Какой тип семьи может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии что отличает

Какой тип семьи может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии что отличает

Следование какому виду социальных норм демонстрирует семья, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно проводить свободное время, праздники с семьей.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: традиции / обычаи / участие в традиционных праздниках и т.п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— это позволяет сблизиться членам семьи, проявить взаимную заботу и любовь;

— это демонстрирует взаимную привязанность, уважение членов семьи друг к другу.

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила3
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента2
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент1
Дан только правильный ответ на вопрос.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Какой тип семьи может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии что отличает

Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой — в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

В чем, по мысли автора, выражается распад семейных структур во всем мире? Укажите два его проявления. В чем автор видит главную угрозу семейным ценностям? В чем, по мнению автора, проявляется экономический эгоизм членов семьи?

В ответе должны содержаться следующие элементы:

— рост частоты разводов;

— рост числа домохозяйств, возглавляемых женщинами.

2) В существующей экономической системе.

3) В нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи.

Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе называются сферы общества: социальная и экономическая.

2) Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

3) Раскрыт смысл понятия: семья — малая группа, члены которой связаны кровным родством или супружескими отношениями, совместным бытом.

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

— сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

— усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

— женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Семья — малая группа, члены которой связаны кровным родством или супружескими отношениями, совместным бытом.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть названы такие ее признаки:

— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

— отсутствие деления семейных обязанностей на мужские и женские, оба супруга выполняют их в равной мере.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

г) функция первичного социального контроля и т.д.

3. Типы семей в зависимости от формы брака

4. Типы семей в зависимости от структуры родственных связей:

а) нуклеарная (простая);

б) расширенная (сложная).

5. Виды семей в зависимости от главенства в семье:

а) эгалитарная (демократическая или партнерская);

б) патриархальная (традиционная).

а) кровнородственная или супружеская связь членов;

б) ведение совместного быта, хозяйства;

в) взаимная поддержка, взаимопомощь членов семьи и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 3—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

В 2010 г. из общего числа семейных домохозяйств в Российской Федерации 52% приходилось на семьи, состоящие из двух супругов и их детей либо только двух супругов, 17% — на семьи, состоящие из обоих супругов, их детей и родителей супругов, 15,4% — на семьи с одним родителем и детьми, 5,6% составляли семейные домохозяйства, в которые входили один родитель с детьми, а также его родители(-ль).

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих статистических данных? На основании приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи преобладает в современной России. Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации семьи.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) сфера общественной жизни — социальная;

2) преобладающий тип семьи — нуклеарная (простая семья);

3) критерии классификации семьи:

— по количеству брачных партнёров;

— по количеству поколений;

— по характеру партнёрских отношений.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой.

Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи.

1) Тип семьи: партнерская, демократическая.

1. Нет деления на мужские и женские обязанности (взаимозаменяют друг друга);

2. Оба участвуют в в воспитании детей.

3) Еще один признак: учитывается мнение обоих супругов, решения принимаются на семейных советах, супруги равны.

В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.

К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Дан ответ, допустим:

— семья относится к традиционному (патриархальному) типу.

2. Приведено обоснование, например:

— в семье, упомянутой в задании, неравноправное положение женщины с мужчинои, женщина полностью материально зависит от мужа и его семьи.

3. Указаны признаки, допустим:

— в традиционных семьях существует четкое распределение гендерных ролей и домашнего труда, женщина занимается домашним хозяйством и детьми;

— женщины и младшие члены традиционной семьи не могут на равных с мужчинои принимать участие в принятии решении о жизни семьи;

— как правило, традиционные семьи многопоколенные, совместно проживает несколько поколении родственников.

Могут быть приведены иные обоснования, указаны другие правильные признаки.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП СЕМЬИХАРАКТЕРИСТИКА
НуклеарнаяСемья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке
Семья, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством

Расширенная или многопоколенная — семья, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством.

Ответ: расширенная ИЛИ многопоколенная.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП СЕМЬИХАРАКТЕРИСТИКА
РасширеннаяСемья, состоящая из живущих вместе двух и более поколений
.Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми

Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей, или одного из родителей со своими детьми — нуклеарная.

почему не подходит ответ «партнерская»?

Нуклеа́рная семья́ (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми)

ответ «простая» тоже будет неправильным?

Какие три типа построения властных отношений в семье названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как принимаются решения по важным вопросам семейной жизни в семьях каждого из указанных типов.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определённой социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определёнными правами и обязанностями, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с определённым статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребёнка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребёнка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет ещё ряд функций, а именно: экономическую функцию — в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление; функцию передачи социального статуса — семьи разных слоёв общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям; функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Семья — как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья — власть принадлежит жене, эгалитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растёт число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьёй как таковой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *