дунилово что это значит
Дунилово — жемчужина русской земли
Село, ставшее популярным у российского бомонда
Об этом месте я узнал от моего отца. Он, в свою очередь, от одного из товарищей в архитектурном институте. Хотя, казалось бы — что может быть примечательного в русском селе — один, два храма, что отличают его от деревни… Но, посетив Дунилово, мой отец был поражен. Только представьте себе: среди лесов и полей расположилось село, приютившие на небольшом пятачке земли целых одиннадцать храмов. И тут важно понимать, что за свою историю Дунилово вообще никогда не было городом! Чтобы все увидеть своими глазами, в начале ноября мы отправились в путь.
Дунилово находится приблизительно в сорока километрах от города Иваново на берегу реки Тезы. На противоположенном берегу расположилось село Горицы, сейчас уже составляющее с Дуниловым единое целое. Мост, превращающий два разных села в единый комплекс — это точка пересечения больших дорог, дорог из Шуи и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы. Именно выгодное экономическое положение Дунилово в средней полосе России способствовало его процветанию и строительству кирпичных храмов.
Ранее же Дунилово-Горицы были похожи на два противоборствующих государства. В каждом селе были своя торговая площадь, своя ежегодная ярмарка, своя администрация. О настоящем противоборстве между его частями уже не может быть речи. Но в иные времена бывало всякое.
Однако история Дунилово была далеко не безоблачной, как это может показаться. Оно подверглось разорению и уничтожению ещё татаро-монгольскими завоевателями. И только потом наступили времена процветания, и в начале XX века в селе проживало чуть ли не восемнадцать тысяч человек.
Первое упоминание о Дунилово относится к 1535 году и связано оно с княжеским родом Горбатых-Шуйских. Потомки суздальских князей Дмитрий и Василий жили здесь в XVI в. на месте, называемом «Поляной», в собственном дворце. В дальнейшем история Дунилова переплетается с родом бояр Лопухиных. По случаю бракосочетания Петра I село было пожаловано боярину Ф.А. Лопухину, отцу Евдокии Лопухиной, первой супруги императора.
Проходящие через село торговые тракты на Москву, Нижний Новгород, Ярославль, Кострому, Кинешму безусловно способствовали его экономическому подъему. По торговым путям шли хлопок и шерсть, что способствовало появлению здесь одной из первых во всем регионе прядильных фабрик. Распространено в Дунилово было и скорняжное производство. Готовые шкурки часто поставлялись за границу, умножая славу безвестных российских мастеров.
Благодаря пожертвованиям купцов на благотворительные цели, или же просто желающих замолить свои грехи, появилось в Дунилово и Горицах на двоих одиннадцать церквей. В те годы, особенно по праздникам, над окрестностями разливался густой малиновый перезвон десятков колоколов, наполняя души особым умиротворением.
Сейчас, большинство храмов не имеют колоколов, а до не давнего времени даже были лишены главного атрибута церкви — крестов на куполах. Впрочем, в последние годы руки реставраторов делают все возможное — на всех церквях восстановлены макушки, поставлены кресты и залатана крыша. Последнее особенно важно, ведь всевозможные осадки, попадающие внутрь, вели бы к неминуемой гибели памятника старины.
Осмотрев большинство храмов, мы оказались в центре села. Сейчас на этом месте делает остановку автобус, проезжающий через Дунилово, а когда-то давно тут шел бойкий торг, а по выходным открывалась ярмарка. Здесь на наши глаза попалась милая любому желудку вывеска — «Пекарня».
На подоконнике окна здания, будто объевшись пирожков и плюшек, сладко дремала черненькая кошка. Этот полный умиления и спокойствия пейзаж, мы решили сфотографировать. Сделав несколько снимков, мы услышали, как дверь пекарни неожиданно заскрипела и на пороге появилась женщина в синем халате. Улыбаясь, она спросила: «Это вы нашу Дуню фотографируете?» — «Да, надеемся она не против?» — «Нет, конечно, смотрите какая она у нас красивая. Кстати, а вы не хотите зайти в нашу пекарню, хлебушка купить. У нас здесь свое производство».
Когда мы вошли внутрь, пред нашими глазами предстали чаны с тестом, миски с фаршем, противня, и, конечно, главный атрибут пекарни — печь. «А теперь, пойдемте, я вам покажу нашу кормилицу, — предложила женщина. — Такую большую печь вы увидите только у нас — она единственная на всю Ивановскую область». Действительно, раньше мы такого не видели — печь оказалась весьма внушительных размеров, а топка у нее такая, что кидают туда не колотые дрова, а стволы деревьев целиком.
Решив, что из такой печки, вероятно, рождается и самый вкусный хлеб в области, мы купили несколько буханок и напоследок поинтересовались, почему храм через реку стоит отреставрированный лишь наполовину. «Поговаривают, что деньги на его реставрацию давала актриса Шукшина, а теперь вот средства закончились», — пояснила нам женщина.
Ого, сама Лидия Федосеева-Шукшина. Уже по возращению домой мы решили узнать, какое же отношение имеет известная русская актриса к столь удаленному от столицы месту. Выяснилось, что уже более десяти лет героиня фильма «Калина красная» посещает Николо-Шартомский монастырь, который, правда, располагается в пяти километрах западнее Дунилово, в селе Введенье. В Введенье мы тоже заглянули, и тогда, еще не зная, какие гости посещают монастырь, подивились его безупречному состоянию.
«Сюда и мои дети приезжают, и внуки уже приезжают. Здесь просто очень благословенная земля», — заявила Лидия Николаевна в одном из интервью. А местные рассказывают, что видели, как Шукшина купалась в проруби местной речки Тезы на Крещенье. Что обитель стала для актрисы родной, говорит и то, что несколько лет назад здесь жил ее внук Василий, сын младшей дочери Ольги. Сама Ольга рассказывала в интервью журналистам «МК», что решение определить сына в монастырский приют, было обусловлено ее желанием спасти сына от публичной жизни. Сейчас Василий учится в православной школе в Московской области.
Впрочем, Николо-Шартомский монастырь, посещает не только Шукшина. Популярен он у многих деятелей российского кино. Говорят, что одним из постоянных жертвователей обители является режиссёр Никита Михалков. А несколько лет назад актрисой Инной Чуриковой священнослужителям был подарен трактор «Беларусь», который так необходим в хозяйстве.
Когда именно возник монастырь, теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям — он был основан в тринадцатом веке. Его появление на этом месте предопределила одна из местных крестьянок, которая на берегу реки нашла икону святителя Николая Чудотворца. По этому поводу здесь был сооружен небольшой храм, перовое документальное упоминание о котором содержится в духовной грамоте 1425 года. В дальнейшем обитель только росла и крепла, чему способствовало ее выгодное экономическое положение на карте.
К сожалению, революцию и советскую власть монастырь не пережил. Когда в 1990 году он был возвращен Церкви, его состояние было жутким. Местные рассказывают, как они частенько лазили по развалинам и, можно сказать, руинам этой обители. Кроме полуразрушенных стен здесь ничего не было. Но, прошли годы, и теперь монастырь ухожен и чист. Его прежний вид был воссоздан буквально по кирпичикам. Хочется надеяться, что все архитектурные памятники в Дунилово ждет такая же судьба.
А наше время пребывания в этом удивительном уголке Ивановской области подходило к концу. Но все же, еще одну остановку нам сделать пришлось. Возвращаясь из Введенья, при въезде в село Горицы, мы увидели «сладкую» табличку — Свежий мед. Моей бабушке как раз исполнялось 82 года, и банка свежего меда была бы отличным подарком. Мы нажали кнопку звонка на заборе, и навстречу нам вышел улыбчивый мужчина, который представился Юрием. Его рассказы о том, что натуральный мед должен першить в горле и проведенная в подтверждение слов дегустация, возымели должный эффект. В Москву мы уехали с банкой меда (800 рублей) и сотами (1200 рублей), в которых желтел настоящий дуниловский мед. Сейчас, в эту студеную декабрьскую пору, чай с ивановским медом нам кажется особенно вкусным.
Чтобы попасть в Дунилово из столицы на машине в начале необходимо воспользоваться трассой М-7 (Москва — Нижний Новгород), после Владимира уйти на дорогу А-113 до Иваново. Оттуда по Р-80 до Дунилово уже рукой подать. Всего в пути около 350 км. Заночевать можно в одной из гостиниц Иваново, а на следующий день съездить в Нерехту, Плес или Лух.
Если у вас появились вопросы, смело задавайте их в комментариях или пишите на почту akulovo собака bk точка ру. Непременно отвечу.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
Дмитрий Давыдов в своем проекте 20idei.ru раскрывает способы решения проблемы
Кремль может ответить на потенциальные ограничения запретом на использование своего воздушного пространства для США и ЕС
Уход Меркель поставил немецкий бизнес в РФ под удар
Дунилово что это значит
Я уже писал ранее, что побывал в Ивановской области и показывал снимки из села Введеньё. Но перед этим мы побывали в селе Дунилово Шуйского района.
1.
На траве обильная роса, которая тут же перенеслась на нас и мы сразу же стали мокрые по колено или выше в зависимости от роста :).
2.
Село Дунилово уникально тем, что в нём с десяток храмов разной степени сохранности! В разных источниках пишут про 11 или 12 храмов, я лично насчитал 7, но всё равно это для одного села круто!
Свято-Успенский монастырь в Дунилово основан основан в конце 17 века боярином Федором Абрамовичем Лопухиным, отцом царицы Евдокии. На средства Лопухина в пойме реки Тезы на краю Дунилова (в старину Дубнилова) была построена Успенская общежительная мужская Пустынь с двумя деревянными храмами, освященными в честь Успения и Покрова Богородицы. В 1725 году Успенская Пустынь была приписана к Юрьев-Польскому Архангельскому монастырю, а позднее передана в ведение Свято-Николо-Шартомского монастыря.
В 1764 году, при Екатерине П, по церковной реформе Пустынь была упразднена, имущество передано Дуниловскому Благовещенскому женскому монастырю, а деревянные храмы и строения сгорели.
В начале 19 века на месте закрытой пустыни были отстроены два каменных храма с теми же престолами. Летний Успенский храм освящен в 1819 году, а зимний Покровский в 1848 г.
В Успенском храме было три престола: В честь Успения Божией Матери, в честь Всемилостливого Спаса и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери Смоленской.
Оригинальна архитектурная композиция Успенской церкви, в ней произошло слияние двух стилей: классические формы соединяются с формами барокко. Массивная ротонда, покоящаяся на четверике основного объемацеркви с высоко поднятой сферической кровлей, завершается пятью стройными барабанами. Перекрытыми изящными главками После революции оба храма закрыли. В советское время на территории бывшей обители находился психоневрологический интернат, Покровский храм был переделан в больничную палату, в алтаре разместили процедурный кабинет, а Успенский использовался как склад.
В 1991 году на месте бывшей Успенской Пустыни был учрежден общежительный женский монастырь в честь Успения Божией Матери.
Реставрацию начали с Покровского храма. Потом начали восстанавливать Успенский храм, сильно разрушенный. Летом 1995 года на колокольню подняли купола, а в 1996 году на колокольню подняли главный 16-ти пудовый колокол, привезенный из Тутаева. В 1997 году, на праздник Успения в храме прошло первое богослужение. С этого времени богослужение в храме совершалось в дни престольного праздника, в остальное время храм закрыт на реставрацию.
Из существовавших до революции в Дунилово 12 храмов, уцелело десять. В 1995 году распоряжением Архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия все храмы села Дунилова были переданы в ведение Свято-Успенского женского монастыря.
Информация взята с сайта Соборы.ру
Из крапивы вид лучше 🙂
3.
Также на фото №№3 и 4 можно видеть храмовый комплекс бывшего Благовещенского монастыря в который входят собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Казанской иконы Божией Матери.
Благовещенский женский монастырь существовал на этом месте давно, по-видимому еще в удельный период. Письменных источников того времени не сохранилось. Лишь закладная доска, находящаяся в стене храма, свидетельствует, что церковь освящена в 1675 году. Благовещенская церковь была окружена каменной оградой с воротами и угловыми башенками, в которых были использованы мотивы классического стиля. В ограде 1888 году была построена теплая Казанская церковь, по своим формам напоминающая Покровскую в Успенской пустыни.
Жемчужиной монастырского ансамбля является Благовещенская церковь. Красив ее декор – по бледно-розовому фону, подернутому сиреневой дымкой, рассыпан жемчужный узор. Благовещенская церковь оставляет впечатление стройного, легкого сооружения благодаря пирамидальному построению верхней части ее основного объема, украшенного рядами кокошников и стройными барабанами с изящными луковками.
В 1998 году начаты реставрационные работы в Благовещенском женском монастыре. Летом 1998 года на зимнем храме обители, в честь Казанской иконы Божией матери сооружен купол и установлен крест. Девочки-старшеклассницы, обучающиеся иконописи в Гимназии Свято-Успенского монастыря, с благословения Игуменьи Ольги написали иконы в иконостас храма.
Информация взята с сайта Соборы.ру
4.
5.
Храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Всех Святых расположен на небольшом холме при въезде в село с юга, занимает прямоугольную в плане территорию. Сложился на месте прежних деревянных храмов, шатрового и клетского, известных с 1632 г. Состоит из крупной пятиглавой летней Покровской церкви 1685-1704 гг., возведенной по заказу владельца села боярина Ф.А. Лопухина, и небольшой зимней во имя Всех Святых, поставленной в 1142—43 гг. параллельно первой к северу от нее. Западные фасады храмов и соответствующий участок кирпичной ограды 1-й четв. 19 в. с главными воротами обращены к торговой площади. Рельеф местности, композиция и силуэт храмов, дополненных башенками на углах ограды, богатство и стилистическое многообразие декора, где 17 в. соседствует с классицизмом, создают необычайно живописный облик комплекса.
Информация взята с сайта Соборы.ру
6.
7.
8.
9.
10.
11.
А эта церковь Воздвижения Креста Господня (фото №12), находится прямо у въезда в село (построена в 1821г).
12.
Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года.
В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна.
Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье.
Информация взята с сайта Соборы.ру
13.
Весенняя поездка в Дунилово на рассвет.
Однажды я увидел снимки из Ивановского села Дунилово.
Было это довольно давно, когда еще пленкой увлекался сильно. Причем когда я их увидел, я еще не знал, где они были сделаны, но с того дня я очень захотел там побывать.
Спустя какое-то время, я узнал название этого живописного села — Дунилово. От Ярославля не очень далеко добираться до него оказалось — порядка 170 км в одну сторону. Одним словом, не самое удаленное место.
Несколько раз я собирался отправиться туда с фотографической экспансией, но до реального выезда дело дошло только в первый майский день, который в этом году совпал с Пасхой.
И то, если бы я не решил из-за диплома отменить традиционный майский выезд в южную сторону, хрен бы я до Дунилова добрался и по сей день.
Сегодня, с вашего позволения, я текст рассказа размещу равномерно по записи, отвлекаясь только на описание снимков.
Утренний туман над Тезой, быки старого моста и, конечно же, изюм дуниловского пейзажа — Благовещенский собор и Казанская церковь, а также Покровская церковь Свято-Успенского женского монастыря на дальнем плане.
Как самые ответственные люди, выехали мы из Ярославля чуть раньше, чтобы был запас по времени на непредвиденные обстоятельства в дороге, а также на ночное знакомство с селом и поиск интересующих локаций. К счастью, ничего из ряда вон выходящего, в дороге не произошло, кроме, пожалуй, штрафа за превышение скорости при включенном радар-детекторе на обратном пути. А раз ничего не произошло, то в Дунилово мы приехали задолго до восхода солнца. Быстренько прокатились по селу, нашли всё интересующее в нем и я предложил немного подремать в машине.
Тяга к красоте у меня в крови и я решил, что нам надо дремать исключительно на берегу Тезы. Без каких-либо опасений спускаюсь к реке, понимание того, что под колесами насыщенный водой грунт с иловыми отложениями пришло чуть позже, когда я решил повернуть. Не так давно упал уровень воды в реке, подумал я. В принципе, на грязевой резине никакого дискомфорта я не испытал, но дремать на берегу перехотелось. Решил, что лучше это делать на более стабильной почве.
Добавим к предыдущему пейзажу лодку и посмотрим на результат. Лучше?
Как только мы приехали сюда, мне сразу показалось, что как-то слишком многолюдно здесь для столь позднего часа. И чем дольше мы были в селе, тем это ощущение усиливалось. Туда-сюда ездили машины, пьяные мужики орали с квадроциклов, ревя мотором, пешеходы тишиной тоже не отличались — пели «а капелла» пьяные песни во всю ивановскую. Тут тебе и Пасха на лицо, и миртрудмай и просто длинные выходные.
В любом случае, Дунилово показалось очень живым селом.
Здесь и далее, вариации с Тезой и двумя церквями перед восходом солнца.
После легкой дремоты нужно было отправляться на противоположный берег реки и искать наиболее выгодные точки для рассветной съемки.
Перейти Тезу по автомобильному мосту не составило труда, ровно, как и с него спуститься в поле. А вот дальше нас ждал сюрприз, который заключался в ручье, который преградил дорогу к берегу. Проведя рекогносцировку на местности, было найдено наиболее благоприятное место для форсирования водной преграды.
Еще одна вариация с Тезой и двумя церквями перед восходом солнца. Тут таких будет очень много.
Факт того, что вода ушла буквально недавно, выдавало всё: ил на земле, влажный грунт, прошлогодня трава на земле, направленная по течению реки. Буквально же неделю назад я снимал разлив на Лахости в Осенево, а тут что-то и не подумал, что могут возникнуть проблемы с уровнем воды.
Разворачиваем камеру на 180 градусов и видим тот самый автомобильный мост через Тезу, а также церковь Рождества Богородицы и, если знать, что тут еще есть одна церковь, то можно и Воскресенскую церковь заметить чуть левее. Я ее заметил несколько позже.
Перед тем, как солнце покажется над горизонтом, еще было немного времени, точка съемки была определена, а мы решили прогуляться вдоль берега.
Благовещенский монастырь в Дунилово:
Благовещенский собор (1675 г.) является самым старинным культовым каменным зданием в Дунилово. Казанская церковь с колокольней на 10 лет младше собора.
У отреставрированных стен Благовещенского монастыря был замечен мостик с лодками, к которому мы решили вернуться позже, когда солнце поднимется.
И вот настал тот момент, ради которого мы и приехали сюда. Солнце начало стремительно подниматься. Каким именно будет рассвет, я не знал, но было ясно как божий день, что будет он прекрасным.
Показавшись над крышами домов, солнце подсветило теплыми лучами туман над водой и начало топить иней на прошлогодней траве.
Все мои ожидания были оправданы.
А теперь, друзья мои, наслаждаемся рассветом.
Село Дунилово, Ивановская область
Вот примерно здесь, на въезде, у церкви Воздвижения, нас и высадили.
По дороге встретили Казанскую церковь и Благовещенский собор (стоят рядом).
И вот такие прекрасные виды:
До монастыря дошли быстро, но стало понятно, что просто так к нему не подойдёшь (дорога перекрыта). Посмотрели издалека и пошли назад, спустившись к реке.
Дерево я уже фотографировала с другой стороны, оно какое-то магическое:
В селе есть магазинчики и пекарня:
Много необычных заброшенных зданий:
Но, в общем, симпатичное село и церкви, ничего особенного, хотя приятно погулять, особенно после долгого сидения дома. Так я думала, пока мы не добрались до этого места:
Это место, где, глядя на разрушения, чувствуешь себя песчинкой в этой жизни. И одновременно энергия здесь какая-то есть.
Ничто не мешает зайти внутрь.
А ещё я нашла вход на колокольню:
Поднялась до середины ступенек, стало страшно, когда из-под ног посыпалось. А, как известно, потом спускаться страшнее, так что не стала, вернулась обратно.
Трех-четырех часов хватит, чтобы все подробно осмотреть. Часто Дунилово включают в состав экскурсий по Золотому кольцу вместе с другими местными сёлами.