елей это в библии что значит
Что такое елей и как его используют
Зачем в Церкви елей?
Зачем в Церкви используют фимиамы — ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей — не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?
О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры — это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.
Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.
Физические и материальные выражения веры — не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.
Елей в Священном Писании
Елей — это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» ( Мк. 6:13 ).
На Востоке елеем «короновали» монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.
Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей — один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.
Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», — говорится в Библии.
Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.
Елей в Церкви
Из чего состоит елей?
Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:
В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко:
В Библии дано строгое указание на состав елея.
Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания.
Считалось также, что елей способен изгонять злых духов.
Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас;
33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Елей это в библии что значит
Образ елея по важности и частоте упоминания занимает в Библии одно из ведущих мест. Давайте рассмотрим, как елей использовали в библейские времена.
РАДОСТЬ, ИСЦЕЛЕНИЕ, ОСВЯЩЕНИЕ
Елей – это оливковое масло, которое получается путем отжима плодов масличного дерева. Нам всем знаком этот плод, сейчас его можно купить в любом магазине. В современных Палестине и Израиле (на их территории и происходит основное действие библейского повествования) маслина – самое распространенное плодовое дерево. А оливковое масло – один из важнейших продуктов питания как в древности, так и теперь.
Однако елей использовали не только для приготовления пищи, на основе его изготовлялись благовония и притирания. Самого дорогого и почетного гостя на Ближнем Востоке в древности чествовали тем, что на голову выливали елей. Кожа и волосы при этом становились блестящими, лоснящимися, что должно было символизировать материальный избыток и радость, от которых сияет лицо. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 133:1-3). Об Иисусе Христе сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 45:6-7). Одним из признаков скорби, сильной печали или покаяния был у древних евреев отказ от использования елея.
Елеем также обрабатывали в древности раны, чтобы смягчить их и снять воспаление. Вспомните, что сделал добрый самарянин для человека, избитого разбойниками: он «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
Елей также является образом исцеления. В Писании неоднократно описывается, как больных мазали елеем. В Новом Завете есть специальное установление об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14-15). Следует четко осознавать, что сам по себе елей не обладает никакой исцеляющей силой. Важен не ритуал помазания больного, даже не столь важно, кто именно совершает помазание – пресвитер, пастор или епископ. Елей лишь символизирует исцеляющее действие Бога, которое происходит по вере человека.
Еще один образ елея – освящение. В ритуалах, касающихся скинии собрания, жертвенника и храма, освящение занимало одно из важнейших мест. Это была целая процедура, включающая в себя множество элементов, но завершалась она специальным помазанием елеем. «И взял Моисей елей помазания, и помазал скинию и все, что в ней, и освятил это; и покропил им на жертвенник семь раз, и помазал жертвенник и все принадлежности его и умывальницу и подножие ее, чтобы освятить их; и возлил елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его» (Лев. 8:10-12). Также и в установлении очищения от проказы помазание елеем заканчивало обряд, совершаемый священником.
ЦАРЬ, СВЯЩЕННИК И ПРОРОК
Первосвященника, как мы уже упоминали, помазывали елеем в знак того, что он освящался Богом, но еще это символизировало особые полномочия и положение перед Богом.
Царей также помазывали на царство елеем. Так было с Саулом, Давидом и Соломоном. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его» (1 Цар. 16:13). «И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон!» (2 Цар. 1:39).
Илия помазал Елисея на пророческое служение. «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы помажь в пророка вместо себя» (1 Цар 19:16).
Елей поэтому символизирует особые полномочия и статус священников, царей и пророков в Израиле.
ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ ЕЛЕЯ
Дух Святой до пришествия Христа на эту землю действовал в мире иначе, чем теперь. Он нисходил только на священников, царей и пророков, производя особое действие, которое сопровождалось помазанием елеем, поэтому они назывались помазанниками.
Это были прообразы Иисуса Христа, Который соединил в Себе Первосвященника, Царя и Пророка. Само Его Имя – Христос – означает не что иное, как Помазанник. Так звучит в греческом написании древнееврейское слово «машиах» (от глагола машах – мазать маслом), что означает «помазанный». Христос, придя в синагогу, прочитал о Себе из книги Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19).
В Новом Завете после служения, крестной смерти и воскресения Христа действие Духа Святого вступило в новое качество, стало более мощным и всеобъемлющим. Теперь каждый, принявший Иисуса Христа в сердце как Спасителя, получает Духа Святого, Который пребывает с человеком постоянно, совершая в нем Свое действ ие. «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян 2:17).
ПОМАЗАННИКИ НОВОГО ЗАВЕТА
Помазание (особое действие Духа Святого), пребывающее на всяком христианине, наставляет и учит его. «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2:27). Это не значит, что имеющему Святого Духа нет нужды слушать поучения наставников или не нужно учиться, здесь речь идет не об этом. Христос говорил о том, в чем будет наставлять людей Дух Святой: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Дух Святой безошибочно подскажет христианину, если в учение проникнет что-либо, принижающее славу Христа, обесценивающее Его жертву.
Теперь всякий верующий в Иисуса Христа имеет Духа Святого и, значит, имеет особые полномочия и способности, которые в Ветхом Завете были доступны только помазанникам: царям, священникам и пророкам, потому что все это производит тот же самый Дух Святой. Об этом прямо говорится в первом послании Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Помазание елеем означает постоянное пребывание Духа Святого в жизни верующего, его отождествление с Помазанником – Иисусом Христом. Но если в Ветхом Завете это действие производилось физически, то есть на голову особо избранного человека возливался елей, то теперь помазание следует воспринимать в духовном смысле, и оно пребывает на всяком верующем.
Итак, образ елея – это символ Духа Святого, Его радости, исцеляющей силы, утешения, назидания и освящения, которое Он дарует верующим. Христиане – новозаветные помазанники Божьи, на которых постоянно пребывает елей Духа Святого, «дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).
Станислав БУЛАНОВ
Помазание елеем
(Иак 5:14) Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
В Храме Соломона было три уровня — это комнаты или ярусы. На первом этаже хранили зерно, вино и масло. Второй этаж — это место отдыха для священников храма. На верхнем этаже в трёх комнатах хранилось всё золото и серебро — это сокровищница.
В сокровищнице находится ответ Бога, и мы будем черпать из богатства Его славы. Сейчас эти три комнаты находятся на небесах.
Мы сейчас находимся в месте с зерном, вином и маслом — на первом этаже.
Зерно, вино и масло 
Зерно и вино всегда идут вместе — это Причастие .
Масло — елей, символ Святого Духа.
Пора людям нанести елей на себя, на дома, на своих близких. Возможно, это звучит странно и похоже на какое-то суеверие или елей — это что-то из Ветхого Завета? Елей имеет символическое значение, но Бог никогда не пренебрегает самим средством.
(Мк 6:12-13) Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
Иисус всё ещё был с учениками, но они мазали больных маслом и имели результат.
Каким был результат? Было много исцелённых. Там, где применялось масло, здоровье восстанавливалось.
Иисус вознёсся на небо, и началась эра Церкви.
Помазание елеем в Новом Завете
(Иак 5:14-15) Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему.
Священники и прокажённые
Прокажённых помазывали кровью и маслом.
(Лев14:14) И возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого и на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его.
Это означало, что теперь их ухо и то, что они слышат, освящено. Также благословенно то, что они делают (палец руки) и куда идут (палец ноги). Далее, поверх крови священник наносил масло.
(Лев 14:15-18) И возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа; оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности; а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицем Господа.
Как применять масло в наше время
Сегодня мы не применяем кровь, потому что Кровь Иисуса Христа уже применена к нам. Но мы можем применять масло. Мы можем применять его к нашему дому, помазав двери и косяки. Если вы переживаете за какую-то часть вашего тела, вы можете прикоснуться к ней елеем помазания. Можно нанести масло на лоб.
Когда на Иерусалим должно было обрушиться несчастье, Бог сказал Своим Ангелам:
(Иез 9:3-4) И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак ( масло ).
Как Иаков применил масло
В первый раз масло упоминается в книге Бытие, когда Иаков ушёл из дома, потому что боялся брата. Он остановился в месте, называемое Вефиль — Дом Божий. Там он взял несколько камней и уснул на них. Во сне к нему проговорил Бог.
(Быт 28:14-15) И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.
Одни сплошные обещания и никакого условия. Только подумайте — Иаков только что обманул своего отца и брата, но при этом Бог проявил к нему благодать — незаслуженную благосклонность.
Если вы видите в Библии написано «Бог Иакова», а не «Бог Израиля», то эта фраза указывает на благодать Бога.
Бог Иакова защитит тебя и поможет тебе — Он Бог благодати.
Иакову приснилась лестница, идущая в небеса. По ней поднимались и спускались Ангелы.
Когда на землю пришёл Иисус, сказано: «Я видел Духа, сходящего с неба и пребывающего на Нём», — это намёк на лестницу Иакова.
(Ин 1:32) И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
(Ин 1:51) И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Иаков возливал елей на камень.
(Быт 28:18) И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
Вефиль — Дом Божий
Масло тесно связано с Домом Божьим. Именно там вы найдёте Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Где найти елей и все обещания Божьи о защите и заботе? В Доме Божьем. Дом Божий — это не стены из кирпича и не здание. Дом Божий — это когда все мы собираемся вместе.
(Пс 90:9) Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
Будет правильно, если вы сделаете Дом Божий своей обителью.
Зачастую люди читают Библию поверхностно, но её необходимо исследовать. Если читать псалом 90:9 на иврите, то там можно увидеть слово «масло».
Если вы применяете масло к чему-то, то зло к вам не пристанет.
(Пс 90:9-10) Ибо ты сказал : «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
Помажьте маслом дом свой и близких. Под благословением и помазанием Господа масло становится елеем помазания — святым маслом.
Святой — отделённый для особой цели.
Диавол не может прикасаться к тому, что свято. Он имеет дело лишь с грязным и нечистым — с тем, на чём есть отметина греха.
Неверие в прощение грехов тоже является пищей сатаны.
Болезнь — это не естественное состояние. Бог никогда не планировал, чтобы человек болел. Бог желает, чтобы человек всегда был здоровым и целостным.
Святой — отделенный, особенный.
Когда вы будете молиться во имя Иисуса Христа, помазание сойдет на масло.
Как появилось масло
Для того, чтобы появилось масло, нужно что-то раздавить. Именно это и произошло с Иисусом в Гефсиманском саду — Он был «раздавлен».
Раньше главным предназначением масла было разжигание миноры в храме. Иисус был «раздавлен» в темноте Гефсиманского сада, чтобы принести свет во тьму мира.
(Лук 22:44) И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
Во времена Иисуса, масло второго отжима использовалось в медицинских целях.
После этого Иисус был «раздавлен» еще. Его спина была исполосована плетью. Его ранами мы исцелены.
Третий отжим использовали в качестве мыла, то есть для очищения.
На кресте, Иисус был «раздавлен» под грузом нашего греха. Он пострадал за нас, и мы получили очищение от всех наших грехов.
То же можно сказать о хлебе и вине. Мы не собираем хлеб прямо на поле и не получаем вино прямо с лозы.
Виноград должен быть раздавлен, а хлеб нужно молотить, просеивать и снова молотить, а потом его бросают в печь. Так было и с нашим Господом Иисусом.
Виноград нужно давить и топтать. Священное масло не растёт на оливковом дереве, его нужно выжимать. Также было и с Иисусом. Он любит нас. И масло тоже говорит о Его любви.
Можно обратиться к Господу прямо сейчас.
Молитва 
Отец! Мы приносим Тебе это простое масло и просим Тебя: благослови это масло и сделай его святым елеем помазания, освященным для Твоих целей, предназначенным для славы Господа Иисуса Христа.
Отец! Мы просим, чтобы всё, к чему прикасается это масло, менялось. Пусть болезни сменяются здоровьем и целостностью. Пусть мёртвые воскресают. Во имя Иисуса мы молимся, чтобы этот елей превращал неудачи в успех, бесплодие в плодовитость. Отец! Мы благодарим Тебя за Твою защиту, обеспечение и восстановление.
Елей это в библии что значит
Елей (или миро), упоминаемый в Священном Писании 20 раз, использовался в Ветхом Завете для помазания головы первосвященника и его потомков, а также окропления Скинии, чтобы отметить их как святых и отделенных для Господа (Исход 25:6; Левит 8:30; Числа 4:16). Три раза он называется «священным маслом помазания», и евреям строго воспрещалось воспроизводить его для личного использования (Исход 30:32-33). Рецепт елея записан в Исход 30:23-24 и содержит мирру, корицу и другие натуральные ингредиенты. Нет никаких признаков того, чтобы само масло или его ингредиенты обладали сверхъестественной силой. Скорее, строгость указаний относительно создания елея была испытанием послушания израильтян и демонстрацией Божьей абсолютной святости.
Только четыре отрывка из Нового Завета относятся к практике помазания елеем, и ни один из них не объясняет его использование. Мы можем делать выводы из контекста. В Марка 6:13 ученики помазывают больных и исцеляют их. В Евангелии от Луки 7:46 Мария помазывает ноги Иисуса, поклоняясь Ему. В Иакова 5:14 старейшины церкви помазывают елеем больных для исцеления. В Послании к Евреям 1:8-9 Бог говорит Христу, когда Он торжественно возвращается на Небеса: «Престол Твой, о Боже, на веки веков…», и помазывает Иисуса «елеем радости» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Следует ли христианам использовать елей сегодня? В Библии нет ничего, что указывает или даже предполагает, что мы должны практиковать миропомазание, но ничто и не запрещает этого. Масло часто используется в качестве символа Святого Духа в Библии, как в притче о мудрых и неразумных девах (Матфея 25:1-13). Будучи христианами, мы имеем присутствие Духа, который ведет нас ко всякой истине и постоянно помазывает нас Своей милостью и утешением. «А на вас – помазание Святого, и, значит, все вы обладаете знанием» (1 Иоанна 2:20).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Елей это в библии что значит
елей м. 1) а) Оливковое масло, используемое в церковном обиходе. б) Низший сорт оливкового масла; деревянное масло. 2) перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли. 3) перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость.
елей м.церк. anointing oil; (перен.) unction, balm
Елей (иноск.) бальзамъ успокоительный, успокоеніе боли (намекъ на святой елей, освященный по обрядамъ христіанства). Ср. Свой чудесный елей Въ наши ра. смотреть
(иноск.) — бальзам успокоительный, успокоение боли (намек на святой елей, освященный по обрядам христианства) Ср. Свой чудесный елей В наши раны излей. смотреть
= сущ. (греч. τὸ ἔλαιον) — молодая маслина, деревянное масло, елей. Елей состоял из следующих пяти веществ: 1) из смирны самоточной, т. е. душ. смотреть
Rzeczownik ель f Biologiczny świerk m елей m Religijny olej święty m Przenośny balsam m Przenośny pochlebstwo n
Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла — высший сорт, называемый пр. смотреть
сущ. муж. рода, только ед. ч.вещество, церк.оливковое масло, употребл. в церковном обиходеєлейот слова: ель сущ. жен. родабот.хвойное деревоялина¤ гол. смотреть
-я, м. Оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе.|| перен. То, что успокаивает; средство утешения.Я лил потоки слез нежданных, И ранам совест. смотреть
елей еле́й»масло оливы», церк., ст.-слав. ѥлеи, ѥлѣи ἔλαιον. Заимств. из греч. ἔλαιον. Напротив, диал. оле́й через польск. olej «растительное масло» из. смотреть
м церк., перен. Salböl n, Chrisam n, mСинонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
м. 1) церк. huile f 2) перен., поэт. baume m
елей сущ.муж.неод. (1) ед.твор. Взял от родительских овец, Елеем благости небесной Меня помазал.С5.
м.1) церк. huile f 2) перен., поэт. baume mСинонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
м.1) церк. óleo m2) перен. bálsamo m
ЕЛЕЙ, оливковое или другое растительное масло, употребляемое в христианских церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих на праздничном богослужении, а также перед крещением, применяют в таинстве елеосвящения, возливают на покойника.
. смотреть
ЕЛЕЙ елея, мн. нет, м. (греч. elaion). 1. Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.). 2. перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.
• Elaeus, ‘Έλαιος, береговая река в Вифинии, впадающая на запад от Гераклии Понтийской. При ее устье лежал город того же имени.Синонимы: ба. смотреть
, оливковое или другое растительное масло, употребляемое в христианских церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих на праздничном богослужении, а также перед крещением, применяют в таинстве елеосвящения, возливают на покойника. смотреть
освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.Синонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. elaion «елей» < «оливковое масло». См. олива, маслина.Синонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
оливковое масло, иногда с небольшой примесью вина, употребл. в церк. службе.Синонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
(2 м), Пр. о еле/еСинонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
— масло оливы, которое употребляется в церкви для помазания.Синонимы: бальзам, масло, миро, слащавость
— растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. смотреть
Ударение в слове: ел`ейУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: ел`ей