Как сделать рифление в инвенторе
Inventor. Волнистая поверхность сложной формы (Кривая по формуле и 3d эскиз)
Данный урок рассчитан на опытных пользователей, поэтому совсем примитивные вещи я для краткости опущу. Если появятся вопросы — смело задавайте их прямо под статьей.
Моделировать мы будет вот такую штуку:
Пример реальной детали похожей конфигурации, предоставленный одним из читателей (Евгений, большое Вам спасибо):
Задача по моделированию этой (и подобной ей) форм, часто ставит в тупик даже опытных пользователей.
Итак, начнем построения. Картинки кликабельны — если что-то плохо видно, нажмите на изображение — оно увеличится!
СПОСОБ №1 (БЫСТРО И ПРОСТО)
1) Создаем 2д эскиз в плоскости XY и рисуем окружность из центральной точки эскиза, затем принимаем эскиз.
2) Создаем 3д эскиз и выбираем команду Кривая по формуле, задаем параметры как на картинке:
На всякий случай накладываем на полученную кривую зависимость фиксации и принимаем 3д эскиз.
3) Создаем Лофт. Переключаемся на результат в виде поверхности, указываем окружность в качестве первого сечения, «волну» в качестве второго:
4) Придаем полученной поверхности толщину, чтобы превратить ее в твердое тело:
5) Отключаем в дереве построений в разделе Поверхностные тела видимость поверхности и наслаждаемся результатом:
При желании, вы можете скачать 3d модель из данного урока
СПОСОБ №2 (ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ)
1) Создаем 2д эскиз в плоскости XY и рисуем в нем две окружности:
Обратите внимание, что внешний диаметр — это параметр d0 — в дальнейшем нам это будет важно. Если у Вас это другой параметр — запомните какой!
2) Выдавливаем наш эскиз как поверхность по внешнему диаметру, симметрично относительно эскиза на какое-то расстояние (напр. 20 мм):
3) Создаем рабочую плоскость к получившейся поверхности: касательно цилиндра и параллельно плоскости XZ.
4) В получившейся плоскости строим 2d эскиз. Выбираем команду «Кривая по формуле» и вводим следующие параметры (вот тут точно стоит увеличить картинку):
Способ задания: явно, координаты: Декартовы
Сама функция: y (x)=sin (1 rad * x / 1 мм) Xmin=0 Xmax=Пи * d0
Некая хитрость в формуле синуса связана с тем, что Inventor очень требователен к единицам измерения, которые получатся в результате вычислений. При попытке просто написать y (x)=sin (x) Вы получите предупреждение «Ожидались единицы длины». А значение Xmax задано формулой, исходя из тех соображений, что в дальнейшем мы полученную кривую будем «накладывать» на цилиндр, соотв. длина кривой должна быть равна длине окружности цилиндра (l=pi*D если кто-то забыл 🙂 ). Диаметр мы задаем не числом, а параметром, т.к. это позволит получить удобную в редактировании параметрическую модель. Кстати, советую так делать всегда.
После этого принимаем эскиз. Если Вы все сделали правильно, выглядеть это должно вот так:
5) Создаем теперь уже 3d эскиз. Выбираем команду «Проецирование на поверхность». Переключаемся в режим «Наложение на поверхность». В качестве грани указываем наш цилиндр, в качестве кривых — кривую по формуле. Жмем «Ок».
После отключения видимости (с помощью контекстного меню — правой кнопкой в дереве построений) всех, уже сделавших свое дело элементов, получаем такую картину:
Эскиз1 должен быть виден! Если нет, включите его «Видимость» или активируйте «Общий доступ» (что в принципе одно и тоже).
6) Вызываем команду «Лофт». Сразу же переключаемся на результат в виде поверхности. Задаем сечения: сначала малую окружность из Эскиз1 и затем наш изогнутый синус из 3д эскиза (если выбирать сечения в обратном порядке, поверхность получится проблемная — из двух секторов, с ней потом ничего не сможете сделать). Можно поставить галочку «Объединить касательные грани»:
7) Осталось придать толщину получившиейся поверхности. Используем команду «Толщина/Смещение»:
После этого отключаем в дереве построений видимость всех эскизов и поверхностных тел. Вот все и готово:
Если хочется более «вытянутый» или же наоборот более «резкий» профиль «волны» — играйте с функцией, через которую мы задавали форму. Можно добавить коэффициенты — например, y (x)=2*sin (x) и т.п. В «Лофте» можно использовать 3 и более сеченией — все зависит от той формы, которую Вы хотите получить в конце. Более того, вместо кривой по формуле Вы можете использовать обычный сплайн или какую-то более простую линию, главное, чтобы ее длина равнялась длине окружности. Использование сплайна позволит более гибко управлять формой кромки детали, но в то же время, потребует нанесения большого количества размерных и геометрических зависимостей. В уроке я лишь хотел показать некоторые особенности использования «Кривых по формулам» и возможности 3д эскиза.
Спасибо за внимание! Надеюсь, Вы узнали для себя что-то новое.
Проектирование деталей из листовых металлов в Autodesk Inventor
Детали, изготовленные из листового металла, часто необходимы при проектировании. Autodesk Inventor обеспечивает функциональность, облегчающую проектирование редактирование и составление документации как для готовых моделей после гибки так и для разверток, связанных с деталями из листового металла.
Видеокурс по этой теме
Видеокурс «Проектирование деталей из листовых металлов в Autodesk Inventor»
Проектирование деталей из листовых металлов — является расширением среды моделирования в Autodesk Inventor. Вы можете создать деталь из листового металла с нуля или преобразовать стандартную деталь в листовую. В…
Существует несколько способов создания листовых деталей. В сегодняшнем уроке рассмотрим их:
Создадим деталь из листового материала. Нажимаем Создать – Лист.Мат. ipt.
Нарисуем в эскизе контур кожуха.
Видим, что на Ленте появилась вкладка Листовой металл.
Прежде, чем приступать к созданию детали, настроим параметры для листовых деталей. На панели Настройка нажмем Параметры по умолчанию листового металла.
В открывшемся окне можно выбрать правила обработки деталей из листового металла, стиль металла и правила развертывания.
Если нажать на первый карандаш, то откроется для редактирования стиль для листового металла в редакторе стилей. Не будем его редактировать. Закроем это окно.
Для создаваемой детали снимем галочку Использовать толщину металла из правила и зададим толщину металла 2 мм. Выберем стиль металла – сталь.
Выберем операцию Фланец с отгибом, укажем на эскиз и увидим контуры создаваемой детали.
Лист формируется по нарисованному эскизу. Можно указать направление формирования листа: внутрь от эскиза, наружу или по средней линии. Выберем наружу.
Радиус сгиба по умолчанию равен толщине листа. Изменим его на 4 мм.
Далее укажем расстояние, как бы, выдавливания для детали. Можно также выбирать направление. Введем значение – 50 мм.
Получили листовую деталь.
Применим для нее операцию Фланец для создания стенки, с одной стороны.
Выберем три кромки и в предварительном просмотре видим, как будет создаваться фланец с изгибом.
Зазор между фланцами по умолчанию равен толщине листа. Его можно отредактировать в редакторе стилей. В Место сгиба выберем Сгиб от смежной грани.
Угол фланца оставим 90°, Радиус сгиба также введем 4 мм, Расстояние оставим 25 мм.
Применим операцию и закроем окно.
Фаски, скругление и отверстия, делаются также, как и в обычных деталях.
Сделаем фаски размером 5 мм на краях фланцев. Выберем соответствующие ребра.
Нажмем ОК.
Операция Вырезать применяется так же, как и операция Выдавливание. Операции Массив и Зеркальное отражение, тоже применяются как в обычной детали.
Применим операцию Зеркальное отражение, выберем все элементы детали.
После этого укажем плоскость отражения.
Нажимаем ОК.
Проектирование деталей из листовых металлов в Autodesk Inventor 10
Для получения развертки детали нажмем на панели Развертка – Создать развертку.
Осевыми линиями изображены линии сгиба.
Эту развертку можно также вставлять в чертеж детали.
Нажмем Перейти к согнутой детали.
Назовем деталь – Кожух. Сохраним деталь и закроем ее.
Создадим новую листовую деталь. Нарисуем в эскизе развертку детали, которую далее будем сгибать. Укажем все необходимые размеры эскиза.
Выберем операцию Грань.
Нажимаем Применить, создается листовая деталь.
На передней плоскости детали создадим эскиз: нарисуем два симметричных отрезка, укажем размеры от центра дуги до отрезка по 35 мм, второй размер укажем равный первому.
Выберем операцию Фальцевание. Выберем линию сгиба – укажем на отрезок. Далее выберем направление сгиба. Укажем угол сгиба 90°, радиус сгиба – по умолчанию.
Деталь согнулась по выбранной линии.
В браузере раскроем операцию Фальцевание и поставим видимость эскиза.
Применим операцию еще раз, но теперь для второго отрезка.
Находим в браузере эскиз и уберем его видимость.
Таким образом можно получать гнутые детали из заранее известных размеров развертки.
Сохраним данную деталь и закроем ее.
Мало? Обратите внимание на полный видео курс:
Inventor LT
Не удалось извлечь оглавление
Нанесение рельефа или добавление маркировки на детали или поверхности
Нанесение рельефа или гравировки на грань или плоскость
С помощью выступа выполняется поднятие или вырезание профиля относительно грани модели на заданную глубину и в заданном направлении. Грань рельефного элемента может использоваться для нанесения маркировки или рисунка. При вырезании выпуклой области можно создать просвет для другого компонента в сборке (недоступно в Inventor LT).
Начните с файла детали, содержащего 2D-эскиз профиля, на который требуется нанести рельеф или гравировку.
Видеоролики по созданию грани или плоскости с нанесенным рельефом
Редактирование выступа или элемента с гравировкой
Для получения оптимальных результатов выполните следующие действия:
После внесения изменений в эскизную геометрию и надписи производится обновление рельефного элемента.
Создание маркировки на поверхности или детали
Для создания маркировки вставьте изображение в эскиз, расположите его с помощью зависимостей и размеров, а затем примените изображение как маркировку с помощью команды «Маркировка» на вкладке «3D-модель».
Если маркировка создается на детали, а не на поверхности, используйте команду «Удалить грань», чтобы удалить ненужные грани. При этом деталь будет автоматически преобразована в поверхность.
Маркировка, охватывающая сплайн, прямые поверхности и поверхности дуг при выбранном параметре «Цепочки граней»:
Видеоролики по созданию маркировки на деталь
Размещение ярлыка на компоненте сборки (недоступно в Inventor LT)
Если маркировка размещается на нескольких деталях сборки, нужно создать деталь нулевой толщины, размеры которой совпадают с размером маркировки.
Можно также преобразовать сборку в производную деталь и нанести на нее маркировку.
Как создать гнутую листовую деталь в программе Inventor
В конструировании довольно часто используются листовые детали с различным количеством сгибов. В Inventor для создания гнутой листовой детали используется соответствующая «Среда».
Первое что необходимо в начале создания гнутой детали, задать параметры листового металла.
Основными параметрами являются толщина листа и радиус сгиба для их изменения необходимо нажать на кнопку в разделе «Правило обр. дет. из лист. мет.»
В первой вкладке устанавливаем нужную нам толщину листа.
На второй вкладке устанавливаем радиус сгиба детали, в данном случае Толщина*2.
Закрываем и сохраняем сделанные установки.
Далее создаем эскиз начальной грани листа, если это например швеллер то можно за начальную грань взять стеку швеллера.
Принимаем эскиз и на базе него создаем 3D грань с помощью соответствующей команды.
Далее с помощью команды ФЛАНЕЦ добавляем полки к созданной грани выбираю соответствующие ребра грани.
С помощью кнопок расположены непосредственно возле создаваемых фланцев можно настроить длину и расположение фланца вдоль ребра.
После создания фланцев можно сделать развертку получившейся детали с помощью команды СОЗДАТЬ РАЗВЕРТКУ, перед этим можно выбрать начальную грань относительно которой Inventor будет разворачивать деталь.
Чертежи в Autodesk Inventor: создание и компоновка
Несмотря на бурное развитие современных методов производства, электронного документооборота и безбумажных технологий, классические двумерные чертежи были и пока остаются самым распространенным и востребованным способом хранения данных об изделии.
Autodesk Inventor дает пользователям возможность автоматической генерации двумерных чертежей по созданным трехмерным моделям, причем поддерживается создание как чертежей деталей по моделям деталей IPT, так и сборочных чертежей по сборкам IAM.
В программе Inventor есть инструменты для формирования любых чертежных видов, разрезов и сечений, так что процесс создания чертежа максимально упрощен и автоматизирован.
В общем случае создание чертежа в Autodesk Inventor состоит из следующих этапов:
Обратите внимание, что для возможности оформления чертежей по ЕСКД необходимо загрузить расширение «Поддержка ESKD» (на ленте на вкладке «Инструменты» запустите команду «Надстройки»).
Шаблоны чертежей Autodesk Inventor
Чертеж в Autodesk Inventor всегда создается на основе шаблона. В шаблоне созданы первоначальные настройки стилей оформления чертежа по определенному стандарту, а также содержатся соответствующие форматы чертежных листов и рамки с основными надписями.
Для создания чертежа, оформленного в соответствии с ЕСКД, необходимо выбрать папку «Метрические» и указать шаблон ГОСТ.DWG или ГОСТ.IDW. Разница между этими двумя шаблонами лишь в формате создаваемого чертежа. Если выбрать ГОСТ.DWG, то Inventor создаст чертеж в формате Inventor DWG, который можно будет открыть как в самом Inventor, так и в AutoCAD или любой другой программе, которая поддерживает формат DWG. Если же выбрать ГОСТ.IDW, то система создаст чертеж в формате IDW, который можно открыть только в самом Autodesk Inventor. С точки зрения функциональности между этими двумя форматами нет никакой разницы, выбор зависит лишь от необходимости открывания чертежа в сторонних программах.
Настройка формата чертежа
Изменить формат чертежа можно в любой момент работы, но лучше сразу определиться с размерами листа. Если вы знаете максимальные габаритные размеры модели, то можете сразу предварительно оценить размеры чертежных видов в определенном масштабе и выбрать подходящий формат листа.
Для изменения формата, ориентации и основной надписи листа на ленте на вкладке «Пояснение (ESKD)» запустите команду «Формат».
Если чертеж должен состоять из нескольких листов, то создайте новый лист с помощью команды «Создать лист», расположенной на вкладке «Размещение видов». Обратите внимание, что на созданном новом листе по умолчанию располагается основная надпись первого листа, поэтому при необходимости поменяйте ее на надпись «Форма 2а».
Вставка базового вида модели
Как скомпоновать чертежи в Inventor? Проще всего это сделать с помощью команды вставки базового вида, поскольку эта команда позволяет сразу создать все необходимые виды.
Для создания и вставки базового вида, который и будет главным чертежным видом, выполните команду «Базовый» на вкладке «Размещение видов».
После запуска команды на экране отобразится окно настройки вида чертежа, а также, если в Inventor уже была открыта какая-то трехмерная модель, появится предварительно изображение вида на поле чертежа.
Если модель не была открыта или требуется создать чертеж по другой модели, то ее можно открыть с помощью кнопки «Открытие существующего файла».
