если на работе негатив что делать
Как защитить себя от негатива на работе
Негатив окружает нас со всех сторон: на работе, в транспорте, дома. Чаще всего именно он становится причиной плохого настроения, неприятностей и неудач, болезней. Он накапливается с каждым днем, и, если не избавиться от этого «багажа» и не поставить защиту, может привести к серьезным последствиям.
Эксперты astro7.ru рассказали, как защитить себя от чужой негативной энергии.
Что такое негативная энергия
Энергетика окружения — то, с чем сталкивается каждый человек. Изо дня в день мы контактируем с людьми, и не всегда наш контакт заканчивается обменом информацией. Нередко бывает так, что во время общения тот или иной человек дает нам свою или забирает нашу энергетику. Этот энергообмен, на первый взгляд, незаметен, но после разговора с таким человеком у вас падает настроение, вы расстроены, у вас ничего не получается. Вы пришли вроде в хорошем настроении, а после такого «обмена» ушли в слезах.
Не стоит недооценивать этот момент — есть такие люди на работе, в кругу друзей и даже дома, которые могут нанести серьезный урон вашей энергетике. Они могут быть неплохими людьми по своей сути, но нести с собой огромный заряд негативной энергии. Регулярный контакт с ними может привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья, если не уберечься от негатива. Если вы не можете отказаться от общения с такими людьми (это в идеале), надо оградить себя от негатива.
Чаще всего именно негатив становится причиной плохого настроения, неприятностей и неудач, болезней. Он накапливается с каждым днем, и, если не избавиться от этого «багажа» и не поставить защиту, может привести к серьезным последствиям.
Признаки влияния чужой негативной энергии
Многие не замечают, как коллеги, друзья, члены семьи забирают их жизненную энергию. Мы не придаем значение своему пессимистическому взгляду на жизнь, постоянной усталости, утрате сил, опустошенности и озлобленности. Нам кажется, что это просто усталость от большого объема работы, недостатка сна и прочих факторов. А на практике все это может быть последствием негативного воздействия окружающих, которое усугубляется с каждым днем. Если ничего не делать, угнетенное, подавленное состояние станет вашим привычным.
6 признаков влияния чужой негативной энергии:
— Боли в районе сердца
— Ощущение сжатия грудной клетки
— Астматические приступы, одышка
Больше всего достается тем людям, кто общается с энергетическими вампирами. Если другие тянут из вас энергию неосознанно, то эти личности — прямо-таки специально. К примеру, одна из ваших подруг, которая постоянно жалуется на жизнь: на личном фронте все плохо, родители не понимают, среди друзей одни предатели, на работе не ценят. Она может и не понимать, что своими жалобами тянет из других людей чужую энергию, но от таких людей нужна серьезная защита от негатива, иначе они просто выжмут из вас соки как из лимона.
Особенно плохо сказывается на человеке зависть окружающих к чужому успеху. И, кстати, не только тогда, когда вам кто-то завидует, но и тогда, когда завидуете вы. Человек, который наполнен этим негативным чувством под завязку, никогда не добьется успеха, так как путь к нему будут блокировать отрицательные эмоции. Огромной энергетикой обладают также определенные слова, которые могут нанести серьезный урон энергетике человека. Не зря ведь в народе говорили: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
Способы защиты от негативной энергии
Есть много способов защиты от злых людей, энергетических вампиров и прочих личностей. Использовать их должен каждый человек, который хочет жить полной и счастливой жизнью. Надо помнить, что защита от негатива — это еще и забота о своем здоровье, ведь если ваше энергетическое поле будет сплошь в брешах, это непременно скажется на здоровье. К тому же все плохое, чем наградят вас во внешнем мире, вы принесете домой, а там пожилые родители и дети. Они получат свой заряд и могут не справиться с негативом.
Установите границы и охраняйте их
Энергия идет к тому человеку, который готов ее принять. Если вы установите четкие границы личного пространства, куда запрещен вход недоброжелателям и посторонним людям, это обезопасит вас от многих проблем. Никого не пускайте в свой мир, строго пресекайте любые попытки посягнуть на ваше личное, чтобы окружающие знали, что с вами такой трюк не пройдет. При общении с неприятными личностями старайтесь абстрагироваться от негатива и принимать защитную позу, к примеру, скрестить ноги или пальцы рук в кармане.
Не позволяйте собеседнику вывести вас из себя
Это самый простой и самый эффективный способ. Если вы можете избавиться от контакта с человеком, которого подозреваете в наличие негативной энергетики, так и сделайте. Сведите на нет общение с токсичной подругой, коллегой или кем-то из окружающих. Если отказаться от общения полностью не получается, к примеру, это кто-то из рабочего коллектива или членов семьи, тогда сведите его к минимуму, не ведитесь на любые его провокации и используйте один из методов энергетической защиты.
Абстрагируйтесь от мнения окружающих
Мнение окружающих — это хорошо, но всего должно быть в меру. Не позволяйте другим людям диктовать вам то, как вам жить, с кем дружить, кого любить, что носить, где работать. Большинство любит давать личные советы, тем самым переступая рамки дозволенного. Чем больше вы зависите от мнения других людей, тем легче вас ранить. Учитесь не воспринимать негатив, который непременно идет «в компании» с мнением окружающих. Чем слабее, мягче вы и податливее, тем ранимее и слабее для негативного воздействия.
Не пытайтесь исправить других людей
Если вы думаете, что сможете кого-то исправить, спешим вас расстроить. Не пытайтесь «перевоспитать» энергетического вампира, с которым вы работаете в одном кабинете или живете дома — он живет за счет чужой энергетики и по-другому не умеет. Лучшее, что вы можете сделать для себя — ограничить общение, защитить биополе и обезопасить себя от негатива. Если человек решит изменить свой энергетический баланс, он сделает это ради себя, а не ради вас. А вам просто надо сделать защиту самостоятельно от его влияния.
Энергетика окружения — то, с чем сталкивается каждый человек. Изо дня в день мы контактируем с людьми, и не всегда наш контакт заканчивается обменом информацией.
Альтернативные способы защиты от негатива
Используйте красную нить, камни и прочие обереги для того, чтобы справиться с негативом. Многие из них универсальны и подходят на все случаи жизни: при работе с людьми, в транспорте, дома. К примеру, в качестве камня для серьезной защиты подходит гематит — его надо подержать в банке с серебряной водой (вода, заряженная ионами серебра) в течение трех дней, завернуть в белый платок и носить с собой. Как только вы почувствуете, что столкнулись с энергетическим вампиром, достаньте его и зажмите в ладони. Камень будет вбирать в себя негатив, так что, как только вы почувствуете, что он больше не справляется со своими функциями, его надо будет сразу же заменить на новый.
Многие держат в доме домашних питомцев, которые умеют отражать энергию и блокировать негатив. Их сила огромна, а помощь незаменима. Особенно хорошо с этой ролью справляются коты, и больше всего — «женщины» (кошки), а не мужчины (коты). В народе принято считать, что первый человек, к которому приходят коты — это человек с негативной энергетикой. Когда они трутся о него, оставляя на нем запах, то создают барьер между человеком с негативной энергетикой и окружающими. С котами связано очень много поверий, к примеру, их первыми пускают в дом, чтобы проверить энергетику места.
Как снять негативную энергию
Снять негативную энергию своими силами вряд ли получится, особенно если вы успели собрать вагон и маленькую тележку. Это особенно тяжело в том случае, если речь идет о каком-то целенаправленном негативном влиянии, к примеру, порче или сглазе. В такой ситуации лучше обратиться к одному из экспертов в области эзотерики, который проведет диагностику и скажет, что конкретно надо делать в вашей ситуации. Без очистки нет смысла ставить защиту — она поможет от новой «порции» негатива, но того, что уже получено, не избавит.
Больше об очистке и защите от негативного влияния окружающих людей знают эксперты Astro7. Первая консультация для новых клиентов бесплатная!
10 способов избежать негатива на работе
Нам с детства вдалбливали в голову лживую установку: якобы работа не может быть в радость, иначе не называлась бы она работой. Ты сопротивлялся и своим примером хотел доказать обратное, но проиграл. Сейчас работаешь в своем офисе и зубы точишь все 8, 9, 10 часов, пока не придешь домой и не сорвешься на девушку, с которой живешь. Хреново быть тобой. Но вспомни, когда всё это началось. Откуда пошел весь этот негатив? Неужели тебя бесят действительно рабочие моменты, а не твоя собственная привычка жажды негатива, которую ты с таким упорством вырабатывал последнее время?
Стивен Партон, умный философ и далеко не глупый ученый, выявил, что любая жалоба приводит к негативным эмоциям, которые могут иметь долгосрочные последствия для мозга. Он говорит: «Если ты вечно жалуешься, принижая собственные силы, то в действительности ты не думаешь о том, что у тебя есть власть что-то изменить. И таким образом, ты никогда ничего не меняешь».
Другими словами, иметь позитивный настрой на работе — это важно в контексте всей твоей жизни, а не только в рамках одного рабочего дня. Как сохранить этот самый позитивный настрой и как избавиться от негатива? Об этом расскажем чуть ниже.
Поучаствовать в интригах — это весело, дерзко и низко. С таким ты столкнешься в любом коллективе. Кто-то обязательно недолюбливает своего коллегу, кто-то начальника, а кто-то — тебя. Люди не умеют жить дружным коллективом. Это природа человеческая, ничего с ней ты не сделаешь. Однако, если ты способствуешь процессу нагнетания межличностных отношений, если ты способствуешь конфликту, то будь готов, что волна от взрыва заденет и тебя. Поэтому всегда находись в стороне от всего этого.
Замечаешь какие-то проблемы? Говори о них прямо, нечего на обеде разносить слухи. Никто не слышит твоих справедливых претензий? Дело плохо, но постарайся лучше работать и отстраниться от негатива, если хочешь остаться на своем месте. Интриги — дело низких людей (не карликов, но ты понял).
