Как сделать переполюсовку аккумулятора правильно
Что нужно знать о переполюсовке аккумулятора на автомобилях
Основной задачей аккумуляторной батареи, если говорить о машинах с классическим двигателем внутреннего сгорания, является подача тока на стартер. Именно стартер начинает крутить и вращать коленчатый вал, что и обеспечивает запуск двигателя. Потому такие АКБ принято называть стартерными.
На аккумулятор воздействует достаточно большая нагрузка от разных потребителей. Самым главным выступает стартер, который отбирает заряд для пуска мотора. Да, компенсировать его должен генератор после запуска двигателя. Но параллельно АКБ может питать аудиосистему, подключенный компрессор, ряд другого оборудования в то время, когда ДВС не запущен.
Короткие поездки, частые запуски двигателя и наличие дополнительных потребителей ведут к тому, что АКБ теряет ёмкость, заложенную производителем. Батарея не компенсирует утраченный заряд в полной мере и постепенно может полностью разрядиться. Из-за протекающих электрохимических процессов в свинцово-кислотных АКБ, при разрядке возникает эффект сульфатации. Это выпадение осадка сульфата свинца, который оседает на поверхностях свинцовых пластин.
Существует несколько методов борьбы с сульфатацией. И один из них заключается в переполюсовке.
Для чего применяют переполюсовку
Случается так, что при попытке запуска двигателя стартер еле крутит, либо вовсе отказывается работать. При этом ещё совсем недавно аккумулятор был полностью заряжен.
Либо другая ситуация, когда АКБ соединяется с зарядным устройством, чтобы компенсировать утраченные характеристики, но буквально сразу после подачи тока и напряжения возникает эффект закипания электролита.
Кипение электролита не означает его нагрев до 100 градусов Цельсия. Здесь происходит процесс распада воды на водород и кислород, что и провоцирует образование пузырей.
Подобные явления указывают на высокую вероятность сильной сульфатации пластин. Сульфат свинца представлен в виде белого налёта, который покрывает поверхности свинцовых рабочих пластин в АКБ.
При обычной зарядке происходит взаимодействие электролита с положительными и отрицательными пластинами. Но если они будут поражены сульфатацией, реакции не произойдёт.
То есть при сульфатации зарядка происходит лишь с участием тех пластин, которые ещё не покрылись сульфатом. По этой причине электролит начинает кипеть очень быстро после начала зарядки, а сам накопленный заряд не может держаться длительное время.
При сильной сульфатации можно выбрать один из двух вариантов:
Сейчас существуют зарядные устройства с режимом десульфатации, а также специальные десульфаторы. Но одним из методов борьбы против сульфатации является переполюсовка.
Именно о переполюсовке автомобильных аккумуляторов и интересно узнать многим водителям, которые столкнулись с проблемой сульфатации.
Использовать переполюсовку рекомендуется только в крайних случаях. Это метод, применяемый лишь в ситуациях, когда иные способы десульфатации не помогают, либо их невозможно применить.
При этом суть метода более чем простая и понятная. Смысл заключается в том, чтобы поменять местами клеммы АКБ и зарядного устройства.
То есть плюс нужно соединить с минусом, а минус подключить к плюсу.
При смене полюсов при зарядке начинается обратный процесс. Это провоцирует постепенное разрушение сульфата свинца. Тем самым белый налёт осыпается и растворяется.
Но важно быть предельно внимательным, поскольку не всегда и не все аккумуляторы можно восстанавливать, применяя такую методику.
Как провести переполюсовку
Теперь непосредственно к вопросу о том, как правильно сделать ту самую переполюсовку для аккумулятора.
Некоторые автосервисы предлагают сделать переполюсовку для АКБ в условиях СТО. Это стоит денег, зато специалисты обладают необходимым опытом и оборудованием. Только тут важно понимать, что никаких гарантий они дать не могут. Неизвестно, как поведёт себя та или иная батарея.
Для переполюсовки важно выбрать помещение с хорошей вентиляцией и температурой выше 5 градусов Цельсия. Процесс должен находиться под полным и постоянным контролем.
Такая процедура как переполюсовка аккумулятора от автомобиля должна выполняться максимально правильно, с соблюдением всех требований и норм. Это актуально лишь для обслуживаемых свинцово-кислотных батарей. Все остальные АКБ не должны подвергаться подобным испытаниям. Они банально не выдержат.
Самостоятельно и правильно проводимая переполюсовка аккумулятора для легкового автомобиля подразумевает выполнение таких действий:
Если всё сделано правильно, батарея способна восстановиться таким методом, при зарядке будет происходить процесс разрушения сульфата свинца. То есть десульфатация.
Осадок начнёт разрушаться и растворяться, плотность электролита будет увеличиваться. Пластины очистятся, а потому они смогут вступать в полноценную электрохимическую реакцию.
Но на этом процедура ещё не заканчивается.
Далее, когда батарея зарядится путём смены полюсов, потребуется вновь разрядить аккумулятор. После этого клеммы возвращаются в нормальное положение (плюс на плюс, минус на минус) и проводится повторная полная зарядка. В итоге получается такая последовательность:
Такой метод называют двойной переполюсовкой. Если изначально пластины были достаточно толстыми, они не подверглись осыпанию и уровень электролита был в норме, восстановленная методом переполюсовки аккумуляторная батарея сможет проработать ещё не один сезон. Некоторые автомобилисты заявляют о службе АКБ в течение 2–3 лет после этой процедуры.
Почему не стоит злоупотреблять переполюсовкой
Ранее уже говорилось о том, что решиться переполюсовать аккумулятор можно только в крайнем случае, когда другие методы не помогают, либо они недоступны.
Но не все до конца понимают, с чем именно связаны такие ограничения и рекомендации.
Потенциально переполюсовка ведёт к разным последствиям, если говорить о негативных ситуациях.
При намеренном или случайном соединении ЗУ с АКБ разными клеммами, если пластины не осыпались, уровень электролита в норме, ничего страшного не произойдёт.
Но если пластины оголились, они начали разрушаться, и возникло короткое замыкание, здесь возможные последствия будут куда более серьёзными. Примерно такими же, как и при переполюсовке батарей, не предназначенных и непригодных для таких операций. Возможно такое развитие событий:
Если корпус разорвёт, находящаяся внутри серная кислота вырвется наружу. А это вероятность получения ожогов, порчи разного рода имущества.
Также порой при прикуривании другого автомобиля случайно путают полюса. Если это сделать, тогда две последовательно соединённые батареи увеличат суммарное напряжение до 24 В, хотя бортовая сеть рассчитана на 12 В. В результате возможны::
Современные автомобили оснащены специальными системами защиты, которые предотвращают случайную переполюсовку.
При эксплуатации новых машин перепутать клеммы довольно сложно. Даже если их удастся соединить, сработает система защиты.
Виды АКБ и переполюсовка
В завершении стоит отдельно обсудить вопрос о том, на каких именно батареях допускается проводить переполюсовку, и когда это недопустимо.
Условно все АКБ можно разделить на несколько категорий.
Что уж говорить про аккумуляторы, изготовленные по технологиям EFB, AGM и GEL. Применять в их отношении переполюсовку запрещено.
Вот и получается, что рассматриваемый метод десульфатации подходит только для технологически старых АКБ с толстыми свинцовыми пластинами. И даже тут менять клеммы местами стоит лишь в самом крайнем случае.
Переполюсовка
Аккумуляторные источники тока являются химическими источниками многоразового действия. Их работа основана на обратимых химических процессах, по-разному протекающих при заряде и разряде. Поскольку химические составляющие не обладают абсолютной чистотой, и реакции достаточно сложны, то в процессе работы происходит изменение первичного состава элементов, и аккумулятор уже не в состоянии обеспечить первоначальную емкость.
Конструкция и принцип работы
Свинцовые аккумуляторные батареи во время работы используют реакцию между свинцом и серной кислотой. Состав пластин анода и катода отличается:
В процессе разряда происходят реакции веществ катода и анода. На обоих электродах образуются соединения свинца с электролитом (водным раствором серной кислоты). В результате образования сульфата свинца количество серной кислоты в растворе падает, его плотность уменьшается.
Во время заряда происходит обратная реакция, в результате чего на аноде образуется диоксид свинца, а на катоде – свинец. Кислотный остаток переходит в раствор, и его плотность повышается.
В идеальном случае подобные реакции могут происходить бесконечно, но в силу различных факторов с течением времени емкость аккумулятора снижается, поскольку реакции происходят не полностью.
Причины естественной переполюсовки
В результате регулярных глубоких разрядов, при работе при высокой температуре происходит отложение крупных кристаллов сульфата свинца, которые не полностью участвуют в химических реакциях из-за своих размеров. Со временем количество таких кристаллов возрастает, и емкость аккумулятора падает. Такой процесс называется сульфатацией.
Сульфатация – это основная причина снижения емкости аккумулятора, повышения внутреннего сопротивления. Крупные кристаллы сульфатов разрушают материал пластин, что приводит к их осыпанию и межэлектродному замыканию. В конечном итоге аккумулятор полностью приходит в негодность.
В определенный момент на одном из электродов количество сульфата свинца может превысить норму, и произойдет смена полярности, то есть при измерении остаточного напряжения на аноде образуется минус, а на катоде – плюс. Такое явление называется переполюсовка аккумулятора.
Во время заряда такого аккумулятора в начальный момент времени происходит устранение переполюсовки, затем начинается сам процесс заряда.
Специфика переполюсовки аккумулятора
Способ переполюсовки заключается в том, что анод и катод батареи меняются местами. Таким образом, процессы заряда и разряда меняются местами. Из положительных качеств этого явления следует отметить то, что в работу вступают вещества пластин, ранее не работавшие. Это позволяет использовать переполюсовку аккумулятора для восстановления емкости.
Зарядка аккумулятора переполюсовкой
Увеличение емкости аккумулятора со сменой полярности – крайняя мера, к которой можно прибегать только в случае острой необходимости. Используя инверсию полярности, можно частично восстанавливать емкость полностью засульфатированной АКБ.
Важно! Никто из производителей не даст гарантию на срок и надежность работы переполюсованной батареи.
Чем опасна переполюсовка при прикуривании
При потере емкости аккумулятора, особенно в зимний период, часто прибегают к «прикуриванию», когда севшая батарея подключается при помощи удлинительных проводов к иному авто с нормальным аккумулятором. Происходят частичное восстановление емкости и запуск двигателя.
Если при глубоком разряде произошла самопроизвольная переполюсовка, то АКБ двух автомобилей оказываются включены встречно, что чревато выходом из строя исправной батареи из-за резкого увеличения разрядного тока.
Важно! При наличии полного разряда необходимо проверить наличие переполюсовки вольтметром. Автомобиль с неисправным аккумулятором «прикуривать» нельзя.
Как сделать переполюсовку аккумулятору
Для выполнения переполюсовки необходимо выполнить зарядку, изменив полярность, то есть, подключив положительный полюс зарядного устройства к катоду аккумулятора, а отрицательный (землю или массу) – к аноду.
Так как изменение переполюсовка АКБ – крайняя мера, то наиболее важным является соблюдение правил техники безопасности, поскольку о сохранности аккумулятора речь уже не идет.
Обратите внимание! Переполюсовке подлежат только те устройства, у которых ухудшение характеристик произошло более-менее одинаково во всех банках. Неравномерное изменение плотности электролита или усиленное кипение в одной из банок говорит о коротком замыкании или обрыве. Такие батареи нет смысла восстанавливать, поскольку вероятность нормализации близка к нулю.
Порядок действий при процедуре смены полярности следующий:
Важно! Нельзя замыкать клеммы у не полностью разряженной батареи. Велика вероятность осыпания активной массы пластин.
Обратите внимание! Кипение – это жаргонное выражение. На самом деле на электродах выделяются кислород и водород в результате электрохимического разложения воды.
Советы по переполюсовке своими руками
Перед планированием работы следует помнить, что невозможно восстановить автомобильный аккумулятор со следующими признаками:
Прежде, чем приступать к экспериментам с батареей, нужно попытаться восстановить ее работоспособность классическим способом: провести цикл заряд-разряд несколько раз подряд. Только если эта мера не дает положительный результат, и устранение сульфатации не произошло, то можно выполнить переполюсовку.
Для выравнивания плотности используют дистиллированную воду, но, если плотность мала только в одной банке, то туда можно долить аккумуляторный электролит.
Важно! При достижении положительного результата необходимо надежно промаркировать клеммы, поскольку последствие неправильного подключения – выход из строя электрооборудования автомобиля, что во много раз дороже нового аккумулятора.
Переполюсовка АКБ – крайне вынужденная мера, к которой можно прибегать только в случае невозможности установки новой батареи. Нельзя гарантировать долгую работу восстановленного устройства, при первой возможности обязательно заменить его.
Видео
Переполюсовка АКБ. Пошаговая инструкция. Результаты переполюсовки
Но предупреждаем, это весьма радикальные меры, это необходимо делать, когда другого выхода уже нет! В частности, сульфатация источника питания так сильна, что ее уже ни какими методами не уберешь и даже методами десульфатации! Тем не менее если методы эти работают, не прибегайте к переполюсовке, это просто уже точно убьет ваш АКБ.
Что такое перполюсовка?
Для тех кто не знает, переполюсовка – это смена полюсов источника питания, методом стопроцентного разряда или же по другому «в ноль», и дальше заряд под иными полюсами. Совершается, это для возобновления продуктивности аккумуляторной батареи, повышения его емкости.
Скажу попроще, Вы просто-напросто меняете местами плюс и минус, та клемма которая была плюсовой стала минусовой, минусовая стала плюсовой. Ничего сложного, правда?
Для справки: минусовые пластины изготовляют из свинца, а вот плюсовые из диоксида свинца.
Для чего делать переполюсвку?
Просто-напросто, это война с сульфатацией пластин и возобновлением емкости источника питания, ибо как правило сульфаты весьма сильно забивают плюсовые пластины. Для того чтобы, их разрушить, нужно из плюсовых пластин сделать минусовые! Это как раз и делается благодаря переполюсовке.
Ну вот, например, у вас лежит в доме, или гараже вообще не рабочая аккумуляторная батарея, и совершив этот нетрудный процесс переполюсовки, Вы можете дать ей вторую жизнь. Безусловно, оно не будет безупречно функционировать, но в летний период можно ее без проблем эксплуатировать, но для зимы она будет совсем не пригодна.
Да, это радикальный метод и его не стоит совершать если ваш источник питания
потерял в общем 10 — 20% емкости.
Проводим этот пугающий процесс.
Да, есть много пугающих и сложный на первый взгляд слов. Но это очень- очень легко сделать.
Берите не рабочую аккумуляторную батарею. То есть: она стремительно закипает, ее емкость составляет от 10 до 30% от номинала, очень и очень стремительно разряжается в ноль.
Быстро закипает, буквально через несколько минут
Безусловно, данный источник питания не в состоянии помочь совершить старт мотору машины, ему просто непросто не хватит мощи. Поэтому переполюсовка такому аккумулятору уже просто необходима. Приступаем:
После этого нетрудного процесса, ваш источник питания переполюсуется и наберет необходимую емкость. Бывают ситуации, что без проблем можно возобновит до 90% от номинала. Вот это и есть весь процесс, как видите он достаточно легкий. Но не всегда он вам пригодится.
Как самостоятельно выполнить переполюсовку аккумулятора
Автомобильный аккумулятор – прибор, который мы не замечаем до тех пор, пока он не начинает проявлять строптивость, отказываясь прокручивать стартер. Обычно, если не нарушать условий эксплуатации, батарея деградирует постепенно, теряя свою ёмкость, пока её не окажется недостаточно для пуска двигателя.
Но российский автомобилист не слишком склонен выполнять рекомендации производителей, поэтому не исключены ситуации, когда АКБ приходит в негодность гораздо раньше заявленного срока.
Довольно частой причиной досрочного «ухода на пенсию» является сульфатация пластин – возникновение на их поверхности слоя сульфата свинца, который уже не в состоянии разлагаться на составляющие во время зарядки, как это происходит в норме.
Существует немало способов десульфатации, но когда они оказываются безрезультатными, прибегают к достаточно рискованному, но часто дающему нужный эффект методу. Имя его – переполюсовка.
Что такое переполюсовка, что она даёт
Терминологически переполюсовка автомобильного аккумулятора имеет два неравноправных значения.
Одно из них предполагает, что при выполнении зарядки АКБ с помощью зарядного устройства водитель по невнимательности перепутал полярность, подключив к плюсовой клемме минусовый провод. Такая ошибка вызывает короткое замыкание с самыми неприятными последствиями и для ЗУ, и для автомобиля.
Но существует и другая интерпретация – когда аккумулятор разряжают «в ноль» и затем совершенно осознанно заряжают с обратной полярностью. Для чего это делается?
Ответ на этот вопрос банален: для борьбы с сульфатацией пластин. Считается, что если зарядить батареи не в обычной полярности, удастся избавиться от налёта сульфата свинца, который закупоривает положительные пластины батареи, тем самым существенно снижая площадь контакта электролита с намазкой электродов.
То есть если сделать минусовую клемму плюсовой, то можно добиться того, что фактически «мёртвый» источник питания становится работоспособным. Правда, рассчитывать на то, что он прослужит более одного сезона, не стоит. Но месяца на 3–5 батареи вполне может хватить, и это вполне может стоить затраченных усилий.
Использование метода переполюсовки многими специалистами не рекомендуется, особенно если не апробированы другие, более безопасные и щадящие методы. Если ёмкость батареи просела на 15–20%, переполюсовку выполнять однозначно не стоит. Она допустима только в наиболее критичных случаях, когда реанимировать АКБ другими способами не удаётся.
Как сделать переполюсовку АКБ своими руками
Сульфатация пластин – процесс неизбежный, но неосмотрительные действия или пренебрежение уходом за батареей могут ускорить этот процесс. Если вы не следите за уровнем электролита, если у вас старое нерегулируемое зарядное устройство, но вы никогда не контролируете процесс зарядки, допуская длительное кипение жидкости, вот вам и причины ускоренного образования на пластинах солей свинца в виде белого твёрдого налёта.
Существует немало методов борьбы с этим явлением, но если они не дают практических результатов, остаётся один из самых кардинальных способов – изменение полярности аккумулятора. Отметим, что наилучшие результаты достигаются на аккумуляторах устаревших моделей – на них стоят достаточно толстые пластины, которым вполне по силам выдержать такой экстремальный эксперимент, как смена полярности.
Допустимо ли изменение полярности АКБ, изготовленных по литиевой технологии? Ответ также будет отрицательным. Такие батареи отличаются высокой требовательностью к условиям эксплуатации, для них глубокий разряд, как и для кальциевых аккумуляторов, губителен. К тому же литиевые батареи комплектуются специальными балансирами и защитными чипами, которые не позволяют выполнять зарядку в критически опасных режимах. Наконец, здесь электроды не подвержены сульфатации, поэтому переполюсовка может одномоментно вывести АКБ из строя.
Как правильно сделать переполюсовку автомобильного аккумулятора
Как и в случае обычной зарядки, операцию следует проводить в хорошо вентилируемом помещении, придерживаясь основных правил техники безопасности при работе с электрическими приборами и химически активными веществами.
Если уровень электролита в батарее недостаточный, его надо долить. Переполюсовка осуществляется при открученных пробках, при этом нужно помнить, что из отверстий могут выделяться взрывоопасные газы.
Если желаемого улучшения вы не добились, можно попытаться выполнить двойную переполюсовку. Суть процедуры заключается в повторной полной разрядке аккумулятора внешним сопротивлением и ещё одной зарядкой, но уже в нормальной полярности. Часто именно такая операция помогает восстановить ёмкость батареи до приличного уровня.
Чем опасна переполюсовка
Нужно понимать, что падение показателей АКБ не означает, что причина кроется именно в сульфатации пластин. Возможно, всё дело в закорачивании банок или в изменении плотности электролита. В таких случаях процедура зарядки методом переполюсовки гарантированно не улучшит ситуацию и, скорее всего, приблизит кончину источника питания. Не стоит пытаться применить её и в отношении дешёвых батарей – там часто экономят именно на свинце, делая пластины слишком тонкими, чтобы иметь шанс на десульфатацию.
Рассмотрим случаи, когда переполюсовать аккумулятор бесполезна:
Так что пред использованием переполюсовки желательно убедиться в отсутствии вышеназванных проблем.
Отрицательные моменты процедуры:
Так что перед переполюсовкой стоит испробовать другие методы десульфатации.
Что нужно знать о переполюсовке аккумулятора на автомобилях
Все владельцы автомобильного транспорта имеют представление о предназначении и принципе работы аккумуляторной батареи. Однако не многие знакомы с методами восстановления работоспособности аккумуляторов.
Химические процессы в аккумуляторной батарее
История появления
Начинается история появления гелевых аккумуляторных батарей (АКБ) в момент появления свинцово-кислотных аккумуляторов. Впервые данный тип хранителей электроэнергии был спроектирован Гастоном Планте, однако идеальным или близким в идеальному он точно не получился. Во многом это было связано с тем, что первые свинцово-кислотные АКБ были маленькими по ёмкости и проблемными в плане зарядки.
Достойные умы автомобильной инженерии и электрики трудились в сфере улучшения аккумуляторов подобного рода в течение 100 лет. В основном модернизации поддавались два элемента аккумулятора:
И лишь вначале 1970-х годов миру предстали наиболее удачные конфигурации подобных устройств. Именно одной из таких стал рассматриваемый сегодня гелевый аккумулятор.
Суть конструкции данного узла заключалась и заключается в использовании сметанообразного электролита, иначе говоря – геля, который заметно улучшает основные свойства АКБ. Поначалу идея гелевых батарей была воспринята не столь хорошо, как хотелось бы её создателям, однако с течением времени ситуация изменилась. В итоге, с 00-х годов нынешнего века гелевые АКБ для автомобиля и мото-аккумуляторы подобного вида потихоньку «захватывают» сферу своей специализации и становится все более и более популярны.
Технология самостоятельного выполнения переполюсовки
Операция достаточно простая и выполняется в следующей последовательности действий:
Принцип работы и устройство гелевой АКБ
Устройство гелевого аккумулятора мало чем отличает от того, что представлено в кислотных батареях. В типовом варианте подобный узел представляет собой совокупность из следующих составляющих:
На данный момент производят два основных типа гелевых батарей, а именно:
Что касается конкретных принципов организации работы гелевого аккумулятора, то они заключаются в проведении химических реакций геля-электролита, сделанного на основе двуокиси кремния, с используемыми в АКБ электродами. В итоге, это позволяет иметь стабильное напряжение на клеммах батареи в размере 12 Вольт. Впрочем, как и у кислотного аккумулятора.
Когда есть смысл производить переполюсовку?
Разумеется, как универсальный способ ремонта аккумулятора переполюсовка не может рассматриваться. Можно говорить о том, что пользователь от самой попытки «оживления» устройства ничего не теряет кроме времени и нервов, но есть случаи, когда положительный эффект в принципе будет невозможен. Например, попытки восстановления аккумулятора переполюсовкой ни к чему хорошему не приведут в следующих ситуациях:
И все же типовые и некритические нарушения в рабочем процессе или потеря былых эксплуатационных качеств не исключают успеха при выполнении переполюсовки. Ее вполне можно применять к блокам, которые не берут заряд, быстро закипают, разряжаются за несколько минут и т. п.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Пожалуй, основное, на что обращают внимание автомобилисты при выборе АКБ, это плюсы и минусы его работы. В этом плане гелевые аккумуляторы смотрятся очень интересно, так как имеют и существенные преимущества, и некоторые недостатки. Для того, чтобы увидеть всю картину использования подобных батарей, давайте обратим внимание как на их плюсы, так и минусы. Начнём, наверное, с положительных аспектов функционирования гелевых батарей. В общем виде их перечень следующий:
Казалось бы, гелевый аккумулятор – это эталон надёжности и простоты использования, но и здесь есть некоторые подводные камни, а точнее, это минусы использования подобных АКБ, которые таковы:
Безусловно, рассматриваемый сегодня тип аккумулятора лучше кислотного, но и он имеет некоторые недостатки. Существенны ли они? Какие минусы стоит терпеть? Нужно ли это? Решайте сами в зависимости от своих желаний и потребностей.
Естественная переполюсовка
Изменение полюсов заряда может произойти без ведома пользователя в определенных условиях. Для этого в первую очередь требуется наличие разницы потенциалов между разными блоками электродов. В таких условиях одна секция будет утрачивать заряд быстрее и не исключено, что уровень емкости дойдет до нуля, в то время как «работа» второй секции продолжится. Именно в такой конфигурации возможна естественная переполюсовка аккумулятора автомобиля, когда один из зарядов начинает действовать в обратном направлении, заряжая соседний «нулевой» блок в противоположной последовательности. Изначально к подобным и уже неконтролируемым процессам приводят следующие факторы:
Зарядка гелевого аккумулятора
Правила эксплуатации и порядок зарядки гелевого аккумулятора определяются его производителем. В любом случае, особых отличий в этом плане АКБ на геле от кислотных батарей не имеют. Для того чтобы правильно зарядить такой узел достаточно:
С первым моментом, пожалуй, каждый разберётся сам, а вот относительно порядка зарядки батареи стоит поговорить более подробно. На самом деле особых сложностей она не имеет и проводится так:
В целом, особых сложностей в зарядке гелевых аккумуляторов не имеется. Главное в этом процессе – соблюдение рекомендаций производителя и представленных выше положений. Уверяем, при таком подходе к зарядке АКБ она прослужит вам максимально долгий срок без каких-либо проблем.
Особенности двойной переполюсовки
Если целью ставится избавление электродов от белого налета и последствий сильной сульфатации, то себя оправдает и двойная переполюсовка. Она избавит от внешних физико-химических процессов разрушения при смене полюсов с возвращением старой электрической конфигурации подключения. Выполняется двойная переполюсовка аккумулятора в той же последовательности. После изменения полярностей сразу необходимо повторить набор действий, но в другом порядке. Также стоит учитывать, что данная операция возлагает большую нагрузку на АКБ и особенно на электроды. Поэтому выполнять двойную переполюсовку рекомендуется только в отношении блоков с плотными, прочными и толстыми пластинами.
Восстановление гелевого аккумулятора
Ранее уже было упомянуто, что гелевые аккумуляторы не особо чувствительны к глубокому разряду. Однако, даже взяв в расчёт это преимущество подобных АКБ, об их грамотном восстановлении забывать не стоит. Однако как восстановить гелевый аккумулятор и насколько это сложно? Давайте разбираться.
На самом деле сложностей в восстановлении гелевой батареи нет, ибо используемый электролит в этом плане крайне неприхотлив. Для того, чтоб восстановить аккумулятор данного типа без потери энергоёмкости, достаточно:
На этом, пожалуй, по гелевым батареям наиболее интересная и важная информация подошла к концу. Надеемся, представленный сегодня материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах и в использовании АКБ!
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Положительный эффект переполюсовки
При успешном завершении процедуры в лучшем случае можно будет рассчитывать еще на 2-3 года эксплуатации блока, хоть и с минимальными энергетическим потенциалом. Если параллельно с переполюсовкой произвести замену электролита и грамотно выполнять перезаряд, то в первое время устройство может продемонстрировать и вовсе завидные показатели работоспособности. Другое дело, что и в этом случае восстановление аккумулятора от переполюсовки даст непродолжительный эффект. Возросшая мощность быстро вернется в прежнее состояние и в дальнейшем будет только понижаться.
Видео
Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.
Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.
Как они устроены
Конструкция аккумулятора глубокого разряда
Двенадцати вольтовый аккумулятор глубокого разряда состоит из шести ячеек, каждая из которых имеет напряжение 2.1 вольт. Ячейки подключены между собой последовательно — положительный вывод одной к отрицательному выводу другой. Каждая ячейка состоит из соединённых между собой положительных и отрицательных пластин, которые разделены тонкими листами пористого электроизоляционного материала, предотвращающего короткое замыкание пластин между собой. Пластины в ячейке чередуются – за положительной идет отрицательная, за отрицательной положительная и так далее.
Пластина состоит из металлической сетки, которая служит несущим каркасом для активного пористого материала, запрессованного в сетку.
После того как пластины затвердевают, они вставляются в ячейки, а те в свою очередь в высокопрочный и жесткий корпус из полипропилена. Ячейки подключаются к клеммам, а корпус закрывается крышкой и заливается электролитом.
Причины выхода из строя аккумуляторов глубокого разряда
В холодном климате, аккумулятор стареет из-за того, что положительно заряженная пластина осыпается из-за расширения и сжатия, возникающего во время разряда и зарядки. Коричневый осадок, шлам или грязь скапливаются в нижней части корпуса батареи и вызывают короткое замыкание ячеек. В жарком климате, дополнительные причины отказа – увеличение размеров положительной пластины, коррозия ее решетки, вспучивание пластин и испарение воды. Глубокий разряд, нагрев, работа в условиях вибрации, перезарядка и недозарядка ускоряют процесс старения.
Еще одна причина преждевременного выхода аккумулятора глубокого разряда из строя это сульфатация.
Cульфатация – это процесс осаждения сульфата свинца на пластинах аккумулятора. Она возникает во время длительного хранения аккумулятора глубокого разряда и становится проблемой, если соединения сульфата свинца не удается преобразовать обратно в активный материал пластины. Если заряд аккумулятора опускается ниже 80%, пластины покрываются жестким и плотным слоем сульфата свинца, который проникает в поры и заполняют их. Положительные пластины становятся светло-коричневыми, отрицательные мутно-белыми. Со временем батарея теряет емкость и перестает заряжается
Негативный эффект переполюсовки
Говорить о негативных факторах переполюсовки применительно к совершенно неработающей батарее сложно. Но в том и проблема, что эффект восстановления может иметь место только в случае, когда потенциал еще не утрачен полностью. То есть реанимировать блок можно другими способами, а последствия от переполюсовки аккумулятора могут выражаться в полном разрушении тонких пластин уже без всяких шансов на возвращение работоспособности. Самые обидные последствия в этом контексте происходят из-за естественной переполюсовки. Неправильное подключение тех же клемм у вполне работающей АКБ приведет к аналогичным процессам разрушения, но в более короткие сроки, так как без пользовательского контроля будут исключены обязательные условия предохранения устройства.