Как стать девелопером в строительстве с чего начать

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДЕВЕЛОПМЕНТ?

Кристаллизация “пути девелопера” в Vesco Consulting началась несколько лет назад в рамках работы с одним из заказчиков.

При разработке Девелоперской схемы мы исходили из нескольких предпосылок, первая из которых: наш клиент – землевладелец!

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦА

Некоторые наши коллеги, опытные девелоперы, критически отнеслись к недостатку внимания этапам получения технических условий на коммуникации. Совершенно справедливо утверждение, что эффективное решение вопроса инженерного обеспечения проекта – 30% успеха! Особенно, это касается строительства многоэтажного жилья и промышленных объектов. НО!

Намеренно, мы опускали детализацию процессов, которые считаем техническими, останавливаясь на кристаллизации СПЕКТРА вопросов, с которыми столкнется девелопер.

Наш пример – девелоперский проект в сфере малоэтажного строительства – более многогранный, особый продукт с душой. Коммуникации – задача, требующая эффективного решения, имеющая право “наложить вето” на весь проект. Но задача унифицированная, не сильно отличающаяся от проекта к проекту.

Для землевладельца первый этап – “приобретение” актива – давно пройден. Сегодня он бьется над задачей “выхода в cash”, и первым шагом является оценка ликвидности актива и потенциала его освоения. И Девелоперская схема – самый наглядный инструмент продемонстрировать длительность пути землевладельца.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Другое дело – инвестор! Землевладелец в построении стратегии идет от объекта, тогда как инвестор движется к той же цели, но ориентируется на конечный результат. К тому же пути прибавляется “нулевой этап”, который определяет выбор того или иного участка.

Истинных инвесторов, начинающих с поиска земельного участка для девелопмента, немного.

Активное развитие земельного рынка пришлось на период конца 90-х и начала 2000-х годов – именно в тот период сформировался пул лэндлордов, который практически не меняется на протяжении последних 10 лет. В те годы у многих компаний образовались земельные участки, которые считались ликвидными, пусть и непрофильными, активами. Финансовый кризис 2008 года смешал карты инвесторам, оборот оптовых земель упал до нулевой отметки, объект недвижимости перестал быть лакомым кусочком, а для многих – стал проблемным, дотационным активом, требующим инвестиций и/или ежегодно теряющим в цене.

Но рынок меняется, с 2013 года на рынке работают профессиональные инвесторы, использующие другой маршрут на пути к цели. Независимая и беспристрастная оценка экономической эффективности развития выбираемого участка включает предварительную проработку юридического, инженерного, маркетингового и финансового вопросов. Для таких инвесторов актуален нулевой этап:

Спасибо коллегам, которые прокомментировали наш материал, рассказали о своем опыте и задали новый вектор развития нашего продукта. Мы действительно не акцентировали внимание на инвесторах, сегодня эта ошибка исправлена!

Мы не исключаем, что отразили не весь спектр вопросов, с которыми приходится сталкиваться девелоперу. Если вы знаете интересные случаи, которые не укладываются в “схему” – не сочтите за труд, дайте комментарий к посту! Спасибо!

Источник

Как стартапу начать сотрудничество с девелопером

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Российский PropTech растет, несмотря на все передряги 2020 года, а значит, найти инвестора для стартапа в этой области реально. Вам могут предложить как деньги, особенно если уже есть живой продукт, так и возможность пилота с девелопером. Каким образом можно выйти на прямое сотрудничество с корпорацией?

1. Ваше решение должно нести пользу бизнесу

Во-первых, ваше решение должно иметь реальную пользу для девелопера, а это значит, что необходимо изучать бизнес компании, с которой вы ищете партнерства. Дело в том, что у крупных девелоперов достаточно денег, чтобы самим внедрить CRM или систему контроля доступа на объекты. Поэтому придется объяснить, зачем им вы.

Польза может выражаться по-разному: возможно, это будет сокращение капитальных (CapEx) и операционных (OpEx) расходов за счет повышения эффективности процессов и использования ресурсов. Актуально также снижение сроков продажи объектов, увеличение их количества, уменьшение стоимости владения активами, а также создание новой вертикали доходов от сервисов.

Например, при повсеместном использовании проектного финансирования банкам важно понимать, насколько успешным будет девелоперский проект, каких финансовых показателей ожидать на всех этапах реализации. Поэтому девелоперам нужны решения, которые позволяют спланировать стоимость квартир, срок экспозиции, квартирографию, исходя из рыночного спроса. То есть речь уже идет не только об успешных продажах, но и о самом запуске проекта.

Помните, что девелоперов интересуют как решения, которые помогают создать новую ценность, бизнес-модели и сервисы, так и решения, позволяющие автоматизировать стандартные процессы и тем самым повысить эффективность сотрудников и всей системы в целом. Болевых точек множество, следовательно, и потенциально интересных решений может быть много. Попытайтесь с помощью нового сервиса решить конкретную насущную проблему.

2. Самопрезентация решает

Удивительно, что на этом по-прежнему приходится заострять внимание. Однако это факт: подавляющее большинство основателей стартапов мало владеют навыками самопрезентации. Допустим, вы уверены, что изучили бизнес девелопера и пришли к нему с конкретным решением, которое потенциально должно его заинтересовать. Но презентация, сделанная на коленке, недоделанная визуализация, кривые рендеры и даже банальные опоздания на встречу могут испортить о вас впечатление.

Венчурные инвесторы в целом привыкли к чудачествам стартапов и относятся к ним более снисходительно, чем люди бизнеса. Люди бизнеса — практики, поэтому гениальность основателя их не растрогает. А вот по тому, как вы ведете дела и переговоры, они сделают выводы о том, можно ли с вами сотрудничать в принципе.

Поэтому уделите максимум внимания подготовке и проработке своего предложения. Очень важно быть готовыми ответить на дополнительные вопросы про рынок, эффективность, деньги.

Источник

Дроны на стройке: какие инновации внедряют российские девелоперы

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Пандемия коронавирусной инфекции ускорила процесс цифровой трансформации строительной отрасли. Хотя многие инновационные решения в проектировании и строительстве, организации продаж и внутренних бизнес-процессов, других направлениях бизнеса застройщиков внедрялись и раньше. Нынешний год девелоперы называют прорывным в плане развития клиентского сервиса, который позволяет провести сделки по покупке квартиры онлайн.

Рассказываем, какие технологии и сервисы в строительстве, организации продаж и других бизнес-процессов внедряют девелоперы и в 2021 году станут все чаще применяться застройщиками.

Цифровая трансформация консервативной отрасли

Строительная отрасль — одна из самых консервативных, тем не менее девелоперы активно внедряют инновации, которые позволяют интегрировать различные инструменты и технологии в бизнес-процессы и сделать их более эффективными и управляемыми.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»:

— Благодаря пандемии коронавируса девелоперы были вынуждены активно внедрять новые решения в проектировании и строительстве, эксплуатации объектов, организации продаж и внутренних процессов работы, которые ускорили процесс цифровой трансформации.

Что касается самого продукта, который создают девелоперы, под влиянием цифровой трансформации он практически не изменился. Строительство жилья — достаточно консервативная отрасль, перемены в которой происходят медленно. Я бы сказал, что самим технологиям уделяется слишком много внимания. Ничего принципиально нового за последнее время в автоматизации стройки не изобрели. И уровень цифровизации, скорее, определяется интегрированностью разных инструментов и технологий в общую производственную цепочку.

Главные изменения в сфере цифровой трансформации в период пандемии произошли в процессе организации продаж, в бизнес-процессах внутри компаний и во взаимодействии застройщиков с финансовыми организациями.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Клиентские сервисы

2020 год можно назвать прорывным в плане развития клиентского сервиса. Во время пандемии резко возросло значение удобных цифровых сервисов как на этапе подбора и покупки недвижимости, так и для жителей уже сданных домов. Абсолютно всем пришлось осваивать новые технологии и отказаться от классической схемы «доведения клиента до офиса», отмечает директор по маркетингу и продажам ГК «Страна Девелопмент» Александр Гуторов.

