дуальное обучение что это такое в колледже
Что такое дуальное обучение в Казахстане
Дуальное обучение для Казахстана — новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.
Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения
Дуальное образование — тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.
Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:
Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.
К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.
Путь решения этой проблемы — дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?
Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям — теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве — обучающем предприятии.
Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).
Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.
Фото: kazpravda.kz: UGC
Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:
Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:
Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане — это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.
Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.
На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.
Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.
Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.
Фото: karlskrona.kz: UGC
Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:
Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:
Решить эти задачи — значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.
Дуальное обучение: зарубежный опыт
Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.
Считается, что дуальное обучение — это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.
На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, — выпускники таких колледжей.
В чем особенность такой формы обучения в Германии:
Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум — через 2–3 года.
Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.
Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.
Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.
Дуальное обучение — перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.
Такие работники — движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.
Первостепенная задача правительства Казахстана — заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Дуальное обучение в СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
преподаватель ГБПОУ «БРИТ»
Преимущества дуального обучения перед традиционными формами подготовки специалистов
Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии.
Сегодня работодатель предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников. Для современного рабочего важнейшим квалификационным требованием является готовность выполнять несколько видов профессиональной деятельности. Вместе с тем, объектом особого внимания в настоящее время, в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) и модернизации системы образования, следует считать именно развивающую функцию учебного процесса, которая обеспечивает подготовку личности к самообразованию и обучению в течение всей жизни и повышает ее творческие возможности и, как следствие, ее профессиональную компетентность.
В связи с вышесказанным актуальность определялась:
— социальным заказом общества на подготовку квалифицированных рабочих для современного рынка труда, готовых успешно выполнять необходимые для общества профессиональные функции;
— недостаточной разработанностью системы подготовки квалифицированных рабочих в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Дуальная система обучения уже давно получила мировое признание.
Как мы видим, высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы образования объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда.
Периоды учебы чередуются с периодами работы. Эти периоды могут иметь различную продолжительность с учетом специфики специальности, которую получает студент, и возможностей предприятия, где он работает, но практическая часть обучения во временном измерении должна составлять не менее 50% календарного года. Такой подход к получению профессии имеет неоспоримые преимущества перед классической формой обучения.
Дуальная форма обучения предусматривает трудоустройство студента в организацию или на предприятие, то есть студент к окончанию учебного заведения имеет и стаж, и опыт работы, которые так ценят работодатели. Адаптация к новому месту работы, к кругу обязанностей и к коллективу, которая пугает порой даже состоявших в профессии людей, проходит для студента безболезненно. И это объяснимо: за студентом с первого дня на предприятии закреплен наставник, который и поможет, и подскажет, и опытом поделится.
Проблема повышения качества образования становится одной из наиболее актуальных проблем не только для системы образования, но и для производственной сферы и для государства в целом. Повышать качество образования необходимо на всех этапах подготовки специалистов, на всех уровнях обучения и при участии в процессе подготовки всех заинтересованных сторон.
Научно-технические достижения, широко применяемые в производственной сфере, требуют подготовки не просто специалистов, владеющих знаниями, умениями и навыками в определенной профессии, а высокопрофессиональных специалистов, хорошо разбирающихся и умеющих использовать достижении науки и техники, а также самим создавать инновации. Наличие кадров столь высокого уровня позволит успешно осваивать новые технологий, требуемые для создания качественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, развития интеллектуального потенциала нации, снижения социальной напряженности в обществе.
Уже довольно длительный период времени в нашей стране обсуждаются вопросы необходимости и возможности применения дуальной системы обучения, использование которой входит в концепцию практико-ориентированной направленности обучения и является одним из вариантов решения проблемы повышения качества образования.
Система дуального обучения имеет неоспоримые преимущества:
создается новая психология будущего специалиста;
формируется мотивация на получение знаний и приобретение навыков, т.к. качество знаний обучающихся непосредственно отражается на выполнении служебных обязанностей;
работая в тесном контакте с заказчиком, образовательные организации получают своевременную и полную информацию о требованиях, предъявляемых работодателем к будущим специалистам и могут корректировать программу обучения;
предприятия получают возможность подготовить специалиста в соответствии со спецификой своей деятельности, сводя на минимум при этом свои издержки на поиск и подбор специалистов, их переподготовку и адаптацию;
за время обучения на предприятии у работодателя появляется возможность подобрать персонал из числа лучших учащихся;
— в результате применения дуальной системы обучения увеличивается численность трудоустроенных выпускников, так как они в большей степени соответствуют требованиям работодателя, а обучение максимально приближено к запросам производства.
Преимущества для участников дуального образования
квалифицированные мобильные специалисты;
уменьшение затрат на обучение;
целевая подготовка адаптированного специалиста;
решение кадровой проблемы;
Для системы профессионального образования
получение баз практики;
повышение рейтинга, качества обучения;
возможность стажировки педагогических кадров;
оборудованные рабочие места с современным оборудованием;
Для государства и общества
снижение затрат на обучение;
решение проблемы дефицита кадров;
целевое использование денежных средств;
ускорение инновационных процессов;
Таким образом, дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций. Необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.
Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду. Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия какой- либо отрасли.
Григорьева Н.В., Швец Н.А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Дуальное обучение: перспективы развития в России // Образование и общество. № 6 (95). С. 22–25.
Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога // Образовательные технологии. – 2010. – №2. – С. 68–96.
Сидакова Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 62-64.
Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. – 2014. – №04 (апрель). – ART 14087. – 0,4 п. л. – URL: http://ekoncept. ru/2014/14087.htm.
Тидеманн Б. Дуальная система – немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С.112-123;
Мастер оcтается за кадром
Дата весьма условная, конечно. Тем не менее отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.
Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашает иностранных специалистов, среди которых много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.
Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации
Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.
Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.
Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.
Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.
В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.
Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.
В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?
Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.
Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?
Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.
Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.
Дуальное обучение в образовательных учреждениях
На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.
Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.
Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.
Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.
Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.
Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.
Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение
В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.
В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.
В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.
Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.
Особенности работы в дуальной системе для преподавателей
Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.
Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.
Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.
Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.
В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.
Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.
В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.