Как сделать проездной в варшаве
Транспорт Варшавы и где купить проездной
Только через несколько месяцев жизни в Польше я поняла, что чего-то не хватает. А, точно! Маршруток! 🙂 Тут с общественным транспортом все отлично, и поэтому никому не нужно закрывать недоработки городского транспорта.
Расписание — на каждой остановке, и автобусы с трамваями его действительно придерживаются! Ночные автобусы тоже. Линии маршрутов построены очень грамотно, а для того, чтобы понять, как добраться из точки А в точку Б достаточно лишь отметить эти точки на сайте или в специальном приложении.
Сейчас все подробно расскажу.
Ну а для тех, кто хочет все и сразу — приглашаю прочитать про достопримечательности Варшавы.
Транспортная система Варшавы
Условно город делится на две части — strefy. Strefa 1 — это, собственно, сама Варшава, весь город. Strefa 2 — это пригороды Варшавы. Проще говоря, если вы ездите по городу и не забираетесь ни в какие дебри, то вообще не беспокойтесь по этому вопросу — вы будете все время в стрефе 1. Аэропорт Шопена, кстати, тоже находится в стрефе 1.
При подъезде к границе зоны вместе с объявлением остановки информатор скажет: Przystanek graniczny (пшыстанек граничны) — по местным правилам, уже на этой остановке вы обязаны иметь билет, действующий в strefe 2.
Виды транспорта в Варшаве
По Варшаве ездят автобусы, трамваи, метро и электрички.
При этом водители автобусов иногда могут везти очень резко, так что настоятельно рекомендую держаться за поручни 🙂
Двери во всех видах наземного транспорта редко открываются все сразу. Как правило, для того, чтобы выйти, нужно нажать кнопку у двери, чтобы она открылась. В вагонах метро тоже есть такие кнопки, но тут двери, наоборот, почти всегда открываются автоматически. Автобусы умеют «приседать», то есть наклонять пол к входящим, что очень удобно пассажирам с колясками.
Трамваи бывают двух видов: старые и новые. В новых есть кондиционер и автомат для покупки билетов.
Билет у водителя с 2018 года купить нельзя! Причем по представлениям некоторых контролеров вы уже должны садиться в транспорт с действительным билетом. Иногда доказать что-то сложно. Так что лучше купите билет заранее и сразу же прокомпостируйте его при входе в транспорт.
Метро очень простое и удобное — всего две ветки, которые пересекаются на станции Swiętokrzyska (Сьвентокжыцка). Первая линия открыта сравнительно недавно — в 1995 году, вторая — в 2015. Сейчас вторую линию достраивают с обеих сторон. Практически на каждой станции метро есть бесплатные туалеты. Они, правда, находятся не у платформ, а в переходе. Туалеты просто найти по указателям. На каждой станции есть лифт.
Электричками удобно пользоваться, живя в некоторых районах Варшавы — зачастую, это удобный способ доезда до центра.
Впрочем, если вам нужно быстро добраться из аэропорта (особенно из Модлина) до отеля — лучше всего пользоваться трансфером от Киви — читайте, как это делала я.
Время работы транспорта
Тут все очень удобно. Весь транспорт в городе ходит довольно часто и стабильно с 5 утра до 23.00. Позже на смену потихонечку начинают заступать ночные автобусы, которые также неплохо охватывают город. Как правило, они ходят раз в 30-60 минут. Ночные маршруты обозначаются буквой N перед номером автобуса.
Метро работает до 01.00, а по пятницам и субботам — до 3.00.
Как доехать до…
Самый простой способ — это проверить на сайте jakdojade.pl — его можно использовать со многими польскими городами. У этого сервиса есть и мобильное приложение для разных платформ, так что с путешествиями по городу проблем возникнуть не должно.
Читаем расписание на остановках
Тут все очень просто и информативно. Как правило, транспорт ходит действительно по расписанию. Конечно, возможны опоздания из-за ситуации на дорогах, но в целом все очень пунктуально.
Крупная цифра слева вверху — это номер транспорта. Справа от нее указана конечная остановка по маршруту (в данном случае — Rondo Daszyńskiego).
Ниже — собственно расписание. На примере 11 трамвая оно вмещается на один лист, а в случае 33-го трамвая на один лист влезло только расписание на будни. Расписание в субботы и праздники — на следующем листе, но я его уже не фотографировала. Жирным указаны часы, чуть менее жирным — минуты.
Самая приятная часть — справа. Тут указан перечень остановок. Та, на которой вы находитесь, выделена в темную рамочку. Цифры слева от рамочки — продолжительность поездки. Например, отсюда до конечной вы доедете за 35 минут. Иногда очень полезно знать длительность поездки — например, если вы раздумываете над тем, какой талончик вам купить — на 20 минут или на 75.
Если вы находитесь на остановке перед перекрестком, то стрелки рядом с номером транспорта покажут, куда он поедет.
Где купить билеты
По городу довольно часто попадаются вот такие красные автоматы. Есть они и в подземных переходах у метро. Прямо в автобусах и новых трамваях также установлены подобные автоматы, но нужно учитывать, что в части из них билет можно купить только по карточке или только за монетки.
С недавних пор билет можно купить прямо через телефон с помощью мобильного приложения. Это может быть достаточно удобно, ведь при этом способе не нужно возиться с мелочью и спешно искать билетомат. Есть три приложения для этих целей, выбирайте любое (mobilet.pl, mpay.pl, skycash.com), но разберитесь с ним заранее, потому что иначе вы не успеете вовремя купить билет.
Стоимость проезда по одноразовым билетам
Билеты временные (bilety czasowe):
а) 20-minutowy — действителен в течение 20 минут при поездке без пересадок (для трамваев и автобусов). Стоимость: 3,40 злотых — полный (normalny) и 1,70 злотых — льготный (ulgowy). Что удобно, этот вид билетов действует для обоих stref.
б) jedynorazowy przesiadkowy (одноразовый пересадочный) — можно сделать любое количество пересадок, включая не только трамваи и автобусы, но и метро. Билет только для strefa 1 действует 75 минут, стоит 4,40 злотых — полный (normalny) и 2,20 злотых — льготный (ulgowy). Билет для обоих зон (strefa 1, 2) действует 90 минут и стоит 7 и 3,50 злотых соответственно.
Билеты краткосрочные (bilety krótkookresowe):
а) dobowy — действителен в течение суток, с любым количеством пересадок, включая автобусы, трамваи, метро и даже поезда. Для действительного только в strefa 1 стоимость: 15 злотых — полный (normalny) и 7 злотых — льготный (ulgowy), для действительного сразу в двух зонах — 26 и 13 злотых соответственно.
б) weekendowy — действует с 19.00 пятницы до 8.00 понедельника в обеих зонах на любые виды транспорта, включая автобусы, трамваи и метро. Стоит 24 злотых — полный и 12 злотых льготный.
в) weekendowy grupowy — отличается от предыдущего тем, что по одному такому билету может ездить до 5 человек! Что делает это предложение довольно интересным в случае поездки выходного дня. Стоит такое удовольствие 40 злотых, льгот нет.
О том, кому в принципе в Польше полагаются льготы на проезд, будет ниже.
Стоимость проезда по проездным
Если вы планируете ездить туда и обратно хотя бы 20 дней в месяц — точно делайте себе проездной — выйдет экономнее (как сделать проездной — смотрите ниже).
Виды и стоимость проездных:
Именной билет на 30 дней в зоне 1 — 110 злотых полный и 55 льготный;
Именной билет на 30 дней в зоне 2 — 112 злотых полный и 56 льготный;
Именной билет на 30 дней в зонах 1 и 2 — 210 злотых полный и 105 льготный;
Билет на предъявителя на 30 дней в зонах 1 и 2 — 230 злотых полный и 115 льготный.
