Как сделать принудиловку на вентилятор
Сделал принудительное включение вентилятора охлаждения.
, 36 лет
Я езжу на Лада 2115 «Снежная Королева 53rus»
Великий Новгород, Россия
Всем доброго времени суток!
Давненько не чего не писал.
Давно уже хотел себе сделать принудительное включение вентилятора охлаждения из за того что дорога до дома разбитая, частенько по улице тащишься на первой передачи, двигатель нагревается, подъезжая к гаражу температура в двигателе поднимается где то до 103″ пока открываешь ворота двигатель продолжается греться, затем заезжаешь в гараж и включается вентилятор, приходится ждать когда вентилятор скинет температуру и затем глушить мотор.
Что бы не стоять в гараже и не ждать пока вентилятор охлаждения скинет температуру решил сделать принудительное включение вентилятора охлаждения.
По осени попробовал сделать принудительное включение вентилятора охлаждения с использованием заводского четырёх контактного реле которое стоит в монтажном блоке не получилось, начал загораться чек.
Сейчас когда стало по теплее решил ещё раз попробовать сделать принудительное включение вентилятора охлаждения с использованием дополнительного четырёх контактного реле.
Схемы я особо рисовать не умею, вот как то так получилось:
1-штатному реле вентилятора.
2-кнопка с помощью которой в ручную запускаешь вентилятора охлаждения.
3-контроллер.
4-дополнительное четырёх контактного реле.
5-вентилятор охлаждения.
В гараже была кнопка включения задних противотуманных фонарей, решил её использовать для включения вентилятора.
Вот так закрепил дополнительное четырёх контактного реле.
Питание вентилятора взял с плюсовой клеммы через предохранитель на 20А.
Под этой накладкой нашёл разъём с которого уходит плюсовой провод на вентилятор.
Затем к этому проводу подсоединил плюсовой провод который идёт с 30 контакта дополнительное четырёх контактного реле.
Проделанной работой доволен, теперь не надо ждать в гараже когда вентилятор скинет температуру, когда стоишь в пробке вентилятор можно запускать по раньше.
Всем спасибо за внимание!
Большое спасибо друзья! Что следите за моей машиной!
Удачи на дорогах! Хорошего Драйва!
Кнопка включения вентилятора радиатора охлаждения ВАЗ 2110
Эта запись повествует о том как сделать кнопку принудительного включения вентилятора для ВАЗ 2110
Начну с того, что не для кого не секрет, что вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.
Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.
В интернете есть немало описаний, но для человека который не силен в электрике автомобиля все они довольно сложны, но если разобраться, то данный «девайс» собрать сможет практически каждый
Взяв за основу описания из инета, я попробую максимально полно и подробно описать весь процесс, дабы любой, кто захочет замутить кнопку, справился с задачей.
У меня получилось два варианта исполнения:
первый — наиболее простой и дешевый,
второй — очень распространен в инете, более сложный, чуть подороже, но выйдет аккуратнее и считается надежным за счет использования доп. реле.
Но оба способа не являются заменой штатной схеме срабатывания
вентилятора радиатора в автомобиле и
предназначены лишь как альтернативное
решение для работы двигателя на более
низких температурах, контролируемой
непосредственно водителем.Штатная схема работает в прежнем режиме, по сигналу контроллера вентилятор по-прежнему включится.
Но для начала разберемся во всех тонкостях.
Крышка крепится на двух саморезах, снимаем крышку, засовываем голову под панель и видим три реле.
Обычно с завода порядок следования реле и предохранителей таков:
Предохранители:
1 – предохранитель модуля зажигания, контроллера;
2 – предохранитель клапана продувки адсорбера, датчика
скорости автомобиля, датчика кислорода
(подогрева), датчика расхода воздуха;
3 – предохранитель реле топливного насоса,
топливного насоса, форсунок.
Реле:
4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).
Нас интересует реле вентилятора, обычно самое ближнее к двигателю, НО
Внимание! Порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов.
Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.
Совет(!) Номера контактов подписаны на самом реле, рядом с ножками.
Откручиваем две гайки на 8, которые фиксируют реле. Удобнее всего это сделать трубочкой.
Совет(!) После того как открутите гайки крепления реле, снимите крышку панели еще и с водительской стороны и вытащите релюшки на коврик, так намного удобнее
Вариант первый, без реле.
Первоисточник: www.autosecret.net/tuning…vis/189-peregrev-vaz-2110
В чем суть: к силовым контактам реле вентилятора 30 и 87, подключается провод, размыкаемый мощным выключателем расчитанным на ток не менее 20А для 12V
Что нужно:
1. 1 м провода сечением 1.5-2 мм (я брал провод медный 2х1.5мм 14руб за метр)
2. Мощный выключатель (необязательно предначенный для 12V, пойдет и для 220V и 24V, главное чтоб для 12V было не мене 20А, например мой выключатель расчитан на ток 15А 24V, то есть получается 30А для 12V(мне он обошелся 25р)
3. 2 клеммы мама(по два рубля за штуку)
4. Изолента или термоусадка
Минусы:
— Такую кнопку сложно найти в продаже
— Придется вырезать место для кнопки(например в кожухе рулевой колонки)
Особенности: В отличии от второго варианта, вентилятор можно включать при выключенном зажигании.
Совет(!)Для лучшей изоляции, прежде чем обжимать клеему, наденьте на провод кембрик или термоусадку подходящего размера, после обжатия передвинте кембрик на тонкую часть клеммы, и обмотайте изолентой.
Далее вставляем наши провода в колодку, в клеммы контакта 30 и контакта 87, без разницы какой провод куда, номера смотрим на реле
И сверху вставляем реле
Подводим наши провода к месту куда решили установить кнопку, надеваем наши клеммы на контакты кнопки, предварительно их заизолировав,
накидываем клемму на АКБ, тестируем, собираем.
Хочу отметить что нигде ничего не греется и уж тем более не плавиться, как это обычно принято считать.
Вариант второй, с доп. реле.
Первоисточник: www.autolada.ru/viewtopic.php?t=251500
В чем суть: параллельно
штатному реле вентилятора РелеN1
подключается дополнительное реле РелеN2,
управляемое вручную кнопкой Кн2. При нажатии на Кн2
включается реле РелеN2 и вентилятор
замыкается на массу.
Что нужно:
1. Четырехконтакное реле с ухом крепления (45руб)
2. Колодка для реле (20 руб)
3. Колодка для кнопки (если не найдете то будут, просто клеммы в изоляции)
4. Кнопка с фиксацией, подойдет от рециркуляции или от кондиционера(со снежинкой), (80руб)
5. 1,5 метра двойного или 3 метра простого провода сечением 1.5-2 мм (15руб за метр)
6. Соединительные обжимные клеммы: 2 на массу, 6 мам, 4 узких мам (по 2 руб)
7. Изолента или термоусадка
Минусы:
— дороже и сложнее первого варианта
Вынимаем клеммы белого и розового проводов из колодки, срезаем старые клеммы,
добавляем по проводу, и обжимаем уже по два провода (наш и родной), вставляем клеммы с проводами обратно в колодки
Совет(!) Чтобы не перепутать клеммы местами в колодке, сначала вытащите и переделайте одну клемму, вставьте ее на место, и только затем тоже самое проделайте с другой клеммой. Далее берем колодку для реле, вытаскиваем из нее все клеммы с проводами и убираем их, они нам не понадобятся.
Совет(!)Если вам попалась колодка для реле белого цвета, напишите маркером на каждой стороне номер ноги реле(30, 85, 86, 87)так намного удобнее.
Берем наш провод обжатый вместе с тонким розового цвета проводом, обжимаем другой его конец клеммой «мама» и вставляем его в колодку для реле на место 85 контакта(длина провода не больше 20см), берем наш провод обжатый вместе с толстым белым проводом, обжимаем другой его конец клеммой «мама» и вставляем его в колодку для реле на место 87 контакта(длина провода не больше 20см), берем новый провод длинной около 10 см, обжимаем один его конец клеммой для массы(круглая, с отверстием), а другой клеммой «мама» и вставляем этот конец в колодку для реле на место 30 контакта, берем новый провод длиной около метра, один его конец клеммой «узкая мама», а другой клеммой «мама» и вставляем этот конец в колодку для реле на место 86 контакта, берем новый провод длиной окола метра, обжимаем один его конец клеммой для массы, а другой клеммой «узкая мама». провода метровой длины, концами обжатыми «узкой мамой» проводим к штатному месту для кнопки, у кнопки четыре ноги, те две что в центре — это для подсветки, а вот на те две что в углу, мы и надем наши провода, без разницы какой провод. Концы проводов(30 от нашего реле и 86 от кнопки), обжатые клеммой для массы, надеваем на шпильку
Далее делаем подсветку кнопки. Ее можно сделать как подсветку или как индикацию работы. Если делаем подсветку, то питание берем от лампы подсветки рычага управления отопителем(плюс коричневый провод, минус черный), если индикацию — то плюс нам нужен постоянный, с прикуривателя или с контакта 85 нашего реле.
Затем сверлим небольшое отверстие(3-4мм) и проводим через него наши провода для подсветки. На кнопке имеется четыре ноги(контакта) те что в центре — для подсветки(к ним и подсоединяем наши провода от лампы подсветки рычага отопителя), те что в углу для вентилятора(масса со шпильки и контакт 86 от нашего реле, какой куда без разницы)
Для индикации плюс берем постоянный, а минус от контакта 86 нашего реле, тогда подсветка будет гореть будет только при нажатой кнопке.
Кнопка воздуха: принудительное включение вентилятора радиатора.
Предисловие. Когда-то на «восьмерке» отец установил тумблер для принудительного включения вентилятора — при затяжных подъемах на горные перевалы двигатель не закипал, но в жару нередко образовались паровые пробки в бензонасосе, поэтому превентивное включение электродвигателя вентилятора на радиаторе несколько облегчало ситуацию.
На ВАЗ-2113, разумеется, подобного «тюнинга» никто не делал, поскольку ни к тепловому режиму, ни к работе двигателя даже в самую лютую жару вопросов не возникало.
Однако в прошлом году я как-то увидел у своего знакомого Сергея на его «пятнашке» кнопку принудительного включения вентилятора — так сказать, по старой советской традиции.
Оказавшись в очередной раз в знаменитой мукачевской пробке (это когда в центре стоишь минут 10 🙂 ) я понял, что Серёжа, в общем-то, знал, что делал. Ведь ты стоишь, наблюдаешь за показаниями БК и указателя температуры, которая медленно, но уверенно ползет вверх. 91…93…95…97…99…101 и вентилятор включается. И вот ты стоишь, мотор потихоньку греется, а вентилятор еще не жужжит. Потом включается, жужжит, выключается, еще стоишь… в общем, качели.
В этой ситуации было бы действительно неплохо превентивно включить вентилятор. Конечно, в идеале его бы стоило вообще сначала запустить на малые обороты вращения, а потом выйти на максимальные ближе к 100 градусам, но… хотелось обойтись без колхоза, то есть просто установить кнопку принудительного включения вентилятора, причем полностью сохранив штатную схему включения.
Пользуясь свободным временем, Вася провел подготовительные работы — подобрал нужное реле, провода и немного поколдовал с кнопкой, после чего она обзавелась штатной индикацией положения «включено». Я ведь хотел, чтобы после нажатия в ней засветилось окошко — так же, как в других кнопках на панели.
В общем, к моему приезду все было готово. Монтаж занял каких-то полчаса, проверили — все работает именно так, как я хотел! Стандартная зеленая подсветка при включенных габаритах, оранжевый светофильтр индикации, причем сама пиктограмма «круговорота воздуха» при включении с зеленой подсветки переходит на оранжевую! Помнится, евроаварийка аналогичным образом с зеленой становилась красной, что мне очень нравилось.
Кнопку разместили между остальными — как раз там, где стояла заглушка от несуществующих передних противотуманок. Ранее я ставил туда евроаварийку, от которой впоследствии отказался при установке руля 2114.
принудительное включение вентиляторов с индикацией включения
поездка на перевал Дятлова окончательно меня убедила в необходимости сделать у себя принудительное включение вентиляторов с кнопки. в следствие проблем с системой охлаждения еще до выезда (подробнее опишу позднее в отдельной страшной сказке на ночь), пару раз было необходимо быстро и принудительно сбросить температуру двигателя, но в инструментах у меня была только функция Тропик БК, а ее пока перестроишь и она заработает — время бежит. до этого у меня было реализовано принудительное отключение вентиляторов, а «принудительно» вентиляторы включались установкой на БК температуры их включения (но ниже 95 градусов БК не позволяет выставить).
практика показала, что в 99% случаев мне требовалось таки как раз принудительное включение вентиляторов, а не их выключение:
1. подъезжая к броду с крутящимися вентиляторами можно подождать, пока двигатель остынет и они выключатся (не соревнования же на время…)
2. как только картер двигателя попадает в воду, то температура двигателя по БК сразу же и достаточно быстро падает на 5-7-10 градусов
3. в связи с внедорожными условиями эксплуатации автомобиля я сторонник включения сразу обоих вентиляторов и быстрого сброса температуры — на мой взгляд это наиболее надежный и быстрый способ решать встающие температурные преграды перед автомобилем
4. я так же хотел сделать на кнопку индикацию включения вентиляторов (как с контроллера штатно, так и при принудительном включении), дабы визуально видеть, включены они или нет
в общем, самый простой способ реализации этого подсказал некто Spiridonich )), а я в нее только добавил возможность индикации включения вентиляторов через лампочка. как видно из схемы, необходимо просто замыкать на массу через кнопку 86е контакты управляющей цепи 6 и 8 реле включения вентиляторов, при этом будет загораться лампочка индикации включения вентиляторов:
но тут выяснились две такие занятные штуки:
на все это дело Спиридонычем была предложена вот такая хитрая схема реализации принудительного ключения вентиляторов и индикации их включения:
пока я размышлял над этой схемой, сложилось так, что я нашел шестиконтактную кнопку старого образца и кроме того, у меня уже было протянуто от кнопки до реле два провода, а по схеме спиридоныча надо было тянуть туда три провода) в общем у меня изобрелась такая просто простецкая схема принудительного включения вентиляторов с индикацией включения через шестиконтактную кнопку старого образца и одно реле:
как видим по схеме, когда поворачивается замок зажигания на предстартовое положение (+12 с замка зажигания взял с реле стартера), тогда замыкается управляющая цепь реле 7 и появляется возможность замыкать 86е контакты управляющей цепи реле включения вентиляторов на массу с индикацией включения лампочкой кнопки. а в выключенном стоянии замка зажигания +12 с замка зажигания отсутствует, реле разомкнуто и потому масса на лампочку не приходит и соответственно нет ее свечения.
массу на реле я взял со шпильки возле контроллера — кстати именно ее надо обтягивать, для нормальной массы и адекватного показа напряжения контроллером:
далее откручиваю с контроллера колодку реле и снимаю сам контроллер:
таки наконец-то я добрался до контроллера, разобрал его и обильно смазал герметиком, дабы избежать возможного утопления:
силовая (управляемая) цепь: беру с колодки реле правого вентилятора управляющий провод массы и вывожу его (желтый провод) на колодку отдельного реле, с колодки веду его далее на кнопку. управляющая цепь: розовый провод — +12 с замка зажигания, коричневый — масса на шпильку контроллера.
на контроллере есть несколько отверстий для крепежа, креплю его не на штатные, а на нижние — он прикручивается несколько под углом, зато на 5-7 см выше:
что имею в итоге:
1. когда по БК температура включения достигает установленного значения, БК дает команду и в контроллере на 29м контакте появляется управляющая масса, которая приходит на 86е контакты реле 6 и 8 включения левого и правого вентиляторов — они включаются, при этом так же загорается лампочка индикации включения вентиляторов.
2. если мне нужно до температуры включения по БК и принудительно включить вентиляторы, я замыкаю управляющую кнопку, при этом замыкаю массу на 86е контакты реле 6 и 8 включения левого и правого вентиляторов и так же лампочку индикации включения.
3. при выключении замка зажигания на реле 7 в управляющей цепи пропадает +12 с замка зажигания и оно размыкает управляемую силовую цепь тем самым предотвращая попадание массы на лампочку.
4. соответственно при индикации включения вентиляторов что контроллером, что принудительно кнопкой горит красивенькая лампочка:
попутно в ходе реализации выяснилась следующая картина: предыдущий хозяин в следствие некоторых причин (догадываюсь каких…) решил поступить трагическим образом и ЗАПАРАЛЛЕЛИЛ оба вентилятора В МОТОРНОМ ОТСЕКЕ, в итоге оба вентиля ВСЕ ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ У МЕНЯ включались ВСЕГДА ОБА ДВА И В ПОЛСИЛЫ, при этом были запитаны от ОДНОГО 30А РЕЛЕ. а я еще удивлялся, когда мимом моего гаража проезжали 21214 Нивы и у них вентили работали как двигатели у боинга при взлете, а я радовался, что у меня так тихо работаю карлсоны)))
в общем во-первых вернул работу вентиляторов от двух, а не одного реле (вот и причина пригорания контактов реле), во-вторых поставил реле по 40А, а в-третьих сделал включение обоих вентиляторов в полную силу, но от 68 контакта контроллера — т.е. при включении по БК или контроллеру по первому порогу температуры, когда в штате должен включаться только один вентилятор и в полсилы, у меня теперь шпарят оба, через два реле и в полную силу, при этом лампочка мне сигнализирует (или символизирует?)) о их включении. а нажатие кнопки включает их принудительно вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе.
Принудительное включение вентилятора радиатора. Часть 1
Приветствую Вас, мои подписчики 🙂
Всех с праздниками! Всем праздничного настроения!
Каждое лето у меня какие-то мелкие приключения с системой охлаждения — то пробка расширительного бачка, то сам бачок, то патрубки, то печка зимой решила внести свой вклад. Ну и поскольку в мозгах прошито включение вентилятора чуть ли не на вскипании двигателя, то частенько летом «помогал» движку включением на всю печки, чтобы сбить температуру. Но на темного цвета машине, по жаре ездить с включенной печкой — это конечно страсть.
Виной всему этому цирку:
высокое давление в системе охлаждения (пробка срабатывает при 1,7 Атм)
термостат, который срабатывает слишком поздно
вентилятор, который срабатывает при 105 градусах
малый размер лопастей вентилятора радиатора
мои сигналы, которые перекрыли собой воздушный поток к радиатору
заводская решетка радиатора.
Естественно в моих планах поставить двойной вентилятор с Нивы, но а пока начнем с малого, и от простого к сложному будем постепенно двигаться.
Итак, понадобилась мне кнопка для принудительного включения вентиля. Пересмотрел уйму вариантов и остановился на кнопке выключения вентилятора с УАЗа. На УАЗе она нужна как я понял для того, чтобы форсировать глубокий брод и на этот период выключать вентилятор. Вот она:
Но найти ее на Барабашова я не смог. Спрашивал у каждого. Нет и нет.
Вспомнил, что дома рассматривал еще один вариант — кнопка включения отопителя с Газели.
Вот ее я и нашел только у одного продавца, но только с другим каталожным номером и с тем же рисунком.
И тот кстати сам удивился, что у него такое есть в закромах контейнера. Продал он мне ее нарадостях с небольшой скидочкой. Он рад что избавился, а я рад что приобрел.
Как позже выяснилось существует около десятка модификаций этой кнопки с Газели. Рисунок на кнопке один и тот же, а количество контактов сзади разнится. Есть с подсветкой внутри кнопки, есть светодиод сбоку. Вобщем для меня это было открытием. Себе же я приобрел как раз с максимальным количеством контактов — 8 шт. Какая была такую и взял. Была только такая. Других вариантов не было.
Вот она поближе:
Самым подходящим, на мой взгляд, местом для ее размещения мне показалась площадка рядом с заводской АПС. Как раз когда смотришь на стрелку температуры на панели приборов, то очень удобно не суетясь правой рукой сразу нажать на кнопку включения вентилятора. Как говориться, кнопка сразу под рукой. Никуда тянуться не нужно.
Так как нагрузка с кнопки будет снята релюшкой 30 Ампер, то впринципе изначально был вариант приобрести ВАЗовскую любую кнопку и установить ее за 5 секунд на центральный воздуховод, где уже присутствуют кнопки, но у меня планы инсталить много всего дополнительного и для этих приблуд попросту в итоге некуда будет кнопку воткнуть. Поэтому спрогнозировав эту ситуацию, заблаговременно учел такой вариант развития событий. Притом на вазовских кнопках, ни на одной не нарисован вентилятор! А мы ведь стремимся к совершенству))).
Вобщем как обычно начал с трафарета. На скотче малярном нанес габарит кнопки.
Вырезанный фрагмент трафарета наклеил на площадку и выровнял.
Потом дрелью просверлил несколько отверстий. Если пластик толстый, то можно сверлить только по периметру, но если пластик тонкий, то нужно много отверстий делать внутри периметра, чтобы не получить неожиданно трещину пластика выходящую за периметр. Поэтому большим количеством отверстий как бы ослабляем пластик там где именно нам это нужно.
Конечно это не сфотографировал, но вообще я всегда когда что-либо делаю, то нежалея малярный скотч обклеиваю все вокруг, чтобы защитить пластик от вероятных царапин. Ну а вдруг сверло например соскочит и оставит полосу по пластику… Будет очень обидно… Поэтому чтобы результат был безупречным, обклеиваю в несколько слоев для подстраховки всю пластиковую панель.
Просверлил и аккуратно извлек лишнее. Вид как мышки погрызли, но ничего, будет норм.
Дальше посмотрел в отверстие и увидел, что очень удачно попал между усилителем жесткости внутри и жгутом проводов. Правда в итоге оказалось, что усилитель жесткости пришлось немного срезать. Вобщем добавил он хлопот.
Ну и плоским напильничком убрал лишнее и надфилями очень долго подгонял.
Как результат получил ровное посадочное место для кнопки.
Окончательно полностью устанавливать кнопку заподлицо не стал, так как еще ее нужно подключать и несколько раз вынимать. Вобщем утопил ее не полностью, чтобы она не защелкнулась. Если ее полностью вставить в посадочное место — она будет конечно красивее выглядеть. Короче кнопка включения вентилятора «почти» на своем законном месте. С новосельем!)))
Еще хотел сказать что когда ходил по рынку в поисках всего необходимого для моей схемы, то как то вот даже слегка волновался насчет целесообразности врезки именно квадратной кнопки в это место. Но потом вспомнил, что чуть выше распологается неменее квадратная кнопка «Аварийной сигнализации», которая значительно больше размером. Ну и естественно настроился на то, что это будет самая сложная инсталяция, так как там узкое пространство, должен мешать руль, поводки дворников и поза должна быть сложной. Но наделе оказалось все с точностью наоборот. Это моя самая удобная доработочка, когда не пришлось корячиться буквой зю в три погибели.
Когда занимался монтажем, то рядом лежал планшет и я еще смотрел сериал «Ходячие мертвецы»)))
Ну и согревался душистым чаем с конфетами. Погода нынче не по-весеннему холодная 😉