есть и так точно в чем отличие
В каких случаях в армии отвечают словами «так точно», а в каких «есть»?
Я не знаток, конечно, но выскажу своё мнение по этому поводу. «Так точно», полагаю, отвечают в случае, когда задаётся вопрос, а ответ на него положительные. «Есть» говорят после получения приказа в подтверждение того, что приказ принят и будет выполнен.
«Так точно», это гражданское согласие, «понял», «да», а «есть», это ответ на приказ и готовность его выполнения.
В связи с этим вопросом вспоминаются некоторые как-бы «военные фильмы», где не служившие ни дня актёры «солдаты» отвечают невпопад своим, таким же «командирам», то «так точно» на приказ, а то «есть», вместо первого.
И иной раз так и хочется сказать режиссёрам и продюсерам таких фильмов «не жалели бы вы денег на настоящих военных консультантов, вот тогда и не было бы таких смешных ляпов (я уж не говорю о «сидящих в окопах солдатах» с модными стрижками, чисто побритыми и с маникюром). в ваших фильмах, вызывающих только одно, стойкое отторжение и неприятие, и поэтому посмотрев начало, очень многие переключают тв канал, или уходят из кинотеатра.
В русский язык такие сложные слова активно начали проникать в виде транслитерации в 18-м веке. Даю небольшой перечень из обратного словаря А. Зализняка:
Определение двухсложного слова настолько простое, что обычно оно не вызывает никаких затруднений даже у школьников начальной школы: здесь действует правило о соответствии количества слогов количеству гласных в слове.
Например, к двухсложным относятся слова с двумя гласными «юла, струя, масса, арбуз, свекла, ехать, бегать, один, быстро» и т.п.
И интересно, что именно среди двухсложных слов наиболее часто встречаются такие, которые нельзя перенести с одной строки на другую строку, поскольку первый или второй слог состоит из одной гласной, а одно из основных правил переноса запрещает оставлять на строке или переносить на следующую слог из одной буквы.
Примеры таких слов двусложных, не подлежащих переносу: яма, оса, оба, ива, ага (междометие), эхо, имя, обет, осёл, урон, усы, ирис, икать, один, яхонт, юмор, фрау, якут, ярость и т.п.
Остальные правила переноса для двухсложных слов остаются неизменными и общими, такими же, как и для слов
с бОльшим количеством слогов.
Нельзя отрывать буквы Ь, Ъ, Й от предшествующего согласного: боль-ной, скинь-те, рань-ше, всерь-ёз, подъ-ем, изъ-ян, изъ-есть, изъ-ять, змей-ка, стой-кий, строй-ный.
Не разбиваются приставки односложные, стоящие перед согласной: раз-гон, рас-кат, рас-сечь, рас-честь, под-петь, под-лить.
Почему военные отвечают на приказ «есть!»?
В исторических фильмах и на страницах книг, посвященных армейским будням в разные эпохи, можно услышать два слова, которыми военнослужащие отвечают на приказ командира о выполнении действия – «Есть!» и «Слушаюсь!». В современной армии осталось только слово «есть».
Как появилось это короткое и емкое слово, и почему оно не всегда было в воинском уставе?
История ответа на приказ
Попытки написать воинский устав совершались царем Иваном Грозным, комиссия которого разработала «Боярский приговор» для пограничной службы, и царем Алексеем Михайловичем, повелевшего создать трактат об «Учении и хитрости ратного строения».
Однако появление первого полного воинского устава в нашей стране, охватывающего все рода войск, относится к 1716 г. и связано с именем великого реформатора Петра I. В это же время появились и новые команды. Царь создал регулярную армию. Теперь мужчины собирались на службу не по поводу начала войны, а для несения регулярной воинской службы. В это время появился и новый устав, который максимально полно регламентировал процесс несения службы. Вместе с новыми порядками появились и новые команды.
Воинский устав Петра I, 1716 года
Царь Петр стал основателем российского военно-морского флота. Многие современники с опаской относились к нововведениям царя-реформатора, а потому из числа дворян не нашлось достаточного количества офицеров для командования флотом, а солдаты-пехотинцы не спешили переучиваться в матросы. Да и знаний в этой области русским военным еще не хватало. Тогда Петр I пригласил для обучения английских военных. Русским солдатам было велено все в точности повторять за английскими военными. Так они переняли и ответ «Yes, sir!», превратив его в «Есть!». Если часто и быстро говорить «Yes, sir!», то автоматически получается «Есть!».
Слово это прижилось во флоте, в XVIII веке оно было закреплено в уставе, а потом перешло и в терминологию других родов войск. Доказательством того факта, что «Есть!» является звукоподражательным ответом английского «Yes!» или «Yes, sir!», является то, что другие команды российских военнослужащих имеют аналоги в армии разных стран: «Atentu!» («Смирно!») по-французски, «Fall in!» («Становись!») по-английски и т. д. И только «Есть!» остается без перевода.
Интересный факт: из-за многочисленных поправок, которые вносили в Устав ВС СССР во время Великой Отечественной войны, в современных фильмах о тех временах существует большое количество «ляпов». Нередко они касаются и ответов красноармейцев на приказы командования. То они отвечают «Есть!», то «Слушаюсь!», то вовсе «Так точно!» на приказ о выполнении действия. Это режет слух не только историкам, но и тем, кто служил в армии.
Долгое время в военном лексиконе существовал ответ «Слушаюсь!». Возможно, этот ответ произошел от привычного для крестьян ответа перед барином «Слушаю-с», ведь солдат в дореволюционную эпоху набирали из простого народа.
В Красной армии старались полностью избавиться от следов царизма, отказались и от прежнего порядка общения командиров и солдат. Крестьянское “Слушаюсь!” превратилось в нейтральное “Есть!”, но закрепилось в Уставе внутренней службы РККА только в 1937 г. Именно так военнослужащие отвечали на приказы командования вплоть до конца войны.
В Уставе внутренней службы ВС СССР от 1946 г. военнослужащим, получившим приказание, предписывалось отвечать «Слушаюсь!», а в Военно-морских силах – «Есть!». Общее «Есть!» снова вернулось в Устав ВС только в 1960 г.
Поляки тоже у англичан переняли? Насколько помню по фильму «Четыре танкиста и собака» они там отвечали: «Так есть!»
Они просто всегда жрать хотят.
Тебе приказ отдают, а ты такой «Есть. пойду в столовку».
Так все таки не ответили на вопрос.
Еще можно молча козырнуть и идти выполнять приказ.
а почему «так точно» режет слух историкам? У Симонова это выражение нередко встречается, вряд ли его можно упрекнуть в незнании материала
Дембеля спешат в чепок)
Сержанта, зарезавшего офицера после сделанного замечания, осудили на восемь лет колонии
Суд приговорил к восьми годам колонии строгого режима военнослужащего войсковой части 09332 сержанта Батра Хазыкова, который нанес четыре удара ножом офицеру после сделанного ему замечания. Об этом в среду сообщается на сайте Главного военного следственного управления СК России.
Суд установил, что 23 мая 2020 года мужчина, находясь в строю, стал высказывать недовольство по поводу построения в воскресенье. За это Хазыков получил замечание от офицера о нарушении дисциплины. Между двумя военнослужащими произошел конфликт, развитие которого пресекли находившиеся рядом сослуживцы. После этого Хазыков предложил офицеру продолжить разговор позже. Встретившись с ним вечером, мужчина нанес офицеру четыре удара ножом, после которых тот умер.
В пресс-службе уточнили, что Хазыкова признали виновным по ч. 1 ст. 105 УК РФ «Убийство» присяжные заседатели.
Военную службу по контракту житель Калмыкии Хазыков проходил в Седьмой российской военной базе в Гудауте (Абхазия) с сентября 2017 года, сообщили ТАСС в пресс-службе Южного окружного военного суда. Свою вину мужчина признал частично.
Бойцы 24-й ОБрСпН ГУ ГШ ВС РФ
Российский КамАЗ-5350 с КДЗ ММ-501/2 после вчерашнего подрыва в Сирии
В интернетах также пишут о гибели подполковника ВС РФ во время данного подрыва, но в официальных источниках пока информации нет, поэтому, можно говорить только на уровне слухов.
Генерал_есса армии США перепутала американских и британских солдат
Challenger ll vs Leclerc
Британские и французские танкисты решили развеять скуку во время командировки в Эстонию и погонять на своих боевых машинах. Неожиданно, с серьёзным запасом, британский Challenger II сэобошёл французского визави AMX-56 Leclerc.
Нужен совет
Всем привет, уважаемые читатели пикабу. В этом году я закончил военное училище по специальности авиационный техник, мне дали звание прапорщик и отправили служить в авиацию. По приезде в войска я начал работать на технике (работа мягко говоря не из простых, но интересная). Так вот сложилось, что ты постоянно на технике либо в наряде. Наряды здесь через сутки через двое, а иногда и чаще. И все бы ничего, я молодой такие условия выдерживаю, но за это все мне платят 33 т.р., когда в соседнем городе мойщик посуды или кассир получает столько же.
Хочу попросить совета у бывших или действующих военнослужащих, стоит ли вообще оставаться в войсках или увольняться? И если увольняться, то как это правильно сделать?
Как учили фехтовать кавалеристов Красной армии
Эта статья посвящена тому, как учили фехтовать в кавалерийских частях РККА перед началом Великой Отечественной войны. Обучение это описывалось в Уставе конницы РККА, принятом в 1938 году.
Приведем же немного информации из этого Устава.
Рубить или фехтовать?
Как это ни странно будет звучать для сторонников мифа «шашкой рубят, саблей рубятся», кавалеристов РККА учили именно фехтовать, т.е. не только рубить, но и защищаться, т.е. парировать удары противника.
Назначение и основные части шашки (Устав конницы РККА, 1938 год).
Более того, в отличие от царских кавалерийских уставов конца XIX века, которые предусматривали защиту только от пики, устав РККА предписывал красным кавалеристам изучать защиты (отбивы), которых предусматривалось три: направо, налево и защита головы.
Удары клинком наносились направо (горизонтально), вниз направо и вниз налево.
Выполнение удара направо (Устав конницы РККА, 1938 год).
Удар вниз направо (Устав конницы РККА, 1938 год).
Удары требовалось наносить режущий, с оттяжкой клинка на себя и назад.
Выполнение укола (Устав конницы РККА, 1938 год).
Любопытно то, что описан т.н. «пассивный укол», за счет движения лошади, тогда как в РИА изучался укол активный, выполняемый за счет движения руки и корпуса всадника.
Положение «К бою» (Устав конницы РККА, 1938 год).
Положение «к бою» было полностью взято из уставов Русской императорской армии: шашку следовало держать на плече.
Все выполняемые приемы (атаки и защиты) предписывалось начинать из этого положения. В него де требовалось и вернуться. Если только кавалерист, после выполнения того или иного приема не должен был выполнять следующий прием.
По уставу
Комментарии к посту Работай. напомнили историю со службы
Мне доложились сразу, как о происшествии. Думал, пожурят, но никаких действий не последовало. Дневальный действовал по уставу, и министр это адекватно воспринял.
А мог бы и полоснуть, как говорится :))))
Ответ на пост «Тройничок»
Главное, чтобы всё было по уставу (с)
зам. командира в/ч 52175 подполковник Манзюк (И.О. не помню)
А теперь сама история. Произошла она в период моей срочки в 88-90 г.г. А служил я на КПП, в роли которого выступала малость переделанная строительная бытовка-вагончик.
Вышеуказанный персонаж иногда навещал наш доблестный КПП с проверками. Разнообразием они не блистали, просил открыть сейф (на что получал отказ), рылся в бачке с мусором!! (хз что он там надеялся найти), и лазил за плафон дежурного освещения. Который представлял собой обычную лампу дневного света с пластиковым рассеивателем, висящую на стене на высоте человеческого роста. Мы сверху туда обычно кидали всякую мелочь, типа сигарет со спичками, чтобы в карманах их не таскать. Корпус висел чуть под углом, и между ним и стеной образовывалось небольшое пространство, вполне достаточное для подобной мелочёвки. А подпол эту нычку знал, и каждый раз надеялся найти там что-то, по его выражению, «неуставное». И всё бы ничего, но только провод за лампой был соединён скруткой без изоляции (с небольшим смещением места скруток во избежание кз). И подпол каждый раз, запустив лапу за лампу, за эти оголённые провода хватался, получая свой заслуженный разряд 220В. После чего проверка заканчивалась, и он с насупленным хлебалом уёбывал в закат. Но один раз то ли напруга в сети была выше, то ли лапы у него были потные, но ебануло его сильнее обычного, аж подпрыгнул, болезный. После чего покрутил глазами, пошевелил чем-то там оставшимся под фуражкой, и выдал:
— Почему провод неуставной? Исправить!
А провод и на самом деле был малость неподходящий, лапша телефонная. Но одну трубку дневного света тянула исправно. Но коли начальство велело, надо действовать. Нашли нормальную медяху, заменили. А скрутка? Естесственно, осталась на своём законном месте.
Следующий визит нашего бравого электрика в погонах произошёл недели через 2-3. Заходит, и сразу мимо сейфа и бачка с мусором к лампе.
— Вот, вижу, теперь всё по уставу. Молодцы! И давно отработанным движением привстаёт на цыпочки и лезет пятернёй за лампу. Которая в ответ так же привычно ебошит его током.
Такой детской обиды на лице взрослого мужика я в жизни больше не видел. Ну как так-то? Всё же по уставу, но всё равно током бьёт. Ну может такого быть. Походу, у него весь мир в глазах перевернулся.
ЗЫ больше он с проверкой в вагончик не заходил, удовлетворялся осмотром прилегающей территории. Ибо нечистое это место, раз там Устав не работает.
Значение словосочетания «так точно»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
так точно
1. военн. формула утвердительного ответа военнослужащего ◆ Вы меня не знаете. Может быть, вы знали меня с хорошей стороны, но теперь узнаете меня и с плохой стороны. Я не такой добрый, как вам кажется. Я любого доведу до слёз. Так знаете теперь, с кем имеете дело, или нет? — Знаю, господин лейтенант. — В последний раз вам повторяю, вы меня не знаете! Осёл! Есть у вас братья? — Так точно, господин лейтенант, есть один. Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», 1921—1923 г. ◆ — Чем это от тебя так разит, прохвост? — Осмелюсь доложить, господин лейтенант, от меня разит ромом. — Попался, негодяй! Наконец-то я тебя накрыл! — Так точно, господин лейтенант, только что мы получили ром к кофе, и я сначала выпил ром. Но если, господин лейтенант, вышло новое распоряжение и следует пить сначала кофе, а потом ром, прошу простить. Впредь этого не будет. Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», 1921—1923 г. ◆ Ну и идиот же вы, Швейк! — с сердцем воскликнул поручик Лукаш. — Но не вздумайте, по своему обыкновению, ответить: «Так точно — я идиот». Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», 1921—1923 г. ◆ И Швейку ничего иного не оставалось, как только отдавать честь и соглашаться: «Так точно, молчу, дело совершенно ясное». Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», 1921—1923 г. ◆ — Задача ясна? — Так точно. — Вопросы есть? — Никак нет. — Действуйте. — Слушаюсь. Валентин Петрович Катаев, «Сын полка», 1944 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Ну как мальчик? — Мальчик ничего, товарищ капитан. — Работает? — Так точно. — Какие обязанности выполняет при орудии? — До сего дня он у меня стреляные гильзы укладывал. А сегодня — или, сказать точнее, вчера вечером — я его помощником шестого номера поставил. — Ну и как? Справился? — Ничего. Валентин Петрович Катаев, «Сын полка», 1944 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Патроны привезли? — Так точно. — Хорошо. Тут в некоторых местах нарушен забор. Вы не пробовали — через эти проломы, в случае чего, можно выкатить пушки? — Так точно. Пробовал. Выкатываются. — Хорошо. Учтите это. Связь с наблюдательными пунктами исправно работает? — Исправно. — Кто дежурит на правом боковом? — Не могу знать. — Узнайте и доложите. И пусть мне сюда подадут машину. — Слушаюсь. Валентин Петрович Катаев, «Сын полка», 1944 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Красноармеец Солнцев! — Я, товарищ капитан. — Боевое задание. Немедленно доставьте этот пакет на командный пункт дивизиона, начальнику штаба. Понятно? — Так точно. — Повторите. — Приказано немедленно доставить пакет на командный пункт дивизиона, начальнику штаба. — Правильно. Валентин Петрович Катаев, «Сын полка», 1944 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — Это что же, вот этот один солдат с бабой вели бой с целым полком? — Так точно. — Ты, Чонкин, прямо скажу, — герой, хоть на вид и обыкновенный лопух. Владимир Николаевич Войнович, «Лицо неприкосновенное», 1963—1969 г. // «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (цитата из НКРЯ) ◆ — Ой! Извините, товарищ капитан! — Гвардии капитан. — Так точно, гвардии товарищ капитан! Евгений Фёдорович Оноприенко, Александр Степанович Сацкий, Леонид Фёдорович Быков, «В бой идут одни «старики»», 1973 г. (цитата из НКРЯ)
Что такое метавселенная и когда она появится
Технологические корпорации считают, что интернет в его нынешнем виде станет неактуальным уже в обозримом будущем. На его место придет метавселенная — глобальное виртуальное пространство, в котором можно будет жить, работать, встречаться с друзьями и заниматься всеми прочими повседневными делами.
В идеале это что-то вроде мира «Матрицы» или, если подобрать менее депрессивный пример, «Оазиса» из «Первому игроку приготовиться». Но возможны и более приземленные варианты вроде уже существующих экосистем. Отдельные компании делают на метавселенные большую ставку: взять тот же бывший холдинг Facebook, который недавно переименовался в Meta.
В этой статье расскажу, как будет работать метавселенная, зачем она нужна и насколько реально ее появление в ближайшие годы.
Курс о больших делах
Что такое метавселенная
Обратимся к литературным истокам. Слово metaverse придумал фантаст Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина» (Snow Run) — там так называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая весь мир. В ней люди работали и проводили свободное время: главный герой, например, в реальной жизни был простым разносчиком пиццы. Зато в метавселенной — крутым ниндзя-хакером.
Этот роман популяризировал слово «аватар» и сам феномен глобальных виртуальных миров. И хотя будущее у Стивенсона описано как антиутопия, идея эдакой «второй жизни» в компьютерном пространстве с тех пор захватила ученых, программистов и писателей.
Какого-то общего определения у метавселенной пока нет. Венчурный инвестор Мэттью Болл, автор объемного эссе об этом феномене, определяет его как «обширную сеть постоянных, визуализируемых в реальном времени трехмерных миров и симуляций, которые поддерживают непрерывность идентичности, объектов, истории, платежей и прав и могут быть испытаны синхронно практически неограниченным числом пользователей, каждый из которых обладает индивидуальным ощущением присутствия».
На сайте Meta определение звучит полегче: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».
Тим Суини, глава компании Epic Games, определяет метавселенную как « что-то вроде онлайн игровой площадки, где вы можете в один момент развлекаться с друзьями в Fortnite, а в следующий — смотреть вместе Netflix». Но проще всех выразился Марк Цукерберг, создатель Facebook. Он говорит, что метавселенная — это «объемный интернет».
Действительно, играть в Fortnite с друзьями или смотреть вместе фильм мы можем и сейчас. Принципиальное отличие метавселенной в том, что все игры, приложения и прочие виртуальные «миры» находятся в едином пространстве. Вы, прямо как в «Первому игроку приготовиться», надеваете VR-шлем и отправляетесь в огромную симуляцию, где можно не только развлекаться, но и, скажем, ходить в магазины, учиться или работать в офисе.
Тот же Мэттью Болл назвал 7 основных принципов метавселенной. Она должна:
Зачем нужна метавселенная
Мобильный интернет изменил отношение людей к сети: она стала доступна в любой момент и в любом месте. Метавселенная кажется следующим логичным шагом в развитии интернета.
Как говорит Цукерберг, прелесть метавселенной не в том, что люди начнут активнее взаимодействовать с интернетом — многие и сегодня проводят в сети большую часть времени. Но само взаимодействие станет более органичным. В том смысле, что люди больше не будут смотреть на плоские маленькие экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. Как и люди, с которыми вы общаетесь по сети.
Глава Meta приводит следующий пример возможного использования метавселенной. Например, в своих очках дополненной реальности вы идете в настоящую кофейню, садитесь, берете свой напиток. Один взмах руки — и перед вами оказываются рабочие мониторы, любого размера и в любом количестве. Если хотите, можете даже позвать коллегу, находящегося на другом конце света, и он с помощью своих очков окажется с вами в одном пространстве и будет смотреть на те же самые мониторы.
А еще метавселенная — это совершенно новый способ взаимодействия людей и брендов. Сейчас социальные сети — относительно закрытые системы, которые с помощью сложных алгоритмов решают, какую рекламу и в каком количестве показывать пользователям.
С развитием метавселенной брендам придется креативнее подходить к маркетингу. Ведь это открытый мир, в котором людей не ограничишь новостной лентой: взаимодействие с сетью будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Тим Суини считает, что эпоха закрытых систем вскоре сойдет на нет, а люди поймут, что «в последнее десятилетие [бренды] ими пользовались». В метавселенной компаниям нужно будет стать ближе к пользователям.
В конце концов метавселенная создаст много новых рабочих мест. Компании еще в период пандемии начали активно экспериментировать с дистанционной работой, но с созданием глобального виртуального пространства проблема вовсе исчезнет. Люди смогут посещать офис из любой точки света с помощью очков виртуальной или дополненной реальности.
В этом смысле метавселенная прекрасно отвечает на запрос общества, которое с каждым годом все меньше привязывается к определенным местам на карте. Цукерберг даже называет метавселенную самим близким аналогом телепорта — люди действительно смогут мгновенно перемещаться между пространствами. Пускай и не физически.
К каким сложностям стоит готовиться метавселенной
До того как метавселенная из фантазии превратится в реальность, мегакорпорациям придется как минимум уладить разногласия между собой. Ведь это единое виртуальное пространство, которое может быть создано только общими усилиями крупных брендов и обычных пользователей.
Соответственно, у этой системы должны быть единые стандарты, чтобы разные приложения — даже от конкурирующих компаний — оставались совместимыми друг с другом. В конце концов, метавселенная как виртуальное пространство должна быть сделана на единой платформе, иначе никакой бесшовности не получится.
Сейчас это сложно представить. Например, Apple создала эффективную экосистему внутри своих устройств и приложений — но это закрытый мир, недоступный для разработчиков не из корпорации. И вряд ли подход компании изменится в ближайшее время.
Гигантский объем данных, необходимый для постоянной работы метавселенной, нужно где-то хранить, причем децентрализованно — ведь у метавселенной нет одного конкретного создателя. Найти столько места получится разве что в облачных хранилищах, которыми сейчас активно занимаются мегакорпорации вроде Microsoft и Amazon.
Проблемы могут возникнуть и, например, с общей валютой. Сейчас во многих видеоиграх есть внутренние «деньги», но они никак не совместимы друг с другом и, за редкими исключениями, не переводятся обратно в доллары, евро или рубли.
Помочь стандартизировать покупки в сети могут NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — эдакий сертификат обладания цифровым объектом. Теоретически с помощью них можно будет переносить вещи для вашего аватара из одной игры в другую.
Также для создания метавселенной нужны более продвинутые технологии, чем мы имеем сейчас. Например, пока шлемы виртуальной реальности слишком тяжелые и несовершенные, чтобы можно было с удобством и без вреда для здоровья проводить в них много времени, не говоря уже о полноценной работе или учебе.
То же с устройствами дополненной реальности: в идеале люди будут носить их как обычные очки и использовать в повседневной жизни, при этом по мощности те не должны уступать полноценным персональным компьютерам. Google Glass или Dream Glass — лишь предтечи подобных технологий.
Насколько скоро мы увидим метавселенную
Несмотря на все очевидные сложности и несовершенство технологий, в последние годы фантастический концепт все ближе подбирается к реальности. Создатель Facebook Марк Цукерберг, например, надеется, что уже в течение пяти лет его компания перейдет от социальных сетей к работе над метавселенной. А корпорация Roundhill Investments не так давно основала биржевый фонд для поддержки компаний, занимающихся этим направлением.
На самом деле предшественники метавселенной начали появляться уже давно. Например, еще в 2003 году вышла Second Life — эдакая виртуальная социальная сеть, в которой пользователи могли работать, жить и зарабатывать реальные деньги в полностью цифровом мире. Еще раньше — в 1995 — похожий проект Cybertown позволял людям общаться, покупать и продавать вещи в компьютерном 3D-пространстве. Из более современных примеров можно вспомнить виртуальные школы в Minecraft, где дети учились во время пандемии.
В этих примерах, правда, не идет речи об эффекте присутствия, очень важном для метавселенной. Устройства виртуальной реальности только в последние годы стали достаточно доступными и технологичными, чтобы ими могли пользоваться простые люди. В том числе поэтому разработчики и главы корпораций начали задумываться о создании метавселенной.
Уже сейчас, говорит Марк Цукерберг, люди используют VR-шлем Oculus Quest не только для игр. Они общаются в виртуальных комнатах, занимаются фитнесом в приложениях вроде FitXR, тренируются на боксерском ринге или на танцевальной площадке.
Как и 20 лет назад, ближайшие аналоги метавселенной можно найти в игровой индустрии. Глава Epic Games Тим Суини не просто так озабочен следующим шагом в развитии интернета и социальных сетей. Самая популярная игра его компании — Fortnite — это и есть метавселенная в миниатюре.
В ней уже проводятся концерты популярных исполнителей вроде Трэвиса Скотта, на которых в виртуальном пространстве могут присутствовать одновременно до ста участников. В Fortnite одновременно для всех игроков показывают премьеры трейлеров новых фильмов — так было с «Доводом» Кристофера Нолана. А компания Ferrari добавила в игру свою Ferrari 296 GTB, продемонстрировав, как именно большие бренды могут взаимодействовать с будущей метавселенной.
В Fortnite персонаж из «Очень странных дел» от Netflix может встретиться с героем диснеевских «Звездных войн». Мастер Чиф из Halo, игры Microsoft, делит экран с Кратосом, персонажем из God of War от Sony. Epic Games не словом, а делом сводит конкурирующие компании вместе, показывая начало той самой беспрецедентной совместимости. Это уже давно не игра, а полноценный виртуальный мир, который постоянно меняется и развивается.
Все больше начинает напоминать метавселенную и Roblox. Сегодня это не просто игра, а место досуга, где пользователи создают собственные миры и те самые экспириенсы, о которых писал Болл. Где есть полностью работающая внутренняя экономика, а между разными видами развлечений можно переключаться почти бесшовно.
Та же Epic Games активно борется с закрытостью систем. Компания прямо сейчас судится с Apple из-за того, что та запрещает сторонним разработчикам продавать свои приложения в обход официального магазина. Если Epic Games вдруг выиграет дело — суд уже вынес решение не в пользу игровой студии, но та подала апелляцию, — появится очень любопытный прецедент. А идея метавселенной станет чуть ближе к осуществлению.
До полноценного создания метавселенной — той, которую мы видели в «Первому игроку приготовиться», — пройдет еще немало времени. Генеральный менеджер Epic Games Марк Петит считает, что человечество делает только первые «детские шаги». И описывает процесс как «поедание слона по одной ложке за раз».
Но все же это больше не далекое будущее из научной фантастики. А то, что мы все вполне можем застать и увидеть своими глазами. Вполне вероятно, для следующего поколения всемирная сеть в нынешнем виде станет таким же пережитком прошлого, как для нынешних подростков — домашние телефоны или интернет по карточкам.