Каковы основные этапы разработки по и что такое жизненный цикл по кратко
Жизненный Цикл Разработки ПО (SDLC)
Жизненный цикл разработки ПО (System/Software Development Life Cycle, SDLC) — процесс, состоящий из конкретных этапов, который начинается в момент принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент прекращения поддержки ПО разработчиками.
Применение SDLC позволяет:
В статье рассмотрим основные этапы жизненного цикла разработки ПО (SDLC) и их предназначение.
Этапы жизненного цикла разработки ПО
Всего выделяют 7 основных этапов разработки [1]:
Этап закрытия представлен на изображении, но он не является обязательным и зависит от проекта.
Этап 1: Идея
Разработка любой системы или ПО начинается с генерации идей для решения какой-то конкретной проблемы пользователя.
Этот процесс может быть формальным (например, brainstorming в компании) или не формальным (например, за барной стойкой с друзьями).
После генерации идей они анализируются, оцениваются и выбирается одна, которую будут «прорабатывать».
Этап 2: Определение требований
На этом этапе “идея” принимает более осмысленный и конкретный вид.
Для определения начальных требований к продукту привлекаются эксперты из разных областей: заказчики, клиенты, специалисты разных отделов (продаж, разработки, аналитики, тестирования и т.п.), эксперты по схожим продуктам.
Бизнес-аналитики (BA) прорабатывают полученную информацию, детализируют ее и преобразовывают в технические требования к системе. Эти требования называются Software Requirement Specification (SRS).
Кроме SRS на этом этапе:
Этап 3: Дизайн (архитектура) системы
На этапе дизайна системы архитекторы ПО создают “скелет” проекта основываясь на требованиях. Они определяют используемые технологии, инструменты, рабочие процессы, взаимосвязи между разными частями проекта, структуры баз данных, потоки данных и т.п.
В итоге определяется спецификация по дизайну (Design Document Specification, DDS) с описанием что и как нужно делать с технической точки зрения.
DDS может состоять их двух частей — высокоуровневый дизайн (High-Level Design, HLD) и низкоуровневый дизайн (Low-Level Design, LLD).
Этап 4: Разработка
Разработчики получают требования (SRS), спецификацию по дизайну (DDS) и создают требуемое ПО.
Качество требований напрямую влияет на стоимость и продолжительность разработки. Чем хуже требования, тем больше ошибок нужно будет исправить, следовательно, увеличиваются незапланированные расходы.
Этап 5: Тестирование
Тестировщики, основываясь на требованиях (SQA, SRS, DDS) и готовом продукте производят проверку качества ПО (Quality Control).
Если находятся отклонения от требований / ошибки — они оформляются в виде отчетов о дефектах, исправляются и перепроверяются.
Процесс продолжается до тех пор, пока качество продукта не будет доведено до приемлемого уровня.
Этап 6: Развертывание
После успешного тестирования готовый продукт передается заказчику.
Кроме передачи может производится настройка рабочих окружений, установка, конфигурация и запуск продукта.
Этап 7: Поддержка
После запуска продукта он начинает развиваться, изменяться, дополняться новыми функциями.
Эта часть жизненного цикла является самым длительным и важным этапом разработки ПО.
Без наличия процессов и стандартов разработки, рабочих процедур, порядка в документации, налаженной коммуникации и регрессионных тестов разработка очень быстро превращается в кошмар с микро-менеджментом, постоянно не закрывающимися задачами, кучей багов, огромным техническим долгом, развалом команды или проекта.
Именно на этом этапе умирает большинство стартапов.
Дополнительный этап: Закрытие
Закрытие — последний этап жизни ПО. На нем происходит вывод продукта из эксплуатации, его замена на современные аналоги, либо новые версии.
Как пример, можно вспомнить браузер Internet Explorer (был замен на Edge) или Windows XP (заменена на Windows 7).
Длительность разработки ПО
Для простых проектов разработка длится несколько месяцев (например, не “взлетевшие” стартапы, небольшие сайты, и т.п.).
Для сложных — более 15 лет (например, ПО для космических аппаратов).
Но, для большинства проектов, активная разработка продолжается на протяжении 6-8 лет. [2]
Учитывайте это, когда устраиваетесь на работу 🙂
Резюме
В статье мы разобрались, что такое жизненный цикл разработки ПО (SDLC), рассмотрели его этапы и их особенности.
Мы поняли, что создание программного обеспечения — это не только написание кода. В этот процесс входит много подготовительной (анализ, создание требований) и дополнительной работы (тестирования, разворачивание), а самым важным этапом является поддержка.
Далее, можем рассмотреть методологии разработки ПО которые реализуют этапы жизненного цикла ПО.
Что такое SDLC?
Жизненный цикл разработки ПО (System/Software Development Life Cycle, SDLC) — процесс, состоящий из конкретных этапов, который начинается в момент принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент прекращения поддержки ПО разработчиками.
Какие основные этапы SDLC?
Основными этапами SDLC являются:
1. Идея
2. Определение требований
3. Дизайн (архитектура) системы
4. Разработка
5. Тестирование
6. Развертывание
7. Поддержка (самый важный этап)
Жизненный цикл ПО
Тестирование – не изолированный процесс. Это часть модели жизненного цикла программного обеспечения (Software Development Life Cycle, SDLC). Именно поэтому выбор средств и методик тестирования будет напрямую зависеть от выбранной модели разработки. В этом разделе мы рассмотрим наиболее часто применяемые подходы к разработке программного обеспечения, а также популярные сегодня методологии и практики, такие как Agile и Scrum.
Жизненный цикл программного обеспечения (также называемый циклом разработки) – это условная схема, включающая отдельные этапы, которые представляют стадии процесса создания ПО. При этом, на каждом этапе выполняются разные действия.
Цикл разработки предлагает шаблон, использование которого облегчает проектирование, создание и выпуск качественного программного обеспечения. Это методология, определяющая процессы и средства, необходимые для успешного завершения проекта.
Хотя реализация принципов построения модели жизненного цикла для разных компаний может существенно отличаться, существуют стандарты, такие как ISO/IEC 12207, определяющие принятые практики разработки и сопровождения программного обеспечения.
Цель использования модели жизненного цикла – создать эффективный, экономически выгодный и качественный программный продукт.
Анализ требований
Цель этой стадии – определение детальных требований к системе. Кроме этого, необходимо убедиться в том, что все участники правильно поняли поставленные задачи и то, как именно каждое требование будет реализовано на практике.
Этот этап предполагает сбор требований к разрабатываемому программному обеспечению, их систематизацию, документирование, анализ, а также выявление и разрешение противоречий.
Проектирование
На стадии проектирования (называемой также стадией дизайна и архитектуры) программисты и системные архитекторы, руководствуясь требованиями, разрабатывают высокоуровневый дизайн системы.
Дизайн, как правило, закрепляется отдельным документом – дизайн-спецификацией (Design Specification Document, DSD).
На этом этапе, для упрощения визуализации процесса проектирования, используются так называемые нотации– схематическое выражение характеристик системы.
Основные используемые нотации:
Разработка и программирование
На этом этапе начинается написание программистами кода программы в соответствии с ранее определенными требованиями.
Программирование предполагает четыре основных стадии:
Документация
Существует четыре уровня документации:
Тестирование
Процесс тестирования состоит из таких этапов:
Действия по завершению тестирования — собираем, систематизируем и анализируем информацию о его результатах.
Основные цели этого этапа
Внедрение и сопровождение
Когда программа протестирована и в ней больше не осталось серьезных дефектов, приходит время релиза и передачи ее конечным пользователям.
В случае обнаружения пользователями тех или иных пост-релизных багов, информация о них передается в виде отчетов об ошибках команде разработки, которая, в зависимости от серьезности проблемы, либо немедленно выпускает исправление (hot-fix), либо откладывает его до следующей версии программы.
Что такое Жизненный Цикл Разработки ПО и какие проблемы возникают на каждом этапе SDLC?
Жизненный цикл разработки ПО (англ. SDLC – Software development lifecycle) – это серия из шести фаз, через которые проходит любая программная система.
Абсолютно любое ПО проходит через 6 основных шагов, начиная от простой идеи и заканчивая использованием её конечным пользователем.
Но как это выглядит изнутри? С какими сложностями сталкивается команда разработчиков и как их решает на каждой фазе Жизненного Цикла ПО? Об этом расскажет Павел Гапонов, Project Manager компании-разработчика SolveIt.
Типичный жизненный цикл разработки состоит из следующих фаз:
Это, пожалуй самый ответственный и важный из всех шагов к созданию успешной программной системы. Вся собранная информация используется для планирования базового проектного подхода.
Дополнительно идет планирование требований по обеспечению качества и выявления различных рисков, связанных с проектом. Результатом анализа является определение различных технических подходов, которые можно использовать для успешной реализации проекта с минимальными рисками. Планируйте то, что вы можете контролировать, и помните о вещах, планировать которые вы не сможете. Это поможет вам получить прочную основу для перехода ко второму этапу.
Проблема: Не соответствующие ожидания и часто изменяющиеся требования: заказчик и команда не понимают, какую реально пользу принесёт продукт.
Решение: Определить скоп работ, согласовать четкий, краткий документ с требованиями, создать прототипы (макеты) для подтверждения и уточнения окончательных требований.
Как только базовый анализ требований будет выполнен, следующим шагом будет четкое определение и документирование требований к продукту, утверждение со стороны клиента. Если одной из целей первого этапа является понимание и анализ требований, то на этом этапе все цели должны быть прописаны, это защита обеих сторон.
Важно четко определить и прописать, что требуется выполнить, это делается с помощью SRS (Software Requirement Specification). Документ содержит все требования к продукту, которые должны быть спроектированы и разработаны в течение жизненного цикла проекта.
Проблема: Большой многостраничный список требований
Решение: Выяснить высокоуровневые требования и, в ходе разработки и коммуникации с заказчиком, дописывать ТЗ. То есть разработка идет параллельно с Техническим заданием, а в процессе корректируется план.
В SolveIt мы всегда стараемся быть гибкими и подстраиваться под клиента. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
SRS это ориентир для разработчиков, чтобы предложить лучшую архитектуру для продукта. Обычно предлагается несколько подходов к проектированию архитектуры продукта. Все предложенные подходы документируются в спецификации DDS (Design Document Specification) и выбирается наилучший подход к проектированию. Данный подход очень четко определяет все архитектурные модули продукта, а также его связь с внешними и сторонними модулями.
Проблема: Выбрали неправильную архитектуру.
Решение: Наличие в команде разработчиков опытных лидов, которые смогли бы предложить подходящую архитектуру, на основе своего успешного опыта в схожих проектах.
Здесь начинается разработка и сборка продукта. Весь программный код, новые модули и фичи разрабатываются на основании DDS. Чем лучше написана эта документация, тем быстрее будет идти имплементация. На этом этапе подключается команда разработчиков. Написанный код должен покрываться Unit-тестами, а взаимодействие новых фич с другими модулями тестироваться с помощью интеграционных тестов. Эти активности выполняются именно командой разработчиков, а не QA специалистами.
Проблема №1: Слабая коммуникация между командой
Разработчик не интересуется прогрессом проекта, проблемами коллег.
Решение: Daily meetings, 100% вовлеченность, Скрам доска (интерактивность).
Проблема №2: Невыполнимые сроки
Заказчик хочет, чтобы его продукт был готов в ближайшее время. Менеджер проекта пытается объяснить клиенту к чему приведет такая спешка, но этого не достаточно. Клиент ставит невыполнимые дедлайны и не слушает возражения менеджера проекта. В результате, команда разработчиков сдается и пробует закрыть задачи в слишком короткие сроки. Как следствие – критические баги из-за спешки: команда не успевает, качество продукта снижается, клиент не доволен и решает, что виновата команда.
Решение: Менеджер проекта должен стоять на своём и аргументировать дедлайны. Клиент должен понять, что если команда разработчиков будет торопиться, то не реализует часть функционала. Если всё же такой срок реализации критичен для клиента, мы стараемся выявить какие задачи находятся у заказчика в приоритете.
Проблема №3: Добавление не оговоренных фич
Решение: Менеджер проекта должен объяснить клиенту, к чему приведет добавление новых фич в проект, отстаивать свою позицию и держаться SRS. Поэтому так важна вторая фаза Жизненного цикла разработки ПО.
Именно тестирование, в основном, затрагивает все этапы жизненного цикла. Дефекты продукта регистрируются, отслеживаются, исправляются и повторно тестируются. Это происходит до тех пор, пока продукт не достигнет стандартов качества, которые прописаны в SRS. На данном этапе в процесс разработки подключается команда мануальных тестировщиков или автоматизаторы.
Проблема: Тратится слишком много времени на поиск причин багов. Попытки найти и исправить дефекты после завершения разработки – сложный процесс, который может привести к большому количеству исправлений.
Решение: Проводить тестирование параллельно задачам, сразу же по их завершению.
Как только продукт протестирован, он выходит в релиз. Иногда внедрение происходит поэтапно, в соответствии с бизнес-стратегией. Продукт сначала может быть выпущен в ограниченном сегменте и протестирован в реальной бизнес-среде, это UAT-тестирование (User Acceptance Testing). Затем, основываясь на отзывах, продукт может быть выпущен как есть, или с предлагаемыми улучшениями. После того, как продукт выпущен на рынок его обслуживание выполняется для существующей клиентской базы, и на этом этапе подключаются Support-команды.
Проблема №1: Отсутствие обратной связи, реальных отзывов потенциальных пользователей продукта.
Решение: Не ждать конца разработки, а как можно скорее запускать продукт, чтобы получить отзывы от реальных пользователей и на основе их предпочтений приоритезировать дальнейший функционал.
Проблема №2: Слабая инфраструктура проекта на стороне клиента.
Часть заказчиков предпочитают размещать сервера приложений не на Azure, AWS, Google и т.д, а в своей внутренней сети. Команда не может гарантировать стабильную работу, из-за сбоев, которые происходят на стороне клиента.
Решение: Предупредить клиента, о возможных проблемах, предложить решения для их устранения.
Если вам нужен качественный продукт, свяжитесь с нами и мы сделаем оценку вашего проекта!
Что такое SDLC? Этапы, методология и процессы жизненного цикла программного обеспечения
Цитируя автора книги Managing Information Technology Projects Джеймса Тейлора, «жизненный цикл проекта охватывает всю деятельность проекта». Задачей же разработки ПО является выполнение требований продукта. Если вы хотите научиться создавать и выпускать высококачественное ПО, вам придется следовать плану. Со слов Тейлора, вашей целью должен стать всесторонний анализ деятельности проекта и контроля каждого этапа его разработки. Вот только с чего именно начать?
Ответить можно так: направить ваш рабочий процесс в верном направлении поможет подходящий фреймворк. В наши дни довольно сильным и популярным фреймворком является SDLC – жизненный цикл программного обеспечения.
Принципы работы SDLC и почему им пользуются
На диаграмме ниже можно ознакомиться с шестью основными этапами SDLC.
В целом, SDLC это такой замкнутый цикл, в котором каждый этап влияет на действия в последующих и дает перспективные указания на будущее. Для получения ответов на конкретные вопросы и обеспечения согласованности вашего процесса разработки все шесть этапов стараются эффективно и последовательно друг на друга влиять.
Я постараюсь абстрагироваться от тонкостей и предоставить общие примеры, подходящие для студентов и разработчиков ПО. Например, если вы по аналогии с Zoomshift пробуете создать приложение, рассчитанное на работников с почасовой оплатой, или приложение для учета времени, начать вам нужно будет с этапа анализа требований.
На этом самом основном уровне вы сможете понять каковы должны быть требования к работникам в вопросах учета времени и труда, для чего полезно будет опросить как самих работников, так и их руководящих менеджеров. Так же для большего понимания проблем текущих приложений в области вы можете протестировать ваши решения на рынке, а создание диаграмм, графиков и в целом ведение записей поможет вам более глубоко понимать количественную и качественную обратную связь. Только после осознания этих критических особенностей вы будете готовы перейти к следующему этапу SDLC – планированию.
Фаза анализа требований может оказаться очень утомительной, но проходя через эти шаги, вы добиваетесь множества результатов: снижаете время выхода продукта на рынок, обеспечиваете большую его производительность, экономите бюджет и повышаете вероятность вхождения продукта на рынок.
Мыслите за пределами обычного приложения по отслеживанию времени — думайте о том, что вы хотите создать, чем вы хотите заниматься, а затем определите требования для решения связанных с этим проблем. Это и будет вашим началом.
Этапы SDLC и лучшие практики и методологии
В ходе разработки перед переходом от текущего этапа к следующему необходимо выполнить каждый его шаг, для чего их следует лучше понимать. В этом отношении первые три этапа стараются дать ответы на проверочные вопросы, а последние три оптимизированы для достижения фактических результатов.
Давайте детальнее рассмотрим каждый этап и разберем проверочные вопросы и результаты, некоторые из которых вы можете захотеть оптимизировать под вашу конкретную ситуацию.
Этап #1: Анализ требований
На этом этапе SDLC вам необходимо получить обратную связь и поддержку от соответствующих внутренних и внешних заинтересованных сторон. Вспомните мой недавний пример с разработкой приложения по учету времени: вам нужно будет широко задуматься о том, кто станут вашими потенциальными пользователями. Некоторые идеи будут включать ваших клиентов, дизайнеров, вашего начальника или других технических специалистов команды. В целом вы хотите ответить на следующий вопрос: «Какие проблемы требуют решений?» Быть внимательным и делать заметки будет очень полезно на этом этапе.
Когда полученные ответы вас удовлетворят, вы сможете перейти к следующей фазе.
Этап #2: Планирование
На этом этапе вы ищете ответ на следующий вопрос: «Что вы хотите сделать?» Этот вопрос может вдохновить вас на понимание юнит-экономики вашего плана (затраты и выгоды), факторов снижения рисков и ожидаемых стоимостей. По аналогии с планированием отпуска, вам нужно будет разложить ваши вещи и подумать о том, что следует взять с собой.
Я много читал об истории Инстаграма, чей этап планирования занял невероятно много времени. Это совпало с бурным ростом социальных сетей, поэтому взаимодействие пользователей с продуктом во многом все еще было неизвестно. Разработчики знали, что сильный первичный опыт (съемка, редактирование и обмен фотографиями) обеспечит рост, успех и высокую конверсию, а корректное планирование упростит проектирование, поэтому планировали соответствующе и тратили на дизайн много времени. Они всегда смотрели на шаг вперед и думали о будущем социальных сетей и электронной коммерции.
Планируйте то, что вы можете контролировать, и помните о вещах, планировать которые вы не сможете. Это поможет вам получить прочную основу для перехода к третьему этапу.
Этап #3: Проектирование и дизайн
К этому этапу вы уже должны знать требования вашего продукта и в целом понимать чего вы вообще хотите, и прежде чем приступить к написанию кода, этого понимания должно быть достаточно для ответа на следующий вопрос: «Как мы добьемся наших целей?» Иначе говоря, вам необходимо понять, что именно вы оптимизируете и проектировать соответствующе.
Допустим, вы хотите создать безопасное, высокопроизводительное, эффективное и выдерживающее нагрузки приложение. Какой из этих четырех принципов наиболее для вас наиболее важен? Почему? Согласны ли с этим заинтересованные стороны из первого этапа? Важно обеспечить одобрение всех участников.
После фазы дизайна вы наконец-то сможете засесть за клавиатуры, и внесение изменений в отношении времени и потраченных ресурсов будет неуклонно расти, а также буду постепенно накапливаться всевозможные малые факторы. В этой фазе для принятия окончательных решений по вопросам дизайна я рекомендую учитывать несколько основных его элементов: операционное превосходство, безопасность, надежность, эффективность производительности, и оптимизация затрат.
Этап #4: Разработка ПО
На этапе разработки вы стремитесь не столько отвечать на вопросы, сколько произвести результаты, или, говоря точнее, вам необходимо склоняться к действиям и создать прототип или систему, испытать которую смогут другие. На этом этапе ваша задача – заручиться доверием заинтересованных сторон через воплощение образа мышления разработчика. Для соответствия результата ожиданиям критично при начале разработки следовать первым трем этапам.
Доставайте ваш компьютер, убедитесь, что окружение способствует рабочей атмосфере, хватайте ваш горячий кофе – и приступайте к делу.
Этап #5: Тестирование
Сотрудники в футболках с надписями вида «Разрабатывать круто, тестировать не очень» были для меня привычным зрелищем, но вы должны понимать, что не получится создать финальную версию продукта, пока вы на нем собаку не съедите. По завершению этого этапа вы должны будете в состоянии обеспечить рабочее состояние продукта. Отслеживайте ошибки и неточности, выслушивайте чужие точки зрения, и глубоко погружайтесь в вопрос с целью поиска тормозящих выход финального продукта ошибок. Вам просто необходимо обеспечить прочную основу.
Этап #6: Развертывание
Возьмите ваш продукт и пользуйтесь им. Предложите заинтересованным сторонам из первого этапа пользоваться вашим продуктом в естественных условиях, начните отслеживать вовлеченность в продажи. Снова и снова прислушивайтесь к пользователям, ведь благодаря обратной связи через опросы и рекомендации вы сможете вернуться к первой фазе и начать собирать новые требования. И не забудьте отпраздновать релиз.
Объединяя все вместе: подход SDLC
Фреймворк SDLC существует для помощи в сокращении времени вывода продукта на рынок, обеспечении более качественной производительности, экономии бюджета и повышения потенциальной пользы вашего продукта для заинтересованных сторон, о которых вы заботитесь. Особенно хорошо SDLC помогает при разработке ПО, поскольку он заставляет вас трудиться в строгих рамках. Другими словами, для обеспечения корректных действий в корректное время и по корректным причинам SDLC заставит вас следовать каждому необходимому шагу. Думайте о SDLC как о плане по достижению успеха: слепое ему следование ничего вам не гарантирует, но повышает вероятность что вы останетесь довольны результатами.
Разработка ПО, как все мы с вами знаем, это тема обширная, и она может затрагивать вопросы от инструментов веб-дизайна и онлайн форм до более надежного машинного обучения или систем бэкенда. Пишете ли вы код в браузере или занимаетесь более надежной разработкой, план действий вам необходим.
Разработка ПО может быть трудным, и в то же время полезным занятием.
SDLC это план по ведению технических работ, но если смотреть шире, то можно воспринимать его как руководство по жизни. Применять SDLC можно к множеству тем, например, создание контента в SaaS модели ведется по циклу SDLC. Перед написанием контента автор сначала определяет требования, планирует, что именно он будет писать, и лишь затем фактически прикладывает перо к бумаге. Также SDLC отлично подходит для технологических предпринимателей.
Мой друг хотел основать лучшее рекламное агентство для Facebook и обратился ко мне и другим специалистам за помощью. Несмотря на его большие амбиции, я посоветовал ему воспользоваться фреймворком SDLC чтобы сначала провести анализ требований. Я спросил его: «Какие проблемы ты хочешь решать? Чего хотят твои пользователи? И самое главное, как эта платформа поможет тебе достичь твоих целей?»
Сформулировав эти вопросы вокруг SDLC, он смог лучше отточить свой финальный продукт и предоставить нужные инструменты правильным пользователям. Он сузил свой кругозор до более строгого определения его проблемной области и смог выделить ресурсы на планирование еще до того как он начал делать что-либо еще.
Затем он перешел к созданию самого лучшего сервиса по росту на Instagram, но его интересы постоянно развиваются, и сейчас уже есть программы-планировщики деятельности в социальных сетях в любом масштабе. И в итоге ему придется вернуться к основам: анализу требований.
Принятие пользователями его технологий доказывает, что при правильном применении SDLC можно достичь основательных технологических и финансовых результатов. Однако, как и при развитии бизнеса, разработка ПО никогда не заканчивается.
Следовательно, цикл продолжается.
Вне зависимости от того что вы создаете, компанию ли, инструмент, сложную программу либо полностью новый продукт, чтобы обеспечить качество и сосредоточиться на пользователях, хорошим решением будет взять на вооружение SDLC.
Фраза «Создавать круто» должна стать вашей путеводной звездой, а SDLC – инструментом и помощником.