если в платежке не указан ндс что делать организация на осно
НДС в платежных поручениях
При всей кажущейся простоте существуют как минимум две ситуации, когда между поставщиком и покупателем могут и на практике часто возникают конфликты. А именно: продавец выставил правильный счет-фактуру с НДС, а покупатель по ошибке или преднамеренно указал в документе «НДС не облагается». Второй случай, когда продавец не является плательщиком НДС, в счете-фактуре НДС отсутствует, а покупатель тем не менее его указал.
Такая ошибка может быть выявлена при налоговых проверках. При этом у проверяющих могут возникнуть вопросы, к примеру, почему не получен НДС, когда его требовалось взять или, наоборот, почему НДС указан, но не внесен в бюджет. В худшем варианте ошибка может привести либо к штрафным санкциям, либо к блокировке счета, поэтому лучше предпринять меры заранее.
Существует несколько способов разрешения проблемы. Во-первых, в бухгалтерских проводках надо обязательно руководствоваться счетом-фактурой. Во-вторых, необходимо письменно с уведомлением о вручении обратиться к контрагенту с заявлением о допущенной ошибке. В-третьих, если между партнерами в этом вопросе достигнуто взаимопонимание, то тот, кто выписал платежное поручение, может обратиться в свой банк с заявлением о внесении исправления в документ. Для этого в кредитных организациях существуют специальные процедуры. В-четвертых (в самом крайнем случае), когда по тем или иным причинам нет возможности договориться, можно либо отменить платеж, либо отказаться от его получения. Такая операция возможна, но оплачивается по отдельным тарифам кредитных учреждений, которые можно найти в тарифных сборниках.
Если в платежке не указан ндс что делать организация на осно
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Поставщику перечислили сумму чуть больше, чем было нужно. Поставщик вернул обратно излишне перечисленные денежные средства. Поставщик находится на общей системе налогообложения, покупатель на УСН. При возврате поставщик выделил в платежном поручении сумму НДС.
Правомерны ли такие действия?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При возврате контрагенту излишне перечисленных средств в поле «Назначение платежа» платежного поручения НДС не указывается. При этом не имеет значения система налогообложения, на которой такой контрагент находится.
Обязанность по исчислению и уплате НДС не зависит от факта выделения контрагентом суммы данного налога в платежном поручении. У организации (или ИП), применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в случае выставления контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
К сведению:
Нормы НК РФ не связывают возникновение обязанности по уплате НДС с получением суммы этого налога от контрагента. Обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС не зависит от того, выделен или нет в платежном поручении НДС, какая ставка НДС указана в платежном поручении, а также от того, является ли покупатель плательщиком НДС (п.п. 1, 3 ст. 168, п. 1 ст. 173 НК РФ). Налоговые последствия возникают у получающей стороны, не являющейся плательщиком НДС, только в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Входящий и исходящий НДС «для чайников»
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
НДС условно делят на входящий и исходящий. Бухгалтеру и руководителю важно ориентироваться в этих понятиях, чтобы знать, какую сумму придется перечислить в бюджет и как планировать движение средств внутри предприятия.
В двух словах об НДС
Налог на добавленную стоимость очень важен для бюджета. Его уплачивают и небольшие компании, и крупные корпорации. Есть ряд условий, при которых фирма не платит НДС, но такие льготы в основном распространяются на средний, малый, микро- бизнес и индивидуальных предпринимателей.
НДС относят к косвенным налогам, так как компания или ИП оплачивает его не из своих средств, а из денег, полученных от клиентов — именно на покупателей в конце цепочки покупок возложен груз уплаты налога, а компании только “передают” его в бюджет.
Если же предприятие само оплачивает товары и услуги, то налог в этом случае оно платит не напрямую в казну, а продавцу. Далее уже ответственность продавца — провести этот налог в своем учете и передать часть государству.
Что значит “входящий” и “исходящий” НДС
При уплате НДС в бюджет предприятие имеет право вычесть входящий НДС из суммы исходящего.
Когда компания покупает сырье, материалы, услуги, облагаемые НДС, то вместе с ними компания “приобретает” НДС. Запомнить легко: на предприятие “входят” товары вместе с НДС, который компания уже уплачивает поставщику. Этот налог называют “входящим”.
Когда компания отгружает товары и услуги и начисляет на них НДС, то вместе с ними “передает” НДС своему покупателю. Поэтому он “уходит” с предприятия, его называют “исходящим”.
Что нужно, чтобы оформить к вычету входящий НДС
Чтобы отразить в отчетах входящий НДС и на эту сумму уменьшить исходящий НДС, необходимо вовремя получить от поставщика счет-фактуру, накладную и в некоторых случаях кассовый чек. Во всех этих документах будет отражен налог на добавленную стоимость. Без них нельзя уменьшать сумму налога к уплате.
Бухгалтер фиксирует НДС, уплаченный продавцу, в Книге покупок, а НДС, полученный от покупателя, — в Книге продаж. В бюджет перечисляют разницу между исходящим и входящим налогом. Это делают раз в квартал, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Что делать, если входящий НДС превышает исходящий
Возможна ситуация, когда входящий НДС оказался больше исходящего. Например, если фирма активно покупала товары и оплачивала услуги, но реализовала собственной продукции меньше. В таком случае по итогам квартала можно возместить уплаченный НДС или учесть переплату в счет других налогов. Также на сумму уже уплаченного НДС можно снизить пени и штрафы.
Возможность засчитывать переплату по любому виду налогов и сборов, независимо от того, в бюджет какого уровня уплачивается налог, появилась у бизнеса в 2020 году. Это право регламентируется Письмом Министерства финансов РФ от 10 августа 2020 года № 03-02-07/1/72100).
Как платят НДС предприятия на УСН или патенте
Когда из двух контрагентов один применяет особый режим налогообложения, то схема учета НДС несколько меняется. Все зависит от того, кто является покупателем, а кто продавцом.
Ситуация 1: покупатель на спецрежиме. Например, продавец находится на ОСНО и продает товары/услуги юрлицу на спецрежиме. В любом случае поставщик начисляет НДС, оформляет накладную и счет-фактуру, где расписывает суммы, а затем полученный при реализации товара НДС, перечисляет в бюджет.
Покупатель, работающий на УСН или патенте, просто оплачивает весь счет полностью и ставит эту сумму в затраты, если использует систему “Доходы минус расходы”. Для компании, которая работает на УСН по системе “6% с дохода” или на патенте, уплаченный НДС не влияет на уменьшение других налогов.
Ситуация 2: продавец на спецрежиме. Если продавец работает на упрощенке или патенте, а покупатель — на общей системе, то поставщик не начисляет НДС и не оформляет счет-фактуру. Покупатель приобретает продукцию без НДС, соответственно, у него не появляется входящий НДС, который можно затем учесть при сдаче отчетности.
Стороны могут договориться, чтобы продавец выставил счет-фактуру с выделенным НДС. Тогда он, несмотря на свой спецрежим, должен будет передать в бюджет полученный НДС и отчитаться по нему.
Коротко о главном
Веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет оптимизировать НДС: подскажет, какие документы нужны, чтобы оформить налоговый вычет, предупредит о неверном начислении сумм, избавит от переплат и штрафов. В системе удобно вести учет, начислять зарплату, отчитываться, строить управленческие отчеты. Все новички работают бесплатно две недели.
Прежде чем рассказывать о заполнении платежки, напомним сроки уплаты НДС. В 2021-2022 годах налогоплательщики платят налог тремя равными платежами в срок не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за кварталом, за который начислен налог (п. 1 ст. 174 НК РФ). Если 25-е число — выходной или праздник, срок уплаты сдвигается на 1-й следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Кстати, всю сумму вы можете уплатить досрочно (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Подробно остановимся на тех реквизитах, которые связаны непосредственно с НДС. Итак, в платежном поручении нужно указать:
О заполнении данного поля читайте эту статью .
Как заполнить поле «Основание платежа», читайте в этой статье .
Заполнению поля 107 «Налоговый период» посвящена эта статья .
В 2021 году внесены изменения в реквизиты платежного поручения на уплату налогов. С 01.05.2021 года обязательно заполняйте поле 15: номер банковского счета, который входит в состав ЕКС. Кроме того изменился счет Казначейства и наименование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 был переходным, т.е. платеж правильно зачислялся на лицевой счет даже если вы оформляли платежку по старым реквизитам. С 01.05.2021 старые платежки банки уже не пропускают. Подробности мы привели здесь. А с 01.10.2021 по-новому заполняются поля 106, 108 и 109 при погашении задолженности за прошлые периоды.
Эксперты КонсультантПлюс привели подробные разъяснения по заполнению всех реквизитов платежки на перечисление НДС. Получите пробный онлайн доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.
Заполненный образец платежки по НДС можно скачать на нашем сайте, ниже по ссылке.
Что особенного в НДС-платежке налогового агента
От платежного поручения налогоплательщика платежка налогового агента фактически отличается только статусом плательщика (в поле 101 агент ставит код 02) и назначением платежа (нужно сделать отметку о том, что платится «агентский» НДС).
Чтобы не допустить ошибок, получите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к Готовому решению по оформлению налоговым агентом платежки на уплату НДС. Там же вы найдете заполненный образец.
Платежное поручение на пени по НДС — 2021-2022
Если вы посчитали и платите пени самостоятельно, в платежном поручении на пени по НДС 2021-2022 года, в отличие от платежки по налогу, нужно указать:
Если уплата производится на основании требования, тогда указываем:
Проверьте, правильно ли вы заполнили платежку на уплату пеней по НДС. Для этого получите пробный бесплатный доступ к К+ и переходите к рекомендациям экспертов и заполненному образцу.
Если налог перечисляет неплательщик
Как известно, лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, например, «упрощенцы», в случае выставления счета-фактуры с выделенным в нем налогом обязаны уплатить его в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). При оформлении платежки у данных лиц может возникнуть вопрос, какой статус плательщика указать в поле 101.
Специального кода непосредственно для данной ситуации в приказе Минфина России от 12.11.2013 № 107н, определяющем порядок заполнения данного реквизита, нет. В связи с этим считаем, что можно поставить статус 01, соответствующий категории «налогоплательщик-юрлицо» или статус 13, если НДС уплачивает ИП. Остальные реквизиты нужно также заполнить по правилам, установленным для налогоплательщиков НДС.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На данных лиц не распространяется право на уплату налога частями (п. 4 ст. 174 НК РФ).
Если НДС перечисляется за третье лицо
Порядок заполнения платежного поручения в случае уплаты за другое лицо описан в информации ФНС России «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом». При уплате НДС за другое лицо в поле:
В реквизитах плательщика указываются данные того лица, которое заполняет платежное поручение на перевод налога в бюджет.
В реквизитах получателя указываются реквизиты налогового органа — получателя НДС.
Поля 22, 104–109 заполняются данными, предоставленными лицом, чья обязанность по уплате налога исполняется.
В поле «Назначение платежа» нужно указать свои ИНН, КПП, затем через знак «//» наименование организации, за которую перечисляете налог, и через знак «//» назначение платежа.
Скачать образец платежного поручения по уплате налога за третье лицо можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Итоги
Приведенные образцы заполнения платежного поручения по НДС в 2021-2022 годах и рассмотренные в статье его реквизиты позволят безошибочно исполнить обязанность по уплате налога в бюджет.
Вопросы бухгалтеру от следователей, правильный НДС в платежках и сожжение документов: что обсуждали коллеги
Много важных тем обсуждали на неделе в группе «Красный уголок бухгалтера».
НДС в платежках
При всей кажущейся простоте, ошибки в части неверно указанного НДС довольно часто возникают:
Коллеги, а как вы доносите до клиентов, приличными словами, что НЕ стоит писать в ПП «Без НДС», а надо написать «НДС 0%»? Может есть какой секретный способ, чтобы бухи читали, что написано? Испробовано ффсе! От огромного шрифта с напоминанием до угроз возврата.
«Просто возвращать платежи с назначением „неверное назначение платежа“ не пробовали? Потом требовать еще раз оплаты. Если не дошло, еще раз. У нас такая дрессировка срабатывает» (Андрей Юдаев);
«Вот честно, как-то раз мне вернули платеж мои поставщики из-за неверно указанного НДС, объяснив это тем, что их программа не стыкует. Платила правильно. Еще был вариант, когда заставляли через банк-клиент (!!)! прогонять письмо об изменении платежа и просто письмо от меня не проходило. Может попробовать какой-то из этих вариантов» (Вера Горлова);
Как утилизировать старые документы
Бухгалтерские документы со сроком временного хранения до 10 лет включительно, после истечения срока хранения уничтожаются (абз.2 п.2.3 Приказа Минкультуры от 31.03.2015г. № 526).
Согласно перечню, на утилизацию составляется акт на уничтожение документов. Акт может быть составлен в произвольной форме.
— передачей на уничтожение в специализирующую организацию;
Кто-нибудь уничтожал документы старых периодов? Как это всё оформляется? А то лежат у одной организации папки аж с 2008 года (банковские выписки, акты, накладные, отчетность, зарплата, договора ГПХ). Знаю что зарплату, кадры, договоры с физ.лицами надо хранить долго. А остальное? Фирма та всю жизнь на УСН 6%. Могу я их просто сжечь на даче или прям обязательно в фирму, занимающуюся ликвидацией документов, обращаться?
«Я жгу на даче. Уж не знаю, насколько это правильно» (Анастасия Ко);
«Вот пишут многие, что в помойку. Ну, не хотите по акту уничтожать, так хотя бы сдайте!! Это же перерабатываемый материал. А потом на экологию жалуемся. » (Ирина Тюкина);
«Доки по з/п хранятся 75 лет, по ОС, ТМЦ, МПЗ- 5 лет, доки по авансовым отчетам — 5 лет (инструкция по БУ) налоговые декларации, требования, и всякие поясниловки по налогам — 5 лет (инструкция по НУ). Мы списываем ежегодно, согласно акту. Вызываем архивариуса, он смотрит, сверяет по акту, пишет разрешение. Сами вывозим, сжигаем» (Оксана Фурман).
Вызов бухгалтера к следователям
Завтра вызывают в СК на очную ставку с бывшим геной: подтвердить мои показания, что всеми деньгами распоряжался только он. Дело пока что только по трудовому законодательству.
Теперь вот и такой опыт.
Поводом послужила жалоба одной из сотрудниц, которая официально не была трудоустроена.
Одна из не оформленных официально сотрудниц (даже и не могу сказать, сколько она отработала — неделю или больше) предполагаю, что ей не заплатили за работу (но это только мои предположения) разозлилась и подала заявление. Дело открыто по статье «Мошенничество» — брать людей на работу, но не платить им зарплату.
Следователи задавали вопросы:
— кто принимал на работу,
— кто подписывал трудовые документы,
— кто выдавал зарплату,
— кто распоряжался кассой и р/с.
На очной ставке надо было подтвердить свои же показания и ответить на вопросы адвоката, если тот их будет задавать.
В подобной ситуации бухгалтерам полезно ознакомиться со статьей:
Подотчетные директора
Руководитель снял кучу наличных, оплачивал многие расходы налом, а подотчётные висят. Куда теперь их девать, как долго они могут висеть на 71 счёте, может был такой опыт у вас? Ломаю голову, как списать, чтобы не попасть на зп налоги. Снимал как подотчётные и на карту корпоративную и оттуда видимо уже обналичивал.
1.Самый простой вариант — еще раз уточнить у руководител,я все ли чеки, иные документы, подтверждающие расходы, он передал в бухгалтерию. Как показывает практика, директорам свойственно, забыв о документах, месяцами хранить их у себя.
«А в чем проблема закрыть авансовыми отчётами?» (Natalia Nazarova).
2. Переоформить долг по подотчету в заем.
«Как вариант, перевести из разряда подотчета в разряд займов. Фирма выдала гене заем. Правда, тут может возникнуть % на заем, материальная выгода. Но привести в чувства руководство необходимо» (Андрей Юдаев).
3. Погасить долг по подотчету дивидендами.
«Дивиденды выплатите. 13% меньше, чем полностью зарплатные» (Анна Симонова Фарбштейн).
4. Выдать денежный или материальный подарок на сумму неподтвержденного подотчета.
5. Арендовать имущество у руководителя, расчет проводит взаимозачетом в счет погашения подотчета.
Иногда бухгалтеры формально проводят возврат подотчетных сумм в кассу, но здесь много подводных камней.
«А вернуть подотчет в кассу предприятия, как неизрасходованные? Пусть там висят. Лимит, если нужно, установите. Директору накажите чеки насобирать всей семьёй и соседями) на канцелярию и прочую удачную для списания ерунду и списывайте потихонечку через 71. Просто заставьте его собирать чеки в дальнейшем» (Lutai Irina).
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.