есть ли такая нация казаки

Казаки – национальность или сословие?

По этому поводу версий, как грибов.
Русский историк Карамзин писал: «Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; НО вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям. Казаки, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Казаков составили один народ, который сделался совершенно Русским».

По мнению Л. Гумелева «казачество возникло путем слияния касогов и бродников. Касоги, заселявшие территорию нижней Кубани и Дона в 10 веке, древний народ, позднее ассимилированный адыгами, а бродники – русскоязычный смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки хазар и огузов».

Вернадский вторит: «Казаки – потомки автохтонового праславянского населения Дикого поля».

Евграф Соловьев в книге «Типы Донскихъ казаковъ и особенности ихъ говора» (1908) со скрупулезностью разбирает как лингвистические, фонетические особенности казацкого говора так и антропологию.

(Говор в казацком языке означает – Язык, разговаривать же – гуторить и разговор – гуторь. Пр. ав.).

Вот отрывок:
Въ «Русской Исторiи» Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляютъ чудную смесь разноплеменныхъ народовъ, что языкъ ихъ состоитъ изъ разныхъ элементовъ, что въ чертахъ ихъ лиц есть не что азiатское и что казаки гордятся своимъ происхожденiемъ от черкасовъ и даже сами называютъ себя черкасами (?!).
А. Филоновъ въ «Очеркахъ Дона» въ пятидесятыхъ годахъ прошлаго столетiя и В. Ф. Соловьевь въ своей брошюр «Особенности говора Донскихъ казаковъ» въ 1900 году писали, что казаки, несмотря на то, что стоятъ за Русь, что полки ихъ оберегаютъ ея окраины и что все имеютъ рвенiе постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопросъ: «Разве ты не русский?», онъ всегда съ гордостью ответитъ: «Нетъ, я казакъ!».
Казакъ называетъ русскимъ только великоросса, малоросса же величаетъ просто хохломъ.

Казаки самый предпрiимчивый, стойкiй въ своихъ убежденiяхъ, даже до упрямства, храбрый и домовитый народъ.

Казаки верховий люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные, почтительные къ старшимъ, однимъ словомъ, более другихъ сохранившiе свой древнiй общинный патрiархалъный образъ жизни. Этими же чертами характера и образомъ жизни отличаются и казаки н которыхъ станицъ, расположенныхъ по среднему теченiю Дона. Между темъ какъ казаки низовыхъ станицъ, большею частью, склонны къ торговле, промысламъ, рыболовству, судоходству и другимъ. Характера они веселаго, легкаго, даже немного ветренаго.
Въ семьяхъ еще довольно прочно держится тотъ высоконравственный древнiй обычай казачества, въ силу котораго совершеннолетнiй сынъ часто не смеетъ при гостяхъ сесть въ присутствiи отца, а почтенные отцы семействъ выслушиваютъ и исполняютъ съ покорностью все, даже прихотливыя, желанiя своихъ престарелыхъ родителей.

Жители низовьевъ Дона называютъ казаковъ верховыхъ станицъ «чигою». Названiе это произошло отъ народа «чиговъ», упоминаемаго римскими и греческими историками съ І по ХІІІ в. и жившаго по восточнымъ берегамъ Азовскаго моря, отъ устьевъ Дона до Таманскаго полуострова.

Жители соседнихъ губернiй, какъ то: Курской, Орловской, Воронежской и Саратовской «чигою» вообще называютъ всехъ казаковъ, но названiе это больше относится до верховыхъ, и, я думаю, называющiе не ошибаются въ ихъ древнемъ происхожденiи отъ народовъ чиговъ. Кличка эта чрезвычайно древняя и дошла до нашихъ дней по преданiю.

Все донские казаки въ настоящее время говорятъ языкомъ русскимъ, но со многими особенностями, резко бросающимися и режущими слухъ впервые прiехавшему на Донъ человеку.

Фонетическiя особенности черкасского говора заключаются въ следующемъ: шипящiе звуки ж, ч, ш и щ въ немъ заменяются свистящими з, ц, с и сц, (что интересно в разных слова употребляется разное сочитание): Миса – Миша, Саса – Саша, Груса – Груша (Аграфена), криса – крыша, невозмозно зить – невозможно жить и обратное: шорокъ (сорокъ), шкажу – скажу, пятнича – пятница, крыша – крыса.
Это характерное см шенiе шипящихъ звуковъ съ свистящими, т. е. «сюсюканье», и теперь довольно рельефно сказывается въ говор жителей на всемъ с верномъ и восточномъ побережьяхъ Чернаго и Азовскаго морей.

