Какие основные глобальные проблемы современности чем вызвано их появление 10 класс
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
Основные глобальные проблемы:
1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:
а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)
б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)
2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:
а) противоречивость научно-технического прогресса
б) демографическая (перенаселение)
в) исчезновение культурного многообразия
г) опасные болезни, эпидемии
б) межэтнические конфликты
г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)
д) освоение мирового океана, космоса
Основные причины возникновения глобальных проблем:
1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)
2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Традиционные критерии прогресса были следующими:
— развитие человеческого разума
— развитие (совершенствование) нравственности
— прогрессивное состояние науки и техники
— увеличение свободы в обществе
— совершенствование мышления людей
— развитие материально-производственных отношений
— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества
— человек превозмог собственные способности
— создание опасного для человека оружия
— наносится урон природе
— стресс в большом городе, возникают много болезней
— человек становится глупее
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.
Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.
Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.
Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 15. Глобальные проблемы человечества
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 22-28.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 40 – 41.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Причины глобальных проблем: рост масштабов хозяйственной деятельности людей, становление индустриального и информационного обществ, потребительское отношение к природе, интеграция современного мира, приводящая к обострению противоречий и конфликтов между странами.
Особенности глобальных проблем: носят планетарный характер, требуют обязательного решения, угрожают гибелью всему человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества для их решения.
Решение данных проблем невозможно без международного сотрудничества и усилий всех стран.
Основные глобальные проблемы:
проблема освоения Мирового океана.
Вы уже знаете, что особенность глобальных проблем в том, что для их решения требуются усилия всего мирового сообщества. Каковы же пути решения глобальных проблем?
Для противодействия терроризму в начале XXI в. сложились международные центры по борьбе с террористами, в которых активную роль играет и Россия. ООН выступает как международный координатор противодействия терроризму, разрабатывая международные правовые нормы. Так в 2008 г. 192 государства — члена ООН единогласно приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. К 2012 г. были разработаны шестнадцать соглашений, направленных против международного терроризма и конкретных видов террористической деятельности.
Разбор типового тренировочного задания
2. Появление данных проблем не связано с процессом глобализации.
3. Проблемы, о которых идет речь, являются глобальными, потому что затрагивают все человечество.
4. По мере развития человеческой цивилизации не могут зарождаться новые глобальные проблемы.
Правильный вариант/варианты: 1,3.
Тенденция _____________ вырождения проявляется не только в моральной статистике, но и в ухудшении принимаемых современными элитами решений.
Раскол мира уже сейчас работает как механизм разрушения планетарной ___________.
Нравственного, эстетического, политического;
Урбанизации, цивилизации, поляризации.
Правильный вариант: нравственного; цивилизации
Какие основные глобальные проблемы современности чем вызвано их появление 10 класс
Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.
2. Что такое процесс глобализации?
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
К основным глобальным проблемам современности относятся:
— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;
— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);
— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;
— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);
— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.
В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.
Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.
Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.
Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».
Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.
Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.
Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.
Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.
Глобальные проблемы человечества
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы современности — это проблемы, которые касаются жизненных интересов всех людей на планете и охватывают многие сферы. Решить их можно только общими усилиями, если для этого объединятся все страны. Давайте разберемся, какие проблемы относятся к глобальным.
Признаки глобальных проблем общества
Влияют на жизнь всего человечества.
Возникают объективно из-за развития общества.
От того, сможем ли мы их решить, зависит судьба человеческой цивилизации.
Все мировые угрозы взаимосвязаны.
Требуют, чтобы для их решения страны работали сообща.
Эти проблемы нужно решить как можно скорее.
Причины, почему возникают глобальные проблемы | |
Люди в современном мире живут бок о бок. Отсюда противоречия, конфликты и проблемы, которые из локальных вырастают в общемировые. | Технологический прогресс — не только благо, но и ответственность. Общество не всегда настолько хорошо организовано и сознательно, чтобы планировать и отвечать за результаты своей деятельности. |
Какие глобальные проблемы сейчас угрожают миру
Уже сегодня человечество столкнулось с угрозами, которые дамокловым мечом нависли над будущим планеты. О каких именно глобальных проблемах современности речь, рассмотрим подробнее на примерах.
3 вида глобальных проблем
Проблемы в отношениях «человек-природа»
Проблема в отношениях «человек-общество»
проблема войны и мира;
взаимоотношения между нациями, этносами, расами;
экономическая, социальная и культурная отсталость;
освоение Мирового океана и космоса;
терроризм и др.
экологическая, энергетическая, климатическая, сырьевая, продовольственная проблемы и пр.
негативные последствия научно-технического прогресса;
опасные заболевания;
недостаточная защита культурного наследия и многообразия;
демографический кризис, голод, бедность и т. д.
Проблема термоядерной войны
Проблемы экологии
У всех экологических проблем мира один корень — жизнедеятельность человека, которая вредит окружающей среде.
Во второй половине прошлого столетия начали развиваться сразу несколько экологических катастроф:
разрушается мировая экосистема;
все больше видов флоры и фауны исчезает с лица земли;
происходит глобальное изменение климата, т. к. увеличивается выброс парниковых газов в атмосферу;
экологический баланс природы нарушен — все больше территорий поражены бедствиями либо стоят на грани катастрофы.
Загрязнение почвы, океана и околоземного пространства губительно. Оно отражается на здоровье человека и качестве его жизни, ставит под угрозу всех живых существ планеты. Пораженные территории становятся непригодными для жизни, а источники этого поражения мешают биосфере восстанавливаться и в конечном итоге разрушат ее.
Демографическая проблема
Эта глобальная проблема затрагивает количество населения мира. Сегодня в мире актуальны две противоположные тенденции. Рассмотрим каждую из них.
Население стран Азии, Африки и Латинской Америки резко возрастает. Уже сейчас это приводит к социально-экономическим проблемам в развивающихся странах. Если проблемы не решить, ситуация будет обостряться.
Людей пожилого возраста в странах Западной Европы становится больше, чем молодых. Это приводит к тому, что трудоспособное население перестает справляться с нагрузкой и не может обслуживать государство на прежнем уровне.
Проблема «Север-Юг»
Глобальная проблема «Север-Юг» — это напряженные экономические отношения между развитыми и развивающимися странами мира.
Пропасть между ними по уровню экономического и культурного развития растет с каждым годом. Так, некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки не могут позволить себе высокого роста в разных отраслях, высококачественных товаров и медицины, что влияет на их уровень жизни.
Мировая продовольственная проблема
Глобальная продовольственная проблема — одна из самых острых в современном мире. Она связана с тем, что в век научно-технического прогресса все еще остаются люди, которые не могут обеспечить себя питанием. По отчету портала GHI (Global Hunger Index) 47 стран мира в 2021 году имеют тревожно высокий индекс голода. Согласно прогнозам, понизить его до «нулевого голода» к 2030 году не получится.
Проблема бедности
Экономический кризис, который вызвала пандемия COVID-19, усугубила эту и многие другие проблемы в развивающихся странах.
Проблема международного терроризма
Терроризм — это насильственные действия, которые преступники используют, чтобы устрашать население и добиваться политических целей. Как правило, террористические акты — это рычаг давления на власть.
Причины развития терроризма
Страны развиваются неравномерно. Пока в одних цветет высокий уровень жизни и развиваются технологии, в других царит голод и разруха
Конфликт ценностей современного Запада и традиционных устоев, которые связаны с религией и этнонациональными вопросами
Одна из главных опасностей международного терроризма — его способность усилить другие глобальные проблемы общества. Сегодня террористическим группам доступны все блага технологий и финансирование за счет ограблений, доходов с теневой экономики и т. д. Это делает современный мир уязвимым перед терроризмом.
Другие проблемы XXI века
Это был далеко не полный список угроз, которые актуальны для планеты. Существуют и другие, не менее пугающие проблемы современного общества. Среди них:
опасные и часто неизлечимые болезни, которые быстро распространяются (СПИД, атипичная пневмония, COVID-19 и т. д.);
нехватка пресной воды;
проблема освоения космического пространства и Мирового океана;
истощение природных ресурсов;
утрата памятников культурного наследия человечества и другое.
Как решить глобальные проблемы человечества
Общество уже сделало первый шаг к тому, чтобы справляться с угрозами. Ученые и политики оценили масштабы катастрофы и предложили меры, которые помогут нам в борьбе за будущее. Рассмотрим в таблице список глобальных проблем человечества и пути их решения.
Проблема термоядерной войны
Создавать «чистые» технологии, наладить переработку отходов, сделать контроль очистных сооружений более жестким
Смягчить миграционные требования, позволить мигрантам из развивающихся стран восполнять население и поддерживать экономику развитых
Помочь развивающимся странам: повышать уровень образования, списывать долги, позволить товарам из Азии, Африки и Латинской Америки попадать на западные прилавки
Мировая продовольственная проблема
Преобразовать аграрную систему развивающихся стран, подключить государственную поддержку
Помочь экономике развивающихся стран быстрее развиваться с помощью мер, которые мы рассмотрели выше
Проблема международного терроризма
Создавать центры по борьбе с терроризмом, разрабатывать и контролировать антитеррористическую стратегию, усиливать защиту мест скопления людей, которые чаще атакуют — транспорт, концертные залы, стадионы
Есть и общие правила, которые помогут решить глобальные проблемы в будущем.
Изменить сознание людей: воспитывать в населении гуманизм, обсуждать глобальные проблемы в обществе.
Изучить причины и противоречия, которые обостряют глобальные проблемы и создают новые.
Объединить усилия всех стран: вместе создавать технологии, пользоваться единым фондом ресурсов, изучать угрозы вместе, обмениваться информацией.
Помнить, что перед человечеством встали проблемы, решение которых зависит от умения стран договариваться и работать сообща.
Наблюдать и контролировать глобальные угрозы.
Глобальные проблемы мира — это одна из тем на экзаменах по обществознанию. Если она кажется сложной и хочется разобрать ее подробнее, это можно сделать на курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ вместе с преподавателями Skysmart. На онлайн-занятиях ученик и репетитор вместе изучат, что относится к глобальным проблемам человечества, их типы, причины и многое другое.