есть омонимов немало вот продукт свиное сало был в истории момент назывался тайны так агент
Грамматические загадки по русскому языку обучающие и развивающие для детей
Грамматические загадки по русскому языку помогут в обучении и развитии детей. Используйте их, чтобы сделать обучение более интересным. Посмотрите также как быстро учить стих.
1. Загадочные синонимы-рифмы:
2. Загадки про буквы и слова
В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)
Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги.)
3. Загадки про омонимы
Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
(Сад.)
Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент.
(Шпик.)
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной.
(Кран.)
Так называют детский сад
Для самых маленьких ребят.
Ещё так ящик назовут,
Куда корове корм кладут.
(Ясли.)
Скопировать
4. Загадки про синонимы
Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель зазвать мне русским словом?
(Гостиница.)
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
(Доктор, лекарь, эскулап.)
Морской разбойник, злой пират,
Синоним слышать буду рад.
(Корсар.)
5. Загадки про части речи
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
6. Загадки про обобщающие слова
Вот малина, голубика,
Земляника, ежевика.
Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно!
(Ягода.)
Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол.
Ты слово общее нашёл?
(Судно.)
Общим словом непременно
Назовите мне спортсмена:
Каратист и сумоист,
Дзюдоист или самбист.
(Борец.)
Быки, бараны и коровы…
Назвать их сможешь общим словом?
(Скот.)
Скопировать
7. Загадки про падежи
КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)
8. Перевертыши
Я крик известный птицы,
Не галки, не синицы.
Меня переверни
И в воду загляни.
Мне нравится вода,
Я в ней живу всегда.
(Кар – рак)
Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй, –
Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)
В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)
Я маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)
Скопировать
9. Шарада
Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом.
Три буквы – термин при игре,
Другие три – победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык.
(Кон-ура)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре-Зина)
Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь,
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног.
(Мел-кий)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Пи-рог)
Скопировать
10. Палиндромы
Палиндромы – слова, словосочетания или предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Вставьте подходящее слово – палиндром из трех букв:
Дай мне … карандаш (тот).
Ты знаешь, … пишется этот слово? (как)
Заходите. Вот … я живу (тут).
Какой вкусный обед ты приготовил. Ты настоящий … (кок).
Скопировать
Авторы: Г. Кодиненко, Н. Иванова, А. Барто, Т. Рик, С. Олексяк, М. Шварц…
УЧЕБНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
понедельник, 8 февраля 2016 г.
Грамматические загадки по русскому языку
2. Загадки про буквы и слова
В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)
Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги.)
Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент.
(Шпик.)
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной.
(Кран.)
Так называют детский сад
Для самых маленьких ребят.
Ещё так ящик назовут,
Куда корове корм кладут.
(Ясли.)
4. Загадки про синонимы
Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель зазвать мне русским словом?
(Гостиница.)
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
(Доктор, лекарь, эскулап.)
Морской разбойник, злой пират,
Синоним слышать буду рад.
(Корсар.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол.
Ты слово общее нашёл?
(Судно.)
Общим словом непременно
Назовите мне спортсмена:
Каратист и сумоист,
Дзюдоист или самбист.
(Борец.)
КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)
Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй, –
Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)
В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)
Я маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)
9. Шарада
Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом.
Три буквы – термин при игре,
Другие три – победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык.
(Кон-ура)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре-Зина)
Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь,
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног.
(Мел-кий)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Пи-рог)
10. Палиндромы
Палиндромы – слова, словосочетания или предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Вставьте подходящее слово – палиндром из трех букв:
Дай мне … карандаш (тот).
Ты знаешь, … пишется этот слово? (как)
Заходите. Вот … я живу (тут).
Какой вкусный обед ты приготовил. Ты настоящий … (кок).
Игры с омонимами на уроках русского языка
Интересные игры для подготовки урока или внеклассного занятия с обучающимися по теме «Омонимы».
Просмотр содержимого документа
«Игры с омонимами на уроках русского языка»
Омонимы. Интересные игры для урока русского языка.
2.Чтоб в ванну нам воды набрать его мы будем открывать
Ну, а на стройке он другой, большой, подъемный и стальной(Кран)
3.Он ботанический, фруктовый, зоологический, вишневый
И даже детским он бывает, кто это слово знает?(Сад)
4.Первую в школе все изучают, ну, а второй из двустволки стреляют, третью исполнят нам два барабана, иль каблуки отобьют ее рьяно(Дробь)
5.Первую утром девчонки плетут, сено косить все вторую берут, третья у речек песчаной бывает, кто это слово быстрей отгадает? (Коса)
6.Нас много в играх набирают и на нос тоже одевают(Очки)
7.Со мной ходи стрельбе учиться И на грядке меня ищи
Могу попасть я метко в птицу, а также попадаю в щи!(Лук)
8.На дереве висит, в книге лежит (Лист)
9.Вот слово, для решенья, отыщите в нем два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке(Ключ)
10.Есть омонимов немало, вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент, звался тайный так агент.(Барсук)
11.Летом все разровняет, зимой с коньками приглашает.
Составьте предложения, употребив правильно значение слов-омонимов.
1. Месяц( Луна, календарный)
6. Кисть(руки, для рисования у художников)
7.Ключ (родник, дверной)
8.Ячмень(растение, в глазу, воспаление)
9.Очки( счет при игре, носят на носу, если плохое зрение)
10.Ноготки(растение-цветы и ласковое слово от ногти)
2. Игра и бывает от дыма.(Шашка)
3.Каша, любимая у англичан и птичка.(Овсянка)
4.Приправа(зелень) и веселый народный любимый герой представлений.(Петрушка)
5.Кличка собаки и спортсмен.(Боксер)
6. Место, где торгуют(купцы) и то, на чем сидят.(Лавка)
7.Бывает такой родник и скрипичный.(Ключ)
8.Из него бежит вода в доме, он поднимает плиты(Кран)
9.Выстрел и немецкий композитор (Бах)
10.В школе общешкольная и ее чертят различные фигуры и линии.(Линейка)
4. Игра с омонимами
1. В какую бочку не налить воды? («Бочка» – фигура высшего пилотажа.)
3. В какой клетке не держат птиц и зверей? (В грудной.)
4. В каких лесах не водится дичь? (В строительных.)
5. Из какого крана не берут воду? (Из подъемного.)
6. Каким поясом нельзя подпоясаться? (Земным.)
7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем? (Роман.)
1. Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.)
2. Как называется деталь автомобиля и кухонная одежда домохозяйки: фартук, передник, слюнявничек? (Фартук.)
3. Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить? (Варить.)
4. Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой‑либо деятельностью: конек, собачка или кошечка? (Конек.)
5. Каким словом называют сорт сливочного мороженого и щипцы, которыми ставят печати на дверях: эскимо, пломбир или пассатижи? (Пломбир.)
Я – от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня.
Но бывает смысл иной –
Весь огромный шар земной. (Свет.)
Я – все то, что есть на свете.
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны.
В другом своем значении
Я – планка для черчения.
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС): «Омонимы. Паронимы. Роль омонимов и паронимов в речи»
Цель: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС): «Омонимы. Паронимы. Роль омонимов и паронимов в речи»»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС):
«Омонимы. Паронимы. Роль омонимов и паронимов в речи»
Цель: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.
личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов и паронимов.
Психологический настрой учащихся.
Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».
— Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.)
— Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе синонимов и антонимов, а потом пополним наш сундучок знаний словами, которые и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное значение.
— Сядьте правильно, настройтесь на работу, в тетрадях пишите аккуратно и красиво.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Проверка домашнего задания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Самоопределение к деятельности.
— Прочитаем хором стихотворение.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
— Назовите слова, которые пишутся и произносятся одинаково. Давайте, объясним значение этих слов.
Работа по теме урока.
1. Знакомство с правилом.
— Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение – разное. Это слова ОМОНИМЫ.
3. Чтение стихотворения о словах-омонимах.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
4. Упражнение «Установи соответствие между словом и его значением».
(работа с электронным приложением)
спелая груша гимнастический снаряд
тренировка на кольцах женские украшения
5. Работа по учебнику
— Рассмотрите модели пар слов-омонимов. Докажите, что слова в этих парах не совпадают по значению, хотя и звучат одинаково.
Дождевик – шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающейся при высыхании в тёмную пыль.
Дождевик – плащ из непромокаемой ткани.
Ноготки – цветы, народное название календулы.
Ноготки – ногти ребёнка.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
Косой – тот, кто имеет раскосые глаза, т.е. косоглазый.
Коса – вид причёски: несколько прядей волос, сплетённых вместе.
Коса – сельскохозяйственное орудие труда, служащее для косьбы травы.
Коса – узкая длинная отмель, идущая от берега.
Игра «Угадай слова-омонимы».
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной. (Кран)
Он – ботанический, фруктовый,
И даже детским он бывает.
Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент. (Шпик)
V. Самоопределение к деятельности.
Стихотворения-шутки, игра слов.
— Догадайтесь, о чём речь?
Нас много в играх набирают,
— Правильно, это очки. Какие бывают очки.
(Очки – предмет для слабовидящих. Очки – баллы в игре, соревновании)
— В чём особенность этих предложений?
Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
Уж – в значении «уже». Уж – неядовитый змей, отличающийся от других змей ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми.
— С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки.
— У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Выпишите омонимы парами.
*** Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.
***Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту серёжку нашел Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.
VI. Рефлексия. Игра «Почтовый ящик».
-Разберите слова и определите, где синонимы, антонимы, омонимы.
-Разнесите по правильным адресам.
Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.
Бык-животное, бык-опора моста.
VII. Подведение итогов урока.
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы? Приведите примеры.
— Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
Домашнее задание: составить и записать предложения со словами-омонимами.
1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.
Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?
2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.
Потолок — потолок, май — май, скосил — скосил.
В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.
В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.
Лайка1 — название породы охотничьих промысловых собак.
Лайка2 — сорт мягкой кожи.
Фаланга1 — ряд, шеренга.
Фаланга2 — каждая из трёх косточек пальца.
Фаланга3 — ядовитое животное отряда членистоногих.
Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:
«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и
пустырь: пустошь распахивают, а пустырь застраивают».
Как вы понимаете замечание писателя?
Загадки – складки, шарады, анаграммы
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
А по русскому у нас
Очень сложная программа.
Мы в словах из разных фраз
Ищем дружно. (орфограммы)
Тридцать три подружки
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Ты ответишь — «храбрость»,
А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)
Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется. (глагол)
Искусство читать и искусство писать
Сложнее чтения, сложней математики.
Наука, что может язык изучать,
Я главные члены ищу в предложении.
Подлежащего нет, где-то спряталось снова.
Оно со сказуемым в соединении
Составляет. (грамматическую основу)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто.
И снег замечательный!
Знак другой —. (восклицательный)
Стала речь —. (диалог)
Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое. (Окончание)
Она выражает значение слова
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю. (точку)
Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Наши действия — не вздор,
По составу то. (разбор)
Словарь зовет. («значение»)
Средний, женский и мужской бывает.
Как его, скажите, называют? (Род)
Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так. (служебные)
Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется. (красной строкой)
Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Над ошибками работу
Делал целую субботу.
Иссякло уж терпение,
Слова в учебнике написаны неверно,
Случайные ошибки здесь, наверное.
Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,
В словах учебника нашел я. (опечатки)
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда. (запятою)
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит. (многоточие)
Конфета в вазе была одна.
Мама насыпала, стало полно.
Ответьте же мне на вопрос, детвора,
Что у конфет изменилось? (число)
Если третье — «Он», «Они»,
А второе если, значит,
«Ты» и «Вы». И не иначе. (Лицо)
«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это. (падежи)
Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал. (заголовок)
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем. (фразеологизмом)
Все их запомнить сложно.