Для создаваемого вида можно выбрать Стиль: «С невидимыми линиями», «С удалением невидимых линий» или «Тонированный», а также определить масштаб вида. Программа автоматически предлагает подходящий масштаб, но пользователь может его изменить самостоятельно, выбрав нужное значение из списка.
Для смены ориентации главного вида удобнее всего использовать видовой куб. Просто выберите нужный вид, например, «Спереди» или «Сверху», и базовый вид тут же изменится. Для перемещения базового вида нажмите левой кнопкой мыши в пределах зеленой рамки и перетащите вид на требуемое место чертежа.
После размещения главного вида пользователь может переместить курсор в сторону от него и получить все необходимые проекционные виды, например, вид сверху и вид слева.
Для завершения операции и построения видов нажмите кнопку «Ок» в окне настройки вида.
Для перемещения созданных видов по полю чертежа просто щелкните на них левой кнопкой мыши и переместите в нужное место. Обратите внимание, что проекционные виды сохраняют проекционную связь с базовым видом, а также наследуют все его свойства, такие как стиль отображения и масштаб.
Также чертеж можно создавать прямо из модели Inventor. Для этого в открытой модели в браузере нажмите правой кнопкой мыши на имя модели и выберите команду «Создать чертеж», после чего система предложит выбрать шаблон чертежа и автоматически запустит команду вставки базового вида на поле чертежа.
Вставка проекционных видов
Если проекционные виды не были созданы на этапе создания базового вида, то их можно добавить позже с помощью команды «Проекционный» или «Дополнительный». Разница между этими командами в том, что с помощью первой создаются ортогональные проекционные виды, а с помощью второй – виды под любым углом.
При создании проекционного вида необходимо указать базовый вид, а при создании дополнительного – базовый вид и ребро, которое будет определять ориентацию дополнительного вида.
Создание разрезов и сечений
Разрезы и сечения на чертежах Autodesk Inventor создаются командой «Сечение». Запустите команду, укажите вид, который нужно рассечь, нанесите линию сечения, а затем определите настройки и положение сечения. Линия сечения может быть простой, состоящей из одного отрезка, а может быть ломаной.
У созданного рассеченного вида автоматически создается обозначение, а место пересечения плоскости сечения и модели штрихуется в соответствии с материалом, присвоенным модели.
При необходимости линию сечения можно перенести, также изменить расположение рассеченного вида.
Создание выносных видов
Выносной вид можно создавать на базе любого существующего чертежного вида с помощью команды «Выносной вид».
Для создания такого вида укажите центр выноски, форму (круглую или прямоугольную) и масштаб выносного вида. Расположите выносной вид в любом удобном месте на поле чертежа.
Создание вида с разрывом, местного сечения и обрезанного вида
Если на чертеже необходимо разместить вид очень длинной детали, то на него можно нанести разрыв с помощью команды «Разрыв». Создайте вид, запустите команду, выберите ориентацию вида (горизонтально или вертикально) и задайте размер разрыва с помощью ползунка.
Для построения местного сечения на чертежном виде используется команда «Местный разрез». Для построения такого элемента предварительно необходимо поверх существующего чертежного вида создать новый эскиз и в нем построить замкнутый контур, описывающий форму местного разреза. Удобнее всего такой контур строить с помощью сплайна. Далее после запуска команды «Местный разрез» необходимо выбрать чертежный вид, указать созданный контур и ввести глубину местного разреза.
С помощью команды «Обрезка» можно обрезать существующий вид. Просто запустите команду, укажите вид и с помощью рамки выберите ту часть вида, которая должна остаться на чертеже.
Заключение
Создание чертежа в Inventor – максимально автоматизированный процесс. Простые команды с понятным интерфейсом, предварительный просмотр результатов, наглядность процесса формирования чертежных видов позволяют максимально упростить и ускорить рутинную работу по созданию и оформлению чертежей в Autodesk Inventor.