Как сделать уроки литературы интересными
4 проверенных способа разнообразить уроки литературы
«Ой, нудятина! Опять целый урок слушать, кто где родился и когда умер…». Наверняка учителя литературы часто слышат от учеников что-то подобное. О том, как сделать эти 40 минут дорогой в мир удивительных открытий и ошеломляющих фактов, рассказывает Елена Савицкая.
Начну с откровенного признания: уроки литературы я люблю намного больше, чем уроки русского языка. Возможно, потому, что пять лет учёбы на филфаке всё же профессионально занималась именно литературоведением, а не языкознанием. Знания-то, конечно, получала в обеих областях, но личных симпатий никто не отменял, правда? Ещё я беззаветно люблю золотой век русской литературы. Если учесть, что большинство произведений школьной программы именно оттуда, всё складывается просто идеально. Для меня.
А вот как обстоит дело на уроке, как заинтересовать детей рассказом о личности давно почившей и делах давно минувших — все эти задачи заставили меня методом проб и ошибок разработать свою стратегию.
Поделюсь приёмами и формами тех самых уроков, которые, как правило, лаконично называются «Слово о писателе». Как же сделать, чтобы оно, это слово, не поблекло, не потерялось, а заставило ученика пойти в библиотеку, поделиться полученными знаниями дома, а, может быть, и прочитать что-то «не из списка»?
Заочная экскурсия
Как правило, основа урока — всё же ролик, но тщательно выбранный и хронометражём не более 15 минут. Не мной придуманная форма, конечно же. Скачивать первый попавшийся на YouTube ролик длиной в 40 минут для меня категорически неприемлемо.
Затем я прошу учащихся поделиться впечатлениями от просмотра. Спрашиваю, на что они обратили особое внимание, что явилось для них откровением, о чём хотят узнать больше. Вопросы легко предугадать заранее. На них потом с удовольствием и отвечаю.
Затем мы заполняем таблицу в рабочей тетради, по которой работаем каждый такой урок. Но только это уже не моя диктовка, а оформленные мысли моих учеников.
Публичные выступления учеников
Я работаю в частной школе, поэтому задание рассказать о семье писателя или поэта легко разделить ровно на то количество частей, которое соответствует количеству учащихся. Даю волю фантазии.
Это может быть и устный рассказ (никакого чтения с листочка!), и презентация, и всё тот же короткий ролик. Я сама «страхую» детей галереей портретов на доске. После выступлений мы вместе отбираем ключевую информацию и заносим её в таблицу.
Лекция учителя
Не нужно бояться этой формы. Важно верить в себя как в оратора и подбирать материал таким образом, чтобы не пропадало слово. Ни для кого не секрет, что писатели тоже люди со своей судьбой и историей преодоления. Так отойдите от шаблонов «родился-умер», покажите обратную сторону славы и престижа.
50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского
В старших классах я подключаю межпредметные связи и даю порассуждать на тему «как вы думаете, почему всё сложилось именно так? Какие общественные и политические факторы этому способствовали?». С удовольствием задают вопросы, а они спорят, вспоминают уроки истории.
Тематические кейсы
Условно делим информацию на несколько «чемоданчиков»: факты биографии, темы и мотивы творчества, важные даты, интересные факты. Обсуждая, открываем кейсы. В конце урока сладывается общая картина. Важно не забывать иллюстрировать материал.
Безусловно, приёмов великое множество. Это и творческие вечера, и литературные гостиные, и разнообразные игры. В общем, вариантов масса. Я рассказала о том, что гарантированно помогает мне. Делитесь своими приёмами!
5 интересных способов сделать уроки литературы менее скучными
Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Но наверняка писать конспекты и заучивать даты ему не нравилось так же сильно, как и современным школьникам. Учительница литературы Татьяна Наумова рассказывает, как вывести учеников из состояния скуки и добавить в изучение классики немного праздника и блёсток.
Когда я посмотрела фильм «Величайший шоумен», он вверг меня в пучину профессионального кризиса. Нет, вовсе не потому, что я осознала, что всю жизнь мечтала укрощать львов.
Фильм рассказывает про человека, который создаёт цирк своей мечты. И он великолепен. Блеск, золото, огни, концентрат счастья! А в учительской работе всегда нарушен баланс между этим праздником и буднями. Ты ходишь на работу и гораздо чаще, чем удачное жонглирование, наблюдаешь, что шарики валятся на пол, слон сбежал и топчет кого-то в углу, а тигры просто ковыряются в мясе, а не стремятся прыгать по тумбам.
Речь, конечно, пойдёт не о тиграх и не о выступлениях. Она о том хрупком ощущении праздника, которое часто теряется за чередой обязательных заданий, и о том, как его вернуть. Понятно, что перечень моих приёмов очень краткий. И очень примерный. Каждый из нас делает это по-своему. Просто так здорово и важно, что мы всё время чему-то учимся и открываем новое. И иногда выходим из класса с чувством, как будто нас осыпали блёстками и дали сладкую вату.
1. Проводите нетипичные контрольные
Например, всем нужно писать контрольные. Но они неинтересные. Мне кажется, что вид листа с заданиями — это вообще очень гнетуще. Ты смотришь на лист, лист глядит на тебя. Вы оба придавлены объёмом и ожиданиями.
А если разрезать лист по заданиям? Сделать не n вопросов на одном большом листе, а маленькие листочки с одним заданием? Можно эти листочки начать чем-нибудь подбадривающим: «Задание 6?! Ты уже тут — и так быстро! Отличный результат». Ученик получает листочек с заданием только после выполнения предыдущего. Задания, разумеется, идут от простого к сложному, поэтому скорость выполнения достаточно высокая, у ребенка ощущение успеха, несмотря на передвижения по классу, атмосфера рабочая и сосредоточенная.
Лучшей частью этой контрольной я считаю последнее задание. Просто написать на листочке: «Задание № 8. Отличная работа! Спасибо за контрольную! Отдыхай». Меня очень тронуло, что дети после контрольной попросили оставить листочки себе. Мы ведь очень часто забываем, что после любой сложной работы ждём похвалы и одобрения и контрольная не исключение. Понятно, что ещё будут результаты и комментарии, но ведь человек старался и делал, и так важно отметить его труд.
2. Создавайте карты произведений
Хорошим (хотя и требующим некоторой подготовки) способом проведения урока я считаю рисование карт. Множество произведений школьной программы строятся по принципу road movie — перемещение из точки А в точку Б. Возможно, автор даже хотел им что-то сказать! Но запомнить это трудно, особенно если сейчас автор описывает ту берёзку, которую упоминал 30 страниц назад. Но ведь есть вариант взять ватман и составить карту передвижений героев.
В зависимости от количества детей в классе можно либо работать по группам (у каждой свой кусочек текста, она его досконально изучила и готова блеснуть), либо рисовать всем вместе. Каждому важен свой кусочек, поэтому подробная проработка важных эпизодов присутствует. Да и рисовать интересней, чем писать: «Пётр Андреевич Гринёв вместе со своим слугой приезжают в Белогорскую крепость. Белогорская крепость выглядит так…»
Мне очень нравится, что в картинках (даже если с рисованием не очень) проявляется личное отношение к произведению
Если герой мерзкий, то он и нарисован примерно никак. А если речь идёт о пушистом олене, то видно, что он заслужил 20 минут проработки великолепных рогов.
Карта может существовать в различных плоскостях и быть как настольным, так и настенным произведением. Понятно, что тут речь идёт о тонком балансе между детскими интересами и изучением текста. Но его можно найти, и это, как правило, не вызывает сложностей.
3. Рисуйте комиксы
Комиксы захватили мир. Мне кажется, нам следует смириться, что все эти великолепные книги, где картинок больше, чем текста, будут становиться всё популярнее.
У комикса есть важное достоинство: он вычленяет основное и дополняет это диалогами/монологами/размышлениями. Очень часто ребёнку на странице кажется важным либо абсолютно всё, либо совсем ничего. Тут комиксы и становятся отличным учебным материалом.
От крещения Руси до смерти Сталина: что можно узнать о русской истории из комиксов
Представьте, что вам нужно нарисовать страницу из «Заячьих лап». Текст у Паустовского достаточно сложный и плотный, но ты же художник! Что ты выберешь для 4–6 квадратиков на листе? Да, надо уместить текст. Да, придётся перечитать страницу несколько раз, потому что если добавить цвет, то нужно точно помнить, что там было написано на вывеске и в каком доме жил доктор. Да, это, вообще-то, серьёзная и важная работа. Кажется ли она такой? Нет, потому что ты рисуешь комикс. Официально! И тебя за это ещё и похвалят!
4. Пишите иллюстрированные конспекты
Сложно переоценить важность конспекта, потому что это трудоёмкий, но очень эффективный способ для запоминания. Понятно, что если мы работаем с длинными текстами или с набором теоретических понятий, то нужно всё это разложить в голове. Желательно — надолго. Желательно — с наименьшим количеством страданий.
Я думаю, что никто из нас не стремится сделать из детей таких механических людей, которые выдают тонны информации, не вникнув в неё. Она требует освоения и присвоения. Я считаю необычайно важным момент, когда ребёнок находит в материале что-то своё. Оно может быть разным, но это искра, из которой потом всё разгорится (а заодно и запомнится). Понятно, что мы сейчас опять говорим об эпохе визуального. А плотный лист текста не выглядит симпатичным и лёгким. Поэтому что? Добавим иллюстративности.
5. Делайте интеллект-карты
Интеллект-карты — это вид записи информации, когда мы располагаем её от к центра к краям. Чем ближе к краю, тем больше она дробится. Этот способ позволяет делать записи более схематично и подстраивать их под себя.
Работа над ними не скучная, потому что мы широко используем ассоциации, громко спорим и ищем вместе. Я схематично делаю некий костяк. Но в лучшие дни мои скелеты сильно меняются, а иногда вообще отвергаются, потому что ученики нашли свой способ: «Татьяна Сергеевна, но так лучше!»
Я очень люблю, когда роль руководства ослабевает и мы вместе ищем способ, как сделать лучше. Мне кажется, это бесценно — работать над интересной вещью с интересными людьми.
Иллюстрации: Shutterstock (Eugene Ivanov)
Поставить диагнозы персонажам, пойти гулять и сделать настолку: 8 идей для незанудного преподавания литературы школьникам
Что происходит на школьных уроках литературы? Вспомнили биографию автора, обсудили сюжет и героев произведения, выучили, что хотел сказать автор, — и следующий! Если это и не скучно, то, по крайней мере, однообразно и не вдохновляет. Поэтому учительница русского языка и литературы в Китежской школе и основательница книжного магазина «Первый книжный в Козельске» Маша Зяблова предлагает способы, как сделать уроки литературы глубокими, насыщенными и интересными: параллельно изучать философию и психологию, проводить уроки творческого письма, гулять вместо литературы и читать писателей с естественнонаучным образованием.
1. Сравнить с зарубежной литературой
Даже по памяти я могу сказать, каких авторов зарубежной литературы по школьной программе проходят в 9-м, 10-м, 11-м классах. В девятом — Шекспира, Данте и Гете. В десятом классе их вообще нет: там русская литература XIX века, не до этого! В одиннадцатом — Хемингуэй, Гессе, Ремарк, может быть, Маркес или Лондон. Это катастрофически мало! Средний ученик выходит из школы с дыркой вместо знаний в этой сфере, если не читает самостоятельно.
По моему глубокому убеждению, преподавать русскую литературу без связки с зарубежной — это преступление. Не видеть и не показывать ученикам все взаимосвязи, причинно-следственные ниточки, не рассказать, как тексты Европы и позже Америки, отчасти Востока, влияли на нашу литературу — значит создавать у них ощущение, что Россия и ее культурный процесс словно висел в воздухе и питался творческой энергией из космоса. Но это не так!
Россия всегда была и будет в прочной связи с миром. Об этом важно говорить на уроках, показывать, на каких авторах формировались наши писатели и кого читали сами.
Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.
Достоевский чтил европейских писателей: Данте, Гофмана, Диккенса и Шиллера, любил произведения Бальзака, не раз перечитывал «Дон Кихота» Сервантеса, «Ускока» Жорж Санд, «Кандида» Вольтера.
Если вы преподаете литературу, попробуйте акцентировать внимание учеников на том, какие произведения читал писатель и на каких книгах он рос. Это добавит в ваши уроки массу новых тем и обсуждений.
Например, во взрослом возрасте Лев Толстой зачитывался «Дэвидом Копперфильдом» Диккенса, «Одиссеей» Гомера и «Отверженными» Гюго. С последним романом вышла занятная история. Гюго заканчивает писать и публикует свой роман-эпопею в 1862 году, а в 1863-м за работу над «Войной и миром» берется Толстой. Роман-эпопея Толстого очень многое перенял у «Отверженных»: та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии.
Если задаться целью, то такие литературные параллели можно найти у многих авторов и произведений. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт: авторы разных стран обогащали друг друга. Русская литература тоже стала питательной почвой для многих зарубежных авторов — и это прекрасно. Предложите ученикам такую литературную игру, и они активно в нее включатся.
2. Привлечь философию
Межпредметность — это то, что дает нырнуть глубже и увидеть взаимосвязи явлений. Возможно, не всегда у учителей литературы есть время на это или компетенции, чтобы говорить с учениками профессионально на языке других дисциплин. Но даже если такой эксперимент провести хотя бы однажды, то ученики задумаются, что не всё так просто и что у всего есть причины и предпосылки.
Например, банальный факт: герой «Отцов и детей» Евгений Базаров не верил в Бога и отрицал его. Утверждение, которым не удивишь современного школьника. Но для 1860-х годов это прорывная идея! Общество было глубоко религиозное — а тут вдруг «Бог умер». Откуда это вообще взялось?
Кто первым допустил такую мысль? И здесь учитель может создать интерес к первоисточникам: в какой стране всё началось, с кого и в каких работах, почему?
Так создается прецедент, когда ученик впервые берет в руки философскую работу — пусть даже отрывок, пару страниц и пусть не все это сделают, но найдутся те, кто прочитает. Они найдут ответы у Гегеля в работе «Вера и знание» (1802) и Фридриха Ницше в книге «Веселая наука» (1881–1882) — а это довольно актуальные и современные работы и сегодня.
3. Читать писателей-специалистов
Многие говорят: «Я хочу писать и стать писателем, куда мне стоит пойти учиться?» — но я убеждена, что учиться быть писателем не нужно. Гораздо круче и полезнее для писательского труда получить узкую профессию и на ее базе учиться писать.
Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.
Спектр тем и книг, которые позволят вам вместе с учениками нырнуть глубже в историю, биологию, географию, физику, финансы, велик! В качестве примера приведу роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» — это смесь истории нашей страны после войны и точных данных в области гинекологии и технологии аборта.
«Павел Алексеевич вытащил слегка запотевшую прямоугольную банку, провел ладонью по переднему стеклу и поставил на стол. Начальник испуганно откинулся в кресле и, указав пухлым пальцем на препарат, спросил неприязненно:
— Что это вы сюда притащили?
Это была иссеченная матка, самая мощная и сложно устроенная мышца женского организма. Разрезанная вдоль и раскрытая, цветом она напоминала сваренную буро-желтую кормовую свеклу, еще не успела обесцветиться в крепком формалине. Внутри матки находилась проросшая луковица. Чудовищная битва между плодом, опутанным плотными бесцветными нитями, и полупрозрачным хищным мешочком, напоминавшим скорее тело морского животного, чем обычную луковку, годную в суп или в винегрет, уже закончилась.
— Прошу обратить внимание. Это беременная матка с проросшим луком. Луковица вводится в шейку матки, прорастает. Корневая система пронизывает плод, после чего извлекается вместе с плодом. В удачном случае, разумеется. Неудачные попадают ко мне на стол или прямо на Ваганьково… Вторых больше…»
Такой отрывок — отличная возможность начать разговор с учениками о здоровье женщины, о влиянии абортов на репродуктивную функцию, об их медицинском и социальном значении, и позволить каждому высказаться на эту тему. Проблема-то жива до сих пор.
Вы не говорите с учениками на такие темы на уроках литературы? Поверьте, их волнуют откровенные разговоры и они сами. Поэтому такие темы — шанс развернуть интерес к предмету через личную мотивацию и потребности ученика.
4. Разбирать психологию персонажей
Представьте, вы изучаете с классом пьесу Чехова «Три сестры». Вначале урока вы вводите понятие акцентуации (от лат. accentus — ударение, подчеркивание) — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида. Акцентуация — это специфическая уязвимость личности в отношении только некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.
Рассказываете, что всего есть 12 акцентуированных типов характера (по Карлу Леонгарду) и сегодня на уроке вы вместе попытаетесь определить тип характера каждого героя пьесы. Интересно? Думаю, что ребята включатся в работу — даже те, кто не читал текст.
Затем предложите каждому ученику определить свой тип: подросток не хочет думать про вымышленных героев, он хочет думать про себя.
Искать ответы на свои вопросы, моделировать ситуации и истории и смотреть, а как бы поступил он.
Что же с сестрами Прозоровыми из пьесы?
Ольга: сочетание педантического и интровертированного типа акцентуации. В первом случае в ней ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей. На работе такие люди мучают сослуживцев формализмом, а дома изнуряют близких требованиями аккуратности и стремлением переложить принятие решений на других.
Маша: эмотивный тип. Такой человек чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют сильное чувство долга, обычно бывают хорошими семьянинами.
Ирина: аффективно-экзальтированный тип. У таких людей очень часто меняется настроение, они словоохотливы, влюбчивы, ярко выражают свои эмоции и сильно отвлекаются на внешние события. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию — не лучшие их черты. Неудачи и горестные события люди этого типа воспринимают трагически, склонны к невротической депрессии.
Один мой ученик написал отзыв на «Трех сестер», который сводился к тому, что всю пьесу герои только ноют о том, что ноют — и опять ноют из-за предмета своего нытья. Думаю, что такая психологическая характеристика каждой героини пригодилась бы ему для аргументации.
Литература в отрыве от психологии в принципе непонятна. У них же один предмет исследования: люди и мотивы их поступков и поведения. Стимул, реакция, психологический тип, среда взросления, диагнозы, травмы, типологии — всё это можно встретить в любой книге, и практически никто не говорит с учениками о сюжете и героях языком психологии. Самое время начать.
5. Сделать настольную игру по мотивам романа
Если в поисковике вы наберете «настольные игры по мотивам литературных произведений», то выбор будет довольно скудным. Как правило, их создавали взрослые. А почему бы не сделать игру самим? Продумать участников — героев произведения, задать итоговую цель, правила и нарисовать саму «ходилку».
Такая совместная работа дает потрясающий эффект.
Мои ученики делали настольные игры по мотивам антиутопии Замятина «Мы» и пушкинского «Евгения Онегина».
Игры позволили детально разобраться в сюжетах произведений, в мотивах каждого героя, а для спецходов или карточек пришлось составить глубокие вопросы на знание текста или биографии автора. В конце концов, это было безумно весело.
В итоге мои ученики знают устройство Единого Государства и чем занималось Бюро Хранителей, выучили всех героев и знают, чем закончилась вся история с антиутопией Замятина. Они реально прочитали весь роман — в том числе чтобы создать игру и в нее играть.
6. Устроить на уроке Creative Writing
Креативное письмо — довольно распространенный предмет за рубежом. Он не вызывает ни страха, ни удивления в глазах учеников. Да, школьники и студенты за границей просто пишут на разные темы, потом читают вслух получившиеся и вместе обсуждают. Всё так просто! Но не у нас.
Первый урок креативного письма всегда вводит российских школьников в ступор. Ученики теряются: они умеют писать только сочинения (если это можно назвать «умеют») только по готовым шаблонам на основе прочитанного произведения.
Большинство просто пересказывают сюжет и называют это сочинением. Писать «свое» им очень сложно. А где это делать, если не на литературе?
Креативное письмо предполагает свободный полет тем: пиши всё, что считаешь нужным! Поэтому на первые уроки я даю забавные темы, чтобы расписаться, почувствовать творческий процесс и осознать, что рамок нет и никогда не было.
Перед началом я еще останавливаюсь на рассказе о 5 (6) чувствах человека, которые помогают нам писать: звук, слух, вкус, обоняние, зрение (интуиция — факультативно). Всё это понадобится ученику, чтобы сделать свою историю объемной и увлекательной.
Создать героев и сюжет для многих становится большой проблемой, поэтому я даю такие разминочные темы:
7. Гулять вместо «литры»
Организовать уроки на свежем воздухе в массовой школе может быть непросто, но при желании и усилии всё реально. Я предлагаю ходить гулять на уроках литературы не реже раза в месяц. Поводов масса!
Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима? Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.
Можно совершать такие прогулки в рамках уроков креативного письма: выходим на охоту за идеями. Каждый ученик должен поймать на улице идею, которую принесет в класс и напишет о ней текст. Получится живо, интересно и по свежим следам.
В поддержку таких литературных прогулок рекомендую вместе с учениками почитать книги Марины Москвиной «Учись видеть» и Джулии Кэмерон «Долгие прогулки». Они подробно рассказывают, что такие прогулки могут дать вашим ученикам и как их организовать, чтобы они создали писательский эффект и помогли родить текст.
8. Отдать под литературу целый учебный день
Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?
Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.
Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.
Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.
Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках. Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!