если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.

Категорический императив

Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.

По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.

Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.

Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.

Основы категорического императива:

Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).

Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.

Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.

Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.

«Золотое правило» нравственности

Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.

Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.

После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.

И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».

Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.

«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.

«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.

Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.

В качестве заключения

Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.

Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.

Источник

Высказывания Сократа, которые стоит запомнить, если хочешь стать лучше

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Всё так. В тебя не вселяются злые духи или что-то еще. Ты остаешься собой, но позволяешь себе больше, чем обычно. Если тебе говорят, что ты тот еще демон, когда напьешься, значит, так оно и есть. Но ты, конечно, предпочитаешь всё списать на алкоголь. После каждой неприятной ситуации, которая произошла, когда ты напился, ты оправдываешь свое поведение опьянением. Причем оправдываешься ты как перед участниками злоключений, так и перед самим собой. Сложно представить, скольких конфликтов можно было бы избежать, если бы ты держал эту фразу в уме каждый раз, когда решаешь выпить. Нужно уметь контролировать себя.

Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна — тем более, какой смысл жаловаться?

Кажется, намного полезнее предпринять попытку изменить грядущее, если есть такая возможность. Но ты этого не делаешь, потому что боишься. Жалуясь, ты не преследуешь цели высказаться, а ждешь, что человек вызовется на помощь и решит твои проблемы. Всё дело в неуверенности, в сомнениях в своей способности изменить ход событий. Это слабость и трусость. Когда тебя мучают сомнения, вместо жалоб правильнее будет попросить совета или помощи, но прямо. Если же есть абсолютная уверенность в том, что твоя беда неизбежна, стоит расслабиться и наслаждаться настоящим. Вспомни фильм «День радио» и эпизод, где искали пуговицу. Бери пример с Михаила Натановича.

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Кто следует этой мысли со школьных времен — скорее всего, был как минимум хорошим учеником. Одна из форм этого выражения: меньше слов, больше дела. Может, так тебе будет проще запомнить. Но речь не только о том, что нужно действовать, а не болтать. Смотреть и слушать — значит быть внимательным ко всему окружающему. И вообще, задумайся: все знания и навыки, которые у тебя есть, — это результат внимательности. Говоря о другом смысле фразы — никто не любит пустомель. Мы не даем тебе совет заткнуться раз и навсегда, говорить — это потребность. Но важно думать, что говоришь, кому говоришь и как говоришь.

Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд?

Так Сократ ответил на удивление человека, который его пнул. Наверняка ты слышал выражение: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И если ты следуешь этому «правилу» и хорошо относишься к людям, но не чувствуешь того же в свою сторону — это не значит, что оно не работает, и нужно начать на всех плевать. Помни о том, что не каждому дано увидеть и почувствовать нормальное человеческое отношение. Есть люди, которые, к сожалению, видели в жизни мало добра и потому не имеют представления о том, как оно выглядит. Не уподобляйся недоброжелателям. Лучше подвергнуться несправедливости, чем самому совершать ее.

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Принижать себя не стоит; также не стоит ставить себя выше остальных. Правильнее, если ты будешь пытаться быть выше себя. Научись уважать человека за то, что он человек. Мы привыкли измерять уважение поступками или статусом, но важно просто уважать человеческую жизнь.

И еще одно высказывание мудреца напоследок:

Источник

Золотое правило нравственности

Золотое правило нравственности — «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» — один из универсальный законов в межличностных отношениях. Он также актуален и по отношению к другим живым существам.

Я пока не встречал еще закона умней, мудрей и полезней, столь сильно влияющего на жизни каждого живого существа в отдельности и всех землян сразу. Повсюду можно видеть его проявления, как и последствия от нарушения данного принципа.

Чтобы жить счастливой гармоничной жизнью и весь мир казался раем необходимо применять его. Применяя его в повседневной жизни, вы быстро поймете, что жизнь — это не борьба, не поражения, не боль. Много есть разных версий и именитых мастеров, которые учат как общаться с людьми, как руководить, чего от них ожидать, кому врать, а кому нет, что можно делать, а что нет и т.д. Используя «золотое правило» теперь каждый способен понять истинность разного рода суждений.

Каждый раз, перед тем как что-то сказать, сделать кому-то, ставьте себя на место другого человека, задавайте вопрос(ы): « А хотел бы я такое услышать, будь я на его месте?» «Хотел бы я, будь на его месте, делать то, что только что сказал?» И поступайте в соответствии с тем, что хотели бы для себя.

Вы увидите, что теперь легко ориентироваться в жизни, понимать, кто кого использует, кто кем манипулирует, кто говорит от чистого сердца, а кто лукавит, у кого верные убеждения и принципы, а кто ведет неверной дорогой себя и других, убежденный в правильности выбранного пути.

Попробуйте, начните и вы увидите изменения происходящие в вашей жизни.

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности

Напишите в комментариях как вы применили этот закон, где вы его наблюдали, чем он помог. Поделитесь с другими своими наблюдениями и опытом. Вместе мы — сила!

И как всегда, спасибо, что подписываетесь, ставите «лайк», комментируете и делитесь с другими.

Источник

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (золотое правило морали)

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»

Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:

«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).

Применяемые варианты золотого правила морали

✔ Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

✔ Не желай другому того, чего не хочешь себе

✔ Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе

✔ Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе

На английском языке

Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :

«Do unto others as you would have them do unto you»

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers’ translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):

«Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to.»

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.

✍ Примеры

«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :

«Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием «золотое правило» морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке «золотого правила» содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции Российской Федерации).»

«Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо. И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно. Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!»

Источник

Высказывания Сократа, которые стоит запомнить, если хочешь стать лучше

Древнегреческий философ ходил по миру и делился своей мудростью со всеми. И не для того, чтобы демонстрировать свой ум, а чтобы, опираясь на его мудрость, люди могли изменить свою жизнь к лучшему и многое осознали. Жил Сократ в пятом веке до нашей эры, а его мысли актуальны и по сей день. И кажется, в большей степени они актуальны потому, что со времен, когда он ими делился, и до сих пор к мудрости философа прислушивались редко. А зря.

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Всё так. В тебя не вселяются злые духи или что-то еще. Ты остаешься собой, но позволяешь себе больше, чем обычно. Если тебе говорят, что ты тот еще демон, когда напьешься, значит, так оно и есть. Но ты, конечно, предпочитаешь всё списать на алкоголь. После каждой неприятной ситуации, которая произошла, когда ты напился, ты оправдываешь свое поведение опьянением. Причем оправдываешься ты как перед участниками злоключений, так и перед самим собой. Сложно представить, скольких конфликтов можно было бы избежать, если бы ты держал эту фразу в уме каждый раз, когда решаешь выпить. Нужно уметь контролировать себя.

Если беды, о которой ты говоришь, можно избежать, то почему ты жалуешься? А если она неизбежна — тем более, какой смысл жаловаться?

Кажется, намного полезнее предпринять попытку изменить грядущее, если есть такая возможность. Но ты этого не делаешь, потому что боишься. Жалуясь, ты не преследуешь цели высказаться, а ждешь, что человек вызовется на помощь и решит твои проблемы. Всё дело в неуверенности, в сомнениях в своей способности изменить ход событий. Это слабость и трусость. Когда тебя мучают сомнения, вместо жалоб правильнее будет попросить совета или помощи, но прямо. Если же есть абсолютная уверенность в том, что твоя беда неизбежна, стоит расслабиться и наслаждаться настоящим. Вспомни фильм «День радио» и эпизод, где искали пуговицу. Бери пример с Михаила Натановича.

Кто следует этой мысли со школьных времен — скорее всего, был как минимум хорошим учеником. Одна из форм этого выражения: меньше слов, больше дела. Может, так тебе будет проще запомнить. Но речь не только о том, что нужно действовать, а не болтать. Смотреть и слушать — значит быть внимательным ко всему окружающему. И вообще, задумайся: все знания и навыки, которые у тебя есть, — это результат внимательности. Говоря о другом смысле фразы — никто не любит пустомель. Мы не даем тебе совет заткнуться раз и навсегда, говорить — это потребность. Но важно думать, что говоришь, кому говоришь и как говоришь.

Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд?

если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Смотреть картинку если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Картинка про если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты. Фото если хочешь чтобы к тебе относились хорошо относись людям так же ты

Так Сократ ответил на удивление человека, который его пнул. Наверняка ты слышал выражение: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И если ты следуешь этому «правилу» и хорошо относишься к людям, но не чувствуешь того же в свою сторону — это не значит, что оно не работает, и нужно начать на всех плевать. Помни о том, что не каждому дано увидеть и почувствовать нормальное человеческое отношение. Есть люди, которые, к сожалению, видели в жизни мало добра и потому не имеют представления о том, как оно выглядит. Не уподобляйся недоброжелателям. Лучше подвергнуться несправедливости, чем самому совершать ее.

Принижать себя не стоит; также не стоит ставить себя выше остальных. Правильнее, если ты будешь пытаться быть выше себя. Научись уважать человека за то, что он человек. Мы привыкли измерять уважение поступками или статусом, но важно просто уважать человеческую жизнь. И еще одно высказывание мудреца напоследок:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *