Какие методы и технологии коммуникаций бывают в чем их преимущества и недостатки
Способы коммуникаций, их преимущества и недостатки.
Громкость голоса влияет на внимание слушателя. В частности, особое ударение на определенном слове означает важность его для осмысления дальнейшей информации.
Эмоциональная окраска голоса свидетельствует о недовольстве человека тем, что происходит. К этому средству нередко прибегают руководители, указывая подчиненным на допущенные ошибки. В некоторых случаях повышения голоса отрицательно влияет на слушателя, ухудшая взаимопонимание.
Устные коммуникации являются целесообразными при необходимости быстрого принятия решений. Они обеспечивают оперативную обратную связь, что обусловлено не только тем, что устный язык является почти мгновенным преобразованием мыслей, но и тем, что при таком разговоре можно избегать лишних деталей, особенно когда собеседники хорошо знакомы. В таком случае существует «понимание с полуслова», которое подкрепляется невербальными сигналами.
Выбирая метод коммуникаций, необходимо учитывать:
— способность собеседника воспринимать символы, которыми кодируется информация (человек без инженерной подготовки не поймет чертежей, ему лучше объяснить суть задания устно);
— установленные требований к точности воспроизведения и понимания информации (законы, инструкции, правила, приказы);
— степень важности ситуации, которая нуждается в информации (если информация нужна немедленно, лучше ее представлять устно);
— способность выбранного метода в определенное время предоставить информацию нужному количеству адресатов. На пятиминутках, например, руководитель устно сообщает подчиненным, что именно им нужно сделать. Если речь идет об отдаленности адресатов от источника информации, целесообразно информацию лтправлять письменно;
— обеспечение доступности информации для ее восприятия (доклад, насыщенный цифрами, лучше воспринимается, если усиленная вспомогательным материалом в виде графиков, таблиц, плакатов);
— соблюдение требований относительно минимизации расходов на обмен информацией (если все распоряжения и указания будут оформлены письменно, это приведет к увеличению количества бумажных документов).
Эффективность коммуникаций зависит от правильно избранного канала передачи информации.
Классифицируют коммуникационные каналы по их пропускной способности и пригодности для разных видов сообщений.
Виды пропускной способности:
Интерактивные каналы. Это общение по телефону, с помощью электронных средств связи. Характеризуется ускоренным обменом информацией. Однако, в этом случае отсутствует личный контакт, из-за чего из коммуникационного процесса выпадает «язык тела».
Личные статические каналы. Это персональные письменные сообщения (записки, письма, замечания), которые могут иметь личностную направленность, в случае их применения отсутствующая быстрая обратная связь.
Обезличенные коммуникационные каналы. К ним относят отчеты, бюллетени и т.п., имеют наименьшую пропускную способность и не обеспечивают обратной связи.
Большинство коммуникаций, которые сопровождают трудовую деятельность, являются межличностными.
Межличностные коммуникации делят на виды: коммуникации между двумя индивидами; коммуникации между индивидом и группой; коммуникации внутри группы.
Коммуникации между индивидом и группой. Возникают, когда один сотрудник доводит определенную информацию до значительного круга других лиц. Например, выступление на заседании, конференции, в лекционной аудитории. Коммуникационные каналы могут быть те же, что и для первого вида, но повышенная громкость голоса, активная жестикуляция. Могут использоваться визуальные средства (плакать, презентационная техника, короткие фильмы и т.п.). Особенностью этих коммуникаций является плохая обратная связь, которая усложняет передачу информации. Большая аудитория, по обыкновению, мало реагирует на слова докладчика, воспринимая их формально, поэтому ему необходимо прикладывать больше усилий для доведения содержания информации до слушателей и получению их поддержки.
Этот вид коммуникаций нуждается в предварительной подготовке. Специалисты рекомендуют:
— не прятаться за трибуну, настроиться на конкретную аудиторию и сразу наладить с ней контакт;
— подготовить короткие тезисы доклада и пользоваться ими, когда нужно привести цифры, процитировать чью-то мысль и т.п.;
— уметь пользоваться микрофоном так, чтобы он не усиливал огрехи языка;
— смотреть на аудиторию;
— заинтересовать слушателей посредством их мотивацию к информации, которую сообщаете;
— научиться держать паузу, чтобы сделать ударение на важном, обобщить, сделать неожиданные выводы;
— объединять слово с жестом;
— изменять темп речи;
— не быть «педантически-систематически-поучительным»;
— помнить, что внимание аудитории легко держать только первые 15 минут, поэтому необходимо иметь в запасе интересные истории и уметь уместно вставлять их в речь;
— не развивать детально второстепенные мысли, поскольку не хватит времени на главные.
Автор: Yuu_Sangre (http://ficbook.net/authors/Yuu_Sangre)
Фэндом: Ориджиналы
Рейтинг: G
Жанры: Статьи
Размер: Мини, 4 страницы
Кол-во частей: 1
Статус: закончен
Описание:
Теория коммуникации. Автор попытался в краткой форме выразить свое мнение по вопросу современных способов коммуникаций, их проблематики и выгодных для человека сторон.
Публикация на других ресурсах:
Только с разрешения автора (обращаться в комментарии к работе или в ЛС)
Примечания автора:
Я не совсем в курсе, как люди отнесутся к статьям по филологическим дисциплинам, но. Филология жи. Куда мы без нее х)
Итак, что же такое «современная коммуникация». Понятие «современность» подразумевает присутствие предмета в нашей жизни, в современном с нами мире, и это то, о чем мы можем говорить со знанием дела, являясь представителями своей эпохи, непосредственно изнутри зная все тонкости обсуждаемого предмета.
В чем же плюсы и минусы подобной специфики?
Я постараюсь привести несколько цитат из произведений русских и зарубежных авторов самых разных эпох.
— В течение нескольких следующих дней обнаружилось, до какой степени он одинок. Он никого в этом не винил. Видно, сам он хотел этого и добился. Странно потускнели и обесцветились друзья. Ни у кого не осталось своего мира, своего мнения. Они были гораздо ярче в его воспоминаниях. По-видимому, он раньше их переоценивал.
(Борис Пастернак «Доктор Живаго»)
— Для меня одиночество — временами — единственная возможность познать другого, прямая необходимость.
(Марина Цветаева)
— Человек одинок, как мысль, которая забывается.
(Иосиф Бродский)
— И среди тысячной толпы – ты одинок,
и находясь с собой наедине – ты одинок.
(Чингиз Айтматов «Плаха»)
— Кто не согласится с тем, что люди, у которых нет никого, с кем они, находясь в толпе, заполняющей форум, хотели бы поговорить, более одиноки, чем те, которые, не подвергаясь ничьему суду, беседуют сами с собой?
(Марк Туллий Цицерон «О государстве»)
— Чем дольше мы скитаемся по свету, тем более мы одиноки.
(Виктор Гюго «Человек, который смеется»)
— Как-то странно осознавать, что у тебя в телефоне 157 номеров, а позвонить некому…
(Неми (Nemi), комикс)
— Одиночество — это болезнь, возбудитель которой неизвестен, а развитие — необратимо.
(Поль Гимар «Гаврская улица»)
— Я друзей держу в айфоне,
Чтобы в сердце их не пускать.
Я один в гостиничном номере,
А в сети меня целых пять.
(Алексей Воробьев)
Закончить мне бы хотелось необходимым разграничением, как в качестве вывода, так и в виде пожелания всем моим современникам.
Виртуальная и действительная реальность — вещи амбивалентные. Необходимо помнить, что коммуникационные технологии по сути всего лишь инструменты, помогающие общению, но не способные его заменить. Вы можете использовать для сообщения технологии и мобильные средства связи, но ничто не заменит реальную, полную общественную жизнь: куда как приятнее выпить чашку кофе с подругой, чем клацать по клавишам клавиатуры, пытаясь объяснить ей новый цвет своих волос после покраски, да и впечатления от прогулки на свежем воздухе или товарищеского матча в волейбол, или даже партии в шахматы – но в компании, не заменит сухая графика онлайн-игры. Нельзя забывать, что «коммуникация — это conditio sine qua non (неисключимое, непременное условие) жизни человека и порядка в обществе».
1. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С. 7-8
2. Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — С. 113—114
3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. / Пер. с англ. А. Суворовой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 5.
Как сделать любое общение полезным и приятным?
Время чтения 7 минут
В этой статье мы с вами разберем основные методы эффективной коммуникации. Какова же психология общения с людьми?
Владеть методами эффективной коммуникации необходимо, как в повседневной жизни, так и при ведении бизнеса. Человеку необходимо уметь правильно общаться, уметь слушать, предлагать, убеждать и излагать свои мысли. Владения методами эффективной коммуникации дает возможность человеку находить нужные связи, мотивировать к действию, иногда даже манипулировать и склонять на свою сторону.
В основе эффективной коммуникации лежит уважение к собеседнику, умении слушать и пытаться понять его слова, чувства и эмоции. Это поможет определить, в чем человек нуждается и к чему стремится.
Методы эффективной коммуникации бывают вербальные и невербальные. К вербальным способам воздействия на человека относятся слова, смысл речи. А вот мимика, жесты, тон, интонация, громкость и тембр голоса – это невербальные способы коммуникации.
Коммуникабельность – необходимое качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, отношения. Также это метод влияния на людей, но чтобы он работал, сначала нужно наладить контакт со слушателем. Контакт необходимо установить как на физическом, так и психологическом уровне, чтобы вызвать доверие к себе.
Методы, которые применяются для эффективной коммуникации
Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию
Невербальные знаки подсознание человека воспринимает как более искреннее. Больше половины информации человек воспринимает из невербальных источников. Поэтому важно научиться владеть невербальными методами эффективной коммуникации.
Эффективное общение с точки зрения психологии
Человек учится общаться с раннего детства. Общение помогает человеку выжить. Есть люди, которые умеют налаживать контакты с детства. Но знание сути психологии общения помогает каждому человеку лучше понимать себя и окружающих, получать радость от общения, от получения новой информации и пользы от дружеского и делового общения.
Нужно уметь правильно общаться с любыми людьми, даже с наглыми и агрессивно настроенными. Давайте рассмотрим основные аспекты в психологии, которые помогают сделать общение эффективным.
Методы эффективного общения от Дейла Карнеги
Дейл Карнеги известен на весь мир, как автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Рекомендованные психолог приемы эффективного общения пользуются огромной популярностью, так как актуальны и полезны для всех. Рассмотрим основные десять методов эффективного общения:
На рыбалке, не думая о своих собственных пристрастиях, я насаживаю на крючок не клубнику со сливками, а червяка. © Дейл Карнеги
Методы эффективного общения от Дейла Карнеги помогают людям стать более успешными и влиятельными в сфере коммуникации, избегать конфликтов и споров, а также обрести уверенность в своих словах и действиях.
Психология общения с наглыми людьми
В жизни нам встречаются разные люди, и мы должны быть готовы к любому общению. Часто на нашем жизненном пути встречаются наглецы – это люди, которые бессовестно и нагло ведут себя ради достижения собственной цели и выгоды. Они не считаются ни с чьим мнением, не заботятся о чувствах других людей и считают, что они всегда правы.
С наглыми людьми можно вести себя по-разному. Например, отвечать хамством на хамство, игнорировать, вестись на манипуляцию, ставить на место. Все зависит от ситуации и того, кто перед вами. Нахамить начальнику будет чревато, к примеру.
Вы должны понимать, что все методы эффективного общения строятся на понимании себя и собеседника. Вы должны научиться разбираться в людях, понимать, с кем имеете дело. В любом случае, уважение, принятие и осознание ценности каждого человека – основа успешного общения.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Организация работы службы управления персоналом
Лекция 7. Технологии коммуникации
1. Обзор
Организационные коммуникации представляют собой наиболее сложный объект технологического воздействия в организации. Их структура, направленность, формы осуществления настолько многообразны, что практически невозможно сформировать единую коммуникативную технологию, которая бы охватила все коммуникационные сети.
Коммуникация – результат связи двух субъектов (единичных или групповых), при котором происходит качественное изменение информации. Обычное понимание процесса коммуникации как процесса передачи информации не отражает всего многообразия коммуникационного процесса.
Классическое понимание коммуникации связано с именем Н.Винера, разработавшего кибернетическую модель коммуникации, ориентированную на повышение эффективности средств связи. В качестве основных элементов этой модели выступают:
Классическая модель коммуникации ориентирована на то, что в случае отсутствия обратной связи коммуникация считается прерванной или несостоявшейся, в зависимости от того, на каком этапе коммуникационного процесса произошел разрыв. В то же время очевидно, что даже в случае отсутствия обратной связи отправитель все равно формирует иное представление о ситуации по сравнению с тем, каковым оно было ранее. Например, человек понимает, что тот канал, к которому он прибегнул, не позволяет решить актуальную задачу. Именно в коммуникации в наибольшей степени верен принцип, согласно которому отрицательный результат – тоже результат.
Организационные коммуникации можно классифицировать по различным основаниям. По характеру средств коммуникации разделяются на непосредственные и опосредованные. Непосредственные коммуникации – взаимодействие субъектов, находящихся в одном месте в одно и то же время (разговор, обмен рукопожатиями, обмен записками). Особенностью непосредственной коммуникации является возможность мгновенной перепроверки информации, уточнения правильности интерпретации. Опосредованные коммуникации – применение для организации процесса взаимодействия особых средств и процедур, позволяющих людям объединить свои усилия. В качестве средств при опосредованной коммуникации выступают:
По направлению организационные коммуникации подразделяются на:
По механизмам организации коммуникативного процесса коммуникации разделяются на формальные и неформальные. Формальные коммуникации представляют собой реальное использование организационных средств, оформленных локальными нормативными актами, для разрешения внутриорганизационных проблем. В качестве элементов формальных коммуникаций выступают:
В организации формальные коммуникации всегда представлены документами, а система формальных коммуникаций – системой документооборота. Любой иной коммуникативный акт, не имеющий документальной фиксации, не является элементом формальной коммуникации.
Формальные коммуникации осуществляются по формализованным коммуникационным сетям. Элементами формализованной коммуникационной сети являются:
В любом случае формальная коммуникация предполагает учет формального (должностного) статуса участников коммуникации.
Неформальные коммуникации представляют собой систему неявно структурированного взаимодействия. Следует отметить, что неформальные коммуникации осуществляются не только с целью удовлетворения потребности в общении (свободные коммуникации), но и с целью решения профессиональных и иных организационных вопросов (направленные коммуникации). В неформальной коммуникации в качестве средств организации взаимодействия выступают психологические средства – поддержка, давление, агрессия, коррекция. В случае свободных коммуникаций эти средства выступают как способы формирования, демонстрации, развития и изменения межличностных отношений. В случае направленных коммуникаций с помощью указанных психологических средств решаются управленческие задачи. Противоположностью неформальным направленным коммуникациям выступают формализованные межличностные коммуникации, представляющие собой использование формальных коммуникационных средств и процедур для решения личных вопросов. Формализованные межличностные коммуникации свидетельствуют о высокой внутриорганизационной конкуренции, дезадаптивной организационной культуре, дисфункциональной организационной структуре и иных организационных патологиях.
С целью управления коммуникациями служба управления персоналом прежде всего формирует коммуникационный регламент организации. Коммуникационный регламент – организационный документ (локальный нормативный акт), который определяет, сотрудники в каких должностях, каким образом, по каким вопросам, с кем именно могут вступать во взаимодействие. Таким образом, организация получает документ, определяющий структуру и содержание формальных коммуникаций. Чем большее соответствие будет установлено между коммуникационным регламентом и функциональной структурой организации, тем меньше в организации останется оснований для направленных неформальных и формализованных межличностных ситуаций.
Коммуникационный регламент содержит подробное описание коммуникативных форм взаимодействия, в том числе – группового взаимодействия. К этим формам относятся особые коммуникативные мероприятия, призванные упорядочить и интенсифицировать процесс управленческих и иных профессиональных коммуникаций. В числе коммуникативных мероприятий можно выделить:
Кроме перечисленных мероприятий для повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций служба управления персоналом проводит специальные PR-акции – внутриорганизационные праздники по поводу значимых событий – выпуска первой партии продукции или последнего экземпляра в серии, начала или завершения сезона, пуска новой линии оборудования, освоения новой технологии и т.д.
Хорошо отлаженная система коммуникаций позволяет повышать эффективность деятельности, так как:
Коммуникационные технологии могут быть созданы не только службой управления персоналом организации. Эти технологии могут быть заказаны консалтинговой фирме, так как именно данный вид технологий наиболее универсален и не так сильно зависит от специфики организации, как остальные технологии управления персоналом.
Виды коммуникаций: параметры, характеристика
Признаки классификации коммуникаций
Коммуникации, осуществляемые в компаниях, могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 1).
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации, которые осуществляются с помощью информационных технологий и технических средств, приобретают первостепенное значение в современных условиях. Осуществляются при помощи телекоммуникационных систем, электронной почты, управленческих информационных средств (УИС). При помощи УИС менеджеры могут обратиться к другим сотрудникам, например, за информацией, которая необходима для решения проблем, а также могут прочитать литературу в какой-либо интересной для них области о современных достижениях.
Межличностные коммуникации
Межличностные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах при помощи слов и бессловесных средств общения. Именно данный вид коммуникации представляет наибольшую значимость для изучения. Различные факторы оказывают влияние на межличностные коммуникации (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы, которые влияют на межличностные коммуникации
Результативность межличностных коммуникаций зависит во многом от обратной связи. Отправитель с ее помощью понимает, было ли передано сообщение, было ли получено оно и было ли правильно принято и понято получателем.
Получателю необходимо быть уверенным в компетентности отправителя. Разные люди могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от предшествующего опыта, компетентности, что предполагает наличие различных подходов к кодированию и декодированию информации. Коммуникационный процесс может не состояться при некомпетентности отправителя.
Доверие получателя к отправителю, как к личности, так и к руководителю – очень важное условие коммуникации. Получателю необходимо при этом признавать право отправителя на отправление сообщения.
Касаемо ожиданий получателя необходимо отметить, что людьми хорошо воспринимается лишь то, что они готовы воспринять. Неожиданную информацию могут не воспринимать.
Совместимость любого рода влияет на эффективность межличностных коммуникаций. Психологическая несовместимость получателя и отправителя, неприятие получателем задач и целей, формулирующихся в сообщении, способствуют разрушению коммуникации.
Статус отправителя получателем может быть воспринят по-разному. Получатель может признать его, и в данном случае он выполняет указания отправителя, которые были переданы в сообщении, а также может воспринимать статус в качестве личной угрозы, что препятствует процессу коммуникации и даже может прерывать ее.
Межличностные коммуникации находятся в зависимости от социокультурной среды, в которой они реализуются, включающей систему ценностей, обычаи, традиции. Этот фактор необходимо учитывать при общении представителей разных национальных культур. Культурные различия выражаются как при вербальном, так и невербальном общении.
Коммуникации по форме общения
Вербальные коммуникации
Вербальные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются при помощи устной речи, используемой в качестве системы кодирования.
Менеджеры тратят большую часть рабочего времени на личное общение с другими людьми. К достоинствам устной коммуникации относят:
Согласно данным А. Мейрабиана, только 7% сообщений определяются их вербальным содержанием, а 93% свойственна невербальная природа, 38% из которых определяются модуляцией голоса, а 55% определяются выражением лица.
Невербальные коммуникации
Невербальные коммуникации – это сообщения, которые посылаются отправителем без применения устной речи в качестве системы кодирования, а, например, при помощи жестов, мимики, взгляда, манер, поз. Они выступают в качестве средства коммуникации на том уровне, а котором их суть может быть интерпретирована другими участниками процесса коммуникации.
Информация передается при помощи вербальных коммуникаций, а при помощи невербальной коммуникации передается отношение к получателю сообщения.
Коммуникации по каналам общения
Формальные коммуникации
Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:
Неформальные коммуникации
Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют «виноградной лозой», так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.
Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления «узких» мест в менеджменте компании.
Интересный факт. На «ты» с руководителем
Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.
В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на «Вы». Менее формальную форму, на «ты», выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на «ты» – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на «Вы» – 86%).
Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.
Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на «ты» практически не общаются (5–10%).
К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:
Слухи
Виды слухов | Краткая характеристика |
Слухи-«пугала» | Появляются на почве опасений и страхов сотрудников, создавая беспокойство в организации, могут принести вред. |
«Мечты и чаяния» | |
Финальный слух | Вызван возможными и прогнозируемыми действиями в будущем, которые длительное время ожидаются работниками. |
«Вбивание клиньев» | Формируются агрессивностью, иногда и ненавистью; самый агрессивный тип. Несут вред как для репутации компании, так и отдельных сотрудников. |
Интересный опыт. Зачем организациям отдел внутренних коммуникаций?
Современные руководители проводят не только регулярные собрания с высшим менеджментом компании, но и лично встречаются с простыми сотрудниками. Так, президент компании «САН Интербрю» Джо Стрелл каждый месяц приглашает 25 работников со всей страны на обед (по два сотрудника с каждого завода и от каждого отдела продаж по одному сотруднику). «Во время обеда у наших сотрудников есть возможность задать любой вопрос президенту.
После встречи вопросы и ответы публикуются и в каждом подразделении организации вывешиваются на информационные доски. Обеды проводятся в пятницу, чтобы предоставить возможность работникам остаться в Москве и на выходные. Оплачивается и проживание, и дорога», – отмечает Любовь Елисеева, специалист по внутренним коммуникациям «САН Интербрю».
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения
Информация по каналам передается:
Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).
Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).
Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.
Согласно исследований, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Это можно объяснить тем, что сотрудники работали на одинаковых уровнях управления, отлично понимают сущность труда своих коллег, понимают их проблемы и возможный посыл их сообщения.
Виды коммуникаций | Виды передаваемой в сообщении информации | Цели | ||||||||||||||||||||||||
Восходящие |
Ответы | Распределение ответов на вопросы, % | |
Что бы вы хотели знать о своей организации? | О чем вы информируете своих сотрудников? | |
Заработная плата других сотрудников | 14 | 3,9 |
Реальная прибыль/убытки компании | 16 | 11,7 |
Заработная плата топ-менеджеров | 15 | 3,9 |
Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании | 21 | 9,7 |
Информация о стратегических клиентах или партнерах | 9 | 13,6 |
Информация о кадровых назначениях | 13 | 29,1 |
Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок | 12 | 28,2 |
Формы, методы и средства общения, существующие в российских компаниях
В российских компаниях существуют следующие формы, методы и средства общения:
Интересный факт. Открытые двери
Залогом успешного выживания компании на рынке по мнению Билла Гейтса, является прозрачность ведения бизнеса. Империя Гейтса работает именно по данным законам, и работники Microsoft не жалуются на недостаток информации о внутренней деятельности компании, в том числе данные о заработной плате менеджеров высшего звена. Также Hewlett-Packard следует политике открытости во внутренней политике организации. К примеру, каждый из сотрудников организации, в том числе управляющий, работает в офисе без перегородок или в кабинете, в котором нет дверей. Такая политика «открытых дверей» способствует построению системы взаимного доверия сотрудников, когда люди могут обсудить спокойно все интересующие их вопросы со своим менеджером. Информационный поток в результате эффективно течет как вверх, так и вниз.
Ошибки внутренних коммуникаций
Типичными ошибками внутренних коммуникаций, по мнению специалистов, выступают:
Интересный факт. Проблемы общения
Менеджеры, которые недоговаривают значимую информацию своим подчиненным, очень рискуют. Коммуникативные сбои в лучшем случае понижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, а в худшем чреваты намеренным выпуском брака и даже саботажем.
В конце 2009 г. консалтинговое агентство «Инкорпоре» провело опрос в 18 крупных компаниях о практике внутренних коммуникаций. Внутренним коммуникациям большинство опрошенных HR-менеджеров признали: проблемы в общении между подчиненными и начальниками у них существуют. «Сотрудникам недостаточно коммуникационной и стратегической поддержки со стороны топ-менеджеров, – отмечает Илья Стернин, исполнительный директор компании “Инкорпоре”, – и если даже руководители организации являются хорошими коммуникаторами, то случаются сбои на среднем уровне управления». У среднего менеджмента, по его словам, не хватает зачастую ни мотивации, ни умения доводить до сотрудников важную информацию, напрямую не касающуюся рабочего процесса.
«Сейчас работники очень остро переживают недостаток информации, – отмечает Стернин. – Молчание руководства воспринимается ими как подтверждение наихудших опасений в отношении судьбы организации и своих собственных перспектив. Если пренебрегать этим фактом, то они направят все недовольство на работодателя, признавая его первопричиной своих неудач и страданий». Стернин приводит в пример случай на металлургическом заводе: рабочие, которые не понимали сути перемен и не получали обратную связь от руководителей целенаправленно выпустили партию с браком.
- Какие методологии разработки по вы знаете в чем их отличие
- Какие методы исследования позволили экспериментально доказать что днк реплицируется