Разработка и внедрение цифровых инструментов, повышающих эффективность бизнеса, началась задолго до пандемии, но она, безусловно, выступила катализатором форсированной цифровизации многих бизнес-процессов, отмечают в девелоперской группе «Эталон». Главная причина — в необходимости сокращения числа живых контактов как с клиентами, так и между сотрудниками в офисах и на стройплощадках, пояснили в компании.

Сегодня покупатели могут совершить онлайн-сделку. На сайтах многих ЖК появилась возможность забронировать квартиру без участия представителя застройщика. Все общение с клиентами, которое предшествует сделке, также перевели в онлайн. Для этого застройщики организовывали видеоконсультации по Zoom, Skype или WhatsАpp, виртуальные и онлайн-экскурсии по жилому комплексу, дистанционные показы квартир и т. д. Большой интерес на промосайтах жилых комплексов вызывают 3D-туры — когда пользователь может совершить виртуальную прогулку с полной свободой перемещения по пространству, а не из точки в точку (это уже старая технология), отмечают в Lexion Development.

«В нынешних условиях мы отмечаем возросший интерес наших клиентов к онлайн-сервисам. Во-первых, они позволяют максимально доступно презентовать проект, для этого необязательно ехать в офис продаж. Во-вторых, такие опции значительно упрощают процесс покупки. Выбрать квартиру, оформить необходимый пакет документов и совершить оплату — все это можно сделать не выходя из дома. В-третьих, для застройщика это вклад в укрепление собственной репутации. Онлайн-сделка — всегда открытый и прозрачный процесс, поэтому тех девелоперов, которые предлагают такой сервис, совершенно точно можно назвать надежными», — говорит директор по маркетингу ГК «Пионер» Юрий Коган.

Цифровизация продаж — фактор, который девелопер и покупатели оценили однозначно положительно для рынка жилья. С апреля по декабрь доверие покупателей к дистанционным инструментам продаж существенно выросло, отмечают в компании MR Group. Доля сделок, заключаемых полностью (за исключением визита банковского специалиста для идентификации личности заемщика при ипотеке) онлайн, в проектах компании превышает 20%. До начала пандемии этот показатель составлял порядка 3–5%.

Роботы, дроны и BIM-технологии

Локомотивом цифровизации на этапе проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации является внедрение технологии информационного моделирования (BIM). В сентябре 2020 года было принято постановление о BIM-технологиях в строительстве, которое определяет правило формирования и ведения информационной модели, состав сведений и перечень участников, имеющих доступ к ней.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Многие девелоперские компании внедряют различные инструменты и технологии (как собственные, так и сторонние разработки), которые дают возможность удаленного обмена проектными данными в едином информационном пространстве даже без посещения объекта строительства. Такие инструменты позволяют контролировать различные процессы на стройке в режиме онлайн — от сроков строительства, до контроля качества и обмена проектными данными с использованием BIM-технологий. Все это позволяет принимать необходимые управленческие решения в процессе строительства, увеличить эффективность работы, сократить сроки строительства и повысить качество продукта.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Михаил Богданов, директор по ИТ компании «Брусника»:

— На мой взгляд, о минимальном уровне цифровизации стройки можно говорить, когда мы можем связать каждый рубль инвестиций с конкретными подрядчиком, работой, поставщиком, материалом. И одновременно привязать его к элементу BIM-модели. В 2020 году мы добились этого результата и теперь ставим еще более высокую задачу — за счет автоматизации сократить цикл рабочего проектирования с года до нескольких месяцев. Мы полагаем, что этого можно достичь через импорт наработок и технологий из опережающих отраслей (например, машиностроения).

В целом строительная отрасль сильно отстает по производительности труда от многих других (машиностроения, банков, ретейла). И одна из главных причин этого — раздробленность производственной цепочки. На маршруте «лендлорд — девелопер — генподрядчик — подрядчики — агентства недвижимости» информация часто теряется, обратная связь хромает. Рынку сегодня нужны не новые хайповые технологии вроде дронов, роботов, блокчейна, а инструменты, консолидирующие разных участников рынка в едином информационном пространстве. А потом уже можно и полетать.

Еще одно перспективное направление, которое также вышло на первый план во время карантинных ограничений, — технологии лазерного сканирования и аэрофотомониторинга строительных объектов, отмечают в компании «Эталон». Беспилотные летательные аппараты при помощи специального оборудования и программного обеспечения создают динамическую 3D-модель стройплощадки, которая накладывается на строительный проект, схему участка, план рельефа, что позволяет точно определять и анализировать объемы и динамику строительно-монтажных работ, планировать дальнейшую активность. Такой подход позволяет сократить штат специалистов на площадке и в несколько раз снижает сроки и стоимость работ, отмечают эксперты.

Трехмерная модель в BIM отображает ход строительства объекта, отслеживает порядок и статус разных видов работ в любой момент времени, включая тип, размеры и материал конструкций. Виртуальная прогулка с мини-картой-чертежом погружает в процесс строительства, не покидая офиса. Эта система ежедневно помогает подрядчикам и инженерам стройконтроля на площадке, отмечает вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский.

Высокоточное оборудование со скоростью несколько миллионов точек в секунду считывает любые объекты — от деревьев до высотных зданий — и создает цифровую копию любого предмета. Лазерный сканер может проверить возводимое здание на предмет отклонений от проекта и неточностей при проведении конструктивных и инженерных работ. НЛС — это способ мониторинга и контроля состояния самих домов, окружающей их среды, построек, земельных объектов. Специалисты компании получают точную цифровую копию всего, что находится вокруг строительной площадки и на ней самой.

Последняя миля в строительстве — приемка работ и тема с ее цифровизацией — сейчас очень популярна среди стартапов, которые предлагают и лазерное сканирование, и облет площадки дронами, и прочие инженерные радости, говорит директор по ИТ компании «Брусника» Михаил Богданов. «Фиксация отклонений от проекта позволяет вовремя внести корректировки, исправить неровности, восстановить повреждения и в результате получить совершенный проект. При этом формируется база трехмерных чертежей, моделей, фиксируются этапы, темпы и качество строительства», — говорит Бортневский.

Источник

Как стать успешным девелопером

Девелопмент недвижимости — это деятельность по покупке недвижимости, внесению изменений (реконструкция, реставрация и т.д.) в объекты капитального строительства или строительству новых зданий, строений, сооружений, а также по продаже недвижимости. Девелоперы — профессионалы, которые специализируются на этом виде деятельности.

Развитие (управление) недвижимостью может быть очень прибыльным делом, но также может привести к большим потерям. Чтобы стать девелопером в области недвижимости, вы должны искать и находить потенциально прибыльные возможности и предсказывать тенденции рынка.

Рассмотрим несколько основополагающих рекомендаций, которые необходимо соблюдать для работы успешным девелопером.

Образование и навыки

В девелопмент недвижимости приходят люди из самых разных областей и сфер деятельности, например, агенты по недвижимости или брокеры, строители, архитекторы и юристы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что не существует методического, заранее определенного образовательного курса для входа в отрасль по развитию недвижимости. Отдельные дисциплины, такие как архитектура, проектирование и право, имеют свои собственные программы обучения.

Получите образование, имеющее отношение к девелопменту недвижимости. Получите диплом в области финансов, делового администрирования, управления строительством или развития городов. Возьмите необходимые курсы, получите реальную лицензию на деятельность в области недвижимости, риелторскую деятельность или лицензию застройщика.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Каждый профессионал в области девелопмента должен быть хорошо образован, поскольку развитие недвижимости чрезвычайно сложно и требует аналитических, финансовых, маркетинговых, межличностных и организационных навыков. Это особенно верно в отношении финансовых навыков, которые требуются девелоперам, чтобы принимать правильные решения при покупке, финансировании, строительстве, а затем продаже или аренде недвижимости.