На Дону употребляется оченъ много такихъ словъ, которыхъ въ русскомъ языке и совсемъ нетъ. Эти слова черкасскiя, или же самобытныя древне казацкiя.

Имена существительныя: бусорь (дурь, глупость), съ бусорью, т. е. глуповатый; буеракъ (оврагъ), гакъ (лишекъ), галь (стая грачей и галокъ), гладышъ (яйцо), грубка (печь), гульга (шишка на голов ), дротъ (проволока), дрюкъ (толстая палка), дулма (кушанье), жармелка (молодая женщина, проводившая на службу мужа), зарочье (редкость), варка (голова), кандель (лампадка), корецъ (ковшь), кубилекъ (женская одежда), базилеки (запястье, браслетъ), кулючки (потемки), куруша (индюкъ), лагутка (притворный), махоръ (кисть для украшенiй), махотка, (узкiй горшокъ), макитра (круглый горшокъ), бардакъ (большой горшокъ съ широкимъ отверстiемъ), мосты (полы), отсюда мосты банить, т. е. мыть, ожерелокъ (воротникъ), патлы (нечесанные волосы), руда (кровь), саганъ (супникъ), чинакъ (низкая широкая глиняная посуда), сапа (змея), сапетка (вроде корзины), джулунъ (родъ шалаша), уре (каша съ сюзьмой), сюзьма (густое кислое молоко), ерандакъ (широкая воловья телега), тарабарки и ринджиглы (дополнительные дрючки для воловьяго воза), парусъ (брезенть), онъ, же лантухъ, воловишша, веретье и рядно.

Наречiя: надась – третьяго дня; ужотка – немного спустя; давича – передъ этимъ и др.

Имена прилагательныя: маделый (исхудалый, истощенный), кундюбый (кривой), заевой, зайвый (запасный).

Иногда при разговор съ казакомъ просто не понимаешь, о чемъ онъ говорить, какъ будто онъ русскому языку выучился только недавно и по какому-то особенному методу. Языкъ его во рту будто не поворачивается; невольно приходится думать, что великороссiский говоръ не есть природный для казака, что предки его говорили на какомъ-то другомъ наечiи туго поддающагося усилiямъ просвещенiя. Немалую роль въ этомъ играетъ и гордый духъ казачества, смотрящаго на другiе народности, въ томъ числе и на великороссовъ, свысока, а потому и не желающаго у нихъ перенимать ихъ нравы, обычаи, а также ихъ языкъ.

И так, на основании выше сказанного можно утвердительно сказать Казаки – древний народ, имевший свой язык и культуру. Произошел от ассимиляции славяно-тюркского народа с адыгами (черкасами), что интересно, Истории неизвестен этот момент, видимо сие произошло так давно, а Адыги, как и Казаки не вели летописей. Об этом говорит только фонетика казацкого говора. Та же структура и сохранившиеся слова.
Не знаю как адыги, а казаки были воинами и быт этому соответствовал: все устремления были направлены на освоение, поддержку воинского мастерства и заморачиваться на прочее (даже письменность) не было нужды. Веским аргументом того времени являлось Слово. Ко всему: общинная политика, прием решения сходом сохранились вплоть до революции. А жили казаки тем, что соседи, считая за честь (а чаще из предосторожности: желая дружить с казаками, чем ссориться) приглашали казаков к себе в качестве наемного войска. Казаки служили и у турецкого султана, и у персов, и у поляков, у литовцев, и позже на царей российских.

Царская служба (при Иване Грозном) оговаривалась договором, который содержал ряд обоюдных обязательств и привилегий. Вольность казацкую прищемил Петр Первый, который привлек казачество к сотрудничеству и заставил присягнуть российской монархии. С той поры казаки стали российскими подданными и так как собственной письменности не имели то образование получали великоросское.

В царской России в метрических книгах в 5 графе национальность не значилась, записывалось социальное положение, т.е. принадлежность сословию: чиновник, мещанин, князь, крепостной. Казаков несущих военную службу записывали – казак. Его родню: несовершеннолетнего сына, жену – сын казака, жена казака. Если войсковые казаки являлись сословием, как утверждают многие исследователи, то куда определить казацкое купечество, дворян, попов? Получается в сословии определяется ряд сословий? Возможно ли это?

Национальность повсеместно ввели большевики, и все народы её получили, только не казаки. Этому несколько причин.

Во-первых: Казаки считались русскоговорящими, т.к. получали образование в русских школах.
Во-вторых: Новой республике не нужен был свободный и имеющий привилегии народ.

В-третьих: Большинство казаков приняли сторону белого движения.
В-четвертых: Казаки отрицательно восприняли Декрет о Земле. Они никогда не были угнетенными, каждый казак имел свой надел земли, которую определил за казачеством еще Иван Грозный, а Петр Первый узаконил.

Земельная реформа большевиков в отношении казаков от 24 января 1919 года «Циркулярного письма ЦК: «Принять текст циркулярного письма. Предложить комиссариату земледелия разработать практические мероприятия по переселению бедноты в широком масштабе на казачьи земли». Эта директива и положила начало расказачиванию и спровоцировала массовое вооруженное казацкое восстание.

Легко погасить противостояние кадровых военных большевикам не удалось.

Из Директивы ЦК РКП «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» от 29 января 1919 года подписанная Я. Свердловым, а принятая большинством голосов Оргбюро ЦК РКП(б), и разработанная военным ведомством во главе с Троцким:
…учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно

Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года:

… Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:

а) сожжение восставших хуторов;

б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;

в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;

г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;

д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.

В то же время, революционная пресса пишет:

«Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие… Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезножить, и обратить в чисто земледельческую страну».

Террор возымел действие, казаки прекратили сопротивление.
В 1922 году численность населения Дона составляла 50 процентов по сравнению с 1914 года.

В советском паспорте в 5 графе казаки записывались русскими, и фамилии до 1930 года писались с окончанием на русский манер: на ОВ.
После Гражданской войны донское казачество считалось врагами народа долгое время, мужчины не призывались в армию. Только 20 апреля 1936 году вышло постановление ЦИК СССР об отмене ограничений в воинской повинности.

Источник

Вся правда о том, кто такие казаки: национальность или сословие, происхождение народа

есть ли такая нация казаки. Смотреть фото есть ли такая нация казаки. Смотреть картинку есть ли такая нация казаки. Картинка про есть ли такая нация казаки. Фото есть ли такая нация казаки

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, кто такие казаки, наконец узнаем всю правду, кем же они являются: национальностью или сословием, а также узнаем о происхождении народа.

Разберём кто же такой всё-таки казак. Относить его к национальности или сословию. Ведь несколько грустно, скорее даже досадно, наблюдать, когда некоторые казаки именуют себя не сословием, а подразумевают собой отдельную национальность.

Кто такие казаки, откуда они взялись на Руси

Казачество явление вообще уникальное. Ни до, ни после нигде не возникавшее, как на территории современной России и Украины, а также отчасти на территориях Польши, Австрии и даже Казахстана.

По существу, казачество особое служивое состояние на приграничных территориях, куда чаще всего и в первую очередь делались набеги врага, поэтому казаки первыми принимали бои.

Первые упоминания идут ещё с незапамятных времён на Руси. По существу слово “козак” переводится как работник. Уже потом, к 15 веку, данная общность стала получать земли.

Почему казаки считают себя нацией

есть ли такая нация казаки. Смотреть фото есть ли такая нация казаки. Смотреть картинку есть ли такая нация казаки. Картинка про есть ли такая нация казаки. Фото есть ли такая нация казаки

Стоит сразу задать вопрос: что такое национальность? Если объяснить простым языком, то этнос, как минимум, со своим языком, но большая часть казаков говорят на русском и украинском.

У нации есть своя территория, свой закон. Думаю, это и так понятно. Так казаки это нация или нет? Всё же нет. Ведь если рассмотреть происхождение казаков, то это потомки беглых крестьян, плюсом нескольких тюркских народов.

С точки зрения науки, казаки не могут являться отдельной нацией. Происхождение просто не позволит это признать. Ну никак. С точки зрения закона, такое вполне возможно.

Некоторые казаки считают себя отдельной нацией, ведь они были защитниками, первооткрывателями новых земель, когда осваивалась Сибирь, порой даже кровью. Но это уже ближе к сословию относится.

Почему казаки – это сословие

есть ли такая нация казаки. Смотреть фото есть ли такая нация казаки. Смотреть картинку есть ли такая нация казаки. Картинка про есть ли такая нация казаки. Фото есть ли такая нация казаки

Можно услышать, мол, нет ведь сословий со времени свержения (по официальной истории) императора в 1917 году. Да. С этим не поспоришь. Факт есть факт. Но ведь суть тут в другом.

Обратной стороной является учёт каждого казака, который подал заявку на именное удостоверение. И тут, наверно, есть определённые плюсы. Их точно больше для контролирующих органов. Ведь казак прежде всего по духу является казаком.

Зачем это делается? Стоит задать себе вполне вопрос: а кому это выгодно? От него и плясать. Тогда многое будет вставать на свои места. Можно почаще задавать такой вопрос. Самому себе. Наводит на многозначительные выводы.

Казак он защитник Отечества. Казак опора Отечества. Казаки никогда ни на кого не надеялись. Ругать власть, на мой взгляд, глупо. Куда важнее, что сделал конкретно ты сам и спрашивать для начала нужно с себя.

Не стоит вестись на провокации, которые разобщают казачество. Деньги, погоны на плечи – этого достаточно большинству. Ибо некие силы, играя на человеческих пороках, делают своё дело и знают своё дело.

Мои выводы

Подойдя к концу заметки, вы узнали всю правду о том, кто такие казаки: национальность или сословие, изучили происхождение народа.

Формирование казачества не шло быстро, это стоит признать, но это вовсе не означает, что казак является по национальности чем-то иным, чем проживающие народы на территории нашей страны.

Казак больше относится к сословию, ведь испокон казак он воин, а в мирное время земледелец, ремесленник, способный сам себя обслужить, а не ждать подачек, кичась повешенным на себя ярлыком.

Поэтому, подводя общий итог вышесказанного хочу сказать о том, что не стоит себя занимать ненужными разговорами. Если у вас есть своё мнение по этому поводу, пишите в комментариях. До скорых встреч!

Понравилась статья? Поделись!

Источник

Новое в блогах

Немного о происхождении казачества как национальности.

Последнее время порчему то всё чаще появляются гневные отповеди на тему казаков как НАЦИИ-Ну какие казаки нация? Они же РУССКИЕ! И вот что непонятно-почему то оппоненты совершенно спокойно относятся к тому что русскими себя не считают например русины или галичане. А вот казаки обязательно РУССКИЕ!!Я думаю всё дело в нашей казачьей славе,к которой хотят примазаться эти «оппоненты» из великой нации-именно казакам не позволяют определить свою национальность самостоятельно.

Теперь к истории вопроса о происхождении казачества-я думаю что ни у кого не возникает сомнений в том,что кубанские казаки это потомки Запорожских казаков переселённых Екатериной на территорию Кубани? Они тоже русские. Теперь о русских и казаках-понятие русские как нация появилось в 1400-1500 годах после объединения славянских княжеств населённых потомками северян,вятичей.радимичей.тиверцев фино-угров.скандинавов под рукой Московского княжества-тогда же был заложен язык ныне именуемый русским.А вот казаки упоминаются уже в 1380 г-казаками были подарены Дмитрию Донскому после Куликовской битвы иконы Донской и Гребенской Божьей матери. А ведь в 1380 г ни русских.ни государства Россия ещё не было.

есть ли такая нация казаки. Смотреть фото есть ли такая нация казаки. Смотреть картинку есть ли такая нация казаки. Картинка про есть ли такая нация казаки. Фото есть ли такая нация казаки

Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери, «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского.»

Далее-многие историки ведут происхождение казаков от славянского племени бродников-которые упоминаются как Православные славяне сражавшиеся на стороне Чингизхана в битве при Калке-воевода бродников Плоскиня » Тут же бродники с татарами были, и воевода ихний Плоскыня, и тот окаянный целовал крест честной Мстиславу и обоим кньязьям, что их не убьют, но отпустят за выкуп, и сбрехал окаянный: передав их, связав, татарам; а город взяли и людей посекли и тут костьми пали; а князей они задавили, положив под доски, а сами сверху сели обедать, и так жизнь их [с 2] окончилась»

К окончательному выводу об этногенезе бродников пришел Лев Гумилев, к которому я обращаюсь довольно часто. Как раз-таки он и утверждал, что предками казаков являются именно бродники.
Изучая следы Хазарского каганата, Л. Гумилев поведал о том, что остатки хазар, бежавших от иудейского владычества, смешались со славянским населением Белой Вежи, т. е. Саркела, поселившихся после большой войны Святослава Игоревича. И вот, этот образовавшийся народ и стал началом для бродников, вовсе не кочевников, но близких к ним по духу. Очень интересна логика Гумилева, который опровергает миф о казаках, как потомках беглых крестьян. Ну не могли же неорганзованные группы простаков с вилами бежать и основаться на Северном Кавказе, организовывая сопротивление окружавшим врагам. Это действительно так! Сами подумайте. И вот известный всем этнограф подводит нас к мысли, что этих беглых свободолюбивых и гордых крестьян кто-то принял. И кто же это мог быть, как не бродники!? Бродники все-таки выжили в суровых условиях степных войн с ногаями и караногаями, захватившими большую территорию Северного Кавказа. Они продолжали развиваться, расширяя ареал своего распространения. Бродники совершенствовали свою культуру, общаясь с кочевниками, горцами.

Далее интересный момент-почему многие русские считают казаков не нацией.а сословием. Дело в том,что в 16 веке в зародившемся государстве Российском создавались военные служивые сословия по примеру известных иностранных-

Служилые люди «по отечеству»

Служба в основном передавалась от отца к сыну. К этой категории относились бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, севрюки, дворяне, думные дьяки, белопоместные казаки и другие. Они считались привилегированным сословием, владели землей (на вотчинном, «четвертном» или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.

Служилые люди «по прибору»

Набирались из представителей податных сословий, лично свободных. Прежде всего это стрельцы, которые подчинялись Стрелецкому приказу. Стрелецкому приказу подчинялась и большая часть городовых казаков. Это можно объяснить отсутствием четкой разницы в службе городовых казаков и стрельцов. И те и другие были вооружены пищалями и коней для службы не имели. Часть казаков подчинялась Казачьему приказу. Таких казаков с атаманами и есаулами было немного. Впоследствии служба «по прибору» также превратилась в наследственную. Дети стрельцов становились стрельцами, дети казаков — казаками. Специфической группой населения являлись стрелецкие и казацкие дети, племянники и бобыли. Эта группа образовалась постепенно, когда все места в положенном числе городовых казаков или стрельцов были уже заняты, но происхождение обязывало этих людей служить в «приборных» людях. Государство не считало их полноценным войском, но в сметные списки по городам они записывались. Стрелецкие и казачьи дети, племянники и бобыли имели на вооружении рогатины и «служили пеши». Существовали и более мелкие служилые единицы: пушкари, затинщики, воротники, казенные кузнецы, толмачи, рассыльные (гонцы), плотники, мостники, засечные сторожа и ямские охотники. Каждая из категорий имела свои функции, но в целом они считались ниже стрельцов или казаков. Мостники и сторожа упоминаются далеко не во всех городах. В Коротояке и Сургуте среди местных служилых людей были и местные палачи. Служилые люди «по прибору» редко привлекались к полковой службе. Они занимались огородничеством, ремеслом, торговлей, промыслами. Все служилые люди «по прибору» платили в городовую казну хлебные подати на случай осадного времени. В XVII веке в разряд служилых людей «по прибору» были добавлены рядовые военнослужащие полков «нового строя» — мушкетеры, рейтары, драгуны, солдаты, а так же пашенные солдаты и драгуны

Вот именно от этих служивых казаков по прибору и пошло ошибочное мнение о казаках как сословии..

Источник

«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?

При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.

«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.

есть ли такая нация казаки. Смотреть фото есть ли такая нация казаки. Смотреть картинку есть ли такая нация казаки. Картинка про есть ли такая нация казаки. Фото есть ли такая нация казаки

Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.

Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.

В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.

Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?

Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.

Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.

Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *