Какое значение имело то что правитель считался собственником всей земли
§ 4. Общество и государство в странах Древнего Востока
1. Какие основные функции выполнял аппарат государственной власти в странах Древнего Востока?
Основными функциями аппарата государственной власти были координация и контроль сельскохозяйственных работ, сбор налогов, контроль жизни населения — правитель сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную, налоговую и хозяйственную власть.
2. Какое значение имело то, что правитель считался собственником всей земли? В каком положении по отношению к нему находились все остальные слои населения?
Государственная собственность на землю была экономической основой функционирования общества: правитель был гарантом функционирования общества и организации работ, в то же время права на всю землю в руках правителя стали инструментом эксплуатации части населения. Также решение правителя было выше любых законов или традиций.
Все остальные слои населения по отношению к правителю находились в подчинении в строгой и чёткой иерархии.
3. Приведите примеры, свидетельствующие об обожествлении правителей в древности. Чем было обусловлено это явление?
Свидетельствому этому — существовование культа правителя, которому поклонялись люди.
Это явление обусловлено тем, что фигура правителя была связана с идеей общественного благополучия, сохранения традиций и порядка, стабильности и справедливости — а это, всвою очередь, связывали с покровительством богов.
4. Объясните, какое значение имела для человека в древних обществах принадлежность к определенному сословию. Приведите примеры.
Человек в соответствии с принадлежностью к сословию занимал строго определенное место в социальной иерархии. Чем выше положение человека в иерархии, тем больше у него власти и привилегий. Принадлежность к определенному сословию передавалась по наследству, например, если рабыня рожала ребёнка, он тоже становился рабом.
5. Назовите особенности социальной структуры древневосточных государств. В чем заключались сходства и различия в социальной структуре различных стран?
Общество делилось на сословия, принадлежность к которым передавалась по наследству. Высокое социальное положение занимала знать и жрецы. Важную роль в управлении государством играли чиновники. Купцы, воины, ремесленники и торговцы имели привилегии, которых не было у других. Ремесленники производили значимые для общества товары. Основной частью общества были земледельцы, члены общин которых несли ответственность за совершённые преступления кем-то из их общины. Социальная структура имела строгую иерархию подчинения.
Структуру общества древневосточных цивилизаций можно изобразить в виде иерархической «социальной пирамиды». На вершине иерархии стоял обожествляемый правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником земли.
Сходства в социальной структуре древневосточных стран заключались в строгой иерархии общества и существованием таких слоёв населения как рабы.
Однако в своей структуре страны имели и различия. Так, в Египте и Китае люди могли повысить свой социальный статус за определённые заслуги. А в Индии человек ни при каких обстоятельствах не мог изменить принадлежность к социальной группе. В Месопотамии права разных социальных групп защищались законом, а в Египте некоторые группы людей почти не имели прав.
6. Объясните причины появления государств с восточной деспотией, используя учебный материал и схему.
Причина появления государств с восточной деспотией заключается в длительном сохранении общинного уклада, при котором вся власть была сосредоточена в руках одного человека — вождя — а остальные люди занимались добычей пищи. После появления орудия труда из металла, роста производительности труда, появления излишков продуктов власть продолжала находится в руках одного человека, однако теперь он мог позволить себе содержание советников и армии. В мире в то время ещё не существовало альтернативных укладов общества.
Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
§ 4. Общество и государство в странах Древнего Востока
1. Восточная деспотия
В ходе становления империй в районах древневосточных цивилизаций сложилась своеобразная форма государственного правления — восточная деспотия, при которой во главе страны стоял правитель с неограниченной властью. Правитель считался собственником всей земли в стране. Всякое его решение было выше любых законов или традиций. Власть в государстве передавалась по наследству. Более того, сама власть считалась полученной от богов, а личность правителя обожествлялась. В итоге существовал развитый культ правителя, ему поклонялись.
Почему же во всех государствах Древнего Востока установилась такая форма правления, при которой население не имело никаких прав и беспрекословно подчинялось наследственному правителю? Прежде всего следует помнить, что высокопродуктивное ирригационное земледелие древневосточных цивилизаций требовало четкой организации труда общин земледельцев. Подчиненные правителю чиновники и писцы координировали и контролировали сельскохозяйственные работы, включая сбор урожая, который впоследствии различными способами перераспределялся между всем населением. Постепенно земледельцы подвергались всё более жестокой эксплуатации, чтобы государство могло получать бо́льшие урожаи.
Правитель должен был защищать население от нападений. Он командовал армией, которая отражала набеги и вторжения соседних народов или захватывала новые территории. Одновременно армия была готова подавить и выступления народа против правителя.
Правитель через многочисленных чиновников полностью контролировал жизнь всего населения, мог вмешиваться даже в дела отдельных семей. Люди платили большие налоги государству, их количество и величину правитель регулировал по своему желанию. Часто проводились масштабные строительные работы, обеспечивавшие занятость населения, численность которого росла быстрыми темпами. Таким образом, правитель сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную, налоговую, хозяйственную власть. Общество практически не могло влиять на его политику. В различных цивилизациях восточная деспотия имела некоторые особенности, но принципы формы правления были едины.
Сильная деспотическая, единоличная власть правителя при существовании разветвленного аппарата чиновников обеспечивала в период формирования государства стабильность жизни общества, способствовала объединению интересов разных социальных групп, препятствовала возникновению открытых социальных конфликтов. А это, в свою очередь, было предпосылкой стабильности самой восточной деспотии как формы правления в государстве.
§ 4. Общество и государство в странах Древнего Востока
Почему именно форма восточной деспотии была принята как форма правления при создании новых государственных образований?
Где и когда зародились древние цивилизации? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла географическая среда? Какой была социальная структура древневосточного общества? (История Древнего мира, 5 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 4. Общество и государство в странах Древнего Востока |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Пятница, 10 Декабрь 2021, 21:58 |
Оглавление
1. Восточная деспотия
В ходе становления империй в районах древневосточных цивилизаций сложилась своеобразная форма государственного правления — восточная деспотия, при которой во главе страны стоял правитель с неограниченной властью. Правитель считался собственником всей земли в стране. Всякое его решение было выше любых законов или традиций. Власть в государстве передавалась по наследству. Более того, сама власть считалась полученной от богов, а личность правителя обожествлялась. В итоге существовал развитый культ правителя, ему поклонялись.
Почему же во всех государствах Древнего Востока установилась такая форма правления, при которой население не имело никаких прав и беспрекословно подчинялось наследственному правителю? Прежде всего следует помнить, что высокопродуктивное ирригационное земледелие древневосточных цивилизаций требовало четкой организации труда общин земледельцев. Подчиненные правителю чиновники и писцы координировали и контролировали сельскохозяйственные работы, включая сбор урожая, который впоследствии различными способами перераспределялся между всем населением. Постепенно земледельцы подвергались всё более жестокой эксплуатации, чтобы государство могло получать бо́льшие урожаи.
Правитель должен был защищать население от нападений. Он командовал армией, которая отражала набеги и вторжения соседних народов или захватывала новые территории. Одновременно армия была готова подавить и выступления народа против правителя.
Правитель через многочисленных чиновников полностью контролировал жизнь всего населения, мог вмешиваться даже в дела отдельных семей. Люди платили большие налоги государству, их количество и величину правитель регулировал по своему желанию. Часто проводились масштабные строительные работы, обеспечивавшие занятость населения, численность которого росла быстрыми темпами. Таким образом, правитель сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную, налоговую, хозяйственную власть. Общество практически не могло влиять на его политику. В различных цивилизациях восточная деспотия имела некоторые особенности, но принципы формы правления были едины.
Сильная деспотическая, единоличная власть правителя при существовании разветвленного аппарата чиновников обеспечивала в период формирования государства стабильность жизни общества, способствовала объединению интересов разных социальных групп, препятствовала возникновению открытых социальных конфликтов. А это, в свою очередь, было предпосылкой стабильности самой восточной деспотии как формы правления в государстве.
2. Социальные отношения господства-подчинения
Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия, принадлежность к которым была наследственной. В основе сословного деления лежало общественное разделение труда: сословия различались именно по их хозяйственной или государственной деятельности. Каждое из них имело свои обязанности, права и привилегии, то есть отличалось от других социальным положением. Человек в соответствии с принадлежностью к сословию занимал строго определенное место в социальной иерархии. Постепенно она усложнялась, становилась все более дифференцированной и разветвленной.
Структуру общества древневосточных цивилизаций можно изобразить в виде иерархической «социальной пирамиды». На вершине иерархии стоял обожествляемый правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником земли.
Высокое положение занимали родовая и военная аристократия (знать), а также жрецы. Аристократия формировалась из родственников правителя, крупных землевладельцев из разных районов страны и, конечно, верховных военачальников. Постепенно ее представители начали занимать высокие государственные должности и влиять на управление страной через исполнение обязанностей. Успешные завоевательные войны приносили аристократии новые земли и богатства.
Важную роль в обществе играли многочисленные чиновники, выполнявшие функцию управления государством, — отсюда их высокий социальный статус. Они составляли грамотную часть общества. Чиновники отвечали за организацию сельскохозяйственных работ и строительства, следили за состоянием каналов, взимали налоги с населения, набирали воинов для походов, осуществляли суд и т. д. Должность чиновника давала устойчивое социальное положение, власть над людьми, материальное благополучие или даже богатство, однако все эти преимущества человек получал только на время службы. Среди чиновников наиболее низкий статус имели писцы, в обязанности которых входила фиксация объема выполненных работ, урожая, налогов, долгов и просто важных событий.
Для жрецов и государственных чиновников были очень важны грамотность, а также знания в определенных областях (медицине, математике, геометрии, астрономии и т. д.). Целью обучения в древневосточном обществе было освоение профессии, которую дети должны были унаследовать от отца. «Смотри, нет другой должности, кроме должности писца, где человек всегда начальник», — говорит одно из древнеегипетских поучений. В Китае с древности существовали специальные экзамены для чиновников. Повышение в чине или должности происходило только в случае успешной сдачи экзамена, который принимали высшие чиновники.
Купцы, воины, ремесленники и торговцы пользовались целым рядом привилегий. Купцы привозили издалека товары, которых не было в стране, поэтому их часто поддерживало государство. К тому же они нередко выступали и как разведчики. Важной для общества группой были воины. Богатства первых земледельческих цивилизаций вызывали у соседей желание совершать набеги и грабежи. Именно воины защищали страну или участвовали в завоевательных войнах, приносивших богатую добычу. Поэтому воины жили во многом за счет государства.
Основную часть общества составляли свободные земледельцы, объединявшиеся в общины. Благополучие стран Древнего Востока зависело именно от них, поэтому общины имели немало прав. Земледельцы обрабатывали землю, которая обычно передавалась им в бессрочное пользование. Государству было важно получать часть урожая, чтобы можно было обеспечивать продуктами административный аппарат и армию. Общины были замкнуты и все свои вопросы решали самостоятельно. Богатая «верхушка» отвечала перед чиновниками за уплату податей и выполнение повинностей. Все члены общины были связаны круговой порукой, что означало взаимопомощь, но одновременно и ответственность за совершённые кем-либо преступления. Человек мог всегда рассчитывать на помощь общины, но вместе с тем должен был личные интересы подчинять общественным, свое мнение согласовывать с мнением старших родственников, соседей-общинников, жить по установленным традициям. Традиции и круговая порука обеспечивали устойчивость жизни таких коллективов в древности.
Трагедией для земледельца было лишение поддержки общины, которое происходило, если он становился должником или оказывался изгоем. Это свидетельствовало о возникновении имущественного расслоения. Изгнанный по разным причинам из общины земледелец лишался своего надела, а следовательно, источника существования. Такие люди становились зависимыми: теперь они могли работать на землях правителя, аристократии или храмов. Владелец земли мог распоряжаться не только их трудом, но и ими самими, они уже не имели права уйти с земли своего владельца.
Сословное иерархическое деление общества в странах Древнего Востока было организовано по-разному. В Египте государство почти полностью контролировало общественную жизнь, отдельные группы населения долгое время практически не имели прав. Зато египтянин мог повысить свой статус, например, в молодости освоив грамоту и став писцом. В Месопотамии права разных групп населения были защищены законами. В Индии сложилась очень прочная система варн, а затем каст, при которой человек ни при каких обстоятельствах не мог изменить свою принадлежность к касте, в которой родился. В Китае общество также было строго иерархично, но люди могли за определенные заслуги повысить свой статус, переходя в более высокий ранг.
2-1. Проблема рабства в древневосточных цивилизациях
Самое низкое положение в древневосточных обществах занимали рабы — несвободное население, состоявшее из пленных или должников. В ходе успешных завоевательных войн часто захватывали большое количество пленных. Отпустить их было невозможно, так как они продолжали бы сопротивляться. Использовать у себя в стране было сложно: они чаще всего не могли выполнять квалифицированную, ответственную работу.
В ряде стран существовало долговое рабство, когда людей делали рабами за долги. Оно не обязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. В Китае свободных людей нередко превращали в рабов за преступления перед государственной властью. Дети, рожденные рабынями, также становились рабами.
В древних цивилизациях Востока рабство было заметным явлением, однако труд рабов не был господствующей формой труда и не играл определяющей роли в экономической жизни. Скорее он выполнял вспомогательную функцию по отношению к работе земледельцев и ремесленников. Рабов использовали как прислугу во дворцах и храмах, на подсобных работах в ремесле и торговле, для выполнения самой тяжелой или опасной работы — например, в рудниках или каменоломнях. Они были собственностью своего хозяина, который распоряжался не только их трудом, но и их жизнью. За малейший проступок их могли жестоко наказать. Однако существовало и домашнее рабство, когда рабы жили в составе большой патриархальной семьи, где они выполняли работу по хозяйству.
3. Система государственного управления
Система государственного управления играла определяющую роль в условиях, когда социальные структуры только складывались. Экономической основой функционирования общества при восточной деспотии была государственная собственность на землю. С одной стороны, государство во главе с обожествляемым правителем было гарантом нормального функционирования общества и организации работ, с другой — именно государство начало выступать как инструмент эксплуатации части населения. А это вызывало сопротивление и конфликты.
Общество видело в правителе хранителя традиций и порядка, которые связывались с покровительством богов. Традиции должны были оставаться неизменными, а правитель имел право судить за их нарушение. Таким образом, его фигура была связана с идеей общественного благополучия и справедливости. Именно поэтому общество готово было подчиняться правителю и его чиновникам.
Чаще всего правители древневосточных деспотий вводили две должности, людей на которые назначали лично: руководителя армии (военачальника) и руководителя административного аппарата.
Военачальники организовывали и контролировали армию, что определяло их большое влияние на политику правителей. Глава государственного аппарата (канцелярии) руководил всеми делами в стране. Отдельные ведомства формировались постепенно. Среди них можно выделить ведомства, занимавшиеся учетом урожая и государственных запасов, сбором налогов, общественными работами (в странах Древнего Востока население было обязано не только платить налоги государству, но и выполнять государственные повинности — общественные работы, к которым относились строительство ирригационных каналов и государственных хранилищ, дворцов, крепостей и храмов, прокладывание дорог и производство важных ремесленных изделий, сооружение пышных гробниц правителей).
Четких границ между ведомствами и их полномочиями в древности еще не существовало. Поэтому чиновников было много: ведь они должны были всё организовывать и следить за тем, что происходило в государстве, а также выполнять любые поручения правителя. Ни одно мероприятие не проходило без их участия.
Весь бюрократический аппарат был выстроен в соответствии со строгой и четкой иерархией, связанной с существованием должностей высоких и низких рангов. Чиновники каждого из рангов отличались по своему социальному положению, для них была предусмотрена специальная одежда, а иногда даже еда.
На всем протяжении истории Древнего Востока деспотия как форма государственного правления считалась традиционной, освященной религией и единственно возможной. Иногда происходили разрушительные народные восстания или вторжения иноземных народов. Но форма правления при этом всегда сохранялась. Например, восстания в Древнем Китае и Древнем Египте неоднократно приводили к свержению правящих династий, но в итоге вожди повстанцев становились новыми правителями, а их соратники — новыми аристократами, занимая высокие посты в государственном аппарате. То же происходило, если территорию земледельческой цивилизации захватывали. Завоеватели создавали новую династию, которая организовывалась по традиционному принципу, захватчики постепенно смешивались с местным населением.
Формой государственного устройства стран Древнего Востока стала восточная деспотия. Общество было организовано по принципу иерархии сословий. Обожествляемый и всевластный правитель и его бюрократический аппарат организовывали всю хозяйственную и социальную жизнь. Одновременно правитель являлся гарантом стабильности существования общества. Стремление к получению все более высоких урожаев влекло за собой необходимость создавать большие ирригационные системы, что приводило к подчинению и жестокой эксплуатации части населения. Крупнейшие сооружения древневосточных деспотий могли быть созданы при слабом техническом оснащении лишь путем крайне напряженного труда невольников.
Вопросы
1. Какие основные функции выполнял аппарат государственной власти в странах Древнего Востока?
2. Какое значение имело то, что правитель считался собственником всей земли? В каком положении по отношению к нему находились все остальные слои населения?
3. Приведите примеры, свидетельствующие об обожествлении правителей в древности. Чем было обусловлено это явление?
4. Объясните, какое значение имела для человека в древних обществах принадлежность к определенному сословию. Приведите примеры.
5. Назовите особенности социальной структуры древневосточных государств. В чем заключались сходства и различия в социальной структуре различных стран?
6. Объясните причины появления государств с восточной деспотией, используя учебный материал и схему.
6-1. Какое значение имело то, что правитель считался собственником всей земли? В какое положение по отношению к нему это ставило все остальные слои населения?
6-2. Подготовьте эссе по проблеме урока: «Была ли восточная деспотия единственно возможной формой организации общества в древности?»
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §11 Земля и власть
Стр. 89. Вспомните
Как в средневековом обществе распределялось его главное богатство — земля?
Верховным собственником всей земли в средневековом государстве считался король. При этом часть угодий принадлежала ему лично, а часть он раздавал баронам и Церкви в награду за верную службу. Тем самым король стремился заручиться их преданностью и поддержкой в будущем. В свою очередь барон жаловал часть полученных земель рыцарям, а те – более бедным рыцарям или оруженосцам. Тех, кто предоставлял землю, называли сеньорами, а тех, кто её получал – вассалами. Сам земельный надел получил название феод.
Какие преимущества и какие обязательства были связаны с владением землёй?
Главным обязательством при получении земельного надела – феода, была необходимость службы тому, кто эту землю предоставлял. Вассал был обязан верно служить своему сеньору и по первому его призыву был обязан явиться в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд вооруженных рыцарей. В случае невыполнения вассалом условий службы, сеньор мог отобрать у него феод.
Стр. 91. Вопросы к иллюстрации
Подумайте, в какой ситуации король одного государства мог стать вассалом другого. К каким трудностям могли привести такие отношения между королями?
Король одного государства мог стать вассалом другого только в том случае, если он владел землёй в этом государстве. К примеру, Вильгельм I Завоеватель, до того, как стать королём Англии, был герцогом Нормандским и соответственно – вассалом короля Франции. Заняв английский престол, он сохранил за собой Нормандию и тем самым остался вассалом французского короля. Такие запутанные отношения могли привести к трудностям в случае войны между этими государствами. Например, если бы между Англией и Францией разгорелась война, то формально английский король должен был воевать против себя же самого. В мирное время подобных проблем не было.
Стр. 91. Документ №1
1. О каких нарушениях вассалом его долга говорится в источнике?
В источнике говориться о 3-х нарушениях, за которые вассал лишался феода. Первый из них – самовольный уход с поля боя, оставив при этом своего сеньора в опасности. Второй – нападение на самого сеньора или на его замок. Третий – убийство близких родственников сеньора (брата или племянника).
2. Объясните, почему за эти проступки вассал лишался феода.
Стр. 92. Вопросы в конце параграфа
1. Почему владение землёй являлось главной ценностью, показателем статуса человека в средневековом обществе?
Владение землей было показателем статуса человека в средневековом обществе потому, что на этом была основана существовавшая в то время феодальная лестница. Чем больше земли вассал получал от сеньора, тем больше он мог содержать вооруженных рыцарей, и тем сильнее и могущественнее он становился. Соответственно положение человека определяло количество принадлежавшей ему земли.
2. Заполните таблицу.
Права на землю, отношение к земле | |
---|---|
Король | Считался верховным собственником всей земли в государстве. Имел право пожаловать земельные наделы преданным ему баронам и князьям в обмен на их верную службу и поддержку. |
Князья, бароны | Получали от короля земельные угодья, а взамен должны были выполнять все его приказы. Имели право передавать полученные земли по наследству, при условии, что их дети или внуки тоже продолжали служить королю. Часть полученных земель они могли жаловать рыцарям, которые находились у них на службе. |
Рыцари | Получали от князей и баронов земельные наделы, а взамен были обязаны явиться к ним по первому призыву и выполнять их распоряжения. Имели право передавать полученные земли своим детям, при условии, что наследники тоже продолжать служить их сеньору. Часть земель могли быть пожалованы более мелким рыцарям или оруженосцам, которые состояли у них на службе. |
Крестьяне | Работали на земле, которая им не принадлежала. Военным делом не занимались. Их основной задачей была работа на поле. Перейти в другое сословие они не могли. |
3. Объясните, кто и с какой целью отдавал землю в пользование, а кто и зачем её брал. Какие права на феод имел его держатель?
Сеньор отдавал землю в пользование вассалу для того, чтобы он мог прокормить себя, а также иметь возможность приобрести необходимое вооружение и снаряжение (в т.ч. конём). Если количество земли было значительное, то вассал имел возможность набрать на службу более бедных рыцарей, награждая землёй из своего надела. Таким образом, он являлся к своему сеньору не один, а в сопровождении отряда вооруженных людей, что автоматически повышало его статус и положение в обществе.
Держатель феода считался его собственником до тех пор, пока пребывал на службе у своего сеньора и выполнял все его распоряжения и пожелания. В противном случае – сеньор имел право забрать феод у вассала и передать его другому, более верному человеку. Также держатель феода мог передать его по наследству при условии, что его сыновья будут продолжать службу тому сеньору, который пожаловал данный земельный надел.
4. Проведите ролевую игру «Заключение договора между сеньором и вассалом». В ходе игры постарайтесь показать, какие обязанности берут на себя участники договора.
Сеньор
Сегодня для тебя наступил особенный день, отважный рыцарь. Ты вступаешь ко мне на службу и будешь служить мне до самой смерти или до тех пор, пока не освобожу тебя от обязанностей. Ты согласен?
Вассал
Да, мой господин. Согласен. Я буду Вашим верным слугой до тех пор, пока Господь не призовёт меня к себе.
Сеньор
Клянешься ли ты хранить верность мне и как преданный вассал явиться в мой замок по первому зову?
Вассал
Сеньор
Клянешься ли ты выполнять беспрекословно все мои приказы, требования и желания и если в этом будет необходимость – отдать за меня свою жизнь?
Вассал
Клянусь, что буду честно и добросовестно выполнять все ваши приказы, господин. А если так будет угодно Господу, то и не пожалею своей жизни ради вас.
Сеньор
Клянешься ли ты сохранять в тайне все секреты, которые станут тебе известны?
Вассал
Клянусь, что сохраню все ваши секреты и унесу их с собой в могилу.
Сеньор
Вот и хорошо. Взамен я обещаю тебе щедро вознаграждать тебя за верную службу. Пока что жалую тебе небольшой замок на берегу озера и два поля с двадцатью крестьянами.
Вассал
Благодарю тебя, мой сеньор.
Сеньор
Если ты будешь и дальше таким усердным и храбрым на поле боя, то получишь еще больше земель. И крестьян, которые их обрабатывают.
Вассал
Да, мой господин. Обещаю храбро сражаться за Вас во всех войнах и битвах.
Сеньор
Все полученные земли, замки и крестьян ты сможешь передать своим сыновьям. Но только если они будут тоже служить под моим знаменем и воевать за меня.
Вассал
Клянусь, мой сеньор, что мои сыновья тоже выберут путь служения Вам и Вашей семье.
Сеньор
И самое главное! Помни, что в случае нарушения клятвы, измены или иного злодеяния я лишу тебя всего пожалованного имущества. И ты останешься таким же бедным, как в день поступления ко мне на службу.
Вассал
Клянусь, мой сеньор, что этого никогда не произойдет. Моя верность и преданность Вам будет безграничной. В противном случае – пусть земля покроет меня с головой.
Сеньор
Хорошо. Я запомню твои клятвы. И воздам по заслугам. А теперь, встань, рыцарь, и займи свое место среди моих людей. Не забывай, что с этого момента твоя жизнь целиком и полностью принадлежит мне.
5. Каким образом Церковь оказалась включена в систему феодальных отношений? *В чём заключались особенности её положения в сравнении со светской знатью?
Церковь получала право на владение земельными угодьями аналогично со светской знатью. Епископы, аббаты и священники, наравне с князьями и баронами, могли получить феод от короля на правах несения воинской службы и выполнения его приказов. Однако особенность положения Церкви состояла в том, её главной функцией была помощь христианам в спасении их душ. Поэтому для неё существовал ещё один путь для получения земельных наделов – дарения и пожертвования. Очень часто светские владыки (короли, герцоги, графы или рядовые рыцари) передавали в дар монастырям или храмам целые поместья. Взамен, монахи и священники должны были постоянно молить Господа о спасении души дарителя, а также его потомков. Таким образом, постепенно в руках Церкви были сосредоточены огромные земельные ресурсы и соответственно – огромная власть и богатство.
ІІ раздел
Европа на подъёме
Глава 5. Крестьяне и рыцари