Как сделать разные нижние колонтитулы
Разные колонтитулы в Word
Разные колонтитулы в Word
По стандарту программа проставляет одинаковые колонтитулы на всех страницах. То есть, если я что-то размещу в поле верхнего или нижнего колонтитула, текст на каждой странице будет один и тот же. Исключением будут номера страниц.
На рисунке показано, что слово «Привет» располагается в верхнем колонтитуле слева. Задача следующая, чтобы на второй странице было вместо «Привет» написано «Иван».
Вся тонкость заключается вот в чём. Обычно, для того чтобы расположить текст на нескольких страницах, применяется «Разрыв страницы» (сочетание клавиш Ctrl+Enter или вкладка «Вставка», кнопка «Разрыв страницы»).
Не стоит забывать о том, что прежде чем вставлять разрыв нужно установить курсор перед текстом, который должен опуститься на следующую страницу.
Переходим на вкладку «Разметка страницы», блок кнопок «Параметры страницы», щёлкаем кнопку «Разрывы» и в выпавшем списке выбираем «Следующая страница».
Действие необходимо для отмены связей меду колонтитулами. В Word разные колонтитулы на страницах имеют связи, которые нам и необходимо отключить.
Итак, текст располагается на другой странице. Порядок действий:
После редактирования видно, что колонтитулы теперь не зависят друг от друга и содержат разный текст и форматирование.
Разные колонтитулы на страницах Word
Опубликовано Михаил Непомнящий в 18.04.2017 18.04.2017
Текстовый редактор Microsoft Word позволяет добавлять два типа колонтитулов — верхние и нижние, а также гибко работать с ними. Для создания колонтитула воспользуйтесь пунктом меню «Вставка» и одной из кнопок в области «Колонтитулы».
При выделении новой области внизу или верху любой страницы в ленточном меню добавится вкладка «Конструктор» в категории «Работа с колонтитулами». Здесь регулируются многочисленные настройки, среди которых можно выбрать отображение разных вариантов колонтитулов для четных и нечетных страниц, а также задать особый колонтитул для первой страницы.
Чтобы создать разные колонтитулы в разных частях документа, необходимо разбить текст на разделы. Для этого в меню «Макет» («Разметка страницы» в прежних версиях Word) жмем на кнопку «Разрывы», предварительно установив курсор в начало новой главы, и пункт «Следующая страница». Разделы созданы.
Выделяем область колонтитула у нового раздела и убеждаемся, что действительно раздел пронумерован. По умолчанию новые разделы имеют связь со старыми, копируя колонтитул и логически продолжая нумерацию страниц. Эту связь можно отменить по кнопке «Как в предыдущем разделе» в меню «Конструктора» (кнопка должна быть не активной).
После этого можно изменить содержимое колонтитула, что никак не повлияет на другой раздел в документе. Таким образом, можно получить разные колонтитулы на разных страницах, а точнее в разных разделах вашего файла.
Добавление разных номеров или форматов номеров страниц для разных разделов
Чтобы использовать разные номера или форматы страниц в разных разделах, можно создать разрывы страниц и настроить номера страниц для каждого из них.
Ниже представлено введение со строчными римскими цифрами. Вместо них можно использовать любой другой формат.
Выберите введение или основной текст документа и щелкните Макет > Разрывы > Следующая страница.
Совет: Чтобы увидеть разрывы разделов и другие знаки форматирования, откройте вкладку Главная и нажмите кнопку Показать или скрыть (¶), чтобы включить отображение знаков форматирования.
В верхнем колонтитуле раздела основного текста отключите параметр Как в предыдущем разделе. Если параметр Как в предыдущем разделе затенен, убедитесь, что разрыв раздела был создан.
В разделе введения нажмите кнопку Номер страницы и выберите расположение и стиль. Если изменения затрагивают только первую страницу раздела, убедитесь в том, что элемент Особый колонтитул для первой страницы не выбран.
Чтобы выбрать формат или настроить начальный номер, выберите Номер страницы > Формат номеров страниц.
Выполните одно или оба из следующих действий:
В поле Формат номера выберите формат нумерации, например «a, b, c» или «i, ii, iii» для введения.
В разделе Нумерация страниц установите переключатель Начать с и введите номер, с которого будет начинаться нумерация в разделе. Например, можно начать новую нумерацию в начале раздела основного текста.
Для выхода нажмите Закрыть окно колонтитулов или дважды щелкните в любом месте за пределами области колонтитулов.
Ниже представлено введение со строчными римскими цифрами. Вместо них можно использовать любой другой формат.
Выберите введение или основной текст документа и щелкните Макет > Разрывы > Следующая страница.
В верхнем колонтитуле раздела основного текста отключите параметр Как в предыдущем разделе. Если параметр Как в предыдущем разделе затенен, убедитесь, что разрыв раздела был создан.
Примечание: Верхний и нижний колонтитулы связаны отдельно. Если номер страницы находится в верхнем колонтитуле, отключите связывание для верхних колонтитулов. Если номер страницы находится в нижнем колонтитуле, отключите связывание для нижних колонтитулов.
Выберите Колонтитулы > Номер страницы и щелкните элемент Номер страницы.
Выберите положение и выравнивание номеров страниц. Если вы не хотите, чтобы номер выводился на титульной странице, снимите флажок Номер на первой странице.
Чтобы выбрать формат или настроить начальный номер, выберите Колонтитулы > Номер страницы > Формат номеров страниц.
Чтобы изменить стиль нумерации, выберите другой стиль в списке Формат номера.
Чтобы изменить начальный номер страницы в созданном разделе, установите флажок Начать с и введите номер.
Для выхода нажмите Закрыть окно колонтитулов или дважды щелкните за пределами колонтитулов.
Дополнительные сведения о номерах страниц см. в статье Нумерация страниц в Word.
Урок 43. Колонтитулы к разным разделам
На уроке 42 мы сделали красивый титульный лист для нашего документа. Но, предположим, у нашего документа 500 страниц и несколько глав. На мой взгляд было бы уместно к каждой странице каждой главы сделать свой собственный колонтитул (см. Урок 38) в виде названия главы. Разные колонтитулы к разным разделам придадут документу элегантность и завершённость. То есть я предлагаю решить такую задачу:
По окончании урока вы сможете:
Для урока скачайте документ тут. И, разумеется, откройте его. Титульный лист есть, 2 главы есть. Нет одного очень важного элемента практически любого документа – ОГЛАВЛЕНИЯ. Но вставка оглавления – это отдельный и очень большой урок. И, может быть, не один. Поэтому я предлагаю выделить место под оглавление и на время забыть о нём.
Шаг 1. Подводим текстовый курсор к началу первого заголовка первого уровня и три раза нажмите Enter:
Шаг 2. Выделяем три одиноких символа конца абзаца и присваиваем им стиль «Обычный». Это можно сделать двумя способами:
1 способ. Лента Главная → группа команд Стили → кнопка выпадающего меню коллекции Экспресс-стилей (Урок 29 и Урок 34).
И далее выбрать из коллекции стилей стиль «Обычный:
Вы обратили внимание, что в коллекции стилей весьма скромный список? (Урок 36. Шаблон документа по умолчанию).
2 способ. Лента Главная → группа команд Стили → кнопка группы (рабочая область Сити) → щелкаем ЛМ открывается по имени стиля «Обычный»:
Место под оглавление готово. На время оставим его в покое, но сделаем важный вывод.
Понять и запомнить! | Всегда предусматривайте место под ОГЛАВЛЕНИЕ! Иначе придется выполнять дополнительную работу. |
1. Создание нескольких разделов в документе
Казалось бы, чего проще: разыскать в документе нужное место, подвести курсор к нужному месту и дать команду Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница.
А потом пройтись по всему документу и повторить вставку разрыва раздела.
Если у вас документ в 20 страниц, то можно так и сделать. А для документа в 500 страниц это уже утомительно. Перед нами грамотно структурированный документ. То есть в документе есть заголовки. А заголовки отражаются в Области навигации (Урок 28). Вспомните, как легко и непринужденно мы переходили по заголовкам различного уровня и меняли местами заголовки вместе с содержимым
Шаг 1. Откроем Область навигации (лента Вид → группа команд Показать → флажок Область навигации):
Можно отрыть область навигации ещё быстрее. Если вы установили панель быстрого доступа (о которой подробно говорилось на уроке 18 Панель быстрого доступа и уроке 19 Команды на Панели быстрого доступа), то просто установите флажок для команды «Область навигации» на панели быстрого доступа.
Получаем такую картину:
Я щелкнула ЛМ по заголовку «1.3», и текстовый курсор моментально переместился на соответствующий заголовок.
Шаг 2. Сворачиваем все заголовки (ПМ в любом месте области навигации → команда Свернуть все из контекстного меню → щелкаем ЛМ)
Получаем такую картину:
Как видите, в Области навигации остались только заголовки первого уровня. Я сделала скриншот в масштабе «Две страницы» для лучшей наглядности.
Разрыв раздела на титульной странице мы поставили на уроке 42. Место под оглавление – только что.
Нам необходимо поставить разрыв раздела до и после каждого заголовка первого уровня.
Эта операция даст нам возможность разместить каждый заголовок первого уровня на отдельной странице.
ВНИМАНИЕ! | Курсоры ставить именно там, где я показала. Это очень важно! |
Шаг 3. Устанавливаем курсор в позиции (1) и задаем разрыв раздела (Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница):
или команда Разрыв раздела с панели быстрого доступа:
Первый заголовок первого уровня перескочил в начало следующей страницы.
Шаг 4. Устанавливаем курсор в позиции (2) и задаем разрыв раздела (Макет → группа команд Параметры страницы → команда Разрывы → Следующая страница или команда Разрыв раздела с панели быстрого доступа: ):
Первый заголовок второго уровня перескочил в начало следующей страницы:
Как видите, первый заголовок первого уровня остался на странице в гордом одиночестве.
Я опять сделала скриншот в масштабе «Две страницы» для лучшей наглядности.
Шаг 5. Щелкните по имени второго заголовка первого уровня (не забыли, что для удобства работы мы свернули все уровни в области навигации?):
Шаг 6. Повторяем шаги 3÷4 для второго заголовка первого уровня:
Из всего вышесказанного напрашиваются несколько выводов:
Понять и запомнить! | 1. Документ нужно правильно структурировать 2. Удобную навигацию по документу даёт область навигации 3. Настроенная панель быстрого доступа увеличивает производительность труда (команда «Разрыв раздела») |
Из моего опыта: на создание нужных мне разделов для документа из 20 глав я потратила 5 минут. Мой девиз: никогда не торопиться, всё делать тщательно.
2. Колонтитулы к разделам с содержательной частью
Шаг 1. Переходим на страницу с первым заголовком первого уровня (воспользуемся Областью навигации):
Шаг 2. Копируем в буфер обмена первый заголовок первого уровня «1. Законодательство Российской Федерации и в области строительства» (см. Урок 16. Буфер обмена)
Шаг 3. Входим в верхний колонтитул 4 страницы, так как на этой странице начинается содержательная часть первого заголовка первого уровня (двойной щелчок ЛМ по верхней части 4 страницы):
Активизировалась Лента «Конструктор». На этой Ленте все команды для работы с колонтитулом.
Шаг 4. Убираем режим «Как в предыдущем» ( лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 5. Вставляем содержимое из буфера обмена в режиме «Сохранить как текст» лента Главная → группа команд Буфер обмена → кнопка выпадающего меню команды Вставить → команда Сохранить как текст):
На уроке 16 я подробно рассказала от возможностях буфера обмена и почему предпочитаю команду «Сохранить как текст». При копировании информации из документа в документ простой вставкой из буфера обмена можно «притащить лишние стили текста (зачастую просто ненужные). Но вы можете возразить, что мы работаем в пределах одного документа.
Понять и запомнить! | 1. Простой вставкой из буфера обмена мы создадим еще один заголовок первого уровня. 2. Обновление стиля «Заголовок 1 уровня» приведет к обновлению нашего колонтитула (Урок 7) |
Посмотрите на скриншот (я вставила содержимое буфера обмена простой вставкой):
Как тогда поведёт себя документ – не берусь предсказать. Так что не повторяйте эту ошибку.
