если тебя бесит человек в школе что делать
Что делать, если ребенка обижают, обзывают, дразнят
От обидных обзывательств до травли в школе
Ирина Чеснова кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей
Это особенно часто случается в новом, еще только складывающемся школьном коллективе — первом или пятом классе: одни дети начинают дразнить других, обзываться. Что делать, если ребенка обижают в школе? Можно ли научить его правильно реагировать на дразнилки и обидные обзывательства? Когда нужно обращаться за помощью к учителю? Где проходит черта между ситуациями «ребенка дразнят» и «травля в школе»?
Сразу скажу главное: когда над тобой смеются — это неприятно, а иногда и очень обидно. Кто-то где-то сказал в твой адрес неудачную шутку, а остальные — ха-ха-ха, как смешно! И ты стоишь в растерянности и досаде, а что делать — не знаешь. То ли злиться, то ли заплакать, то ли полезть на обидчиков с кулаками.
Почему одни дети смеются над другими?
Представим такую ситуацию. Вот хочешь ты сесть на стул, уже вроде как приседаешь, вдруг отвлекаешься на что-то и — бах! — промахиваешься мимо сиденья и приземляешься на пол. И все вокруг как давай смеяться, аж за животы схватились. Но над тобой ли они смеются? В это сложно поверить, но, скорее всего, нет!
Они смеются над ситуацией.
Помнишь, в разных комедийных фильмах есть сцены, когда герои бегут и вдруг неуклюже падают. Или в дерево впечатываются, или через забор перелезть не могут. Нам, зрителям, смешно? Конечно, очень смешно! В жизни все точно так же: нам весело, когда кто-то попадает в комичную ситуацию. Но мы же никого не хотим своим смехом обидеть, верно?
Вот и ребята, которым так понравилось твое попадание мимо стула, скорее всего, смеются беззлобно. Но даже если кто-то из них на самом деле очень радуется твоему падению и не только смеется, но и говорит обидные для тебя слова, то, поверь, это всего лишь говорит о том, что такой человек плохо воспитан и слаб. Ведь он может привлекать к себе внимание только за счет других, пользуясь неловкостью твоего положения.
Как поступить в таком случае?
Во-первых, конечно, не принимать смех на свой счет и не обижаться. Понимаю, что это довольно сложно, но попробовать стоит. Вспомни в этот момент, что, как мы с тобой говорили, смеются не над тобой, а над ситуацией.
А во-вторых, громко и звонко захохотать вместе со всеми. Дружно можно не только играть, но и смеяться — это снимет возникшую неловкость, а в памяти останутся только положительные эмоции.
Почему одни дети дразнят других
Иногда дети шутят и подтрунивают друг над другом, потому что им просто скучно. Заняться нечем. И ничего другого интересного и умного они придумать не могут, кроме как погоготать. «Ой, у тебя штаны наизнанку, ха-ха-ха!».
Но некоторые дети смеются над теми, кто чем-то отличается от них самих — у кого большие уши или кто вечно спотыкается и задевает углы, у кого смешная фамилия или кто слегка заикается. И здесь даже правильнее было бы сказать: не смеются, а высмеивают. Потому что делают это нарочно, умышленно и много раз.
Давай подумаем: а почему они так делают? Потому что сами сильные, смелые и уверенные в себе? Думаешь, да? Вовсе нет!
По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других. Ему просто не нужно, чтобы окружающие его люди чувствовали себя неловко и растерянно.
А вот неуверенный человек видит себя маленьким и неказистым деревцем. Но ему очень хочется быть большим и сильным. И чтобы ощутить себя таким, он что делает? Начинает принижать других, чтобы самому возвыситься.
Когда один человек высмеивает другого, он пытается сделать того ниже, а себя — выше. Этим он как бы говорит: «Вот какой я важный и значительный, у меня нет таких недостатков, которые есть у тебя. Я лучше, а ты — хуже».
А может, он боится, что люди вокруг увидят его собственные недостатки и посмеются над ним. И чтобы этого не допустить, сам первым начинает дразниться.
Как ты думаешь, это правильно? Так и нужно себя вести — высмеивать других, чтобы придать себе значимости или убежать от собственных страхов?
Уверена, твой ответ — нет. Это неправильно, нечестно и очень даже глупо. Так вести себя нельзя! Ни один человек не имеет права высмеивать другого только потому, что тот чем-то отличается от других — носит очки, медленно говорит или не умеет кататься на велосипеде.
Тем не менее, к сожалению, есть дети, которые хотят быть круче других. А может быть, их самих кто-то обижает? Поэтому они пытаются отыграться и переложить свою неуверенность на того, кто кажется им слабее. И начинают его высмеивать.
Что же делать в таких случаях? Как реагировать?
Что делать, если тебя обзывают
Что точно не нужно делать, так это показывать, что дразнилки тебя задевают и расстраивают.
Ведь чего добиваются обидчики? Они хотят тебя смутить, превратить в робкий и беспомощный комочек с глазками. И если ты дашь им понять, что их стрелы попали в цель, они добились своего. Увидели твое отчаяние. Поняли, что именно так с тобой и нужно обращаться. И будут продолжать дразнить, не сомневайся.
Не играй в их игру, не следуй их правилам! Верни тем, кто стреляет в тебя, их стрелы. Как это сделать?
Сохраняй спокойствие и невозмутимый вид. Ты имеешь полное право не мириться с обидными прозвищами и твердо, глядя в глаза, сказать, что тебе не нравится, когда тебя так называют.
Если других ребят твой протест только раззадоривает, и они с еще большим упоением продолжают обзываться — смени тактику. Покажи всем, кто смеется, что их неудачные шутки совсем никак тебя не трогают. Бьют мимо цели.
Разворачивайся и, пожав плечами, спокойно уходи — из этого места или из этой компании. С тобой могут общаться только те люди, которые тебя действительно уважают и не хотят сделать тебе больно.
Не бойся оказаться в одиночестве. Через некоторое время с твоим обидчиком останутся только такие же вредины, как и он caм. А рядом с тобой появятся настоящие друзья, которые никогда не будут над тобой смеяться.
Покажи, что тебе не только не обидно, но еще и забавно или удивительно слышать то, что о тебе говорят.
«У тебя такая смешная шапка, ха-ха-ха!» — (не моргнув глазом) «Это самая крутая шапка на свете!»
«Толстый, жирный, поезд пассажирный!» — «Хорошего человека должно быть много».
А в некоторых случаях помогут и просто фразы-отговорки: «Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся», «Кто обзывается, тот сам так называется».
Мой тебе совет: живи с поднятой головой, относись к себе с уважением и юмором. И окружающие обязательно это заметят и еще десять раз подумают, имеет ли смысл тебя задевать.
Травля в школе
Однако! Ты можешь оказаться в ситуациях посложнее и посерьезнее, чем смех товарищей. Я говорю о тех случаях, когда дети, с которыми ты общаешься, проявляют самую настоящую жестокость — например, все вместе ополчаются на кого-то одного. Начинают его зло дразнить, швырять, прятать и портить вещи, сильно толкать, даже бить.
Если случилось так, что нападают на тебя, не молчи и не терпи издевательства! Смело обращайся к помощи взрослых-учителей и родителей. Пусть тебя не пугает, что ты прослывешь ябедой. В таких ситуациях без помощи взрослых не справиться! Твои родители обязаны тебя защитить! Они найдут способ воздействовать на обидчиков — пойдут к директору, выступят на родительском собрании. А учитель будет следить, чтобы все дети вели себя по отношению друг к другу честно.
Статья предоставлена издательством «Аванта»
Токсичность в школе и как с ней бороться
Александра Черезова
Дети и подростки проводят в школе большую часть своего времени, поэтому она оказывает на них большое влияние. Кроме знаний и друзей там нас может поджидать токсичность, которая проявляется в непрофессиональных учителях и агрессивных одноклассниках – все это может вылиться в настоящую травлю. По статистике, 52% школьников от 10 до 18 лет подвергаются травле в школе. Что делать, если меня обижают учителя или одноклассники? В этой статье мы рассмотрим, что делать, если вы учитесь в токсичном коллективе.
Токсичные учителя – что делать?
Желание учиться пропадает, когда учитель ведет себя некомпетентно: кричит, пристыжает при всем классе, открыто проявляет личную неприязнь, намеренно занижает оценки и тому подобное. Все это – не профессиональное поведение, к нему нужно относиться как к токсичному.
К сожалению, мне тоже пришлось столкнуться с этим в школе. Я была отличницей, но учителя находили повод пристыдить меня при всем классе за неверно выполненную работу. Мол, отличнице нельзя совершать ошибок. Это было неприятно, но все время я старалась не придавать этому внимания и игнорировала.
С учителями я контактировала редко, а оценки были хорошие, поэтому их поведение никаким образом не сказывалось на мне. Но мне просто повезло. Гораздо чаще такие напряженные отношения сказываются на оценках, напрочь убивают мотивацию учиться и вселяют ненависть к школе, в которую нужно ходить каждый день. Это может серьезно сказаться на вашем ментальном здоровье, поэтому, если вы чувствуете, что токсичность учителей мешает вам учиться, вот способы решить эту проблему:
1. Расскажите о своих переживаниях родителям.
Покажите им примеры того, когда учитель поступал несправедливо по отношению к вам. Расскажите родителям о том, что вы не одни, кто сталкивался с таким поведением со стороны именно этого преподавателя, если это действительно так. Это даст родителям возможность связаться с другими родителями, что повысит шанс на решение проблемы.
В одиночку или объединившись, родители могут поговорить с преподавателем лично. Токсичные люди умеют ловко манипулировать, поэтому лучше прийти на беседу самостоятельно – по телефону или через мессенджеры «увильнуть» от ответственности намного проще, чем в реальной жизни.
О чем говорить родителю? Можно прямо спросить учителя о том, почему он несправедливо поступает по отношению к вам. Не исключено, что токсичный учитель может вас оболгать. Предупредите родителей об этом. Если у вас есть возможность записать на диктофон свидетельство неприязни учителя к вам, сделайте это.
2. Обратитесь к директору.
Это крайний случай, к которому можно прибегнуть, если после разговора с учителем он не изменил свое отношение к вам.
Ему также нужно рассказать в подробностях о том, почему вы считаете, что учитель относится к вам предвзято. Возможно, директор окажется на вашей стороне. Однако часто бывает так, что директор склонен скорее защищать коллектив, чем учеников, потому что скандалы внутри педагогического коллектива могут нанести ущерб школе. Если предпринятые меры не помогли, пожалуй, стоит сменить школу – это намного лучше, чем терпеть токсичное отношение к себе.
Как пережить буллинг со стороны одноклассников?
Основная причина травли – отличие человека от других. Неважно, что это – финансовое благосостояние, ум, оригинальность, слабость, недоверчивость, замкнутость. Внешность также часто является поводом для буллинга, особенно если человек любит выражаться через яркую одежду и волосы.
Если вы столкнулись с травлей любого характера со стороны сверстников, то вам нужно сделать следующее:
1. Расскажите учителю.
Учитель может не заметить напряжения в коллективе, тем более, что зачинщики буллинга часто бывают на хорошем счету у преподавателей и стараются делать это незаметно от взрослых. Учитель, которому вы доверяете или классный руководитель обязательно должен узнать о проблеме от вас.
Учитель должен отдельно поговорить с зачинщиками буллинга, а затем провести в классе общий классный урок, на котором преподаватель расскажет ученикам об уважении и отношении друг к другу. Это может помочь, несмотря на кажущуюся простоту этих действий: травлю в школе часто устраивают трусы, они не любят общественной огласки.
2. Расскажите о проблеме родителям.
Не стоит скрывать свои проблемы со сверстниками от родителей. Именно они могут поговорить с родителями зачинщиков травли и выяснить, почему такая проблема возникла. Большинство родителей не будут рады услышать, что их ребенок кого-то травит и проведут воспитательную беседу.
Однако, это может не возыметь никакого эффекта, или же родители могут быть уверены в невиновности своего ребенка. Во всяком случае, если предпринятые выше действия не привели к результату, стоит поменять школу.
Профилактика буллинга для родителей
Негативные черты характера в детях закладывают родители, поэтому изначально они должны на своем примере показывать, как нужно относиться к другим людям, будь то сверстники или взрослые. Если родители сами часто скандалят с окружающими или между собой, неудивительно, что ребенок также не будет испытывать уважения к ближним и даже может начать травлю в школе.
Важно поддерживать доверительные отношения в семье, чтобы подросток всегда мог обратиться к родителям со своей проблемой и не быть отвергнутым. Не отмахивайтесь от проблем подростка, не заставляйте его решать проблемы в коллективе самостоятельно – это может сделать из подростка замкнутого, колючего человека, который перестанет вам доверять. Хорошая ли это цена за сомнительный опыт «самостоятельности»?
Однако роль в предотвращении буллинга играет и учитель, его наблюдательность и желание сохранить хорошие отношения внутри детского коллектива. Если преподаватель безразлично относится к травле в школе и полагает, что «ученики сами во всём разберутся», вряд ли это приведет к чему-либо хорошему. Именно учитель ответственен за поддержание дружеской обстановке в классе, проводя классные часы на тему добра, разговаривая с учениками лично и помогая им решать конфликты. Поэтому стоит внимательно изучать информацию о педагогическом коллективе в школе прежде, чем записывать туда ребенка. Информацию вы можете узнать на дне открытых дверей или от других родителей, а также на специальных форумах, в группах и чатах города.
Что могу сделать лично я?
Способность постоять за себя никто не отменял. Показав один раз, что вас не стоит трогать, обидчики с большей вероятностью отстанут от вас. Не обязательно «размахивать кулаками», можно просто попытаться игнорировать травлю в школе, если она не выходит за рамки терпимого. Зачастую если обидчик не видит реакции жертвы, ему неинтересно дальше дразнить ее.
Не оставайтесь наедине со своими проблемами. Обязательно расскажите о том, что с вами происходит, близкому вам человеку – родителям, друзьям, учителям. Окружающим важно знать, что вы в беде, иначе они не смогут вам помочь. Обидчик же, зная, что жертва в одиночку справляется со своей проблемой, будет нападать снова и снова с большой вероятностью.
Подведём итоги того, что нужно делать, если вы столкнулись с токсичностью в школе:
1. Не нужно терпеть, если пара дней игнорирования не помогает делу! Поговорите о проблеме с преподавателями.
2. Обязательно поговорите с родителями – они всегда вам помогут и будут на вашей стороне.
3. Обратесь к классному руководителю, если вы ему доверяете.
4. Развивайте в себе сильную личность. Однако не нужно терпеть издевательства слишком долго: если у вас не получается справиться с проблемой самостоятельно, нет ничего позорного в том, чтобы обратиться за помощью.
5. Смените школу. Если вы думаете, что это не способ решения проблемы, то это не совсем так: со стороны может показаться, будто вы убегаете от проблем, но на самом деле вы создаете себе комфортные условия жизни и учебы. К этому стремится любой человек.
Это основные способы избавиться от травли в школе как со стороны взрослых, так и детей. Не позволяйте другим людям обижать вас, потому что никто не заслуживает неуважительного и жестокого обращения к себе.
Подростка травят в школе. Уходить – или остаться и отомстить?
Как остановить травлю в школе. История от Екатерины Мурашовой
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Одна из самых удивительных историй из практики психолога Екатерины Мурашовой. Во-первых, по поводу травли ребенка в школе за помощью к психологу обычно обращаются родители, а не сама жертва. Во-вторых, у большинства детей, которых унижают одноклассники, — низкая самооценка, и им даже не приходит в голову побороться за себя. Так что сценарий, описанный в книге «Утешный мир», совсем нетипичный — но он оставляет надежду.
Толстенная коса, похожая на корабельный канат. Лоб закрыт челкой. Под челкой — прыщи. Толстые запястья и лодыжки. Какие-то странные туфли с застежкой-перемычкой — в таких рисовали детей в старых советских книжках. Маленький рост, тяжелая попа. Глаза как будто интересно-зеленые, но смотрят так мрачно, что кажутся черными. В руках — книжка с формулами на обложке. Где же родители этого чуда?
— Я пришла одна, — говорит чудо. — Меня мама к вам записала. Меня Ванесса зовут.
— Какое удивительное для наших краев имя, — несколько натужно восхитилась я. — А как же его сокращают?
— Дома зовут Ванечкой, а в школе — Ванной-говнянной, — флегматично ответила девочка.
— Так. А по какому поводу тебя мама ко мне записала?
— Меня в школе травят, — глядя исподлобья, сообщила Ванесса. — Мама сказала: сходи к психологу, вдруг что дельное посоветует.
— В каком классе ты учишься? Какая школа?
— В седьмом. Школа, которая вон, во дворе.
Ребенка травят в школе: что делать?
Обычно если в классе есть реальная, действительно уже установившаяся травля, то есть в распределении групповых ролей школьник уверенно занял место «козла отпущения», я однозначно советую родителям забирать чадо из школы, а уж потом разбираться, что именно в характере (внешности, действиях и т.д.) ребенка привело к такому печальному результату и что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась в новом коллективе. Но кому тут советовать? Где эта мама?
— Расскажи подробнее. Кто тебя травит? Весь класс?
— В общем-то да. Хотя нет. Есть такие, которым все равно. Они просто внимания не обращают.
— А друзья, подруги у тебя есть?
— Нет. Была одна, но она потом сказала: пойми, Ванна, я против тебя лично ничего не имею, но не хочу, чтобы меня из-за тебя дразнили.
— Ну. дразнят, в основном. Не бьют, нет; раньше толкались, я об стенку падала, теперь — нет. Портфель когда вытряхнут, по пальто ногами походят. В тетрадке нарисуют чего, на доске напишут. Но это раньше больше, теперь реже, выросли все же. Дразнят, да. Если подойду, просто смеются.
— Да класса с третьего, наверное, может, с четвертого. Да, Инна в третьем пришла.
— Девочка у нас в классе.
— У тебя когда-то был с ней конфликт, ссора?
— Нет, ничего не было. Или я не помню. Но она меня выбрала, да. А остальные сначала под нее пошли, а теперь уж привыкли.
— То есть теперь Инна ситуацией не управляет?
— Ну. она у нас королева, конечно. Но про меня ей уж и не надо ничего, они сами.
Хочу решить эту задачу!
Уходить из этого класса, где «все привыкли» травить некрасивую флегматичную девочку, которую когда-то назначила «козлом отпущения» явившаяся в класс «королева» Инна. Конечно, уходить. Девочка явно неглупа и наблюдательна, на новом месте все может получиться много лучше. И время как раз подходящее для какой-нибудь специализации.
— Есть в школе предметы, которые тебе нравятся, хорошо даются?
— Да. Математика, физика. Я люблю задачи решать. Мне учитель часто пятерки с плюсом ставит.
— Отлично! — обрадовалась я. — Значит, в восьмой класс тебе надо попробовать поступить в 366-й физико-математический лицей. Там всем нравится математика, там мало девочек, и там очень ценится умение решать задачи. Ты знаешь, где он находится?
— Знаю. Но я не хочу. Не пойду туда, в смысле, — спокойно сказала Ванесса.
— Почему не пойдешь? — обескураженно спросила я. Я так все хорошо придумала.
— Я не хочу бежать. Я хочу решить эту задачу. Как вы думаете: это можно? — зеленые глаза испытующе смотрят из-под челки.
— Не знаю, — честно сказала я. — По моему опыту, если и возможно, то очень трудно и долго. Но если ты настаиваешь.
— Да. Я настаиваю. А долго — что ж. У меня еще четыре года есть.
— Четыре года? А, в смысле до окончания школы? — мне крайне редко доводилось встречать семиклассников, мыслящих такими временными промежутками. — Ну что ж, месть — это действительно блюдо, которое нужно подавать холодным.
Как остановить травлю в школе и получить поддержку учителей?
Боже мой, какая странная девочка была эта Ванесса! Где-то заторможенная до крайности, а где-то я просто не успевала за стремительными скачками ее мыслей.
На вторую встречу она принесла мне несколько фотографий, на которых была запечатлена Инна.
— Если бы все зависело от внешности, которой нас изначально наделяет природа, то никаких шансов, — признала я. — Но, к счастью, от нее зависит не все.
Красивая Инна была ярко выраженным гуманитарием и организатором, писала прекрасные сочинения, эссе, выступала на всех школьных концертах. и придумывала очаровательные дразнилки, которые потом долго плескались у всех на устах.
— Начнем с учителей, — решила я. — Многие из них на самом деле любят тихих заучек и сами когда-то были отнюдь не феями. Но тебе придется сделать шаг вперед.
Я научила Ванессу говорить комплименты. Наблюдательности ее учить было не надо — она сама легко вычислила (и записала в тетрадку!) все уязвимые места учительниц и редких учителей своей дворовой школы и начала лить туда тщательно продуманный (и отредактированный во время наших сессий) елей.
Обратная связь не замедлила воспоследовать. «Какая душевно тонкая девочка! И как неожиданно!» — сказала одна учительница другой. «Хоть что-то у меня тонкое!» — усмехнулась подслушивавшая за дверью Ванесса.
Как повысить авторитет среди одноклассников
Дальше настал этап тех отнюдь не единичных одноклассников, кто с трудом пережил переход от арифметики к алгебре и не вылезал из двоек. Я научила Ванессу подсказывать и давать списывать (она всегда, с первого класса, считала это недостойным). «Я решу за тебя самостоятельную, — говорила она недалекой однокласснице. — А ты взамен называй меня не Ванной-говнянной, а Несси. Идет?» — «Идет», — чуть-чуть подумав, решительно отвечала девочка, которой грозила двойка в четверти и (главное!) отмена покупки нового телефона.
— Как сделать, чтобы не злились учителя? — спросила меня Ванесса где-то в конце восьмого класса. — Они же видят, что я подсказываю и за других решаю и черчу.
(В восьмом классе, помимо способностей к математике и физике, у Ванессы обнаружился дар к черчению — она очень видела пространство. При этом творчески рисовать не умела совсем. Половина сдаваемых в классе чертежей являлись копиями ее работ, сделанными с помощью стеклянного, подсвеченного снизу лампой столика в кабинете физики.)
— Черчение — бог с ним, оно год всего, — сказала я. — А про физику и математику надо подумать.
— Я люблю математику, чувствую ее и успеваю по ней лучше многих, — прижав руки к высокой груди, говорила Ванесса на следующей неделе, глядя зелеными глазами прямо в душу учителя. — И я бы хотела делиться. Но не только списывать и подсказывать. Я готова помогать, объяснять.
Двое самых оболтусов сначала, конечно, для порядка посопротивлялись, а потом и сами были рады, когда через месяц курируемых учителем занятий с Ванессой вдруг что-то, чуть не впервые с начальной школы поняли и сами (!) решили самостоятельную сначала на твердую тройку, а потом и (о чудо!) на слабенькую четверку.
Стесняясь, в пустом коридоре, чтобы никто не видел, подошла девочка из хорошистов-карьеристов: «Несси, ты можешь мне объяснить? Я никак вот эти задачи понять не могу. «
— Без проблем! — ответила Ванесса. — Приходи ко мне сегодня в пять с тетрадкой.
— Удивительная девочка! — говорили дома родители одноклассников. — И кто бы мог подумать! Результаты не хуже, чем у репетиторов. А вы, идиоты, ее еще в младших классах, помнится, дразнили! Теперь-то ты понимаешь, что не все то золото, что блестит?!
Выпускной в 9 классе: что дальше?
О золоте. Однажды я по наитию попросила Ванессу распустить ее косу. и обалдела! Это был такой сумасшедший, темно-медный, лениво-волнистый водопад. Хотелось намотать ее тяжелые волосы на руки и застыть в медитации.
К выпускному в девятом классе мы с Ванессой готовились полгода. Дольше всего упирались выпущенные из-под убранной челки прыщи; в результате пришлось все-таки замазать их последние бастионы тональным кремом. Еще два месяца Несси училась ходить на высоких каблуках. Один вывих лодыжки и несколько синяков — ничего страшного. На темно-красное платье, на котором настаивала я, она не решилась. Остановились на зеленом, в тон глазам.
После выпускного это была уже другая девушка. Как выяснилось, только на первый взгляд.
— Ты все доказала. Может быть, пора тебе в физико-математический лицей? — спросила я. — Все-таки там другой уровень подготовки.
— Нет, — сказала Несси. — Зачем? Я и так сумею в университет подготовиться. Я уже и малый матмех нашла, как вы мне советовали, и двухгодичные курсы присмотрела. И. вы понимаете. это ведь была еще не подача блюда на стол. Это было так, в кухне покрутиться, приготовить кое-чего.
— Это уже без меня, — твердо сказала я.
— Конечно, — улыбнулась Несси и протянула мне ловко извлеченный из бесформенного мешка букет. — Спасибо вам за все. Давно хотела сказать, что у вас очень красивые глаза, они прекрасно гармонируют с изменчивым питерским небом и вашей многогранной личностью.
Я смеялась еще некоторое время после ее ухода и сама чувствовала в своем смехе некую нервозность. Еще два года для подачи блюда на стол. Я не завидовала Инне. Больше того, мне уже было ее жалко.