Как стать стюардессой на какой факультет идти и что сдавать
Что нужно для поступления на стюардессу
Как стать стюардессой
Итак, если вы уверены в том, что хотите приобрести эту профессию, необходимо предпринять определенные шаги в направлении соответствующего обучения. Что нужно для поступления, и где можно получить профессиональное образование стюардессы?
Попасть в профессию можно несколькими путями:
К абитуриентам предъявляются определенные требования:
Карьерный рост для стюардессы может выглядеть следующим образом:
Какие учебные заведения готовят бортпроводниц
Курсы
Можно пройти конкурсный отбор, поступить и окончить специальные курсы, продолжительность обучения на которых составляет примерно 4-6 месяцев. Такие курсы могут существовать при различных авиакомпаниях. Что касается требований, то они могут отличаться, поэтому информацию об условиях поступления и обучения следует получать непосредственно на таких курсах.
Ссузы
Следует отметить, что непосредственно по специальности 100112.01 «Обслуживание на борту воздушного судна» обучение проводит лишь Санкт-Петербургское авиационно-транспортное училище гражданской авиации им. маршала А. Новикова.
Поступить на специальность бортпроводницы могут девушки с полным средним образованием. Для зачисления в училище необходимо предоставить сертификаты с результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе. Также училище предлагает пройти вступительные испытания (по желанию абитуриента) по математике и русскому языку.
Информацию о дополнительных требованиях и документах вы можете найти непосредственно на сайте учебного заведения.
Высшее образование, полученное в авиационном вузе, открывает перед выпускником более широкую перспективу в плане карьерного роста. Здесь речь идет о получении любой авиатехнической специальности, близкой к профессии бортпроводника. Перечень вступительных экзаменов в этом случае будет зависеть от выбранного факультета и, как правило, это будут математика и русский язык.
В России подготовкой стюардесс занимаются следующие учебные заведения:
Федеральное государственное унитарное предприятие Росавиации «Учебно-тренировочный центр» в Санкт-Петербурге. На данном этапе предприятие переживает трансформацию в бюджетное образовательное заведение.
Как стать стюардессой и сколько можно заработать?
Профессия бортпроводницы — это красивая форменная одежда, новые знакомства и возможность путешествовать круглый год. Многие девушки с самого детства мечтают о том, чтобы работать стюардессой. Но, к сожалению, эта профессия не так проста, как кажется.
Что нужно, чтобы стать стюардессой
Основная задача бортпроводниц заключается в том, чтобы обеспечивать безопасность на борту. Поэтому авиакомпании предъявляют повышенные требования к сотрудникам в плане подготовки, здоровья и личных качеств.
Образование
Стюардесса должна иметь среднее или высшее образование. Что касается специальных знаний, то их можно получить в авиакомпании или частной школе бортпроводников. Для работы на международных рейсах потребуется безупречное знание английского.
Обучение проходит в несколько этапов:
На курсах проводится аварийно-спасательная подготовка, отработка нештатных ситуаций, взлёта и посадки. Для этого используются тренажёры воздушных судов, которые в точности воспроизводят ощущения на борту. Также ученики получают знания в области медицины, психологии, истории, международного права и других дисциплин.
Личные качества и здоровье
Девушка, желающая стать стюардессой, не должна быть старше 30 лет (некоторое авиакомпании устанавливают верхнюю планку в 26 лет) и иметь презентабельную внешность. Предпочтение отдают соискателям среднего роста — от 160 до 175 см.
Девушки ростом ниже не дотянутся до верхних полок, а высоким будет некомфортно в салоне самолёта.
Обязательным условием является отсутствие избыточного веса (до 46–48 размера одежды), крупных родинок, пирсинга и татуировок на видных местах.
Необходимые личные качества:
Требования к здоровью ещё жёстче. Чтобы стать бортпроводницей, нужно пройти ВЛЭК — лётно-экспертную комиссию. Сделать это можно при наличии отличного здоровья. К обязательным условиям относят отсутствие аэрофобии, психических и нервных болезней, внутренних заболеваний.
Где обучают профессии стюардессы
Обучение бортпроводников проводится в специальных школах либо на курсах самих авиакомпаний. Лучше выбирать последний вариант: это гарантирует трудоустройство и бесплатное обучение. Единственный недостаток — заключение контракта, согласно которому стюардесса обязуется отработать в данной компании не менее 2–3 лет.
Школы бортпроводников есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Красноярске и Краснодаре. Обучение длится 2,5 месяца, а стоимость курса вместе с практикой составляет 65 тыс. рублей.
После обучения начинаются стажёрские полёты общей продолжительностью около 30 часов. На протяжении этого времени будущая стюардесса отрабатывает полученные знания на практике, изучает нюансы профессии, наблюдает за более опытными коллегами.
За новичками пристально следят, им задают вопросы и ставят оценки после каждого рейса. Бояться этого не стоит. Чем более насыщенно пройдёт стажировка, тем проще будет работать в дальнейшем. Во время первых полётов нужно активно включаться в процесс, задавать интересующие вопросы наставникам, выполнять задания действующих бортпроводников.
За стажировкой следует строгая комиссия для допуска к полётам. Чтобы пройти её, нужно хорошо зарекомендовать себя в период обучения и овладеть всей необходимой информацией.
Сколько зарабатывают бортпроводницы
Заработная плата бортпроводницы зависит от количества отработанных часов. Большинство бортпроводниц получают от 20 до 100 тыс. руб. Размер ежемесячных отчислений за труд зависит и от следующих показателей:
Также здесь стоит учесть, в каком классе работает сотрудник, ведь традиционно обслуживание салонов бизнес-класса престижнее и оплачивается дороже экономичных перелётов.
Средняя зарплата бортпроводника «Аэрофлота» начинается с 40–55 тыс. рублей. Причём это минимальная планка для начинающих. Опытные стюардессы, имеющие за плечами огромное количество часов, проведённых в воздухе, получают за свой труд от 1,5 и до 1,8 тыс. долларов.
Плюсы и минусы работы стюардессой
Преимущества работы бортпроводницей:
Но есть и свои недостатки в этой профессии:
Романтизировать профессию стюардессы не стоит, так как в ней много своих подводных камней. Чтобы быть стюардессой и развиваться на этом поприще, нужно по-настоящему любить своё дело.
Небо, самолет, девушка: как стать бортпроводником
Куда пойти учиться
«Есть два способа попасть в бортпроводники (слово «стюардесса» у нас не очень жалуют). Первый — пойти самостоятельно на курсы и отучиться за свои деньги, а уже потом со свидетельством бортпроводника можно идти на собеседования в разные компании. Плюс в том, что ты ни от кого не зависишь, но есть и минусы — можешь не подойти по каким-то внутренним требованиям (например, твоя внешность не понравится авиакомпании) или в тот момент, когда ты начинаешь искать вакансию, набор не ведется, и так ты можешь долго пытаться куда-нибудь трудоустроиться.
Второй путь — сразу идти в авиакомпанию на собеседование. Если ты проходишь конкурсный отбор и комиссию ВЛЭК, то тебя отправляют на курсы от авиакомпании и даже платят небольшую стипендию. Плюс в том, что ты не тратишь деньги на курсы, все оплачивает авиакомпания, и ты гарантированно трудоустроен. Но за это ты подписываешь с авиакомпанией контракт на 2 года, и в случае увольнения должен выплатить определенную сумму денег (у «Аэрофлота» самые дорогие расценки).
Я выбрала второй путь. И да, меня не с первого раза взяли, для этого я обошла три авиакомпании. А потом было два месяца обучения с утра до вечера в собственном тренинг-центре авиакомпании. Предметов было много: медицина, авиационная безопасность, технология обслуживания пассажиров, перевозка опасных грузов, человеческий фактор в авиации и много всего разного. Больше всего часов было посвящено авиационной безопасности: как потушить пожар, алгоритм действий в разгерметизации, аварийная посадка — все должно быть отработано до малейших деталей, чтобы, если уж тебе придется применять эти навыки, ты смог все сделать четко и быстро.
Сейчас на экранах показывают фильм «Гудзон», там очень хорошо показана сама ситуация в воздухе: у летчиков что-то случилось, сообщений из кабины не поступает, и порой задача бортпроводников — в ситуации полного неведения (а отвлекать летчиков нельзя — они могут принимать решение, вести связь с диспетчерами, пытаться понять, что происходит именно в эту самую минуту) успокоить пассажиров и приготовиться ко всем возможным сценариям. Лишь за несколько минут до посадки на воду командир им дал команду по громкой связи. Аварийные команды мы должны знать даже лучше, чем алфавит, потому что в случае паники и шока ты должен грамотно управлять пассажирским потоком, и еще открыть в своей зоне ответственности аварийный трап.
Варианты курсов
Для того чтобы попасть на обучение, надо пройти конкурс и сдать ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию). Существуют медицинские противопоказания: плохое зрение, плоскостопие, заболевания позвоночника и сердечно-сосудистой системы.
Вертящийся стул и стресс-собеседование
«На комиссию ВЛЭК мы ходим каждые полгода. Если ты абсолютно здоров, то просто измеряют давление, если же есть статья (например, у меня зрение не 100%), то тогда еще надо пройти врача-специалиста, а раз в год тебя еще ждут разные анализы и расширенный список врачей. При первоначальном прохождении ВЛЭК надо пройти кучу разных специалистов, и хорошо, если ты в детстве не болел разными болячками, да и в сознательном возрасте не было серьезных болезней, осложнений и операций, иначе могут не взять.
Ты сдаешь анализы, делаешь рентгеновские снимки, ходишь по врачам, которые тебя весьма досконально проверяют. Самое неприятное было, когда проверяли вестибулярный аппарат: тебя сажают на стул, просят закрыть глаза, раскручивают, периодически просят наклониться вперед и назад, крутят около 60-90 секунд, а потом тебе надо открыть глаза и встать. Не все такое выдерживают.
Тестируют и на психологическую устойчивость — на собеседовании резко меняли тему разговора, могли сказать: „Девушка, вы же толстая, вы как работать собрались?“. Или описывали трудную ситуацию и просили представить свои действия. А позже на обучении некоторые преподаватели специально нагнетали обстановку, чтобы студентам стало противно или поднялось возмущение».
Ожидания и реальность
«Почему я пошла в стюардессы? Надоела рутина, захотелось чего-то совсем отличающегося, не хотелось ходить на работу каждый день. Ну и плюс, моя семья тесно связана с авиацией: мои дедушка и дядя — летчики, а бабушка и мама сидели в службе в аэропорту, и самолетики я помню с детства. Конечно, между представлениями о профессии и реальностью существует разница. Говоря о стюардессе, люди обычно представляют себе улыбающуюся красотку, проходящую по салону, как по подиуму.
В реальности же ты сильно устаешь физически. Сегодня тебе надо лететь в ночь в Новосибирск разворотным рейсом (туда и обратно), и понятно, что когда у тебя биологическая ночь, то что бы ты ни делал, организм в 3-4 утра хочет только спать, а не ходить по салону с соками и тем более отвечать на вопросы, которые зачастую никак не связаны с твоей зоной ответственности. Например, почему у нас на борту нет АиФа? И почему нет рыбы? Таких вопросов за рейс может накопиться несколько десятков. Ты прилетаешь, еле добираешься до дома, где падаешь мертвым телом на кровать и спишь, а завтра тебе надо приехать в аэропорт в 6 утра на рейс в Питер. И надо умудриться после ночного перелета выспаться, потом уснуть в ночь, чтобы встать рано и еще прекрасно выглядеть — ты же лицо авиакомпании!
Некоторые не выдерживают ненормированного графика и, что уж скрывать, пассажиров. Работать с людьми непросто. Но те, кто остаются и летают, по-настоящему любят свою работу. Каждый рейс — отдельная история, каждый раз — новые люди, иногда на предполетном брифинге ты знакомишься со всей бригадой, потому что видишь всех первый раз. Несколько раз меня ставили на рейс с очень интересными и позитивными людьми, которые поддерживали друг друга, шутили с пассажирами, и все проходило так легко и задорно, что после рейса не хотелось расходиться.
И если ты готов мириться с минусами профессии, то бонусы будут приятно радовать: это и большой отпуск, и путешествия за счет командировок и корпоративных тарифов, и свободное время по будням, когда без очереди можешь посмотреть Айвазовского».
Иконка: User by TukTuk Design from the Noun Project
Как стать стюардессой? Работа в небе: мечта или реальность?
Сложно найти девушку, которая не примерила бы на себя должность стюардессы. Это не только высокооплачиваемая профессия, но и отличная возможность побывать во всех уголках земного шара. Работу на борту воздушного лайнера можно по праву считать самой романтичной и увлекательной. Кроме того, персонал авиакомпаний имеет ряд привилегий: скидки на авиарейсы, проживание в престижных отелях и др.
Итак, что нужно знать: ключевыми требованиями для желающих построить воздушную карьеру является презентабельная внешность и отличное состояние здоровья. что касается возрастных ограничений, то начать работу в большинстве авиакомпаний можно и в возрасте 40 лет — работодатель оценивает, в первую очередь, внешние данные. Длительность обучающего курса составляет около 2-3 месяцев. Обучение обойдется примерно в 45 тысяч рублей, при этом минимальный оклад бортпроводника составляет порядка 60 тысяч рублей.
Обязанности стюардессы
Основной задачей бортпроводника является создание комфортной атмосферы и условия для пассажиров. Несмотря на то, что стюарды относятся к младшему составу экипажа, они несут такую же ответственность, как и пилоты, поскольку и от них требуется корректное выполнение обязательств для безопасного перелета.
Стюарды и стюардессы — это те, кто находится в постоянном контакте с гостями авиалайнера, поэтому они должны обладать качествами психологов, уметь быстро реагировать в любой ситуации. Кроме того, на них возлагается роль барменов, официантов, медработников.
Требования к стюардессам
Стюардессы являются обслуживающим персоналом как для пассажиров, так и для команды. Такая работа априори предусматривает нестандартные условия труда, требующие высокой стрессоустойчивости и ответственного подхода. Поэтому, для работы необходимо прохождение специализированной подготовки при наличии первоначальных предпосылок для такого вида деятельности.
Итак, желающие попробовать себя в роли стюардесс, должны соответствовать следующим требованиям:
Что касается стюардесс бизнес-классов, то для них критерии отбора несколько выше.
Важно! Желающие работать в международных крупных авиакомпаниях проходят более строгий отбор. Преимуществом станет высшее медицинское или психологическое образование, владение несколькими иностранными языками, опыт работы.
Что касается внешности, то здесь нет единых установленных стандартов. Каждая авиакомпания имеет индивидуальные критерии отбора.
В таблице представлены критерии отбора некоторых крупных авиаперевозчиков.
Компания | Возрастные рамки | Рост (см) | Вес (кг) | Размер униформы | Дополнительные |
Аэрофлот | от 158 до 190 | 46 | |||
Delta Airlines | до 25 | от 165 | до 65 | ||
Emirates | от 165 | макс. разм. груди 75С | |||
Lufthanza | от 165 | до 65 | 46 | маникюр: французский, красный, бесцветный | |
British Airways | до 25 | от 165 | до 65 | 46 | волосы не ниже уровня плеч, минимум косметики |
Ряд авиакомпаний требует, чтобы члены экипажа не состояли в браке, не имели детей, но это относится к международным компаниям.
Интересно! Ввиду повышенной опасности профессии, женщины имеют право выйти на пенсию в 45 лет, мужчины — в 50.
Обучение
Чтобы освоить азы профессии бортпроводника, достаточно успешно пройти специальные профильные курсы. Продолжительность обучения составляет порядка трех месяцев.
Программа состоит из следующих дисциплин:
На этапе обучения стюардессы осваивают теорию и учатся применять полученные знания на практике в интерактивной форме. Курсы стюардесс включают также основы макияжа. Интересно, что любой курс включает изучение строения авиалайнера.
Наряду с каждой авиакомпанией работает школа обучения персонала. В рамках обучения есть как платные, так и бесплатные программы. последние предусматривают дальнейшее трудоустройство на контрактных основаниях.
По окончанию обучения будущие члены экипажа сдают аттестацию, успешное прохождение которое открывает перед ними новые горизонты. Для допуска к работе необходимо провести в воздухе 30 часов практики.
Пройти обучение могут все желающие, соответствующие перечисленным требованиям, но набор на курсы проводится на конкурсных основаниях. Избранные кандидаты имеют возможность обучаться бесплатно, а оплата за обучение компенсируется из оклада. Остальные участники оплачивают обучение в индивидуальном порядке.
Стоимость курсов стартует от 45 тысяч рублей. Большинство ВУЗов гражданской авиации предлагают подготовительные курсы бортпроводников.
При поступлении на обучение необходимо предоставить пакет документов:
Карьера и оклад
Профессия является достаточно востребованной на рынке труда. В большинстве компаний всегда есть открытые вакансии, причем набирают даже без опыта и образования. Наиболее ужесточенные требования касаются состояния здоровья, внешних данных, что существенно сужает круг желающих. Наряду с авиакомпаниями работают обучающие курсы, в связи с чем требования определенной компании тесно переплетаются с учебной программой.
К примеру, отечественная компания Аэрофлот выдвигает следующие требования к кандидатам:
Некоторые вакансии открыты для тех, кто владеет другими иностранными языками.
Минимальный оклад стюардессы составляет 60 тысяч рублей (при минимальных часах полета). Российский аэрофлот предлагает своим бортпроводникам от 80 до 120 тысяч за 80 воздушных часов. И это минимальная отметка. При увеличении рабочих часов заработная плата увеличивается соответственно.
Кроме того, члены авиационного экипажа имеют ряд привилегий:
Оклад напрямую зависит от компании. Например, международные авиалинии за минимальное количество часов предлагают более солидную оплату, чем российские.
Если после прочитанной статьи вас не останавливают определенные трудности и нюансы, тогда начинайте активно идти к своей цели. Помните, что бортпроводники должны всецело подчиняться рабочему графику, быть готовыми работать в ненормированном графике. Кроме сопровождения пассажиров во время полета должность требует выполнения огромного ряда обязательств.
Несмотря на плотный график, бортпроводники имеют возможность прекрасно провести время в свои выходные дни. Не удивительно, что карьерой бортпроводника грезят многие.
Где учат на стюардессу в России?
Профориентация,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Бытует мнение, что просто так на работу на борт самолета попасть нельзя – там работают особенные люди с необычными навыками и яркой жизнью. «Просто так» – нельзя, но можно закончить курсы в школе стюардесс и бортпроводников и стать сотрудником авиакомпании. И это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
В этой статье:
Кто такие стюард и стюардесса
Стюард и стюардесса – это специалисты рядового состава на воздушных суднах, выполняющие работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом – обеспечивающие их безопасность. Официальное название профессии, которая и будет записана в трудовой книжке и на бейджике – это бортпроводник или бортпроводница.
В прямые обязанности стюардов и стюардесс входит:
Школа стюардесс, или Где учат на бортпроводников в России?
Особенности профессии бортпроводника
Профессия стюарда/ стюардессы подразумевает очень интересную, с множеством положительных моментов, но в то же время нелегкую работу.
Среди плюсов можно назвать:
Основные минусы относятся к проблемам со здоровьем:
Не так все просто и с организационной стороной. За опоздание на рейс, забытую униформу или документы, за отсутствие в праздники из-за болезни – за этим всем может последовать серьезное наказание. Начиная с замены расписания полетов по Европе на рейсы в ближние страны или временного запрета на обмен полетами с коллегами до увольнения.
Требования для обучения на курсах бортпроводников
Есть стандартный набор требований к бортпроводникам, по которым поток кандидатов отсеивается еще на этапе анкетирования.
Не думайте, что это из-за модельных предпочтений – по большей части требования связаны с правилами безопасности, ведь стюардесса должна доставать до верхней полки.
Для поступления на место стюардессы обязательно иметь хотя бы законченное среднее, среднетехническое образование или высшее образование. В основные критерии также входит знание английского языка, отсутствие судимостей и действующий загранпаспорт.
Тем не менее, нужно понимать, что не все так просто. Во-первых, условия у разных компаний могут незначительно, но отличаться. Так, например, в «Ямале» можно пробоваться даже с ростом в 160 см. Здесь же достаточно знания английского на уровне Elementary, тогда как для авиакомпании «Россия» требуется Pre-Intermediate, а для «Ural Airlines» – Intermediate.
Во-вторых, при анкетировании указываются базовые, обязательные требования, и чтобы выделиться среди других кандидатов нужно иметь перед ними преимущество. Здоровый образ жизни даст больше «баллов» при медосмотре, другим плюсом будет знание не только английского языка.;
Где можно пройти обучение на бортпроводника
Первый способ отучиться на стюарда или стюардессу – пойти в понравившуюся и подходящую по требованиям авиакомпанию. Многие авиакомпании предлагают обучение на своей базе или обеспечивают возможность обучения, например, «Россия», «Ural Airlines», «Pobeda», «Ямал», «Аэрофлот» и другие – нужно пройти этапы анкеты, собеседования и медицинской комиссии. Узнать о наличии вакансии можно на сайте интересующей авиакомпании.
Среднее время курсов от перевозчиков составляет 3-6 месяцев, за которое стюардесса изучает теорию и практику и получает стипендию.
Единственный минус бесплатного обучение в том, что нужно подписывать трудовой договор, обязующий отработать определенный срок, прописанный в самом договоре. Обычно этот срок составляет от 2-х до 3-х лет. Если же ты захочешь уволиться раньше, то придется заплатить за свое обучение.
Альтернативный способ обучения, подходящий тем, кто не смог пройти собеседование – платное обучение в «Школе бортпроводников». На данный момент она работают на базе:
В среднем стоимость обучения составляет 40000-60000 руб. Это наиболее известные школы в России, выпускники которых практически всегда получают место в авиакомпании.