А теперь займемся вторым заголовком первого уровня
Шаг 1. Переходим на страницу со вторым заголовком первого уровня (воспользуемся Областью навигации):
Шаг 2. Копируем в буфер обмена второй заголовок первого уровня « 2. Правила и нормы в области использования энергии» (см. Урок 16. Буфер обмена)
Шаг 3. Входим в верхний колонтитул страницы со вторым заголовком первого уровня, (двойной щелчок ЛМ по верхней части):
Активизировалась Лента «Конструктор».
Шаг 4. Убираем режим «Как в предыдущем» (лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 5. Удаляем колонтитул. Вы можете пробежаться по документу и убедиться, что колонтитулы в разделах 1÷4 сохранились, а колонтитулы с пятого и для всех последующих разделов удалились.
Шаг 6. Переходим в колонтитул раздела, где начинается содержательная часть второго заголовка первого уровня (сейчас это раздел № 6) и убираем режим «Как в предыдущем разделе» (лента Конструктор → группа команд Переходы → «отжать» команду Как в предыдущем разделе):
Шаг 7. Вставляем содержимое из буфера обмена в режиме «Сохранить как текст» лента Главная → группа команд Буфер обмена → кнопка выпадающего меню команды Вставить → команда Сохранить как текст):
Шаг 8. Повторяем шаги с 1÷7 для последующих разделов
3. Изменение границ печатного поля для разных разделов
Шаг 1. Задаем параметры страницы или границы печатного поля для страницы с первым заголовком первого уровня. Для этого перейдите на страницу с этим самым заголовком при помощи рабочего окна «Область навигации»
Шаг 2. Открываем диалоговое окно Параметры страницы (лента Макет → группа команд Параметры страницы → команда Настраиваемые поля из раскрывающегося меню):
Шаг 3. Устанавливаем верхнюю границу печатного поля 12 см:
Обратите внимание на поле, отмеченному восклицательным знаком. Мы применяем заданные нами изменения только к текущему разделу, который состоит из одной страницы. Нажимаем на ОК и любуемся результатом:
А теперь повторяем шаги 1÷3 для второго заголовка первого уровня и так далее. Чтобы не искать по всему документу нужный заголовок на помощь придёт Область навигации.
И маленькая стрела вдогонку: по этим трём действиям я пишу макрос, который срабатывает от нажатия одной кнопки. Но до макросов нам ещё надо дожить.
4. Правила применения разрывов разделов
Уроки с 37 по 43 тесно взаимосвязаны одной темой «Разрывы разделов». Их невозможно понять в отрыве друг от друга. А теперь выводы, которые можно сделать при знакомстве с темой «Разрывы разделов»:
Разрывы разделов применяются только в трёх случаях: 1. Изменение ориентации страницы с книжной на альбомную и наоборот 2. Изменение колонтитулов к определённым частям документа 3. Изменение границ печатного поля |
Создание нового разрыва раздела можно представить как создание нового документа, «приклеенного» к основному документу. При создании нескольких разрывов разделов каждый раздел нумеруется по порядку, что можно посмотреть на строке состояния или в режиме «Колонтитул».
Применение разрыва раздела для создания новой страницы недопустимо. |
Некоторые свойства разделов наследуются, а некоторые нет:
Наследуются свойства | Не наследуются свойства |
1. Особый колонтитул для первой страницы 2. Разные колонтитулы для четных и нечетных страниц 3. Границы печатного поля | 1. Отмена режима «Как в предыдущем разделе» |
Теперь вы сможете:
Скачайте мой документ и сравните с тем, что у вас получилось
Послесловие
Я подсчитала, что 8 уроков я посвятила спискам и 6 уроков разрывам разделов и колонтитулам. Меньше у меня не получилось, а вот больше – можно. Я считаю, что это самые сложные вопросы Word. И грамотная работа со списками, колонтитулами и разрывами разделов – это если не высший пилотаж, то сродни ему. Достаточно сказать, что подавляющее количество консультаций у меня просят именно по этим вопросам. Очень надеюсь, что помогла вам, мои уважаемые подписчики и просто посетители моего блога.