Именной билет на 90 дней в зоне 1 — 280 злотых полный и 140 льготный;
Именной билет на 90 дней в зоне 2 — 282 злотых полный и 141 льготный;
Именной билет на 90 дней в зонах 1 и 2 — 536 злотых полный и 268 льготный;
Билет на предъявителя на 90 дней в зонах 1 и 2 — 600 злотых полный и 300 льготный.
Если вы подавали декларацию о доходах PIT-37 за прошлый год, то в этом году имеете право покупать себе проездной на 20-40 злотых дешевле. Для этого вам нужно получить Kartę Warszawiaka. Я не думаю, что меня читает много людей, для которых это актуально, а те, кому это нужно — прошу в гугл за подробностями 🙂
Как компостировать билеты
Очень важно прокомпостировать билет сразу после захода в транспорт. Если билета у вас нет — срочно к билетомату — купить его как можно быстрее в ваших интересах. Контролеры тут часты и строги, в большинстве случаев неплохо говорят на английском и иностранцев тоже не жалеют.
(Иногда до смешного доходит, когда я вижу, как особо предприимчивые русскоязычные туристы вдруг начинают делать вид, что понимают только английский, и контролер спокойно на него переходит и объясняет, что придется платить штраф).
Для компостирования найдите ярко-желтый ящичек, прикрепленный на поручне прямо у многих дверей и вложите туда билетик. Если вы едете на проездном первый раз — его нужно обязательно активировать — приложить к этому же ящичку. На фото ящичек для компостирования билетов слева. Справа — билетомат для их покупки.
Как сделать проездной
Проездной выглядит как банковская карточка. Делается в любом отделении ZTM (отдел транспорта). Отделения ZTM есть в переходах станций метро: Centrum, Swiętokrzyska, Ratusz Arsenal, Dworzec Gdański, Plac Wilsona, Marymont, Młociny, Rondo ONZ, Nowy Świat-Uniwersytet, Dworzec Wileński, а также на Центральном вокзале и на вокзале Warszawa Zachodnia.
Кому полагаются льготы
Если вы собираетесь покупать льготный билет, обязательно имейте с собой документ, подтверждающий право на льготу!
Ездить со скидкой 50% могут:
Дети и молодежь до 26 лет
Студенты польских университетов любого возраста (исключение — поезда, тут только до 26 лет)
Студенты заграничных университетов до 26 лет
Если у вас 3 и более детей, то вам тоже полагаются скидки, уточняйте об этом в ZTM
Пенсионеры с 65 до 70 лет покупают себе билет за 50 злотых на год (касается только польских пенсионеров).
Дети до 7 лет
Пенсионеры после 70 лет
Все-все в Европейский День без машин — 22 сентября
Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Если у вас есть какие-то дополнения или пожелания — пишите в комментариях!
Рассказ о том, где и как купить проездной в Варшаве, на каком виде транспорта он действует, как его активировать.
Всем привет! Вы на канале «Всё гладко в Польше». Сейчас я расскажу вам об особенностях проезда в городском транспорте города Варшава. В Варшаве существуют проездные и билеты. Сейчас, в частности, я расскажу, как оформить Karta Miejska – это проездной. Выглядит она вот так. Она идёт именная, с фотографией. Оформить её можно в пунктах обслуживания клиентов компании «ZTM» называется, «Punkt Obstugi Pasazerow». Вот так выглядят пункты обслуживания.
Время работы этих пунктов, в основном, с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. мы находимся возле одного из них. Остальные есть пункты обслуживания, их много, в принципе. Есть информация. Если один из них закрыт, вы можете идти на другой. Также расписание работы. Также мы дадим вам, ниже предоставим ссылку на сайт, можно смотреть самостоятельно, где находятся эти пункты обслуживания (http://www.ztm.waw.pl/psb.php?c=178&l=1).
Существует 5 или 10 дизайнов, то есть, можно выбрать любой из них. Для оформления карты нужен загранпаспорт и фотографии. В принципе, всё. Карточка универсальная, предназначена для любого вида транспорта в Варшаве. То есть, их 4, городских. Это метро, трамвай, автобус и электричка. То есть можно пользоваться любым этим транспортом.
После приобретения и пополнения карточки, её нужно активировать. Как, мы покажем дальше. Чтобы активировать карточку, нужно приложить к такому аппарату (аппарат находится в автобусе). После этого на экране должна высветиться дата и время, до какого действительна карточка. Надеюсь, информация была полезна. Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки. Всего доброго! И всё будет гладко!
Сколько стоит проезд в общественном транспорте в Польше и как его оплатить?
Автор: Дмитрий Константинович
Дата обновления: 31.10.2021
Порой самые простые вещи, необходимые в быту, выглядят привычно и действуют по похожей схеме, но, отличаясь деталями, могут неожиданно создать трудности на пустом, казалось бы, месте. Что может быть проще, чем сесть в автобус или трамвай и доехать до нужной остановки?
Но вот иностранец оказывается в Польше, мимо него буднично шмыгает общественный транспорт, но он лишь растеряно крутит головой? Где нужная остановка? На каком автобусе добраться? Сколько стоит билет и где его купить? Как сэкономить? Что будет, если проехать зайцем?
Вопросам работы общественного транспорта в Польше и будет посвящен данный материал.
Виды общественного транспорта в Польше
В этом смысле все привычно: ни летающих тарелок, ни гужевых повозок, ни собачьих упряжек вы на улицах польских городов не найдете. Зато привычные виды транспорта развиты довольно хорошо.
Однако прежде чем перейти к конкретным видам, остановимся на таком понятии, как транспортные зоны.
Населенные пункты, в особенности крупные города, разделены на зоны – т.н. Strefa или Zone. Как правило, речь идет о двух зонах, по-разному удаленных от центра. Иногда используется понятие «Третьей зоны» применительно к ближайшей области, но это скорее речевой оборот, чем юридический термин.
От номера зоны зависит и стоимость билетов. К этому мы вернемся далее более подробно, а пока посмотрите на схему организации зон на примере Варшавы. Это важно еще и для того, чтобы точно понимать каким типом транспорта в какую зону можно добраться.
Нажмите на фото, чтобы открыть схему в оригинальном размере.
Метро
Для начала, нужно знать в каких городах Польши есть метро. Пока что подземка присутствует только в Варшаве. Это не очень разветвленная сеть линий, но основные маршруты (как деловые, так и туристические) она охватывает.
Обе линии проходят через центр, и связывают его с географическими окраинами:
Работает метрополитен ежедневно. Открывается в 05:00, а закрытие зависит от дня недели – с понедельника по четверг работа прекращается в 00:00, а с пятницы по воскресение – в 02:30.
Скоростной трамвай
Этот вид транспорта стоит отделять и от обычного трамвая, и от метрополитена, хотя по сути он представляет собой некий симбиоз этих двух направлений, а также жд-транспорта. Иногда данный тип даже называют метротрамом.
Это ускоренные трамвайные составы, чей маршрут может частично проходить в туннелях или под землей. На сегодня скоростной трамвай действует в следующих городах:
В процессе ввода в эксплуатацию линии в Щецине, Лодзи и Врацлаве.
Трамвай
Обычный трамвай, наряду с автобусами, являются самым распространенным общественным транспортом. Трамвайные линии есть практически во всех городах, и местные власти стараются использовать их, как экологически наиболее чистые.
Троллейбус
Этот тип транспорта достаточно экзотичен для Польши. Встретить троллейбусы можно только на улицах Люблина, Тыхы, Гдыни.
Автобус
Наиболее привычный и распространенный тип городского транспорта. Бывают и междугородние, и международные маршруты, однако в контексте этой статьи нас интересует именно городской вид.
Обычный или скоростной тип. Применяется как в черте городов, так и для поездок в «Третью штрефу» (область). Так же бывают международного или междугороднего формата, но нас интересует их внутригородская ипостась.
Такси
Этот удобный и пронырливый способ добраться до цели имеется практически везде. Но из-за договорного типа ценообразования мы не будем акцентировать внимания на данном виде транспорта. К тому же, стоимость такси в Польше мы рассмотрели в другой статье.
Типы билетов на общественный транспорт
В городах, как правило, свои транспортные компании, и нередко их несколько. У каждой есть право устанавливать свои цены, в т.ч. и штрафные санкции. Однако в целом эти параметры очень схожи, а сами билеты общественного городского транспорта от типа транспорта не зависят.
Основные билеты классифицируются:
Normalny и Ulgowy
Здесь все просто: нормальный – это полная стоимость билетов, «со скидкой» (Ulgowy) — это половина стоимости для льготной категории граждан. К ней относятся некоторые студенты, инвалиды и т.д. – в каждом городе списки могут отличаться.
Туристам достаточно знать одно – они, к сожалению, к категории льготников не относятся. Обратите внимание, что речь идет именно о 50% скидке. Другой тип льгот – полностью бесплатный проезд будет рассмотрен отдельно.
Полный перечень льготников Варшавы можно посмотреть здесь.
По зонам доступа
И использование билета, и его цена зависят и от зон (штреф). Как правило, бывают билеты, распространяющиеся только на Strefa 1 или на Strefa 1 и 2.
Соответственно, перемещение по билетам Штрефа 1 возможно только внутри первой зоны, по Штрефа 1 и 2 – по обоим.
Одноразовые и проездные
С точки зрения проездных, все довольно привычно – это билет, выдаваемый на определенный период, в течение которого может быть использован в указанной зоне.
В Варшаве, к примеру, проездной бывает 30-дневным (месячным) и 90-дневным.
Сложнее обстоят дела с одноразовыми билетами. Они ограничены либо количеством поездок (одна), либо указанным на них временем. К примеру, 20-минутный билет означает, что с момента активации можно проехаться на выбранном маршруте до любой, в т.ч. конечной станции или осуществить пересадку и воспользоваться другим маршрутом, но в рамках двадцатиминутного интервала.
Варшавские транспортники предлагают сегодня следующие одноразовые билеты:
Кроме этого, существуют билеты на 24 и 72 часа, групповые – на 10 человек, и «билет выходного дня», действующий с вечера пятницы до утра понедельника.
Сколько стоит проезд в польском городском транспорте?
Ориентировочные цены рассмотрим так же на примере польской столицы. В других местах могут быть отличия, но вряд ли они существенны.
Тип билета | Strefa | Normalny | Ulgowy |
---|---|---|---|
Билет 20-минутный. Здесь и далее: во время первого прохода билет должен быть активирован при входе в транспортное средство, а в случае метро – при входе в вестибюль. С этого момента билет действителен в течение указанного времени. | 1+2 | 3,40 zł | |
Билет одноразовый пересадочный, дающий право на неограниченное число поездок до 75 минут. | 1 | 4,40 zł | 2,20 zł |
Билет одноразовый пересадочный дающий право на неограниченное число поездок до 90 минут. | 1+2 | 7,00 zł | 3,50 zł |
Билет одноразовый пересадочный групповой, дающий право на проезд группы численностью до 10 человек, на неограниченное число поездок до 75 минут. | 1 | — | 22,00 zł |
Билет суточный, дающий право на неограниченное число поездок в течение 24 часов (одна зона). | 1 | 15,00 zł | 7,50 zł |
Билет суточный, дающий право на неограниченное число поездок в течение 24 часов (две зоны). | 1+2 | 26,00 zł | 13,00 zł |
Билет 3-дневный, дающий право на неограниченное количество поездок в течение 72 (одна зона). | 1 | 36,00 zł | 18,00 zł |
Билет 3-дневный, дающий право на неограниченное количество поездок в течение 72 часов (обе зоны). | 1+2 | 57,00 zł | 28,50 zł |
Билет выходного дня, дающий право на неограниченное число поездок с 19:00 в пятницу до 8:00 в понедельник. | 1+2 | 24,00 zł | 12 zł |
Билет выходного дня групповой, дающий право группе из 5 человек на неограниченное число поездок с 19:00 в пятницу до 8:00 в понедельник. | 1+2 | 40,00 zł |
Девяностодневные отличаются только стоимостью:
Все указанные тарифы действуют исключительно при наличии карты Warszawiaka. При ее отсутствии можно приобрести карту на предъявителя, но ее стоимости значительно выше:
Кол-во дней (обе зоны) | Normalny (zł) | Ulgowy (zł) |
---|---|---|
30 дней | 230 | 115 |
90 дней | 600 | 300 |
Существуют и льготные проездные – о них мы поговорим далее более подробно.
Кому предусмотрен льготный и бесплатный проезд?
Льготы бывают трех различных категорий:
Льготные категории могут определяться как общепольскими законами, так и правилами конкретного воеводства / повята. Поэтому мы предоставляем лишь ориентировочные данные, а как обстоят с этим дела в конкретном городе необходимо уточнять на месте.
Полный перечень льгот варшавском транспорте можно посмотреть по этой ссылке. Однако подавляющее большинство из них относятся либо к гражданам РП, либо к иностранцам, обладающим ВНЖ в Польше.
Где можно купить билет?
Это сделать совершенно нетрудно. Билеты реализовываются в большинстве киосков, в специальных билетоматах, расположенных на остановках наземного транспорта или перед входом в метро.
Проездные можно заказать онлайн, а варшавский сервис по поиску точек продаж можно, к примеру, найти по этой ссылке.
Как пользоваться проездным?
Думаете это простой вопрос? Нет! Большинство иностранцев, оштрафованных за неоплаченный проезд, имели билет. Просто они забыли его активировать.
Для активации билета в наземном транспорте или непосредственно перед входом в метро установлены валидаторы – специальные устройства, делающие на билетах соответствующие отметки. Только после этого поездка считается оплаченной.
Относительно бесконтактных карт. Их так же необходимо «активировать» — поднести к соответствующей зоне валидатора при каждой поездке.
Штраф за безбилетный проезд: размер и оплата
Размер штрафа за безбилетный проезд устанавливает конкретной транспортной компанией по согласованию с городскими властями.
Как правило, за безбилетный проезд штрафуют на сумму в 38 раз превышающую стоимость 90-минутного билета в обе зоны. Для Варшавы это 266 zł.
При оплате штрафа на месте его размер может быть сокращен до 160 zł, а если оплатить позже, но в течение первых 7 дней, то до 186 zł.
Оплата штрафа (если не выбран вариант выплат на месте) осуществляется по полученной квитанции в специальных пунктах конкретного перевозчика. Некоторые банки Польши готовы принять данный платеж, но возможно возьмут за это комиссионные.
Что будет, если не оплатить?
Все перевозчики – коммерческие структуры. При образовании задолженности они будут применять все доступные средства для ее погашения – суд, взыскание и т.д. В результате, для иностранца вполне может быть наложен запрет на въезд в Польшу, и как следствие, во всю Шенгенскую зону.
Это наиболее негативный вариант, которые далеко не всегда воплощается именно в такой форме. Бывали случаи, когда о должнике вовсе забывали.
Полезные приложения и сайты
Для удобства пассажиров разработано большое число различных сайтов и приложений для мобильных. Это могут быть и местные программы (для определенного города), и рассчитанные на всю Польшу.
Например, очень удобным является сайт jakdojade.pl. Достаточно зайти на портал, выбрать интересующий город и две конечные точки. Будет предложено несколько маршрутов, в т.ч. типы и виды общественного транспорта, их расписание и другие параметры.
Популярностью так же пользуются мобильное приложение moBilet (google play) и сервис SkyCash.
Заключение
В завершении еще раз напомним пассажирам – иностранцам, что одной только покупки билета недостаточно – необходимо его «прокомпостировать». Без этого радость от путешествия может быть омрачена непредвиденными расходами.