Как сделать удостоверение многодетной матери
Как получить удостоверение многодетной семьи в Московской области
Удостоверение многодетной семьи могут получить жители Подмосковья, которые имеют трех и более родных или усыновленных детей. Услуга предоставляется семейным парам, состоящим в зарегистрированном браке, а также матерям и отцам-одиночкам. О том, как обратиться за предоставлением услуги, на какой срок можно продлить действие ранее выданного удостоверения и какими льготами имеют право пользоваться его обладатели, читайте в материале портала mosreg.ru.
Способы обращения за услугой
Удостоверение многодетной семьи предоставляется в том случае, если в семье воспитываются несовершеннолетние дети или обучающиеся по очной форме совершеннолетние дети до 23 лет.
Предоставление услуги курирует Министерство социального развития Московской области. Чтобы получить удостоверение многодетной семьи, заявителю следует лично обратиться в многофункциональный центр или местный орган социальной защиты населения, или направить электронное заявление через региональный портал государственных услуг. Люди, которые состоят в зарегистрированном браке, должны совместно представить комплект документов для сверки. Комплексная услуга включает в себя первичное получение удостоверения и продление срока его действия.
Льготы для обладателей удостоверения многодетной семьи
Обладателям удостоверения многодетной семьи предоставляются федеральные и региональные меры поддержки.
К первым относятся:
— бесплатное получение лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет;
— право на прием детей в детские сады в первую очередь;
— бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
— бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой;
— получение льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение стройматериалов и строительство жилья;
— льготные условия при организации крестьянских (фермерских) хозяйств, малых предприятий (получение земельных участков, налоговых льгот, ссуд и т.д.);
— трудоустройство через службу занятости с возможностью применения гибких форм труда; дополнительные трудовые гарантии при возникновении трудовых споров с работодателем;
— ежегодная дополнительная диспансеризация в военно-лечебных учреждениях Министерства обороны РФ (для детей военнослужащих).
В Подмосковье многодетные семьи имеют право на следующие дополнительные льготы:
— денежную компенсацию в размере 50% оплаты коммунальных услуг;
— бесплатный проезд на общественном транспорте Москвы, а также в подмосковном автомобильном и наземном электрическом общественном транспорте (льгота доступна одному из родителей и детям из многодетной семьи, в которой есть ребенок до семи лет; для реализации этой льготы необходимо оформить социальную карту жителя Московской области);
— частичную или полную компенсацию стоимости путевок в санатории и детские лагеря;
— бесплатные земельные участки (члены многодетной семьи должны быть гражданами РФ, родители должны проживать в регионе не менее 5 лет, все дети должны быть несовершеннолетними);
— освобождение от уплаты транспортного налога для одного из родителей;
— ежемесячное пособие в размере 4 тысяч рублей студентам из многодетных семей, получающим впервые высшее образование по очной форме обучения в государственных вузах области (если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума);
— единовременное пособие при рождении ребенка, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума (при рождении третьего и последующего ребенка – 30 тысяч рублей).
Первичное получение удостоверения
Мособлархитектура обработала более 200 документов по утверждению генпланов и ППЗ в 2018 году
Впервые удостоверение выдается на срок наличия актуального статуса многодетной семьи, но не превышающий пять лет.
Максимальный срок оказания услуги составляет восемь рабочих дней. Регистрация заявления и документов займет полчаса.
Продление удостоверения
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
В случае истечения срока действия ранее выданного удостоверения его можно продлить. Сроки предоставления услуги являются такими же, как и при первичном получении.
Для обращения за услугой достаточно направить только собственноручно подписанное заявление.
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Александр Кожохин
Для обращения за услугой заявитель должен обязательно представить удостоверяющий личность документ, выписку из домовой книги, свидетельство о рождении, собственноручно подписанное заявление и личную фотографию на матовой основе размером 30×40 миллиметров в черно-белом или цветном исполнении.
К дополнительным документам относятся:
Порядок обжалования отказа
Источник: РИАМО, Николай Корешков
Если заявитель не согласен с действиями предоставляющего услугу органа или его отдельных должностных лиц, он может направить жалобу в Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.
Основаниями для направления жалобы могут быть:
Формы подачи жалобы
заявление, жалоба, ручка, бумага, конспект, записи
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
Заявитель может направить письменную жалобу лично, по почте или через многофункциональный центр, а также в электронной форме на официальный сайт Министерства соцразвития Подмосковья и порталы Московской области uslugi.mosreg.ru, gosuslugi.ru, dobrodel.mosreg.ru.
С полной информацией по предоставлению комплексной услуги можно ознакомиться на региональном портале государственных услуг.
Выдача удостоверения многодетной семьи
Правовые основания:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2012 № 73-П «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи».
Категории и право:
Условия и сроки:
Перечень документов:
Для выдачи удостоверения многодетной семьи
1. Копии паспортов обоих супругов (усыновителей, опекунов, попечителей) либо единственного родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) либо иного документа, удостоверяющего личность.
2. Копии свидетельств о рождении детей.
3. Копия документа, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Копия свидетельства о заключении брака.
5. Копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о смерти второго родителя, копия свидетельства об установлении отцовства, копия решения суда о передаче ребенка (детей) на воспитание одному из родителей.
6. Документ, подтверждающий совместное проживание родителя с детьми на территории автономного округа по месту жительства, в случае, если родители не состоят в браке.
7. Справка образовательной организации об освоении ребенком (детьми), достигшим 18-летнего возраста, образовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, – до окончания им (ими) такого обучения, но не дольше чем до достижения им (ими) возраста 23 лет – в случае наличия в семье ребенка (детей) старше 18-ти лет.
8. Копия договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью – в случае наличия в семье приемного ребенка (детей).
9. Копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства над ребенком (детьми) – в случае наличия в семье ребенка (детей), находящихся под опекой или попечительством.
10. Копия документа, удостоверяющего личность и полномочия представителя, – в случае подачи заявления через представителя.
Для продления срока действия удостоверения, внесения изменений в удостоверение (выдачи нового удостоверения ) при изменении состава многодетной семьи
1. Справка образовательной организации об освоении ребенком (детьми), достигшим 18-летнего возраста, образовательных программ основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, – до окончания им (ими) такого обучения, но не дольше чем до достижения им (ими) возраста 23 лет (для продления срока действия удостоверения многодетной семьи).
2. Документы, подтверждающие изменение состава семьи:
3. Копия документа, удостоверяющего личность и полномочия представителя, – в случае подачи заявления через представителя.
Перечень документов, для выдачи дубликата удостоверения
1. Документ, подтверждающий размещение объявления в средствах массовой информации об утрате удостоверения (при утрате), с указанием номера утраченного (испорченного) удостоверения, наименования выдавшего его органа.
2. Документ, подтверждающий перемену имени.
3. Копия документа, удостоверяющего личность и полномочия представителя, – в случае подачи заявления через представителя.
Копии документов должны быть представлены с оригиналами либо заверены в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Условия выдачи, продления и прекращения:
Удостоверение выдается бесплатно и действует весь срок отнесения семьи к категории многодетной при предъявлении документа, удостоверяющего личность одного из законных представителей многодетной семьи.
При наличии в семье ребенка (детей), достигшего 18-летнего возраста, продолжающего обучение по очной форме в образовательной организации, факт обучения которого влияет на отнесение семьи к многодетной, удостоверение выдается сроком на один год и продлевается ежегодно при продолжении обучения по состоянию на август месяц соответствующего года.
Для продления срока действия удостоверения один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) многодетной семьи обращается в орган социальной защиты населения с заявлением о продлении срока действия удостоверения лично, либо через уполномоченного представителя, либо посредством почтовой связи.
В случае если родители находятся в разводе, то удостоверение выдается родителю, с кем фактически проживают и воспитываются не менее трех детей (усыновленных, опекаемых, находящихся на попечении) соответствующего возраста.
В случае утраты (порчи) удостоверения, изменения фамилии, имени, отчества члена многодетной семьи оформляется дубликат удостоверения на основании заявления о выдаче дубликата.
Удостоверение не выдается, а ранее выданное считается недействительным (прекращает свое действие) в случаях:
если семья не относится к категории многодетной;
представления заявителем заведомо недостоверных сведений.
Обязанности получателя:
Один из родителей, (усыновителей, опекунов, попечителей) семьи обязан в месячный срок сообщить в орган социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих признание ранее выданного удостоверения недействительным либо прекращение действия ранее выданного удостоверения.
При изменении состава семьи один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) многодетной семьи обязан в месячный срок обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением о внесении изменений в удостоверение (выдаче нового удостоверения) лично, либо через уполномоченного представителя, либо посредством почтовой связи.
Выдача свидетельства многодетной семьи
Администрации районов Санкт-Петербурга
Общее описание
Многодетным семьям в Санкт-Петербурге предоставляется ряд льгот и выплат. Для получения некоторых из них требуется подтвердить статус многодетной семьи и оформить свидетельство.
Свидетельство многодетной семьи в Санкт‑Петербурге (свидетельство) выдается на каждого члена семьи.
Срок действия свидетельства — до момента сохранения семьей статуса многодетной.
Полное наименование:
Особенности предоставления в электронном виде
I. Авторизация на Портале
Чтобы подать электронное заявление, вы должны иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) (подробнее см. здесь, а также Руководство пользователя ЕСИА, разработанное Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
Для начала заполнения заявления нажмите кнопку «Подать заявление» и авторизуйтесь на Портале, указав логин и пароль.
После авторизации личные данные, сохраненные в вашей учетной записи (ФИО, дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, контактные данные), автоматически подставляются на электронную форму заявления (ввод вручную не требуется).
II. Подготовка к заполнению электронного заявления
Перед заполнением электронного заявления необходимо:
Особое внимание нужно обратить на подраздел «Заявители», чтобы убедиться, что вы имеете право на получение услуги;
То, какие документы нужны для получения услуги, описывается в подразделе «Документы». Как правило, они разделяются на те, которые нужно представлять обязательно, и те, которые заявитель может представить по собственной инициативе. Документы или сведения, которые представлять необязательно, находятся в распоряжении органов власти и могут быть запрошены без вашего участия;
III. Особенности заполнения электронных форм заявления
Электронное заявление разделено на шаги. После заполнения сведений на любом шаге можно использовать кнопку «Далее» либо перейти на нужный шаг заполнения заявления, нажав кнопку с номером шага.
Если в процессе заполнения полей электронной формы заявления допущены ошибки формата ввода или не заполнены обязательные поля (помеченные знаком «*»), номер соответствующего шага закрашивается красным цветом, а поля этого шага, содержащие ошибку, подсвечиваются.
После заполнения обязательных сведений нужно подтвердить достоверность введенных данных на последнем шаге формы и нажать кнопку «Подать заявление», если вы готовы его направить, либо «Сохранить как черновик» и направить его позднее.
IV. Создание черновика
Если вы хотите продолжить заполнение электронного заявления в другой раз, то в любой момент можно сохранить черновик (кнопка «Сохранить как черновик»). Ему присваивается номер, название, фиксируется дата сохранения. Название черновика при необходимости можно присвоить самостоятельно.
Чтобы вернуться к заполнению заявления, нужно войти в подраздел «Заявления» Личного кабинета, выбрать закладку «Черновики заявлений» и найти нужный черновик.
Срок хранения черновика — три месяца со дня его последнего изменения.
V. Получение информации о ходе и результате предоставления услуги
После подачи электронного заявления через Портал вам будут направляться электронные уведомления о статусе рассмотрения заявления или документы и комментарии от администрации района Санкт-Петербурга (Администрация).
Информирование происходит следующими способами:
Выбрать способ информирования можно в подразделе «Настройки» Личного кабинета.
Результат предоставления
Срок предоставления
Стоимость
Заявители
I. Получатели государственной услуги:
Один из законных представителей (единственный законный представитель) детей из многодетной семьи, в которой дети и один или оба родителя должны являться гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге.
II. Заявители, обращающиеся за получением государственной услуги:
Порядок действий
Порядок действий заявителя
Требования, предъявляемые к электронным документам:
Электронное заявление с прикрепленными скан‑образами документов сохраняется в МАИС ЭГУ, где ему присваивается идентификационный номер и статус, после чего электронное заявление модифицируется в электронное дело.
Уведомления поступают в случае изменения статуса электронного дела на стороне ОСЗН.
Основания для прекращения или отказа в предоставлении государственной услуги:
Уважаемые заявители! В настоящее время направление электронных заявлений осуществляется в Администрацию, указанную Вами при заполнении электронной формы на шаге «Адрес регистрации в Санкт-Петербурге». В случае необходимости отправки заявления в Администрацию, отличную от Вашей регистрации, просьба воспользоваться альтернативным способом получения услуги (МФЦ, традиционный порядок).
Порядок действий уполномоченной организации
Электронное дело, сохраненное в МАИС ЭГУ, передается в ЭСРН и становится доступным для уполномоченного лица Администрации (ОСЗН).
I. Принятие заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Уполномоченное лицо ОСЗН, ответственное за прием заявления и документов:
Информирование заявителя производится посредством установки статусов электронного дела, формирования комментариев (при необходимости), приложения электронных документов; например:
Уведомление о принятом решении должно содержать приложения в виде скан‑образа документов о принятом решении, об иных действиях, предусмотренных Административным регламентом предоставления услуги.
О смене статуса заявитель получает уведомление на указанный им адрес электронной почты, а также может ознакомиться с информацией и документами в Личном кабинете на Портале (раздел «Заявления» — «История заявлений»).
Доступ заявителя к информации о ходе и результате предоставления услуги также обеспечен:
II. Подготовка и направление межведомственных запросов (о представлении документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных исполнительных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия)
Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:
III. Принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) свидетельства, выдача свидетельства заявителю
Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о предоставлении свидетельства (по согласованию с начальником ОСЗН):
Глава Администрации:
Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о предоставлении свидетельства (по согласованию с начальником ОСЗН) после подписи главой Администрации указанных документов:
Комитет по социальной политике:
V. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах
Специалист ОСЗН, ответственный за выявление опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах:
Глава Администрации:
После подписания главой Администрации распоряжения специалист ОСЗН:
Документы
Документы, представляемые заявителем
I. Обязательные документы:
А) В случае подачи заявления от себя лично
Б) В случае подачи заявления от имени всех членов многодетной семьи кроме документов, указанных в п. I, представляются
II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя (которые находятся в распоряжении иных исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, федеральных исполнительных органов государственной власти и органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций и иных организаций и которые заявитель вправе представить):
III. Дополнительные документы (в случае явки непосредственно в ОСЗН Администрации или подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, дополнительно представляются:
Может быть предоставлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
Документы, выдаваемые заявителю
Организации, участвующие в предоставлении
Организации, принимающие решение по предоставлению
Другие организации, участвующие в предоставлении
Порядок обжалования
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в том числе является:
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию. Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя. При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.
Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
В случае, если жалоба подана заявителем в Администрацию, в компетенцию которой не входит принятие решение по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная Администрация направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.
Жалоба должна содержать:
Сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Жалоба на решение, принятое главой Администрации, подается в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, предоставляющей государственную услугу. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Администрация сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, администрация района в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце пятом настоящего пункта, администрация района в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу.
Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке. В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации, заключившей с МФЦ соглашение о взаимодействии.
В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации (ОСЗН), предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации. В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации (ОСЗН), жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций. Решение Администрации (ОСЗН), принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.
Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.