елизаветинская рапира почему так называется

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Истоки «меча для ношения с одеждой»

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» обозначает шпагу.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьем, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Происхождение названия рапира

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

Материал и техника изготовления

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создает необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жесткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнется… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Прочность рапир

Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

Для чего создавались рапиры

Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

Когда применялись

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Влияние рапир на технику фехтования

По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга.

Спортивное фехтование

Укол рапирой, т.е. поражение противника непосредственно острием клинка, был распространен в итальянской и во французской школе фехтования. Изящество, с которым противники сходились в противостоянии, стало фирменным знаком итальянского стиля. Результатом стало повсеместное увлечение итальянской манерой фехтования. В царствующих домах и в престижных учебных заведениях фехтование вводится в качестве обязательной учебной дисциплины. Престижной становится специальная должность — фехтмейстер, учитель фехтования.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Национальные чемпионаты по фехтованию стали первой ласточкой на пути рапиры в мир большого спорта. Уже на первой Афинской Олимпиаде в 1896 году программа игр включала турнир по фехтованию. Первоначально турнир фехтовальщиков был общим и проводился в одной дисциплине. Через четыре года, в 1900 году на Олимпийских Играх в Париже спортсмены состязались уже в трех дисциплинах. Отдельно были проведены турниры по фехтованию на саблях, на шпагах и рапирах.

Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

В заключение

Приемы рапиристов более утонченные и выверенные. Один грамотно нанесенный укол может принести победу спортсмену. Благодаря современной электронике, техника фехтования сегодня достигла пика своего совершенства. Стало возможно фиксировать практически одновременные удары, между которыми разница по времени составляет сотые доли секунды. Значительно усовершенствовалась техника ведения боя, где каждому спортсмену предоставляется право на атаку.

Источник

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» обозначает шпагу.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Исторический путь оружия

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Видео

Источник

Рапира в вопросах и ответах. Джон Клементс. с коме

Выдержки из книги Джона Клементса, специалиста по рапирно-шпажному фехтованию, с моми коментариями. Коментарии в скобках в конце абзацев.

Как рапира лежит в руке?
Исследуя старинные рапиры, я поразился тому, насколько хорошо они сбалансированы: они казались почти невесомыми, были невероятно маневренными и подвижными (никакого сравнения даже с лучшими современными репликами, которые мне доводилось держать в руках). Только несколько клинков показались мне немного неудобными, но это может объясняться не их плохим качеством, а тем, что это были либо экспериментальные образцы, либо они изготавливались для конкретного человека с индивидуальными особенностями фехтовальной техники, или же на них в какой-то момент были заменены эфесы, что и привело к изменению баланса. Все экземпляры, которые я изучал, весили меньше трех фунтов, большая часть весила меньше 2,5 фунтов, а некоторые даже меньше 2 фунтов. Ни в коем случае их нельзя было назвать громоздкими. Как специалист по средневековому оружию и бывший спортивный фехтовальщик, я с уверенностью заявляю, что эти рапиры не были неповоротливыми или неуклюжими. За редким исключением, у меня нет ни малейшего сомнения в том, что приемы боя на рапирах, описанные в имеющихся исторических источниках, вполне могут эффективно осуществляться любым из этих предметов.

Как рапиры использовались в бою?
Рапиры использовались совсем не так, как сейчас это показывают в фильмах на подобие «Принцессы-невесты» или «Зорро». В популярной культуре фехтовальный бой часто изображают не правильно. На самом деле, рапиры не использовались для частой смены уколов и парирования ударов, как в современном спортивном фехтовании, или для того чтобы перерезать веревки, кожаные ремни или вырезать буквы на чем-нибудь. Все эти выдуманные трюки лишь плод фантазии.
Действия рапирой были с одной стороны гораздо более грубыми и жестокими, а с другой — очень осторожными и точными. От атак чаще уклонялись (уворачивались) чем блокировали их, но если защита блокировалась, то чаще всего клинок противника отводился в сторону, и за этим следовала контратака.
(Уже говорил, но повторюсь. Любая система фехтования рассчитана, в основном, на блоки, или защиты. Это можно увидеть в любом фехтбуке.)

Использовались ли рапиры против брони?
Рапиры не предназначались для использования против человека, защищенного броней. Тем не менее, ношение защиты было вполне обычным явлением среди бойцов того времени. Рапира могла проколоть мягкую защиту, но исторические источники говорят о том, что кольчуга (броня из переплетенных колец) была достаточной защитой и поэтому ее часто носили под одеждой. Если же человек был хотя бы частично защищен пластинчатой броней, которая все еще использовалась на поле боя и в городской милиции в 16-17 веков, то удары приходилось наносить по более уязвимым точкам. Иногда, из эстетических соображений, в музеях часто стоят манекены в пластинчатой броне 16 века с рапирой в руках, хотя они никогда не использовались вместе ни на войне, ни во время соревнований и для самообороны.

Моё заключение. Клеметс притягивает множество фактов «за уши» под свою теорию. Намерено или по незнанию используя ошибочные данные и т.д., подтасовывая их. В результате ценность его книги практически сводится к нулю, и книга становится вредной, преподнося искажённые факты.

Источник

Новое в блогах

«Меч для одежды»

Смертельные кружева елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Изначальные хитрости

Итальянцы, будучи в то время самыми хитрыми и мстительными, придерживались убеждения, что за предательство и обман благородный человек вправе отплатить тем же, и это нисколько не запятнает его чести. Некоторые дуэлянты тайно заказывали себе легкие кирасы, окрашенные в телесный цвет и надеваемые под рубашку так, что даже секунданты ничего не могли заметить. В этом случае одновременная встречная атака мгновенно решала исход поединка.

Боевые помощники

Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным. Кинжал направляли на противника, а концы перекрестья располагались по сторонам для того, чтобы отбивать или захватывать его клинок.

От дуэли к спорту

Спортивные и тренировочные рапиры сегодня существенно отличаются от тех, которыми фехтовали в эпоху Ренессанса. Дуэльные клинки были очень жесткими, для того чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время поединка. Если бы они были гибкими, то не смогли бы пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Рапирой нужно было отводить удары, и клинок при этом не должен был изгибаться.

Вера Чистякова, Александр Плошинский

Источник

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Исторические факты

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называетсяI — короткая и длинная шпага.

Процесс усовершенствования

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Боевая рапира

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называетсяИсторическая рапира значительно отличается от современного фехтовального оборудования

Рапира в спортивном фехтовании

Спортивные рапира и шпага отличаются конструкцией и габаритами. Сечение их имеет ряд особенностей. Так, спортивная рапира в поперечном разрезе образует четырехгранную фигуру. Вес оборудования составляет около 0,5 кг. Града выполнена из металла. Она имеет диаметр 12 см.

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Когда происходит соприкосновение датчика с поверхностью экипировки, сигнал передается по кабелю к фиксирующему прибору. Провод проходит по углублению грани клинка. Под эфесом есть разъем.

В него подключен провод. При изготовлении спортивной рапиры форма рукояти может быть фигурной. Одной из популярных разновидностей эфеса является «пистолет».

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Спортсмен в этом случае может не сгибать запястье.

Фехтование на рапирах

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Отличия в фехтовании шпаги, рапиры, сабли значительные. Это необходимо учесть при выборе оптимальной разновидности спортивного оборудования.

В подобном турнире соперникам запрещено касаться друг друга телами. Бой будет остановлен также и в том случае, когда один из соперников окажется за спиной у другого участника соревнования. На турнирах высокого уровня проводится видеофиксация поединка. Это позволило избежать ошибок, которые могли допустить арбитры.

Боевая сабля

Рассмотрев отличия рапиры и шпаги, следует уделить внимание такому оружию, как сабля. Это одно из самых древних орудий. В силу его особенностей сформировались и современные техники ведения спортивного боя.

Со временем конструкция видоизменилась. К XIV столетию это уже был исключительно рубящий клинок, отличающийся значительной кривизной. Вес был относительно небольшой. Центр тяжести был смещен от эфеса.

Это позволяло наносить удары большей силы.

Сабля в фехтовании

елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть фото елизаветинская рапира почему так называется. Смотреть картинку елизаветинская рапира почему так называется. Картинка про елизаветинская рапира почему так называется. Фото елизаветинская рапира почему так называется

Града отличается особой конструкцией. Она способна защитить руку снизу и сверху. В процессе боя можно наносить удары исключительно в верхнюю часть тела. Это относится и к рукам (до запястий), а также область защитной маски.

Виды фехтования

Артистический и спортивный поединок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *