если в пенсионном фонде учтен не весь стаж что делать
Вопрос-ответ: почему на индивидуальном лицевом счете отражаются не все данные трудовой книжки гражданина?
Вопрос: Почему сведения о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) застрахованного лица содержат не все данные трудовой книжки? В частности, не учтен трудовой стаж до 1997 года. Как можно его подтвердить?
Ответ: Индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Сведения о пенсионных правах содержатся на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица. Граждане, являющиеся получателями пенсии, на выписке из ИЛС могут видеть только неучтенные при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, за которые начислены и уплачены страховые взносы.
Единая система персонифицированного учета стажа застрахованных лиц стала формироваться с 1997 года. Поэтому на (ИЛС) гражданина отражены следующие сведения с момента его регистрации в системе ОПС:
— с 2002 года – о периодах работы и (или) иной деятельности, за которые начислены и уплачены страховые взносы.
Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования отражены в п.2 сведений о состоянии ИЛС на основании трудовой книжки работника и других представленных документов. К слову, в период с 2002 по 2005 годы в рамках подготовительных мероприятий по информированию застрахованных лиц о пенсионных правах во всех территориальных подразделениях Пенсионного фонда была проведена кампания по сбору, приему и обработке сведений о трудовом стаже, выработанном до 31.12.2001 года включительно. Однако есть застрахованные лица, которые не предоставили данную информацию. Поэтому на их пенсионном счете сведений о стаже до указанного периода не содержится. Данные периоды работы необходимо подтверждать. Для этого нужно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с подтверждающими документами. Таковыми являются трудовая книжка установленного образца. Если же трудовой книжки нет, или в ней содержатся неправильные, неточные или неполные сведения, в подтверждение принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, трудовые книжки колхозников, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. В подтверждающих документах должны быть указаны номер и дата их выдачи, фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, дата его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессия (должность), основания выдачи документа (приказы, лицевые счета и прочее). Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Напоминаем жителям области, приобретающим право на назначение страховой пенсии по старости через 6-12 месяцев. С целью учета пенсионных прав граждан в полном объёме, а также назначения страховых пенсий по старости в установленный пенсионным законодательством срок, обеспечения их своевременной выплаты, специалистами территориальных органов ПФР Калининградской области проводится заблаговременная работа с документами будущих пенсионеров. В рамках проведения данной работы анализируются представленные гражданами документы на полноту имеющихся сведений, правильность заполнения трудовой книжки, необходимость предоставления справок о заработной плате и других уточняющих справок, осуществляются консультации по досрочному назначению страховых пенсий.
Если гражданин приобрел право на назначение пенсии и не был на предварительной работе, переживать не стоит. Отсутствующие на ИЛС периоды трудовой и иной деятельности гражданина будут также уточняться при назначении пенсии.
Также для проведения заблаговременной работы документы можно направить через своего работодателя в том случае, если у организации, в которой работает гражданин, заключено Соглашение об электронном информационном взаимодействии с Пенсионным фондом.
Обращаем внимание граждан, что помимо страховых периодов, формирующих пенсионные права застрахованных лиц, есть так называемые социально значимые периоды или «нестраховые», когда гражданин вынужденно не работает. К таким периодам относятся служба в армии по призыву, уход за нетрудоспособными гражданами (80-летними, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 гр.), ребенком до 1,5 лет, проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности), проживание за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения, дипломатические, торговые представительства Российской Федерации и представительства государственных органов РФ. Условием включения этих периодов в стаж является факт наличия предшествующих им или имевших место после них периодов осуществления трудовой деятельности. Нестраховые периоды могут повлиять не только на право на назначение страховой пенсии, но и на размер пенсионных выплат.
Почему в Пенсионном фонде указан не весь трудовой стаж: причины, и как подтвердить стаж
Ранее в нашей стране действовала такая пенсионная система, которая учитывала именно непрерывный трудовой путь работника, в который суммарно входили все периоды, в течении которых работник выполнял свои трудовые обязанности. Такой стаж назывался трудовым, а получаемая таким бывшим работником пенсия называлась трудовой пенсией.
После проведения в начале двухтысячных годов пенсионной реформы изменилась сама концепция пенсионной системы страны. Согласно новым порядкам, понятие “трудовой стаж” было заменено на понятие стажа страхового, которое имеет принципиальные различия со своим предшественником. Под ним понимаются такие периоды в жизни работника, в течении которых он не просто трудился на работодателя, но и переводил взносы в соответствии с размером своей зарплаты в государственный фонд.
Также в страховой стаж плюсуется и то время, которое гражданин провел в армии, ухаживал за людьми с инвалидностью, или за престарелыми родственниками от 80 лет. А также будут приняты во внимание периоды, в течение которых лицо официально находилось в отпуске и ухаживало за маленьким ребенком или несколькими детьми.
Где смотреть свой стаж
Даже если у работника имеется на руках его трудовая книжка, он все равно не может быть уверенным в том, что все записи обо всех периодах его трудовой деятельности будут полно и корректно учтены Пенсионным фондом при назначении ему пенсионных выплат. Поэтому всем гражданам, рассчитывающим когда-либо в будущем на получение пенсии, рекомендуется периодически проверять сведения о собственном стаже, имеющиеся в наличии у государства.
Все сведения о местах работы и периодах работы хранятся в специальной электронной базе Пенсионного фонда. Для того, чтобы проверить, все ли сведения внесены в данную базу, и корректно ли произведен учет накопленного стажа, гражданин может воспользоваться различными вариантами действий.
Получить выписку можно, кликнув по соответствующей услуге в разделе о пенсиях и пособиях своего личного кабинета. Справка придет вам не позднее чем по прошествии суток после отправки запроса. Не забывайте, что те же самые действия можно произвести не только непосредственно на сайте, но и в специальном мобильном приложении.
Вышеуказанная выписка, предоставляемая системой ПФР, предназначается лишь для тех граждан, которые еще не получают пенсию. Для тех граждан, которым пенсия уже назначена, указанный способ контроля за информацией не подходит. Их данных в той базе уже нет. У таких граждан в их личном специальном кабинете на сайте имеется новый раздел, в котором и отражается вся информация о том:
Получив указанными выше способами выписку, необходимо сравнить указанные в ней сведения с теми данными, которые содержатся у вас в вашей трудовой книжке. Если данные разняться, необходимо заблаговременно начинать предпринимать определенные действия.
Причины пробелов в стаже
Существуют несколько причин того, почему в ПФР могут отсутствовать сведения о некоторых ваших периодах труда. Разберем каждую причину подробнее.
Вредные и опасные условия труда
Нередки случаи, когда работниками выясняется, что их работа в условиях вредных или опасных производств не была учтена, как того требует закон. За таких работников с начала две тысячи тринадцатого года организации должны уплачивать взносы в повышенном размере. Такое требование установлено для того, чтобы такие работники могли выйти на пенсию досрочно и сохранить собственное здоровье.
Сбой в базе ПФР
Также данные о некоторых периодах работы могут отсутствовать у некоторых граждан по причине произошедшего в девятнадцатом году программного сбоя в работе сайта ПФР. У многих жителей разных регионов страны с сайта исчезла информация о стаже за несколько лет работы. Такие недостачи, к сожалению, придется восстанавливать самостоятельно. Для этого необходимо собрать сведения от работодателей о своей работе и уплаченных ими суммах в ПФР и передать полученные сведения в ПФР.
Служба в МВД
Социальный стаж
Также нередки ситуации, когда граждане начинают бить тревогу, не найдя в базе ПФР сведений о том периоде, когда они осуществляли полезную для общества деятельность, которую по закону также включают в стаж. Например, уход за инвалидами, престарелыми гражданами. Однако зачастую тревога оказывается ложной. И впоследствии такие сведения все же появляются в системе.
Эта задержка связана с тем, что такие сведения поступают в фонд и подлежат обработке до конца текущего года. Соответственно, появляются в базе они уже на следующий год. Однако если до первого апреля следующего года они так и не поступят, необходимо обращаться в отделение ПФР с документами для их подтверждения.
Восстановление сведений
Если вы проверили, в каком состоянии находятся сведения о вашем стаже в системе ПФР, и обнаружили недостачу, необходимо предпринять конкретные действия по добавлению недостающих данных. Как это грамотно сделать?
Прежде всего, отметим, что внести такие сведения самостоятельно у вас не получиться. Доступ к системе имеют лишь сотрудники Пенсионного фонда, да и то лишь те из них, которые уполномочены на такие действия своим руководством. Для того, чтобы восполнить обнаруженные вами пробелы в стаже, необходимо явиться в ближайшее к вам отделение ПФР и написать соответствующее заявление. Кроме того, потребуется заранее подготовится и запастись документами, которые подтверждают те недостающие сведения о вашем стаже, которые вы собираетесь внести в базу.
Какие это документы?
Прежде всего, основным документом, который официально призван содержать главные для каждого наемного работника сведения, является оригинал трудовой книжки. Если в ней четко и с соблюдением всех кадровых правил прописаны все данные, которые вы собираетесь подтвердить, вам больше ничего не требуется искать и запрашивать. Просто подготовьте копию всех страниц книжки и приложите к заявлению.
Однако нередки ситуации, когда предъявить трудовую книжку не представляется возможным ввиду следующих обстоятельств:
В перечисленных случаях предоставлять такую трудовую книжку в качестве доказательств нет никакого смысла. Либо ее просто не примут, либо в исправлении сведений вам откажут.
Как в таком случае подтвердить свои претензии? Если трудовой книжкой воспользоваться не получилось, можно в качестве доказательств представить следующие документы:
Как внести недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт
Форма заявления о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Как проверить и внести недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счёт
Полнота и корректность сведений о стаже и заработке на индивидуальном лицевом счете обеспечивает размер будущей пенсии
На индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде аккумулируется информация о пенсионных правах каждого застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения, указанные в индивидуальном лицевом счете, формируются на основе данных, передаваемых в ПФР работодателями и гражданами.
Узнать о сформированных пенсионных правах, которые отражены на индивидуальном лицевом счёте, можно:
– через клиентскую службу ПФР или в МФЦ.
Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, необходимо представить в территориальный орган ПФР заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет.
Заявление можно представить следующим способом:
— лично или через своего представителя путем подачи непосредственно в клиентской службе ПФР;
Обратиться с заявлением можно в любую клиентскую службу ПФР независимо от места жительства, места пребывания, места фактического проживания.
Одновременно с заявлением представляется документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие недостающие сведения:
- — трудовая книжка;
- — письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
- — справки службы занятости;
- — архивные справки;
- — военный билет (в случае прохождения военной службы);
- — документы об образовании;
- — документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности;
- — другие юридически значимые документы (свидетельство о браке, о рождении детей и т.п.);
- — документы о заработке до 01.01.2002 г.
При направлении заявления в форме электронного документа прикладываются копии указанных документов.
Если имя, отчество или фамилия в представленном документе не совпадают с именем, отчеством или фамилией, указанными в документе, удостоверяющем личность, необходимо также представить свидетельство о браке, свидетельство о перемене имени или свидетельство о расторжении брака.
При подаче заявления от имени гражданина его законным представителем дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.
Территориальным органом ПФР представленные гражданином заявление и документы рассматриваются в течение 10 дней.
При необходимости направления территориальным органом ПФР запроса о подтверждении трудовой деятельности гражданина в архив или организации, располагающие данными сведениями, срок рассмотрения заявления продлевается на срок до трех месяцев.
О результатах принятого территориальным органом ПФР решения гражданин информируется способом, указанным в заявлении.
У некоторых россиян пропал стаж и пенсионные баллы. Проверьте свои выписки
29.01.2019 В выписках по лицевому счету снова появились данные за 2017 и 2018 год. Пресс-служба пенсионного фонда объяснила, что это был технический сбой. Сейчас все исправили. Если данные раньше были, но пропали, они снова должны появиться. Проверьте свои выписки и делайте это регулярно.
Мы обнаружили пропажу данных о стаже, взносах и баллах случайно в начале года при запросе выписок. Но тревогу решили забить, когда поняли, что это проблема не одного человека. Судя по всему, она носит массовый характер, и понять причины мы пока не смогли. Пенсионный фонд не отвечает на запросы, горячая линия не работает, в регионах ничего внятного сказать не могут.
Проверьте свои выписки из лицевого счета. Если что-то не так, начинайте разбираться. Стаж пропал внезапно, но это не значит, что так же внезапно он вернется.
Расскажите родным
Вот что нужно знать об этой ситуации:
Что случилось?
В выписке отражается стаж, начисленные баллы, места работы и сумма страховых взносов за все время — с разбивкой по годам и работодателям.
Так, может, это проблема одного человека?
Увы, нет. С такой же проблемой столкнулись и другие люди в разных регионах. Логика непонятна: у одних сотрудников одного и того же работодателя стаж и баллы на месте, у других все пропало. Такая же ситуация с индивидуальными предпринимателями: у одних взносы за себя отражены в лицевом счете, у других ничего нет.
Проблему с выписками описывают и в соцсетях. У всех пропали данные именно за 2017 и 2018 годы.
Если у вас в выписке нет и не было данных за 2018 год, это нормально. Информацию загружают постепенно. Но за 2017 год все должно быть на месте. И если стаж за часть 2018 год был, а потом пропал — это странно.
Что говорит пенсионный фонд?
На сайте пенсионного фонда никакой информации о проблеме нет. Возможно, это просто технический сбой, но обычно о таких ситуациях сообщают: мол, все нормально, обновляем программы для вашего удобства, возможны проблемы с отображением информации в лицевом счете, если что — приходите за выпиской лично в отделение, до такого-то числа все починим.
В соцсетях пенсионного фонда сообщений тоже нет, хотя ПФР их активно ведет. Поздравление есть, про индексацию пенсий написано, о материнском капитале и льготах рассказали, а о том, что у людей пропали два года стажа и накопленные баллы, от которых зависит пенсия, — ни слова.
Горячая линия ПФР по номеру 8 800 302-2-302 не работает.