Ты в памяти всегда держи
Названья. Это. (падежи)
Есть суффикс, стоящий за окончанием,
Он носит другое, сложнее название.
Особый суффикс «СЯ» или «СБ»
Мы называем. (постфикс)
То, как надо нам писать,
Может нам оно сказать.
Ошибку я исправила,
Ведь выучила. (правило)
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)
Эта часть речи предмет означает
И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (имя существительное)
Порядок при счете оно называет.
Часть речи. Но это не существительное.
Количество числами выражает
И называется. (имя числительное)
У зуба корень может быть,
У дерева встречается,
У слова нужно не забыть,
Как он обозначается? (Знаком ˆ)
Если действие прошло,
Если действие сейчас,
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет. (Время)
Этим словом называется
Тот, к кому мы обращаемся,
И, без всякого сомнения,
В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется. (приставка)
Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся.
Как называются? Кто догадался? (Синонимы)
Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой? (Подлежащее)
Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Мы давно позабыли такие слова:
«Чело» — это лоб, а «глава» — голова.
Редко встречаются, не надоевшие,
Эти слова мы зовем. (устаревшие)
Звуки друг друга нашли,
Встали рядом и смысл обрели.
Много их, аж кругом голова.
Собираются звуки в. (слова)
Все вы назовете их едва,
Самые короткие слова.
Отчего они так важны, не пойму?
«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
А называются они. (согласные)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
Загадка эта не легка,
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я… (хоккей)
На большие расстоянья,
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два с,
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все… (антракт)
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (перерыв)
В борьбе, труде устали слишком.
Дают уставшим… (передышку)
После уроков непременно
Нужна ребятам… (перемена)
Я антоним слову зной,
А в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада)
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
Я-все то,что есть на свете
Все народы на планете,
Мой омоним- враг войны
Друг труда и тишины. (мир)
В другом своем значении
Я планка для черчения
В шеренгу вас построю. (линейка)
А как только встанут в ряд
Сразу все заговорят… (буквы)
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
2. Загадки про буквы и слова
В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то … (Цитата.)
Русской речи государь
По прозванию … (Словарь.)
На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят. (Буквы.)
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей. (Слоги.)
3. Загадки про омонимы
Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает? (Сад.)
Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент. (Шпик.)
Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной. (Кран.)
Так называют детский сад
Для самых маленьких ребят.
Ещё так ящик назовут,
Куда корове корм кладут. (Ясли.)
4. Загадки про синонимы
Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель зазвать мне русским словом? (Гостиница.)
В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи. (Доктор, лекарь, эскулап.)
Морской разбойник, злой пират,
Синоним слышать буду рад. (Корсар.)
5. Загадки про части речи
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись. (Местоимение.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже. (Имя прилагательное.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь! (Наречие.)
6. Загадки про обобщающие слова
Вот малина, голубика,
Земляника, ежевика.
Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно! (Ягода.)
Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол.
Ты слово общее нашёл? (Судно.)
Общим словом непременно
Назовите мне спортсмена:
Каратист и сумоист,
Дзюдоист или самбист. (Борец.)
Быки, бараны и коровы…
Назвать их сможешь общим словом? (Скот.)
Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй, –
Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)
В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)
Я маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)
9. Шарада
Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом.
Три буквы – термин при игре,
Другие три – победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык. (Кон-ура)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (Ре-Зина)
Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь,
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног. (Мел-кий)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (Пи-рог)
10. Палиндромы
Палиндромы – слова, словосочетания или предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Вставьте подходящее слово – палиндром из трех букв:
Дай мне … карандаш (тот).
Ты знаешь, … пишется этот слово? (как)
Заходите. Вот … я живу (тут).
Какой вкусный обед ты приготовил. Ты настоящий … (кок).© http://otmetim.info/grammaticheskie-zagadki/
ВЕСЁЛЫЕ ДВУСТИШИЯ «ДОБАВЬ БУКВУ»
В данных двустишиях есть выделенные слова, если к ним добавить нужную букву, получится новое, соответствующее смыслу текста слово
Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
Фильм посмотрим мы с тобой.
Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
Лень с ветвистыми рогами
Мчит навстречу мне и маме.
От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
Город наш нам каждый год
Урожай большой даёт.
Час уже томится в печке
Каша вкусная из речки.
С длинным вором лисья шуба,
В ней зимой не мёрзнет Люба.
Чёлка рядом покружилась,
А потом мне в лоб вонзилась.
В сало автобуса с братом вошли,
Мест там свободных, увы, не нашли.
Под землёй прорыл он ход.
Лечит дятел стол больной,
Острый луг вспахал поля,
Ждёт семян теперь земля.
Сильная роза в саду бушевала,
Ливнем и ветром аж ветки ломала.
Нежную рассаду тёплый спас парик,
Ведь мороз к росточкам нашим не проник.
На Иване папа спит
И тихонечко храпит.
Нарисую все вам сказки,
Были б только кисть и каски.
Белочка в дуло орешки таскает,
Отдыха даже минутки не знает.
Много радости босой детворе.
На солнечной пушке лесной
Цветы расцветают весной.
В тетрадке транспортиром.
Ролики в норах семейством живут,
Лисы и волки их там не найдут.
ШАРАДЫ
Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным словом.
2. Две буквы вы возьмите в танце,
Прибавьте кресло во дворце —
Я у солдата буду в ранце,
У проводов же на конце.
5. Для первого возьми частицу,
Второй же в летний жаркий день
И высыхает, и струится,
А в целом ты меня надень.
6. К забытому названию глаза
Прибавь местоимение.
Смотри: по царскому указу
Бредут на поселение.
И то как раз на них надето,
О чем прочел в шараде этой.
7. Мой первый слог найдешь в футболе.
Из гласной состоит второй,
Напоминает волчий вой.
А третий сышешь ты тем более:
Их два имеешь ты н сам.
А в целом рвется к небесам.
8. Ягненка крик — мой первый слог,
Второй — места, покрытые травою,
А если б целое поймать ты смог,
Ты был бы сыт с друзьями и семьею.
9. Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши —
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
10. Услышишь в стаде первый слог,
Второй же у весельчака,
А в целом не пускайте за порог:
Вам навредит наверняка
Такая мразь —
Разносит всюду грязь.
11. Слог первый вы кричите кошке,
Второй — шагает с вами рядом.
А целое на узенькой дорожке
На купчиков, дворян
Удары сыплет градом.
12. Взрываюсь я.
Теперь возьмите
Одно отверстие в стене —
И вместе все уже съедите:
Питательное я вполне.
13. Мой первый слог скажу я о себе,
Второй — синоним слова «разум».
Удастся угадать тебе —
Песком и пылью я повею сразу.
14. К термину театра иль эстрады
Прибавить приказанье надо,
Образовав от слова «вью», —
И я на ветке запою.
15. Мой первый слог короткий — нота,
Ее найти легка забота.
Люблю второй я раннею весной:
Цветущий, он особенно хорош!
А целое у здания найдешь.
16. Друзья, возьмите резкий звук,
Добавьте гласную скорей —
И превращусь я в рыбу вдруг,
Живу средь северных морей.
17. Ты первый слог отыщешь у кота,
Его же ты найдешь и у кита.
Ищи у волчьей стаи ты второй.
Особенно голодною зимой.
А в целом на уроке часто слышишь,
Когда в дневник задание ты пишешь.
18. О ней ты скажешь первым слогом,
Не называя, назовешь,
Второй же слог — весною много
Ты их на дереве найдешь.
А в целое обуешь ноги,
Легко идти в них по дороге.
20. Возьми синоним к слову «весел»,
Прибавь к нему союз
И то, что вниз гусар повесил,
Когда случился с ним конфуз, —
Тогда размером стану я,
Найдешь в окружности меня.
21. Первый слог метут метлой,
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый лишь частица.
Целое — животное.
22. Мой первый слог — местоимение,
Второй же — времяисчисление,
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу.
24. Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь.
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног.
МЕТАГРАММЫ
Метаграмма — это загадка, в которой путем замены одной буквы другою можно получить новое слово.
3. С С на дереве расту,
С Ж по дереву ползу.
4. Я тяжела и высока,
А надо мною облака.
Смените звонкую глухой —
Я буду вовсе не такой:
Широкой, рыхлой стану я,
Вас прокормлю, мои друзья.
5. С М гожусь тебе я в пищу
И могу я быть цветком,
С Р в реке меня разыщут,
С С вдруг стану я мешком.
6. Рыба я, юрка, мала,
Н на К лишь замените
И тогда меня кладите
На верблюда, на осла.
Даже в сильный летний зной.,
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
8. С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените —
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М:
Я пальто у вас проем.
9. C Л в реке пробуду годы,
С Б во мне носите воду.
10. С буквой М сладка,
С буквой К горька.
11. Меня, конечно, любишь ты;
На мне и травы и цветы,
Но замени-ка Г на К
И скорчусь я наверняка.
А если время уж к весне,
То перья вырастут на мне.
12. Воду дам и напою,
А сама я не напьюсь.
Букву смените мою —
Я в собаку превращусь.
13. Я в горах расту обычно,
Крепок я, боюсь огня;
И комод, и шкаф отличный
Можно сделать из меня.
У на А перемените,
И тогда, коль захотите,
Я с водой стоять могу.
С Ы пасусь я на лугу.
14. С А бревно зацепишь мною,
С У я становлюсь землею.
15. Он в непогоду страшен в море.
Несет судам и лодкам горе.
Отбросьте В, возьмите М —
Не страшен будет он совсем.
16. На любой плохой дороге
Берегу животным ноги.
П на Р скорей меняй
И белье во мне стирай.
17. Круглолицый, тонкий я и вкусный.
Коль испекли меня искусно.
Одну лишь букву замени —
И что случилось вдруг, взгляни!
Какие разные слова!
Я помогу колоть дрова.
18. С Д я к жидкости привык,
С 3 огромный дикий бык.
19. Я много-много лет
Давала людям свет,
Теперь меня употребляют редко:
Меня затмила яркая соседка.
Смените С на О — не рассержусь,
Коль шерсть нужна вам — пригожусь.
20. В море с С меня разыщут.
Пригожусь тебе я в пишу,
В масле я вкусна вдвойне,
С Г повисну на окне.
21. На дне реки лежу года,
Воде мешаю течь.
Смените О на И — тогда
Меня сажайте в печь.
Жары я вовсе не боюсь,
Румяным, пышным испекусь.
22. Смотрю на вас с небесной дали,
И в то же время я металл.
У убрали, К вписали —
Грузы поднимать я стал.
23. С буквой X меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.
24. С буквой К живу в лесу,
С буквой Ч овец пасу.
25. С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
26. С С когда-то мной пахали,
С Д наденешь — я плоха ли!
ЛОГОГРИФЫ
Логогриф — это загадка, в которой путем добавления отбрасывания или вставки новой буквы или слога можно из одного слова получить другое.
1. Суеверных я пугаю,
Страх меня и породил,
А прибавишь букву с краю —
Я согласие и мир.
Прибавляй по букве снова —
Каждый раз я изменюсь:
Вот в земле лежать готов я,
Вот в зарплату превращусь;
Наконец, не промолчу —
Речью длинной прозвучу.
2. Скачу я в поле, быстрый, смелый,
Могу и в гору и с горы.
Ну, угадал? Попробуй сделай,
Чтоб стал я термином игры!
3. Я вам врежу, когда расту,
На шерсть сажусь я иногда.
Что надо сделать, чтоб в порту
Мной защитить от волн суда?
4. В оркестре ты меня услышишь
И как приветствие поймешь,
А мягкий знак в конце припишешь,
Так мною вычертишь чертеж.
5. С буквой О —
Арктический и антарктический,
Без нее
Я знак математический.
6. С буквой О меня гоняют
По долинам, по лугам.
Без нее для упаковки
Пригожусь я вам.
7. Без М в лесу мне красоваться,
С М суда меня боятся,
8. Ко мне идешь учиться ты стрельбе.
Теперь прибавь-ка букву Е —
Я при письме понадоблюсь тебе.
9. Где нужен ток, я нужен там
Как единица измерения.
Найти лишь букву надо вам —
Жильем я стану, помещением.
Еще прибавьте слог, прошу, —
Поднимется знезапный шум,
Неразбериха, суматоха.
(Не прибавляйте: это плохо).
10 Возьмиге то,
Без чего не поест никто.
Поставьте гласную в ряд —
Зашагает военный отряд.
11. Вот взял я маленькое слово.
Тут кто-то пискнул возле ног.
Я диск налево, и готово, —
Вдруг вырос розовый цветок.
Синоним слова «быстр» тогда я
К цзетку приставил, сам не зная,
Кого глаза с тревогой ждали.
О, ужас
Он меня ужалил!
12. С буквой С я заменяю семя.
Бед нее я срок, период, время.
13. Я название работы
При постройке помещения.
Л отбросьте без заботы
Можно класть а меня соленья
15. Несем мы воду год за годом
Пристань согласную —
И станем мы народом.
16. Названье строчки я особой.
Две буквы приписать полробу —
Я замечусь, нахлыну, взвою,
Бороться трудно вам со мною.
17. Узнать ты хочешь площадь круга?
Чтоб вышел правильный ответ,
Тебе нужна моя услуга.
Потом прибавь мне сотню лет.
Теперь меня ты заряди,
В десятку пулей попади.
18. Я из-под трактора бегу,
Вам хлеб взрастить я помогу.
Отбросьте П — не улежу,
Уйду к тюленю и моржу.
19. Мною ты измеришь глубину.
Прибавишь П — не утону.
20. Возьмешь без У —
Останешься довольным.
Получишь с У —
Пожалуй, будет больно.
21. Коль плавать плохо ты умеешь,
Me очень суйся ты в меня.
Прибавь-ка X ко мне скорее —
И запрягай тогда коня.
22. Без У гожусь для шкафа, для стола,
А с У отвесная скала.
23. Я документ серьезный, не солгу,
Не зря же тратят на меня чернила.
Прибавьте Ф — я подтвердить могу,
Что то или другое было.
2. Протест я, но несмелый,
Лишь разговор без дела.
Меня переверните
И в лес с собой берите.
3. А я коварный газ,
И от меня не раз
Болели головы у вас.
Но не наделаю я бед,
А пригожусь вам на обед,
Сумейте лишь меня прочесть
Так, чтобы можно было съесть.
4. Я кряк известной птицы,
Не галки, не синицы.
Меня переверни
И в воду загляни.
Мне нравится вода,
Я там жнву всегда.
5. В меня садились иногда
Цари, вельможи, господа.
Теперь я стала уж стара,
Меня убрали со двора.
Переверните половину —
Я к звездам вас, друзья, подкииу.
6. Я в лесу пугаю многих,
Нанееу клыками рану.
Поменяй местами слоги —
Я посудой стану.
7. Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй, —
Я буду деревом тогда.
8. Клади меня смелее в рот,
Я рыба, можешь съесть меня.
А средний слог прочтешь наоборот
Клади тогда уж на коня.
9. В театре входишь ты в меня,
А переставишь слоги —
Ожгу тебя сильней огня.
10. Я маленький зверек.
Теперь вас попрошу:
Вы переставьте слог —
Я тихо зашуршу.
11. И спорт я, и работа,
И отдых я, и труд.
На море и на речке
Все с нетерпеньем ждут.
Вы, верно, в той работе
Участвовали сами.
С конца читать начнете —
Животное с рогами.
12. Я русский танец.
Но, представьте,
И госпожой была я прежде.
Три первых буквы переставьте —
И буду в рабской я одежде.
13. Я груженый и высокий,
С хлебом, клевером, осокой
Иль поклажею другой,
Принимаю груз любой.
А с конца меня прочтешь —
Названье действия найдешь.
14. В морях и в океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь —
В комнате услышишь.
15. Меня бурливая вода
Рождает, гонит в города
И в сельские просторы —
В квартиры и моторы.
Места согласных поменяй —
Тогда сметану убирай;
укрывать от вас не стану:
Люблю лизать сметану.
16. Возьмите время года
И переставьте слоги —
И от плохой погоды
Я вас укрою многих.
17. Вхожу к тебе я ночью смело,
Покой несу я, всех любя.
Перестановку звуков сделай —
Найдешь у лодки, у себя.
18. Стою гигантом строгим,
Угрюма, высока,
Но переставьте слоги —
Увидите зверька.
19. Тебе, наверное, не раз
Я попадала в глаз.
Переверни три буквы первых,
Чтобы себе не портить нервы;
Я в глаз тебе не попаду,
Нагреет солнце — пропаду.
20. Я тихий шелест, робкий шум.
Перевернуть меня прошу.
Я похвалю роман, чертеж,
И труд, и героизм народа —
Все то, что ты мне подберешь,
Но дай слова мужского рода.
21. В пресной воде вожусь,
В уху вам пригожусь.
Меня переверните,
Добавьте мягкий знак,
Но рядом не сидите:
Из меня сквозняк.
АНАГРАММЫ
Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Добавлять или отбрасывать буквы нельзя.
I. Из меня пальто и брюки.
И костюм весьма хорош.
Переставь местами звуки —
В геометрии найдешь.
2. Земли перекопаю груду,
И в сад меня с собой берут,
А буквы переставишь — буду
Вознаграждением за труд.
3. Прихоть я, упрямство, слезы,
Бесполезные угрозы.
Переставьте буквы быстро,
Таня, Поля, Миша, Ира, —
Буду волею министра
И любого командира.
4. Наденешь летом ты меня,
Зимой во мне пойдешь едва да.
Местами буквы поменяй —
Я буду кромкой платья или шали.
5. Я прежде обувью служил,
Крестьянин мною дорожил.
Но если буквы переставишь —
Меня одеждой быть заставишь.
7. Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой ели.
8. Бываю на уроке я —
Оценки появляются.
Поставьте О в конце, друзья, —
И стебли закапаются:
Я стану мелким злаком,
Чуть-чуть крупнее мака.
9. Меня разводят в водоемах.
Попробуй буквы так смешать,
Чтоб выйти зечером из дома
И свежестью во мне дышать.
10.Сожги березу, ель, осину —
И я рождаюсь из огня.
Смешаешь буквы —
Из меня
Плети тогда корзину.
11. Вся в дырочках, железная,
Для повара полезна я,
А буквы переставите —
Роль играть заставите.
12. Я небольшой, кручусь, бегу,
В любой машине есть.
Смешайте буквы — помогу
Вам мясо, рыбу съесть.
13. Я очень тонкий, русый, рыжий,
Меня любой на коже встретит,
Но переставьте буквы — вы же
Меня найдете в строчках этих.
14 Нас много в месте горном,
Мешаем в поле зернам
Всходить и прорасти.
Но Н перенести,
В конец поставить слова —
И печь уже готова.
15. Кусаю я людей, скотину,
Попискиваю нудно.
Поставьте Р в средину —
Я стану частью судна.
16. Я птица, к полету готова,
Но буду на стебле расти,
Коль сможете в новое слово
Все буквы мои уместить.
18. Из меня польете гряды
Все растенья будут рады.
Но смешайте буквы сами,
Дайте им порядок новый
И появится пред вами
Раб, прислуживать готовый.
19. Я страшен бываю в горах,
Шчмлю, грохочу. тра-ра-рах!
Но гляньте, что стало со мной,
Коль букв изменили вы строй!
Теперь никому не грожу:
Я вяленой рыбой лежу.
21. Мы появляемся весной,
Нас много после посевной,
Другой порядок буквам дай —
Мы здесь, с тобою, так и знай!