Какие два аспекта эффективности банковского сектора выделил автор чем определяется каждый аспект
Какие два аспекта эффективности банковского сектора выделил автор чем определяется каждый аспект
Автор пишет о различных уровнях банковской системы. Какие кредитные организации представляют нижний уровень банковской системы РФ? Назовите две любые кредитные организации. Назовите две любые функции этих кредитных организаций и проиллюстрируйте каждую примером.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современном мире банки играют важную роль в развитии экономики, оказывая на неё непосредственное влияние и, по сути, являясь основой формирования сбалансированного экономического развития. Банковская система любой страны как центр экономического механизма взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определённое воздействие. Эффективное функционирование банковской системы становится катализатором общего развития национальной экономики.
Вместе с тем в условиях существенных изменений, происходящих в постоянно меняющемся международном экономическом пространстве, и нарастающей глобальной финансовой турбулентности кредитные организации для любой финансовой среды могут стать основным источником повышенной опасности и детонатором кризисных явлений. Это делает ещё более актуальными проблемы обеспечения безопасности банковской системы в целом и устойчивости функционирования банковского бизнеса в отдельных финансово-кредитных институтах.
Банковская безопасность является важнейшей составляющей системы финансовой безопасности. Поэтому формирование её эффективной системы, способной быстро и адекватно реагировать на факторы внешнего воздействия, представляется необходимым условием национальной безопасности государства. Прежде всего следует определиться с самим понятием «банковская безопасность» (безопасность банковской системы), поскольку в специальной экономической литературе оно трактуется отнюдь не однозначно.
В документах Ассоциации российских банков банковская безопасность трактуется как безопасность кредитных организаций и их сотрудников, а также как клиентская безопасность – безопасность юридических и физических лиц, пользующихся услугами кредитных организаций. Вызывает определённые сомнения понимание банковской безопасности в практике банковского дела: банкиры чаще всего отождествляют её с обеспечением сохранности имущества банков и противодействием криминальным операциям, совершаемым с использованием интернет-технологий в банковской деятельности. На наш взгляд, безопасность банковской системы следует понимать как состояние, позволяющее коммерческим банкам обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей в качестве финансово-посреднических институтов, сохраняя при этом целостность и устойчивость функционирования вне зависимости от внешних и внутренних угроз.
Безопасность банковской системы формируется под воздействием сложной совокупности внешних и внутренних факторов политического, макроэкономического, информационно-правового, институционального характера. Их целесообразно рассматривать как факторы международного, общегосударственного, регионального и внутри банковского (внутрисистемного) характера. При этом в качестве внутрисистемных рассматриваются факторы, действующие внутри банковской системы на всех уровнях.
Какую связь между эффективностью банковской системы и состоянием национальной экономики прослеживает автор? Какие два фактора, обуславливающие повышение опасности существования и деятельности кредитных организаций для любой финансовой среды, он называет? Элементом какой системы, с точки зрения автора, является банковская безопасность?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например:
— эффективное функционирование банковской системы становится катализатором общего развития национальной экономики;
2) ответ на второй вопрос, например:
— существенные изменения, происходящие в постоянно меняющемся международном экономическом пространстве;
— нарастающая глобальная финансовая турбулентность;
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух факторов.)
3) ответ на третий вопрос:
— банковская безопасность является важнейшей составляющей системы финансовой безопасности.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных
Какие два аспекта эффективности банковского сектора выделил автор чем определяется каждый аспект
Какую связь между эффективностью банковской системы и состоянием национальной экономики прослеживает автор? Какие два фактора, обуславливающие повышение опасности существования и деятельности кредитных организаций для любой финансовой среды, он называет? Элементом какой системы, с точки зрения автора, является банковская безопасность?
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В современном мире банки играют важную роль в развитии экономики, оказывая на неё непосредственное влияние и, по сути, являясь основой формирования сбалансированного экономического развития. Банковская система любой страны как центр экономического механизма взаимодействует со всеми отраслями экономики, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определённое воздействие. Эффективное функционирование банковской системы становится катализатором общего развития национальной экономики.
Вместе с тем в условиях существенных изменений, происходящих в постоянно меняющемся международном экономическом пространстве, и нарастающей глобальной финансовой турбулентности кредитные организации для любой финансовой среды могут стать основным источником повышенной опасности и детонатором кризисных явлений. Это делает ещё более актуальными проблемы обеспечения безопасности банковской системы в целом и устойчивости функционирования банковского бизнеса в отдельных финансово-кредитных институтах.
Банковская безопасность является важнейшей составляющей системы финансовой безопасности. Поэтому формирование её эффективной системы, способной быстро и адекватно реагировать на факторы внешнего воздействия, представляется необходимым условием национальной безопасности государства. Прежде всего следует определиться с самим понятием «банковская безопасность» (безопасность банковской системы), поскольку в специальной экономической литературе оно трактуется отнюдь не однозначно.
В документах Ассоциации российских банков банковская безопасность трактуется как безопасность кредитных организаций и их сотрудников, а также как клиентская безопасность – безопасность юридических и физических лиц, пользующихся услугами кредитных организаций. Вызывает определённые сомнения понимание банковской безопасности в практике банковского дела: банкиры чаще всего отождествляют её с обеспечением сохранности имущества банков и противодействием криминальным операциям, совершаемым с использованием интернет-технологий в банковской деятельности. На наш взгляд, безопасность банковской системы следует понимать как состояние, позволяющее коммерческим банкам обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей в качестве финансово-посреднических институтов, сохраняя при этом целостность и устойчивость функционирования вне зависимости от внешних и внутренних угроз.
Безопасность банковской системы формируется под воздействием сложной совокупности внешних и внутренних факторов политического, макроэкономического, информационно-правового, институционального характера. Их целесообразно рассматривать как факторы международного, общегосударственного, регионального и внутри банковского (внутрисистемного) характера. При этом в качестве внутрисистемных рассматриваются факторы, действующие внутри банковской системы на всех уровнях.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «банковская система». Какое определение понятия «банковская безопасность» автор считает верным? Какие две другие точки зрения на понимание банковской безопасности он приводит? (Укажите содержание этих точек зрения.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например:
— банковская система – это комплекс всех видов национальных банков и кредитных учреждений;
(Может быть дано другое объяснение.)
2) ответ на первый вопрос, например:
— «На наш взгляд, безопасность банковской системы следует понимать как состояние, позволяющее коммерческим банкам обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей в качестве финансово-посреднических институтов, сохраняя при этом целостность и устойчивость функционирования вне зависимости от внешних и внутренних угроз»;
3) ответ на второй вопрос, например:
— в документах Ассоциации российских банков банковская безопасность трактуется как безопасность кредитных организаций и их сотрудников, а также как клиентская безопасность – безопасность юридических и физических лиц, пользующихся услугами кредитных организаций;
— банкиры чаще всего отождествляют её с обеспечением сохранности имущества банков и противодействием криминальным операциям, совершаемым с использованием интернет-технологий в банковской деятельности.
(Ответ на второй вопрос засчитывается, только если указаны две точки зрения.)
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Вариант 7
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
3. материальный мир
Что из перечисленного характеризует теоретический уровень познания?
1. наблюдение отдельных фактов и явлений
2. установление научных фактов
3. проведение научного эксперимента
4. объяснение изучаемых явлений
Верны ли следующие суждения об индивидуальности?
А. Дети от рождения обладают индивидуальными особенностями.
Б. На развитие индивидуальности ребёнка влияют его связи с социальным окружением.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Найдите в приведённом списке признаки традиционного общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. возникновение массовой культуры
2. фабричный тип организации производства
3. армия и церковь — главные социальные институты
4. гарантия демократических прав и свобод граждан
5. консерватизм, особая значимость преемственности развития
6. наличие гражданского общества
К признакам централизованной (командной) экономической системы относится
1. частная собственность
2. директивное установление цен
4. свободное предпринимательство
В экономике выделяют три основных фактора производства: земля, труд, капитал. Все они представлены в примере
1. рабочие, станки, завод
2. залежи угля, инженеры, автомобили
3. нефть, газопровод, нефтяная вышка
4. предприниматели, деньги, прибыль
На рисунке отражена ситуация на рынке туристических услуг (Р — цена, Q — количество). Проанализируйте изменения предложения (линия предложения S переместилась в положение S1).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1. Количество компаний-туроператоров увеличилось.
2. Цены на авиаперевозки резко возросли.
3. Налоги, уплачиваемые туристическими фирмами, увеличены.
4. Условия лицензирования туристических фирм ужесточены.
Верны ли следующие суждения о кредитно-денежной политике государства?
А. Денежно-кредитная политика государства направлена на перераспределение доходов населения.
Б. Денежно-кредитная политика государства направлена на поддержание стабильного развития экономики.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Найдите в приведённом списке неценовые факторы, влияющие на формирование спроса, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. стоимость энергоносителей
3. религиозные и культурные традиции
4. затраты производителей
5. налоги, уплачиваемые производителями
6. интенсивность рекламы товаров.
Что представляют собой моральные нормы в обществе?
1. формализованные обычаи
2. нормы, выполнение которых контролируется государством
3. образцы нравственного поведения человека
4. социальные нормы, нарушение которых карается законом
Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Один из способов организации социального контроля — внушение
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
В стране Z в ходе социологического опроса предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какая примерно часть доходов вашей семьи уходит сейчас на питание?». Полученные данные представлены в диаграмме.
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какие из журналистских оценок реально (фактически) опираются на информацию, содержащуюся в диаграмме?
1. В потребительской корзине опрошенных преобладают дорогостоящие импортные продукты.
2. В экономике страны Z преобладает аграрный сектор.
3. Большинство опрошенных приобретают продукты в супермаркете.
4. Значительная часть опрошенных могут быть отнесены к недостаточно обеспеченным слоям населения.
5. Только каждый десятый опрошенный тратит на продукты примерно половину семейных доходов.
В коммуникативный компонент политической системы входит(-ят)
2. программы политических партий
4. политические связи и отношения
Жильцы микрорайона организовали сбор подписей против незаконного строительства в их дворе частного особняка. Этот пример иллюстрирует
1. функционирование гражданского общества
2. успешную реализацию административной реформы
3. усиление эффективного воздействия государства на общественную жизнь
4. принцип разделения властей
Верны ли следующие суждения о сущности демократии?
А. Все страны, где проводятся выборы и действует парламент, являются демократическими.
Б. Демократия, несмотря на присущие ей недостатки, является политическим режимом, в наибольшей степени соответствующим интересам большинства населения.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Какие из направлений деятельности характерны для политических партий в демократическом обществе? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. участие в избирательной кампании
2. разработка политических программ
3. управление органами исполнительной власти
4. разработка и принятие новых законов
5. утверждение государственной программы развития науки
6. рекрутирование политической элиты
Нормы права, в отличие от остальных социальных регуляторов поведения людей, характеризуются
1. многократностью исполнения
2. добровольностью исполнения
3. общественным осуждением нарушения
4. общеобязательностью исполнения
Гражданин П. дал в долг своему знакомому крупную сумму денег для покупки загородного дома, что было зафиксировано в расписке. В указанный срок долг ему не был возвращён. Куда следует обратиться гражданину П., чтобы добиться возвращения долга?
1. в налоговую инспекцию
4. в отделение полиции
Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?
А. Представители органов исполнительной власти всех субъектов РФ входят в состав Государственной думы РФ.
Б. По Конституции РФ все субъекты РФ равноправны.
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если он
1. относится к коренному малочисленному народу
2. имеет основание для отсрочки от призыва на военную службу
3. собирается получить высшее образование
4. не подлежит призыву на военную службу
5. относится к конфессиональной группе, для которой служба в армии противоречит убеждениям
Найдите в приведённом ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. признание прав и свобод человека высшей ценностью
2. условия и порядок заключения трудового договора
3. верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей её территории
4. обстоятельства, исключающие уголовную ответственность
5. идеологическое многообразие
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Социальный институт | Функции |
*** | Биологическое воспроизводство и первичная социализация индивидов |
Передача молодым поколениям знаний и вторичная социализация |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) сбережения; 2) эмиссия; 3) инфляция; 4) скорость обращения; 5) деньги.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «государство».
1) суверенитет; 2) моральные устои; 3) глобальный рынок; 4) политика; 5) политический режим; 6) законотворчество.
Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между действиями в сфере трудовых отношений и элементами статуса работника, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА РАБОТНИКА |
А) Выполнение установленных норм труда | 1) права |
Б) соблюдение трудовой дисциплины | 2) обязанности |
В) добросовестное исполнение трудовых функций | |
Г) получение работы, обусловленной трудовым договором | |
Д) своевременное и в полном объёме получение заработной платы. |
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Культурные универсалии — это некоторые общие черты, присущие различным культурам. (Б) Одной из таких универсалий является забота о детях. (В) У представителей одной из африканских народностей принято регулярно делать небольшие подарки всем маленьким детям. (Г) Для этого создан специальный «фонд» — общая корзина, которая постепенно пополняется различными поделками, амулетами и т. п. и держится в секрете от детей. (Д) Такой обычай отражает высокие нравственные качества этого небольшого народа.
Определите, какие положения текста имеют
1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
6) материальный мир
Часть 2.
Для записи ответов на задания этой части (28—36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
«Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской экономики должен быть подкреплён не только экономическими, но и соответствующими налоговыми стимулами.
При дефиците бюджета правительство находится перед выбором: либо повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения, либо повышать налоги.
Налоги являются важной экономической категорией. Исторически они связаны с существованием государства и выполнением им ряда функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, бесплатное медицинское обеспечение, образование и другие. Основной целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства. Реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени его развития. В этой связи формы налогообложения связаны с эволюцией взглядов на роль государства в экономике.
Главной задачей налоговых органов является формирование доходной части бюджета страны, большая часть которой образуется за счёт сбора налоговых платежей. Другими источниками доходов бюджета являются доходы государственных предприятий, рентные платежи и т. п.
Госбюджет страны тщательно прорабатывается, согласовывается на всех уровнях и принимается Государственной думой в виде федерального закона.
В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются регулярно, без срывов. Если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд деноминированных рублей, то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС РФ, составили 8,4 трлн рублей. Рост поступлений налогов в федеральный бюджет в 2010 году составил около 30 %».
28. Как автор показывает связь налогов с обеспечением деятельности государства? Найдите в тексте любые три объяснения.
29. Какие источники доходов государственного бюджета названы автором? Назовите любые два других источника доходов.
30. В тексте говорится о принятом в современной России курсе на модернизацию экономики. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две экономические меры правительства и поясните, как каждая из них может повлиять на ускорение темпов модернизации.
— льготные кредиты и другие меры поддержки малого бизнеса (развитие сферы услуг) и т. п.;
31. Какие два варианта действий правительства при дефиците бюджета назвал автор? Используя обществоведческие знания, укажите любое одно преимущество и один недостаток каждого варианта.
1. повышать эффективность бюджетных расходов и проводить структурные изменения;
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный статус»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального статуса, и одно предложение, раскрывающее сущность статусного набора.
33. Назовите три субъекта политики и приведите примеры политической деятельности каждого из них
34. Гражданин 3. умер, не оставив завещания. Родной сын наследодателя отказался разделить наследство со своей сестрой гражданкой А., которая была удочерена гражданином 3. Она обратилась с заявлением в суд по поводу правомерности действий сводного брата. Статьи какого кодекса станут основанием для разбора дела в суде? Имеет ли гражданка А. право на наследство? Свой ответ объясните.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек, общество и природа». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Человек как часть природы:
а) биологическое (природное) в человеке как биосоциальном существе;
б) природа как среда обитания человека.
2. Общество как выделившаяся из природы и связанная с ней часть материального мира.
3. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.
4. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.
5. Значение природы для человека и общества:
а) использование продуктов природы;
б) переход от использования продуктов природы к её преобразованию:
в) производство на основе природного сырья;
г) значение разработки и производства аналогов сырьевых природных материалов и открытия новых источников энергии для развития общества.
6. Доминирование потребительского отношения к природе и осознание необходимости его преодоления.
7. Экологический кризис и проблема выживания человечества.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)