Как сделать рассадку в классе

9 советов учителям, как рассадить учеников за партами и отвечать на претензии родителей

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.

Как рассадить детей в классе: правила для классного руководителя

Лучший способ избежать конфликтов с родителями по поводу рассаживания детей за партами — это соблюдать имеющиеся на этот счет правила и не реагировать на просьбы отдельных мам и пап. Рассаживая учеников за парты, учитель должен ориентироваться на:

Совет №1

Прежде всего, нужно ознакомиться с медицинскими картами школьников. Если у ребенка есть проблемы со слухом или зрением, то врач в своем заключении должен указать рекомендуемую парту. Обычно это 1-2 парты в центральном ряду.

Совет №2

Большой рост ребенка очень часто считается показателем того, что его нужно посадить на последнюю парту. Это неправильный подход. Высокого ученика можно разместить за любой партой в боковых рядах. Главное, чтобы он сидел с противоположной стороны от центральных проходов.

Совет №3

Учет темперамента ребенка при рассаживании за парты поможет обеспечить спокойную обстановку на уроке. Так, например, если гиперактивного ученика посадить на переднюю парту, то он целый урок будет мельтешить перед всем классом и тем самым привлекать к себе внимание других детей, отрывая их от работы. В то же время ребенок с темпераментом флегматика может совсем «затеряться», сидя на последней парте.

Совет №4

Учитель должен знать особенности характера и индивидуальные особенности своих учеников. Застенчивого ребенка лучше посадить на боковые ряды, но, ни в коем случае, не на задние парты. А вот активного и инициативного ученика можно смело отправить и на последнюю парту. Многие учителя сажают за одну парту детей со спокойным и энергичным характером.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Совет №5

Чтобы избежать нарушений дисциплины на уроке, нужно стараться не сажать вместе учеников, между которыми существует неприязнь и возникают конфликтные ситуации.

Совет №6

В течение года учителю необходимо несколько раз пересаживать детей за другие парты, менять составы пар. Наблюдая за поведением школьников в разных ситуациях на уроке, ему важно добиться оптимальной комбинации, при которой каждый ребенок будет способен плодотворно работать и чувствовать себя комфортно.

Советы, как избежать проблем при рассаживании учеников за парты

Обычно дети не придают особого значения тому, за какой партой они сидят — для них важно, кто будет их соседом.

А вот родители акцентируют на внимание на том, где именно сидит ребенок. Многие из них обращаются к учителю с просьбой посадить их ребенка на первую парту. Они считают, что от этого зависит его успеваемость.

Конечно же, угодить всем одновременно не получится. В качестве выхода из такой ситуации рекомендуется в начале каждой четверти менять порядок рассаживания учеников. Это не только позволит каждому ребенку посидеть на первых партах, но и служит хорошей профилактикой против нарушения зрения или осанки.

Кроме этого, дети могут меняться местами за партами при выполнении отдельных видов работ на уроке. Чаще всего это происходит при использовании интерактивных упражнений, работе в группах.

Привлеките родителей к рассадке детей

Совет №7

Еще один отличный способ избежать недоразумений с родителями по поводу того, что их ребенок сидит на «плохой» парте — предложить им самим составить схему расположения детей в классе. Лучше всего сделать это на родительском собрании.

Для выполнения такого задания родителей нужно разделить на несколько групп и каждой раздать карточки с необходимой информацией об учениках без указания их фамилий. Взрослые должны, ориентируясь только на объективные данные, распределить места за партами. В завершение следует обсудить все полученные схемы и решить возникшие несогласованности.

Когда общая схема будет готова, назвать имена детей и подписать, кто, где будет сидеть. После этого никаких повторных обсуждений или дополнительных просьб не должно быть.

«Первая парта» теряет свою актуальность

Совет №8

Под конец собрания нужно успокоить всех родителей, особенно тех, кто окажется недовольным. Следует объяснить, что в ходе современного урока значительно изменились формы и методы работы с классом, и теперь доска и учитель не являются основным источником знаний.

Дети много времени на уроке работают в парах и группах, занимаются практической и познавательной деятельностью. Процесс познания происходит на основе универсальных учебных действий и компетенций. Как следствие, при обучении упор делается на самостоятельную работу и самоконтроль.

Учитель больше времени уделяет «Камчатке», чем первым партам

Совет №9

Также можно привести данные психологов и опытных педагогов о том, что обычно учитель в ходе урока больше внимания уделяет тем, кто сидит в центре класса и на задних партах. Он не находится все время за столом или возле доски, а передвигается по классу, ходит между рядами и постоянно контролирует работу каждого ученика.

Мнение, что ученики, сидящие на задней парте, от этого будут плохо учиться, является предрассудком. Никакой взаимосвязи между этим нет. Важно добиться от родителей понимания в данном вопросе и никогда не идти у них на поводу.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

В помощь классному руководителю: как рассадить детей в классе?

Советы психолога: как рассадить детей в классе?

Одна из проблем организации работы в классе правильное и оптимальное размещение детей в классе, определение их рабочего места.

Что необходимо учитывать?

Медицинские показания должны обязательно учитываться (детей с нарушением слуха и зрения — не дальше 3-ей парты), как и физиологические особенности (низкорослых вперёд). Высоких детей с плохим зрением желательно сажать на крайние ряды. Сколиоз — только определённая парта определённого ряда. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

При рассадке желательно учитывать «латеральные предпочтения» (ведущие глаз и ухо). Ребёнку с ведущим правым ухом или правым глазом предпочтительнее сидеть как можно левее и т. д.

Всем левшам нужно сидеть как можно левее в классе (самый левый ряд) и на левой половине парты, чтоб не мешать соседу.

Необходимо также учитывать тип мышления. Все люди по доминирующему полушарию головного мозга делятся на 3 типа: правополушарные, левополушарные, равнополушарные. Рекомендуется посадить на 1 ряд левополушарных детей, центральный равнополушарных, правый ряд правополушарных учащихся.

По ведущему типу репрезентативной системы рекомендуется 1 ряд для аудиалов, 2 ряд аудиалов и визуалов, 3 ряд визуалов и кинестетиков.

Флегматик (сдержанный, эмоции держит в себе, не хватает веселья) – холерик (вспыльчив, любит задевать людей, но флегматик не отреагирует)

Таким образом, гармоничной парой могут быть сангвиник и меланхолик, в паре сангвиник опекает слабого меланхолика. Холерики при рассадке должны быть окружены спокойными типами нервной системы, к таким типам относится флегматик, он компенсирует холерика ( холерик вспыльчив, любит задевать людей, но флегматик не отреагирует). В паре флегматик-сангвиник, последний способен за тот же отрезок времени сделать больше, чем флегматик, поэтому может ему подсказать, помочь, поторопить.

Гиперактивных детей лучше сажать на 2-й вариант третьего ряда и последние парты. Сажать их по одному, или сажать их с очень спокойными детьми (которые не против). Между трудными в поведенческом плане детьми должно быть расстояние. Так как я увлекаюсь астрологией, то не могу обойти возможность дать совет как можно посадить детей по знакам Зодиака.

Каждую четверть классные руководители пересаживают детей, как правило медицинским показаниям во избежание нарушений зрения и осанки и возможно попробовать рассадить детей, используя их индивидуально-типологические особенности, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса и поможет создать условия для сохранения психологического здоровья обучающихся.

Источник

Три способа расстановки парт в кабинете. Плюсы и минусы разных способов расстановки парт

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.

Конечно, расстановка парт зависит от размера кабинета и размера и количества парт и детей на уроках, но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения.

Классическая расстановка парт

Начнем, пожалуй, с классической расстановки парт рядами: каждый из нас привык, что именно так должны быть установлены столы, если мы пришли учиться. В России есть два варианта: ряды образуют двуместные или одноместные парты, стоящие друг за другом. Все парты лицом к педагогу, который стоит около доски в начале кабинета. Вариации: досок может быть несколько по разным стенам.

Коммуникации и взаимодействие

Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.

Групповую работу на таком уроке организовать не так просто:

Атмосфера урока

Расположение парт рядами не способствует коммуникациям, и ученики понимают это.

Поведение учеников

С одной стороны, все ученики как на ладони, с другой — за спинами одних скрываются другие — рисующие в тетрадях, играющие на смартфонах и просто спящие.

Если в классе есть ученики с плохим поведением, то учитель старается посадить их поближе вперед, чтобы контролировать их, но, с другой стороны, слишком плотная посадка нарушителей дисциплины может привести просто к взрыву на уроке. Рекомендуется вперед пересаживать только самых нуждающихся в контроле, а остальных рассаживать по классу рядом с прилежными ребятами.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Ряды учеников не позволяют учителю видеть всех ребят

Плюсы

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Проблемы с организацией групповой работы при традиционной расстановке парт

Минусы

П-образная расстановка парт

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.

Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить парты друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).

В актовом зале можно организовать несколько таких П-образных пространств для проведения родительского собрания или игры по типу «Неделя математики».

Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие

В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Круговое расположение стульев

Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам. Все это: зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом, дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность.

Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока

Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников

С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.

С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать

Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.

Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы

Минусы

Расстановка парт кластерами

Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Групповая работа на составленных вместе партах

Групповое обучение применяется тогда, когда важно показать, что эффект групповой работы выше, чем работы каждого ученика в отдельности, когда важно научить детей работать в группах и в других случаях. Читайте подробнее о групповом обучении в нашей статье.

Если парты уже расставлены группами в начале урока и дети не достают все вещи сразу, то в течение урока можно организовывать несколько пересадок для формирования каждый раз новой группы детей.

Учителю легко перемещаться между столами (если позволяет пространство), а не обходить весь класс как при расстановке рядами.

С другой стороны, педагог не может одновременно находиться рядом с каждым столом, поэтому целесообразно выделить одного или несколько учеников-кураторов, которые будут подходить к столам и помогать ребятам. С одной стороны, это усилит продуктивность группового обучения, с другой стороны — даст возможность отдельным ученикам (гиперактивным или особо одаренным) проявить свои способности.

Коммуникации и взаимодействие

Работа в кластерах схожа как с работой в классическом классе, так и в П-образном: с одной стороны, дети сидят за партами и занимаются, с другой — они находятся в рамках мини-группы. Для застенчивых детей и тех, кто пока не готов работать в П-классе здесь есть возможность сначала презентовать свои мысли или успехи для мини-группы, а затем уже и для всего класса.

Атмосфера урока

С одной стороны, все дети занимаются вместе, но с другой — больше ответственны за свою мини-группу, и общность ощущают и с классом в целом, и за группу в частности.

При этом дети чувствуют себя более свободными в мини-группе, могут допускать ошибки, советоваться с другими ребятами и получать от них помощь до того, как презентовать результаты для всех учеников.

Поведение учеников

Поведение отдельных ребят может стать проблемой, если они будут находиться вдалеке от учителя, поэтому рекомендуется всех потенциальных нарушителей дисциплины размещать в центре помещения — там, где учитель бывает чаще всего.

Помочь в решении поведенческих проблем может:

Плюсы

Минусы

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Смотрите также полезные сайты:

Высылайте ваши фотографии расстановки парт в кабинете на info@pedsovet.su для публикации в этой статье

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Сосед по парте. По каким критериям рассаживают учеников в классе?

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

На первый взгляд кажется, что рассадить учеников в классе – не такая уж проблема. Но сделать это по правилам и так, чтобы все 30 школьников и их родители остались довольными, – задача не из легких.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

ТРЕБОВАНИЯ

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям педагогические работники I–IV классов должны проводить рассаживание учащихся за ученической мебелью с учетом роста и рекомендаций врача. Делать это нужно дважды в течение учебного года – в сентябре и январе.

Есть ряд нюансов. К примеру, учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают по одному либо слева от пишущих правой рукой. Учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, необходимо не менее двух раз за учебный год менять местами, не нарушая соответствия мебели росту.

При организации в одном учебном помещении занятий в первую и вторую смены близких по возрасту учащихся допускается рассаживать за мебелью на один размер больше, чем полагается по росту.

ЦЕЛАЯ НАУКА

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

В интервью «АиФ» учитель начальных классов одной из минских гимназий Александра КИМСТАЧ рассказала, что при рассадке учеников в классе в первую очередь педагоги обращают внимание на медицинские справки детей и их рост. Конечно, посадить всех желающих за первую парту среднего ряда невозможно, но в справке от врача обычно указывается, что школьника стоит посадить не далее 2-3-й парты. Появляется возможность для маневра.

Важный критерий – рост ребенка. Если, например, ученик высокий, но у него плохое зрение, то обычно сажают его за 2-3-ю парту крайнего ряда у окна (там больше света), чтобы меньший по росту одноклассник, сидящий за ним, не испытывал дискомфорта. В данном случае обзор доски будет открыт обоим. Если у ребенка сколиоз, но он высокий и с хорошим зрением, то его можно посадить в среднем ряду, за 4-5-й партой.

Кроме того, обращают внимание на психологические особенности детей. Естественно, важно наблюдать за взаимоотношениями, которые складываются в классе, и не сажать вместе двух ребят, которые не могут найти общий язык. Это особенно важно в начальной школе, так как ребенок должен учиться с удовольствием, а не постоянно думать о том, что придется делить рабочее место с неприятным ему человеком.

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО

Нужно учитывать и непосредственно ученические способности детей. Если есть возможность, то сильного ученика подсаживают к тому, кто не совсем успевает по предметам, чтобы подтянуть слабого. По опыту специалист говорит, что этот вариант часто оправдывает себя, особенно во время видов работ, где нужно разбиться по парам и выполнять задание вдвоем. В то же время вряд ли стоит сажать вместе слишком эмоциональных ребят, так как они могут помешать учиться остальным.

Бывает так, что родители учеников остаются не совсем довольными соседями по парте их детей. «Ко мне иногда подходят с просьбой посадить ребенка с конкретным одноклассником или высказывают какие-либо другие пожелания. К примеру, был случай, когда родители девочки попросили не сажать их дочь за одну парту с мальчиком, объясняя это вопросом религиозных традиций в семье. Если есть возможность, то могу пойти навстречу», – рассказывает Александра Кимстач.

Однако в первую очередь учитываются медицинские показатели и рост детей. Этот момент строго контролируется проверяющими. А уж затем по возможности можно учесть пожелания учеников и их родителей.

Источник

Три способа расстановки парт в кабинете

Плюсы и минусы разных способов расстановки парт

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Принцип организации классного пространства влияет на то, как ведут себя дети, какова атмосфера царит на уроке и, главное, правильная расстановка парт помогает в достижении целей урока. Есть три классические схемы расстановки парт: рядами, П-образная и кластерная. Рассмотрим все три схемы, выделим особенности, плюсы и минусы.

Конечно, расстановка парт зависит от размера кабинета, размера и количества парт и детей на уроках. Но даже не в самых больших кабинетах можно сделать перестановку, чтобы добиться максимально продуктивного обучения.

Классическая расстановка парт

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Каждый из нас привык, что именно так должны быть установлены столы, если мы пришли учиться. В России есть два варианта: ряды образуют двуместные или одноместные парты, стоящие друг за другом. Все парты лицом к педагогу, который стоит около доски в начале кабинета. Вариации: досок может быть несколько по разным стенам.

Коммуникации и взаимодействие
Расстановка парт рядами способствует цели — внимание учеников должно быть на учителе: учитель говорит, дети слушают, при необходимости поднимают руку.
Групповую работу на таком уроке организовать не так просто:
* практически всегда партнером становится сосед по парте, что не отвечает обучающим целям урока, когда нужно контактировать каждый урок или во время урока с разными людьми;
* совместная работа между учениками на партах, стоящих друг за другом, не удобна — приходится разворачиваться, перетягиваться через проход, та же проблема — если парты одноместные;
* кабинеты, как правило, небольшие и в них нет свободного места, чтобы ученики могли перемещаться по кабинету быстро, не снижая темпа урока, выполнять задания.

Атмосфера урока
Расположение парт рядами не способствует коммуникациям, и ученики понимают это.

Поведение учеников
С одной стороны, все ученики как на ладони, с другой — за спинами одних скрываются другие — рисующие в тетрадях, играющие на смартфонах и просто спящие.
Если в классе есть ученики с плохим поведением, то учитель старается посадить их поближе вперед, чтобы контролировать, но, с другой стороны, слишком плотная посадка нарушителей дисциплины может привести просто к взрыву на уроке. Рекомендуется вперед пересаживать только самых нуждающихся в контроле, а остальных рассаживать по классу рядом с прилежными ребятами.

Плюсы
* Отлично подходит для небольших помещений и больших по численности классов.
* Внимание детей направлено на педагога.
* Можно управлять поведением отдельных ребят, посадив их впереди.
* Подходит для проведения проверочных работ.
* Можно «избавиться» от слабых и трудных учеников, посадив их в конце кабинета, чтобы они «не мешали» работать мотивированным и успевающим ученикам.

Минусы
* Не способствует обучению, где обучение строится не только вокруг учителя, но где и ученики являются полноправными участниками учебного процесса.
* Ученики могут «выпадать» из учебного процесса, спрятавшись за спинами своих одноклассников. То же — во время контрольных и самостоятельных работ, когда дети могут легко списывать.
* Учителю не так просто попасть с одного ряда на другой, с одного прохода — на другой для проверки выполнения заданий, ответа на вопросы, для контроля за работой учеников и устранения проблем с дисциплиной.
* Плохо подходит для форм урока, на которых предполагается взаимодействие учеников, их коммуникации.

П-образная расстановка парт

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Пример такой расстановки можно было бы увидеть в кабинетах информатики, если убрать центральные парты. Учитель и доска находятся в передней части кабинета, а столы или стулья располагаются кругом или по периметру от него, при этом в центре — пустое пространство.
Трудность организации такой расстановки парт — пространство, которого должно быть достаточно много, чтобы оставить пустую центральную часть. Как выход из сложившейся ситуации: когда нужно провести отдельное занятие с такой расстановкой, можно вынести парты за пределы кабинета и сложить в коридоре или поставить друг на друга в задней части кабинета. Эту работу с удовольствием сделают сами ученики на перемене. (Разумеется, чтобы это было безопасно для детей в классе и коридоре).
В актовом зале можно организовать несколько таких П-образных пространств для проведения родительского собрания или игры по типу «Неделя математики».
Таким образом получится освободить пространство кабинета. Зачем оно нужно?

Коммуникации и взаимодействие
В отличие от традиционной рассадки, здесь педагог видит каждого ученика, и сами ученики имеют зрительный контакт как с педагогом, так и с каждым учеником, то есть подсознательно класс воспринимается уже не как армейские ряды и шеренги, что-то нечто целое, общее, убираются барьеры между людьми.
Способствует ощущению общности какой-то предмет, который ученики могут передавать друг другу при ответах на вопросы, а также мячик, который можно кидать от ученика к ученику или от преподавателя к ученикам. Все это — зрительный контакт, дополнение игрушкой или мячом — дополнительно стимулирует внимание детей к происходящему, повышает их включенность и активность.
Такая форма организации учебного кабинета позволяет также проводить выступление в центре, эксперименты, разыгрывание сценок, соревнования роботов в робототехнике, презентации и т.д.

Атмосфера урока
Сама по себе такая рассадка в классе уже снимает барьеры разобщенности, существовавшие при классической расстановке парт. Ученикам легко увидеть друг друга, легко выйти в центр и выступить, легко отвечать с места, когда тебя все видят и слышат.

Поведение учеников
С одной стороны, П-образная рассадка в кабинете позволяет учителю лучше контролировать учеников, поэтому часть поведенческих проблем снимается: если из-за спины можно было что-то выкрикивать или издавать надоедающие звуки, то под пристальным взглядом педагога и других участников группы не каждый нарушитель отважится на открытые провокации. Более того, ученики-нарушители оказываются в центре учебного процесса, следят за ним и им попросту некогда отвлекаться. Поэтому такая организация класса поможет решить ряд поведенческих проблем.
С другой стороны, дети лет до 12, не имеющие самодисциплины и развитого чувства ответственности, при такой рассадке могут начать обезьянничать еще больше.

Как использовать
Такая рассадка хорошо подходит как для учебного процесса, так и для воспитательного — способствует сплочению коллектива, созданию доверительных отношений при обсуждении сложных классных проблем.
Усилить эффект сплоченности и равноправия поможет то, что педагог тоже сядет с детьми в ряд, а не будет стоять над ними.

Плюсы
* Легко держать всех детей под контролем.
* Сами ученики видят всех других участников группы и преподавателя, поддерживают с ним контакт.
* Освобождается пространство в центре, которое можно использовать для презентаций и выступлений.
* Обстановка вынуждает детей вести себя хорошо и вовлекает их в учебный процесс.
* Класс воспринимает себя как единое целое и единое целое с педагогом, если он сидит. Это способствует доверительным отношениям, раскрепощенности.
* Позволяет использовать формы работы с мячом или другими предметами, передающимися от ученика к ученику.

Минусы
* Невозможно или трудно применять для классов с маленькими детьми, с классами, где много детей со сложным поведением.
* Стеснительным и неуверенным в себе ученикам некомфортно быть на виду, потому что скрыться не за кем (возможно, таких учеников стоит сажать около стола, цветка или другого предмета, который искусственно ставится в классе для создания благоприятной обстановки для таких учеников).
* Сама по себе расстановка парт или кресел не поможет, если ученики не хотят говорить. Они так и останутся молчаливыми, смотрящими друг на друга и находящими поддержку других молчунами.
* Невозможно или трудно организовать такую форму обучения для очень большого числа детей.

Расстановка парт кластерами

Как сделать рассадку в классе. Смотреть фото Как сделать рассадку в классе. Смотреть картинку Как сделать рассадку в классе. Картинка про Как сделать рассадку в классе. Фото Как сделать рассадку в классе

Кластеры — это сгруппированные парты, вернее, группы детей за партами в кабинете. Дети могут быть рассажены парами или группами из нескольких человек.
Групповое обучение применяется тогда, когда важно показать, что эффект групповой работы выше, чем работы каждого ученика в отдельности, когда важно научить детей работать в группах и в других случаях.
Если парты уже расставлены группами в начале урока, и дети не достают все вещи сразу, то в течение урока можно организовывать несколько пересадок для формирования каждый раз новой группы детей.
Учителю легко перемещаться между столами (если позволяет пространство), а не обходить весь класс, как при расстановке рядами.
С другой стороны, педагог не может одновременно находиться рядом с каждым столом, поэтому целесообразно выделить одного или несколько учеников-кураторов, которые будут подходить к столам и помогать ребятам. С одной стороны, это усилит продуктивность группового обучения, с другой стороны — даст возможность отдельным ученикам (гиперактивным или особо одаренным) проявить свои способности.

Коммуникации и взаимодействие
Работа в кластерах схожа как с работой в классическом классе, так и в П-образном: с одной стороны, дети сидят за партами и занимаются, с другой — они находятся в рамках мини-группы. Для застенчивых детей и тех, кто пока не готов работать в П-классе, здесь есть возможность сначала презентовать свои мысли или успехи для мини-группы, а затем уже и для всего класса.

Атмосфера урока
С одной стороны, все дети занимаются вместе, но с другой — больше ответственны за свою мини-группу, и общность ощущают и с классом в целом, и за группу в частности.
При этом дети чувствуют себя более свободными в мини-группе, могут допускать ошибки, советоваться с другими ребятами и получать от них помощь до того, как презентовать результаты для всех учеников.

Поведение учеников
Поведение отдельных ребят может стать проблемой, если они будут находиться вдалеке от учителя, поэтому рекомендуется всех потенциальных нарушителей дисциплины размещать в центре помещения — там, где учитель бывает чаще всего.
Помочь в решении поведенческих проблем может:
* сама группа или ее сильный лидер, особенно если назначить руководителя/лидера группы, который будет иметь власть;
* создание разнополых групп (в младшем возрасте);
* работа в паре с другим педагогом (воспитателем, стажером, студентом, родителем и т.д.).

Плюсы
* Сплочение коллектива в рамках мини-группы, формирование личных отношений с отдельными учениками за счет индивидуальной работы с ними и вынужденного сближения.
* Ученики могут смелее высказывать свои мысли и делать предположения в мини-группе, не делая это при других формах расстановки парт.
* Форма обучения позволяет организовать работу учеников-ассистентов, выбрав, например, самых одаренных или успевающих, быстро схватывающих все на лету.
* Развивает коммуникативные навыки, навыки работы в группе, лидерские качества.
* Позволяет организовать взаимообучение детей.

Минусы
* Отдельные ученики могут просто отсиживаться и не принимать участие в работе группы, когда все функции берут на себя самые активные и успевающие дети, а остальные пассивны. Эту проблему может решить грамотная подготовка к такому занятию, активная позиция педагога на уроке, грамотный подбор детей в группу и, конечно, целенаправленное обучение детей групповой работе на системе уроков.
* Сама по себе рассадка детей кластерами не предполагает того, что это будет именно групповая работа детей, они могут быть независимыми учениками, просто сидящими вместе. Этот момент должен продумать и исключить педагог.
* Трудно оценить действия каждого конкретного ученика в группе.

Что о ребенке может рассказать его рисунок?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *