Как сделать спрайт в paint

(ТУТОРИАЛ). Как делать СПРАЙТЫ в программе Paint / Paint.net (ДЛЯ ПОШАГОВЫХ ИГР).

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

07. Sprite Sheets Подготовка спрайтов в редакторе Paint.NetПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Создаём 2D спрайты. Векторные спрайты для игр. SVGПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Paint.net Tutorial.ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ.ОБЗОР И ВОЗМОЖНОСТИ Paint netПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

[Rus] Как делать видео по Undertale с помощью Пейнта? [1080p60]Подробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Paint NET. Видео урок №1Подробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

как сделать игру в paintПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Гайд как рисовать пиксель арт в Photoshop с нуляПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать игру в пейнте?(Paint)Подробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

СОЗДАЛ ИГРУ С ГРАФИКОЙ ИЗ ПЭИНТАПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

ТУТОРИЕЛЬ как сделать pixelart в paint net и speedpaint charaПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Делаем анимацию в программах Paint.Net и UnFREEz.Подробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать анимацию в Spriter за 5 минутПодробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать игру в Paint?Подробнее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Рисуем спрайты для игры #2[Timelapse paint]Подробнее

Источник

Paint.net плагин для работы со спрайтами (.spr)

Обновление до 1.1.3: добавлена поддержка angled спрайтов (только импорт), добавлена опция Force 256 Pallete для расширения палитры до 256 цветов, исправлена ошибка при попытке сохранения спрайта с шириной не кратной 4

Плагин для импорта и экспорта HL спрайтов для растрового графического редактора Paint.net.

Возможности:
* Импорт и экспорт спрайтов
* Поддержка анимации. Каждый кадр представляет собой отдельный слой
* Поддержка прозрачности для всех форматов. При экспорте можно изменять чувствительность прозрачности для Alphatest формата
* Квантизация цвета при экспорте (палитра автоматически будет сокращена до 256 цветов при необходимости)
* Импорт angled спрайтов

Примечание:
Плагин не проверяет правильность разрешения изображения при экспорте. Желательно следить, чтобы ширина и высота картинки делилась на 8 без остатка (16×16, 128×128 и т.д.).

Используйте опцию Force 256 Pallete если сторонний вьювер не может открыть спрайт из-за небольшой палитры цветов.

Пример:
Как преобразовать анимированную гифку в спрайт.

Открываем гифку. Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Сохраняем спрайт. Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Установка: Разместить dll библиотеку в ../paint.net/FileTypes

Версия: 1.1.3
Авторы: Psycrow

Источник

Как сделать спрайт в paint

Главная » Как программисту создать игровую графику (или как подделать ее в стиле игрового художника)

Как программисту создать игровую графику (или как подделать ее в стиле игрового художника)

Введение

Я работал, делая инструментарий и движки для художников, создающих игры и визуальные эффекты более десяти лет, и я всегда недоумевал, что люди делают различия между «программным артом» и «настоящим игровым артом». Я также заметил, что люди, которые дают вам свободно пропустить плохую графику, это в основном другие программисты. Не зависимо от того, как забавна ваша игра или как удивительна технически демоверсия, ‘непрограммисты’, которым вы показываете такой нарисованный персонаж, начинают думать: «Это у него реактивный ранец или может что-то другое?». Зачастую, вы можете найти способ создать хорошую графику без необходимости рисовать ее с чистого листа. Но иногда вам нужно создать графику «на лету». Ограничения в бюджете или правила в игровом соревновании, или просто сжатые сроки для прототипа, могут потребовать от вас взять линейку и кисть в руки.

Я не умею рисовать, правда… Хочу сказать, посмотрите на это:

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Если это — то, на что похожа ваша графика, тогда эта статья для вас. Я думаю, что поделился бы рядом подсказок, как сделать графику лучше. Эти подсказки будут полезны всем, вне зависимости от способностей и опыта в рисовании.

В то время как подсказки типа «занимайтесь рисованием набросков каждый день» или «посетите художественный музей» могут быть полезны для начинающего художника, эта статья предназначена не для художника, она о том, как заставить людей думать, что вы — кодер, программист, любящий математику, обладаете некоторыми художественными способностями.

Кроме того, ни одна (почти) из этих подсказок не требует «практики», хотя практика является полезной и даже существенной для настоящего художника. Всегда кажется, что крайний срок сдачи проекта приходит с рассветом, а вам всего-то нужно несколько этих проклятых спрайтов.

Кое-что из этого рассказа пригодится и для пользователей Фотошопа, потому что, насколько я знаю, такие же понятия применимы к любой программе для рисования, и существуют схожие операции для всего, что я упоминаю здесь в Gimp’е, и возможно в любой другой программе, используемой вами.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Некоторое из описанного также адресовано участникам соревнования LudumDare и участникам других подобных соревнований, где цель — создать игру «на лету» за 48 часов. Мои игры имеют склонность достигать хорошего результата в графической категории (увы, убийца геймплея продолжает ускользать от меня), учитывая даже то, что я не считаю себя особенно хорошим игровым художником. Множество этих примеров исходят из моих LD записей, а большая часть этого опыта — это вещи, которые я изучил, участвуя в этих соревнованиях и будучи вынужденным создавать арт в предельные сжатые сроки. Более того, они должны быть бесценны для любого, кто пытается создать качественную графику (или что-то приближенное к ней) при коротком расписании времени или ограниченном бюджете.

Совет Первый: начните с определения палитры

Наиболее частая ошибка, которую я вижу и которую легче всего избежать. Палитра, использующаяся по умолчанию для большинства программ компьютерного рисования, возвращает во времена DOS’а (можете ли вы обнаружить связь между цветами в этой палитре и четырехбайтовыми двоичными значениями от 00 до 15? Конечно — да. Если бы вы не смогли это увидеть, вы бы были настоящим художником.).

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Я не подразумеваю под палитрой палитру из 16-ти или 256-ти цветов времен VGA. Просто имею в виду скоординированную систему для вашей игры. Если вы начнете с хорошо выбранной палитры, то ваши «каракули» будут казаться эстетически приятными и даже предварительно имеющими «графический дизайн».

Но где мне найти палитру? Я даже не могу подобрать цвета, когда одеваюсь утром!

Хорошо, немного теории цвета проходит длинным путем и если вы потратите пятнадцать минут, чтобы отыскать в интернете, что такое «теория цвета», то вы окажетесь перед определением, что такое игра. Но если у вас нет на это времени, вот несколько советов, которые работают удивительным образом:

Для большой игры вы можете использовать другую палитру на уровне или области игрового мира. В случае, если ваши элементы интерфейса и главный персонаж изображены нейтральными цветами, или если эти палитры имеют общий главный цвет, вы можете в равной степени применять их между уровнями или областями.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

В этом примере используется «монохроматическая» палитра, где все цвета различного оттенка очень схожего тона, другие цветовые схемы более разнообразны, но важно то, что цвета смотрятся вместе хорошо.

Ресурсы:

Совет Второй: «прикройтесь» умной темой

Я не умею рисовать.

Возможно, Вы просто слишком крутой человек, чтобы уметь рисовать. Возможно это все преднамеренно. Так и есть. Вместо того, чтобы делать хороший арт, выберите тему, которая требует плохой арт. Это сработало для «SketchFighter» и «Crayon Physics», нарисованных на бумаге.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Используйте то, что вам доступно. Получили какую-нибудь ерунду у себя на столе? Вы, возможно, сделали одну из самых популярных игр всех времен «Desktop Tower Defense».

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Люди начинают понимать смысл этого трюка, но у него есть немного лет для существования. Будьте криативными… возможно ваши персонажи — печенья, и вы буквально можете испечь их. Или какой-нибудь зомби-бекон атакует вашу кухню. Или даже волосатая грудь, которой нужно, чтобы ее побрили.

Подсказка Третья: простые формы и силуэты

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Круг, Квадрат, Треугольник, Ромб, Трапеция, Параллелограм, и т.д. Вы знаете как точно высчитать их площадь, но вы знаете, что нарисовать их получается плохо? Сделайте наброски нескольких форм от руки, затем добавьте глаза (для персонажа) или колеса (для техники) или что-нибудь еще. Они, возможно, получатся смешными и нелепыми, и совсем неточные.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

В зависимости от того, как много кофе вы уже выпили, они могут быть совершенно разной формы. Все в порядке! Это хорошо, фактически, поскольку изъяны и разнообразия создают «индивидуальность» и делают их живыми. Не используйте инструменты для создания форм в своей программе для рисования, это уничтожитель «спрайтовых душ». Делая их очертания отчётливыми, вы облегчаете игроку способность визуально различать их.

«Смайлы» от Sykhronics — хороший пример вышесказанного. Четкая форма и цвет помогают вам без труда разпознать объекты. Возможно вы играли в игру на двухцветном iPhon’е.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Взгляните на силуэты объектов. Вы можете применить в Фотошопе режим «threshold» или выделить внешнюю область объектов, инвертировать ее и заполнить новым слоем, чтобы увидеть это наверняка. Можете просто сказать, что находится за их внешней областью или по крайней мере описать каждый объект в отдельности?

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Вы cможете увидеть различия между объектами и их внешней областью, и даже распознать некоторые из них. Я все еще уверен, что для объектов со схожей формой внешние контуры были различны.

Это наиболее важно в 3D. Назначьте твердый черный материал и рассмотрите модель на белом фоне (или наоборот). Увеличивайте ее масштаб до тех пор, пока она не будет такой, какой вы хотели бы, чтобы она была на экране во время обычной игры.

Подсказка Четвертая: рисуйте больше, чем вам нужно

В дальнейших подсказках мы разработаем спрайт для условного платформера. Предположим нам нужен враг, что-нибудь такое, на что мы не могли бы прыгать не получив урон. Моя первая мысль — черепаха с колючками (оригинально, не правда ли?).

Первая ошибка, которую делает программист, состоит в том, что он думает, что его безобразный спрайт станет лучше, если просто продолжить работать над ним. Этого не будет! Если он в начале плохой, то будет таким и в конце. Так что вместо пиксельного рисования за час, просто сделайте набросок парочки рисунков и детализируйте тот, который вам больше нравится.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Я начал делать наброски рисунков различных врагов, не вкладывая в них много деталей или мыслей. Вы можете нарисовать быстро, пропустив только то, что не работает. Мне совсем не нравилась моя черепаха (она была похожа на хорька-вампира, которого подсадили на огонь). Я решил, что попробую нарисовать лучше омара, так как у него интересная форма, ясный силуэт и мне подумалось, что он вроде бы своеобразный враг.

Подсказка Пятая: работайте в большем разрешении

Для спрайтовой графики я использую разрешение в десять раз выше, чем мне необходимо. Поэтому если я делаю спрайт размером 64×64 пикселей, то использую по крайней мере разрешение 640×640 пикселей. Иногда невзрачный персонаж в высоком разрешении становится потом достаточно хорошим. Даже с фоном и логотипами я стараюсь работать в разрешении в два-три раза большем. Если вы беспокоитесь по поводу краев при даунсэмплинге (смотрите следующую подсказку), то можете получить больше детализации с четкими краями.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Не теряйте из виду тот факт, что собираетесь уменьшить разрешение в дальнейшем. Вы можете дорисовать разного рода детали, однако потом, в следующем шаге они перемешаются. Всегда хорошо уменьшить масштаб, чтобы иметь представление на что будет похож конечный результат (или просто отследить в навигационном окне программы).

Он пока еще неаккуратный и малодетализирован, но вскоре мы применим эффект даунсэмплинга, который скроит все это.

Подсказка Шестая: следите за краями

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Фотошоп (и другие программы для рисования) пытаются услужливо смешать все вместе, давая вам хорошие, сглаженные углы с антиалиайзингом. Это прекрасная «фича», кроме тех случаев, когда вы хотите получить чёткие края для своей 1-битовой альфы. Фотошоп разрушил множество краев у двумерных и трехмерных спрайтов со своим рьяным стремлением к смешиванию пикселей. Вот моя последовательная работа создания спрайтов для игры. Я мог бы создать экшн или скрипт в программе, когда-нибудь, но это и так довольно просто:

Шаг первый: оградите версию с высоким разрешением на прозрачном фоне

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Шаг второй: понизьте разрешение до целевого

Вот он (примерно) размером 64×64 пикселей, все еще на прозрачном фоне после применения даунсэмплинга

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Шаг третий: сделайте четкие края

Получить правильные края можно следующим способом:

Теперь у вас должен получиться спрайт со сглаженными четкими краями.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Шаг четвертый: подчистите пиксели

Теперь вам нужно повозиться с каждым пикселем в отдельности. Ваш контур будет возможно немного излишним, используйте карандаш (инструмент pencil tool) для того, чтобы очистить его и добавить детализации частям спрайта, которые получились немного размытыми после уменьшения размера. Здесь я немного подчистил лицо, хвост и антенны.

Хочется подчеркнуть: попиксельное рисование — самый трудоемкий по времени способ рисования спрайтов. Именно поэтому хочется отложить этот шаг на потом.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Готово: завершенный спрайт врага

Вот завершенный спрайт в обычном и 2x размерах. Он не идеален и, разумеется, не сделает из меня сразу художника, но он кажется вполе приемлемым для программиста.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Подсказка Седьмая: создавайте разнообразие

Возможно Вы хотели бы иметь двадцать монстров или космических кораблей в игре. Замечательно! Если у Вас достаточно времени. В случае, если вы создаете один или два монстра-космических коробля, которые вам по-душе, то можете добавить разнообразия им. Изменеите цвет. Многие существа в «Diablo» были просто другими благодаря разному цвету. Тоже самое с Pac-Man’ом. Или можете поменять масштаб, вырезать и вставить части спрайта. Вместо митозавра, вегизавра и монкизавра, создать целый вид митозавров с легкими различными особенностями. Вы можете добавить пять-десять различий, чтобы получить одно новое существо.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Используя инструмент hue/saturation (как, например в фотошопе) я сделал «красную версию» спрайта и стер антенны. Затем я добавил крылья, чтобы получить совершенно другое существо. Дополнительный плюс этой техники в том, что она сделает всех существ схожими по стилю, поэтому ваши уровни в игре будут выглядить более последовательными, словно вы заранее спланировали это.

Подсказка Восьмая: избегайте анимации

Слово «Анимация» пришло из древнего шумерского «А’нимаати», что являлось печатью для рабов, назначенных делать неблагодарную, повторяющуюся работу, как например, гребля на корабле или вращение жерновов. В игровом арте — это чуть более «болезненно», так как нужно создавать не только один кадр, который хорошо выглядит, а десять или двадцать. Поэтому не делайте этого!

Подсказка девятая: Скайбокс

Делаете 3D-игру?

Реализация простого скайбокса не так уж сложна. В то же время, с точки зрения визуальной ценности, он того стоит. Скайбокс выполняет важную работу по заполнению игрового экрана.

Я говорю «скайбокс» здесь, но это может быть любой тип панорамного фона, от квадратного скайбокса до панорамного изображения на сфере или полусфере, или простая фоновая картинка для 2D-игры.

Но где мне достать хорошее изображение скайбокса?

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Кроме того, имейте в виду, что небо — главный источник освещения для внешнего мира. Это также справедливо для ‘цветовой палитры’, см. выше. Используйте цвета из скайбокса, когда делаете свой уровень и устанавливаете освещение.

Конечно, ваша игра не должна происходить на закате. Если только это не гоночная игра, я думаю, что имеются своего рода правила, требующие этого. Ясное полуденное небо, обработанный в фотошопе фантастический пейзаж, вне независимости от того, что является действительно нужным для вашего уровня.

Подсказка десятая: используйте лайтмэппинг для «запекания света»

Такой эффект подходит для уровня или для персонажа в игре. Он может работать некорректно, особенно, если вы смешиваете свет в текстуре с эффектом обычного освещения, но выглядит хорошо. Если вы накладываете текстуру на уровень/персонаж без технологии оверлэппинга, вы можете проделать эту хитрость без написания дополнительного программного кода, а скомбинировать напрямую с цветовой текстурной картой. И если вы уделите немного времени для реализации поддержки дополнительного UV-канала, то получите полный лайтмэппинг в игре.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

В моей игре ‘Bugzapper’, созданной за 48 часов, все освещение строения «запечено» в текстуру. Фактически, у меня даже не хватило времени на то, чтобы нарисовать диффуз-текстуру. Направление света полностью неправильное по отношению к скайбоксу, но большенство людей, так или иначе, на это не обратят внимания.

Вот инструкции о том, как использовать ‘Blender’, чтобы «запечь» свет в текстуру. ‘Maya’ и другие программы имеют похожие функции. Не беспокойтесь по поводу «запечки» всех желаемых текстурных карт, если не пишете настоящую игру. Просто «запеките» все в одну основную текстуру (рендер в текстуру), а потом не используйте свет или используйте его с малыми значениями.
«Запекание» света в текстуру при помощи ‘Blender’

Одно замечание: не пытайтесь разбираться с этим во время соревнования по написанию игры. Протестируйте сначала все перед его проведением, чтобы точно знать как что делать. Вы потратите много времени, но во время соревнования это может занять всего 15-20 минут и будет иметь большое значение.

И еще, не спешите делать «запекание» пока не закончите с текстурами для моделей. Вы не сможете убрать «запекание» или сделать его дважды.

Подсказка одиннадцатая: приобретите планшет

Даже если у вас нет стремлений стать игровым художником, но если рисуете какой-нибудь арт на компьютере, то вам нужно приобрести планшет. Необязательно большой или дорогой, можно купить планшет фирмы Wacom. Потому что рисование мышью схоже с рисованием кирпичом на бумаге.

Многие люди, которых я знаю, впервые купившие планшет, не спешили его использовать. Вот некоторые советы, которые помогут максимально эффективно использовать планшет.

В сегодняшнее время интерфейсов на основе сенсорных дисплеев, иметь планшет становится выгодно, чтобы понять как работают игры, основанные на этой технологии. Хотя такой подход ничем не отличается в сравнении технологии использования мыши.

Источник

Пиксель-арт для начинающих: инструкция по применению

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Инди-разработчикам нередко приходится совмещать сразу несколько ролей: геймдизайнера, программиста, композитора, художника. И, когда дело доходит до визуала, многие выбирают пиксель-арт — на первый взгляд он кажется простым. Но чтобы сделать красиво, нужно много опыта и определенные навыки. Нашел туториал для тех, кто только начал постигать основы этого стиля: с описанием специального софта и техник рисования на примере двух спрайтов.

Пиксель-арт — форма цифрового художественного искусства, в котором изменения вносятся на уровне пикселей. В основном он ассоциируется с графикой видеоигр 80-х и 90-х годов. Тогда художникам приходилось учитывать ограничения памяти и низкого разрешения. Сейчас пиксель-арт все еще популярен в играх и как художественный стиль в целом, несмотря на возможность создания реалистичной 3D-графики. Почему? Даже если не брать в расчет ностальгию, создание крутой работы в таких жестких рамках — приятный и стоящий челлендж.

Порог вхождения в пиксель-арте сравнительно низкий по сравнению с традиционным артом и 3D-графикой, что привлекает инди-разработчиков. Но это вовсе не означает, что будет просто доделать игру в этом стиле. Я видел много инди-девелоперов с пиксель-арт метроидваниями на краудфандинговых платформах. Они думали, что закончат все за год, но на самом деле им нужно было еще лет шесть.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Metal Slug 3 (Arcade). SNK, 2000 год

Пиксель-арт на том уровне, на котором большинство хочет его создавать, отнимает много времени, а кратких обучалок очень мало. Работая с 3D-моделью вы можете вращать ее, деформировать, перемещать отдельные ее части, копировать анимации с одной модели на другую и так далее. Пиксель-арт высокого уровня почти всегда отнимает кучу сил на скрупулезное размещение пикселей на каждом фрейме.

В общем, я предупредил.

А теперь немного о моем стиле: в основном я рисую пиксель-арт для видеоигр и в них же нахожу вдохновение. В частности я фанат Famicom/NES, 16-битных консолей и аркад 90-х годов. Пиксель-арт моих любимых игр того времени можно описать как яркий, уверенный и чистый (но не слишком), его нельзя назвать жестким и минималистичным. В этом стиле я работаю сам, но вы легко можете применять идеи и техники из этого туториала для создания совершенно других вещей. Изучайте работы разных художников и создавайте пиксель-арт, который нравится вам!

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Базовые цифровые инструменты для пиксель-арта — Зум (Zoom) и Карандаш (Pencil), чтобы размещать пиксели. Также вам пригодятся Линия (Line), Фигура (Shape), Выбрать (Select), Переместить (Move) и Заливка (Paint Bucket). Есть много бесплатного и платного ПО с таким набором инструментов. Я расскажу про самые популярные и те, которыми пользуюсь сам.

Paint (бесплатно)

Если у вас Windows, встроенный в нее Paint — примитивная программа, но в ней есть все инструменты для пиксель-арта.

Piskel (бесплатно)

Неожиданно функциональный редактор пиксель-арта, который запускается через браузер. Можно экспортировать работу в PNG или анимированный GIF. Отличный вариант для новичков.

GraphigsGale (бесплатно)

GraphicsGale — единственный редактор из тех, о которых я слышал, разработанный именно для пиксель-арта и включающий инструменты анимации. Его создала японская компания HUMANBALANCE. С 2017 года он распространяется бесплатно и до сих пор пользуется спросом, несмотря на рост популярности Aseprite. К сожалению, работает он только на Windows.

Aseprite ($)

Пожалуй, самый популярный редактор на данный момент. Открытый исходный код, куча возможностей, активная поддержка, версии для Windows, Mac и Linux. Если вы серьезно взялись за пиксель-арт и все еще не нашли нужный редактор, возможно, это то, что нужно.

GameMaker Studio 2 ($$+)

GameMaker Studio 2 — превосходный 2D-инструмент с хорошим редактором спрайтов (Sprite Editor). Если вы хотите создавать пиксель-арт для для собственных игр, очень удобно все делать в одной программе. Сейчас я использую этот софт в работе над UFO 50, коллекцией 50 ретро-игр: спрайты и анимации создаю в GameMaker, а тайлсеты — в Photoshop.

Photoshop ($$$+)

Photoshop — дорогой софт, распространяется по подписке, не заточен под пиксель-арт. Не рекомендую приобретать его, если вы не занимаетесь отрисовкой иллюстраций в высоком разрешении, или вам не нужно проводить сложные манипуляции с картинкой, как мне. В нем можно создавать статичные спрайты и пиксельные работы, но он довольно сложный по сравнению со специализированным софтом (например, GraphicsGale или Aseprite).

Прочее

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Мой набор для пиксель-арта. Все черное, только сейчас заметил.

Графический планшет ($$+)

Рекомендую графические планшеты для любых работ с цифровыми иллюстрациями, чтобы избежать туннельного синдрома запястий. Его гораздо проще предотвратить, чем вылечить. Однажды вы почувствуете боль, и она будет только нарастать — позаботьтесь о себе с самого начала. Из-за того, что когда-то я рисовал мышкой, мне теперь тяжело играть в игры, в которых нужно нажимать на клавиши. Сейчас я использую Wacom Intuos Pro S.

Суппорт запястья ($)

Если вы не можете приобрести планшет, купите хотя бы суппорт запястья. Мне больше всего нравится Mueller Green Fitted Wrist Brace. Остальные либо слишком тугие, либо обеспечивают недостаточную поддержку. Суппорты без проблем можно заказать онлайн.

96×96 пикселей

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Final Fight. Capcom, 1989 год

Приступим! Начнем со спрайта персонажа 96×96 пикселей. Для примера я нарисовал орка и поместил его на скриншот из Final Fight (картинка выше), чтобы вы понимали масштаб. Это большой спрайт для большинства ретро-игр, размер скриншота: 384×224 пикселя.

На таком большом спрайте будет легче показать технику, о которой я хочу рассказать. Также попиксельная отрисовка больше похожа на традиционные формы арта (например, рисование или живопись), с которыми вы, возможно, лучше знакомы. Освоив базовые техники, мы перейдем к спрайтам поменьше.

1. Выбираем палитру

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Пиксель — гораздо более глубокое понятие в пиксель-арте, чем в любых других цифровых сферах. Пиксель-арт определяют его ограничения, например, цвета. Важно правильно подобрать палитру, она поможет определить ваш стиль. Но на старте я предлагаю не думать про палитры и выбрать одну из существующих (или просто несколько рандомных цветов) — вы легко можете ее поменять на любом этапе.

Для этого туториала я буду использовать палитру из 32 цветов, которую мы создали для UFO 50. Для пиксель-арта их часто собирают из 32 или 16 цветов. Наша разработана для вымышленной консоли, которая могла бы появится где-то между Famicom и PC Engine. Можете взять ее или любую другую — туториал совсем не зависит от выбранной палитры.

2. Грубые контуры

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Начнем прорисовку с помощью инструмента Карандаш. Нарисуем скетч так же, как делаем это с обычной ручкой и бумагой. Конечно, пиксель-арт и традиционный арт пересекаются, особенно когда речь идет о таких крупных спрайтах. Мои наблюдения показывают, что сильные художники по пиксель-арту как минимум неплохо рисуют от руки и наоборот. Так что развивать навыки рисования всегда полезно.

3. Проработка контуров

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Дорабатываем контуры: убираем лишние пиксели и сокращаем толщину каждой линии до одного пикселя. Но что именно считать лишним? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться в пиксельных линиях и неровностях.

Неровности

Нужно научиться рисовать две базовые линии в пиксель-арте: прямые и кривые. С ручкой и бумагой все сводится к мышечному контролю, но мы-то работаем с крошечными цветными блоками.

Ключ к отрисовке правильных пиксельных линий — неровности. Это единичные пиксели или небольшие сегменты, разрушающие сглаженность линии. Как я уже говорил, отдельный пиксель имеет огромное значение в пиксель-арте, поэтому неровности могут разрушить всю эстетику. Представьте, что вы проводите прямую линию на бумаге, и неожиданно кто-то ударяет по столу: неровности в пиксель-арте выглядят так же, как случайная закорючка.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Прямые

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Кривые

Неровности появляются на кривых, когда длина сегментов линии увеличивается или уменьшается не постепенно.

Совсем избежать неровностей невозможно — во всех ваших любимых ретро-играх они есть (если, конечно, пиксель-арт состоит не исключительно из простых форм). Цель: свести неровности к минимуму, при этом показав все необходимое.

4. Применяем первые цвета

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Раскрасьте своего персонажа с помощью заливки или другого подходящего инструмента. Палитра упростит эту часть работы. Если софт не предусматривает использование палитр, можно поместить ее прямо в картинку, как на примере выше, и выбирать цвета с помощью пипетки.

В нижнем левом углу я нарисовал нашего друга, знакомьтесь, это — Шар. С ним будет проще понять, что именно происходит на каждом этапе.

5. Шейдинг

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Пора отобразить тени — просто добавляем более темные цвета на спрайт. Так изображение будет выглядеть объемным. Давайте предположим, что у нас один источник света, расположенный над орком левее от него. Значит, освещено будет все, что находится сверху и спереди нашего персонажа. Добавляем тени снизу справа.

Форма и объем

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Если этот этап вызывает у вас сложности, представьте свой рисунок как объемные формы, а не просто линии и цвет. Формы существуют в трехмерном пространстве и могут иметь объем, который мы выстраиваем с помощью теней. Это поможет визуализировать персонажа без деталей и представить, что он сделан из глины, а не из пикселей. Шейдинг — это не просто добавление новых цветов, это процесс выстраивания формы. На хорошо проработанном персонаже детали не скрывают базовые формы: если вы прищуритесь, увидите несколько крупных кластеров света и тени.

Сглаживание (anti-aliasing, анти-алиасинг)

Каждый раз используя новый цвет, я применяю анти-алиасинг (АА). Он помогает сгладить пиксели добавляя промежуточные цвета по углам, в месте соприкосновения двух сегментов линии:

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Серые пиксели смягчают «разрывы» в линии. Чем длиннее сегмент линии, тем длиннее АА-сегмент.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Так АА выглядит на плече орка. Он нужен, чтобы сгладить линии, отображающие изгиб его мышц

Сглаживание не должно выходить за пределы спрайта, который будет использоваться в игре или на фоне, цвет которого неизвестен. Например, если вы примените АА для светлого фона, на темном фоне сглаживание будет смотреться некрасиво.

6. Выборочный контур

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Ранее контуры были полностью черными, из-за чего спрайт смотрелся очень мультяшно. Картинка была словно разделена на сегменты. Например, черные линии на руке слишком контрастно отображают мускулатуру, и персонаж выглядит менее цельным.

Если спрайт станет более естественным, а сегментация не столь явной, то базовые формы персонажа будут легче читаться. Для этого можно использовать выборочный контур — частично заменить черный контур более светлым. На освещенной части спрайта можно использовать самые светлые цвета или, там где спрайт соприкасается с негативным пространством, можно полностью убрать контур. Вместо черного нужно использовать цвет, который был выбран для тени — так сохраниться сегментация (для разграничения мышц, меха и так далее).

Также на этом этапе я добавил более темные тени. Получилось три градации зеленого на коже орка. Наиболее темно-зеленый цвет можно использовать для выборочного контура и АА.

7. Финальные штрихи

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

В конце стоит добавить блики (самые светлые пятна на спрайте), детали (серьги, заклепки, шрамы) и прочие улучшения, пока персонаж не будет готов или пока не придется перейти к следующему.

Есть несколько полезных приемов, которые можно применить на этом этапе. Поверните рисунок горизонтально, это часто помогает выявить ошибки в пропорциях и шейдинге. Также можно убрать цвет — выставить насыщенность на ноль, чтобы понять, где нужно изменить тени.

Создание шумов (dithering, дизеринг)

Пока что мы в основном применяли крупные, цельные участки теней. Но есть и другая техника — дизеринг, которая позволяет перейти от одного цвета к другому без добавления третьего. Посмотрите на пример ниже.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Верхний градиент от темного к светлому использует сотни различных оттенков синего.

Средний градиент использует всего девять цветов, но в нем все еще слишком много оттенков одного цвета. Возникает так называемый бандинг (от англ. band — полоса), при котором из-за толстых однородных полос глаз фокусируется на точках соприкосновения цветов, вместо самих цветов.

На нижнем градиенте мы применили дизеринг, который позволяет избежать бандинга и использует всего два цвета. Мы создаем шум разной интенсивности, чтобы имитировать градацию цвета. Эта техника очень похожа на халфтон (halftone — полутоновое изображение), применяемое на печати; а также на стипплинг (stippling — зернистое изображение) — в иллюстрации и комиксах.

На орке я применил дизеринг совсем немного для передачи текстуры. Некоторые пиксель-артисты совсем его не используют, другие — наоборот не стесняются и делают это очень умело. Мне кажется, что лучше всего дизеринг смотрится на больших участках залитых одним цветом (присмотритесь к небу на скриншоте Metal Slug, который был выше) или на тех участках, которые должны выглядеть шероховато и неровно (например, грязь). Решите сами, как его использовать.

Если хотите увидеть пример с масштабным и качественным дизерингом, изучите игры The Bitmap Brothers, британской студии 80-х годов, или игры на компьютере PC-98. Только учтите, что все они — NSFW.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Kakyusei (PC-98). Elf, 1996 год
На этом изображении всего 16 цветов!

8. Последний взгляд

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Одна из опасностей пиксель-арта в том, что он кажется легким и простым (из-за его структуры и ограничений стиля). Но в итоге вы потратите огромное количество времени на доработку своих спрайтов. Это похоже на головоломку, которую нужно решить — вот почему пиксель-арт привлекает перфекционистов. Помните, что один спрайт не должен отнимать слишком много времени — это лишь крохотный кусочек крайне сложного скопления кусочков. Важно не терять видение общей картины.

Даже если ваш пиксель-арт не для игр, иногда стоит сказать себе: «Все уже достаточно хорошо!» И двигаться дальше. Лучший способ развития навыков — как можно больше раз пройти весь процесс целиком от начала до конца, используя как можно больше тем.

И порой полезно ненадолго оставить спрайт, чтобы чуть позже взглянуть на него свежим взглядом.

32×32 пикселя

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

Мы создали большой спрайт 96×96 пикселей первым, потому что при таком размере это больше напоминает рисование или живопись, но только пикселями. Чем меньше спрайт, тем меньше он похож на то, что должен отображать, и тем больше важен каждый пиксель.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint

В Super Mario Bros. глаз Марио — это всего два пикселя, расположенные один над другим. И его ухо тоже. Создатель персонажа Сигеру Миямото сказал, что усы потребовались для того, чтобы отделить нос от остального лица. Так что одна из главных черт лица Марио — не просто дизайн персонажа, но и прагматичная уловка. Что подтверждает старую мудрость — «нужда — мать изобретательности».

Основные этапы создания спрайта 32×32 пикселя нам уже знакомы: скетч, цвет, тени, дальнейшая доработка. Но в таких условиях, в качестве начального скетча я подбираю цветные фигуры вместо отрисовки контуров из-за маленького размера. Цвет играет более важную роль в определении персонажа, чем контуры. Посмотрите на Марио еще раз, у него вообще нет контуров. Интересны не только усы. Его бакенбарды определяют форму ушей, рукава показывают руки, а общая форма более-менее четко отображает все его тело.

Создание маленьких спрайтов — это постоянные компромиссы. Если вы добавите обводку, можете потерять место для тени. Если у вашего персонажа четко отображены руки и ноги, голова скорее всего должна быть не очень большой. Если эффективно использовать цвет, выборочную обводку и сглаживание, то отрисованный объект будет казаться больше, чем он есть на самом деле.

Для маленьких спрайтов мне нравится стиль тиби: персонажи выглядят очень мило, у них большие головы и глаза. Отличный способ создать яркого героя в ограниченном пространстве, да и в целом, очень приятный стиль. Но, возможно, вам нужно показать мобильность или силу персонажа, тогда вы можете уделить меньше пространства голове, чтобы тело выглядело более мощно. Все зависит от ваших предпочтений и целей.

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Целая команда в сборе!

Форматы файлов

Как сделать спрайт в paint. Смотреть фото Как сделать спрайт в paint. Смотреть картинку Как сделать спрайт в paint. Картинка про Как сделать спрайт в paint. Фото Как сделать спрайт в paint
Такой результат может заставить понервничать любого пиксель-артиста

Картинка, которую вы видите — результат сохранения рисунка в JPG. Часть данных потерялась из-за алгоритмов сжатия файла. Качественный пиксель-арт в итоге будет выглядеть плохо, а вернуть его изначальную палитру будет непросто.

Для сохранения статической картинки без потери качества используйте формат PNG. Для анимаций — GIF.

Как правильно делиться пиксель-артом

Шеринг пиксель-арта в социальных сетях — отличный способ получить фидбек и познакомиться с другими художниками, работающими в том же стиле. Не забудьте поставить хэштег #pixelart. К сожалению, соцсети часто конвертируют PNG в JPG без спроса, ухудшая вашу работу. Причем не всегда понятно, почему ваша картинка была конвертирована.

Есть несколько советов, как сохранить пиксель-арт в нужном качестве для различных соцсетей.

Twitter

Чтобы PNG-файл не изменился в Twitter, используйте меньше 256 цветов или убедитесь, что ваш файл меньше 900 пикселей по длинной стороне. Я бы увеличил размер файла хотя бы до 512×512 пикселей. Причем так, чтобы масштабирование было кратно 100 (200%, а не 250%) и сохранялись резкие края (Nearest Neighbor в Photoshop).

Анимированные GIF-файлы для постов в Twitter должны весить не более 15 Мб. Картинка должна быть как минимум 800×800 пикселей, цикличная анимация должна повторяться трижды, а последний кадр должен быть вполовину короче по времени, чем все остальные — самая популярная теория. Однако, непонятно, насколько нужно выполнять эти требования, учитывая, что Twitter постоянно меняет свои алгоритмы отображения картинок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *