Калимба музыкальный инструмент что это
Африканский музыкальный инструмент калимба
Калимба — музыкальный инструмент c «волшебным» звучание.
История происхождения калимбы
Археологи нашли подтверждения того, что калимба имела распространение на африканском континенте около двух тысяч лет назад. Народы, проживающие в Центральной и Южной Африке, использовали его в качестве инструмента для проведения различных культовых обрядов. В эпоху колонизации Америки он перебрался вместе с рабами сначала на Антильские острова, а затем и на побережье Южной Америки. Благодаря своим небольшим размерам, калимба была чуть ли не единственной вещью, которую рабы имели возможность взять с собой.
Кубинцы считают калимбу своим национальным музыкальным инструментом. На родине у него несколько десятков названий: лала, нданди, мбила, ликембе, санза. В европейском обществе закрепилось название Thumb piano, что означает «пианино для больших пальцев», на Западе – «калимба», а русские чаще всего употребляют слово «цанца».
Этномузыковед Хью Трейси в первой половине XX столетия проводил исследования на юге Африки. Ученого очаровывает звучание калимбы. Он выявил интересную особенность: в зависимости от местности инструменты отличаются по форме, размерам и характеру игры. Во второй половине столетия он основывает компанию, занимающуюся производством и продажей в Европу калимбы. В начале 70-х появляется большое количество производств, что расширяет возможности и окраски тональности.
Применение
Размеры инструмента влияют на его звучание. Чем больше он, тем глубже и раскатистей звучание. Совсем маленькие — издают нежные звуки, похожие на игру музыкальной шкатулки. Под музыку шаманы общались с духами, пелись колыбельные детям, а травники лечили людей.
В настоящее время имеет широкий спектр применения на музыкальных фестивалях и даже концертах в консерваториях. Чаще всего является аккомпанементом другим музыкальным инструментам.
Как играть на калимбе
На калимбе можно играть стоя, сидя и на ходу. Играют указательными и большими пальцами двух рук — щипками, отпуская пластины и создавая резонанс. При настройки используют маленькую палочку или поправляют язычки без вспомогательных средств руками. Также для настройки тюнера существует специальный ключ, который чаще всего используется музыкальными виртуозами.У приспособления есть углубление для язычка, что очень облегчает настройку.
Устройство музыкального инструмента
Самые большие настольные калимбы могут достигать размеров 120 см, размеры самых маленьких примерно 3 см. Существуют полые и сплошные музыкальные инструменты, что также влияет на музыкальное звучание. По форме выделяют прямоугольные и круглые калимбы.
Резонаторный корпус африканского инструмента калимба имел разную форму. От простого прямоугольного до затейливой фигуры животного или рыбы.
В прошлом чаще использовались бамбуковые или деревянные язычки пластин, теперь металлические находят большее применение. Пластины крепят на порожек, сам корпус делают из тыквы, дерева, панциря черепахи. Количество язычков варьирует от 4 до 100. Чем больше их число, тем сложнее в применении и искуснее игра. Диапазон звучания зависит и от полости внутри инструмента и количества пластин. Язычки могут быть от 2 см до 10 см.
Удивительное сочетание простоты и красоты звуков. Уникальность музыкального инструмента заключается в том, что несмотря на уровень познаний в музыке, любой человек сможет извлечь фантастические, чарующие звуки из калимбы. Импровизировать и играть может каждый, доверясь своей интуиции.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Калимба (мбира)
Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.
Устройство
Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.
На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.
Как звучит калимба
Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.
Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.
За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.
История
В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.
Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.
В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.
Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.
Калимба, изготовленная из кокосового ореха
Виды калимб
Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.
Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.
Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.
Разновидность с цельным корпусом
Применение инструмента
Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.
«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.
Как играть на калимбе
Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».
Игра с использованием специального молоточка
Как выбрать калимбу
При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.
Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.
КАЛИМБА, ЧТО ЭТО ЗА ИНСТРУМЕНТ? КАК ЭТА МАЛЫШКА УСПОКАИВАЕТ МОИ НЕРВЫ? (づ。◕‿‿◕。)づ
Вы, когда-нибудь слышали про такую музыкальную малышку, как калимба? Если нет, то сейчас я познакомлю вас!
Сначала стоит немного рассказать, что же это такое.
Калимба (Kalimba), мбира, цанца, санса, кабир (афр.) — африканский язычковый щипковый самозвучащий инструмент, гребнеобразный идиофон.
Этой малышке уже более трёх тысячи лет в истории. Забавно держать в руках инструмент, который мог находиться ещё у ваших пра-пра-пра-прадедов. Железные клавиши, какие они есть на данный момент, изначально делались из бамбука.
У инструмента есть разные названия (малимба, мбира, мбила, маримбула), которые характерны для разных регионов Африки. Существуют много различных форм этого инструмента, различные настройки, оформление, поэтому моя малышка лишь одна из тысячи. ♡
Игра на калимбе. ♡
Освоить её можно буквально за 1-2 часа. Буквально за несколько минут можно создать интересный ритм. Это я к тому, что на этом инструменте можно играть и без особых навыков в музыкальном искусстве.
Мало, кто играет по нотам и аккордам. Чаще всего полагаются на интуицию.
Устройство калимбы. ♡
В калимбе есть две части, это корпус и язычки. Звук возникает при нажатии на эти язычки-пластинки и выходит через отверстие в корпусе. Пластинок может быть любое количество. В моём случае, это 17. Корпус изготавливается из любых материалов. Дерево, кокос, какой-нибудь панцирь.
Если честно, то заказала этот инструмент на импульсе. Просто захотела научиться на чём-то играть, но этот обычный случай вылился в огромную любовь. Почти каждый вечер, я сажусь в пустой комнате, перебираю язычки, медитирую. Это очень успокаивает и приводит нервы в порядок.
Ещё хотелось бы добавить, что это отличный подарок для ребёнка. Развивает моторику, прививает любовь к музыке. Поэтому, если ещё не выбрали подарок на новый год, то..
Советую ли я покупать калимбу? Да, определённо. Наслаждайтесь, вдохновляйтесь.
Калимба Ammoon
Какие ассоциации возникают в голове при фразе «музыка африки»? С максимальной вероятностью их будет не больше двух: «тамтам и вувузела». А вот есть еще и такая штука как калимба. Про нее я вам и расскажу.
Вувузела, тьфу, википедия так говорит о калимбе:
«Древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке, на некоторых из Антильских островов. О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, нжари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» в России является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Её называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент.»
Вообще предисловие было другим, но я решил что обзорный сайт не место для демонстрации своего мнения относительно богатства и значимости культурного наследия Африки (естественно, я исключаю Египет, Финикию и всю остальную северную Африку), поэтому просто скажу что меня заинтересовала калимба и я попросил ее на обзор. Ничего подобного на муське не было и думаю что для многих этот обзор вообще будет первым упоминанием о таком музыкальном инструменте.
Ammoon является достаточно известным музыкальным брендом, мне известным в первую очередь по всяким гитарным штукам, так что изо всех представленных на томптопе калимб я выбрал именно эту.
А почему вообще калимба? Понял что ничего про нее не знаю, посмотрел видео — мне понравилось.
Material: African piano solid wood + carbon steel
Tonality: C tune
Keys: 17 keys
Item Size: 18 * 13 * 3cm
Item Weight: 275g
В комплекте:
Калимба, чехол, инструкция, наклейки на «язычки», молоточек для настройки, цепочка и цацка для красоты.
УПАКОВКА И ВНЕШНИЙ ВИД.
Так как инструмент деревянный и акустический, то вопрос качественной упаковки тут исключительно важен. К счастью, в этом плане все хорошо. Пусть упаковка и непрезентабельная, но она отлично делает то, что должна — защищает содержимое в пути. В остальном же это безликая толстостенная картонка, с толстым слоем поролона внутри.
А вот и сама калимба. Бывают разные ее вариации, но суть остается неизменной, это резонирующая коробка с парой-тройкой отверстий, в верхней части которой закреплёны язычки. По идее тот же варган является подобным инструментом, только там роль резонатора играет ротовая полость.
Ну, давайте глянем ближе. В моей калимбе 17 язычков. Их можно подстраивать, для чего служит молоточек. Постукивая им по язычку, меняем длину и звук того.
Под язычками установлены два брусочка. Ближний к играющему выполняет роль порожка, к дальнему можно еще и прицепить какую-нибудь веревочку для переноски или еще какую-то красоту. В моем случае это кисточка на цепочке. Выглядит дешёво, ну так и инструмент-то африканский.
Вместо округлого выреза тут фигурный, красивый. Сквозь него видна надпись Ammoon на внутренней стороне задней части.
Все углы аккуратно сняты и зашлифованы. Лакировки нет, текстура отлично ощущается, но как минимум покраска была, у всех деревях слишком однородный цвет.
Еще одна надпись Ammoon есть на верхнем торце.
С задней же стороны есть пара отверстий, с их помощью можно играть вибратто.
Собственно, вот и все насчет внешнего вида и устройства. Первое мне понравилось, второе очевидно и просто.
ИГРА НА КАЛИМБЕ И ЗВУК.
Даже если вы первый раз узнали о калимбе из этого обзора, то звук ее вы наверняка знаете — он часто появляется во всяких роликах про Африку\Ямайку и какие-то там креольские местечки. Лично для меня сама первейшая и стойкая ассоциация — Футурама. Серия где празднуют «робоноку», кванзу и что-то еще. Да кажется и в редкие моменты когда Гермес Конрад танцует лимбо тоже звучит как раз Калимба.
Стоит ли описывать как-то звук калимбы (да и можно ли сделать это так просто? опишите, к пример звук обычной гитары-дредноута со старыми струнами, или звук банджо), когда можно моментально сделать вывод, включив ролик?
Могу только сказать что звук этот реально необычный, с приятнейшими обертонами и, самое главное — он исключительно приятный. Ближайший его аналог — это звук музыкальной штакулки. Мне еще почему-то напомнило челесту (для тех, кто не знает про такую — «танец феи драже»)
Так вот, звук субъективно приятный не в той манере как шотландец скажет » а вы не слышали волынку? исключительно приятный звук!», а на самом деле приятный. Я которые сутки уже не могу отлипнуть. Да и дети тоже мимо не проходят.
Что касается строя, то он своеобразный. Я, как человек, привыкший играть на гитаре, нахожу его крайне необычным.
Соседние ноты гаммы находятся на противоположных сторонах калимбы
Для наглядности сравним стандартное расположение нот на фортепиано с расположением нот на калимбе. На фортепиано низкие ноты располагаются слева, высокие справа. Калимба отличается тем, что низкие ноты находятся в центре, а высокие располагаются по сторонам слева и справа. Основная последовательность расположения нот на калимбе — самое низкое звучание у среднего язычка, чуть выше звучание у язычка слева, еще выше звучание у язычка с правой стороны и т.д. поочередно.
Есть разные строи калимбы, приведу стандартный.
Я, к стыду своему, так и не смог освоить нот и теорию музыки, не хватило усидчивости.
Да, на калимбе можно играть и аккордами.
Аккорды можно играть по-разному.
1. Стандартный вариант. Например, можно сыграть сначала дополнительную ноту, а потом остальной аккорд (на калимбе, если нужно сыграть ноты аккорда одновременно, обычно их играют скольжением от самых длинных язычков к коротким).
2. Аккорд внутри октавы. Можно сыграть одновременно самую низкую и высокую ноту аккорда, а потом сыграть остальные две ноты аккорда.
3. Арпеджио – это игра нот не одновременно, а поочередно.
Кстати, вибрато дается своеобразно, похлопыванием по-над резонаторным отверстием (а-ля индейский клич с хлопками по рту)
В сети есть изрядное количество, хм, табулатур для игры.
что касается настройки — просто постукиваете молоточком чтобы сделать звук ниже или выше. тут в помощь обычный тюнер. В моем случае настройка была в С, где-то +20 центов. минут за 20-25 настроил. с погрешностью в цент.
Вообще, есть отдельная группа, посвящённая калимбе. Тут очень много разного полезного материала, выше я скопировал базовую информацию.
Вот пара интересных видео. В пачебелевском каноне, к слову, отлично показан принцип вибрато на калимбе. кстати, нашел даже табы
ну и моя импровизация на тему Enter Sandman. Было бы чуть дольше, но сын сбил. Следующие попытки были хуже, да я и эту не переоцениваю, это потолок моих умений )
ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Мне калимба понравилась. К моменту написания обзора она находится у меня уже порядка 3-4дней, и я постоянно ее терзаю. Выучить что конкретное мешает лень и отсутствие усидчивости, но просто таскать ее и бренчать уже в радость.
К качеству изготовления и звуку у меня претензий ноль, это не пластиковое укулеле за 5 баксов (хотя и того есть свои покупатели).
Кому может быть интересна эта штуковина? Не думаю что она будет интересна вообще не музицирующим людям.
А вот если какой-то интерес и\или опыт в звукоизвлечении есть, то, если не вести речь о личном пользовании, калимба может быть необычным и интересным подарком для какого-то знакомого музыканта ( от домашнего терзателя струн до способного рассуждать про обращение интервалов). Цена при таком раскладе совершенно подъемная, на уровне нормальной губной гармошки. Самое главное — штука реально необычная и надолго залипнуть с ней можно элементарно, благо она еще и габаритная, можно таскать с собой по дому.
если среди читателей найдутся обладатели калимбы, прошу черкнуть свои впечатления в комментах.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.