.

6. Применение современных средств, электронных библиотек и современной техники.

7. Гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия.

8. Мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения.

9. Гарантия академического равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и д.р.

ПАМЯТКА

абитуриентам, поступающим в МПГУ на программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭОиДОТ)

Как организован учебный процесс?

Для чего применяются ЭОиДОТ и в чем отличие обучения с применением ЭОиДОТ от традиционной заочной формы?· Обучение с применением ЭОиДОТ для тех, кто в силу разных обстоятельств (работа, здоровье, семья, удаленность от образовательной организации) не имеет возможности регулярно присутствовать на очных занятиях или приезжать на сессии;

· ЭОиДОТ позволяют повысить эффективность освоения основной образовательной программы за счет самостоятельного выбора места и времени для занятий;

· Использование ЭОиДОТ в учебном процессе предоставляет студенту возможность овладения дополнительными ИТ-компетенциями.

Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, реализуемых при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя, обучение позволяет студентам оптимально совмещать учебу и работу, делает столичное образование более доступным для жителей отдаленных регионов России, позволяет строить процесс обучения с учетом индивидуальных возможностей и пожеланий учащегося на основе общего графика учебного процесса.

Обучение с применением ЭОиДОТ отличается от привычного в России заочного обучения своей непрерывностью. Если студент-заочник изучает учебный материал самостоятельно с помощью учебников, а задать вопросы преподавателям может только два раза в год во время установочных и экзаменационных сессий, то студент, обучающийся с использованием дистанционных технологий через Интернет, имеет возможность свободного доступа (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году) к электронным образовательным ресурсам университета независимо от места нахождения и постоянно в течение учебного года контактировать с преподавателями.

Обучающиеся с применением ЭОиДОТ пользуются теми же правами, что и студенты заочной формы обучения (учебный отпуск, справка-вызов на зачетно-экзаменационные мероприятия). В дипломе указывается “заочная форма обучения”.

Каждому обучающемуся МПГУ вместе с зачетной книжкой и студенческим билетом выдаются учетные данные (логин и пароль) для доступа к электронной информационно-образовательной среде МПГУ.

Учебный процесс осуществляется в системе дистанционного обучения МПГУ ИнфоДа Moodle, доступ к которой возможен с любого персонального компьютера, независимо от места нахождения студента. В СДО размещаются учебно-методические материалы, электронные образовательные ресурсы (лекционный материал (текстовый формат/прзентации/видеолекции), ссылки на основную и дополнительную литературу, тесты для самопроверки, организованы форумы с преподавателями и другими студентами, консультации с преподавателем. Все студенты имеют возможность использования ресурсов электронной библиотеки университета.

В течение семестра студенты изучают учебные материалы в ИнфоДа Moodle, структурирование которых по темам и разделам курса, а также наличие в них заданий для самопроверки, а также постоянный контакт с преподавателем в форуме позволяют организовать обучение максимально эффективно. Студент все время находится на связи с университетом и получает постоянную поддержку кураторов (сотрудников деканата) и преподавателей.

Для удобства региональных обучающихся МПГУ предоставляет в распоряжение студентов материальную базу своих филиалов (ресурсных центров ) в городах: Анапа, Ставрополь, Дербент, Покров, Сергиев Посад, Егорьевск. В соответствии с учебным расписанием (которое также размещается в ИнфоДа Moodle) студентам предоставляются оборудованные аудитории для участия в учебных мероприятиях согласно учебному плану (лекционные и семинарские занятия в режиме видеоконференции, в формате вебинаров).

Источник

ДОТ в образовательной деятельности педагогов и школьников

дот что значит в учебе. Смотреть фото дот что значит в учебе. Смотреть картинку дот что значит в учебе. Картинка про дот что значит в учебе. Фото дот что значит в учебе

ДОТ в образовательной деятельности педагогов и школьников

«Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат»

Общей тенденцией развития общества на современном этапе является стремительное развитие ИКТ и всё более «широкое и глубокое» их проникновение в образовательный процесс во всех его формах и проявлениях. Ворвавшаяся в нашу жизнь и опутавшая ее глобальная сеть Интернет; ежедневное появление новых сервисов и программ; лавинообразное увеличение компьютерного парка в личном пользовании и стремительность всей нашей жизни неизменно выдвигает, «выпячивает» на передний план ДОТ.

В настоящее время все больше говорят о грамотном, рациональном сочетании использования современных дистанционных технологий и классической системы обучения не только в высшем, но и в школьном образовании.

Задачи сегодняшнего дня для сфер использования ДО в системе общего образования

дот что значит в учебе. Смотреть фото дот что значит в учебе. Смотреть картинку дот что значит в учебе. Картинка про дот что значит в учебе. Фото дот что значит в учебе

Дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами, то есть актами министерств и ведомств. Это означает, что данные акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования РФ).

Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила. Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами”

В качестве явных плюсов ДОТ следует отметить:

При использовании технологий дистанционного обучения образовательные учреждения получают:

o Неограниченные возможности для полноценного удовлетворения образовательных потребностей учащихся

o Возможность повышения эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов ОУ

o Возможность привлечения новых учащихся, что существенно в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование ОУ

При дистанционном обучении учащиеся получают:

o Равный доступ к качественному образованию

o Возможность реализовать индивидуальное право на выбор обучения

o Возможность освоения современных методов организации и эффективного осуществления деятельности

o Возможность приобретения компетенций, способствующих конкурентоспособности на рынке труда

При дистанционном обучении учителя получают:

o Возможность повысить уровень эффективности педагогической деятельности

o Возможность профессионального роста через освоение новых педагогических специальностей сетевого преподавателя и педагога-куратора

o Возможность повышения уровня заработной платы при введении отраслевой системы оплаты труда работников общего образования

Использование современных ДОТ в учебном процессе предоставляет дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках традиционного урока, что, в свою очередь, позволяет значительно усилить образовательные эффекты.

Организация дистанционного обучения

Реализуется перед началом учебного года

Анкетирование, выявление познавательных потребностей учащихся

• Изучение и анализ содержания ресурса и программы курса.

• Изучение индивидуальных потребностей учащихся

• Составление индивидуального учебного плана с учетом профиля, учебного плана школы

• Знакомство с составом учебной группы или класса.

• Составление тематического планирования, включающее:

o более детальный анализ содержания программы

Ведение нормативно-правовой базы использования ДОТ

Составление индивидуального учебного плана

Составление и корректировка расписания занятий учеников группы

Реализуется перед началом изучения каждой темы и непосредственно перед проведением урока.

Подготовка учителя к конкретному уроку.

• Определение целей изучения данной темы с ориентацией на заявленные учащимися профили;

• Определение содержания дополнительного теоретического материала по изучаемой теме и подготовить список источников дополнительной информации для учащихся.

• Анализ системы задач, предлагаемых для решения в ресурсе. Установление степени ее полноты, уровень сложности предлагаемых задач, степень дифференциации системы задач, соответствие системы задач сформулированным целям.

• Определение необходимости в дополнительном наборе задач.

• Планирование системы контроля и самоконтроля усвоения учащимися содержания данной темы и достижения поставленных целей.

• Отбор дополнительных задач для решения на уроке и предназначенные для самостоятельного решения дома.

• Проверка домашних заданий, оценивание и составление комментарий по д/з

Составление инструкций для ученика к уроку

Работа с домашними заданиями

При разработке методики применения ДОТ в учебном процессе необходимо основываться на дидактических моделях уроков, составленных на основе сетевых ресурсов. В зависимости от целей урока сетевой ресурс может использоваться фрагментарно или занимать урочное пространство целиком.

дот что значит в учебе. Смотреть фото дот что значит в учебе. Смотреть картинку дот что значит в учебе. Картинка про дот что значит в учебе. Фото дот что значит в учебе

Использование различных дидактических моделей на основе ДОТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, а также с разными индивидуальными потребностями. Интерактивные обучающие модели, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными возможностями и способностями, создавая адаптивную систему обучения.

Дидактические модели организации учебного процесса, созданные на базе сетевого образовательного ресурса, подразделяются на три вида в соответствии с учебными задачами:

1.Разноуровневый комплексный урок

4. Урок, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях

5. Профильный урок с углубленным изучением материала

2.Урок подготовки к итоговой аттестации

4.Разноуровневые домашние задания

1. Лабораторный практикум

5. Проблемно-поисковый урок

Задача педагога заключается в том, чтобы определить соответствие избираемой для использования в том или ином уроке дидактической модели целям и задачам урока, которые, по сути, отражаются в разнообразных перечнях общеучебных навыков.

