Какой бывает фарфор и в чем разница
Из чего делают фарфоровую посуду, виды, состав, различия материала, лучшие бренды
Изобретенный в Поднебесной еще в VII веке, фарфор и поныне считается одним из самых лучших материалов для изготовления посуды. Чашки, блюдца, тарелки, чайники, вазы из него отличаются особым изяществом, красотой, элегантностью. Для того, чтобы выбрать качественные изделия, необходимо знать особенности, существующие виды, а также основные характеристики подобной керамики.
Характеристика фарфоровой посуды
Времена, когда этот состав для посуды из Китая, был тайной, давно прошли. В начале XVIII века специалисты в Саксонии нашли свой рецепт изготовления, не отставали русские мастера, самостоятельно открывшие секрет производства уникальной керамики. В наш дни фарфоровая посуда представлена в магазинах во всем великолепии, и при желании легко купить чайный или столовый сервиз как для повседневного употребления, так и приобрести в специализированных лавках антикварные вещи.
В качестве сырья используются различные виды глины особых сортов (каолин, глина с включениями хромофоров), а также минералы (кварц, полевой шпат). В зависимости от процентного соотношения компонентов, вида последующего обжига различают степени пластичности фарфоровой массы, и, соответственно, тип готовых изделий.
Классический материал характеризуется следующими признаками:
Фарфор – разновидность керамики, отличающаяся не только составом компонентов, но и особой технологией изготовления. Важны показатели температуры, при которых происходит обжиг изделий, благодаря чему посуда становится как бы прозрачной.
Сервизы отличаются идеально гладкой поверхностью, полной безопасностью с точки зрения экологичности (натуральные материалы), отсутствием эффекта «старения» (в отличие от фаянсовых чашек и блюдец). Посуда без напыления, не особо «старая» подходит для мытья в посудомоечной машине.
Разновидности фарфора
В состав массы, из которой его делают, входят несколько компонентов, при этом процентное содержание их различается. Исходя из этого, выделяют две основных разновидности благородной керамики:
В таблице представлены основные характеристики каждой группы.
Компоненты | Твердый | Мягкий |
Каолин | 46-66% | 24-40% |
Полевой шпат | 25% | 30% |
Кварц | 25% | 45% |
Температура плавления (º C) | 1400-1450 | 1300-1350 |
Большое содержание белой глины (коалина) дает изделиям необходимую прочность, увеличение плавней (добавок шпата) повышает пластичность.
Это интересно! Твердый и мягкий фарфор различаются не по степени плотности, а по содержанию жидкой фазы при обжиге. У мягкого она больше, поэтому велик риск деформации заготовок.
Также различают следующие подвиды материала:
Для многих потребителей такие тонкости в производстве посуды неизвестны, но разобравшись с тем что это такое, в нюансах производства, гораздо проще выбирать качественные изделия.
Например, в Китае, стране, которая считается родиной фарфора, мастера изготавливали сервизы из мягкого материала, тогда как европейские специалисты предпочитали творить шедевры из твердой, требующей высокотемпературного обжига массы с большим количеством белой глины.
Различается и оформление готовых изделий:
На фабриках поточного производства для оформления утвари применяют технику деколи (с использованием специальной бумаги и обжига).
Коллекционная и функциональная посуда
Ранее фарфор считался предметом роскоши и по стоимости был доступен только обеспеченным людям. В наши дни коллекционеры «гоняются» за уникальными, выполненными вручную в особых техниках старинными изделиями, при этом в магазинах представлен огромный выбор функциональной кухонной утвари из фарфора на каждый день.
Благодаря массовому производству, каждый покупатель может приобрести продукцию отечественных фабрик, купить сервизы именитых зарубежных производителей. Ценившийся в прежние времена фарфор из Поднебесной перешел в разряд коллекционной утвари, а современные китайские производители предлагают недорогие наборы не всегда высокого качества.
Это не касается элитных марок типа Corone, в производстве которой используется отборное сырье и оригинальный, разработанный в Венеции дизайн.
Среди коллекционных предметов не только посуда из фарфора, но и декоративная скульптура, фигурки, предметы интерьера.
Большой популярностью и спросом пользуются изделия фабрик эпохи СССР, отличающиеся оригинальным дизайном и безупречным качеством.
Особо ценится продукция следующих производителей:
В Европе и в России делают фарфоровую посуду по заказам фешн-марок.
La Maison & Valentin Yudashkin
К таким относится бренд La Maison (Валентин Юдашкин), Россия, фирма «Гермес» (Франция).
Lefard
Villeroy & Boch
Фарфоровые изделия для массового потребления производят в самых разных уголках мира: немецкие компании Dibbern, Villeroy & Boch, английская Dudson, российские «Кубаньфарфор», «Скудельник», Lefard («Лефард»), китайские Rollin Porcelain, Naomi, Midori.
Производители
Среди отечественных производителей фарфоровой посуды имеются как предприятия с давней историей, так и новые компании, специализирующиеся на выпуске массовой продукции.
В списке известных производителей:
Популярны изделия таких знаменитых российских производителей как Гжельский завод (посуда с ручной росписью из кобальта), завод в Дулево, фабрика «Фарфор Сысерти».
Ряд производств, хотя и продолжают выпуск эксклюзивных коллекционных серий, также имеют линии по изготовлению недорогого массового фарфора.
Rosenthal
Kahla
Lladro
Это такие фабрики как российская мануфактура Гарднеръ, немецкие «Розенталь» (Rosenthal), «Кахла» (Kahla), испанская «Льядро» (Lladro).
Особенности ухода в зависимости от вида фарфора
Посуда из благородной керамики отличается прочностью, великолепным внешним видом, долговечностью. Но белоснежные или расписные сервизы будут радовать глаз долгие годы только при условии правильного ухода.
Для удаления стойких пятен допускается добавить в воду пару капель нашатыря, после чего тщательно сполоснуть утварь и насухо протереть мягкой салфеткой.
Тарелки, чашки, блюда моют сразу же после трапезы, вытирают насухо, иначе на поверхности появятся пятна, разводы, потеки.
Хранят тарелки в вертикальном положении (складывание «горкой» не допускается), в хорошо просушенном состоянии. Нельзя ставить тарелки и чашки после мытья в сушилку, только вытирать досуха и убирать в шкафы. Если нет возможности при хранении раскладывать посуду по отдельности, то покрывают каждый предмет мягкой салфеткой.
В посудомоечной посуде разрешено мыть только некоторые виды фарфоровой посуды. Производители указывают при помощи маркировки такую возможность. При этом выбирают короткие циклы мойки, невысокий температурный режим, применяют для процедуры щадящие составы с натуральными компонентами. С расписными сервизами лучше не рисковать и вымыть чашки с блюдцами вручную, иначе ценная утварь потеряет привлекательность, на посуде появятся сколы, царапины, разводы.
Декорированные позолотой, серебром изделия отмывают очень бережно, так как велик риск стирания слоев. Коллекционный фарфор «преклонного возраста» рекомендуется только протирать от пыли, обходясь без мытья. Аккуратно моют изделия, имеющие выступающие детали (ручки, носики), держа предметы за корпус.
Фарфоровая посуда красива и практична. Зная особенности такой керамики и правила ухода, можно использовать функциональную утварь для повседневности, а роскошные, доставшиеся в наследство от бабушек и родителей сервизы – для особо торжественных случаев.
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой? Какие бывают виды фарфора?
Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.
Что есть фарфор?
Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.
Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.
Твердый
Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.
Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.
После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.
Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.
Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.
Он бывает двух видов:
Мягкий
Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.
В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.
Мягкий фарфор бывает 3 видов:
Костяной
Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.
Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.
Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.
Фаянс
Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.
Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.
Как отличить фаянс от фарфора?
Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:
Парцеляновые секреты: как выбрать фарфоровую посуду
Родиной изобретения фарфора считается Китай. Блестящий как гладь озера в безветренный день, тончайший как бумага, звонкий как колокольчик – так отзывались современники о белом золоте – старинном китайском фарфоре.
В XVII веке (во времена, пока не был изобретён в России и Европе), фарфор считался буквально на вес золота. При покупке фарфоровых изделий на одну чашу весов помещали фарфор, а на другую — золото. При равновесии весов покупка объявлялась свершённой.
На протяжении многих веков китайские мастера хранили секрет изобретения фарфора. И немудрено — это была государственная тайна, за разглашение которой полагалось тюремное заключение и смертная казнь.
Тем не менее, постепенно, секреты технологии производства фарфоровых изделий распространилась в Корее и Японии.
Королевские и царские особы Европы и России обожали фарфоровую посуду и декор, поэтому были огорчены тем, что изящные парцеляновые (так тогда называли фарфор) изделия приходится закупать на Востоке во время длительных экспедиций. Лучшие алхимики и учёные тех времён бились над секретом создания фарфора, и наконец, в 1700 году в Дрездене был открыт первый завод по производству фарфора.
С тех пор немецкий фарфор считается эталоном красоты и изящества. А тридцатью годами позже фарфоровая мануфактура открылась и в России, в славном городе Санкт-Петербург. Благодаря мастерству ремесленников и художников, российский фарфор очень популярен среди коллекционеров со всего мира.
Виды фарфора
Твёрдый фарфор – это и есть тот самый первый фарфор, родиной которого является Китай. Он состоит из каолина и китайского камня, подвергающихся обжигу высоких температур. Такой фарфор имеет белый или сероватый оттенок, а поверхность материала напоминает пористую яичную скорлупу. Твёрдый фарфор тяжёлый, крепкий, и в то же время очень хрупкий.
Мягкий фарфор был изобретён европейскими учёными, когда они пытались вывести формулу китайского фарфора. Из-за того, что в Европе не было китайского камня, европейские мастера экспериментировали с другими ингредиентами, смешивая глину, кварц и стекловидные вещества.
Мягкий фарфор по сравнению с твёрдым, более прозрачный и имеет тёплый сливочно-кремовый оттенок. Именно на мягком фарфоре особо нежно и живописно смотрится роспись, поэтому именно его зачастую используют в производстве и росписи декоративных статуэток и других предметов искусства.
Костяной фарфор – можно назвать усовершенствованным твёрдым фарфором, в который добавлены пережжённые кости животных (до 50 %). Именно костяной фарфор считается лучшим, так как отличается белизной, прозрачностью и прочностью. Если вам приглянулся недешёвый фарфоровый сервиз, обладающий перечисленными характеристиками, будьте уверенными, что он из костяного фарфора.
Как отличить фарфор от других керамических изделий
Столовый фарфор и декоративные фарфоровые изделия издавна считались удачным вложением средств, поэтому передавались по наследству и бережно хранилась как ценные реликвии.
И эта традиция актуальна и по сей день. Секрет фарфоровой посуды в лёгкости, прочности, красоте и изяществе. Качественная посуда из фарфора при бережном отношении остаётся неизменно прекрасной на протяжении многих лет.
Естественно приобретать фарфоровую посуду следует в фирменных специализированных магазинах. Однако в любом случае нелишне знать, чем отличается фарфор от фаянса и керамики. Особенности фарфора выявляются на вид, слух и ощупь.
А керамика и фаянс просто покрываются вторым глазурным слоем. Со временем, от воздействия влаги, керамике становится тесно как ребёнку, выросшему из старой одежды, и глазурь покрывается трещинками.
Естественно, данный критерий при покупке нового изделия неактуален, а вот если вы приобретаете старинное фарфоровое изделие, и сомневаетесь, совет будет к месту.
Правила ухода за фарфоровыми изделиями
Чтобы фарфоровые изделия сохраняли первозданный вид, и радовали не только вас, а и потомков, за ними нужен правильный уход. Он прост и несложен, и главная его особенность – это бережное отношение к фарфору.
Теперь вы знаете о видах фарфора и особенностях этих невесомых изящных изделий. А ознакомиться с ассортиментом ценами и приобрести фарфоровые сервизы и другую столовую посуду из фарфора вы можете здесь.
Как отличить настоящий фарфор от подделки?
Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.
Цена имеет значение
Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.
Знак производителя: изучаем клеймо
Толщина фарфора
Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.
Внешний вид
Звучание благородного материала
Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.
Дно и ножка изделия
Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.
Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.
Роспись
Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.
Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.
Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.
Тест температурой
Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.
Фарфоровая посуда и ее особенности
О том, каковы главные особенности фарфоровой посуды, знают не все. Красота и изящество присущи многим материалам, поэтому бывает непросто отличить настоящий фарфор, а в процессе ухода многие опасаются испортить тарелку или вазу. Разобраться не так сложно, как кажется. Если захотелось купить красивый сервиз, имеет смысл узнать о производстве больше.
Достоинства и недостатки
Разные виды фарфоровой посуды всегда были очень дорогими, поэтому подчеркивали статус и благосостояние семьи. Фамильные сервизы переходили от одного поколения к другому: теперь у многих хранятся предметы, перешедшие по наследству от бабушек. Материал ценится заслуженно: он изящный и утонченный. Самый обычный прием пищи проходит в торжественной атмосфере, если на столе эстетичная сервировка.
Разновидности
Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.
Мягкий
Твёрдый
Костяной
Это самая дорогая разновидность твердого фарфора. Отличие в том, что при изготовлении добавляют жженую кость. При обжиге компоненты расплавляются, за счёт этого происходит спекание. Если посмотреть на свет сквозь стенки, можно заметить, что они прозрачные. В случае с фарфором это свойство условно: материал называют прозрачным, когда он пропускает свет.
Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.
Как отличить от керамики и фаянса
Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.
Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.
Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.
Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.
Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.
Разница между фарфором Fine Bone China и New Bone China
Эти два типа неодинаковы по составу. China в названии означает «фарфор», а Bone — «костяной». На самом деле пережженные кости КРС есть только в составе Fine Bone China. Также в вещество добавляют глину и фарфоровый камень. Название материал получил потому, что прочностью и белизной напоминал кости. Настоящий рецепт современные мастера так и не смогли воссоздать, но до сих пор, чтобы придать плотность, добавляют костную золу.
New Bone China — более простой и дешёвый аналог костяного. В сырье добавляют не пепел, а искусственный заменитель. Себестоимость получается ниже, а по прочности и внешнему виду не уступает Fine Bone China.
Правила хранения и ухода
Придать посуде блеск можно с помощью перекиси водорода. Несколько капель наносят на мягкую ткань и натирают поверхность.