Как сделать рецепт на лекарство
Что такое электронный рецепт, как им пользоваться?
Цифровизация активно внедряется во все сферы жизни, в том числе и в медицину. Дистанционная запись к врачу избавила от необходимости стоять в очередях, а электронную карту не нужно искать часами. К этим новшествам россияне уже привыкли, но прогресс идет дальше.
До 2025 года поэтапно внедряется система электронных назначений. Это означает, что бумажные рецепты со временем отойдут в прошлое. Пока медики и пациенты только знакомятся с платформой и ее возможностями. Как теперь получают лекарства в информационном обществе? Рассмотрим в этом материале.
Что такое электронный рецепт?
Не все лекарства можно свободно купить в аптеке. Некоторые отпускаются только при наличии рецепта от врача. К ним, в силу пунктов 3, 9-12 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава от 14.01.2019 №4н, относятся:
• наркотические;
• психотропные;
• анаболические;
• комбинированные, содержащие отдельные фармакологически активные вещества (например, успокоительные с фенобарбиталом);
• подлежащие предметно-количественному учету.
Раньше для их выписки использовались бумажные бланки рецептов установленной формы, где врач ставил подпись и печать медицинской организации. Теперь применяются их виртуальные аналоги, заверяемые усиленной электронной подписью.
Пока они используются только при наличии согласия пациента (если это ребенок — с разрешения родителя). При этом всегда можно потребовать бумажный дубликат соответствующей формы.
Как выглядит?
С виду он отличается от рецептурных бланков на бумаге. Привычные формы №107-1/у, 148-1/у-88 и 148-1/у-04(л) соблюдать здесь не нужно. Правила оформления можно найти в части II Приложения 3 к Порядку назначения лекарственных препаратов.
В электронном рецепте должны содержаться следующие сведения:
• код региона (за пределами субъекта, где зарегистрирован пациент, документ не действует);
• реквизиты медицинского учреждения;
• ФИО врача, уполномоченного на подпись рецептурных бланков;
• личный номер пациента, зафиксированный в ГИС здравоохранения, его имя, адрес, дата рождения и номер электронной медицинской карты;
• дата оформления, срок действия рецепта;
• сведения о лекарственном препарате (название, формы выпуска, способ применения, необходимое количество, дозировка);
• отметки о срочности выдачи лекарства;
• отметки о назначении;
• сведения о правах пациента на отпуск медикамента по льготной цене.
Главное отличие от бумажного рецептурного бланка — QR-код. Его считывает аптекарь, чтобы убедиться, действительно ли предъявитель имеет право на покупку данного лекарства.
Как работает?
Медицинское учреждение должно быть подключено к Государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Сведения о назначениях заносятся в единую базу, подлежащую контролю. Это исключает выписку рецептов по договоренности.
Пациенту для просмотра рецептов на лекарства необходим личный кабинет на региональном портале госуслуг. Жители отдельных субъектов также могут пользоваться мобильными приложениями (например, для Москвы — ЕМИАС.ИНФО, для Московской области — «Электронный рецепт»).
Аптекарь работает непосредственно с QR-кодом. В какой форме его представить — неважно. Допускается сканирование с экрана смартфона или с бумажной распечатки. Однако пока не все медицинские организации и аптеки подключены к системе. Поэтому по общему правилу бумажные бланки все еще находятся в обороте.
Как составляется?
Документ формируется в системе учета медицинских карт. Возможность создать электронный рецепт появляется только после подтверждения согласия пациента. При этом письменная его форма не требуется — достаточно поставить галочку и нажать кнопку «ОК».
• создать новое назначение лекарственного средства;
• заполнить графы в соответствии с требованиями законодательства (некоторые данные автоматически подгружаются из медицинской карты);
• создать рецепт, указав, что он будет электронным;
• удостоверить его с помощью УКЭП (при необходимости можно добавить подпись председателя врачебной комиссии);
• сохранить введенные данные.
После сохранения сведения автоматически отправляются в базу данных, формируется QR-код для предоставления пациенту. Его человек найдет в личном кабинете после авторизации через ЕСИА. При выводе на печать формируется рецептурный бланк по установленной форме с водяным знаком «Дубликат».
Как происходит отпуск препаратов в аптеке?
Пациент должен предъявить фармацевту QR-код. Он может заранее распечатать его из личного кабинета на «Госуслугах» или открыть через приложение для смартфона. Сканируя его, работник аптеки находит соответствующее назначение в системе.
Если человек еще не получал лекарство, фармацевт выдает его в допустимом количестве и отмечает в системе факт продажи. При этом сотрудник имеет право удостовериться, что выдает медикамент лицу, которому он выписан. Получить его может также законный представитель — родитель, опекун, попечитель.
Врач со своей стороны сможет удостовериться, что пациент получил необходимый препарат. Если же после сканирования QR-кода выяснится, что такого назначения не было (или медикаменты по нему уже отпущены), в продаже будет отказано.
Чем удобен?
Основная цель цифровизации — повышение удобства пользования услугами. В случае с внедрением электронных рецептов оно наблюдается по разным направлениям.
Для медицинской организации:
Возможные минусы
Пока система окончательно не внедрена и не адаптирована, неудобства исключить нельзя.
Пока наблюдаются такие недостатки:
Переход на виртуальные аналоги беспокоит старшее поколение. Если в будущем от бумажных форм решено будет отказаться, это осложнит процесс получения медикаментов пожилыми людьми. Не каждый работает со смартфонами и порталом «Госуслуги».
Заменят ли бумажные рецепты электронными полностью?
В Минздраве говорят, что полный переход запланирован на 2023 год. Однако для этого необходимо, чтобы все медицинские учреждения и аптеки подключились к единой системе. Удастся ли реализовать это на практике — пока неясно.
При этом о полном отказе от бумажного документооборота пока речи не идет:
• В Порядке назначения закреплено обязательное согласие пациента на получение рецепта в электронном виде. Поправок в ближайшее время не предвидится.
• Право получить бумажный дубликат тоже закреплено законодательно, отменять его власти не планируют.
• При выезде на дом врачи часто не имеют возможности занести данные в систему, поэтому выписывают препараты на бумаге. Развитие мобильной медицинской инфраструктуры потребует больших вложений.
Как минимум до того момента, как будет снято территориальное ограничение, отказаться от бумажных бланков не получится. Это лишит людей возможности получать необходимые лекарства за пределами своих регионов.
Приказ № 4н о рецептурных бланках 2020-го года: подробный разбор
Обзор вебинара о новых правилах отпуска рецептурных препаратов в 2020 году и порядке назначения и оформления бланков медицинских рецептов — изучаем изменения наглядно
19 апреля на нашем сайте состоялся вебинар, посвященный вступлению в силу новых правил выписывания лекарственных средств. Для тех, кто пропустил трансляцию, мы подготовили обзор главных изменений, которые внес новый приказ в порядок взаимодействия врачей и фармацевтов. Лектор вебинара — к. ф. н., доцент кафедры управления и экономики фармации Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) им. И. И. Мечникова (г. Санкт-Петербург) Лариса Гарбузова. Она рассказала о нормах приказа Минздрава РФ от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», вступившего в силу 7 апреля 2019 года.
Приказ
Начнем с самого главного: новый приказ № 4н не несет в себе глобальных изменений по сравнению с приказом Минздрава 1175 н и принципиально не меняет привычную схему взаимодействия врача и фармацевта (провизора). Основные новшества коснулись только порядка назначения лекарственных препаратов, формы бланков рецептов на лекарства и порядка их оформления в 2020 году.
Назначение
Начнем с назначения ЛС. Препараты, как и раньше, назначаются по МНН, а при его отсутствии — по группировочному наименованию. Или же по торговому наименованию, если первые два отсутствуют.
Здесь стоит обратить внимание на то, что информация в Государственном реестре лекарственных средств постоянно обновляется, и некоторые препараты (например, отпуск кодеинсодержащих препаратов) недавно лишились группировочных наименований в регистрационных досье. Таким образом, выписка их по торговому наименованию не является нарушением, даже если на рецепте нет отметки «По решению врачебной комиссии». Поэтому необходимо внимательно проверять то, какие данные о препарате содержатся в ГРЛС.
Изменения приказа коснулись назначения лекарственных препаратов в стационарах. Теперь на них так же распространяется правило назначения только по МНН или группировочному наименованию. Назначить препарат по торговому наименованию в стационаре можно только при их отсутствии. Ранее, напомним, в приказе № 1175н лекарственные препараты в стационарах можно было назначать сразу по ТН.
Бланки
Главное — отменен рецептурный бланк № 148–1/у-06 (л). Все рецепты препаратов, отпускаемые бесплатно или со скидкой, с 2020 года выписываются на бланке нового образца рецепта формы № 148–1/у-04 (л).
Списки препаратов для каждого бланка остались без изменений.
На рецептурном бланке формы № 148–1/у-88 выписываются:
— психотропные ЛП Списка III;
— ЛП, обладающие анаболической активностью, относящиеся по АТХ к анаболическим стероидам (код А14А);
— ЛП, указанные в пункте 5 Приказа Минздрава 562 н от 17.05.2012;
— ЛП индивидуального изготовления, содержащие НС или ПВ Списка II и другие фармакологически активные вещества;
— иные ЛП, подлежащие ПКУ.
На бланке рецепта формы № 107–1/у выписываются все остальные препараты и ЛС, указанные в п. 4 приказа 562 н Министерства здравоохранения.
Форма рецептурных бланков на 2020 год
Очевидно, что на бланках изменилось наименование приказа, которым они утверждены. Теперь вверху каждого рецепта должно быть указание на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 г. № 4н, а не на 1175н приказ Минздрава, как раньше. Это не касается рецептурного бланка формы N 107/у-НП, поскольку его форма утверждена приказом минздрава 54 н от 01.08.2012 г.
Также поменялись реквизиты. Теперь не надо указывать полностью фамилию, имя и отчество пациента, достаточно только фамилии и инициалов. Это же касается и ФИО врача, назначающего препарат. Кроме того, теперь в рецептах указывается дата рождения, а не возраст больного.
Для наглядности ниже мы приводим сравнение старых и новых образцов рецептурных бланков 107-1у и 148-1/у-88, где изменения выделены красным цветом. Рецептурный бланк 148-1/у-88
Рецептурный бланк 107-1/у
Сразу напомним про сроки действия старых рецептурных бланков и старого порядка их заполнения. Если рецепт оформлен до 7 апреля 2019 (до вступления в силу приказа № 4н), то он должен быть выписан в соответствии с приказом МЗ РФ 1175 н. В начале апреля Минздрав выпустил информационное письмо, в котором допустил возможность использования старых бланков до конца 2019 года. Но если рецепт оформлен после 7 апреля, то все реквизиты должны быть заполнены в соответствии с приказом № 4н, даже если бланк старый. Это значит, что вместо возраста надо указывать дату рождения, а в поле «ФИО» писать инициалы.
На бланках рецептов больше не используется формулировка «пациент с хроническим заболеванием». Теперь это «пациент с заболеванием, требующим длительного курса лечения». На рецептах в этом случае ставится отметка «по специальному назначению». Срок действия таких рецептов на лекарства в России составляет до 1 года, при этом на рецепте нужно указать количество месяцев и периодичность отпуска.
Дозировка в рецептах выписывается согласно инструкции по применению препарата. Например, это значит, что количество вещества можно указывать в миллиграммах. Требование об обязательном оформлении твердых и сыпучих фармсубстанций в граммах (миллилитрах/каплях для жидких препаратов) осталось только для выписки препаратов индивидуального изготовления.
Также расширен список используемых латинских сокращений. В основном за счет введения «новых» (не указанных ранее) лекарственных форм. Например, наконец‑то дистиллированная вода стала простой «водой очищенной». Кроме этого, лекарственную форму в таблетках теперь следует писать как «in tab», а не «in tabl».
Дополнения к перечню сокращений при назначении лекарственных препаратов – приказ № 4н
Нормы отпуска
Нормы единовременного отпуска наркотических средств или психотропных веществ – приказ № 4 н
Важным изменением в порядке выписывания лекарственных средств является отмена бывшего Приложения № 2 с «рекомендованным количеством». Сейчас больше нет норм отпуска на комбинированные препараты с кодеином и другим ЛС, которые подлежат ПКУ. Таким образом, эти и другие ЛС (не указанные в Приложении № 1) следует отпускать в тех количествах, в которых они выписаны.
При этом, в приказе остался пункт 25, который полностью повторяет пункт 22 из приказа 1175н МЗ РФ, что рецепты на определенные препараты могут выписываться на курс лечения до 60 дней со специальным оформлением. Однако, в предыдущем приказе указывалось, что в этом случае можно превысить количества, указанные в Приложении № 2. Но теперь нет ссылки на Приложение № 2 и, скорее всего, это значит, речь идет о Приложении № 1.
Кроме этого, в 2020 году на одном рецептурном бланке можно выписывать только одно наименование ЛС, не подлежащего ПКУ и относящегося к:
— антипсихотическим средствам (код N05A по АТХ);
— анксиолитикам (код N05Bпо АТХ);
— снотворным и седативным средствам (код N05C по АТХ);
— и антидепрессантам (код N06Aпо АТХ).
Таким образом решается проблема с исполнением п. 14 правил отпуска (приказ № 403н). Ведь такие рецепты необходимо хранить в аптеке в течение трех месяцев, но раньше на рецепте можно было выписать до трех наименований таких ЛС. И если пациент приобретал только одно, то рецепт надо было оставить в аптеке, а для отпуска двух других препаратов требовалось оформление нового бланка.
Экспертиза
Алгоритм работы с рецептами в соответствии с новым приказом можно изобразить в виде простой схемы:
Алгоритм работы с рецептами
Всё также важно проверять сроки действия рецептов — они не изменились в сравнении с приказом № 1175н. Также необходимо внимательно смотреть на обязательные для всех бланков реквизиты. Помните, что имя врача может быть заполнено не только от руки, но и штампом.
По мнению Ларисы Гарбузовой, скорее всего, в первое время после вступления в силу нового приказа будет очень много ошибок в заполнении поля «возраст» и в указании ФИО полностью, без инициалов. Особенно если рецепт будет выписан на старом бланке. Является ли это нарушением, запрещающим отпуск препарата? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос нет. Равно как нет и практики привлечения за это к ответственности, поскольку приказ вступил в силу совсем недавно.
Стандартная операционная процедура
Не стоит забывать, что для проведения экспертизы рецептов и правильного отпуска в аптеке необходимо разработать СОП для этих процедур. Пример того, что может быть указано в документе, мы приводим на иллюстрации ниже.
И в заключение нужно сказать, что утверждение нового порядка отпуска неминуемо вызовет изменение других нормативных документов, регламентирующих правила выписывания и оформление рецептов, в будущем. Например, порядка отпуска препаратов (приказ № 403н) — хотя бы потому, что в нем до сих пор присутствует ссылка на старый приказ. Также в приказе № 403н нет порядка отпуска лекарственных средств при помощи электронных рецептов.
Кроме этого, и сам приказ № 4н далеко не идеальный. Всё еще остаются спорные моменты, такие как: присутствие пункта 25 или вопрос о том, является ли нарушением указание на старом бланке возраста вместо даты рождения. Поэтому будем надеяться, что уже в ближайшем будущем Минздрав выпустит письмо с дополнительными разъяснениями или внесет поправки в сам приказ.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Электронный рецепт на лекарства: тяготы внедрения. Опытом делится заведующая государственной аптеки
С каждым днем наша жизнь меняется и все больше переходит в цифровую среду. Постепенно внедряется система электронного здравоохранения: электронные медицинские карты, электронные больничные, электронный рецепт. Возможно, через пять лет проблема неразборчивого почерка врача станет мифической.
Что такое электронный рецепт?
ЭР – это юридически значимый, современный аналог классического бумажного назначения. Согласно Приказу Минздрава РФ N 66 от 13 февраля 2013 г. «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» введение системы электронных назначений в России – это один из этапов совершенствования системы лекарственного обеспечения и рационального использования ЛП для медицинского применения. Электронный рецепт (ЭР) – это назначение медицинским работником ЛП в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Что такое система электронных рецептов?
Система электронных рецептов – это единое информационное поле, объединяющее медицинские, аптечные организации и пациентов. Сервис призван создать эффективную систему взаимодействия между врачом, пациентом и фармацевтом. Зимой 2018 года министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова обрисовала идеальный механизм работы системы электронных рецептов: пациент не получает электронный рецепт на бумаге, т.к. он уже есть в базе, пациенту подсказывают, в какой самой близкой аптеке есть ЛП. Он идет в эту аптеку, где рецепт также есть в базе и получает это лекарство.
Согласно пункту 7 Приказа Минздрава РФ N 4н формироваться электронный рецепт должен с использованием государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) субъекта РФ и медицинской информационной системы (МИС) медицинской организации. Таким образом, чтобы система электронных рецептов заработала, медицинские учреждения и аптечные организации должны быть подключены к ЕГИСЗ.
Когда электронные рецепты будут введены повсеместно?
Решение о внедрении системы электронного рецепта принимают власти каждого субъекта РФ самостоятельно. ЭР начали работать в отдельных регионах страны и городах федерального значения. На сегодняшний день это Москва и Московская область, Санкт Петербург, Владимирская, Омская, Белгородская, Астраханская, Сахалинская области. Например, в Москве ЭР можно получить во всех городских поликлиниках, а число аптек, принимающих рецепты, превысило 1000 и продолжает расти. Пока это отдельные пилотные проекты внедрения электронных рецептов, однако Согласно Приказу Минздрава №66 к 2023 году все 85 регионов России должны будут перейти на систему ЭР. В рамках национального проекта «Здравоохранение» на основе ЕГИСЗ должен быть создан единый цифровой контур в здравоохранении, который объединит врачей, пациентов и фармацевтов.
Как работает система электронных рецептов?
Лечащий врач оформляет рецепт в электронном формате, подписывает его своей электронной подписью. Персональные данные пациента в поля рецепта вставляются автоматически. В систему встроен функционал информационной поддержки врача в целях выбора рациональной терапии. При выписывании ЛП система автоматически проверит правильность назначения препарата, его дозирования, способа приема, также покажет врачу соответствие МНН лекарственного препарата его торговым наименованиям. В системе врач может получить информацию о взаимодействии и несовместимости назначенных, в том числе и другими врачами, препаратов. Также при выписке рецепта врач проверяет наличие необходимого препарата в прикрепленных к базе аптеках и сообщает пациенту, где можно приобрести препарат. При отсутствии препарата у врача есть возможность оперативно его заменить. Электронный рецепт сразу попадает в единую систему и становится виден аптекам, а также другим врачам, ведущим пациента: при выборе терапии они смогут увидеть назначения коллег.
После назначения пациенту вместо рецепта выдается памятка по приему препарата. В некоторых регионах у пациентов есть доступ к ЭР через мобильное приложении «Электронный рецепт» после авторизации через ЕСИА. В приложении пациент может изучить свои назначения, узнать и сравнить стоимость ЛП в разных аптеках, просмотреть всю историю назначений. Также в приложении есть функция напоминания о приеме ЛП и возможность продления рецепта без визита к врачу.
Также ЭР больше других в перспективе должны оценить пациенты с хроническими заболеваниями. Им больше не придется отсиживать очередь к врачу только ради того, чтобы им в очередной раз выписали привычный препарат. Когда система полностью заработает, то продлевать рецепт они смогут удаленно по согласованию с доктором. А приходить будут только на обязательные осмотры.
Каждый ЭР будет иметь уникальный номер, храниться такие рецепты будут в едином реестре рецептов в ЕГИСЗ; срок хранения совпадает со сроком хранения бумажных рецептов. Хранение обеспечивают программно-технические средства государственных информационных систем в сфере здравоохранения и информационных систем медицинских организаций.
Электронные рецепты действуют наряду с бумажными. Их никто пока не отменял и отменять не планирует. Более того, по требованию пациента врач должен оформить экземпляр электронного рецепта на бумажном носителе с отметкой «дубликат электронного документа».
Чем удобен электронный рецепт?
Внедрение такой технологии имеет следующие бесспорные преимущества по сравнению с выпиской бумажных рецептов:
Какие минусы есть у электронного рецепта?
Минусы системы электронных рецептов связаны с ее становлением.
Система вводится постепенно и неравномерно по регионам. Регионы находятся на разном уровне цифрового развития, а также не равны в плане финансирования. А на начальном этапе внедрения данной системы, для создания необходимой IT-инфраструктуры, требуются значительные вложения. Далеко не все регионы готовы к этому. В этом на сегодняшний день состоит главная проблема.
Потребуется время для интеграции всех учреждений и аптек в цифровой контур на уровне региона, а потом и по всей стране, а также на обучение специалистов работающих в данной сфере.
Исходя из этого вытекают следующие неудобства:
Мы попросили рассказать о том, как работает система электронных рецептов заведующую бюджетной аптеки г. Севастополя ГБУЗС СГОД им. Задорожного Тарасенко Алевтину Евгеньевну.
Скажите пожалуйста, ваша аптека работает при ЛПУ?
Мы – аптеки не при поликлинике, находимся отдельно, таких аптек на город у нас три, рецепты пишутся без привязки к аптеке, пациенты могут идти куда им удобней или, если лекарство есть только у нас, то врачи им говорят, куда конкретно подойти.
С какими рецептами вы работаете? Каким образом врач выписывает рецепт пациенту, и с чем он приходит к вам: с бумажным рецептом, с паспортом, штрих-кодом или, быть может, с приложением?
Мы работаем со льготными (бесплатными) рецептами. Врач выписывает рецепт в электронном виде, распечатывает его или отправляет на печать к регистратору. Там ставятся печати регистратуры, и врач ставит личную подпись, т.е. на электронном рецепте подпись и печать «живые». Может когда-то и будут электронные, но пока «живые». Далее пациент приходит или с бумажным рецептом от врача, или с паспортом. Если с паспортом, то значит, бумажный рецепт нам передали регистраторы ЛПУ через курьеров.
Каким образом фармацевт отпускает препарат по рецепту?
Фармацевт по номеру рецепта ищет его в программе, оформляет отпуск: количество, сумму и т.д. и проводит по базе.
Получается, обязателен и бумажный, и электронный вариант рецепта?
Да, верно, обязательно и электронный, и бумажный для отчетности.
Бумажный обязательно, т.к. деньги государственные – строгая отчетность. Все бумажные рецепты за день подшиваются к реестру, там же все печати должны быть и все врачебные комиссии (ВК), если необходимы.
Чем электронный рецепт удобен/неудобен врачу, пациенту, фармацевту?
Врач просто вместо выписки от руки заполняет электронную форму и распечатывает. Для нас изменения тоже незначительные. Неудобно пациентам. Они сидят в очереди к врачу, потом бегут за бумажным рецептом к регистратору, потом к врачу за печатью и т.д. А если рецепт приносят к нам из регистратуры, то бывает еще хуже. То врач забудет печать поставить, то ВК записать, то препарат не тот выписал, то количество. А бывает человек пришел с паспортом, электронный рецепт есть, а бумажного нет. Тогда мы ищем рецепт или просим выписать дубликат. Скандалы у нас регулярные.
Как вы думаете, зачем были введены электронные рецепты и должно ли что-то измениться в будущем?
Мы мечтаем, что все же что-то изменится в лучшую сторону, но пока улучшений нет. И да, работа двойная, и там и там проводить, а теперь ещё и тройная с маркировкой! Хочется, чтобы врачи внимательнее и серьезнее относились к своей работе, а не как сейчас: я выписал, а до остального дела нет: и то, что рецепт без ВК не действует, или без печатей, или без подписи. И люди вынуждены тратить время и силы, нервы, возвращаться в поликлинику, сами дописывать/доставлять. Жалко пациентов, в большинстве своем это пожилые люди и/или инвалиды.
Очевидно, после маркировки нам предстоит пережить еще и введение электронного рецептооборота в большинстве регионов РФ. Изменения в системе здравоохранения – это движение вперед, направленное на повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи. Но в процессе перехода от старого к новому всегда есть препятствия, локальные недоработки, недочеты, которые со временем будут скорректированы и система заработает так, как изначально планировалось. Во всяком случае, мы на это надеемся.
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войти