Думаешь, что совет глупый и банальный? Может, и так. Но это один из самых действенных советов. И не нужно быть гением, чтобы ему последовать. Просто акцентируй внимание на положительных эмоциях, положительной динамике и успехе. Можешь в обеденное время рассказывать шутки, хотя если шутить не умеешь, то лучше ничего не рассказывать. Суть в том, чтобы забывать о негативе, который происходит, и думать только о хорошем. Мы не рекомендуем делать это всегда и везде, но в рабочие часы это будет полезно.
Большинство людей добавляют в «друзья» своих коллег, начальников и подчиненных. Когда ты это делаешь, то должен иметь в виду, что твою страницу могут регулярно оценивать высшие инстанции. Если ты один из тех людей, которые постоянно жалуется в социальных сетях на мир, несправедливость, правительство и собственную жизнь, то подумай о том, какой образ создается в головах твоих коллег. Так что лучше вообще не обмениваться социальными страницами, а если и добавил кого-нибудь в друзья, то следи за тем, что пишешь, ведь за тобой наблюдают.
Когда у тебя собрание, либо ты общаешься с коллегами, то ты не должен абстрагироваться от предмета разговора. Таким поведением, которое напоминает поведение постороннего слушателя, ты показываешь неуважение своему собеседнику. Когда это происходит, то ты автоматически провоцируешь сброс негативных помоев на свою жизнь. Постарайся поддерживать зрительный контакт, быть активным слушателем и участвовать в разговоре.
Всегда поздравляй своих коллег за хорошо проделанную работу. Если повысили его, а не тебя, то пожми ему руку и пожелай удачи. Зависть — это игрушка дьявола, во-первых. Во-вторых, когда получаешь награду сам, то не забудь похвалить людей, которые помогли тебе добиться ее. Это не раболепие, а метод, благодаря которому твое тело будет излучать позитивную энергию — легче работать будет.
Если на работе есть время простоя, то потрать это время с пользой — почитай книги, послушай подкасты, которые как-то связаны с твоей работой. Найди информацию, которая будет полезна для тебя и твоих коллег. Хорошо всё изучи и, самое важное — поделись этой информацией с коллегами. Таким образом ты покажешь, что находишься на шаг дальше них, но при этом ты также можешь дать хороший совет по работе. Будешь таким гуру коллектива, к которому все будут приходить за советом.
Это важно, потому что критика неизбежна. И каждому придется бороться с ней, если не демонстративно, то по крайней мере внутренне. Проблема в том, что критика не всегда может быть обоснованной. Чертовски обидно, когда ты уверен, что работаешь хорошо, а тебе говорят обратное. Но давай будем честны с друг другом — чаще всего критика попадает в яблочко. Если это так, то прими ее, постарайся исправить ошибки и иди дальше. Такая позиция спасет твои нервы.
Тихих гаваней в этом мире не существует — меняется всё. Твоя задача — адаптироваться к изменениям, чтобы выжить. В карьере дела обстоят именно таким образом. Твоих коллег увольняют, потому что они не могут справиться с новыми условиями? Модернизируй свой рабочий процесс, отбрось архаизмы и бери на вооружение вещи, которые казались тебе глупыми, новомодными и ненужными, ведь именно они, как правило, заменяют всё старое и отжившее.
Но чтобы развивать свои адаптационные навыки, тебе необходимо следить за тенденциями своей профессии. Отдельно советуем читать иностранную прессу. Даже если ты сантехник, то тебе будет полезно узнать, чего там придумали японцы, и как это поможет в твоей работе.
Проводи время с коллегами, будь общительным и дружелюбным. Мы уже писали о том, что заповедь «разделяй дом и работу» в современных условиях работает плохо. Лучшим вариантом будет найти среди коллег друзей, вместе ходить в бар и установить доверительные отношения. Это поможет улучшить психологическую обстановку на работе. К тому же ты обзаведешься союзниками.
Когда социальные сети, мессенджеры и прочие радости информационного общества поглотили твои рабочие отношения, то велик стал соблазн написать что-нибудь злобное в адрес своего коллеги, начальника или конкурента. Но ты должен быть профессионалом. Только деловая переписка — ни больше, ни меньше. Не дай эмоциям затмить твой разум и разрушить карьеру. Разумеется, некоторые вещи высказывать необходимо, но мы рекомендуем тебе прождать ровно 24 часа, прежде чем отправить гневное сообщение. С вероятностью в 99%, скоро ты такое письмо отправишь прямиком в корзину.
Хамство на работе: как усмирить грубияна
Отвечайте на хамство сослуживца так, чтобы быстро его унять, сохранить чувство собственного достоинства и одержать победу в глазах сотрудников. Это позволит до минимума свести психологическое напряжение и переживания.
Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти.
Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко перечислила четыре основные причины резких словесных выпадов.
Первая, ребенок рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов. Он с детских лет слышал и как оскорбляют друг друга родители, кроме того, на себе испытывал их постоянное раздражение, злость и побои. С годами мальчики и девочки перенимают у взрослых стиль общения, считают его нормой и транслирует на окружающих.
Вторая, заниженная самооценка (она формируется в семье и школе). Дети быстро понимают: утвердить свой статус в собственных глазах и в отношениях со сверстниками можно злыми замечаниями и даже физической силой. Надо отметить: такая привычка остается на всю жизнь.
Третья, неудачи в личной жизни, карьере и нереализованные мечты.
Четвертая, временные сложности, на преодоление которых уходит много сил. Человек измотанный и раздраженный, поэтому и срывается на всех, кто попадется под горячую руку.
Выслушав тезисы психолога о причинах хамства у меня сложилось впечатление, что несчастных наглецов надо обнять и плакать. Возможно большинство из нас так бы и поступало. Однако ущерб, который наносится окружающим настолько велик, что о жалости мы забываем.
Если промолчать в ответ на хамство сотрудника, то словесные атаки обязательно повторятся и со временем такое поведение войдет в привычку, к тому же количество агрессоров в команде возрастет. Поэтому сразу обеспечьте достойную обратную связь. Однако избегайте базарного принципа: кто громче кричит и бесцеремоннее себя ведет, тот и прав — такого рода тактика приведет лишь к эскалации конфликта.
Представьте в ситуацию: вы идете по городу и слышите язвительное замечание пьяного гражданина или наркомана. Естественно, большинство из нас проходит мимо такого индивида не поворачивая головы. На работе, в большинстве случаев, данный прием тоже хорошо действует, то есть позволяет показать, что нападающий и его слова пустое место. Как результат, нападки сводятся на нет, что помогает сберечь нервы и собственное достоинство. Существует несколько проверенных невербальных способов игнорирования.
Примеры невербальных ответов на хамство. Продемонстрировать сослуживцу, что вы его в упор не видите можно даже в тех случаях, когда речь идет о выполнении совместных задач, то есть общаться приходится. Сделать это достаточно просто — освойте несколько невербальных приемов.
Всегда смотрите исключительно поверх головы субъекта (во время утреннего приветствия и служебных диалогов), проходите мимо него быстро. Данная тактика крайне неприятна для любого из нас.
При деловом общении «закройтесь» — скрестите руки на груди или (если сидите) положите ногу на ногу — этот прием действует безотказно на подсознательном уровне.
Показывайте, что вы очень заняты — для быстрого завершения беседы возьмите телефон и сделайте вид, что набираете номер абонента (можно даже выйти из общего кабинета).
Отвечайте на язвительные замечания высокомерно подняв брови.
Совет. Если видите, что человек хочет примириться, прекращайте жесткое игнорирование, но еще какое-то время будьте сдержаны.
Измените отношение к себе, используя похвалу. Ведь положительные эмоции действуют эффективнее, чем апелляция к разуму, к тому же побуждают к корректному поведению, чтобы чаще слушать добрые слова.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Если индивид отпускает в ваш адрес злые остроты, то используйте простые манипулятивные предложения:
Сослуживец вернулся от руководителя в плохом настроении и свою горечь начал вымещать на вас. Доброжелательно произнесите:
У коллеги проблемы (в семье, с детьми или со здоровьем), поэтому он на взводе и раздражается по любому поводу, причем сам не понимает, насколько агрессивен. В таком случае спросите: «Вы слышите сами себя и понимаете то, как это видят со стороны присутствующие»?
По непонятной причине человек отпускает злые оскорбления. Спокойно скажите: «Прошу прощения, я не расслышал ваши слова, мне кажется, что вы оговорились».
Научитесь сохранять выдержку (пусть даже только внешне), если слышите грубость или язвительные колкости в свой адрес. Обязательно постарайтесь воспроизвести безразличие на лице и в интонации. Задайте, скажу так, элегантный вопрос, который поможет снизить уровень беспардонности сотрудника.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Утром вы заходите в офис и буквально сразу слышите бесцеремонное обращение. Приветливо улыбнитесь и отбейте атаку: «И вам успешного (отличного) дня». Поверьте: у любого нормального человека сразу пропадет желание грубить.
Сослуживец в плохом настроении и начинает его вымещать на вас. Невозмутимо посмотрите ему в глаза и спросите: «Почему вы повышаете на меня голос»? В большинстве случаев оппоненту сразу становится неловко — он унимается. Если подобного не происходит, то задайте очередной вопрос (любой в зависимости от ситуации):
Затем выслушайте его тираду и уточните: «И это все»?
Считается, что отвечать вопросом на вопрос невежливо. Хотя в обстоятельствах, когда вам грубят и приходится защищаться — это вполне приемлемая тактика. Вынуждайте собеседника, причем раз за разом конкретизировать и уточнять свои посылы.
Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Вы качественно выполнили свою работу, но коллега на повышенных тонах начинает поучать, причем его замечания лишены объективности. Сразу деликатно блокируйте несанкционированные поползновения репликой:
Совет. Избегайте привычной реплики: «Не ваше дело». Смягчите формулировку и корректно поинтересуйтесь, например: «Прошу прощения, но разве вы имеете отношение у данному участку работы»? А слово сочетание: «Это мое дело», — вообще забудьте (оно делает вас центом конфликта).
Старший по возрасту, но не по рангу начинает вас экзаменовать и давать оценку, скажем, по подготовленному отчету или докладу. С ходу спрашивайте:
Если коллега или даже руководитель переходит на крик, тут же спросите:
Бывает, что сотрудник начинает «сливать яд» за вроде бы обиженных вами людей. Во всеуслышание вещает о том, как вы неправильно поступили с третьим лицом, не присутствующем при разговоре. В таком случае коротко резюмируйте:
Примеры ответных фраз на такого рода хамство:
Важно: даже если необоснованные обвинения и очень обидны — ничего не объясняйте, не приводите доказательств и не оправдывайтесь.
Данный способ отлично подойдет людям как с холерическим темпераментом, так и тем, кто за словом в карман не лезет. Начинайте перепалку — она поможет выпустить пар и вам, и оппоненту. Возможно, вы даже одержите долговременную победу и отобьете желание впредь с вами связываться. И что еще важнее: остальные сотрудники (свидетели скандала) будут правильно подбирать слова и интонацию при общении, ведь вы тоже в их глазах станете хамом.
Тренер-психолог агентства «Формат менеджмента» Инна Бутенко: «Если человек прибегает к оскорблениям и повышению голоса, то это признаки заниженной самооценки и/или отсутствия весомых аргументов. Соответственно, реагируйте на хамство в меру снисходительно, но обязательно обеспечьте индивиду адекватную обратную связь.
Противопоставьте грубости и наглости коллеги полное внешнее безразличие.
Сдержите нервное напряжение (читайте: как быстро успокоиться), ведь когда агрессивный визави видит чужое волнение, то воодушевляется и продолжает третирование.
Не повышайте голос и не переходите на личности — интонация должна быть очень сдержанной, чтобы избежать перебранки.
Не «подпитывайте» скандал своими эмоциональными высказываниями.
Не оправдывайтесь — это воспринимается как сомнения в собственных силах и профессионализме. Кроме того, свидетельствует о вашем завышенном чувстве долга и, возможно, вины.
Не позволяйте передергивать факты — сразу прерывайте разговор и поправляйте сотрудника. Можете подкрепить свои слова невербальным приемом, например, покачиванием головы.
Не ждите пока поток красноречия у хама иссякнет. Как только он начнет повторять аргументы скажите: «Я вас услышал». Затем добавьте: «Теперь воспроизведите свою интонацию и слова в присутствии руководителя», — или констатируйте, что напишите докладную шефу.
И главное — в любых ситуациях сохраняйте чувство собственной уверенности».
Герои, харассеры и шутники: 11 типов токсичных коллег и советы по их нейтрализации
Многие из нас проводят со своими коллегами больше времени, чем с близкими, партнерами и даже с детьми. Так что атмосфера на рабочем месте может влиять на нашу жизнь сильнее, чем «погода в доме». Как быть, если эта атмосфера сильно страдает из-за токсичного поведения сотрудников? Клинический психолог и писательница Маша Пушкина — об 11 самых распространенных типах вредных коллег и способах их нейтрализации.
Герой труда
Героя труда часто ставят другим в пример. Ведь это реально существующий «идеальный сотрудник»: приходит на работу раньше всех и задерживается допоздна, на связи 24/7, без праздников и выходных — горит, живет и дышит делом компании.
При этом он совсем не жалуется, а если и жалуется, то с явным оттенком гордости: «Да, я не спал три дня, зато вовремя сдал отчет!», «Да, я четыре года не был в отпуске, потому что не могу себе позволить так неэффективно тратить время».
Опознать героя можно не только по горящим глазам, но и по неважному внешнему виду: когда столько дел, не до сна или отглаживания рубашек. Таких энтузиастов много в помогающих профессиях и общественных организациях.
Чем опасен. Герой предъявляет завышенные требования не только к самому себе, но и к каждому в своей команде. Если вы не готовы вкалывать наравне с ним или хотя бы стремиться к этому, вас будут окатывать презрением и осыпать ехидными ремарками.
Если герой труда — ваш руководитель, он постарается выжить из команды любого «недостаточно трудолюбивого» или, по крайней мере, никогда его не повысит. Сотрудники с активной личной жизнью, хобби и особенно с маленькими детьми рискуют попасть в немилость.
С героем приходится не просто вкалывать, но и разделять его специфическую личную философию. Обычно это что-то из серии «не замучился — не поработал», «фиксированные рабочие часы — для лентяев».
Для своей организации герои опасны тем, что культивируют нездоровую атмосферу вечных авралов и необходимости трудовых подвигов, которая приводит к выгоранию и нервным срывам.
Почему так себя ведет. Причина на поверхности: у героя труда в жизни нет ничего более значимого. Он работает постоянно просто потому, что у него практически нет других дел. Даже если у него есть семья, то видит он ее чуть чаще, чем по праздникам.
Если копнуть глубже, мы увидим человека либо с огромными амбициями, либо с непомерным чувством долга. Первый вид трудоголиков стремится стать лучшим в своей сфере. Второй чрезмерно старается быть правильным, хорошим и полезным человеком.
Как нейтрализовать. Если вы не готовы пахать наравне с героем труда, его симпатии можно завоевать уважением к его подвигам. Он, скорее всего, действительно отличный спец. А еще герой может стать прекрасным учителем для начинающего: ему нравится делиться знаниями и чувствовать себя значимым — но обозначать границы допустимого всё равно придется. Если вы достойно трудитесь в офисные часы, герой наверняка простит вам такую слабость, как отключение рабочего телефона по ночам и выходным.
Человек в футляре
Помните чеховского персонажа Беликова, который вечно причитал: «Как бы чего не вышло». В реальной жизни такой типаж встречается не так уж редко.
Это человек, который, кажется, больше всего на свете любит запрещать и ограничивать. Правила и нормы для него по умолчанию значат больше, чем живые люди.
Человека в футляре можно встретить в юридическом или финансовом отделе. Среди таблиц и отчетов он чувствует себя как рыба в воде. Но вмешательство в этот порядок человеческого фактора — эмоций, неточностей, ошибок — может серьезно вывести его из равновесия.
Чем опасен. Такой человек из-за своего занудства — главный кайфолом в неформальной компании. А в рабочей среде он рубит на корню любые слишком смелые и рискованные, с его консервативной точки зрения, начинания. Он измучает вас дотошными требованиями к отчетности и не простит ни одного неаккуратно оформленного чека.
Почему так себя ведет. Человек в футляре — не просто ответственный, педантичный и консервативный. Он еще и очень тревожный. Запрещает, ограничивает и перестраховывается он из боязни, что действительно что-то пойдет не так — и у организации (а значит, и у него самого) будут проблемы.
Этот страх в какой-то степени адекватен, ведь легкомысленному человеку не поручили бы работу с финансами. Но тревога может быть очень сильно преувеличенной, из-за чего под запрет может попасть что угодно — просто на всякий случай.
Как нейтрализовать. Наверное, самая простая стратегия — вежливо выслушать его мнение, возможно, даже согласиться с ним на словах — и сделать по-своему. Или поискать в организации других сторонников ваших идей. Играть на территории человека в футляре бесполезно: ваше сопротивление его требованиям только укрепит его во мнении, что ваши затеи опасны и должны быть подавлены.
Злой шутник
Злой шутник считает себя компанейским и веселым парнем, но на деле его юмор ядовит. От виртуозно умеет высмеять, унизить и обесценить — всё под прикрытием шуточек. В жертвы выбирает только тех, кого считает ниже себя — обычно молодых и неуверенных в себе сотрудников и в особенности девушек. Мужчины-шутники часто бывают мизогинами.
Чем опасны. Страдает от шутника не только жертва, но и атмосфера в коллективе в целом. При попустительстве начальства ему нередко удается расколоть сообщество на два лагеря: на тех, кто насмехается, и тех, кому от них достается.
Почему так себя ведет. Даже если шутник — отец семейства с седыми висками, в душе он остается школяром. Как и многие задиры, он не слишком уверен в себе и нуждается в подкреплении самооценки за счет постоянного самоутверждения в социальной иерархии.
Его логика примитивна, как у школьного хулигана: либо я унижаю, либо меня. «Опуская» кого-то, он чувствует себя круче и сильнее. А поскольку делает это он это как бы не всерьез, то ничем не рискует.
Как нейтрализовать. В идеале весь коллектив не должен поощрять подобное поведение. Ведь без громкого (или молчаливого) одобрения зрителями его проделок шутник теряет свою главную мотивацию.
Подружиться с ним можно, если вы покажете, что считаете его остроумным и готовы слушать его байки (но при этом непросто не участвовать в буллинге). Если вас сильно достают нападки юмориста, попробуйте заручиться поддержкой кого-то, с чьим мнением он считается.
А если ваша карьера не зависит от шутника, можно пойти на конфронтацию с ним. Больше всего он боится того же, что проделывает сам, — публичного унижения. Если вам удастся сильно задеть его, скорее всего, он сделает вывод, что с вами лучше не связываться.
Инфантил
Инфантильные сотрудники безынициативны и навязчивы. Они ищут в офисе статусного покровителя и в любых непонятных ситуациях прячутся за его/ее мощную спину — как будто «усыновляются» к более опытным коллегам, незаметно перекладывая на них часть своей ответственности. Иногда они злоупотребляют своей внешней привлекательностью, чтобы мотивировать других делать работу за них.
Кроме того, инфантилы образуют суперлояльную свиту формальных и неформальных лидеров и поддакивают всем их решениям или «кусают» тех, кто лидером недоволен.
Почему так себя ведет. Инфантильные люди, скорее всего, были воспитаны гиперопекающими или авторитарными родителями. Они не ощущают себя полноценными взрослыми и остро нуждаются в покровителях, которые бы заменили им всезнающую маму. В серьезном деловом обществе они испытывают растерянность. Но как только находится старший человек, на которого можно спроецировать образ родителя, смелеют вплоть до того, что могут сесть на шею.
Как нейтрализовать. Если инфантил молод и неглуп, велики шансы, что он/она все-таки повзрослеет. Не мешайте этому, то есть не решайте задачи за него/нее. Здесь отлично действует принцип «дать удочку, а не готовую рыбу», то есть показать 1–2 раза, как что нужно делать, и устраниться.
Если же инфантильный коллега выбрал вас своим покровителем, не обольщайтесь: это не искренняя дружба, а использование ваших ресурсов, пока они у вас есть. Так что держите официальную дистанцию и не позволяйте лишнего.
Читайте также
Священная корова (или просто хороший человек)
Всем известно, что хороший человек — не профессия. Однако почти в каждой крупной организации есть люди, не выполняющие никаких особых функций, кроме того, что они чем-то дороги руководству. Не обязательно это пристроенные родственники. Чаще встречаются «ветераны», которые сделали массу полезного для компании… лет 20 назад. И у лидеров просто не хватает духу с ними расстаться.
Чем опасны. В общении «священные коровы» могут быть какими угодно — как повезет. Но они явно не справляются со своими повседневными обязанностями. А это значит, что их работу регулярно приходится выполнять остальным, а также разгребать последствия их косяков. Их безделье нередко деморализует коллектив, ведь какой смысл стараться «за того парня»?
Как нейтрализовать. Как бы вас ни терзал праведный гнев, вряд ли вам удастся избавиться от этого коллеги (раз это ни у кого не получилось за предыдущие 20 лет). Прямая конфронтация повредит вам, а не ему. Скорее всего, придется смириться с таким положением дел и стараться не оказываться со «священной коровой» в одной команде.
Drama Queen
Возможно, вам встречались люди, у которых вечно «всё сложно»: они балансируют между грандиозным успехами и эпичными провалами (с их слов), находясь при этом на грани нервного срыва.
Сначала вы им сопереживаете, а потом замечаете, что это их обычное состояние. На работе у таких людей всегда «дедлайн был вчера», а каждый второй клиент «труднейший в жизни».
Если такой человек возглавляет проект, то рутинный рабочий процесс превращается в остросюжетную драму: задачи возникают внезапно, решаются в последний момент, и всё это под эмоциональные восклицания главного актера.
Почему так себя ведет. У каждого есть два способа мыслить: рациональный и эмоциональный, которые в норме более-менее сбалансированы. У королев и королей драмы эмоциональное всегда преобладает. Они впечатлительны и чувствительны и часто сначала реагируют, а потом подключают разум.
Чем опасны. Королевы драмы умеют создать в офисе атмосферу хаоса и нервного напряжения. Их преувеличенные эмоции заразительны: вы не заметите, как сами начнете паниковать из-за дедлайнов и вполне рядовых задач.
Как нейтрализовать. Королева драмы не худшая коллега, если относиться к ней правильно. А именно — делить в уме каждую «катастрофу» на два (а то и на пять) и не заражаться бурлящими эмоциями. Старайтесь сохранять спокойствие и строго придерживаться фактов. Если вы сможете уравновесить эмоции рациональным и взвешенным мнением, королева драмы сбавит накал страстей и проникнется к вам уважением.
Сплетник
Какой бы напряженной ни была работа, сплетник всегда найдет возможность поболтать на сторонние темы. Она/он всё знает (или думает, что знает) о семейных передрягах коллег, их личных взаимоотношениях, а новости внутренней кухни компании схватывает еще на стадии первых слухов.
Почему так себя ведет. Мотивация у сплетников бывает разной. Нередко это просто очень социальный, болтливый человек, которому скучно в рабочих рамках. Его треп часто идет ему же во вред. Другим сплетникам неоднозначная информация о коллегах нужна, чтобы не чувствовать себя хуже других. Их успокаивает мысль, что у каждого есть свои грехи.
Самый опасный типаж целенаправленно собирает компромат, чтобы использовать его с выгодой для себя. Но это уже не сплетник в чистом виде — это интриган, о котором мы поговорим позже.
Чем опасен. Сплетник не просто расскажет лишнее тем, кому не стоило бы, да еще и не вовремя, но и приукрасит слухи своими домыслами — так, что вы их не узнаете.
Как нейтрализовать. Не стоит откровенничать — ни о себе, ни о внутренних делах компании, ни о других коллегах. Хранить информацию в себе выше его/ее сил, просто смиритесь с этим. В остальном это может быть прекрасный человек.
Манипулятор
В ответ на невинный вопрос манипулятор восклицает: «Как можно было об этом не знать, я не понимаю!» или «Могла бы и догадаться». А на критическое замечание, даже вежливое и объективное, отвечает плохо завуалированным наездом. Общение с таким человеком всегда оставляет неприятный осадок: вас накрывает ощущение вины, стыда, неловкости, хотя вы не сделали ничего предосудительного.
Манипулируют в той или иной мере практически все. Но у настоящих манипуляторов это главный способ коммуникации — и рабочей, и личной.
Почему так себя ведет. Причина манипуляций — неумение или нежелание говорить о своих намерениях и потребностях открыто. Скорее всего, голова такого человека забита токсичными стереотипами вроде «Если я признаю свою ошибку, значит, я лузер», «Просят о помощи только слабаки» или «Нужно быть лучшим из лучших либо вообще не соваться в бизнес». Манипулятор может специально мутить воду, чтобы сбить собеседника с толку или уйти от ответственности за свои ошибки. Женщины часто манипулируют из-за негласного запрета на проявление власти.
Чем опасны. Это, конечно, насильственное общение (а про ненасильственное можно почитать тут). Манипулятор ищет уязвимые места собеседника и бесцеремонно давит на них, чтобы сделать его более удобным. Для коллег, не отрастивших толстую броню, это довольно болезненно. А когда такой человек руководит коллективом, в офисе процветает дедовщина и разрастается теневая власть, основанная на негласных правилах и неформальных отношениях.
Как нейтрализовать. Для начала нужно научиться видеть манипуляции и отфильтровывать их, как шумовой фон. Прямая открытая коммуникация — ваше всё. Спокойно и нейтрально уточняйте кривые и завуалированные просьбы и упреки: «Что именно ты хочешь сказать? Какие ошибки я допустил и как именно их нужно исправить?»
Будьте правильным и честным занудой. На манипуляторов это действует отрезвляюще.
Говорить с манипулятором на его же языке стоит, только если вы сами не менее ловкий манипулятор, иначе он/она быстро положит вас на лопатки.
Человек с тяжелым характером
У вас третий день не работает нормально рабочая почта, но вы всё собираетесь с духом заглянуть к сисадмину. Вы уже знаете, что, прежде чем получить помощь, вам придется выслушать поток критики и издевок: «Я неделю назад рассказывал, как настраивать почту, ты, как всегда, прослушала?» или «Значит, за три дня ты никакой работой не озадачился»?
Чем опасны. В каждом коллективе есть люди, которых мало кто решится лишний раз побеспокоить. Они надменны, саркастичны и не упускают случая указать другим на их недостатки. Из-за этого работа может сильно стопориться, а чувствительные сотрудники теряют мотивацию.
Делать замечания таким коллегам иногда боится даже начальство: этот тип всегда сумеет огрызнуться так, что пожалеешь, что вообще с ним связался.
Почему так себя ведет. Важно понимать, что у этого человека серьезные проблемы с самооценкой. Она нуждается в ежедневной подпитке за счет унижения других. Возможно, причина в комплексе самозванца: человек не чувствует себя достаточно компетентным для своей должности. Или, наоборот, его эго и ощущение собственной значимости настолько раздуты, что его оскорбляет тупость коллег и их нежелание внимать его мудрости.
Как нейтрализовать. Держите в уме, что ваш вопрос для человека с трудным характером — это просто возможность выпендриться, ничего личного. Четко придерживайтесь рабочих задач и не позволяйте сбить себя с толку: вежливо просите необходимое и не оправдывайтесь. Иногда такому персонажу можно подыграть: если вы изобразите простачка, пришедшего за помощью к «гуру», он будет польщен.
Может быть интересно
Интриган/ка
У каждого его шага есть скрытый прагматичный смысл: дружить с теми, кто у власти, или против того, кто ему мешает; блистать знаниями перед важными людьми; унижать тех, кто попал в немилость.
Чем опасен. Это человек расчетливый и неискренний, который легко вас подставит, если ему это покажется выгодным: например, украдет вашу идею и выдаст за свою или опозорит вас перед начальством.
Почему так себя ведет. Потому что может. Интриганы эгоцентричны, не эмпатичны и настроены на жесткую конкуренцию. Скорее всего, они не считают свои поступки чем-то плохим, «ведь это всего лишь бизнес».
Как нейтрализовать. Прежде всего, надо понимать, с кем вы имеете дело. Не стоит расслабляться, подставляться и тем более сближаться в надежде, что к друзьям он будет добрее.
Серийный харассер
Офисный харассер делит коллег на две категории: просто коллеги и привлекательные женщины. С первыми он общается совершенно нормально, они могут и не догадываться о его темной стороне. Женщинам же достается по полной.
Репертуар харассера варьируется от сальных шуточек до прямого принуждения к сексу. Некоторые из таких типов не пропустят ни одной юбки, а другие выбирают конкретную жертву и домогаются ее без свидетелей.
Чем опасны. Начальство часто считает харассеров безобидными, а потому их проделки продолжаются годами.
Они отлично умеют выбирать максимально беззащитных жертв и не покушаются на кого-либо, наделенного силой и властью. Непрошенное внимание достается юным неопытным девушкам или тихим застенчивым женщинам, которые не смогут дать резкий отпор.
Харассеры чаще всего действуют серийно: жертв на каждом их месте работы обычно несколько, по очереди или даже одновременно.
Почему так себя ведет. Причина не только в недостатке «добровольного» женского внимания (что сам харассер считает своим оправданием). Она глубже: такие люди не уважают женщин, не считают их полноценными личностями, которые имеют право на отказ. Сопротивление для них — это знак, что нужно надавить сильнее.
Как нейтрализовать. Вне зависимости от вашего пола — не молчите.
Если в каком-то из описаний вы узнали себя — хорошая новость: у вас отлично развита самокритика! Задумайтесь, действительно ли ваша стратегия поведения помогает вам в карьере — или пора ее изменить?