Электронный запрос в ПФР тоже остался без ответа. Его отправили 10 января, но до 23 января — тишина. По закону еще есть время на ответ, то есть сроки не нарушены. Обычно ПФР отвечает на запрос даже быстрее — в течение пары дней. Но не в этот раз.
По телефонам в региональных отделениях ситуацию также не прояснили. Мы пытались добиться хоть какого-то ответа в разных городах. Горячие линии не работают, или там просят перезвонить. В одном отделении ответили, что о проблеме известно и ее решают, но на этом все: что делать конкретному человеку и когда вернется стаж, специалисты не говорят.
Что сейчас нужно сделать?
Без паники. Скорее всего, дело в техническом сбое и со временем все починят, а стаж вернется. Но сидеть сложа руки тоже нельзя. От начислений в лицевом счете зависит размер пенсии и вообще возможность ее получать. А еще эти выписки могут запрашивать банки при оформлении кредита: вдруг у вас там нет стажа за два года.
Проверьте выписку. Запросите извещение о состоянии своего лицевого счета. Это бесплатно. Ответ придет моментально. Посмотрите, какие данные указаны в первой таблице. Заодно проверьте, где ваши пенсионные накопления: у некоторых людей внезапно и без их ведома сменилось место хранения взносов.
Если у вас все в порядке, можно ничего не делать — продолжайте зарабатывать стаж и баллы.
Позвоните в отделение. Может быть, в вашем регионе что-то прояснится. Расскажите в комментариях, что вам ответят. Мы не смогли добиться хоть какого-то внятного объяснения, но вдруг вам скажут что-то важное и всех успокоят.
Собирайте подтверждающие документы. Если вам скоро на пенсию, нужен кредит или вы переживаете, что стаж пропал и не вернется, собирайте документы за те годы, которые исчезли из выписки:
Может быть, стаж за два года теперь придется доказывать.
Мы надеемся, что ПФР как-то прояснит ситуацию и все исправит. Будем держать вас в курсе.
Брала выписку около месяца назад и тоже обнаружила пропажу. Тогда не придала этому значения. Огромное спасибо за статью, срочно напишу в ПФР.
я на пенсии, но сделала тоже запрос по стажу в ПФ, пришел ответ по нулям, хотя у меня стажа более 30 лет!
Светлана, у мужа тоже все по нулям. Пенсию получает по инвалидности уже больше 5 лет.
Светлана, когда выходите на пенсию стаж обнуляется.
Елена, вот дела!! ПФР выгодно не указывать данные по стажу тем кто на пенсии, а то народ начнет их проверять, собсственно я с этой целью и запросила выписку уж очень хочется понять запутанный расчет пенсии!
Кристина, а тем, кто на пенсии уже стоит беспокоится из-за обнуления?
Ольга, Если прошел год и все еще нули, тогда думаю да, стоит обратиться в ПФР.
Кристина, так я продолжаю работать, а в ИЛС сплошь нули.
Наталья, на лицевом счете отображаются только неучтенные данные. Т.е. когда человеку назначают пенсию, информация на его ИЛС обнуляется и появляется, только если гражданин продолжает работу.
Светлана, на лицевом счете отображаются только неучтенные данные. Т.е. когда человеку назначают пенсию, информация на его ИЛС обнуляется и появляется только если гражданин продолжает работу.
Светлана, У мужа тоже все по нулям. Получает пенсию по инвалидности больше 5 лет. А о стаже и баллах вообще никакой информации!
Сейчас спросил у человека из ПФР об этой проблеме. Насколько я понял разработчики сейчас перезаливают данные из налоговой и что-то там ещё делают с процессом формирования выписки, отсюда и этот баг. С самими данными всё хорошо. Налоговую уже завалили письмами по этому поводу, не успеют отвечать.
Вчера запросил выписку, удивился. Тоже нет данных за 17 и 18 год. Вчера же отправил заявку через сайт ПФР. Спасибо, что написали об этом, я думал я такой один.
У меня восстановились баллы и стаж. По заявления ответа ещё нет, но, вероятно, ответят, что всё хорошо. Проверьте у себя.
То же самое. ИП с июля 2016 года. Данные за 2016 год есть. А дальше все пропало из выписки. Писал в техподдержку через приложение госуслуги и тишина.
Serge, а у меня выписка через сайт ПФР получается точно такая же, как и на госуслугах. Т. е. с отсутствующими данными за 2017-2018 г. Обе выписки по состоянию на 1 января 2019 г.
Надеюсь, это кому-то помогло и успокоило.
С баллами от работодателей ничего не случилось, но отчислений от моего ИП ПФР пока не признаёт, по крайней мере судя по выпискам с «госуслуг». При этом налоговая мои платежи в ПФР от ИП видит и учитывает. Поеду на днях лично мучать местный ПФР, пусть поясняют, где что.