Как сделать пятидневку в школе
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Какие действия надо предпринять для перевода школы или класса с шестидневного обучения на пятидневное? Примеры и последовательность действий. Насколько реально перевести школу на пятидневку?
Новость о возможном введении в школах шести дней обучения озадачила многих родителей. Некоторые категорически не хотят переходить на шестидневку. Для других информация о том, что не все, как они, учатся по шесть дней в неделю, стала неожиданностью. Они тоже хотели бы перейти на пять дней. Но как это сделать?
Сколько школ в России учатся по шестидневке?
Начнем с того, что у нас в стране никто не знает точное количество школ, находящихся на шестидневке. Это происходит не потому, что школы не подают такую отчетность, а из-за того, что данная величина «плавающая» и зависит от многих факторов. Родители школьников часто не знают, что соседняя школа учится по другому графику.
Каждый регион, каждая местная власть и даже руководство местной школы имеют право действовать в этом вопросе, как они пожелают. Такое право им дано Минпросвещения и Законом об образовании. В школах страны нет не только единой программы обучения, но и единого графика учебы.
На пресс-конференции «Известий», посвященной возможному переходу на школ на шестидневку, эксперт Общероссийского народного фронта, директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова заявила, что нет четкой статистики о том, сколько школ находятся на шестидневке и сколько на пятидневке.
Вот что она ответила на этот вопрос:
«Ну такой статистики, я думаю, нет, поскольку для этого нужно все 44 000 школ опросить либо какую-то другую форму учета придумать. Сегодня каждая школа самостоятельно решает эти вопросы согласно Закону об образовании. Ничто не мешает директору школы вместе с администрацией, при учете мнения родителей, на какой-то период или полноценно перейти на шестидневку, если есть какие-то проблемы именно в подготовке.
Есть школы, которые могут перейти на шестидневку, например, на месяц. Есть школы, которые занимаются по триместрам. Например, 1-й и 2-й триместр — шестидневка, а остальные пятидневка. Это зависит от учебного плана, от наличия свободных аудиторий, от занятий, когда детей надо делить на группы и т.д. Т.е. школа этими вопросами занимается самостоятельно. Никто не может менять этот план, ни муниципальные власти, ни федеральные», — сказала она.
Одним словом, никто точно не знает, какие школы и как учатся. Есть лишь усредненные, приблизительные данные.
Попробуем подсчитать
Учитывая такой интерес к этой теме и закрытость более точных статистических данных для публичного доступа, попытаемся сами подсчитать эту цифру.
Для этого воспользуемся открытыми данными:
Согласно всероссийскому опросу, проведенному в 2019 году, оказалось, что около трети опрошенных родителей заявила, что их дети учатся по шестидневке.
Путем несложных расчетов можно определить приблизительное число школ, в которых учатся шесть дней в шеделю.
Итак: Общее количество школ в России около 44 000. Около трети (33%) на шестидневке.
Итого: около 14 520 школ учатся шесть дней в неделю.
Остальные 29 480 школ находятся на пятидневке.
Напоминаем, что это лишь грубые подсчеты. Реальные цифры могут отличаться.
Что лучше пяти или шестидневка?
Мнения на этот счет различны. Каждый приводит свои доводы.
Сторонники шестидневки:
Считается, что переход на шестидневку удобен тем, что все дополнительные занятия и различные кружки в школах, а также учебная программа — выдаются в полном объеме.
Вопрос о пяти- и шестидневках в школах поднимался еще в 70-х годах прошлого века. В прибалтийском городе Пярну проводился эксперимент. Всех учеников перевели на пятидневку, думая о том, как это скажется на досуге и успеваемости школьников. В результате — около 80% учеников были предоставлены сами себе.
Эксперимент показал, что большинство школьников в выходные дни занимаются своими привычными делами, которые они делали по воскресеньям, а именно — отдыхали и развлекались (кино, игры, прогулки и т.д.).
Целесообразность уменьшения учебной недели для повышения качества знаний в этом эксперименте не была доказана.
