Как сделать трафарет для шелкографии
Как устроена шелкография: простое руководство по трафаретной печати для новичков
Шелкография – метод нанесения рисунков или текста на любые поверхности с помощью трафарета. Чаще всего с помощью этой техники украшают одежду. Но и металлические, пластмассовые и прочие объекты тоже подойдут. Шелкографию не трудно освоить. Вам не нужны специальные навыки и дорогостоящее оборудование. Только доступные каждому материалы, внимательность и пара минут на прочтение этой статьи.
Рамка
Первое, что вам понадобится – это трафаретная рамка.
Самые дешевые рамки для шелкографии делают из дерева. Их часто продают в канцелярских или художественных магазинах в виде заготовок. Алюминиевые аналоги слегка дороже, но они не боятся химикатов, дольше служат и не деформируются.
Если планируете пробовать трафареты разного размера, то выберите рамку побольше – для универсальности (от 30×45 см и больше). Вдобавок, она не должна быть слишком тяжелой, чтобы после завершения работы руки не ныли от усталости.
Сетка
К слову, готовая рамка с сеткой может продаваться в специализированных магазинах (для художников, для хобби и т.д.). Правда, цены на них зачастую завышают, и в таких случаях выгоднее сделать сито самостоятельно.
Остальные ингредиенты
Разумеется, понадобится краска. Рассмотрим популярные разновидности:
Далее понадобится фотоэмульсия, которая подходит к конкретной краске. Она поставляется вместе с сенсибилизатором – добавкой, которая повышает светочувствительность.
Наконец, понадобятся еще несколько инструментов. Молоток и гвозди (либо степлер) – для того чтобы скрепить сетку и рамку. А также ракель – скребок, который помогает пропустить краску через отверстия в сетке и удаляет ее остатки.
Трафарет
Для первого раза подберите что-нибудь простое, вроде элементарной геометрической фигуры. Так вам будет проще работать с незнакомой технологией и материалами на первых порах. Ведь чтобы отпечатать большое количество деталей, нужны опыт и сноровка. Учтите, что в домашних условиях за раз получится сделать рисунок только с одним цветом. Если вам нужен разноцветный принт – наносите разные цвета слой за слоем после того, как высох предыдущий.
Приступаем к работе
Сначала проверьте, хватит ли размера сетки для рамки. Натягивайте ее плотно, чтобы не осталось неровностей и рисунок не исказился. Но не переусердствуйте, чтобы не порвать. Затем используйте степлер или старый добрый молоток. Интервал между скобками (либо гвоздями) – от 2.5 до 5 см. В конце обрежьте излишки сетки.
Далее – работа с эмульсией. Откройте ее в темной комнате, при свете красной лампы (как при проявке фотопленки). Разбавьте сенсибилизатор водой, затем добавьте его в эмульсию. Равномерно нанесите полученную смесь на сетку, не оставляя «чистых» мест, иначе качество рисунка пострадает. Затем эмульсия будет высыхать в течение получаса.
Важно: лучше покрывать эмульсией плоскую сторону сита.
Засвечиваем рамку
Пока сито сушится, найдите лампу (на этот раз – не красную). В инструкции к эмульсии должны быть прописаны рекомендуемая мощность, расстояние до источника света (обычно – от 30 до 60 сантиметров) и время сушки. Положите рамку на черную поверхность (например, на кусок ткани) и оставьте сушиться под прямым светом лампы. Не трогайте ее в течение всего процесса.
Завершающий этап
Если вы сделали все правильно, то в эмульсии прорежутся очертания будущего принта. Промойте сетку сильным напором воды. Особенно сосредоточьтесь на рисунке. Вода удалит все лишнее, и сквозь эмульсию проступит изображение. Когда вы сможете увидеть его отчетливо, выключите воду.
Подождите, пока рамка высохнет. Затем положите ее на поверхность, на которой собираетесь напечатать рисунок. Если речь идет об одежде, то положите внутрь пищевую пленку или кусок картона, чтобы не испортить обратную сторону краской.
Наконец, можно наносить красящее вещество. Поместить поверх рисунка полоску из краски, а затем равномерно размажьте ее по всей площади. Если хотите светлое изображение – давите слабее, и наоборот.
Готово! Чтобы воспользоваться трафаретом еще раз, очистите тыльную сторону и заново выдавите краску. Не забывайте промыть и высушить рамку с сеткой. Если краска засохнет, придется сооружать новое сито.
Шелкография в домашних условиях: наносим изображения на ткань
Трафаретная печать или шелкография в домашних условиях — это способ нанесения рисунка на разные поверхности методом продавливания краски через специальную сетку. Технология предусматривает перенос изображений на ткани, канцтовары, посуду, полиэтиленовые пакеты и пр. Никаких сверхсложных манипуляций и дорого оборудования не нужно.
Делать шелкографию дома выгодно, потому что это:
Кстати, дома можно делать не только изображения на тканях, но и визитки. Подробнее об этом читайте здесь.
Приспособления для шелкографии занимают минимум места
Сетка для шелкографии
Качество шелкографии зависит от печатной формы, а именно — от ее основы (сетки). Она бывает:
Сетки бывают белыми и окрашенными в желтый цвет. Последние обеспечивают максимальную четкость рисунка с подробной детализацией.
Белые и желтые сетки для шелкографии
Обратите внимание на линиатуру. Она присутствует в маркировке. К примеру, маркировка на сетке «№120—34» означает, что размер линиатуры — 120 линий на сантиметр, а 34 — это диаметр нити. Чем выше первый параметр, тем тоньше сетка.
Сетчатое полотно делят на категории в зависимости толщины нитей. Каждая категория обозначается своей буквой (стоит рядом с номером: S, М, Т, HD — от легкой до самой тяжелой). Полотно с толстой нитью прочнее, его натягивают с большим усилием. Толщина нити влияет на то, какое количество краски пройдет через сетку.
При работе с толстым полотном края рисунка теряют четкость. Могут появиться зазубрины. Выбирайте тонкие сетки для мелких изображений.
Рама для шелкографии
Трафаретные рамы используются не только в типографиях, но и в домашних условиях. К ним предъявляют такие требования:
Самые простые трафаретные рамы для шелкографии делают своими руками из прямослойного дерева. Они легкие, дешевые, но чувствительные к воздействию влаги.
Альтернатива — алюминий. Он недорогой, легкий, позволяет достичь необходимого натяжения. Рама из алюминия не подвержена химическому воздействию реагентов, которые используются в шелкографии, подходит для многократного использования, сохраняет геометрию.
Готовые к использованию деревянные рамы
Трафарет без экспонирования и эмульсии
Еще один способ изготовления трафаретов для шелкографии — с применением термопресса. Его разработали американцы. Будет нужен лазерный принтер. Начинайте с распечатки нужного изображения на обычной ксероксной или офсетной бумаге. Печатайте в черно-белом цвете.
Теперь кладите распечатку лицевой стороной на подготовленную трансферную бумагу и отправляйте в термопресс. Потребуется 20 сек. при температуре 110 ०С — изображение с распечатки перенесется на трансферную бумагу.
Ее надо разместить на рамке лицевой стороной вниз и снова положить в термопресс. Этот этап длится полминуты. Рабочая температура — 180 ०С. Трафарет готов.
Так выглядит термопресс
Нанесение рисунка на ткань
Понадобится сетка, рама и краска. При наличии художественного таланта рисунок создают с помощью кисточки, при отсутствии — на компьютере. Новичкам в шелкографии рекомендуем начинать с крупных сплошных изображений, то есть без мелких деталей и сложной геометрии.
Шаг 1. Выбор изображения. Рисунок при трафаретной печати дома может быть любым: логотип, картинка, надпись. Его рисуют или находят в интернете и затем распечатывают на принтере.
Шаг 2. Можно взять готовую рамку с сеткой или натянуть ее самостоятельно, закрепив края строительным степлером. Нужно дополнительно проклеить их бумажной лентой или изолентой — краска не будет растекаться.
Шаг 3. Рамку покрывают фотоэмульсией. Это состав, чувствительный к свету, — потребуется темное помещение. Его наносят сверху вниз, тщательно прорабатывая каждый участок. Рамке дают время высохнуть в горизонтальном положении — примерно 1—3 часа (время зависит от толщины слоя).
Шаг 4. Подсохшую сетку накрывают лоскутом темной ткани. Это защита от засветки. Рамку с сеткой размещают на подставке, лицевой стороной по направлению к источнику света.
Шаг 5. Следующий этап шелкографии на дому — подготовка образца для оттиска. Берут изображение так, как нужно перенести на изделие, переворачивают и размещают на рамке.
Шаг 6. Теперь понадобится прозрачное стекло — с его помощью рисунок прижимают к сетке. Можно включить свет. Для сетки 60х60 см потребуется в среднем 35 минут с лампой 150 Вт, удаленной от изображения на 45 см. После этого на трафарете появляется едва заметный отпечаток.
Шаг 7. Трафаретный рисунок должен быть светонепроницаемым. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на него, направив на источник света. Если лучи проникают через картинку, качество будет хромать. Потребуется распечатать еще одну копию и наложить на первую. Другой вариант — закрасить образец маркером.
Шаг 8. Теперь нужно промыть рамку теплой водой. По мере вымывания фотоэмульсии оттиск будет становиться все более выраженным — трафарет готов.
Шаг 9. Подготовленный трафарет кладут на изделие. Рамка с сеткой внешней стороной должна соприкасаться с рабочей поверхностью. Если это ткань, для удобства под низ подкладывают что-то твердое и ровное.
На трафарет выкладывают краску и равномерно распределяют ее при помощи резинового скребка. Чем сильнее надавливать на скребок, тем четче будет рисунок. Нужно учитывать, что высохнув, краска приобретет более темный оттенок.
Шаг 10. Готовое изделие высушивают. Для закрепления изображения ткань проглаживают утюгом.
Краска не должна разрушать материал трафарета. Выбирайте ту, что сохнет не быстрее, чем идет печатный процесс.
Картинка получается яркой и полноцветной
Процесс шелкографии по ткани показан на видео:
«Мир трафаретной печати»
Глава 3. Изготовление трафарета (почти сердце процесса)
Содержание: (показать) (спрятать)
Что же следует знать, дабы изготовить хороший трафарет?
Выбор рамки для изготовления трафарета зависит от типа выполняемой печати (простой плашечный дизайн или многоцветная картинка с мелкими деталями). Вот основные условия, которым должна отвечать рама для трафаретной печати:
Для решения поставленных задач можно использовать один из трех распространенных типов рам: деревянные, алюминиевые (или из легкосплавной стали) или самонатягивающиеся. Остановимся чуть подробнее на преимуществах и недостатках каждого из этих видов.
Деревянные рамы
Мы работаем в реальном мире, где бытующее мнение, что для «великолепных отпечатков нужны самонатягивающиеся, а не деревянные рамы», каждый день опровергается на практике.
В пользу деревянных рам скажем следующее: их легко изготовить самим, а если будете покупать, то не рискуете разориться (рамка без натянутой сетки обойдется вам от 10 до 25 USD). С такими рамами легко работать, и правильно изготовленную деревянную раму можно достаточно долго использовать.
Но не спешите уже вытачивать древесину, так как есть и недостатки. Под воздействием воды, растворителей, влажности и т.п. дерево подвержено короблению, и если вы не придерживались технологии изготовления, то рискуете получить неравномерный контакт между матрицей и изделием во время печати. Кроме того, можно натянуть сетку лишь один раз и если натяжение падает, ее придется выбросить. Собственно, короблению в значительно большей степени подвержена необработанная древесина.
Обязательно обработайте рамку лаком, морилкой или полиуретаном. Это поможет предотвратить проникновение влаги вглубь древесины.
Натяжение и прикрепление сетки к раме
Можно купить специальное устройство для натяжения сетки (около 750 USD), но стоит ли? А можно воспользоваться дедовским способом и прикрепить сетку при помощи мебельных скоб. Но мы перешли порог третьего тысячелетия и давайте проявим изобретательность.
Покупаем самонатягивающуюся раму большего размера, чем наша, деревянная (затратим около 80 USD). Натягиваем на нее сетку, кладем поверх деревянной рамы и приклеиваем специальным клеем для рам (рисунок справа), Здесь следует добавить, что деревянные рамки представляют собой чрезвычайно удобную поверхность для приклеивания сетки. После высыхания клея, аккуратно срезаем бритвенным лезвием сетку так, чтобы натянутая часть оставалась на деревянной рамке. К сожалению, в данном методе расход сетки несколько больше, чем если бы мы прикрепляли ее скобами.
Но как бы хорошо вы не подготовили деревянную рамку, максимальный уровень натяжения для нее не превышает 18-20 ньютонов.
Рамы алюминиевые или из легкосплавной стали
Они имеют более долгий срок службы и обеспечивают жесткость и силу для более высоких уровней натяжения, следовательно, получаются более качественные отпечатки. Они дороже и чаще используются для работы на автоматическом оборудовании.
Обязательно следите за состоянием сварных швов. Если в них образуются трещины, рамка со временем становится непригодной для работы.
Для фиксации натянутой сетки потребуется специальный клей для вашего типа рам.
Самонатягивающиеся алюминиевые рамы
Что представляют собой самонатягивающися рамы? Это рамка, сделанная из трех круглых труб с пазами для крепления сетки, держателями того же сечения, плоской или квадратной четвертой трубы для крепления на станке и ключа для натяжения (рисунок справа). Из вышесказанного понятно, что станки для печати с такими рамами должны иметь фронтальные зажимы (см. подробности в главе » Печать «).
Сетка
Полотно, используемое для изготовления трафарета, принято называть сеткой (некоторые зовут его просто: «сито»). Своим названием оно обязано специальной сетчатой структуре, позволяющей проникать краске на изделие во время печати.
Сетки бывают холщового (1:1) и саржевого (2:1) плетения, что отражается на качестве воспроизведения печатной точки (рисунок справа).
Не будем смущать вас детальными подробностями структуры сеток, скажем лишь, что при покупке сетки стоит ориентироваться на моноволоконную сетку холщового плетения (поставщик сетки обязан знать это!).
Номер сетки и толщина нитей
Пример маркировки сеток
Многоволоконные сетки маркируются номером сетки, за которым следует одно-, двух- или трехзначное число, означающее толщину нитей. Номера многоволоконных сеток варьируются от 2 до 25 и не имеют отношения к количеству нитей (единственное, чем выше номер, тем тоньше сетка). Если вы решили приобрести такую сетку, спросите у продавца таблицу перевода к номерам одноволоконных сеток.
Выбор сетки для конкретной задачи
Мы специально не углублялись в структурные вопросы, потому что вы вряд ли будете ткать сетку сами. На нашем рынке в настоящий момент представлены сетки зарубежных производителей («Saati», «SEFAR»), которым вполне можно доверять. Остановимся подробнее только на тех вопросах, ответы на которые нужно знать.
Таблицу ориентировочного выбора номера сетки для конкретных условий работы мы приведем ниже. Здесь же напомним о том, что важно знать допустимый уровень натяжения для каждого номера сетки.
Из таблицы становится очевидным, что для печати по темным тканям или в тех случаях, где нужен более толстый слой краски, нужно использовать более грубые сетки (с меньшим номером, например 30). Для многоцветной печати и для печати «влажным по влажному» ( глава о печати ) используйте больший номер сетки (например 120).
Если вы покупаете готовые трафареты с натянутой сеткой, то будет достаточно набора из 4 или 5 видов разных номеров сеток.
Выше мы говорили о цвете сетки. Они поставляются белыми или окрашенными (в желтый или оранжевый цвет). Окрашенные сетки предпочтительнее, т.к. они лучше воспроизводят мелкие детали за счет поглощения света и предотвращения эффекта нежелательного засвечивания.
Чтобы не запутаться в нескольких сетках разных номеров, можно либо сразу написать на кромке номер, либо приобрести определитель номера сети. Это прозрачная пластинка из пластика, которую вы просто кладете на сетку и вращаете, пока не увидите совпадение ячеек, что укажет на номер сетки (рисунок справа).
Несколько слов о натяжении и его измерении
Мы уже не раз упоминали о том, что правильно сделанный трафарет обеспечивает более качественный отпечаток. Чем лучше натянута сетка, тем лучше трафарет. Уровень натяжения сетки измеряется в ньютонах на сантиметр (Н/см), чаще просто говорят «ньютон». Чем выше этот показатель, тем выше уровень натяжения.
Обратите особое внимание, что для разных номеров сеток существуют разные рекомендуемые уровни натяжения.
Для измерения уровня натяжения будет полезен прибор, называемый тензометром (рисунок справа). Поскольку он достаточно дорогой (около 500 USD), позвольте остановиться на основных рекомендациях при работе с ним.
Хорошее натяжение позволит получить более четкий отпечаток, лучшую регистрацию, а ракель, при проведении печатного прохода, будет испытывать меньшее сопротивление. У нас также уменьшается расход краски, эффект налипания на обратную сторону трафарета и увеличивается производительность.
Что касается самого процесса натяжения, то ранее считалось, что достигать нужного уровня лучше поэтапно. Однако, последние исследования, проведенные фирмой-производителем сеток «Saati», опровергли это мнение. При использовании метода быстрого натяжения (натяжение доводится моментально до необходимого уровня) потери стабилизированного натяжения составляют не более 1 ньютона. Более того, данный метод позволяет экономить время и затраченный труд без потери качества трафарета. При освоении метода быстрого натяжения следует контролировать равномерное натяжение продольных и поперечных нитей, избегать избыточного натяжения в углах и лучше проводить его на контролируемой натягивающей системе с пневматическими зажимами.
При натяжении сетки на самонатягивающиеся рамы тщательно соблюдайте инструкции поставщика.
Если имеется сетка, в происхождении которой вы не вполне уверены, пользуйтесь методом поэтапного натяжения. Он состоит в том, что вы натягиваете сетку до требуемого уровня и оставляете ее в этом состоянии на 2-3 часа. После этого проверяете уровень натяжения и, если он снизился, вновь подтягиваете до исходного значения. Данную процедуру повторяете до тех пор, пока уровень натяжения не стабилизируется, и только после этого окончательно фиксируете сетку на раме.
Фиксация сетки на раме
Вот несколько шагов, придерживаясь которых можно избежать проблемы плохого крепления натянутой сетки.
ШЕЛКОГРАФИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО НАНЕСТИ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕТОДОМ ШЕЛКОГРАФИЯ
Ежедневно на нашу фабрику приходит большое количество заявок на пошив мелких партий одежды (до 50 штук). В основном это небольшие бренды, которые не имеют больших бюджетов и не могут заказать сразу большую партию. Большинство заказчиков хотят украсить свои изделия разнообразными изображениями или логотипами. Но так как партия недостаточно большая для заказа шелкографии на фабриках нанесения, а другие способы нанесения не нравятся, заказчики сталкиваются с проблемой поиска фабрики, которая готова выполнить их заказ.
Почему фабрики готовы делать шелкографию только на средних и крупных партиях?
Данный способ является самым надежным и экономичным, но почему практически на любом сайте вы увидите информацию, что минимальная партия от 50 или от 100 штук? Это объясняется тем, что подготовка к нанесению занимает большое количество времени, и для маленьких партий нет смысла настраивать оборудование и подготавливать трафареты (которые тоже имеют немалую стоимость).
В данной статье мы расскажем вам как сделать трафаретную печать в домашних условиях, изготовим трафарет для печати и подберем подходящее оборудование.
Нам понадобится немного, а именно трафаретная сетка, деревянная рамка, краска для шелкографии, ракель, светочувствительная эмульсия, сенсибилизатор, изделие на которое будет выполнено нанесение (в нашем примере это футболка), так же молоток, гвозди и плоскогубцы. Отдельным пунктом хочу вынести такое устройства как ракель:
Ракель – это инструмент, работающий по принципу шпателя, он соскабливает всю краску с поверхности, заполняя при этом углубления и продавливаю краску через сетку. В нашем кустарном способе можно использовать самодельный ракель, сделанный из пластика или дерева.
Трафаретная сетка, краска, эмульсия и сенсибилизатор, рамка и ракель
Трафаретную сетку, эмульсию и краску вы сможете найти в специализированном магазине или заказ в интернете. Сетка обычно продается размерами от 1×1 метра. Краска лучше всего подойдет текстильная, лучше если она будет пластизольной, так как подойдет для любых типов материалов. Перед покупкой краски проверьте для каких сеток она подходит (проверьте количество ячеек в сетке и на краске).
Фотоэмульсия выбирается к краске, сенсибилизатор идет в комплекте с эмульсией.
Что такое сенсибилизатор? – Это вещество, служащее для повышения светочувствительности фотоматериалов. Все, что вам нужно знать об этом, так это то, что его надо будет добавлять в эмульсию, но об этом чуть позже.
Сетку нужно максимально плотно натянуть и закрепить на нашей рамке. Проще всего это будет сделать, если рамка будет деревянной. Следите, чтобы сетка оставалась идеально ровной, без заломов и вмятин, иначе рисунок получится не таким, каким вы ожидаете его увидеть. После того, как вы натянули трафаретную сетку, обрежьте излишки по краям.
Монтаж сетка на рамку
Перед тем, как делать или покупать рамку надо разобраться с размером, тут будет лишь одно правило, рамка должна быть больше принта, чтобы на ней было удобно работать.
Для следующих процедур нам понадобится темная комната с красной лампой (такие используют для проявки фотографий с пленочных фотоаппаратов), приобрести можно почти на любом рынке или в специализированном магазине.
В темной комнате открываем эмульсию и смешиваем ее со сенсибилизатором (перед этим сенсибилизатор надо смешать с водой). Далее наносим эмульсию на все поверхность сетки, следим, чтобы не оставалось пробелов, важно, чтобы вся поверхность была замазана. После оставляем эмульсию сушиться на 30-40 минут. Через 20 минут можно посушить ее феном, чтобы она полностью высохла.
Перед тем, как приступить к данному этапу, вы должны подготовить рисунок, который будете переносить на ваше изделие. Рисунок должен быть выполнен черным цветом, лучше всего если он будет на прозрачной или масленой бумаге. Если есть возможность распечатать его только на обычной бумаге (подойдет обычный белый лист), то вам придется вырезать ваш рисунок.
Расположите рамку на что-то черной (можно использовать черную ткань или фанеру, но обязательного черного цвета). Далее на рамку кладем готовый рисунок и накрываем сверху стеклом, как можно плотнее, чтобы части рисунки не выступали.
Когда все шаги проделаны, нужно засветить трафарет. Для этого расположим лампу (хватит и 300вт, но в идеале найти на рынке или в спец магазине лампу мощностью 500вт или больше) на расстояние 40см от трафарета и включаем на 30-40 минут.
После этого надо тщательно промыть наш трафарет холодным душем с максимально возможным напором. Наш трафарет готов, ставим его сушиться и приступаем к следующему шагу.
Перед тем как начать наносить принт, нужно придумать как максимально плотно расположить футболку на ровную поверхность. Например, можно натянуть футболку на гладкую, обработанную фанеру, но тут уже кому как удобно, но помним, что чем ровнее поверхность нанесения, тем больше вероятность получить качественный принт.
Далее мы как можно плотнее прижимаем нашу рамку к футболке внутренней стороной, чтобы сетка была максимально плотно к футболке. Теперь само нанесение… на внутреннюю сторону рамки наносим небольшое количество краски и резким движением ракеля проводим краску по области рисунка. После этого аккуратно поднимаем трафарет и выкладываем футболки для просушивания. Вот и все, принт готов, осталось дождаться, когда он высохнет и можно наслаждаться вашей первой шелкографией.
Мало у кого получается с первого раза сделать качественное нанесение, но с опытом вы сможете делать не хуже, чем на многих фабриках. Данный способ отлично подойдет для начинающих брендов и модельеров, но для больших партий или многоцветной печати его не хватит. Если статья будет пользоваться популярностью, то мы постараемся выпустить новую статью, в которой рассмотрим многоцветную шелкографию в домашних условиях.
Наша Швейная Фабрика занимается нанесением принтов на одежде методом шелкография, если мы хотите заказать крупную партию одежды, то лучше всего это будет сделать на фабрике, т.к. на них используется специализированное оборудование, которое сводит вероятность брака к нулю.