если начальство орет что делать
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Что делать, если начальник — тиран: 9 практических рекомендаций
По данным исследователей портала Rabota.ru, россияне в основном относятся к руководству с уважением. Причем оно возрастает пропорционально времени совместной работы. А вот чувство ненависти к начальству практически не зависит от количества лет, проведенных в одной компании.
С любым начальником приходится искать конструктивные пути взаимодействия. Умение налаживать отношения часто становится залогом успешной карьеры.
Тираном руководителя многие работники называют чаще всего по двум причинам:
Как себя вести с начальником — деспотом
Итак, что же можно посоветовать тем, кто считает себя жертвой начальника — тирана? Берите на вооружение девять практических рекомендаций.
Приготовьтесь к провокациям. Тираном часто считают сильного человека, и вас он попробует проверить на прочность. Так что не стоит его бояться, тираны любят сопротивление!
Показывайте реальные результаты. Авторитарным людям свойственно придерживаться принципа «разделяй и властвуй»: конкуренция (и даже склоки) между сотрудниками, по их мнению, являются питательной средой для новых идей и решений.
Лучше не участвуйте в раздорах, а постарайтесь просто качественно выполнять свою работу.
Даже недоброжелатели способны оценить реальные результаты.
Оставайтесь спокойным, старайтесь не реагировать на крики и негатив. Несмотря на то что новичкам в компании это дается тяжело, сопротивляйтесь попыткам манипулировать вами.
Отстаивайте свою позицию, помните, в первую очередь вы профессионал. Не пытайтесь конкурировать с начальником, выясняя, кто из вас опытнее. Он ваш заказчик, такие споры вам ни к чему.
Оставайтесь открытыми для диалога. Подчеркивая свою ценность как эксперта, аргументируйте точку зрения, предлагайте варианты, но показывайте, что готовы к открытому и конструктивному диалогу.
Фиксируйте договоренности. По итогам встречи лучше кратко проговорить или записать достигнутые с руководителем договоренности: «Итак, сейчас мы пришли к такому-то решению… Договорились о том-то». Начальник может просто забыть о ходе обсуждения, в таких случаях подчиненные также часто причисляют его к тиранам.
Держите руку на пульсе. Старайтесь регулярно встречаться и обсуждать с руководителем ключевые моменты своей работы. Тогда неконтролируемых ситуаций станет меньше.
Не льстите начальнику – деспоту. Такие уловки, как правило, плохо работают — руководители чувствительны к обману.
Развивайте эмоциональный интеллект. Это поможет выстраивать конструктивные отношения, влиять на складывающуюся систему взаимодействий, понимать, что стоит за теми или иными «капризами» руководителя.
Запомнить
Автор: Елизавета Ефремова
Источник: медиапортал Русской Школы Управления
Если начальник кричит на вас: что делать с неуравновешенным шефом
Как найти подход к руководителю с частыми перепадами настроения
Вадим Рубан тренер коммуникационных программ, коуч
На таких начальников жалуются многие: в один день он веселый и дружелюбный, а на следующее утро может накричать на вас в присутствии всего коллектива. Как же работать с непредсказуемым руководителем? Можно ли как-то повлиять на стиль поведения неуравновешенного шефа, или вам остается только молчать – или увольняться?
Исследуя эту тему, Нэнси Ротбард 1 говорит: «Работу с непредсказуемым начальником значительно осложняет тот факт, что вы никогда не знаете, с “каким” шефом вы сегодня столкнетесь — со злым и язвительным или с веселым и конструктивным. Сегодня шеф может быть вашим другом, а завтра он хам трамвайный. Когда вы работаете с начальником, у которого неуравновешенный характер, это серьезно осложняет и без того непростые рабочие отношения».
Не принимайте на свой счет
Когда шеф, известный частыми вспышками гнева, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — это не принимать грубость на свой счет. Перепады настроения обычно связаны с более глобальными проблемами. Дело в том, что, скорее всего, не вы лично раздражаете шефа, а сам предмет разговора провоцирует эти вспышки.
В такой ситуации действительно важно, хотя порой очень сложно, понять и определить истоки поведения шефа. Сказать, что ваш начальник идиот или придурок, конечно, можно, но облегчения это не принесет. Постарайтесь посмотреть на ситуацию сверху, не включаясь в нее, не реагируя на крики. Может, этот разговор идет по стандартному сценарию, который возможно изменить?
Кстати, иногда бывает полезным прислушаться к тому, что именно говорит шеф, а не к тому, каким тоном он это делает.
И еще запомните: крик — это всегда проявление слабости и беспомощности человека. Есть очень мудрое выражение: «Крик человека — это крик о помощи». Иными словами, если человек повышает голос, он чувствует свою неуверенность и слабость в каком-то вопросе.
Значит, в ваших интересах разобраться в причинах крика. Как только вы это сделаете, вам будет несложно нейтрализовать грубое поведение шефа в будущем.
Ищите поводы и причины
Чем глубже вы сможете разобраться в том, что вызывает перепады настроения начальника, тем лучше. Это может быть банальный низкий сахар в крови. Ваш шеф каждое утро приходит в офис хмурым? Или он в приподнятом настроении после обеда?
Вполне возможно, что его вспышки гнева объясняются особо стрессовыми ситуациями на работе. Может, ежемесячный совет директоров, который всегда проходит напряженно, является причиной перемен в его поведении.
Или такие перепады настроения могут быть проявлением так называемой эго-защиты. Такие люди могут быть суперчувствительными к угрозам, реальным или мнимым. Когда эмоционально реагирующий человек чувствует приближение внешней или внутренней угрозы, он может превратиться в чудовище.
Поиск толкований и поводов для различных реакций шефа поможет вам найти подсказки, чтобы объяснить его поведение и разработать свою стратегию.
Выбирайте время общения
Как только вы поймете основные причины эмоциональных вспышек начальника, вы сможете использовать это для планирования общения с ним. Вам действительно нужно научиться четко определять для себя ситуации, когда вы будете с ним общаться. Например, вам стоит залечь на дно, пока он не выпьет утренний кофе. Вероятно, не лучшая идея начинать обсуждение с ним второстепенных вопросов сразу после того, как он вышел после напряженной встречи с клиентом.
В таком случае имеет смысл спросить у него, чем вы можете быть ему полезны сейчас. Факт того, что вы здесь и готовы помочь, позволит ему почувствовать вашу поддержку. И это очень важно. Такие действия со стороны подчиненных и команды, как правило, поднимают настроение руководителю.
Оставайтесь спокойным
Если начальник начинает кричать или унижать вас по причинам, которые вам неизвестны, очень важно, чтобы вы не отвечали тем же. Это только усугубит ситуацию и, вероятно, еще больше усилит его гнев. В такие минуты вам лучше не говорить ничего, о чем вы потом пожалеете.
Если вы чувствуете, что вот-вот закипите, просто извинитесь и выйдите из комнаты. Прогуляйтесь вокруг офиса или найдите тихое место, где вы можете собраться с мыслями.
Обсудите этот вопрос с вашим шефом позднее в приватной обстановке. «Если ваш шеф — эмоционально реактивный человек, публичный конфликт с ним может повлечь за собой непредсказуемые последствия», — говорит Нэнси Ротбард.
Благодарите заранее
Нэнси Ротбард предлагает использовать практику «стратегических извинений». Ее суть состоит в том, что вы приносите искренние извинения за обращение к шефу в неподходящее время или признаете свои собственные небольшие погрешности. «Это может разрядить обстановку и показывает, что вы понимаете непростое положение шефа», — говорит Нэнси Ротбард.
Время двигаться дальше
При всем при этом вы не должны мириться с откровенным хамством на работе. «Когда это доходит до стадии, влияющей на ваше здоровье или напрямую мешающей выполнению должностных обязанностей, — это верный признак, что нужно предпринимать решительные действия. Вы можете уведомить отдел персонала либо искать другое, более дружелюбное место работы», — говорит Натанаэль Фаст.
Как наладить контакт с директором, которая ничего слышать не хочет
Сегодня исполнилось ровно десять месяцев, как Светлана Сергеевна заняла пост директора клиники, но настроение было нерадостное. Утренняя пятиминутка, как и вчера, закончилась перепалкой между ней и заведующим терапевтическим отделением Михаилом Яковлевичем.
Дело в том, что у Светланы Сергеевны был неплохой управленческий опыт, и она уже несколько раз создавала с нуля и ставила на рельсы различные компании. Это были в основном параллельные бизнесы ее мужа, талантливого профессора, доктора медицинских наук, звезды столичной пластической хирургии. Сама же Светлана Сергеевна в сфере медицины исполняла лишь роль пациентки, ну, или в лучшем случае администратора.
На стадии подготовки к открытию клиники вопросы закупки оборудования и отбора специалистов решал муж, а оформлением документов и ремонтом с удовольствием и успешно занималась Светлана Сергеевна.
Однако после открытия клиники Светлана Сергеевна все чаще стала слышать в свой адрес поучительные реплики со стороны врачей и особенно заведующих отделениями. Она начала подозревать, что они пытаются показать ей, что они дипломированные врачи, а она просто супруга профессора и владелица клиники.
По сути это было не так. Действительно, врачебный коллектив клиники не испытывал восторга от того, что их директор не врач, но такая ситуация не редкость в наше время. Но вот как можно донести любые, даже самые безобидные мысли до человека, который воспринимает все слова негативно и на свой счет, — было пока для них непонятно.
Будучи профессионалом и опытным руководителем, заведующий терапевтическим отделением Михаил Яковлевич задумался о том, как можно исправить ситуацию. Он начал анализировать типичные сценарии их совещаний с директором и пришел к выводу, что, во-первых, директор всегда торопилась, а он с коллегами, наоборот, привык к обстоятельному и детальному разговору; а во- вторых, только директор была на совещаниях не в белом халате.
Ну что ж, если нельзя одеть директора в белый халат, значит, нужно снять его самому, по крайней мере на время совещания. А также, в порядке эксперимента, попробовать говорить быстрее и энергичнее, как директор.
Михаил Яковлевич поделился своими мыслями с коллегами — заведующими тремя другими отделениями новой клиники, и они решили начать эксперимент. Ведь они сами были заинтересованы в нормализации ситуации и действительно признавали за Светланой Сергеевной определенные административные таланты.
На первом после начала эксперимента совещании четверо заведующих отделениями были в гражданской одежде, то есть не в белых халатах, и по этой причине, а может еще почему-то, у них не случилось споров с директором. Они быстро и по существу обсудили вопросы, и даже были моменты, когда Светлана Сергеевна искала в их лице поддержки при обсуждении вопроса о премировании младшего медперсонала.
Сама же Светлана Сергеевна, заметив других руководителей в гражданской одежде, почувствовала себя спокойнее: ей на мгновение показалось, что теперь она не одна, и у нее есть единомышленники.
Впоследствии стало негласным законом для всех приходить на совещания без белых халатов. И стоит отметить, теперь споры если и возникали, то исключительно по серьезным вопросам и с заслушиванием всех вовлеченных сторон.
Мораль этой истории заключается в том, что порой поводами для раздражения и вспышек гнева у руководителя могут быть не только слова и поступки, но и формальные атрибуты. Без труда устранив их, можно начать эффективно решать вопросы и исправлять ситуацию.
1 Rothbard N. P. & Patil S. V. Being There: Work Engagement and Positive Organizational Scholarship. In G.M. Spreitzer & K. S. Cameron (Eds.), The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship. New York: Oxford University Press, 2011
2 Fast Nathanael, Joshi Priyanka. Decision Making at the Top: Benefits and Barriers. The Psychology of Social Status. 2014.
3 O’Hara Carolyn. Managers, You’re More Intimidating Than You Think. The Week Magazine, March 4 2016 (Vol. 16, Issue 760).
Если начальник орет и унижает на работе: что делать и как в конфликте себя вести?
Опубликовано: 13 октября, 2020
Почему руководители унижают подчиненных?
Согласитесь, у всего есть причина. Ваш босс срывает свою злость на подчиненных не просто так. Однако не торопитесь винить себя.
Повышая голос на подчиненного, босс чувствует себя главным и дает понять, «кто в доме хозяин».
Несчастливый в семье — тиран на работе
Другая распространённая причина — это трудности семейные, личные. Когда ты чувствуешь свою несостоятельность в личной жизни, ты срываешься на подчинённых.
— У нас проводила собеседование женщина лет 50, финансовый директор. Она интервьюировала кандидатов на позицию финансового аналитика. Так, она спокойно беседовала с первыми двумя кандидатками и вдруг на третью набросилась без видимого повода. Стала задавать сложные вопросы, придираться, передёргивать. И когда за девушкой закрылась дверь, на мой немой вопрос, выраженный во взгляде, директор ответила: «Ничего не могу с собой поделать. Знаю, что неправа, но она так похожа на мою невестку!» Это проявление внутренней накопившейся агрессии, — говорит Наталья Сторожева.
Несостоятельность
Когда человек с большим трудом строил карьеру, испытывал много унижений, трудностей, много выпил яду, поднимаясь по карьерной лестнице, то, заняв значимую ступень, он начинает отыгрываться на подчинённых.
— Один руководитель отдела продаж рассказывал нам, как он хочет набрать хорошую команду менеджеров. Но когда мы начали смотреть людей, он разносил в пух и прах одного за другим. Я его спрашиваю: «Скажите, а вы понимаете, что таким подходом вы не сформируете отдел продаж?» И ответом было: «А вы знаете, сколько ко мне придирались, пока я не стал руководителем? Сколько мне недоплачивали? И вы думаете, что я позволю кому-то подняться по этой лестнице легко?» И получается, что бизнесовые задачи перекрываются психологическими травмами, — рассказывает Наталья Сторожева.
Другую историю Сторожева рассказывает о пиар-менеджере, которая ушла с работы из-за того, что начальница её затравила. Чтоб бы ни писала пиарщица — все тексты не устраивали руководительницу, она хотела, чтобы было только так, как видит она, и буквально заставляла писать под диктовку.
— Предложение «Может, вы тогда сами напишете или за вами секретарь запишет, и разместим это на сайте?» вызывало агрессию. Когда мы стали глубже разбираться, выяснилось, что директриса в прошлом имела журналистское образование, но у неё не сложилась журналистская карьера. И хотя сейчас у неё пост коммерческого директора, её неудавшееся прошлое, непризнание как журналиста, не давало ей возможности относиться к работе пиар-менеджера объективно, нейтрально.
Все типы начальников
Одни люди рождены с качеством руководителя, а другим приходится учиться этому качеству не один год. Грамотный руководитель должен быть уверенным, общительным, организованным и стрессоустойчивым.
Если рабочая структура рушиться и в коллективе регулярно происходят стычки, стоит задуматься о профессионализме начальника. Возможно, есть хорошая перспектива занять его место.
Неумелые начальники останавливают не только продвижение компании, но и разрушают отношения в коллективе.
Ниже подобраны все виды руководителей:
• Пресмыкающийся — руководитель среднего звена, настроение которого зависит от начальства свыше. Сегодня он может хвалить сотрудника, а завтра оскорблять его при всем коллективе.
• Диктатор — его авторитарный режим вряд ли кому-то нравится. Он не хочет слышать критику и предложения, все должно быть так, как он скажет. Зачастую данному типу начальников не угодить, он всегда найдет, к чему придраться.
• Разгильдяй — не умеет следить за коллективом и организовывать деловые встречи, мероприятия, следить за ходом работы, забывает о сроках получения з/п и т. д. В результате он срывается на сотрудников и во всем винит их.
• Садист — использует свои знания в негативных целях. Все слабые стороны подчиненного применяет для оскорблений и унижений его прилюдно. Таким образом, он внушает чувства страха и в остальных.
• Артист — не обладает компетентностью в руководстве, поэтому играет роль специалиста. Если потребуется показать свою власть, начнет оскорблять сотрудников.
• Трус — боится любой конкурентной борьбы, поэтому заведомо уничтожает конкурентов путем их унижения.
• Отец-наставник, мать-директор — профессионально справляется с обязанностями руководителя, однако периодично может срываться на подчиненных. Настроение восстанавливается быстро, поэтому серьезных разрушений подобное поведение не приносит.
Чтобы правильно подобрать ответ начальнику, необходимо определить его тип и проанализировать ситуацию.
Особенности злодеяния
По трудовому законодательству, в частности статьям 94, 101 ТК РФ, все лица, находящиеся на рабочем месте имеют обязательства в виде общения в рамках этических норм корпоративного, профессионального, социального характера.
Также недопустимость оскорблений в виде унижения человеческого достоинства, вне зависимости от его нации, веры и других особенностей, прописана Конституцией Российской Федерации.
Оскорбить на рабочем месте может любой человек, который выше или ниже по служебной иерархии, а также постороннее лицо. Ко всем будут применены идентичные меры воздействия при одинаковых случаях. Исключением являются должностные лица, которые также имеют внутренний вариант дисциплинарных наказаний, вплоть до увольнения.
Что считается оскорблением на рабочем месте
Оскорблением при нахождении человека на работе считают унижение чести и достоинства. Такое происшествие может негативно сказаться на авторитете и карьере. Вариант унижения может быть различным:
В последнем случае классифицируют клевету и обычное унижение достоинства.
В судебной практике есть различные разбирательства, в которых оскорбление не является однозначным. В таких случаях разбираются все языковые нормы.
Понятие и правовая характеристика
По статье 5.61 КоАП унижение чести рассматривается в целом, то есть нет установки на служебную обстановку. Каждый вариант имеет определенные характеристики правового типа. Список обстоятельств, которые указывают на попытку унижения достоинства:
В последнем случае стоит учесть, что стандартная брань, не обращенная к конкретному лицу, не является указанным правонарушением, то есть привлечь такого гражданина к ответственности по статье 5.61 невозможно.
По судебной практике нарушением является:
Главным моментом является обязательное соблюдение всех норм любыми лицами, в том числе и посторонними. Также требуется учесть, что правонарушение в отношении сотрудника, имеющего должность выше, имеет такие же формы наказания, как и унижение достоинства лиц, которые находятся ниже по служебной иерархии.
Статья 5.61 из КоАП
Статья 5.61 КоАП является специально созданным нормативно-правовым основанием, которое регламентирует ответственность оскорбительных действий любого характера. Выделяется три состава преступления:
Чаще всего состав преступления, указанный в нормативном акте, требует наличия доказательной базы. Получается, что если нет любых свидетельств, то привлечь лицо, нарушающее права другого человека, невозможно, так как не доказан факт нарушения.
Виды оскорбления
По законодательной базе преступление имеет два типа, в виде общего или публичного. Но в отношении работы есть различные виды нарушений, которые проявляются на практике:
Сам факт может быть даже нейтральным, то есть унижение лица будет произведено с использованием литературной речи и завуалированности. Но даже в таком случае нарушивший права другого гражданина может быть привлечен к ответственности.
Грубые выражения как инструмент управления
Многие не понимают приличных слов, считает Александр Белановский.
— Я знаю человека, который с нуля построил бизнес по продаже театральных билетов, за два года он открыл уже семь филиалов. У него жёсткий стиль ведения бизнеса. И связано это не с психологическими травмами, а с тем, что у него большая сеть агентов, много людей, работающих на телефонах, соответственно, персонал часто сменяется, и каждого новичка надо обучать. Все его собрания и планёрки проходят на повышенных тонах и в некорректных выражениях, но это даёт реальный результат, его бизнес развивается, — говорит Александр Белановский, бизнес-консультант.
В продажах, особенно в крупных компаниях (в т.ч. и в западных) без нецензурной брани редко обходится, утверждает Белановский. По его словам, может, это не совсем правильно и корректно, но в данном случае донесение информации хлёсткими и ёмкими выражениями — самый простой способ.
Если оскорбления стали постоянной практикой
Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.
Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:
После обращения будет проведена проверка достоверности указанных им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.
Имеет ли он право кричать?
К сожалению, тысячи людей и не догадываются, как на самом деле нужно общаться внутри рабочего коллектива. Не знакомо им и понятие этикета. Разумеется, начальство не имеет права орать и унижать подчиненных.
ВАЖНО! Существует множество методов воздействия на нерадивого работника — выговор, штраф, лишение премии, увольнение, в конце концов.
Постоянные скандалы на рабочем месте свидетельствуют о том, что «рыба гниет с головы»: босс не справляется с возложенными на него обязанностями и не в состоянии регулировать деятельность работников, которые находятся у него в подчинении.
Не стоит забывать о том, что все мы люди: черная полоса бывает у каждого. Если директор прикрикнул пару раз из-за временных сложностей, это можно простить. Но регулярные унижения, оскорбления надо пресекать.
Если босс унизил вас в присутствии коллег или обидел при всех, то молча терпеть не имеет смысла. Это вредно и для вашего здоровья, и для микроклимата на работе.
Кстати, вы знали, что сотрудники, на которых орет начальник, склонны к инфаркту в большей степени, чем те, кто работает в спокойной адекватной обстановке?
Нередки случаи, когда начальник — обычный самодур и не видит собственных недостатков. С ним бесполезно спорить или отвечать агрессией на агрессию — он в любом случае будет уверен в собственной правоте.
В таком случае нужно выработать план дальнейших действий и линию поведения с неуравновешенным боссом. Какой бы ни была причина крика — так реагировать на проблемы нельзя.
Что делать — советы психолога
Поговорим о том, как вести себя в конфликте с руководителем, когда он несправедливо обвиняет вас или повышает голос.
1. Прием. Игнорирование.
Данный способ подходит к таким типам начальников, как «пресмыкающийся», «мать-директор» и «разгильдяй». Зачатую их агрессивное поведение объясняется какой-либо причиной. Их злость показывает наличие у них слабости и страха.
Например, повышенная ответственность и любовь к коллективу у отца-начальника заставляет его прервать идиллию и воспользоваться грубостью.
Разгильдяй же чувствует страх после неудачи сложившихся действий.
А пресмыкающийся срывается на подчиненных после выговора начальства сверху.
В период агрессии рекомендуется заняться поставленными задачами и не обращать внимания на происходящее.
2. Прием. Невербальное воздействие.
Для начальника-диктатора вербальное воздействие бесполезно. Достучаться до него можно лишь жестами, мимикой и эмоциями. Показывая недовольство таким образом, можно избежать конфликтных ситуаций. Метод подходит для тех, кто дорожит и беспокоится за свою должность.
3. Прием. Не использовать улыбку.
В стрессовой ситуации улыбка ни к чему и только ухудшит положение. Зачастую милую улыбку используют женщины, пытаясь сгладить вину перед руководителем. Однако следует быть серьезным и адекватно оценивать ситуацию. Улыбка особенно опасна с начальником «актером», «садистом» или «диктатором».
4. Прием. Контроль взгляда.
Необходимо соблюдать зрительный контакт, показывая силу характера. Если не получается смотреть прямо в глаза, можно смотреть на нос. Ни в коем случае нельзя опускать глаза. Это показатель слабости. Тогда босс поймет, что одержал победу и начнет унижать еще жестче.
5. Прием. Жесты.
Нервное состояние проявляется в телодвижениях. Начальник сразу заметит нервное кивание головой, трясущиеся руки, нервные жесты и т. д. Все это показывает страх и неуверенность в себе.
6. Прием. Стойка.
Стоять следует ровно, ни на что не облокачиваясь.
7. Прием. Ни каких скрещиваний.
Нельзя скрещивать ноги или руки, пытаясь отгородиться от негатива.
8. Прием. Не поправляемся.
Не следует пытаться поправить прическу, вытереть одежду и т. д.
9. Прием. Не закрываем лицо.
Руки не должны находиться на лице.
10. Прием. Кивок.
Для выражения согласия достаточно использовать одиночный кивок.
11. Прием. Правильная речь.
Использовать грамотную и четкую речь.
12. Прием. Не тушуемся.
Отвечать на поставленные вопросы.
13. Прием. Одежда.
Внешний вид также играет немаловажную роль в отношениях между боссами и сотрудниками. Ухоженный деловой костюм позволяет создать дистанцию. Подобная практика используется в крупных организациях, где все сотрудники должны соблюдать деловой стиль одежды.
14. Прием. Не реагировать на шутки и провокации.
Некоторые начальники становятся только злее, если подчиненный молчит. В этот момент он может использовать неуместные шутки и провокации. Однако рекомендуется не обращать на это внимание и стараться переходить к обсуждению рабочих вопросов.
Во время диалога рекомендуется выделять мельчайшие детали поведения начальника. В дальнейшем это позволит предугадывать его действия и использовать анализирующие знания в своих целях.
Надо ли отвечать на хамство?
Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?
Есть несколько вариантов ответа.
Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».
В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.
Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.
Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».
Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной
Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.
Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.
В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.
Какими способами можно решать конфликт с начальством
Для урегулирования конфликта с начальством необходимо в первую очередь провести переговоры и выяснить обстоятельства, которые вызывают крики, оскорбления и унижения сотрудника. Предположим, что работодателя не устраивают профессиональные качества сотрудника, тогда следует выяснить, каким образом можно исправить ситуацию. Следует обговорить с начальником оскорбления, которые вы получили в свой адрес, и попросить не повторять их впредь.
Как правило, при устранении недочетов в трудовой деятельности сотрудника работодатель больше не имеет поводов для повышения тона, криков и унижений.
Но, к сожалению, есть случаи, когда противостояние двух сторон трудовых отношений продолжается и сопровождается унижением и оскорблением сотрудника.
Держать под контролем собственное поведение.
После того как начальник выпустит пар, выдержите паузу, сделайте глубокий вдох и спокойно, уверенно, на выдохе скажите ему, например, так (если обвинения оппонента были в какой-то степени правомерны): «Я принимаю ваши обвинения и готов дать свои объяснения». А если его обвинения были неправомерны, можно сказать так: «Я вас выслушал, но я с вами не согласен и готов привести вам свои аргументы».
Если руководитель вас оскорбляет грубыми словами, помните о том, что самое главное – сохранять своё человеческое достоинство и внутреннее уважение к себе как к личности, потому что наше самоуважение не зависит от отношения начальника. Столкнувшись с хамством, нужно твёрдо и уверенно сказать: «Я попрошу не разговаривать со мной в подобном тоне». Говорить это нужно спокойно, не повышая голоса или даже намеренно тише, чем обычно, – этим вы дадите начальнику понять, что, с одной стороны, вы не пытаетесь его оскорбить или переспорить, а с другой – заявляете своё право на уважительное отношение к себе.
Как не нужно себя вести в конфликте?
Теперь обсудим, что запрещено делать, когда начальник хамит и унижает на работе.
Что делать с хамом дальше?
Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.
Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.
Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.
И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?
Ответственность за оскорбление на рабочем месте
Если же руководство не имеет целью «выживание» вас из коллектива, то в данном случае имеет место просто издевательство над подчиненными.
Данные действия можно квалифицировать как оскорбление, все зависит от содержания слов начальства. По общему правилу под оскорблением понимается унижение достоинства и чести иного лица, выраженное в неприличной форме.
На практике поведение руководства влечет привлечение его к административной ответственности в виде штрафа от 1000 до 3000 рублей.
Важно! В случае если вас оскорбляет руководитель, нужно ему четко дать понять, что вы не допустите такого отношения к себе. Если понимания не удалось достигнуть, и руководство не понимает, что ведет себя не правильно, то необходимо предпринять более жестокие меры и обратиться в прокуратуру по факту оскорбления.
В заявлении необходимо указать дату, время, место совершения правонарушения, действия руководителя и слова, которые он произносил и совершал по отношению вам. В подробностях ситуацию можно не описывать, после возбуждения дела, вас будут опрашивать отдельно и более подробно.
После рассмотрения заявления прокурор должен принять мотивированное решение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении дела. Данное процессуальное решение возможно оспорить через суд или вышестоящему прокурору.
После возбуждения дела прокурор должен предпринять все меры, направленные на расследование правонарушения. В большинстве случаев прокурор опрашивает коллег (каждого участника конфликта) по отдельности. Максимальный срок расследования устанавливается в 1 месяц.
По итогам расследования сотрудник прокуратуры направляет материалы административного дела в суд. На стадии судебного разбирательства дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. Но данный срок не всегда соблюдается ввиду загруженности судов.
По итогам рассмотрения дела судом может быть принято решение о привлечении к ответственности или о прекращении административного дела. Указанные процессуальные решения можно оспорить в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии постановления.
В данной статье мы исследовали порядок действий при оскорблении начальством, определили ответственность за данные деяния.
Как доказать факт оскорбления
Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:
Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.
Что написать в заявлении
Доказательный материал
Любое обвинение требует объективного подтверждения, коим могут являться:
Срок расследования не должен превышать 1 мес. На рассмотрение дела отводится 2 мес. Решение суда может быть оспорено в течение 10 дней после выдачи постановления.
Порядок действий
При унижении чести или достоинства личности обидчика можно привлечь к административной или уголовной ответственности, а также получить компенсацию за моральный вред. Порядок действий:
Важно! Для обращения в профсоюз или к начальнику достаточно докладной записки. При обращении в суд требуется заполненная по стандарту исковая форма, а при обращении в органы необходимо правильно оформить заявление.
Как составить жалобу?
Жалоба составляется в свободной форме, с указанием стандартной информации о заявителе, но дополнительно нужно указать:
Подавая иск в суд нужно оценить действия и слова ответчика, приведя аргументы, подтверждающие, что они были оскорбительными.
Куда её подать?
В большинстве крупных организаций следят за выполнением этических требований. Поэтому всегда можно подать заявление руководству из-за оскорбления со стороны других сотрудников.
В суд исковое заявление подают при желании взыскать компенсацию морального вреда. Такие дела рассматриваются в рамках Гражданского кодекса РФ.
Для привлечения к ответственности по КоАП РФ стоит подавать заявление в прокуратуру. Нужно учитывать, что без доказательств в приёме жалобы откажут. Поэтому если факт оскорбления не подтверждён документально, необходимо привлечь свидетелей, которые смогут доказать произошедшее.
Наказание за оскорбление на рабочем месте
Есть несколько вариантов наказания. Дисциплинарное возлагается только при наличии в организации специальных правил этики, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники.
Дисциплинарное взыскание должно быть соразмерным содеянному, то есть невозможно уволить сотрудника за нецензурную шутку, так как такое увольнение обжалуется в соответствии с нормами ТК РФ.
Различия в наказании могут проявляться при нарушителях из разных категорий, например, таким лицом может быть постороннее лицо, должностное лицо, а также организация. Во всех случаях размер наказания и его суровость будет напрямую зависеть от категории лица и характера нарушения.
Гражданская ответственность
Ответственность в рамках Гражданского кодекса может наступать и при отсутствии нецензурных выражений в словах обидчика. В этом случае в качестве ответственности применяется:
Гражданская ответственность наступает на основании судебного решения.
Административная ответственность
При оскорблении личности на рабочем месте в непристойной форме виновного привлекут к ответственности в рамках КоАП РФ. В качестве наказания используют:
Сочетание штрафа и ареста применяется редко, обычно выбирают один вид наказания.
Уголовное наказание
Квалификация оскорбления на рабочем месте по статье УК РФ происходит, когда в сказанном содержится угроза жизни или здоровью человека. За это могут:
Наказание должно соответствовать тяжести содеянного. Дополнительно к уголовной ответственности, пострадавший вправе требовать компенсацию морального вреда
Что грозит обвиняемым по ст. 5.61 КоАП
Пункт 1
Противоправное деяние карается штрафным взысканием в размере:
Пункт 2
За порочащие высказывания, выложенные в средствах массовой информации и других публично доступных источниках, назначается штраф в размере:
Пункт 3
Виновные в попустительстве, приведшем к выпуску оскорбительных выражений в публичный доступ, наказываются штрафом, составляющем:
Преступления против чести и достоинства
Некоторые начальники всеми силами стараются выгнать неугодных сотрудников с их рабочего места. Причем, зачастую их действия и слова могут быть направлены не на качестве выполняемых трудовых обязанностей, а на личные качества работника.
Любые неприятные высказывания и действия, которые можно расценить как нарушение должностной дисциплины и личного пространства гражданина являются преступлениями против чести и достоинства человека. Данные неправомерные деяния наказываются по нормам уголовного законодательства.
Прежде всего, сотрудник должен обратиться с жалобой к прокурору, который, по результатам рассмотрения заявления и всех прилагаемых документов, примет решение о возбуждении дела.
После этого, сотрудниками правоохранительных органов (как правило, участковым, сотрудниками трудовой инспекции, помощником прокурора), предпринимаются действия, направленные на установление факта наличия негативных высказываний в отношении пострадавшей стороны. Такие мероприятия осуществляются путем индивидуального опроса каждого коллеги потерпевшего.
По нормам законодательства, общее время проведения такого расследования не должно превышать 30 дней. Все собранные материалы передаются в суд, где дело рассматривается в течение 2 недель (максимальная продолжительность при сильной загруженности).
Преступления против чести и достоинства гражданина влекут привлечение к административной или уголовной ответственности (в зависимости от тяжести правонарушений).
Как исключить конфликты с боссом
Чтобы не бороться с гневом начальника, необходимо заранее исключать возможные с ним конфликты.
Баланс интересов.
Зачастую ссоры возникают в результате недопонимания между начальником и подчиненными. Босс постоянно срывается на сотрудников, а они отвечают молчанием и терпят. Чтобы избежать подобного отношения к себе, необходимо найти точку соприкосновения и найти совместную выгоду.
Понимание начальника.
Необходимо анализировать действия, характер и привычки начальника. Это позволит заранее предугадывать его поведение и избегать конфликтных ситуаций.
Общение.
Грамотное общение с начальником позволит успокоить босса. И выделится на фоне остальных сотрудников. Большая вероятность, что босс начнет проявлять уважение к Вам и, возможно, даже советоваться.
Уверенность
Уверенность и отсутствие страха необходимо показать в первые дни работы. «Садисты» и «актеры» стараются избегать конфликтов с такими людьми. «Трусы» и «диктаторы» вовсе боятся уверенных в себе людей.
Комфортно общаться и найти баланс можно с любым начальником. Важно понимать, что он тоже человек и имеет свои слабости. Достаточно только найти их и использовать в своих целях.
Применение всех способов, как поставить начальника на место, зависит от конкретной ситуации и типа руководителя. Возможно, анализ босса позволит в дальнейшем взять верх над ним и занять его место.
Заключение
При наличии различных нарушений на рабочих местах, связанных с унижением чести и достоинства сотрудников, действует статья 5.61 КоАП. К лицам применяются различные меры воздействия, в том числе ответственность уголовного характера. Для привлечения лиц к ответу потребуется полноценное заполнение жалобы, а также передача ее в требуемую инстанцию с полным пакетом доказательств. Чем больше собрано улик и свидетельств, тем выше шансы призвать обидчика к ответу и получить компенсацию за моральный вред.