Для начала можете поработать на работодателя в сфере недвижимости и наберитесь опыта. Найдите работу, которая дает вам возможность заниматься покупкой, развитием или продажей недвижимости. Постарайтесь впитать как можно больше информации об отрасли, работая в этом качестве. В течение этого периода постарайтесь сформировать свои личные сбережения, а также положительную кредитную историю, что поможет вам в будущем для финансирования собственной девелоперской деятельности и бизнеса.

Отношения

Отношения являются абсолютной необходимостью, и они требуют времени для своего формирования. Девелопер должен иметь отношения с банкирами, адвокатами, арендаторами, инвесторами, генеральными подрядчиками, инженерами-строителями, архитекторами, брокерами, оценщиками и другими. Девелопер похож на кинопродюсера, который объединяет успешную команду для создания успешного проекта — для этого нужны разнообразные отношения.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Привлекайте строительные фирмы или профессиональных подрядчиков для строительства новых зданий или улучшения свойств существующих. Постройте отношения с профессионалами в области строительства, чтобы вы могли положиться на них, когда потребуется своевременно и качественно выполнить работу в будущем.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Постройте отношения с банками, а также местными и независимыми инвесторами для финансирования вашей инвестиционной деятельности. По мере того, как они начинают доверять вам, кредиторы могут предоставить вам индивидуальные условия обслуживание по конкурентоспособным ставкам.

Терпимость к риску

Риск девелоперов достаточно велик. Людям, заинтересованных в управлении недвижимостью, важно понимать как себя чувствует девелопер, если он знали, что весь их бизнес зависит от успеха или неудачи проекта. Разумные девелоперские компании принимают просчитанные и взвешенные риски, и они постоянно ищут способы их уменьшить. Тем не менее, девелопмент — рискованный бизнес, который некоторые просто не выдержат.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Зарегистрируйте вашу фирму в качестве юридического лица. Поскольку деятельность в области недвижимости может создавать высокие финансовые риски, сформируйте юридическое лицо как субъект, который предоставит вам защиту ответственности, такую например как общество с ограниченной ответственностью.

Формирование юридического лица может означать более высокие налоги и потребует больше времени на ведение бухгалтерского учета, чем было бы у вас в качестве индивидуального предпринимателя или простого товарищества, но эти вопросы ничто по сравнению с личными расходами, которые вы могли бы понести в результате внезапного спада на рынке недвижимости. Запомните, учредитель юридического лица не несет ответственности по долгам самой фирмы.

Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Смотреть картинку Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Картинка про Как стать девелопером в строительстве с чего начать. Фото Как стать девелопером в строительстве с чего начать

Решение проблемных вопросов

Разработка успешного проекта требует огромных навыков по решению всех трудностей и препятствий на этом пути. Девелоперы знают, как решать проблемы, и они, похоже, понимают, что обычно существует не только один способ решения проблемы. Творческое планирование, поиск решений проблем зонирования, работа с прилегающими землевладельцами и поиск способов оптимизации как по времени, так и по рамкам бюджета — все это примеры навыков решения проблем, которыми должен обладать девелопер.

Творческий подход

Каждый проект развития начинается с идеи, как для конкретного редставления на вашем сайте, так и для общего видения того, что может понадобиться людям. Девелоперы — творческие люди, которые, кажется, всегда предвидят, какой спрос будет существовать в будущем. Успешные девелоперы объединяют захватывающие проекты, новые строительные материалы и передовые методы строительства. Это креативность — это то, что принесло нам небоскребы, городские центры и все те места, которые мы теперь называем работой и домом.

Источник

Цифровая трансформация: как поменяется бизнес девелоперских компаний

Строительная отрасль вынуждена функционировать сегодня под влиянием череды вызовов. Условия рынка стали менее комфортными для девелоперов. Последним пришлось столкнуться с крупными переменами, которые коснулись законодательства, экономики проектов, покупательских приоритетов, а также качества и содержания самого строительного продукта.

Традиционный резистанс, основанный на снижении издержек и удержании позиций, в какой-то мере остается работоспособным сценарием, но уже непродуктивным. В то же время современная реальность, создавая вызовы для отрасли, одновременно предлагает и действенные инструменты для их преодоления. Эти инструменты направлены на долгосрочную эволюцию и качественную перестройку применяемых подходов. В конечном итоге именно они формируют предпосылки для устойчивого роста строительных компаний.

Десятки лет строительный бизнес действовал в русле консервативных установок. Повестка дня предполагала, что девелопмент, в сущности, сводится к своей индустриальной составляющей и ее статистическому выражению: единицы жилья, метраж жилых и нежилых помещений, нормативы по социальным объектам и благоустройству, инженерная инфраструктура. В центре внимания отрасли находились территории и проекты. Застройщики отказывались от непрофильных функций, видя в них обременение, а не источники дополнительных возможностей. Эксплуатация сданного фонда связывалась исключительно с затратами, а не с потенциальными выгодами. Такой подход серьезно обеднял бизнес-модель.

Однако с развитием информационных технологий стало очевидно, что фокус интереса любой отрасли смещается в сторону потребителя, коммуникации с ним, а также средств, каналов и инструментов, делающих эту коммуникацию максимально эффективной и комфортной. Для строительного бизнеса это стало особенно актуальным. Американские и европейские девелоперы уже активно инвестируют в стартапы, которые формируют цифровые экосистемы в жилых проектах, способствуют цифровой трансформации всей отрасли. Причем информационные технологии служат не только улучшению девелоперского продукта, но и позволяют создавать инновационные бизнес-модели, повышать эффективность бизнеса.

Следует отметить, что управленческая структура больших компаний не позволяет оперативно отслеживать изменения в информационном поле. С этим куда эффективнее справляются малые команды, которые быстро усваивают и развивают новые идеи. Американская практика показывает, что приобретение готовых стартапов является более рациональной тактикой для девелоперов, чем выращивание собственных.

PropTech — ключевой механизм трансформации

Важно отметить, что за указанными процессами стоит не просто стремление соответствовать модным трендам. Это поиск стратегических решений, которые ведут к прогрессу всей отрасли. Постепенно такую практику осваивают и российские компании. В настоящее время на рынке формируется целая новая индустрия, получившая определение PropTech. Под ним понимается комплекс цифровых продуктов, сервисов, которые обеспечивают технологическую основу для трансформации сферы недвижимости. Покупка, продажа, аренда, эксплуатация зданий и помещений будут осуществляться через мобильные устройства.

Внедрение PropTech предусматривает несколько этапов. На первом из них автоматизация и цифровизация охватывают все основные элементы действующей бизнес-модели. Это позволяет значительно повысить объем данных о взаимодействии клиента со строительным продуктом и его поставщиком, а также наладить удобную коммуникацию между всеми сторонами. Ежемесячно от жильцов домов, которые находятся под нашим управлением, поступает 10 тыс. обращений, включая запросы на увеличение пакета услуг. Формирование дополнительного корпуса информации и его всесторонний анализ откроют новые возможности для дальнейшей эволюции жилых проектов. Последующие шаги трансформации затронут уже ценностный уровень и приведут к появлению новой бизнес-модели.

Ближайшей аналогией может служить трансформация банковской сферы. Ранее ее функционал был сосредоточен на хранении, преумножении и конвертации финансовых активов. Сегодня речь идет о мультисервисной экосистеме, предоставляющей клиентам, как частным, так и корпоративным, максимально широкий список услуг. И это облечено в удобную и мобильную форму, которая значительно экономит время клиента. Ему не нужно больше идти в банк — банк находится буквально в его руках, в гаджете, начиненном необходимыми сервисами и приложениями. Если клиенты благодаря цифровизации экономят время и усилия, финансовые организации экономят свои средства: в зависимости от конкретного сектора бизнеса снижение издержек составило от 10–15% до 40–60%.

Важнее всего, что такие трансформации создают определенный потребительский стандарт, а также привычку к быстрому, комфортному и полноформатному доступу к услугам. Это формирует определенный уровень ожиданий по отношению к другим сферам, в том числе к строительству. Покупатели недвижимости быстро меняются: если раньше клиента интересовала только крыша над головой, то теперь он ждет пользы и функциональности от каждого квадратного метра: все большую популярность набирает концепция Space as a Service, а вслед за потребителем «взрослеет» и развивается вся отрасль.

Две стратегии развития

Очевидно, что российская индустрия девелопмента пока отстает в плане освоения цифровых технологий. Объем инвестиций в инновационные разработки здесь в несколько раз ниже, чем в IT-секторе. Даже у девелоперов, занимающих лидирующие позиции в данной сфере, объемы вложений в НИОКР не превышают 0,2% от выручки. В телеком-индустрии этот показатель равен 0,5%. Однако этот же факт говорит и об огромном потенциале для роста. Сложившаяся ситуация дает девелоперам два вектора развития.

Первый из них заключается в последовательной персонализации и кастомизации продукта, оперативном управлении информацией, поступающей от покупателей, расширении и усложнении компетенций (в первую очередь сервисных и коммуникативных). Это нишевый сценарий, который в свое время позволил малым и средним банкам провести грамотную оптимизацию и удержать сравнительно немногочисленную, но устойчивую аудиторию, предложив ей комфортные индивидуализированные решения.

Второй путь — построение универсальной и целостной экосистемы, которая учитывает огромный комплекс параметров и задействует десятки опций. Застройщик предлагает покупателю не просто конкретную единицу жилья, а многообразную среду, наполненную инфраструктурными объектами, технологичными сервисами и социальными активностями.

Выбор сценария будет зависеть от масштабов и ресурсов компании. Однако в обоих случаях приоритетами для инвестирования станут BIM-проектирование, мобильные приложения, интеллектуальные системы автоматического контроля и управления. Каждый третий российский застройщик предлагает высокотехнологичные решения, которые принято называть «умный дом» и «умная архитектура». BIM-технологии были задействованы при проектировании 2 млн кв. м недвижимости, введенной в эксплуатацию нами: порядка 30% от совокупного фонда объектов. Цифровая трансформация выгодна для обеих сторон. Клиент получает гораздо более удобный продукт, адаптированный под его потребности, а застройщик оптимизирует расходы, повышая эффективность.

Потребности клиента как главный актив

Еще одним общим знаменателем является ориентированность на длительное сотрудничество с покупателем. В пространственном отношении сфера комфорта неуклонно расширяется. Еще несколько лет назад она ограничивалась границами квартиры, затем в нее вошли подъезд и придомовая территория. Сейчас покупатели все чаще видят себя участниками квартального комьюнити. И на всем этом пространстве современный ответственный застройщик стремится обеспечить качественную среду. Но на временной шкале взаимодействие зачастую завершается подписанием акта приема-передачи. Такой подход крайне непродуктивен. У девелоперских компаний есть ресурсы и возможности, чтобы поставлять своим клиентам управленческие решения и сервисные продукты, рассчитанные на долгосрочную перспективу сотрудничества. В новой парадигме строительного бизнеса покупатель с его приоритетами и потребностями становится самым ценным активом. Отвечая на эти приоритеты и потребности, девелоперы смогут нарастить фактически особую индустрию услуг — стратегический резерв для развития их предприятий.

Приобретение жилья уже нельзя рассматривать как изолированный акт. Каждая сделка — это точка роста и взаимодействия. Каждый покупатель контактирует с десятками других людей и нуждается в десятках сервисах, обеспечивающих его комфорт и комфорт его семьи. Это создает многоуровневую структуру лояльности, которая, видимо, станет главным капиталом для строительной сферы. Наш опыт подтверждает данный прогноз: повторные продажи занимают 30% в структуре сделок компании.

Подводя итог, можно констатировать, что новый этап эволюционного цикла в развитии отрасли уже стартовал. Его главным содержанием станет открытие девелоперами дополнительных возможностей и точек роста в сфере управления недвижимостью. И у строительных компаний, и у потребителя их продуктов появился интерес к увеличению жизненного цикла проектов. Клиент получит максимально насыщенную сервисами комфортную среду проживания, а девелопер расширит горизонт развития бизнеса или его отдельных сегментов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *