если фирмы действующие на рынке не получают экономической прибыли в долгосрочном периоде то такая
Тест по экономике в 10 классе
Типы рыночных структур. 10 класс.
Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется: а) совершенной конкуренцией; б) монополистической конкуренцией; в) олигополией; г) монополией.
Что из нижеперечисленного не характерно для совершенной конкуренции: а) кривая спроса фирмы горизонтальна; б) кривая спроса фирмы является также кривой ее среднего дохода; в) кривая спроса фирмы является также кривой ее предельного дохода; г) кривая спроса фирмы абсолютно неэластична.
Что из следующего не приводит к монополии: а) лицензии; б) авторские права; в) контроль над единственным источником товара; г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов.
К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится: а) низкий объем производства; б) высокий уровень расходов на рекламу; в) нестабильность цен; г) низкий уровень расходов на научно-исследовательские разработки.
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к: а) превышению цен над средними издержками; б) снижению индекса Херфиндаля- Хиршмана; в) превышению предельных издержек над рыночными ценами; г) исчезновению экономической прибыли.
В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам: а) в краткосрочном периоде; б) в долгосрочном периоде; в) всегда; г) никогда.
Монополист может получить экономическую прибыль: а) только в краткосрочном периоде; б) только в долгосрочном периоде; в) никогда; г) и в долгосрочном, и в краткосрочном периоде.
Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что: а) фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить из него; б) на рынке действует небольшое число фирм; в) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию; г) фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.
Во многих университетах США плата за обучение для иногородних студентов выше, чем для тех, кто проживает в данной местности. Такое положение служит примером: а) монополии в высшем образовании США; б) отсутствия контроля правительства над высшим образованием США; в) ценовой дискриминации в высшем образовании США; г) неэффективного распределения ресурсов между высшим и средним образованием в США.
Типы рыночных структур. 10 класс.
Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции: а) фирма не обладает рыночной властью; б) фирма максимизирует прибыль; в) фирма получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде; г) линия спроса представляет собой линию средней выручки фирмы.
Монополистическая конкуренция возникает на рынках тех товаров, где эластичность спроса: а) как правило, низка; б) приблизительно равна единице; в) как правило, высока; г) может быть какой угодно.
Если монополия в отрасли сменяется монополистической конкуренцией, то от этого: а) выигрывают продавцы; б) выигрывают покупатели; в)выигрывают и продавцы, и покупатели; г) никто не выигрывает.
Если число фирм в отрасли стремится к бесконечности, то индекс Херфиндаля- Хиршмана: а) отрицателен; б) стремится к нулю; в) стремится к единице; г) тоже стремится к бесконечности.
Если фирмы, действующие на рынке, не получают экономической прибыли в долгосрочном периоде, то такая рыночная структура называется: а) монополией; б) совершенной конкуренцией; в) олигополией; г) монопсонией.
Если преступная организация типа мафии эффективно монополизирует преступную деятельность, что произойдет с доходом от отдельного преступления: а) доход возрастет; б) доход снизится; в) доход не изменится; г) ничего определенного сказать нельзя.
Свобода входа и выхода с рынка характерна только для: а) монополии; б) совершенной конкуренции; в) монополистической конкуренции; г) верны ответы б) и в).
Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для: а) рынка зерна; б) рынка легковых автомобилей; в) рынка услуг преподавателей; г) рынка карандашей.
Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является: а) рынок наркотиков; б) бизнес, которым занимался Чичиков из «Мертвых душ» Гоголя; в) работорговля в 16 – 19 вв.; г) рынок автомобилей.
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Оглавление
3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.
Рис. 1. Оптимум монополии
Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.
Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.
Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.
В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.
3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.
В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.
Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.
Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.
В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).
При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.
Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.
Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.
Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде
Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.
3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии
Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».
Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.
Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.
Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.
Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.
Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.
Рис.3. Олигополия: ценовая война
В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.
Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.
От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.
Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.
Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Рыночные структуры
Группа фирм, производящая однотипные товары, удовлетворяющие одинаковые потребности, называется отраслью.
Фирмы, функционирующие в отрасли, реагируют на действия друг друга с учетом таких факторов, как: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, условия вхождения в отрасль, открытость информации, способность влиять на цену товара.
Выделяют четыре рыночные структуры:
1. Совершенная (чистая) конкуренция
2. Монополия (чистая монополия)
3. Монополистическая конкуренция
Фирма решает, надо ли ей оставаться в отрасли или прекратить свое существование. Если фирма остается в отрасли, она должна определить объем выпуска, обеспечивающий ей максимизацию прибыли.
Общим правилом, обеспечивающим максимизацию прибыли, является
Совершенная конкуренция.
1. На рынке действует громадное количество фирм, принимающих решения самостоятельно. Доля поставок каждой фирмы незначительная. Поэтому фирма не может влиять на рыночную ситуацию.
2. Фирмы производят гомогенный (стандартизированный) продукт, поэтому покупателям безразлично, у какой фирмы покупать.
3. Информация в отрасли открыта. Технология производства проста и доступна.
4. Вход в отрасль свободный, т.к. размеры капитала, требуемые для организации производства небольшие. Не существует и каких – либо законодательных ограничений этому процессу и противодействий фирм отрасли
Фирма – совершенный конкурент, определяет только количество производимой продукции. Влиять на рыночную цену не может. Ей цена спускается с рынка, т.е. фирма является ценополучателем.
Т.к. фирма является ценополучателем, то каждая дополнительно проданная единица продукции добавляет к суммарной выручке (TR) одну и ту же величину предельной выручки, которая равна цене. Т.е. MR = P. Поэтому кривая D является кривой и среднего (AR) и предельного дохода (MR).
Кривая спроса фирмы показывает способность фирмы влиять на рыночную ситуацию. Горизонтальный вид свидетельствует о неспособности фирмы диктовать спрос – совершенно эластичный. Кривая не является кривой предложения фирмы.
Равновесие в краткосрочном периоде достигается фирмой при производстве такого объема товаров, когда MR = MC. Но т.к. в условиях совершенной конкуренции MR = P, то данное правило принимает вид MC = P
При AC AVC. Если P > AVC – фирма минимизирует свои убытки путем ликвидации.
Равновесие в долгосрочном периоде.
Все фирмы эффективно используют оборудование, т.е. во всех краткосрочных периодах максимизируют прибыль. Когда все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек, они получают нулевую прибыль. Побудительные причины вхождения в отрасль отсутствуют: АС становится LАС.
Монополия (чистая монополия)
1. На рынке одна фирма, которая определяет емкость рынка, т.е. олицетворяет собой всю отрасль.
2. Производимый монополией товар является «уникальным», т.е. у него нет близких заменителей.
Кривая спроса фирмы имеет отрицательный наклон, что означает способность фирмы диктовать цену. Спрос на товар не меняется при изменении цен товаров в других отраслях (перекрестная эластичность слабая).
3. Информация в отрасли закрыта
4. Вхождение в отрасль других фирм закрыто.
Монополия как тип фирмы – крупная корпорация. Но размер не играет значения.
Монополия – это экономическое поведение фирмы, он определяет тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников диктовать условия на рынке определенного товара.
Т.к. фирма–монополист выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой. Поэтому монополист обязан понижать цену, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. В этих условиях MR всегда меньше Р. Поэтому кривая MR проходит ниже кривой D (которая является кривой AR). Фирма – монополист, максимизирующая прибыль, определяет не только объем выпуска, но и цену. При этом учитывается конкуренция на рынке. Цена товара зависит от объема выпуска.
Монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая объем выпуска до Qm (при этом «удельная» прибыль на единицу продукции уменьшается).
Но т.к. монополист зависит от объективной рыночной ситуации (например рост цен ресурсов), его издержки могут увеличиваться, что приведет к получению нулевой прибыли или даже к убыткам.
Существование монополии определяется действием эффекта масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Долгосрочные средние издержки минимизируются только если одна фирма обслуживает весь рынок. Доминирующая фирма может на время снизить издержки.
Ценовая дискриминация – практика применения различных цен со стороны фирмы.
Три вида ценовой дискриминации:
I. Дискриминация первой степени – на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса. Продажная цена для всех покупателей различна.
II. Дискриминация второй степени заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага.
III. Дискриминация третьей степени –покупатели имеют различные доходы и платят разные цены за один и тот же товар.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении 3-х условий :
· фирма должна обладать достаточной монополистической силой, чтобы контролировать производство и ценообразование
· должна быть исключена возможность перепродажи товара
· необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка – выделению покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Монополистическая конкуренция.
1. Множество продавцов и покупателей. Большое число фирм, обеспечивает отраслевое предложение. Доля поставок каждой фирмы небольшая.
2. Производят дифференцированную продукцию (много близких заменителей).
Фирмы отрасли имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара. Поэтому кривая спроса фирмы имеет «падающий» характер.
Фирма-монополистический конкурент не учитывает реакцию соперничающих фирм на изменение цены своего товара. Основным методом конкурентной борьбы является неценовая конкуренция: конкуренция качества, торговых марок, используемых технологий, условий продажи и послепродажного обслуживания.
3. Информация в отрасли открыта. Продавцы и покупатели информированы об условиях рынка.
4. Вход в отрасль довольно свободный, так же как и выход из нее.
В долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не имеет экономической прибыли.
Монополистический конкурент определяет величины P и Q, используя правило MC=MR.
В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма определяет цену товара P. Будет ли фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек.
Если фирма в отрасли получает экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то фирмы из других отраслей начнут входить в данную отрасль. Это приведет к тому, что суммарный спрос будет распределяться на большое количество фирм и спрос на продукцию данной фирмы понизится. Кривая спроса фирмы станет более пологой (эластичной) и опустится вниз.
В долгосрочном периоде вхождение в отрасль других фирм будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы не станет равна нулю.
Если фирмы несут убытки, то из отрасли будет осуществляться отток капитала. Выход закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль.
Олигополия.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимной реакцией немногих соперничающих фирм. Доминирующие на рынке фирмы охватывают довольно большую часть национального рынка, с одной стороны ограниченную монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.
1. В отрасли небольшое число фирм и большое число покупателей. Объём рыночного предложения обеспечивается несколькими крупными фирмами, т. Е. доля поставок каждой фирмы значительна.
2. Фирмы в отрасли производят как стандартифицированный, так и дифференцированный продукт. Предприятия чистой олигополии производят стандартизированный продукт. Идентичность товаров определяет единую цену на них. Олигополия производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения называется дифференцированной.
3. Существуют серьёзные барьеры для входа на рынок: величина капитала, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
P …………………
……… E …………
…………………
Кривая D состоит из эластичного и неэластичного отрезков. Цены в олигополистической отрасли являются негибкими, отличаются меньшей чувствительностью в краткосрочном периоде при циклических и сезонных колебаниях.
1. У фирмы – олигополиста кривые средних издержек в краткосрочных периодах имеют значительный горизонтальный участок (AVC). Олигополист распределяет капитальное оборудование (т. е. разделяет на самостоятельно функционирующие участки).
……………………… MC …………………
………………………… AVC ……………
……………………………………
……… …… ……
……… Q1 ……… Q2…….. AVC и MC совпадают.
2. Для олигополистов изменение цен увеличивает издержки. Они заинтересованы в сохранении цен при изменении выпуска продукции.
Pe …………………
………………………… AVC ……………
………………… D …………………
……… …… MR …… ……
……… Qe ……… ………. Q..
………
На изменение спроса фирма реагирует изменением объемов производства, а не изменением цены. Если на олигополистическом рынке цены меняются то фирмы делают это одновременно и на значительную величину.
Определение P и Q в долгосрочном периоде
В олигополистической отрасли всегда взаимодействуют две взаимоисключающие тенденции:
1. проведение совместных действий.
2. стремление каждой фирмы к сверхприбыли.
Тенденция к совместным действиям выше в отрасли.
В которой выпускается однородный товар.
С небольшим количеством фирм.
Переживающей период экономического подъема.
Имеется одна лидирующая фирма.
Где число фирм применяющих неценовые методы конкуренции незначительно.
Где барьеры для вступления в отрасль высокие.
Если в условиях олигополии фирмы тесно сотрудничают между собой, это значит, что они вступили в сговор – сообща установили фиксированные цены или объемы выпуска, поделили рынок или решили совместно вести дело. Т. о., олигополия как рыночная структура – картель. На олигополистическом рынке одна фирма может действовать как ценовой лидер в целях максимизации своей прибыли. Соперничающие фирмы получают ту же цену, которая установлена лидером, полагая что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе.
Ценовое лидерство имеет характер скрытого сговора, т. к. открытые соглашения о ценах запрещены антимонопольным законодательством.