Моделирование уроков на основе различных дидактических моделей с применением ДОТ имеет существенные перспективы в отношении повышения уровня эффективности учебного процесса, так как ОНИ :

    способствуют индивидуализации учебного процесса; способствуют активизации самостоятельной познавательной деятельности; направлены на развитие творческо-поисковой деятельности, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений; повышают учебную мотивацию за счет возможности осваивать новый материал по сценариям соответствующим реальным образовательным потребностям учащихся; позволяют использовать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе проводить групповую работу и осуществлять проектную деятельность в телекоммуникационном формате.

Дистанционное образование в РФ регулируется преимущественно ведомственными нормативными актами, то есть актами министерств и ведомств. Это означает, что данные акты не должны противоречить федеральному законодательству РФ об образовании, обязательно подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ и принимаются только по вопросам, специально делегированным конкретному министерству (Министерству образования РФ).

В частности, последним документом, регулирующим внедрение ДОТ в образовательный процесс является Приказ Минобрнауки №63 «О разработке и использовании дистанционных технологий», который отменяет предыдущий документ и устанавливает новые правила. Согласно п.3. данного документа “Образовательное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы разработки ДОТ в соответствии с государственными образовательными стандартами” Однако при этом у ОУ остается масса нерешенных вопросов, связанных с внедрением ДОТ. Вот лишь основные:

    учет учебной работы преподавателя по созданию курсов дистанционного обучения (КДО), соотношение норм рабочего времени учебной нагрузки и работы по созданию КДО учет работы специалистов по информационным технологиям по созданию КДО учет вопросов авторского права на создаваемые продукты и оплаты авторского права учет рабочего времени дистанционного часа работы преподавателя-тьютора и соотношение с академическим часом. учет оплаты инновационного труда преподавателя методика учета посещаемости обучающимися дистанционных занятий

Эти вопросы могут быть разрешены на настоящий момент только в рамках локальных нормативных актов внутри ОУ. Пути решения индивидуальны для ОУ, как и форма документа ( положение, приказ, распоряжение, договор и пр.) однако в любом случае должны быть урегулированы юридические отношения между всеми участниками процесса внедрения ДОТ. Организация учебного процесса с использованием дистанционных педагогических технологий в общеобразовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

2. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 04.07.2000г. № 000), с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 17.05.2001 г. № 000);

3. Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 иклассов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом РФ 14.05.2001 г. № 000);

4. Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000 (с изменениями от 1 апреля 2003 г.);

5. Базисный учебный план общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 01.01.2001 г.;

6. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (письмо Департамента общего и дошкольного образования от 01.01.2001 г. № /13).

Источник

Дистанционное образование в России

Федеральный Закон об образовании № 273-ФЗ (ст. 10) определяет 4 вида образования в России:

Обучение осуществляется в 3 формах:

Заметьте, никакого «дистанционного образования» как вида, уровня или формы обучения в законе нет. Однако есть понятие «дистанционные образовательные технологии (ДОТ)».

Что такое ДОТ

Подробнее о различиях дистанционного, заочного, электронного обучения мы рассказывали в одной из прошлых статей.

Понятие «дистанционные образовательные технологии» впервые появилось в проекте поправок к Закону об образовании в 2002 году. После принятия поправок Олег Смолин, на тот момент заместитель председателя думского комитета по образованию и науке, подчеркнул, что теперь закон «уравнил студентов, обучающихся посредством дистанционных образовательных технологий, с обычными студентами в обычном учреждении».

Сейчас применение ДОТ и электронного обучения регулируется статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2014 г. N 06-381).

Давайте рассмотрим его подробнее.

Порядок применения дистанционного обучения

Использовать дистанционное обучение или нет и в каком объеме — это свободный выбор образовательной организации.

Порядок позволяет применять ДОТ и электронное обучение не только при проведении занятий. В дистанционном формате можно проходить практику, выполнять текущий контроль успеваемости и проводить итоговую аттестацию.

В документах об образовании и квалификации применение ДОТ в обучении не указывается.

Организация сама решает, сколько часов отвести на «дистанционку», а сколько оставить на аудиторные занятия с преподавателем. Главное, чтобы образовательная программа была изучена в полном объеме.

При этом Порядок не запрещает перехода на исключительно дистанционное обучение, когда обучающиеся изучают материал в форме онлайн-курсов, но есть ограничения для отдельных направлений подготовки.

По каким профессиям нельзя обучаться дистанционно

Список содержит более 200 профессий и специальностей, которым нельзя обучиться полностью дистанционно. Программы по этим курсам обязаны предусматривать очные аудиторные занятия с преподавателями.

В Перечень попали прежде всего те профессии, которые требуют основательной практической подготовки и опыта. Так, нельзя удалённо выучиться на архитектора, программиста, ювелира, акушера, пилота, актёра, дизайнера, бухгалтера или педагога по физкультуре, а также сварщика, токаря, водителя, машиниста котлов, радиомеханика и многих других.

Данный документ регламентирует обучение только в учреждениях СПО (техникумах, колледжах, училищах).

ДОТ в сфере профессионального обучения

Формально никаких ограничений по использованию дистанционных технологий в сфере высшего, дополнительного профессионального образования и профобучения нет.

Например, Перечень, о котором мы говорили выше, запрещает учреждениям СПО организовывать удаленное обучение по направлению «Фармация». Однако мы легко найдем вузы, которые готовят фармацевтов-провизоров в заочной форме, полностью дистанционно.

Особенно развит дистанционный формат обучения в учебных центрах дополнительного профессионального образования и профессионального обучения (ДПО и ПО).

Посмотрим, чем и как регламентировано применение ДОТ в учреждениях ДПО и ПО.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (п. 14).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения никак не регламентирует применение дистанционных технологий, в тексте Приказа нет упоминания ДОТ и электронного обучения.

Таким образом, вопрос исключительно дистанционного обучения по профессиональным программам на законодательном уровне однозначно не решен, поэтому обратимся к понятию практико-ориентированного обучения.

Задача профессионального образования — подготовить высококвалифицированные кадры, знания, умения и навыки которых будут в полной мере соответствовать профстандартам или квалификационным требованиям (если стандарт не принят).

Так, в рамках нацпроекта «Образование» на базе учреждений СПО реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы». Проект предусматривает модернизацию профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Ожидается, что к концу 2023 года 85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс,

Профессиональное образование готовит обучающихся к выполнению конкретных действий на будущем месте работы, соответственно, теория должна закрепляться на практике.

Если мы говорим об исключительно дистанционном обучении какой-либо профессии, возникает вопрос о его эффективности. Можно ли без осложнений принять роды, обучившись по видео? Можно ли качественно выполнить сварочные работы, прочитав учебник? Вряд ли.

дот что значит в учебе. Смотреть фото дот что значит в учебе. Смотреть картинку дот что значит в учебе. Картинка про дот что значит в учебе. Фото дот что значит в учебе

Практико-ориентированность в профессиональном образовании эффективно обеспечивает дуальная модель обучения. В узком смысле, это такое обучение, при котором теоретические знания дает образовательная организация (например, колледж или учебный центр), а практику проводит работодатель на предприятии.

Таким образом, законодательных ограничений на использование дистанционных технологий при реализации профессиональных программ в учреждениях ДПО и ПО нет. Однако есть требования профстандартов и общая тенденция развития образования в сторону практической ориентированности, которые исключают возможность полностью дистанционного освоения образовательных программ.

Изменения в реализации программ обучения с применением ДОТ

19 марта 2020 года было опубликовано Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций».

Рекомендации должны помочь школам и учреждениям СПО быстро перейти на «дистанционку» в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Дистанционное образование в России, несмотря на появление статьи о ДОТ в законе об образовании еще в 2002 году, до сих пор строго не регламентировано. Большинство вопросов, связанных с выбором инструментов электронного и дистанционного обучения, организации удаленной работы и подготовки кадров, компетентных в применении ДОТ, отдаются «на откуп» образовательным организациям.

Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.

Источник

Что такое дистанционное обучение и почему его нельзя путать с заочным?

Разбираемся, по каким направлениям подготовка кадров возможна дистанционно и какие требования предъявляются к студентам.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в нашей стране применяются в сфере высшего и послевузовского образования с середины 2000-х годов. Сейчас, по данным Министерства образования и науки РК, их использует 71 вуз. Всего вузов в стране более 130.

№1. Что такое дистанционное образование?

Дистанционное образование – это обучение на расстоянии. По сути это очное обучение в режиме онлайн. Дистанционное образование нельзя путать с заочным, которое, кстати, в Казахстане отменили с 1 января 2019 года. Студенты-заочники, по данным МОН, осваивали только 65% от объёма, который осваивают очники. При этом и те, и другие получали одинаковые дипломы.

При дистанционном обучении студенты изучают все 100% объёма информации. Весь процесс построен на коммуникациях через интернет.

№2. Кто может рассчитывать на учёбу по ДОТ?

В Министерстве образования и науки РК сообщили, что на это имеют право:

№3. Кому нельзя обучаться дистанционно?

Выпускникам школ. Законодательство исключает такую возможность на базе программы общего среднего образования. В случае с выпускниками колледжей и средних специальных учебных заведений каждый вуз сам определяет возможность обучения на дистанции. Для этого необходимо, чтобы профили образовательных программ (пройденной и рассматриваемой) совпадали.

№4. Какие вузы в РК предлагают дистанционное образование?

В Казахстане ДОТ действуют в 71 учебном заведении. В частности, услуги оказывают такие крупные вузы:

Полный список можно скачать здесь.

№5. На кого можно и нельзя учиться в режиме ДОТ?

Полноценное дистанционное образование вузы дают по всем направлениям подготовки кадров. Исключение составляют лишь следующие:

№6. Как дистанционное обучение работает по программам MBA, EMBA и DBA?

Программа Executive MBA (магистр делового администрирования) ориентирована на подготовку топ-менеджеров: генеральных директоров, их заместителей и владельцев компаний. DBA – программа дополнительного образования Doctor of business administration (доктор делового администрирования), по ней готовят собственников бизнеса и управленческие кадры высшего уровня. Основная задача программы – обобщить личный и чужой опыт управления бизнесом, научиться более широко рассматривать управленческую деятельность, выходить за пределы знакомой отрасли.

По программам MBA дистанционное обучение возможно в общем объёме не более 30 академических кредитов за всё время учёбы. По программам EMBA и DBA – не более 15 академических кредитов.

№7. Куда и как записаться на дистанционное обучение?

Надо просто обратиться в приёмную комиссию учебного заведения, которое входит в список из карточки №4. Как правило, общий порядок действий таков:

№8. Сколько стоит учиться по ДОТ?

Суммы разные. Стоимость обучения рассчитывается по методике подушевого нормативного финансирования (приказ МОН РК от 27 ноября 2017 года №597). Учитываются следующие факторы:

Стоимость вузы устанавливают самостоятельно, но она, подчеркнули в МОН, должна быть меньше, чем стоимость классического обучения. Определённые расходы, как, например, на материально-техническое оснащение или коммунальные платежи, не включаются.

На стоимость влияет также выбор специальности и вуза, она варьируется от 200 до 650 тысяч тенге. А, скажем, обучение по специальности «Менеджмент» составляет 350-370 тысяч тенге (второе высшее, магистратура).

№9. Как проходит обучение?

Человек учится самостоятельно, посещает занятия (онлайн или офлайн), а все зачёты, тесты, срезы, письменные работы сдаёт строго в соответствии с академическим календарём вуза. Согласно государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО), полная учебная нагрузка одного учебного года соответствует 60 академическим кредитам или 1800 академическим часам. При этом за один семестр студент осваивает 30 академических кредитов. Форму сдачи экзамена каждый вуз устанавливает сам.

№10. Кому выгодно дистанционное образование?

Эта форма удобна работающим студентам. Главное при этом – вовремя выполнять задания и сдавать все тесты, экзамены. Дистанционное обучение подходит:

№11. В чём главные плюсы?

Помимо явного плюса дистанционного обучения – возможности учиться без отрыва от работы – у него есть и другие преимущества, в их числе:

№12. Какие есть недостатки?

Наряду с преимуществами у дистанционного обучения есть и некоторые минусы. При выборе такого вида обучения необходимо учитывать следующее:

Для того чтобы учиться дистанционно, у студента должны быть жёсткая самодисциплина и самоконтроль, иначе должного эффекта не будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *