если нет разницы зачем платить больше реклама
Если нет разницы, зачем платить больше
Мой дядя, самых честных правил, Когда не в шутку занемог,
Кобыле так с утра заправил, Что дворник вытащить не смог.
@sergeant7, вот безобидные посты клубничные, которые из-за твоих «стукачей» удаляют)
Когда сломала скрипт
Алиса, это как понимать
У младшей дочери сегодня день рождения, 7 лет. Подарили ей с утра мини колонку от Яндекса с Алисой. Всё утро она её донимала, то вопросами, то песни, то викторины. Днём собираемся в детское кафе. Доча с игривым настроением спрашивает: Алиса, угадай куда мы сейчас пойдем?! Алиса: Ха, в детский дом?!
Гости наши.
Копипаста с местного пабликах ВК.
Доколе.
Кучино. Жуковского 13
В ночь с 12 на 13 ноября 2021 года молодая семья возвращалась домой. Возле своего подъезда глава семьи увидел мужчину, справляющего нужду на дверь подъезда и сделал ему замечание.
В ответ на замечание, мужчина на ломаном русском нецензурно послал отца семейства и завязался конфликт, в ходе которого, на выручку к писающему дяде прибежал ещё пятеро его земляков. Жену, с грудным ребёнком в люльке, мужчина поспешил отправить домой, когда она зашла в свой подъезд, держа в руках переноску с грудным младенцем, в спину её толкала нерусская женщина со словами «иди, с*ка, вызывай ментов, нам ничего не будет!»
Полицию вызывали и всех участников конфликта отвезли в отделение. У парня, защищающго свою семью, пробита голова. В отделе полиции он написал заявление на 5 гостей нашего города, они, в свою очередь, написали заявление на него. Прибывший участковый, на предложение парня подняться в квартиру и взять показания супруги, ответил, что они ему «на*ер не нужны». После того, как парня и его обидчиков отпустили из отдела полиции, он приехал домой, возле подъезда его уже поджидала группы поддержка гостей города, с бутылками и ножом.
А если нет разницы, — зачем платить больше?
Вообще то разница есть и существенная, даже форма пули имеет значение, история вымышлена, все совпадения случайны : человек после сквозного из ТТ на адреналине узнал о ранении по крови на штанах, а второй после пули ПМ умер от болевого шока. Пруфов не будет.
Попробуй 12.7, почувствуй разницу
Это не юмор. Это переебали один из пунктов боевых аксиом управления «А».
«Если хулигану на дистанции 100 метров одновременно попасть в одно колено пулей 5,45 мм, а в другое 7,62 мм, то разницы он не заметит.»
Пуля меняет отношение к жизни не зависимо от того попадет она в ногу или в голову.
Добейте уже его, будьте милосердны. )
Плосковат, вроде, юмор здесь, как детский анекдот.
В эту ногу мы выстрелили из М1, а в эту из винтовки Мосина. После выстрелов обе ноги пришлось отрезать. А если не видно разницы-зачем платить больше?
если разницы нет, зачем палить больше?
Вот просто офигенский зависит от того какой человек должен замечать.
Хирург, стрелявший коп или кто-то из негров.
Если в левый висок выстрелить 7,62, то в правый можно будет вставить член и человек этого не заметит.
ещё как заметит. выходное отверстие будет много больше
Когда сломала скрипт
Алиса, это как понимать
У младшей дочери сегодня день рождения, 7 лет. Подарили ей с утра мини колонку от Яндекса с Алисой. Всё утро она её донимала, то вопросами, то песни, то викторины. Днём собираемся в детское кафе. Доча с игривым настроением спрашивает: Алиса, угадай куда мы сейчас пойдем?! Алиса: Ха, в детский дом?!
Гости наши.
Копипаста с местного пабликах ВК.
Доколе.
Кучино. Жуковского 13
В ночь с 12 на 13 ноября 2021 года молодая семья возвращалась домой. Возле своего подъезда глава семьи увидел мужчину, справляющего нужду на дверь подъезда и сделал ему замечание.
В ответ на замечание, мужчина на ломаном русском нецензурно послал отца семейства и завязался конфликт, в ходе которого, на выручку к писающему дяде прибежал ещё пятеро его земляков. Жену, с грудным ребёнком в люльке, мужчина поспешил отправить домой, когда она зашла в свой подъезд, держа в руках переноску с грудным младенцем, в спину её толкала нерусская женщина со словами «иди, с*ка, вызывай ментов, нам ничего не будет!»
Полицию вызывали и всех участников конфликта отвезли в отделение. У парня, защищающго свою семью, пробита голова. В отделе полиции он написал заявление на 5 гостей нашего города, они, в свою очередь, написали заявление на него. Прибывший участковый, на предложение парня подняться в квартиру и взять показания супруги, ответил, что они ему «на*ер не нужны». После того, как парня и его обидчиков отпустили из отдела полиции, он приехал домой, возле подъезда его уже поджидала группы поддержка гостей города, с бутылками и ножом.
«Если не видно разницы, зачем платить больше?»
Знакомый каждому россиянину рекламный слоган не теряет своей актуальности: если есть дешевая запчасть, зачем платить намного больше за такую же, но под известным брендом. «За понты и логотип платить?» Нет, за то, что не видно невооруженным глазом и гораздо важнее, чем упаковка. Давайте разберёмся на нескольких примерах.
Покупая инструменты, вы рассчитываете, что набор ключей и отверток прослужит вам десятилетия, а не сломается после пары применений. За качество и долговечность платить приходится больше, чем за копеечный ширпотреб, причем визуально разница в качестве между дешевым и дорогим ключами обычно не видна.
Автомобильных запчастей это правило касается в полной мере, ведь это тоже металлические детали, подверженные большим нагрузкам. При внешней схожести запчасти от известного производителя и полуподвального контрафакта они будут принципиально различаться — характеристиками использованного металла, смазки, допусками, геометрией.
Инструменты механика мы вспомнили не просто так: в автомобильном журнале «Движок», на который мы ещё будем ссылаться, проводился тест комбинированных гаечных ключей на 14, весьма популярных при ремонте ходовой. Самый дорогой и самый дешевый экземпляры отличались по цене в четыре раза, при этом некоторые ключи ломались от нагрузки ниже требований ГОСТа и не содержали в своем составе легирующих элементов (хром и ванадий), повышающих прочность металла. В случае с ключами экономия приведет к отломанным губкам (и хорошо, если они не отлетят в глаз). Поломка детали подвески или рулевого управления автомобиля во время езды может привести к куда более печальным последствиям. А иногда, наоборот, слишком прочная запчасть заставит вас потратиться на дополнительный ремонт.
Такой вот гаечный ключ. Зато недорогой. Нетрудно представить на его месте дешевую рулевую тягу. Источник: Martin Vogel / Wikimedia Commons
Далее мы покажем (на примере деталей CTR — странно же, если будем показывать на чужих примерах, правда?), чем качественные детали отличаются от недорогих аналогов, какие фирменные технологии используются, почему качество стóит того, чтобы за него заплатить, и как самодеятельность производителя при изготовлении аналогов оригинальных деталей может привести к большим проблемам для всего узла, автомобиля и его владельца.
Пример 1: рулевая тяга и сохранение оригинальной конструкции
Усовершенствование оригинальной запчасти для придания ей повышенной прочности — это палка о двух концах. С одной стороны, усиленная деталь прослужит дольше, с другой, автопроизводители разрабатывают каждую запчасти не по методу «пальцем в небо», а с помощью серьезных инженерных исследований. И якобы улучшенная деталь с афтермаркета, которую некоторые покупатели могут нахваливать за долговечность, еще может оказать вам медвежью услугу.
Сколько на DRIVE2 сломано копий вокруг рулевых тяг! Бортжурналы полны жалоб на погнувшиеся и треснувшие от удара рулевые тяги. Даже в автомобилях повышенной проходимости их приходится менять со скоростью расходников, после встреч автомобиля с ямами, лежачими полицейскими и бордюрами. Может быть, это заговор и есть запрограммированный износ? Откроем вам производственную тайну: рулевые тяги действительно «программируют», только не на износ, а на деформацию — ради безопасности.
На создании зон деформации построена пассивная безопасность автомобиля. В случае серьезного ДТП кузов сминается в запланированных производителем местах, поглощая энергию удара. Спереди или сзади автомобиль может быть разбит в хлам, но салон останется неповрежденным вплоть до того, что все двери будут спокойно открываться. Если бы кузов авто изготавливался из прочного сплава большой толщины, жертв в авариях было бы гораздо больше.
CTR следует рекомендациям заказчика. В оригинальной детали (сверху) предусмотрено слабое место, по которому пойдет изгиб в случае сильного удара. Источник: CTR
Руководствуясь этой логикой, ответственные производители (CTR не исключение), когда изготавливают те самые рулевые тяги, строго следует техническому заданию заказчика, не пытаясь усилить «слабые» места, потому что «слабые» места закладываются в тяги специально. Эти зоны деформации выполняют роль предохранителей: деталь во время удара изгибается, поглощая кинетическую энергию удара и не передавая ее дальше. При сильном ударе колесом о бордюр рулевая тяга CTR гнется строго в заданном месте, «предохранитель» срабатывает, а другие элементы рулевого управления остаются невредимы.
Если ослабленную зону усилить, рулевая тяга может и не погнуться. Сломается рейка. Источник: CTR
Почему «ослабенной» делается именно тяга? Потому что тяга стоит в среднем 1000-1500 рублей или даже дешевле, а рулевая рейка с разборки, в зависимости от марки автомобиля, запросто может стоить и 15-25 тысяч и больше, гораздо больше за новый оригинал.
Кстати, попытаться выпрямить тягу можно, но только в случае острой необходимости — в месте изгиба нарушается структура металла, поэтому новая деформация, от более слабого удара, не заставит себя ждать. Учитывая цену детали, экономить на ней бессмысленно.
Даже в комментариях к посту о лопнувшей от удара о бордюр тяге справедливо замечают, что рулевая рейка-то в порядке. Источник: kasper2103 / DRIVE2
Пример 2: шаровая опора, или как и зачем улучшать простую деталь
Шаровая опора — обязательный элемент автомобилей с 60-х годов прошлого века, когда начался массовый отказ от шкворней. До сих пор на форумах УАЗоводов обсуждают преимущества одних перед другими: древние шкворни чрезвычайно выносливы на плохих дорогах, но требуют постоянного шприцевания смазкой, а шаровые при относительной хрупкости обеспечивают куда больший комфорт и мягкость при вождении. К счастью, совсем непреодолимых дорог в России осталось не так уж и много, и ездит по ним в основном грузовая и специальная техника, поэтому шаровые опоры безраздельно правят в мире легковых автомобилей.
При всей внешней простоте и дешевизне шаровых это очень сложный для проектирования элемент. Шаровые содержат подвижные части, и их движение должно быть мягким и точным. Главные враги шаровых: вода и реагенты, ведущие к образованию ржавчины, холод, от которого лопается пыльник, плохие хомуты пыльника, некачественная смазка, дешевые стальные сплавы.
«Сферическая в вакууме» убитая шаровая — пыльник разгерметизирован, смазки нет, шарнир в грязи и ржавчине. Такие детали отправляем в мусор и заменяем на что-нибудь поприличней. Источник: Tronics / DRIVE2
Вопрос: как добиться надежности шаровой опоры? Ответ: применяя комплекс решений и технологий — речь о конструкции, материалах, способах изготовления. За других производителей говорить не будем, скажем за себя.
В наших шаровых используется стальной сплав 38ХМ не только с хромом, но и молибденом, повышающим прочность пальца и сопротивляемость износу.
Прочность шарниру обеспечивает технология холодной ковки. В отличие от горячей ковки, холодная ковка уплотняет структуру металла, повышая прочность и оставляя его вязким. Холодная ковка — очень дорогая технология, используемая только крупными производителями с большим объемом заказов. Мелкие фирмы просто не могут позволить себе ни соответствующее оборудование, ни низкую себестоимость продукции, выпускаемой мелкими партиями.
Стойкость к коррозии в агрессивных средах — а это серьезнейшая проблема для российских автомобилей, особенно в крупных городах, где на дорогах образуется смузи из реагентов от простого хлорида натрия (техническая соль) до хлористого калия (соль соляной кислоты), — обеспечивается целым набором методов. Если корпус дешевых шаровых часто вообще ничем не защищен, и в лучшем случае покрыт порошковой краской, которая очень быстро слетает с металла, то мы защищаем все наружные элементы детали с помощью электролитического анодирования. Такое покрытие держится гораздо лучше и может вынести многолетнюю эксплуатацию в условиях московской зимы.
Для проверки надежности покрытий мы испытываем детали в соляных камерах, где в течение сотен часов шаровая подвергается воздействию концентрированного соляного тумана.
Слева шаровая CTR, находившаяся в соляной камере 240 часов. Ржавчина тронула только резьбу пальца. Справа шаровая другого производителя — уже через 48 часов она подверглась коррозии. Источник: CTR
Мы уже рассказывали об испытаниях деталей CTR, которые производятся в нашей лаборатории. Но читатели DRIVE2, вероятно, больше доверяют независимым тестам. Мы не скрываем результатов сторонних обзоров. Так, в журнале «Движок» за июль 2018 года проводилось сравнение шаровых опор, в числе которых была опора CTR. Наша деталь показала лучшее среди десяти участников усилие на вырывание пальца. Если кто предпочитает видео, а не текст, есть аналогичные сравнительные испытания на YouTube.
Фишки наших шаровых в одном слайде. Сравнительный график с результатами теста на вырывание пальца не выдуман из головы — усилие свыше 6 тонн подтверждается тестами журнала «Движок». Источник: CTR
Вкладыши в шаровых давным-давно перестали быть металлическими — чтобы продлить срок службы шарнира, вкладыш делают пластиковым. Но пластиков существует великое множество, все они сильно различаются параметрами, и далеко не каждый полимер пригоден для использования в высоконагруженной детали автомобиля. Чаще всего применяются недорогие нейлон и фторопласт. CTR использует иной материал с лучшими характеристиками — огласить его название мы, к сожалению, не можем. Зато можем сообщить, что в ходе наших внутренних лабораторных испытаний он показал впечатляющие результаты в сравнении с фторопластом по части износостойкости. Иначе мы не стали бы использовать его в наших продуктах и рисковать репутацией.
Наконец, смазка: как мы уже говорили в комментариях к прошлым постам, отвечая на ваши вопросы, CTR использует в шаровых два вида смазки, одна снаружи (защитная), а другая — внутри, причем обоих видов строго необходимое количество.
У вас может возникнуть вопрос, зачем использовать хитрые пластики и разные смазки. Затем, что современные материалы позволяют одновременно снизить вес, повысить прочность, поднять предел текучести (см. тесты) и, что предельно важно (но это никто не тестировал в РФ), добиться минимального крутящего момента, который отвечает за плавность хода и комфорт, а также за распределение нагрузки на все остальные элементы в подвеске.
Подчеркнем, что большую часть этих решений не видно, когда вы выбираете деталь в магазине — они дают о себе знать в процессе эксплуатации. И очевидно, что стоимость их разработки и внедрения влияет на стоимость единицы товара. Так дело обстоит не только с шаровыми и не только с продукцией CTR — это общее правило.
Пример 3: пыльник и смысл особых материалов
Пыльник — очень важный элемент шаровой, защищающий шарнир от ржавчины и засорения дорожной пылью. Притом по сути это обычный колпачок из резины или полиуретана, стянутый двумя металлическими кольцами, и он — единственная преграда, защищающая шаровое соединение от агрессивной среды. Из-за некачественных хомутов или просто от постоянного механического воздействия пыльники лопаются, рассыпаются, слетают, и с этого момента дни шаровой сочтены. Далее из шарнира вымывается смазка, металл покрывается ржавчиной, руль становится туже, появляются неприятные скрипы в подвеске. Если повезет заметить начинающийся разрыв, можно будет обойтись снятием старой смазки, залитием новой и установкой нового пыльника. Если не повезет, в какой-то момент можно столкнуться с заклинившим после долгой стоянки рулём.
Вовремя замеченное разрушение пыльника. Обычно разгерметизация обнаруживается, когда под ним уже буйно цветет ржавчина. Источник: ТВ Обзоры / YouTube
Продолжая тему обзора шаровых в журнале «Движок», расскажем про интересные результаты, связанные с пыльниками. В тесте издания пыльник CTR спокойно выдержал деформацию после суточной заморозки до –50°C, тогда как восемь других участников теста просто растрескались от резкого сжатия.
Это стало возможным потому, что пыльник мы сделали из особого материал. И снова название не скажем, но заметим, что на глаз он практически не отличается от аналогов подешевле.
К тому же CTR применяет пыльники с многоуровневым оребрением уплотнителя и интегрированным хомутом. Если наружный хомут может со временем соскочить (и чаще всего соскакивает), обнажая шарнир, то в наших деталях хомут в принципе несъемный.
Три узких ребра — отличительная особенность пыльников CTR. Благодаря им пыльник гораздо плотнее прилегает к пальцу шаровой. Источник: CTR
Это пример того, как даже самую простую деталь можно (и нужно) сделать лучше, потому что он неё зависит надёжность всего узла.
Как узнать о качестве детали?
Если выбирать без привязки к брендам, а почти наугад, то никак — некачественная дешевка и даже подделка могут привлекать красивой упаковкой и внешним видом, но за за ними будут скрываться низкий ресурс, малая прочность и даже нарушенная геометрия детали. Если закупаться не в проверенных магазинах, то нетрудно нарваться на подделку, даже продукции CTR (мы писали о том, как распознать оригинальную запчасть нашего производства).
Вместе с тем, есть объективные вещи. Содержать свою лабораторию, разрабатывать и внедрять ноу-хау, например, использовать сплавы с легирующими добавками, — дорогое удовольствие, удешевить которое можно только массовым производством автомобильных деталей (это базовый экономический закон). Таким образом, получается, что поставлять качественные детали по разумной цене может только крупный поставщик, и цена не может быть сверхнизкой.
Пример CTR тут снова уместен: мы — один из крупнейших OEM-поставщиков, можем позволить себе выпускать многократно проверенные запчасти высокого качества, причем на афтермаркет поступают те же детали с тех же заводов, что идут на конвейеры автопроизводств. Объективное сочетание факторов налицо.
А идеальных автозапчастей с бесконечным ресурсом не бывает, но бывает баланс между ценой и долговечностью.
Теперь — по традиции — конкурс на лучший вопрос или реплику в комментариях к этому посту. Они принимаются до 30 октября включительно. Победитель получить беспроводную колонку Sony.
Портативную беспроводную колонку Sony SRS-XB10 можно использовать как гарнитуру (есть встроенный микрофон) и носить с собой на специальном кольце (весит 260 г и в высоту меньше обычной алюминиевой банки 0,33). Звук на неё подаётся по Bluetooth-каналу или через провод со стандартным 3,5-миллиметровым разъёмом. Заряда аккумулятора хватает на 16 часов работы. Хотя мощность колонки всего 5 Вт, играть она может громко и выдаёт сочные басы. Источник: CTR
UPD
Победителем конкурса на лучший вопрос или реплику в комментариях стал Rider-Kazan
Чтобы получить приз, пожалуйста, напишите нам в личку свой почтовый адрес (с индексом), ФИО и номер телефона, кликнув по синей кнопке «Написать сообщение» внизу.
Я посмотрела на собравшихся детей. Несколько наименее удачливых ловцов бабочек отделились от основной группы и подошли к нам.
— Я всегда ненавидела эти речи в школе, все эти проповеди с короткими простыми выводами. Типа «наркотики — это плохо». Наркотики великолепны.
— Эм-м. — протянул лисья маска.
Миссис Ямада сверлила меня взглядом, но не прерывала.
— Иначе люди бы их не принимали. Они доставляют удовольствие, делают день ярче, дают заряд бодрости…
— …пока не перестают, — сказала я.
без наркотиков это состояние поддерживается без денег, а за наркотики еще и платить надо
Жизнь с наркотиками может быть разной и если грамотно употреблять, ничего страшного не произойдет.
Страдания, апатия и безразличие появятся от злоупотребления психоактивными веществами.
Да все тоже самое, только 24 часа в сутки
Похоже, им подсунули какую-то гомеопатию.
Опять страдающие подростки смешно шутят. Животики надорвать.
Это не отличается от жизни с депрессией. Только если у тебя депрессия, почему ты до сих пор не у психотерапевта?
Когда сломала скрипт
Алиса, это как понимать
У младшей дочери сегодня день рождения, 7 лет. Подарили ей с утра мини колонку от Яндекса с Алисой. Всё утро она её донимала, то вопросами, то песни, то викторины. Днём собираемся в детское кафе. Доча с игривым настроением спрашивает: Алиса, угадай куда мы сейчас пойдем?! Алиса: Ха, в детский дом?!
Гости наши.
Копипаста с местного пабликах ВК.
Доколе.
Кучино. Жуковского 13
В ночь с 12 на 13 ноября 2021 года молодая семья возвращалась домой. Возле своего подъезда глава семьи увидел мужчину, справляющего нужду на дверь подъезда и сделал ему замечание.
В ответ на замечание, мужчина на ломаном русском нецензурно послал отца семейства и завязался конфликт, в ходе которого, на выручку к писающему дяде прибежал ещё пятеро его земляков. Жену, с грудным ребёнком в люльке, мужчина поспешил отправить домой, когда она зашла в свой подъезд, держа в руках переноску с грудным младенцем, в спину её толкала нерусская женщина со словами «иди, с*ка, вызывай ментов, нам ничего не будет!»
Полицию вызывали и всех участников конфликта отвезли в отделение. У парня, защищающго свою семью, пробита голова. В отделе полиции он написал заявление на 5 гостей нашего города, они, в свою очередь, написали заявление на него. Прибывший участковый, на предложение парня подняться в квартиру и взять показания супруги, ответил, что они ему «на*ер не нужны». После того, как парня и его обидчиков отпустили из отдела полиции, он приехал домой, возле подъезда его уже поджидала группы поддержка гостей города, с бутылками и ножом.
Интеграционные перспективы. Зачем платить больше, если нет разницы?
После этого высокие договаривающиеся стороны наконец поделились с неравнодушными гражданами подробностями интеграционных программ, которые они скрывали последние три года. И, анализируя содержание этих программ, надо сказать, что надежды или опасения, с ними связанные, кажутся несколько завышенными, а расчеты белорусских властей на то, что союзная интеграция позволит компенсировать негативные эффекты от западных санкций, — слишком оптимистичными.
Договорились договариваться
Договоренности о «синхронизации стратегического управления в части макроэкономической политики» или «гармонизации валютного регулирования» выглядят расплывчатыми и неопределенными. О «гармонизациях» и «синхронизациях» белорусские и российские власти договариваются уже два десятилетия без заметных невооруженному глазу результатов. Расплывчатость формулировок и неопределенность обсуждаемых тем на самом деле открывают обеим сторонам широчайшее поле для маневров.
Как показывает практика, заниматься гармонизацией чего угодно при отсутствии конкретных сроков и четко сформулированных целей можно бесконечно и при этом получать взаимное удовольствие от процесса. А если удовольствие перестанет быть обоюдным, то любая сторона в любой момент может заявить, что процесс перестал соответствовать принципам интеграционных процессов.
Как во времена раннего феодализма, когда зарождавшийся класс рыцарей еще ничего не знал о правилах рыцарского благородства и принципах верности. Тогда вассальная клятва часто заканчивалась честной, но немного простодушной по нынешним временам формулой: «Обязуюсь исполнять свою клятву и хранить верность до тех пор, пока у сеньора, моего доброго господина, будет достаточно сил, чтобы меня к этому принудить».
Сейчас времена изменились и дипломатия стала изощреннее, так что в многочисленных союзных договорах этот принцип никогда, конечно, не звучал. Однако он всегда присутствовал по умолчанию. И каждая из сторон исполняла взятые на себя обязательства ровно до тех пор, пока это было ей выгодно, либо пока другая сторона могла принудить ее к их исполнению. Вот в этом смысле новая интеграционная программа мало отличается от всего, что было раньше, предоставляя возможность отказаться от ее исполнения, как только у другой стороны исчезнут механизмы принуждения.
Однако на самом деле среди 28 интеграционных программ есть, кажется, несколько пунктов, согласование которых даст немедленный эффект. И поскольку белорусская сторона сейчас находится не в том положении, чтобы кого-нибудь к чему-нибудь принуждать, то пользу от этого эффекта получат в основном российские партнеры.
Конец эпохи
Если не спекулировать на вечную тему «собирания земель», то, кажется, сиюминутные, практические интересы российского правительства поместились где-то между 9-м и 13-м пунктами интеграционных программ. В этих пунктах речь идет об интеграции информационных систем по прослеживанию товаров и их маркировке, общих принципах взимания косвенных налогов и таможенных платежей, обмене данными систем транспортного контроля и отслеживании данных карантинного и фитосанитарного контроля. И здесь, за расплывчатыми бюрократическими формулировками, угадываются вполне конкретные интересы российских фискальных ведомств.
Вот непостижимым образом наша страна вышла на седьмое место в мире по экспорту цветов. Но, учитывая, что, в отличие от Голландии, бескрайних тюльпановых плантаций у нас в стране не наблюдается, совершенно невозможно представить, откуда все эти букеты взялись.
Российским же контролирующим органам, видимо, интереснее знать, куда эти букеты потом девались. Благодаря интеграции систем отслеживания они смогут наблюдать за передвижением цветов практически в режиме реального времени. А заодно еще и передвижением таких исконно белорусских товаров, как креветки или бананы. И, надо думать, после того как информационные системы отслеживания товарных потоков будут синхронизированы, эта составляющая белорусского экспорта существенно потеряет в масштабах.
Между тем объемы этого экспорта оценивались по меньшей мере в сотни миллионов долларов. Их потеря, совпадающая по времени с началом действия западных санкций, может стать для белорусской экономики чувствительной проблемой.
Впрочем, вряд ли это стало сюрпризом для белорусских переговорщиков в Москве. Судя по декрету об отмене льгот по НДС на товары, предназначенные для экспорта, белорусские власти с этой перспективой уже давно смирились. Ведь действительно нет смысла сохранять льготы на экспорт креветок, если эпоха белорусских креветок заканчивается.
Польза неочевидна
Потенциальный эффект от подписанных соглашений для белорусской экономики премьер Роман Головченко определил в миллиард долларов. Правда, при этом он не уточнил сроки, в течение которых экономика заработает дополнительный миллиард. Надо думать, речь идет все-таки про год. Так что даже если премьер ничуть не преувеличил, чтобы округлить сумму до внушительной цифры, результат выходит довольно скромным. А если этот миллиард еще размазать тонким слоем по 28 интеграционным программам, то прибавку и вовсе можно будет заметить только очень вооруженным глазом.
Между тем решение ключевого вопроса — о цене на газ, без которого Минск три года отказывался подписывать интеграционные карты, опять отложено на год. А как показывает практика отношений между Москвой и Минском, если что-то откладывается на какой-то срок (год, два или пять — в данном случае не имеет значения), то у этого срока есть все шансы стать неопределенным. При этом Минск не сумел добиться от Москвы даже обещания равных цен на газ, потому что единый рынок энергоносителей не подразумевает автоматически одинаковые цены.
Белорусские власти делают хорошую мину при плохой игре и говорят, что чувствуют себя комфортно с ценой газа в 128,5 доллара за тысячу кубометров, хотя это почти в два раза больше, чем цена газа в Смоленске. Некоторым утешением могут служить спотовые цены на газ в Европе, которые превысили 730 долларов за тысячу кубометров. Но это утешение временное, оно зависит от сезонных колебаний цен. Да и сам факт, что европейские потребители платят больше, может принести разве что моральное удовлетворение.
Прямая финансовая поддержка тоже выглядит не очень щедрой. В то время как Минск просил о кредите в 3 млрд долларов из остатков денег на строительство АЭС, Москва пообещала то ли 630, то ли 640 миллионов. Причем до конца 2022 года. То есть даже этот сомнительный пряник Россия собирается выдавать по кусочкам, в зависимости от исполнения Минском своих обещаний по интеграционным программам. А никаких других пряников Минску даже не обещали. И на самом деле этих денег, видимо, хватит, чтобы платить по российским же старым кредитам. Но в сравнении с потенциальными потерями от западных санкций сумма выглядит очень скромной.
Потенциальный урон ВВП от уже введенных санкций США, ЕС и Великобритании эксперты оценивают в 10–13 % ВВП. Учитывая, что это лучшие десять процентов в белорусском ВВП, не заметить их потерю будет трудно.
Белорусские власти говорят, что одна из целей интеграции в том и состоит, чтобы компенсировать санкционный ущерб. Но пока желание Москвы помочь белорусскому союзнику чем-нибудь, кроме вербальных интервенций в белорусскую стабильность, не кажется очевидным. Скорее наоборот. Очевидно желание воспользоваться трудным положением белорусских властей, чтобы спорные вопросы в двусторонних отношениях разрешить в свою пользу. Ведь зачем платить больше, если партнеру все равно некуда деваться?
Причем Москва, кажется, уже не пытается ставить перед собой глобальные цели и удовлетворяется мелкими, но болезненными для Минска уступками. Болезненными, потому что с каждой такой уступкой Беларусь теряет маленький кусочек суверенитета. И в какой-то момент может обнаружиться, что суверенное право белорусских властей распоряжаться страной в свое удовольствие превратилось в условность.
Присоединяйтесь к нам в Viber, Instagram, ВКонтакте или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.