К аргументам «за» шестидневку относят и такой — при шестом учебном дне дети получают дополнительные знания от профессионалов (учителей), которые они не могут получить самостоятельно, находясь на отдыхе.
Сторонники пятидневки
Основные доводы:
— Школа не дает необходимых знаний для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поэтому необходимы репетиторы, для которых и нужен дополнительный день.
— Сторонники разностороннего развития говорят о необходимости дополнительного выходного дня для выявления предпочтений школьников путем дополнительных занятий в кружках и и спортивных секциях вне школы. Отсутствие такого выходного дня означает ограничение возможности ребенка найти свое призвание в чем-то другом.
Можно ли перевести школу на пятидневку и обратно?
Возможно ли это? Да, Закон об образовании это допускает.
Решение о смене продолжительности учебной недели школа принимает самостоятельно на основании (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Решается это не одним днем, а путем предватительной тщательной подготовки.
При переходе на пятидневку (шестидневку) надо учитывать:
Отдельный вопрос — с какого периода можно менять продолжительность учебной недели?
Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуется переходить на новый режим с нового учебного года, нового полугодия или новой учебной четверти.
Вопросы, возникающие при переходе.
Закон об образовании прямо указывает на возможность школы (при согласии родителей и учеников) переходить на другой режим обучения. Однако на практике оказывается, что не все так просто.
К Закону существует большое количество дополнительных инструкций и подзаконных актов, которые способны сделать этот процесс если не невозможным, то, по крайней мере, очень трудным.
С чего начать?
Вопрос изменения продолжительности учебной недели решает «Управляющий совет школы»
Управляющий совет школы — это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
В состав Управляющего совета, кроме родителей, могут входить представители администрации, учащиеся, выпускники школы и просто неравнодушные граждане, чьи дети даже никогда не учились в этом учебном заведении. Он может решать многие вопросы касающиеся образовательного процесса, в том числе и продолжительность учебной недели.
Начинать процесс перехода на пятидневку надо со сбора Управляющего совета школы. На нем выясняется принципиальная возможность такого перехода.
Прежде всего надо понять, способна ли вообще школа перейти на пятидневку. Здесь необходимо учесть много факторов — количество свободных классов и возможности педагогов (в плане увеличения их нагрузки на пятидневной неделе).
Дело в том, что независимо от того, сколько дней в неделю учятся школьники, количество учебных часов остается прежним. Просто часть учебных часов с субботы переносится на другие учебные дни.
* Максимальная нагрузка школьников в неделю
Часто при детальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что существующие условия в школах не позволяют перейти на пятидневку (переполненность классов, нехватка педагогов, нормы СанПина и др).
Наверняка многие из тех, кто прочитал эти строки, сразу подумали, что все перечисленное относится и к их школе.
К сожалению, вследствие различных «улучшений» и «оптимизаций» количество школ в России за последние 20 лет сократилось на 27,5 тысяч единиц, что вызвало повышение нагрузки на оставшиеся школы.
* За период с 2000 по 2018 годы было закрыто более 27 000 школ.
В результате такого сокращения многие дети стали учиться в более многочисленных классах, часто во вторую смену. Как правило, именно в таких переполненных школах и введено шестидневное обучение.
Обучать большое количество школьников в пятидневку они просто не в состоянии. Если похожая сиутация наблюдается и в школе Вашего ребенка — говорить о возможности перехода на пятидневку не имеет смысла.
В больших городах ситуация с обеспечением населения школами заметно лучше. В этом случае переход на пятидневку по-прежнему возможен.
И так если условия позволяют — переходим к следующему шагу.
Проверка Устава школы
Вероятно, не все родители, определяющие своих детей в школу, читали ее Устав, но именно от него зависит, имеет ли право школа переходить на пятидневку.
Поясняем:
Каждое образовательное учреждение должно иметь свой Устав, в котором оно определяет свои задачи и цели. Они четко прописаны в этом документе. Устав является юридически значимым документом, отклонение от которого в своей деятельности не допускается.
В Уставах школ вариант обучения школьников (пяти- или шестидневка) может быть как прописан, так и нет.
Если такой пункт отсутствует — управляющий совет вправе изменять количество учебных дней. А если в Уставе прописано обучение по шестидневной неделе, то для того чтобы перевести ее на пятидневку, потребуется перерегистрация самого Устава школы, что само по себе проблематично и маловероятно. Для этого нужны согласия всех ее учредителей, которые получить чрезвычайно трудно.
В государственной школе получить согласие на перерегистрацию Устава крайне сложно, и на этом попытку перевода детей на пятидневку можно прекращать.
Если Устав позволяет это сделать, то после проведенной подготовки силами школы оформляются необходимые документы. Директором образовательного учреждения издается приказ о переводе школы на пятидневное обучение.
* Приказ о переводе школы на пятидневное обучение
В заключение:
Вопрос о переходе школ на иной график учебы относится к ведению самой школы. Однако переход туда-обратно часто сопряжен с большими трудностями.
В настоящее время из-за пандемии коронавируса это сделать особенно трудно. Школы находятся в затруднительной ситуации из-за рекомендаций Роспотребнадзора, ограничивающих число учеников в классе и вводящих дополнительные санитарно- эпидемиологические требования к очному обучению.
Пятидневка в школе: «за» и «против»
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала перевести всех российских школьников на пятидневную учебную неделю, чтобы дети могли больше общаться с родителями, отдыхать и посещать кружки. «Сейчас актуально добиться пятидневки для наших учеников. Ведь задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог кроме уроков посещать кружки и творчески развиваться. Ну и, самое главное, чтобы ребенок как можно больше времени проводил с родителями», – заявила Матвиенко.
Как оценивают возможность перевода всех школ на пятидневную рабочую неделю наши эксперты и читатели? Что для этого необходимо сделать?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» продолжительность учебной недели определяет сама школа. При этом решение о переходе на пяти- или шестидневную учебную неделю должно приниматься исходя из особенностей учебного процесса и с учетом мнения всех заинтересованных сторон: педагогов, законных представителей школьников и самих детей.
Шестидневная учебная неделя в российских школах распространена довольно широко, хотя официальной статистики Минпросвещения по этому вопросу нет. Определенное представление можно получить из данных мониторинга ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования». Так, в 2019 году из 2500 опрошенных родителей школьников из 84 регионов 30% отметили, что их дети учатся шесть дней в неделю.
Выбор шестидневной учебной недели обусловлен особенностями образовательного процесса в отдельно взятой школе. К таким особенностям можно отнести углубленное изучение учебных предметов, наличие элективных курсов или, наоборот, нехватку помещений, дефицит педагогов, невозможность организовать обучение в одну смену.
Но для большинства участников образовательных отношений кажется наиболее предпочтительным вариант организации учебной недели на пятидневной основе. Четверть родителей, принявших участие в опросе ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» летом 2019 года, отметили, что из-за шестидневки дети пребывают в угнетенном состоянии. На пятидневке же появится лишний день для отдыха, дети смогут больше времени проводить в семье. Увеличится количество выходных дней и у учителей, нагрузка на которых при шестидневной неделе очень серьезная. Снизятся нагрузки на региональные бюджеты за счет сокращения расходов на горячее питание.
При этом важно понимать последствия такого перехода. Для выполнения учебного плана субботние часы в любом случае придется распределять на оставшиеся пять дней. То есть учебный день школьников увеличится. Сдвинется график внеурочных занятий и кружков, ребятам придется позднее делать домашнее задание. При этом, напомню, согласно СанПиНам максимальная дневная нагрузка первоклассников не должна превышать 4 уроков и один раз в неделю – 5 уроков, для учащихся 2‑4‑х классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков, для 5‑6‑х классов – не более 6, для 7‑11‑х классов – не более 7. Кроме того, при переходе на пятидневку школы будут вынуждены пересматривать образовательную программу и сокращать ее объем или продлевать учебный год.
Поэтому решение о выборе пяти- или шестидневной учебной недели должно оставаться за школой. Все нюансы перехода должны решаться в каждой школе совместно с советами обучающихся и родителей.
Максим ИВАНОВ, участник конкурса «Учитель года России»-2014, учитель истории и обществознания Державинского лицея, Петрозаводск:
– Отношусь к этой идее положительно. Не секрет, что усталость накапливается. Один выходной подразумевает, что ты можешь отдохнуть вторую половину дня субботы.
Воскресенье же – это, если по-честному, подготовка к предстоящей рабочей неделе. Так что пятидневная рабочая неделя позволила бы иметь один полноценный выходной, когда можно погулять, провести его с друзьями или родными. Обычно говорят о том, что ученики потеряют часть предметной нагрузки. Тут надо рационально подойти к решению. По мне, лучше семь уроков каждый день, чем рабочая суббота. Мне кажется, что в пятидневке больше заинтересованы школьники, а вот на чьей стороне окажутся родители – это вопрос. Мой сын обрадовался бы пятидневке, это точно!
Григорий ФОМЕНКОВ, учитель истории и обществознания,
г. Меленки Владимирской области:
– Переход на пятидневную учебную неделю считаю разумным. Школы нашего города и района уже несколько лет работают по пятидневке. У старшеклассников в выходные дни появляется больше времени для самоподготовки к экзаменам, дети младшего и среднего звена имеют возможность посещать кружки в Центре внешкольной работы, участвовать в спортивных соревнованиях, которые, как правило, проходят в выходные. Не секрет, что нагрузка на детей в школе большая, поэтому даже выспаться до обеда – это для них радость.
Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает. Введение пятидневки зависит от волевого решения руководителя образовательного учреждения. Не надо этого бояться. Учебный процесс не пострадает.
Иван ХЕОРХЕ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2020, учитель истории и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Е.Ушинского, Ленинградская область:
– Перевод всех учебных заведений на пятидневку – интересная инициатива, которую, на мой взгляд, поддержат большинство родителей и детей. Возможность такая есть, особенно если всем переходить централизованно. Для этого необходимо сместить дополнительное образование в будние дни на более позднее время: занятия в кружках, музыкальных и художественных школах, спортивных секциях должны будут начинаться не с 15.00, а с 16.00‑16.30. Возрастает количество уроков в день с 6‑7 в основной и старшей школе до 7‑8.
Потребуется ввести в середине дня длительный обеденный перерыв (30‑45 минут). Он нужен будет не столько для приема пищи, сколько для отдыха учеников и педагогов.
Светлана ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
– Насколько я знаю, в Воронеже большинство школ переведены на пятидневную учебную неделю. Но в субботу школьные здания тоже не пустуют, по крайней мере, так было до пандемии, и дети приходили на дополнительные и кружковые занятия. Также есть школы, где только начальные классы занимаются пять дней в неделю, а средние и старшие остаются на шестидневке. Не стоит забывать, что у нас еще есть школы, в которых дети занимаются во вторую смену. Чтобы всем учиться в одну смену и перейти на пятидневную учебную неделю, нужны большие изменения. На мой взгляд, надо пересмотреть учебную программу и уменьшить нагрузку на учеников. А второй момент – надо строить новые большие, просторные школы и брать на работу молодых учителей, чтобы рабочая нагрузка распределялась более равномерно и учитель не вел по полторы-две ставки. И конечно, надо увеличить заработную плату учителя. Только боюсь, что выполнение всех этих условий возможно не в нашем, реальном, а в каком-нибудь сказочном мире!
Наталья М., учитель, Великий Новгород:
– Я за эту идею при условии сокращения часов в школьной программе. В день ученик средних и старших классов должен посещать не более шести уроков. Что необходимо для такого сокращения? Пересмотреть программы по большинству предметов. Массой ненужных деталей перегружены программы по истории, географии, обществознанию, а дети в результате не знают ключевых событий и понятий. Они не помнят, в каком году началась Великая Отечественная война, а одна моя ученица, девятиклассница, всерьез ответила, что Луна – это Солнце, только ночью. Можно совсем убрать из школы курс ОБЖ, введя этот раздел в программу физики, чтобы дети понимали сущность опасных явлений. Курс ОРКСЭ, на мой взгляд, тоже не оправдал себя, сведения по этике и религии можно органично включить в программу по истории. Думаю, оптимизация нынешней школьной программы давно назрела, нужно провести широкое обсуждение этой темы.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– При переходе на пятидневку есть два варианта. Первый – уменьшение недельной нагрузки, чтобы уроков было 6, максимум 7. Вопрос: за счет чего? Опять меньше математики, физики, русского языка? Второй вариант – недельную нагрузку сохранить. Тогда в некоторые дни у детей будет по 8, а то и 9 уроков. Когда я пришла работать в школу в сентябре 1992 года, так и было. Представьте себе математику, физику или химию на восьмом уроке! Семиклассники и на шестом уроке уже не воспринимают материал. Когда позже ввели шестидневку, дети вздыхали с облегчением и радовались. Они говорили, что лучше лишний день в школу пойти, чем 8‑9 уроков учиться.
Наталья Е., учитель русского языка и литературы, Нижний Новгород:
– Не знаю, как это можно сделать без серьезного пересмотра (в сторону сокращения) учебных программ. Ведь почти каждый день в средней школе шесть уроков, дети перегружены, очень устают. Об этом не только родители говорят, мы сами видим. Представить, что субботние уроки «раскидают» на будние дни, я не могу. Дети не высидят 7 часов. Ведь им еще потом домашние задания делать, у старшеклассников, почти у всех, к тому же репетиторы. Да еще и дополнительное образование, у кого-то спорт… Не представляю, зачем такое уплотнение нужно, ради чего? Вот что действительно пошло бы на пользу, так это перенести начало уроков на 9.00, а по субботам на 10.00. Чтобы дети хотя бы высыпались и бодрыми приходили в школу, а не с больной головой. Не знаю, поможет ли это сохранить их здоровье и нервную систему, но многие дети высказывают нам свое недовольство неоправданно ранним началом дня. Сама я жаворонок, мне вставать рано нетрудно, но я вижу, как многим тяжело это дается, особенно детям. Зачем их мучить?
О введении пятидневки в школах снова заговорили
В начале марта Валентина Матвиенко высказалась по поводу пятидневной учебной недели в школах. На удивление, она сказала совершено правильные и понятные многим родителям вещи. Дети должны больше времени проводить на воздухе, посещать дополнительные занятия, проводить время с семьёй и т.д. А шестидневная учебная неделя никак этому не способствует.
Что мешает перевести школы на пятидневную учебную неделю?
Теоретически вообще ничего не мешает. Школа самостоятельно выбирает, учиться 5 или 6 дней. Т.е. каждая школа может перейти на пятидневку хоть сегодня. Но, как всегда, у школ возникает масса НО.
1. В школе должно хватать помещений для проведения занятий и учителей. Если школа учится в две смены, то раскидать субботние уроки на неделю просто некуда – второй смене тоже нужно заниматься. То же с учителями: при достаточном количестве педагогов можно организовать обучение по пятидневке. Если учителей не хватает – значит выход кроется в шестидневке.
2. Выполнение санитарных норм. Невозможно поставить в один день 10 уроков – есть санитарные нормы. Поэтому в школах с углубленным изучением предмета будут сложности, поскольку введены дополнительные часы по отдельному предмету. Если каждый день у детей максимальное количество уроков, то ничего не остается, как учиться еще и шестой день.
Единственный выход – отказаться от некоторых «ненужных» предметов. Например, музыки или ИЗО.
Таким образом, чтобы перейти на пятидневку, нужно просто решить проблемы современной школы. Как только они будут решены, то такой переход станет действительно реальным для каждой школы.
Ждать ли пятидневку?
Лично я считаю, что слова В. Матвиенко, конечно, ничего не решат. Решать нужно стандартные проблемы школ. Это значит, строить новую школу, привлекать новых педагогов, а не растягивать учебную неделю на 6 дней и в 2 смены. Ведь, в конечном итоге, страдают сами дети. У многих взрослых пятидневная рабочая неделя. А детям приходится трудиться 6 дней. Вместо того чтобы провести субботу в кругу семьи, они вынуждены идти в школу. Ни выспаться, ни отдохнуть…
Я однозначно выступаю за пятидневную учебную неделю. Жизнь ребёнка не должна проходить только в школе. Есть ещё и дом. Только вот добиться в нынешних условиях и с нынешними проблемами школ быстрого перехода на пятидневку сразу не получится.
Но и сидеть сложа руки тоже не вариант. А вот поэтапно устранять (или помогать устранять) препятствия, которые мешают конкретной школе перейти на пятидневную учебную неделю, однозначно стоит.
Пятидневка в школах в 2021-2022 году
Тема о переходе всех школ России на пятидневную учебную неделю обсуждается на первый год, но в 2021-2022 учебном году не во всех учебных заведениях России будет введена пятидневка. Стоит заметить, что школы Подмосковья перешли на пятидневную учебную неделю еще в 2018-2019 учебном году. За это нововведение проголосовали более 95% школьников и их родителей в регионе.
Закон определяет, что каждое учебное заведение вправе самостоятельно утверждать собственную программу, учебный план и график работы, то есть 6-дневную или 5-дневную учебную неделю. А родители — выбирать школу, которую они считают наиболее комфортной для обучения ребенка.
Почему в школе шестидневка
Принимая решение о шестидневной неделе, главным доводом выдвигается желание снизить нагрузку на учащихся, уменьшить ежедневное количество уроков. Чаще всего это практикуется в лицеях и гимназиях, где объем учебной нагрузки достаточно внушителен.
В 90-х годах в большинстве школ «царила» пятидневка, куда прекрасно вписывалась обязательная школьная программа. Это было комфортно для всех. Однако с увеличением объема программ различные учебные заведения стали постепенно увеличивать неделю за счет субботы, что законом не возбраняется.
Поскольку и в 2021-2022 учебном году пятидневка будет не во всех школах, родителям придется выбирать между двумя возможными вариантами:
Вариант №1 – отдавать ребенка в школу с 5-дневкой (часто достаточно далеко от дома) и со стандартной учебной программой.
Вариант №2 – остановить выбор на шестидневке, с дополнительными занятиями и расширенной программой обучения.
Вопрос снова поднимает Матвиенко
Российских школьников необходимо переводить на пятидневную учебную неделю вместо шестидневной, об этом 2 марта заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Как отметила Матвиенко, надо, чтобы ребенок как можно больше проводил времени с родителями. Основная задача в том, чтобы ребенок имел время на физическое развитие, на прогулки, игры на свежем воздухе, чтобы он мог, кроме уроков, посещать кружки и творчески развиваться.
Вопрос введения такого распорядка для школьников находится в ведении регионов и самих школ. Шестидневная учебная неделя остается вынужденным решением, потому что не хватает учителей и помещений.
Также Матвиенко привела мнение экспертов, которые бьют тревогу за перегрузку детей в школе. Она выразила уверенность, что при шестидневной учебной неделе школьник не успевает восстановиться за один выходной день.
«Мне кажется, что надо активно обсуждать тему пятидневки», — заключила Валентина Матвиенко.
Инициативу о переходе школьников на пятидневку также поддержали в Общественной палате России.
Заключение
При выборе школьного заведения с определенным режимом обучения родителям следует учитывать все нюансы:
Многолетняя проблема до сих пор остается нерешенной, и в 2021-2022 году введение пятидневки ждет далеко не всех школьников России. Обсуждения на всех уровнях продолжаются. Пятидневка, за которую ратуют многие родители, врачи, правозащитники и даже депутаты, имеет своих сторонников и противников. В министерстве образования считают, что школы с углубленным изучением предметов физически не способны «уложить» недельную программу в 5 дней.