Как сделать телеграмм бот магазин
Как мы телеграм-магазин делали: интеграция с движком, функционал, вывод товарной базы
В июне 2021 года на выставке e-commerce мы впервые показали интегрированный магазин в телеграм с базовым набором функций. Уже тогда попытались вместить десятки категорий с десятками тысяч товаров в чат мессенджера. Но масштаб возможного функционала мы только представляли.
Я немного расскажу контекст – зачем и почему мы создавали этот инструмент, и о том, за счёт чего он приносит пользу бизнесу.
С чего началось
Телеграм разблокировали и он начал активно выпускать обновления для всего – ботов, платежек, рекламы. Научился принимать платежи, чего мы все так сильно ждали и наконец стал площадкой для полноценных продаж не через восемь костылей.
Появились конструкторы для самостоятельной настройки разговорных ботов, базовых витрин мини-магазинов и даже сложных скриптов с условиями вывода.
В то же время приходило понимание, что наши клиенты с уже имеющимися каналами продаж, хоть и ищут новые способы привлечения аудитории, автоматизации онлайн-продаж, но не готовы тратить время и ресурсы на освоение чего-то далёкого не в мире их бизнеса.
Поэтому мы решили сделать свободную интеграцию имеющегося веб-магазина с телеграм ботом @BotFather. Она не привязана к нашей админ.системе (да-да, наша команда делает свою цмску) и транслирует товары из любого YML-фида, а методы передаёт по API.
Чем телеграм завораживает
Бизнес хочет быть ближе к пользователю – напоминать ему об оставленной корзине, предлагать акции, уведомлять о каждом чихе по всем доступным каналам, чтобы он возвращался к покупкам. Для этого сервисы уже адаптируются под все разрешения экранов и представляются не только в виде веб-сайтов, но и мобильных, пк приложений, даже подключаются к часам. Это требует сложной разработки под каждое устройство.
сообщение пользователю с персональным промокодом в телеграм
А со стороны пользователя, мне нужно установить приложения основных продуктовых магазинов, аптек, зоо, бьюти, одежды. И никого не удалять, ведь в свое время понадобятся штрихкоды скидочных карт, персональные промокоды, скидки. При этом, в лучшем случае я регулярно использую одно-два приложения, остальные месяцами ждут своего часа и раздражают.
Поэтому мы решили объединить удобство каналов в телеграм, универсальность его интерфейса с обширным функционалом приложений и веб-магазинов.
Часть 1. Юзабилити, безопасность
Телеграм предоставляет интуитивно понятный интерфейс, к которому не нужно привыкать и ощущение конфиденциальности данных при использовании мессенджера. Пользователи получают простой доступ к магазину в телеграм через тематические каналы, по ссылке из других социальных сетей и мессенджеров, а входят в систему без необходимости авторизации с паролем ради приветственных 300 рублей на первый заказ.
Многие люди доверяют мессенджеру гораздо больше, чем стороннему сайту. Телеграм не будет каждый раз просить соглашаться с правилами обработки персональных данных и не будет уводить на сторонние сервисы для приема оплаты картой. Большинство пользователей считают, что их конфиденциальность телеграм соблюдает гораздо лучше, чем другие мессенджеры и ресурсы.
Телеграм даёт универсальную оболочку для любого функционала. Я считаю это примером воплощения понятного, полезного и ненавязчивого дизайна, как в цитате Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это как можно меньше дизайна».
Часть 2. Маркетинг
В телеграм работают все классические каналы привлечения трафика. Нет ограничений и в устройстве пользователя – можно настроить переход по ссылке сразу в магазин, на транзитную страницу с описанием преимуществ вашего магазина в телеграм или в тематический канал для прогрева аудитории.
Здесь открывается возможность рекламировать магазин в тематических телеграм-каналах и лить трафик из них напрямую. А если вам есть, что полезного рассказать аудитории о товарах и услугах, рекомендуем создать собственный информационный канал. Он помогает собирать и удерживать Look-alike аудиторию и мотивирует подписчиков приглашать друзей.
Реклама в этих источниках получается нативнее, путь пользователя короче, а аудитория горячее.
С согласия клиента вы получаете доступ к номеру телефона, связанному с его учетной записью в мессенджере, а настроив автоматический сбор контактов, можете проводить персональные рассылки.
Магазинами в телеграм легко делиться с друзьями внутри мессенджера, в тематических каналах, совершать групповые покупки. А владельцу магазина удобно отправлять скидки клиентам, держать их в курсе рекламных акций, поддерживать интерес к бренду.
применение промокода при оформлении заказа в телеграм
При этом бот собирает статистику по каждому клику ваших посетителей в магазине без необходимости настраивать цели метрик. Мы можем передавать данные аналитики в вашу систему или выводить в своей админ.панели.
Телеграм-магазины обладают мощным маркетинговым потенциалом, но при этом имеют свои ограничения из-за отсутствия органического поискового трафика. Телеграм не является поисковой системой, поэтому не получится привлекать аудиторию привычным для большинства способом. Трафик собирается при помощи рекламы в мессенджерах и социальных сетях, через лидеров мнений и тематические каналы.
Часть 3. Разработка
Технически телеграм позволяет интегрировать все категории, товары и функции веб-магазина по API, настроить оплату внутри интерфейса мессенджера и упростить обслуживание клиентов благодаря чату поддержки.
По умолчанию мы настроили загрузку товаров в телеграм-магазин через стандартный YML-фид, его отдают почти все системы управления – битрикс, opencart, joomla, самописные. Параметры, которые не учитываются в вашей YML, можно передавать нам в базу по API и интегрировать в телеграм. Например, сортировки, акции, начисления по бонусным программам.
Можно загружать ассортимент в ручном режиме через нашу административную панель, если у вас нет сайта со своей админкой и товарного фида.
оформление заказа в телеграм
Пользователь может оформить заказ и оплатить его, не покидая приложение.
Любая платёжная система подключается в телеграм так же, как в обычном интернет-магазине – через платежный шлюз. Данные для активации по API предоставляются после заключения договора на предоставление услуг эквайринга с банком. А некоторые системы, например Яндекс.Кассу, теперь подключаются напрямую в боте-создателе @Botfather в разделе “Payments”.
оплата заказа в телеграм через ЮКассу
Службы доставки интегрируются по аналогии с платежками по API, доступ к настройке предоставляется после заключения договора на обслуживание. Сами способы доставки и их стоимость также выводим и рассчитываем внутри интерфейса телеграм.
выбор способа доставки в телеграм
выбор пункта выдачи в телеграм
Нам требовалось вместить длинные списки пунктов выдачи заказов и постаматов, чтобы не уводить пользователя из приложения на карту в браузере и обратно. Поэтому оформили их поиском по ключевым словам в адресе с автоподбором.
Вместо вывода
Это телеграм-каналы с информационными публикациями
информационные телеграм каналы
А это магазин, в котором можно найти товар, положить его в корзину, оформить заказ с доставкой и оплатой и отслеживать его в личном кабинете.
телеграм магазин
Мы надеемся, что с помощью этого инструмента поможем бизнесу делать свою продукцию доступнее, а покупателям – упростить поиск и выбор нужных товаров.
В нашей культурной среде, вероятно, люди не откажутся от веб-сайтов совсем, но очевидно, мессенджеры возьмут своё по аналогии с китайским wechat.
Стратегия прогрева аудитории для мессенджеров – работа в долгую, поэтому стоит начать развивать ее как можно раньше, чтобы уже сейчас стать первым в своей тематике в новом екоммерс пространстве.
Как создать Telegram-бот для интернет-магазина
Telegram-боты часто ассоциируются с полезными мини-программами по подбору контента, ведению аккаунта или генераторами шуток. Но при помощи инструментов и механик, которые помогут вам без навыков программирования создать бота, вы сможете охватить ранее недоступную аудиторию и увеличить прибыль.
В этой статье мы пошагово разберем процесс разработки и внедрения такого бота.
Подготовка к работе. Что понадобится для создания бота в Telegram
Есть несколько вариантов, создания в Telegram чат-бота. Мы разберем тот, которым чаще всего пользуемся сами, потому что он быстрый, удобный, не требует навыков программирования.
Минус у этого подхода тоже есть: использование дополнительного софта. Но результаты стоят свеч!
Что понадобится перед началом сборки бота или автоворонки в Telegram:
В качестве примера возьмем небольшой интернет-магазин, в котором продается несколько наименований одежды для молодежи.
Предположим, что на первом этапе мы решили разработать простого Telegram-бота, который сможет:
а) Подписать посетителя на новости (акции, скидки, новые поступления).
б) Продемонстрировать ассортимент (с помощью меню внутри бота).
в) Перевести на сайт, на котором клиент может заказать понравившуюся вещь.
Кстати, для создания макета автоворонок и чат-ботов мы пользуемся бесплатным сервисом Drow.io.
Предположим, что стратегия готова, карта бота готова, наполнение тоже. Если вам нужна подробная инструкция по подготовительному этапу для вашего бизнеса – переходите на статью по этой теме, о которой мы говорили выше. Переходим к технической части.
Создание базы Telegram-бота. Знакомство с BotFather
Любой Telegram-бот создается прямо в мессенджере. Делается это с помощью другого встроенного бота.
1. Заходим в свой Telegram.
Важно: владельцем бота будет именно тот человек, с аккаунта которого он был создан. Не создавайте бота в аккаунтах, к которым вы можете потерять доступ (аккаунты наемных сотрудников, фрилансеров и т. д.).
2. Находим бота по имени @BotFather.
Важно: будьте внимательны и не наткнитесь на клон, их развелось множество. Нам нужен именно такой бот:
Настоящий BotFather выглядит так
@BotFather управляется простыми командами и кнопками.
3. Нажимаем /start.
BotFather легко освоить
В меню выбираем или вводим в поле ввода команду /newbot.
4. Придумываем и вводим имя бота.
Важно: имя будет отображаться в диалогах.
Имя бота нужно ввести в ответ на это сообщение
5. Введите ник вашего бота.
Ник может состоять из латинских букв, цифр, допускается нижнее подчеркивание. Любой ник должен заканчиваться на “bot”.
Возможно, что ник, который вы ввели, будет уже занят. В этом случае нужно придумать другой. И так до тех пор, пока не найдете свободный.
6. Завершаем создание бота, сохраняем секретный код.
После того, как регистрация бота пройдет успешно, вы увидите следующее сообщение:
Скопируйте и сохраните токен.
Токен – это секретный код, который позволяет связать сервисы автоворонок и ботов с вашим ботом в Telegram. Никому не сообщайте его. Важно! Ваш код будет отличаться от того, что в примере.
На этом основная настройка бота закончена. Ее достаточно, чтобы бот работал. Позже вы можете добавить к нему логотип, описание и остальные улучшения. Чтобы получить доступ к таким командам, просто перейдите к диалогу с BotFather и наберите /help. Так вы снова попадете в меню.
После этого можно переходить к настройке бота, чтобы он мог действовать по программе.
Обучаем бота. Работа с сервисами автоворонок и ботов
Как говорилось выше, бот можно настроить с помощью программирования или прямо в Telegram, но наиболее удобным мы считаем третий способ: через специализированный сервис.
Плюсы такого подхода:
На этапе подготовки мы выбрали для обучения бота систему BotHelp. Дальнейшие настройки будем показывать на ее примере. Вы можете использовать другую систему. Главное, чтобы она поддерживала работу с Telegram.
1. Настраиваем канал (связываем BotHelp и Telegram).
Перейдите к настройкам. Выберите «Добавление канала», затем Telegram. В поле Token введите тот самый секретный код, который вы сохранили на предыдущем этапе.
Поле ввода для сохраненного токена
После этого бот появится в доступных каналах. Поздравляем, вы создали свой первый Telegram-бот!
На следующем этапе нужно перенести карту вашего бота в систему для создания автоворонок. Иными словами, так вы запрограммируете бот на нужные действия.
Наиболее подробно этот шаг описан в мануале сервиса.
Теперь у вас есть бот в Telegram. Есть сценарий бота, который вы настроили в BotHelp или другой системе.
Далее необходимо протестировать бот.
Не забудьте активировать сценарий бота
Поздравляем, создание и запуск Telegram-бота прошли успешно!
Нужно подробнее рассказать про то, как встраивать бота в канал Telegram? Или у вас есть другие вопросы по ботам и автоворонкам? Приглашаем вас в нашу группу для всех, кто увлекается автоворонками!
Магазин в Телеграм: создаем бота и продаем товары
Создать магазин в Телеграм – отличная идея. Мессенджер может стать если не единственной, то дополнительной площадкой для ведения бизнеса. Основным фактором выступает скорость загрузки. По среднестатистическим показателям, если сайт не загружается в течение пяти секунд, то покупатель уходит, что исключено с магазином в Telegram. Любой магазин в Телеграм – это отличный способ, с помощью которого можно быстро продавать товары или оказывать услуги.
Можно выделить ещё много преимуществ относительно удобства и попадания в тренд, ведь мессенджер сейчас находится на самом пике популярности, но лучше сразу перейти к делу и разобраться с тем, как же создать собственный магазин в Telegram.
Создание магазина в Телеграм через бота
Как создать магазин? Конечно не без помощи ботов. @BotFather – отец-создатель каждого из существующих ботов, а магазин будет работать именно посредством взаимодействия покупателей с ботом-продавцом. Работать с @BotFather довольно просто, единственная сложность заключается в том, что интерфейс на английском языке. Если при работе возникнут затруднения, то можно воспользоваться подсказками из приведённой ниже инструкции.
Делаем нового бота для создания магазина в Телеграм
Создание нового бота при помощи @BotFather.
При помощи бота-отца можно изменить некоторые параметры созданного бота, для этого существуют команды раздела Edit Bots. В качестве аватара лучше выбрать действующий логотип магазина. Если у магазина есть сайт или чат поддержки Telegram, другие социальные сети, то всю эту информацию можно указать в описании к боту.
Что делать дальше? Бот готов, но продавать он пока не умеет, да и нечего ему продавать, ведь каталог товаров не загружен. Для того, чтобы магазин начал функционировать можно воспользоваться каким-либо языком программирования, или прибегнуть к помощи другого бота, например @botoboto_bot.
@botoboto_bot – является проверенным ботом помощником проекта https://www.botobot.ru/. С его помощью происходит создание собственного Телеграм магазина и дальнейшее управление им. Сервис платный, но если в магазине предложен небольшой ассортимент, не превышающий отметку в 20 товаров, то пользоваться им можно безвозмездно. Поэтому для ознакомления с работой Телеграм магазинов он подходит идеально.
Создание интернет магазина Telegram с помощью @botoboto_bot
Создание магазина в чате Телеграм с ботом @botoboto_bot, возможно лучшее решение на сегодня.
Лучше заниматься настройкой магазина через веб сайт, но если нет такой возможности, то можно воспользоваться командой /settings.
Настройка магазина через бот.
Ссылка на личный кабинет, отправленная @botoboto_bot после подключения бота.
Обязательно стоит учесть, что все созданные магазины проходят модерацию, к продаже не допускаются товары, запрещённые на территории РФ.
Личный кабинет магазина на https://www.botobot.ru/
Как найти магазин в Telegram
Найти что-либо в мессенджере можно через поисковую строку. Для получения более верных результатов необходимо знать адрес или название магазина. После запроса мессенджер предложит список наиболее подходящих вариантов, серди которых нужно выбрать верный. Так как магазины работают посредством общения покупателя с ботом, то в их адресах обязательно присутствует окончание bot.
Идеи для создания магазина в Telegram
Если есть готовый бизнес, который подразумевает продажу товара или предоставление услуг, то в таком случае идея Телеграм магазина ясна. Но многие пользователи мессенджера имеют лишь желание быть посредником между покупателем и продавцом, как поступить при таком раскладе?
Большой популярностью в Телеграм пользуются обменники криптовалюты. Или магазины, работающие по типу «находки AliExpress», «товары из Азии» и т.п. Не нужно долго думать, чтобы догадаться об истинной роли подобных проектов. Они занимаются посредничеством, то есть сводят вместе покупателя и продавца или принимают заказы от клиентов, после чего совершают онлайн покупки на их адрес.
Как вариант, создание магазина без бота, то есть продвижение своего канала с партнёрскими ссылками на товар. В таком случае вся работа сведена к минимуму, покупатель сам переходит на предложенный сайт и осуществляет покупку, а посредник (тот по чьей ссылке покупатель купил товар) получает свой процент от потраченной суммы.
Канал с партнёрскими ссылками на товары AliExpress.
Ещё один канал с партнёрскими ссылками на товары, но ассортимент предоставлен со всех уголков интернета и по наиболее выгодной цене. Акцент сделан на скидочные купоны.
Возможные проблемы при работе с ботами-магазинами
Большинство ботов не являются продуктом команды Telegram, а созданы самими пользователями. Среди предложенных, в этой статье, ботов, лишь @BotFather является наиболее стабильным. К распространённым проблемам при работе с ботами-магазинами можно отнести:
Отсутствие гарантии сделки. Мессенджер лишь посредник между покупателем и продавцом, соответственно он не может гарантировать честность намерений той или иной стороны. Поэтому приобретать товар следует только у проверенных продавцов.
Ограниченный выбор платёжных систем. Не все платёжные системы работают с Telegram, поэтому придётся довольствоваться тем, что есть. Некоторые магазины предлагают оплату наличными или картой через терминал при получении, это актуально при доставке физического товара, например еды или одежды.
Работа некоторых ботов-магазинов может быть временно приостановлена. Часто продавцы на время обновления ассортимента приостанавливают работу магазина, связано это с тем, что все позиции товара заносятся в единый реестр, который на данный момент редактируется.
Вывод
Магазин в Телеграм не будет лишним, даже если уже имеется другая площадка для ведения продаж. Стоит помнить об этике и не использовать бота-продавца для навязчивой рекламы, он должен служить лишь для осуществления удобной сделки. Если есть необходимость в информировании постоянных покупателей, то лучше завести специальный канал и добавить на него ссылку в описании к магазину.
В описании к боту желательно оставлять контакты для обратной связи, чтобы иметь возможность оперативно решать возникающие проблемы. Не всегда боты работают бесперебойно, а покупатели хотят приобрести товар как можно скорее и с максимальным удобством. Если проблема не будет вовремя решена, то прибыль от ведения бизнеса заметно уменьшится.
Для улучшения качества услуг можно прибегнуть к опросу, который может быть проведён посредством самого бота-продавца, но для этого потребуется более детальная разработка, так как бесплатные конструкторы эту функцию не поддерживают. Бот может проводить опрос по принципу «положительно или отрицательно», получаемую информацию необходимо анализировать и работать над улучшением качества обслуживания.
Как легко создать бота в Telegram для своего бизнеса
12 минут на чтение
Телеграмом в мире пользуются 200 миллионов человек, а его аудитория — одна из самых быстрорастущих среди мессенджеров. Бизнес активно переходит в Telegram, используя каналы и боты для продаж и коммуникации с клиентами.
И наконец, долгожданный релиз от SendPulse — чат-боты в Telegram пополнили компанию ботов ВКонтакте и Facebook Messenger.
Возможности чат-ботов Telegram от SendPulse:
Из этой статьи вы узнаете, что такое боты в Telegram и на наглядных примерах увидите, где и как они используются в бизнесе. Я также покажу, как в SendPulse создать чат-бота в Telegram и подробнее опишу возможности сервиса.
Что такое чат-бот в Telegram
Это программа, которая работает в мессенджере и часто имитирует живое общение с пользователем в чате. Чат-бот запускает разные варианты предустановленных цепочек в ответ на нажатие определенных кнопок и на ввод слов в чате.
Чат-бот может запрашивать информацию от пользователя — номер телефона, email адрес, город, день рождения и другие данные, чтобы переносить их в переменные. С помощью чат-бота в Telegram можно отправлять рассылки по всему списку контактов бота с персонализацией, используя имеющиеся данные подписчиков для сегментации.
Чат-бот в Telegram для бизнеса — как и где можно использовать
Чат-боты могут здорово применяться для самых разных нужд малого, среднего и большого бизнеса — записи на консультацию, ответы на частые вопросы в службах поддержки и отделах продаж, поиск сотрудников и многое другое. Примечательно, что Telegram боты задействованы как в B2C, так и B2B сфере. Сейчас я расскажу подробнее, где и как они будут полезны.
Инфобизнес
Вы можете презентовать себя и продукт, вложить максимум полезной информации для пользователя, работать с опасениями и возражениями, записать на консультацию, передать лид-магнит и продать трипваер, и наконец, продать основной продукт. Про воронку инфобизнеса мы подробно рассказывали в кейсе на блоге.
Event индустрия
Регистрация на мероприятие, сегментация аудитории по городам, странам и другим признакам. Дальнейшие рассылки по аудитории, включая отправку материалов и записей конференции. В SendPulse практика применения чат-ботов для ивентов уже давно и стабильно используется.
Продажи
Описание продукта, информация о компании, оплата и доставка, распределение на чат с оператором. Присвоение клиентам тегов и переменных для дальнейшего их прохождения по воронке продаж и стимулирования повторных продаж.
Служба поддержки
Первичная обработка обращений, часто задаваемые вопросы, распределение по темам и сложности вопросов. Если грамотно продумать логику бота и учесть индивидуальное построение вашей службы поддержки, то вы сможете частично разгрузить ее первую линию.
Клиники
Узнать о клинике и ее специалистах, получить ответы на частые вопросы и записаться к врачу, отменить прием или изменить время и дату, перенаправить на чат с оператором.
Новостные сайты
Через чат-бот вы можете подписать пользователя на регулярные обновления вашего новостного портала или блога. Хорошо, если в логику бота входит не просто подписка на общий фид, но и выбор интересующих разделов сайта и частоты рассылки. Также можно включить и опцию для связи с PR отделом для рекламодателей и инфопартнеров.
Поиск сотрудников через чат-бота: отсеять кандидатов, передать в работу тестовое задание. C помощью чат-бота Роман Рыбальченко искал сотрудника в свое агентство и написал об этом кейс для нашего блога. Он создал чат-бот в Facebook Messenger через SendPulse, аналогичный бот вы можете построить и в Telegram.
Моя подруга, которая работает менеджером по персоналу в IT компании с тысячами сотрудников, создала бота в Телеграм для ответа на частые вопросы сотрудников по медицинскому страхованию. Через него также можно получить доступ к списку клиник и всем необходимым документам по страховке. Получается очень удобно — и ее не дергают лишний раз и вся информация находится в одном месте.
Кафе и рестораны
Посмотреть меню, заказать блюдо, забронировать столик, оставить отзыв, связаться с менеджером ресторана, отправить рассылку с новостями, специальными предложениями и обновлениями меню. Все можно сделать с помощью чат-бота в Telegram. Особенно это актуально, если вы ведете свое сообщество в Телеграме и у вас есть там аудитория.
Мы описывали в нашем блоге кейс кафе «Цапа», которые создали бота в Facebook Messenger и повысили вовлеченность аудитории своей страницы и количество заказов на вынос. Вы можете позаимствовать логику этого бота и подогнать под свои цели и особенности заведения.
Примеры чат-ботов в Telegram
Я собрала реальные примеры применения чат-ботов в Telegram разными видами бизнеса.
Чат-бот шоумена и ведущего мероприятий
Илья Сорокин, ведущий мероприятий, шоумен и конферансье, решил рассказать и показать свою работу через бот в Telegram. Здесь бот исполняет роль портфолио, дает возможность оставить заявку и собирает все каналы связи с Ильей воедино — потенциальный клиент выберет для себя подходящий.
Бот в Телеграме шоумена и ведущего мероприятий
Чат-бот психолога
Психолог, автор программ по подготовке к родам, Юлия Романенко, создала онлайн-помощника Джулию. С помощью нее можно узнать о распространенных страхах будущих мам, стоимость курсов, выбрать подходящий для себя и записаться на него.
Бот дает много полезной информации уже на старте общения, чем и располагает к себе.
Чат-бот Джулия — онлайн-помощник психолога
Рассылка обновлений от новостного портала
Новостной сайт «Коммерсантъ» использует бота в Телеграме, чтобы подписать читателей на рассылку новостей. При этом вы можете выбрать, как часто и в какое время получать обновления. Если нужно найти новости на сайте прямо сейчас, просто введите ключевое слово и бот предложит вам подборку новостей на эту тему.
Чат-бот издания «Коммерсантъ»
Чат-бот страховой компании
Украинское отделение страховой компании UNIQA тоже использует бота в Telegram. С помощью него вы можете узнать, какие документы нужны для оформления разных видов страховки: медицинская, на автомобиль и туристическая. Он также помогает оформить страховой случай и связаться с оператором по каждому из указанных разделов.
Чат-бот страховой компании
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Как в SendPulse создать бота в Telegram
Теперь расскажу подробно о функционале чат-ботов в Telegram на примере простого бота для выдуманной кулинарной школы Best Cook:
Так выглядит переписка с чат-ботом для пользователя
А вот схема этого чат-бота в визуальном редакторе SendPulse:
Схема бота в визуальном редакторе
Чтобы построить такую цепочку, вам нужно сначала создать своего бота в Telegram, а затем подключить его к SendPulse — с этого и начнем.
Создайте бота в Telegram
В поиске Telegram найдите @botfather и создайте своего бота с помощью команды «/newbot». На этом этапе вам нужно определиться с именем бота.
Вы получите ссылку на бота в Телеграме и цифровой токен доступа. Токен вам понадобится, чтобы подключить бота в аккаунте SendPulse.
Цифровой токен вашего бота, который нужно вставить в аккаунте SendPulse
Подключите бота к вашему аккаунту в SendPulse
В аккаунте SendPulse выберите раздел «Чат-боты», вкладку «Управление ботами», где подключаются чат-боты для Telegram, Facebook Messenger и ВКонтакте. В строку Telegram введите цифровой токен, который вы получили при создании бота через @botfather и нажмите «Подключить».
Вставляем токен в разделе «Чат-боты» аккаунта SendPulse
Для успешного подключения и тестирования вам нужно подписаться на собственного бота.
Подписываемся на собственного бота
После подключения все боты, которыми вы управляете, будут показаны в списке в разделе «Управление ботами». В нашем случае — это бот выдуманной кулинарной школы Cooking School.
Чат-бот в Telegram подключен к аккаунту SendPulse
Мы подключили чат-бота и на его примере создадим цепочку сообщений. Но вначале я покажу, как в SendPulse запускается отправка автоответов и цепочек сообщений.
Запуск автоответов и цепочек сообщений чат-бота
В сервисе чат-ботов SendPulse есть понятие «триггер» — это условие, по которому отправляется автоответ или запускается последовательная цепочка сообщений.
Вы можете использовать триггеры двух видов: предустановленные и те, что создаются вручную.
Предустановленные триггеры
В личном кабинете SendPulse перейдите во вкладку «Чат-боты», откройте ваш подключенный чат-бот в Telegram. В разделе «Структура бота» вы увидите такие триггеры: «Приветственная серия», «Стандартный ответ» и «После отписки».
Предустановленные триггеры
Триггер «Приветственная серия»
Его удобно использовать для отправки приветственного сообщения после подписки и вы можете изменить его под себя.
Настройка приветственной серии после подписки на бота
В приветственном сообщении рекомендуется рассказать, как отписаться от бота, если ваши сообщения окажутся пользователю не интересны. Для отписки от бота в блоке по умолчанию установлены стандартные команды «/unsubscribe» и «/stop». Этот текстовый блок вы можете редактировать или удалить.
Отправлять приветственное сообщение необязательно, но оно делает ваш чат-бот понятным для подписчика — сразу ясно, чем чат-бот может быть полезен и чего от него ожидать. На ваш выбор вы можете отключать данный триггер, но мы рекомендуем его оставить и придать боту человечное лицо, придумать персонажа-помощника, как на примере ниже.
Пример приветственного сообщения чат-бота
Стандартный автоответ, если бот не распознал фразу пользователя
Прописать цепочки на все запросы пользователя невозможно. Если человек напишет фразу с ключевым словом, для которого не настроен триггер, ему отправится сообщение по «Стандартному автоответу».
Придумайте подходящее сообщение для такого случая. Оно должно быть универсальным и перенаправлять подписчика на другой канал связи с вами, чтобы он все-таки мог решить свой вопрос. Например, укажите в тексте сообщения номер телефона или добавьте ссылку на форму обратной связи.
Вы также можете перенаправить пользователя на чат с администратором, чтобы он самостоятельно связался с пользователем и решил проблему. В нашем чат-боте сделать это можно с помощью блока «Действие». Просто отметьте опцию «Открыть чат» в настройках блока, когда будете строить цепочку. Общение продолжится плавно, без оповещения пользователя, что чат переключили на администратора.
Пример цепочки для триггера «Стандартный ответ»
Подробнее о блоке «Действие» и об остальных блоках цепочки автоответов в Telegram расскажем ниже.
Триггер «Отписка от бота»
Используется, чтобы отправить сообщение после ввода команды отписки. Он запускает автоответ с оповещением, что пользователь успешно отписался от чат-бота. В конструкторе ответ стандартный, но я изменила текст сообщения и добавила картинку.
Помните, что даже если человек решает отписаться, есть шанс его вернуть или, по крайней мере, оставить у него приятное воспоминание о вашем бренде с помощью трогательного сообщения.
Автоответ «Отписка от бота»
Предустановленных триггеров недостаточно для полноценного взаимодействия с подписчиками, поэтому, в зависимости от ваших задач, нужно будет настроить еще ряд триггеров самостоятельно. Рассказываю, как это сделать.
Триггеры, которые создаются вручную
Чтобы создать условие, по которому запустится автоответ или цепочка сообщений, в разделе «Структура бота» нажмите «Создать триггер» и приступайте к его настройке.
Добавление триггера вручную
В системе существует два типа триггеров, которые вы можете настроить самостоятельно. Тип триггера определяет, по какому условию будет запускаться сообщение или цепочка: в ответ на подписку или на ключевое слово во фразе подписчика («Команда»).
Тип триггера «После подписки»
Запускает цепочку автоответов после подписки через интервал, который вы указываете в минутах, часах или днях.
Добавление триггера «После подписки»
Этот тип триггера можно использовать вместо предустановленного триггера «Приветственная серия» и отправлять с его помощью приветственное сообщение.
Или же можете привязать к нему цепочку с сообщениями, которые познакомят пользователя с компанией, тарифами, программой лояльности и ассортиментом.
Тип триггера «Команда»
Реагирует на ключевые слова в сообщении подписчика и запускает нужную цепочку автоответов. Прописать ключевые слова можно в настройках триггера.
Обратите внимание, что прописывать нужно ключевые слова и словосочетания. Можно добавить несколько разных слов, по которым будет запускаться цепочка, например: «доставка», «отправка», «самовывоз», «получение».
Добавление триггера «Команда»
Создали триггер — приступайте к созданию цепочки сообщений.
Как настроить цепочку автоответов в редакторе чат-бота
В визуальном редакторе цепочки автоответов строятся с помощью специальных блоков: «Сообщение», «Цепочка», «Действие» и «Пауза». Они расположены на панели слева.
Блоки, из которых строится цепочка автоответов
Дальше рассмотрим сам процесс построения цепочки.
Создаем цепочку
Выбираем триггер и нажимаем «Создать цепочку». Либо же к триггеру можно привязать цепочку, созданную ранее, если у вас уже имеются таковые.
Создание цепочки для выбранного триггера
Настраиваем стартовый блок
Справа в окне редактора цепочки вводим сообщение, которое отправляется пользователю в ответ на выбранный триггер. В нашем примере сообщение отправится после того, как пользователь напишет слово «Привет».
Стартовый блок в визуальном редакторе чат-бота
Вы можете отправить следующее сообщение только после того, как пользователь отреагировал на ваше предыдущее сообщение. Например, нажал на кнопку, которую нужно добавить в это сообщение. Рассмотрим, как добавить кнопку в редакторе.
Добавляем кнопку
Нажмите «Добавить кнопку» и введите текст кнопки. В нашем случае будет три кнопки: «Узнать о школе», «Мастер-классы», «Контакты менеджера».
В одно сообщение вы можете добавить до двенадцати кнопок. Текст кнопки вмещает 20 символов без пробелов. В кнопки можно добавлять ссылки.
К каждой из этих кнопок мы будем присоединять другие сообщения, чтобы развивать цепочку дальше.
Создаем следующее сообщение
Перетащите блок «Сообщение» с левой панели в рабочую зону и соедините его с нужной кнопкой.
Для развития цепочки перетаскиваем блок «Сообщение» в рабочую зону
Заполните сообщения текстом и, если нужно, добавьте другие элементы.
Какие элементы можно добавить в сообщение чат-бота в SendPulse:
Чтобы добавить небольшую паузу между репликами в сообщении, воспользуйтесь элементом «Задержка». Укажите в редакторе, какая пауза будет между репликами — это до 5 секунд. Задержка в чате выглядит так:
Задержка между репликами в сообщении
Ввод данных пользователя
Вы можете запросить у подписчиков ввод данных в виде текста, даты, номера телефона, email адреса или числа. Эти данные передаются в существующие переменные или в те, которые вы специально создадите. На случай, если данные ввели в неправильном формате и система их не распознала, вы можете настроить сообщение-подсказку для подписчика.
Чтобы исключить ошибки ввода для текстовых и числовых данных, есть возможность добавить быстрые ответы. Вы прописываете несколько вариантов, которые в сообщении выглядят как кнопки, а пользователь просто нажимает на нужный вариант.
Ввод данных пользователя через быстрые ответы
Подробнее о том, как использовать ручной ввод данных в переменные, читайте в нашей базе знаний.
Дополнительные блоки для построения цепочки
В цепочку можно добавить еще три вида блоков.
Блок «Пауза»
Используется для задержки отправки следующего сообщения. Вы можете указать паузу от нескольких минут до одного дня.
Блок «Действие»
Для блока действие есть такие опции:
Блок «Цепочка»
Внутри каждой цепочки можно перенаправить пользователя в другую цепочку, чтобы не дублировать последовательности блоков.
Блок «Цепочка»
Дополнительные возможности сервиса чат-ботов SendPulse
В сервисе чат-ботов SendPulse вы можете настроить виджет подписки для сайта, сегментировать получателей рассылки, присваивая им теги или переменные, просматривать статистику по своим ботам, сохранять цепочки, чтобы затем к ним возвращаться. Дальше обо всем подробно.
Сегментация при рассылке
На этапе отправки рассылки доступна сегментация подписчиков по датам подписки, активности, тегам и переменным, по попаданию подписчика в цепочку или получению рассылки.
Сегментация списка при отправке рассылки
Кроме текста в сообщение вы можете добавлять кнопки со ссылками, изображения и файлы.
Статистика
Чтобы узнать, сколько новых подписчиков бота появилось за месяц, общее количество подписчиков и количество отправленных сообщений, откройте вкладку «Статистика».
Статистика чат-бота
Сохраненные цепочки
Если ранее вы создали цепочку для триггера, а потом отвязали ее, то она не будет удалена. Она попадет в раздел «Сохраненные цепочки». Вы сможете привязывать ее к уже существующему триггеру.
Виджет подписки
Во вкладке «Виджеты подписки» настраивайте виджет для сайта сразу с тремя кнопками — для VK и Facebook Messenger и Telegram, если у вас есть аккаунты в этих трех маркетинговых каналах. Если такой необходимости нет, выбирайте только одну кнопку.
Виджет подписки на рассылки в Telegram, VK и в Facebook Messenger
Лайв-чат
В сервисе чат-ботов от SendPulse вы можете управлять чатами с подписчиками своих чат-ботов в Telegram, сообществ ВКонтакте и Facebook страниц через общий список лайв-чатов.
Общий список лайв-чатов Telegram, ВКонтакте и Facebook Messenger
Заключение
Надеюсь, что этот материал был полезен и вы убедились, что чат-боты в Telegram использовать для бизнеса не просто можно, но и нужно, и что вы разобрались, как построить чат-бота в SendPulse. Не забывайте, что у нас есть еще и чат-боты в Facebook Messenger и ВКонтакте. Если вы представлены на всех трех каналах, это прекрасная возможность работать со всеми подписчиками на одной маркетинговой платформе.
А чтобы лучше разобраться в теме чат-ботов, вы можете прочитать выжимку из онлайн-конференции SendPulse о чат-ботах и мессенджер-маркетинге. Также вам будет полезен Телеграм-канал «Чат-боты и мессенджер-маркетинг»
Мы и дальше работаем над развитием сервиса и уже очень скоро вас порадуем новым функционалом — следите за новостями и автоматизируйте маркетинг в SendPulse.
Редактор SendPulse.Разбираюсь в email рассылках и интернет-маркетинге. Люблю работать с текстом и делать из него качественный продукт, который будет приятен.