Календарь пирелли что это такое
История легендарного календаря Pirelli
История календаря Pirelli начинается в 1962 году, когда маркетолагам Pirelli пришла в голову мысль о создании некого подарочного продукта для своих клиентов. Первый блин вышел реально комом. На фотографиях Теренса Донована абсолютно заурядные девушки красовались на фоне различных автомобилей, «обутых» в продукцию Pirelli Ltd.
Вместе с двумя моделями они отправились на Майорку, где им удалось создать серию фотографий, которые были достаточно эротичными, но в то же время деликатным и высокохудожественными. Это был эксклюзивный арт-продукт, культурная ценность которого выходила далеко за пределы классических представлений о моде, женской красоте и, тем более о производителях автомобильных шин.
Календарь официально не продается. Его дарят исключительно важным представителям крупных промышленных предприятий, членам королевских семей и видным политикам, миллионерам, влиятельным деятелям финансовой сферы и мира культуры. Быть в числе «подписчиков» — значит принадлежать к международному кругу избранных. Статус культового сделал свое дело — календарь Pirelli считается большой ценностью для многих коллекционеров и приобрести его можно только на аукционах.
Календарь Pirelli заставил пересмотреть общепринятые правила фотографии и отношения к корпоративной продукции. Если прежде календарями завешивали стены гаражей и кухонь, то теперь его «страницы» украшают залы музеев и галерей на эксклюзивных выставках. Есть у него и особая социальная миссия. Он не раз становился предвестником трансформации женского образа в современном обществе.
Pirelli-арифметика: за 50 лет было выпущено сорок изданий календаря (с 1974 по 1984 год его не издавали из-за финансовых проблем компании). За это время Pirelli привлек к работе 34 именитых фотографа, 8 из которых работали над календарем дважды. В их числе четыре женщины. Один ежегодный выпуска выходит тиражом в 20 тысяч копий.
На первую презентацию календаря в 1966 году в лондонском отеле Карлтон Тауэр было приглашено 85 журналистов, пришли однако только 12. На следующий день в издании The Sun появилось лишь упоминание о событии. В Pirelli тем временем ликовали. Презентация нового календаря постепенно превращалась в ежегодное событие, которого с нетерпением ожидал весь Лондон, что значительно добавляло популярности самой компании.
Съемки календаря 1968 года по накалу страстей могут поспорить с «бондианой». В то время арт-директор Дерек Форсайт задумал сделать из календаря иллюстрации к знаменитым стихам, пригласив для этого моделей с разным цветом кожи. Съемки проходили на острове Джерба в Тунисе, где на оголенное тело введено строгое табу.
В этот момент между Израилем и арабскими государствами началась очередная война, неожиданно райский остров за одну ночь заполонили танки. Фотографа задержала местная армия, у него отобрали все пленки, но по странному стечению обстоятельств забыли про ту, которая осталась в камере. Редкие кадры чудом удалось секретно отправить в Лондон. Эти события стали известны широкой общественности и лишь подогрели интерес к календарю.
Оглушительная популярность пришла к Pirelli в 1970-ом. Презентация «ежемесячника» заняла центральные полосы британской прессы, ей посвящали программы на телевидении. В список рассылки включили принцев Филиппа, Чарльза и Эндрю и премьер-министра Эдварда Хита. Чтобы заполучить календарь для участников своей группы, в офис Pirelli лично звонил Джон Леннон!
В 1972 году работу над календарем впервые доверили женщине — фотографу-импрессионисту Саре Мун. В качестве площадки для съемок была выбрана пустующая Вилла ле Тилёль в Париже. Некоторые представители сильного пола критиковали это издание календаря. Доходило даже до обвинений в лесбийской направленности. Прессе, однако, он пришелся по вкусу, а лишние домыслы лишь способствовали его успеху. В это же время на почве популярности календаря возникла целая подпольная индустрия: дельцы перекупали оригинал на черном рынке, вставляли отдельные фотографии в рамки и продавали как самостоятельное произведение искусства.
На презентацию 10-го юбилейного выпуска календаря пришли члены английского парламента. Во время пресс-конференции министр транспорта Великобритании Джон Пейтон в сердцах признавался: «Да, у меня есть календарь Pirelli! Он висит у меня дома в рабочем кабинете на дверце шкафчика».
27 марта 1974 года — черный день календаря. Из-за нефтяного конфликта на Ближнем Востоке и застоя автомобильной индустрии представители Pirelli публично сообщили о прекращении выпуска популярного ежегодника.
«Пауза» затянулась на десять лет. Возвращение «девушек Pirelli» было не менее триумфальным, амбициозным и современным. Новый арт-директор Мартин Уолш в рекламных целях решил использовать на фотографиях продукцию компании. Правда, сделал это очень деликатно и, как всегда эротично. Автомобильные покрышки «фигурировали» в кадре чисто номинально, в виде умелых намеков: следы протектора новой линейки шин P6 на багамском песке или различных частях тела моделей.
Фотографом календаря образца 1985 года был выбран 70-летний Норман Паркинсон — персональный портретист членов английской королевской семьи. А в 1986-ом — Берт Штерн, прославившийся благодаря последней в жизни Мэрилин Монро фотосессии. Масштабная презентация календаря приняла неожиданный поворот: Герцог Вестминстерский предложил организовать аукцион по продаже исходных рисунков для сбора средств на благотворительность.
В 1987-ом на страницах календаря впервые появился мужчина, который использовался для создания контраста с девушками. (Этот опыт создатели повторят только спустя десять лет). А в 1988-ом на прилавках появилась биография The Pirelli Calendar Album за авторством Майкла Пая, моментально ставшая на Западе бестселлером.
Стратегически важным с точки зрения международного продвижения шиномонтажного бизнеса компании Pirelli стал образец 1991 года. В нем было решено раскрыть тему женщины в истории, определив для каждой модели определенную страну и конкретную историческую эпоху, в которой она представлена на фотографии.
Наоми Кемпбелл (фото Теренса Донована для Календаря Пирелли, 1987)
Кейт Мосс, 2006 год
Синди Кроуфорд, 1994 год
Наоми Кэмпбелл, 2005 год
Джулианна Мур, 2011 год
Кэйт Мосс (фото Херба Ритса для Календаря Пирелли, 1994)
Эротический календарь, собравший женщин из разных стран, способствовал развитию стратегии Pirelli по расширению представительства компании в мире.
Для съемок издания 1994 года был приглашен фотограф-легенда Херб Риттс, который помещает на его страницы самых соблазнительных и востребованных супермоделей того времени — Синди Кроуфорд, Хелену Кристенсен, Кейт Мосс и Карен Александер. С этого момента календарь становится мерилом успеха для моделей, которые считают за честь добавить его страницы в портфолио.
Искусство в массы! На рубеже веков — в 2000 году — к созданию календаря было решено привлечь самую известную и высокооплачиваемую женщину-фотографа — Анни Лейбовиц. На своих фотографиях она изобразила природную красоту женщины в классических позах, навеянных произведениями Рубенса и Боттичелли.
Нельзя не отметить и календарь 2007 года, главными героинями которого стали пять прославленных обнаженных голливудских актрис — Софи Лорен (в возрасте 72 лет она стала самой «взрослой» моделью, которая когда-либо позировала для издания), Пенелопа Крус, Хилари Суонк, Наоми Уоттс и Лу Дуайон.
В 2014 году знаменитому календарю Pirelli исполняется 50 лет, и к юбилею компания решила сделать очередной выпуск несколько необычным. Если в предыдущие разы для этого проекта приглашались самые актуальные мировые фотографы и модели текущего года, то теперь компания порылась в архивах и выпустила версию календаря, которая готовилась к 1986 году, но не была тогда выпущена.
В тот раз планы изменились: съемка, которая была заказана фотографу Хельмуту Ньютону, не могла быть закончена в срок, и компания в спешном порядке наняла другую знаменитость – Берта Стерна, который известен своими снимками Мэрилин Монро. Ньютон же доснял все что хотел, но его работы отправились в архив, минуя публикацию.
Календарь 2014 года по традиции украшен эффектными кадрами, на которых запечатлены модели порой в довольно откровенных позах. Но если в последние годы тематика снимков никак не связана ни с покрышками, ни с машинами, то в прежние годы, как мы видим, в кадре все же фигурировали автомобили.
«Я все еще ищу Джульетту». 5 вопросов к легендарному календарю Pirelli
Темнокожий здоровяк на входе Teatro Filarmonico в самом центре Вероны всматривался в посетителей так, будто это не премьера очередного календаря Pirelli, а новогодняя пресс-конференция Владимира Путина.
«Так, стоп. Покажи мне свой браслет и назови фамилию. Документы есть? Нет? Тогда жди», — охранник с огромным наушником точно не прохлаждался в дождливый декабрьский вторник.
Это не совсем календарь. Парадокс в том, что за свою почти полувековую историю (первый выпуск датирован 1964 годом) календарь превратился из обычного каталога с постерами в уникальное произведение искусства, над которыми работают ведущие фотографы, стилисты и модели. Классического календаря здесь больше нет: сетка с числами и месяцами носит скорее номинальный характер. Так что это скорее не календарь, а уникальный арт-объект.
Каждый год календарь посвящен отдельной теме, которую выбирает автор, то есть знаменитый фотограф. Последний выпуск, над которым работал итальянец Паоло Роверси, посвятили поискам шекспировской Джульетты. Именно поэтому, кстати, презентация календаря и состоялась в Вероне — городе, где когда-то разыгралась легендарная любовная драма.
«Поиск Джульетты — это предлог для встречи с ней, причина устроить съемку и почувствовать себя лучше. Мне кажется, что каждая девушка похожа на Джульетту. Я до сих пор ищу свою Джульетту и буду искать ее всю жизнь. Потому что она — мечта», — объяснил задумку Паоло Роверси.
Кстати, над предыдущим выпуском календаря работал британский дизайнер и фотограф Альберт Уотсон. Свою работу он назвал «Сила мечты» — о мечтах четырех женщин и страстном стремлении каждой из них к достижению своей цели.
Обычно это актрисы, фотомодели и музыканты. Состав участников определяет только автор календаря — обычно эту информацию рассекречивают за несколько месяцев до мировой премьеры. Например, в новом выпуске снялись Клэр Фой, Миа Гот, Крис Ли, Индия Мур, Росалия, Стелла Роверси, Яра Шахиди, Кристен Стюарт и Эмма Уотсон.
В прошлом году над календарем работали Джиджи Хадид в паре с Александром Вэнгом, Джулия Гарнер, Мисти Коуплэнд с Кельвином Ройалом и Летиция Каста совместно с известным танцовщиком Сергеем Полуниным. А в 2017-м снялись Адут Акеч, Адвоа Абоа, Альфа Диа, Джимон Хонсу, Даки Тот, Джаха Дукуре, Кинг Овусу, Лил Яти, Лупита Нионго, Наоми Кэмпбелл, РуПол, Саша Лейн, Шон «Дидди» Комбс, Слик Вудс, Тандо Хопа, Вупи Голдберг, Вилсон Ориема и Зои Бедо.
Официально — нигде. Его дарят только гостям премьерного показа, а тираж издания строго ограничен. В каждой стране, как правило, оказываются всего несколько экземпляров. Нередко гости церемонии продают календари на eBay — средняя цена составляет около 1000 евро (71 тыс. рублей). Позже в продаже появляются неоригинальные версии, которые по сути являются перепечаткой. Такие издания стоят в несколько раз дешевле настоящих календарей.
Это одна из самых мощных и продуманных PR-кампаний в мире. В 1964 году над календарем работал известный фотограф Роберт Фриман — по большей части снимки были эротическими. Первый календарь разослали под Рождество клиентам и партнерам Pirelli, а уже через несколько дней об этом писали все итальянские газеты, называя его высоким искусством.
Новое издание — только 47-е по счету, несмотря на дебют в 1964 году. Дело в том, что календарь не выпускали в период с 1975 по 1983 год из-за нефтяного кризиса, который сильно ударил по Pirelli.
«Календарь Пирелли»: вечная красота самого желанного календаря в мире с 1964 по 2022
Создание «Календаря Пирелли 2022» доверили Брайану Адамсу. Фотограф и музыкант решил объединить мир музыки с миром дорог и путешествий, что идеально подошло для производителя автомобильных шин. Среди звёзд, украсивших выпуск под названием «В дороге», Рита Ора, Шер, Игги Поп, Граймс, Saweetie, St. Vincent, Дженнифер Хадсон. Съёмки 48-го издания календаря прошли в Лос-Анджелесе и на Капри. Всего за три съёмочных дня Адамс постарался передать идею странствия по жизни артиста, показать моменты, из которых последние 45 лет состоит и его жизнь тоже.
Колоссальный интерес, вызванный первым выпуском «Календаря Пирелли», предопределил его судьбу. Из маркетингового продукта он быстро вырос в ожидаемое культурное событие и зажил собственной жизнью культового издания. Ретроспектива «Календаря Пирелли» говорит не только об его эволюции, но и об изменениях во вкусах, эстетике и искусстве, об эволюции женщины в современном обществе, об эволюции фотографического языка с течением времени.
Создание «Календаря Пирелли 2022» доверили Брайану Адамсу. Фотограф и музыкант решил объединить мир музыки с миром дорог и путешествий, что идеально подошло для производителя автомобильных шин. Среди звёзд, украсивших выпуск под названием «В дороге», Рита Ора, Шер, Игги Поп, Граймс, Saweetie, St. Vincent, Дженнифер Хадсон. Съёмки 48-го издания календаря прошли в Лос-Анджелесе и на Капри. Всего за три съёмочных дня Адамс постарался передать идею странствия по жизни артиста, показать моменты, из которых последние 45 лет состоит и его жизнь тоже.
Колоссальный интерес, вызванный первым выпуском «Календаря Пирелли», предопределил его судьбу. Из маркетингового продукта он быстро вырос в ожидаемое культурное событие и зажил собственной жизнью культового издания. Ретроспектива «Календаря Пирелли» говорит не только об его эволюции, но и об изменениях во вкусах, эстетике и искусстве, об эволюции женщины в современном обществе, об эволюции фотографического языка с течением времени.
В начале 1960-х производитель шин Pirelli задумал создать календарь, который продвигал бы бренд, но не напоминал бы рекламу. Концепция заключалась в том, чтобы сфотографировать красивых девушек из двенадцати регионов мира, в которые компания активнее всего экспортировала свою продукцию, и презентовать эксклюзивный месяцеслов в качестве корпоративного подарка важным клиентам и избранным знаменитостям. Так появился «Календарь Пирелли».
Сначала на его страницах преобладали райские острова с белым песком, а кадры напоминали пляжный репортаж. Постепенно календарь осваивал новые локации – от области мифологии до городских улиц – и осмысливал разновидные темы: спорт, фетиши, путешествия, голливудские иконы, мечты.
Герб Ритц, Ричард Аведон, Петер Линдберг, Брюс Вебер, Питер Бирд, Стив Маккарри, Патрик Демаршелье, Стивен Майзель, Хельмут Ньютон, Сара Мун, Энни Лейбовиц – далеко не полный список фотографов, представлявших своё видение культового календаря. Каждый с гордостью принимал приглашение «Пирелли». Клайв Эрроусмит, снимавший календарь в 1991 и 1992 годах, сказал, что «это похоже на обретение рыцарского звания в фотографии». А Энни Лейбовиц сравнила со «вступлением в очень эксклюзивный клуб».
Первый набор фотографий для назначенной задачи сделали в 1963 году, но до выпуска не дошло, снимки посчитали слишком смелыми. Дебютный календарь мир увидел в 1964-ом, когда снимать пригласили фотографа «Битлз» Роберта Фримана. Календарь оставался исключительно мужским делом вплоть до 1972 года, когда впервые снимала женщина. Сара Мун творила в свойственной ей манере и придала снимкам импрессионистский стиль. В её исполнении женщины в неглиже отдалённо навеивают мысли о буднях борделя времён «прекрасной эпохи» и в то же время картинки пронизывает меланхолично-романтическое настроение.
Брюс Вебер впервые поместил на страницы календаря мужчин. Его выпуск 1998 года вышел под девизом: «Женщины, ради которых живут мужчины; мужчины, ради которых живут женщины». Карл Лагерфельд для выпуска 2011 года преобразил моделей в богов, полубогов и героев классической мифологии. Фотожурналист Стив Маккарри, работавший над «Календарём Пирелли 2013», превратил выпуск в своеобразное признание в любви к Рио. Он снимал на улицах бразильского мегаполиса, моделей не раздевал, но всё же добился притягательной атмосферы.
Революционным стал «Календарь Пирелли 2016», снятый Энни Лейбовиц, когда сексуальных супермоделей заменили влиятельными женщинами, отличившимися в политике, бизнесе, искусстве, спорте. В 2017 году тенденция закрепилась. Хотя перед объективом Петера Линдберга и позировали мировые киноактрисы, выпуск назвали гимном натуральной красоте. «Пока женщин представляют в средствах массовой информации и повсюду в качестве послов совершенства и молодости, я подумал, что важно напомнить всем, что есть другая красота, более реальная и правдивая, за гранью коммерческих и любых других манипуляций, красота, которая говорит об индивидуальности и мужестве быть самим собой», – сказал Линдберг.
Создавать выпуск 2018 года доверили Тиму Уолкеру. Британский фэшн-фотограф, известный сказочно-сюрреалистичным стилем, перенёс «Пирелли» в страну чудес. На страницах его версии красуются исключительно чернокожие знаменитости, запечатлённые в стиле «Приключений Алисы в Стране чудес». «Календарь Пирелли 2019» под названием «Мечтающие» создал ветеран модной фотографии Альберт Уотсон. Он постарался передать позитивное видение современной женщины, показать её настроение в моменты размышлений о своём будущем.
Выпуск 2020 года снял итальянский фотограф Паоло Роверси. Тема его календаря: «В поисках Джульетты». Отправной точкой для концепции о режиссёре в поисках «своей» героини послужило классическое произведение Шекспира. Во время съёмок, которые проходили в Париже и Вероне, каждая из актрис-моделей дала свою интерпретацию Джульетты, играя в соответствии с личными эмоциями и характером.
К 50-летию календаря вышла уникальная книга «Eternal Beauty: Over 50 Years of the Pirelli Calendar». В ней объединили изображения всех выпусков, включая неизданный номер 1963-го года, закулисные кадры и подборку цензурированных снимков, которые в своё время посчитали слишком рискованными. Одновременно с печатным выпуском «Вечной красоты» прошла одноимённая выставка, которая из Италии переехала в Буэнос-Айрес, продолжив тур по Бразилии, Чили, Мексике.
Из-за нефтяного кризиса календарь не издавался с 1975 по 1983. Отменили выход и в 2021 году, на этот раз причина в COVID-19; бюджет, заложенный на создание календаря, решили передать для борьбы с коронавирусом. Но мы всегда можем обратиться к прежним выпускам, запечатлённая в них красота не имеет срока давности. В альбоме фотографии, созданные для Pirelli, начиная с 1963 года. В них фигурируют признанные супермодели и актрисы, в том числе 16-летняя Наоми Кэмпбелл («Календарь Пирелли», 1987), беременная Адриана Лима («Календарь Пирелли», 2013) и Софи Лорен, позировавшая в 72 года («Календарь Пирелли», 2007).
Что сделало календарь Pirelli таким знаменитым?
Координатор проекта Pirelli Calendar о том, почему появился знаменитый календарь, что с ним происходило в течение 50 лет, и как он сочетается в маркетинговой программе с участием в Formula 1
В этом году календарю Pirelli исполняется 50 лет, и что это означает для проекта, рассказала его координатор Джули Нейлор (Julie Naylor).
Календарь Pirelli, несомненно, является самым известным календарем в мире, и он прошел долгий путь эволюции за последние пять десятилетий. Чем обусловлен его успех все эти годы? В чем причина его популярности – фотографы, топ-модели, места съемок, эксклюзивность и/или свою роль сыграл фактор эротики?
Календарь Pirelli – это культовое произведение искусства, призванное отображать высокий стандарт престижа нашего бренда. От выбора самых знаменитых моделей мира и топовых фотографов до съемок в самых модных местах планеты – Pirelli всегда стремиться сделать календари самым известными, разнообразными и при этом эксклюзивными.
Шины не являются ключевым элементом. Почему?
В период с конца 80-х до начала 90-х протекторы шин недолгое время появлялись в календарях. Как бы то ни было, цель Pirelli тогда и сейчас заключается в том, чтобы на первый план вывести креативность и художественное видение фотографа и сделать это без каких-либо ограничивающих факторов. Потребность показать продукт, естественно, может быть ограничением.
В мире есть очень много компаний, занятых в автомобильной индустрии, которые публикуют собственные календари. Почему их работы не добиваются такого успеха? Что они делают не так? Когда и как календарь Pirelli стал особенным?
Своей международной славой календарь обязан многим факторам. Он доступен только как корпоративный подарок и никогда не был в продаже. Помимо наших ключевых клиентов он рассылается различным влиятельным людям из промышленности, финансов, культуры или из королевских семей. Это превратило его в культовый объект, который очень хотят получить поклонники по всему миру.
Какой образ вы хотите создать в мышлении людей, когда они думают о Pirelli и календаре?
Ключевой посыл компании – это стремление к инновациям, и это позволило Pirelli стать одним из ведущих шинных производителей мира. Календарь – это просто еще один из маркетинговых инструментов Pirelli, который компания использует для привлечения потребителей в широком спектре культур и возрастов по всему миру.
Конечные пользователи часто думают о шинах и шинных компаниях как о чем-то скучном и неинтересном. Pirelli удалось создать другой образ посредством своего календаря, и вы уникальны в том, что вам удалось совершить подобную трансформацию. Было ли это целью Pirelli, когда компания выпустила свой первый календарь 50 лет назад, или все начиналось с просто еще одного промо-материала?
Идея календаря принадлежит тогдашнему директору по маркетингу британского отделения Pirelli Дереку Форсайту (Derek Forsyth). Именно он придумал календарь, который может стимулировать полет фантазии и при этом является маркетинговым феноменом.
Что, по-вашему, воплощает в себе календарь?
Это шедевр и произведение искусства. Это чествование силы и красоты женского пола, и календарь остается удивительным культурным явлением, иллюстрирующим изменение отношения к обнаженному телу и женственности за последние 50 лет.
Изменилось ли это отношение благодаря календарю? Должно ли и будет ли оно меняться в ближайшем будущем?
Календарь продолжает эволюционировать, как это происходит с самого его появления, и иллюстрировать ключевые темы времени.
Вы считаете календарь самым ценным инструментом для улучшения образа бренда Pirelli? Возможно, именно он и создал этот образ?
Суть бренда Pirelli в инновационности коммуникаций и технологий, и для Pirelli это означает поиск новых путей и нового языка для трансляции этой идеи. Это также позволяет Pirelli сохранять чувство гордости своей историей и традициями, потому что мы постоянно подтверждаем свою верность ключевым элементам бренда Pirelli.
Хотя календарем можно наслаждаться как произведением искусства, участие Pirelli в Formula 1 обладает более прямой связью с продукцией компании. Как, на ваш взгляд, эти два проекта работают вместе?
Календарь и сильное присутствие Pirelli в автоспорте, в том числе в F1, позволяет нам усиливать коммуникации в премиум-сегменте нашего ключевого рынка и демонстрировать стремление к совершенству и достижению высочайшего уровня качества и дизайна, с которым ассоциируется наш бренд.