духи кто это такие в афганистане
Душманы
Афганский моджахед — название участников вооруженных формирований, сражавшихся с советскими и правительственными войсками в Афганистане в ходе гражданской войны в этой стране 1979—1989. Слово моджахед арабского происхождения и означает участника джихада.
Советская пропаганда называла их душманами (дари دشمن — dušman — враг), а советских солдат моджахеды именовали шурави (дари شوروی — šûravî — советский). Носили, как правило, традиционную афганскую одежду (рубахи, черные жилетки, чалма или паколь).
Содержание
Тактика
Тактика ведения боевых действий — партизанская.
Вооружение
Оружие (зенитные ракеты «Redeye» и «Стингер», мины, лёгкие системы залпового огня, радиостанции, автоматы) моджахеды получали из Пакистана, где находились их лидеры. Также определённую часть их военного имущества составляли трофеи, захваченные у афганской армии.
Лидеры
Союзники
История возникновения
После ввода советских войск в Афганистан, ЦРУ сформировало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения моджахедов. В дальнейшем часть денег на своё существование моджахеды зарабатывали:
Моджахеды не были однородны, отряды состояли из большого количества мелких соединений, командиры которых часто воевали не только с советскими войсками, но и между собой. Причина — различный национальный состав (пуштуны, таджики, узбеки) и религиозный (шииты и сунниты). Разные источники спонсорской помощи.
В ряды моджахедов также вливались выходцы из других стран мира, особенно из Саудовской Аравии, контингенты из Алжира, Иордании, Египта, Бангладеш, Филиппин, группы малой численности из Марокко, Франции, Англии.
Основным опорным пунктом в Пакистане у моджахедов (в основном пуштунов) являлся город Пешавар. Под Пешаваром находился концентрационный лагерь советских военнопленных Бадабера. Крупным центром активности моджахедов на территории Пакистана был также город Кветта. На территории собственно Афганистана под их контролем находились в основном малонаселенные пустынные и горные районы. Основными зонами военной активности являлись районы городов Кандагар и Джелалабад, вдоль границы с Пакистаном находилось несколько крупных опорных баз, размещенных, как правило, в пещерах. Самыми известными из таковых считаются Джавара и Тора Бора.
Почему афганцев называли духами?
Афганская и Чеченская войны попили у русских людей много крови. Абсолютно бесполезное и беспощадное проливание крови привело ко многим жертвам, от которых государства могли бы и отказаться, если бы не постоянные политические противоречия. Российские солдаты называли боевиков, которые приняли позицию повстанцев, «духами». Почему афганцев называли духами? Откуда появилось данное прозвище, и что оно означает?
Для начала отметим следующие устойчивые слова: «моджахед», «душман», «дух», «басмач» — все это ряд синонимов. Применялись слова исключительно к повстанцам из Афгана. Что за афганские повстанцы? Почему они приняли решение начать войну? Что за политическая обстановка была на тот момент?
Военные действия в Афганистане происходили с 1979 по 1989 годы. Воевали 2 стороны: просоветское правительство в Афганистане и советские войска против повстанцев, которые очень активно поддерживались со стороны войск НАТО (более того, в военных действиях принимали активное участие исламские государства). Если внимательно изучить советскую статистику, общее число повстанцев в определенный момент достигало 140 000 человек, но западные СМИ всегда публиковали информацию о численности войск в размере 400 000 человек. Уже на тот момент в стране творился хаос. Повстанцев на самом деле было много, однако именно на тот момент СМИ активно боролись против друг друга (Россия против Запада), пытаясь дезинформировать местное население.
Задачи и цели сторон
Почему афганцев называли духами?
Каждая из сторон называла друг друга «душманами». Если перевести с афганского, будет «враг». Даже советские солдаты не стеснялись использовать данное устойчивое выражение, однако сократили и упростили его с «душман» до «дух». Таким образом, появилось очень устойчивое понятие «духи».
Советских солдат афганцы называли «шурави» (в переводе — «советский»).
Новое в блогах
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз.
Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения:
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.
Духи кто это такие в афганистане
Под пятнистыми касками
Ни обид,ни досад.
Снизу горы кавказские-
Сверху русский десант.
Слово «дух» появилось не сразу. Сначала использовалось слово «басмачи», по аналогии с фильмами и книгами об установлении советской власти в Туркестане. Когда читаешь воспоминания о вводе и первых операциях, звучит не «духи», а «басмачи», даже несмотря на то, что когда писались эти воспоминания, слово «дух» уже было у всех на слуху. Уже после ввода, наши пропагандисты решили ввести новый термин «душманы», более понятный местным жителям. Ну а дальше появилось сокращение «дух», которое хорошо вписалось в наш военно-матерный лексикон. Духам повезло меньше, им пришлось выговаривать более длинное «шурави». Кстати, слово «моджахед» я услышал гораздо позже, уже в Союзе.
И еще попутный вопрос. Как называли духов в самых первых заметках в печати, наградных листах и похоронках, датированных началом 80-го года? В лексиконе тогда царили «басмачи», но мне интересно, что звучало в официальных документах.
Цитата |
---|
max108pdp пишет «духами» их стали называть из-за того,что они появлялись непонятно откуда и счезали непонятно куда. |
Наверно это к этому не имеет не какого отношения..
Цитата |
---|
bakhus пишет Это пошло со времен афганской войны (1979-1989). «Душман» на их языке (дари?, пушту?) значит-БАНДИТ. По крайней мере, я так помню со школьных времен. Сокращенно-«Дух». |
Ну, то что слово «дух» произошло от слова «душман» ни у кого не вызывает сомнений. И басни про тени, червяков и летающие тарелки здесь не причем. Но мне интересно, когда это произошло. Мы ведь по фарси были не фамиди когда в афган пришли. Потому сначала война проистекала так, как ее видели в кино. Офицеры поднимали подразделения в атаку, генералы обещали «положить батальон, но ущелье пройти», а духов по началу называли басмачами. Ну не знал пока еще народ, как афганцы называют своих врагов.
На АоВ размещен документальный Дневник разведроты 860 ОМП. Первая запись в дневнике датируется 24.12.1979г а последняя 18.06.1984г. Этот документ заслуживает отдельного прочтения, я же приведу только отрывки, из которых видно как в официальных документах появилось слово «душманы». Ну, а в неофициальных, «духи».
Впервые название «душманы» датируется 05.02.1981. До этого было только «басмачи» и один раз «бандиты». После этой даты, духов стали называть еще и «душманами» и «мятежниками». Последний раз «басмачи» мелькнуло в январе 83-го. После этой даты только «душманы» и иногда «мятежники».
P.S. Отметил «басмачей» [/COLOR]и «душманов» [/COLOR]в тексте разным цветом. Теперь четко видно, когда и как вошло в обиход слово «душманы (духи)». Потому как в мою бытность 83-85 о басмачах уже никто не вспоминал.
«Душманы»: сколько их воевало против Советской армии в Афганистане
В СССР их называли душманами, в мире они известны, как моджахеды. Все 10 лет Афганской войны они противостояли нашим воинам-интернационалистам. Однако с ними не только воевали, но и договаривались.
Разношерстный противник
По свидетельству воинов-интернационалистов, моджахеды были вооружены до зубов. Их излюбленной манерой было ежечасное обстреливание советских позиций. Канонада не прекращалась даже ночью. В такой ситуации, как говорили советские военные, приходилось спать в обнимку с автоматом.
Как и следовало ожидать, такая огромная армия боевиков не смогла стать сплоченным движением: разбившись на десятки мелких соединений по национальному (пуштуны, хазарейцы, нуристанцы, таджики, узбеки) или религиозному (шииты, сунниты, исмаилиты) принципу, они воевали не только с советскими войсками, но и между с собой.
Одним из самых серьезных противников для советских войск стал полевой командир Ахмад Шах Масуд.
Верблюды им в помощь
Как только передовой отряд всадников замечал противника, душманы сгоняли верблюдов в кучу, создавая из них мощный заслон. «Пулемет их не брал – на каждом верблюде было по полтонны тюков», – рассказывал один из советских афганцев. Позднее наши военные силами отрядов специального назначения начали успешно использовать тактику засад на пути следования караванов.
Договориться можно
Как известно, в Афганистане специалисты из СССР построили обширную инфраструктуру. Одной из важнейших ее частей было газовое месторождение возле Джаузджана. В 1986 году на охрану этого объекта был направлен сотрудник Ульяновского КГБ майор Николай Комаров. Перед ним поставили задачу примирить душманов с властью и пресечь диверсии на газопроводе.
Пришлось договариваться с моджахедами. Многие полевые командиры отказывались идти на контакт, однако были и сговорчивые. Среди них был главарь одной из банд Джафар, по словам Комарова, «гордый воин». После серии безуспешных попыток заключить с ним соглашение майор было списал его со счетов, как неожиданно получил от него подарок. Это был «метровый толстолобик» – знак того, что моджахед готов на компромисс.
Избирательный подход
Попадая в плен к моджахедам, советские солдаты понимали: чтобы выжить, нужно надеяться на чудо. Кроме невыносимых условий содержания, жесточайших пыток и подсаживания на наркотики их ждало испытание Кораном. Охранники принуждали пленных заучивать суры, причем если при их воспроизведении допускались ошибки, несчастного солдата до крови избивали палками.
Узников со званием моджахеды предпочитали отдавать западным спецслужбам. Так поступили с командиром 90-го отдельного авиационного штурмового полка Александром Руцким. Катапультировавшемуся со сбитого самолета летчику предстояло пережить плен, подвешивание на дыбу, а затем перевод на территорию Пакистана, где им занялись представители ЦРУ.
Некоторых заключенных душманы подвергали особенно мощной идеологической обработке. К 1989 году советское командование смогло освободить из плена 88 военнослужащих. Как показала дальнейшая проверка, 8 из них оказались завербованными противником для ведения на территории СССР разведывательной деятельности.
«Советские душманы»
К душманам присоединялись не только советские пленные, но и перебежчики. Не желая возвращаться назад, они сами становились моджахедами. Среди них был Сергей Красноперов, который сбежал к противнику от издевательств сослуживцев. По словам солдата, при полном безучастии командиров он подвергался всяческим унижениям со стороны товарищей, а вот «духи» в отличие от своих его приняли.
Перебежчик поработал ремонтником, охранником, сблизился с муллами, выучил язык и принял ислам. «Я осознал, что на самом деле Бог один, просто Иисус и Мухаммед – посланники разной веры», – говорил Красноперов. Позднее новоиспеченный моджахед женился на афганке, завел детей – и вскоре от местного его было не отличить.