Камасутра что это такое
Значение слова «Камасутра»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проращивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «Камасутра»
Предложения со словом «камасутра»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «камасутра»
Библия учит любить ближнего своего, а «Камасутра» объясняет, как именно…
Теория технического анализа –Камасутра трейдеров, описывающая различные способы наступания на грабли; очень популярна у чайников.
Камасутра в ледяном нивариуме, танец живота с саблями, а то и «австрийская рулетка», когда в тебя стреляют ради развлечения – не каждый выдержит такую психотерапию день за днём.
Ассоциации к слову «Камасутра»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Камасутра: древнеиндийский трактат о любви и наслаждении
Самая узнаваемая и продаваемая книга в мире – Библия. Но для многих людей становится приятным сюрпризом тот факт, что второй по своей популярности и известности книгой является Камасутра. В переводе с санскрита данное понятие обозначает «афоризмы любви».
Камасутра: с чего все начиналось?
Точно неизвестно, когда и кем была написана книга. Ученые думают, что это знаковое событие произошло между первым и пятым веком нашей эры. Текст древнеиндийского трактата в социальном и политическом контексте ассоциируется с золотым временем Индии в период правления династии Гуптов. Тогда была создана не только Камасутра, но и многие другие важные тексты (например, Законы Ману), которые затем сыграли огромную роль в общем развитии человечества.
Авторство трактата приписывают некому Малланаге Ватсьяяну, выходцу из юго-восточной Индии. Он был ни столько автором Камасутры, сколько ее компилятором. Хотя не обошлось и без личного влияния, которое прослеживается в том, как именно Малланага объединил уже существовавшие тексты. Эротическая традиция в Индии имеет очень долгую историю, поэтому нет ничего удивительного в том, что автор Камасутры постоянно ссылается на другие тексты.
Цель создания трактата: кому и зачем нужна Камасутра?
Жители Западной Европы, услышав слово «Камасутра», сразу думают о сексе и о различных позах. Но данная книга является древним трактатом, который рассказывает обо всех аспектах искусства любви: начиная от типов телосложения и свойственных им психологических черт и заканчивая мельчайшими деталями отношения полов (процесс знакомства, традиции заключения брака, свадебные обряды, характеристики добропорядочной семьи и многое другое).
Важнейшая цель книги заключается в предоставлении человеку возможности самореализации в условиях жестко регламентированного общества. Основное предназначение Камастуры:
В первоначальном варианте Камасутра была написана для элиты общества и людей высшего класса. Данная книга описывает жизнь и отношения привилегированных каст.
Главная функция Камасутры – педагогическая. Трактат расширял существовавшие границы и призывал бороться с предрассудками, тогда как другие книги устанавливали ограничения и строго регламентировали поведение людей.
Пути достижения трех добродетелей (дхармы, артхи и камы) – еще одна цель Камасутры. Автор особый акцент делает на каме, поскольку данное понятие обозначает получение неземного наслаждения при взаимодействии с любимым человеком.
Структура Камасутры
Книга написана на санскрите в форме, которую современный человек определяет как стихотворную. Количество таких стихов в книге равно двенадцати тысячам пятидесяти.
Древнеиндийский трактат о любви разделен на семь разделов, сорок девять частей и шестьдесят четыре главы. Существует пять манускриптов оригинального текста, хотя очень трудно определить, какой именно манускрипт является оригиналом.
Разделы Камасутры:
Раздел 1: о содержании книги и общих понятиях
В первой главе первого раздела речь идет о том, что основной предмет науки Камасутры – поклонение трем добродетелям. Это именно то, что нужно человеку для укрепления его стойкости и получения сексуального наслаждения. Затем идет содержание науки – перечисление всех разделов, частей и глав.
Вторая глава рассказывает о путях достижения трех добродетелей. В третьей главе указано, что Камасутру мужчина должен изучать постоянно, а девушка – только до замужества. Если же супруг не будет против, то женщина может продолжать изучение трактата. Затем автор рассматривает различные жизненные ситуации, и, исходя из социального статуса девушек, дает им дельные рекомендации. Так, к примеру, молочная сестра, которая выросла вместе с принцессой и уже делила ложе с мужчиной, может стать отличной учительницей. Благодаря такой наставнице девушка в будущем станет примерной и мудрой женой, которая сможет подчинить своей власти самого строптивого супруга.
В четвертой главе описывается жизнь горожанина и правила, которым он должен следовать, если хочет заслужить репутацию воспитанного, культурного, серьезного и солидного мужчины. А пятая глава посвящена обязанностям посредников и друзей мужчины.
Раздел 2: о наслаждении, любовных ласках, способах возлежания и ссорах
В этом разделе автор рассказывает о любовном наслаждении согласно природе, мере и времени. Он условно делит всех мужчин на «быков», «зайцев» и «коней», а женщин – на «кобылок», «газелей» и «слоних».
Существует 4 вида любви:
Затем идут рассуждения о важности объятий, поцелуев, царапин ногтями, ударов, укусах, местных обычаях. Детально описываются их виды и даются советы, которые помогут достичь максимального наслаждения.
Способы возлежания и особые наслаждения автор рассматривает очень детально. Некоторые главы второго раздела учат женщину правильно подражать мужчине, когда у него есть желание продолжить половой акт, но сил активно двигаться уже не осталось.
Особое место в разделе отведено мужским способам сближения с девушкой и любовным ссорам.
Раздел 3: секреты правильного обращения с девушками
В третьем разделе автор дает мужчине наставление в выборе невесты. Так, мужчине не стоит жениться на девушке, которая:
Камасутра объясняет, как определить новое родство, приблизиться к девочке и заслужить ее уважение, пробудить в девушке доверие, заключить брак. Подробное разъяснение знаков поведения, выражений лица и описание процесса домогательства позволяют мужчине не попасть впросак и сделать все правильно.
В главе двадцать девятой третьего раздела указано, что нужно делать девушкам, чтобы привлечь желанного супруга, и как выбрать достойного мужа среди домогающихся.
Раздел 4: правила поведения для замужних женщин
Камасутра учит, что единственная жена обязана быть беспредельно предана супругу и угождать ему так, как будто он бог. Супруга должна выполнять ряд обязанностей (выращивать овощи и цветы, уважать родственников, заниматься благоустройством дома, не вступать в разговор с нищими, готовить ту пищу, которая нравится ее мужу, красиво одеваться, ухаживать за собой и многое другое). Во время отсутствия мужа жена должна спать со свекровью, носить приносящую счастье одежду и выполнять все обязанности по дому.
Если жена не рожает детей или рожает только девочек, имеет дурной нрав, не отличается особым умом или перестает привлекать супруга, то мужчина может взять в жены еще одну девушку. Камасутра учит женщину, как ей правильно вести себя в роли старшей или младшей супруги, а мужчину – как содержать гарем и достойно обращаться со многими женщинами, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Отдельная глава посвящена вдовам, которые желают еще раз выйти замуж.
Раздел 5: как соблазнить чужую жену
Соблазнению чужих жен посвящен пятый раздел. Камасутра объясняет мужские и женские нравы, рассказывает, почему замужняя женщина, испытывая влечение к другому мужчине, ведет себя уклончиво.
В сорок второй главе указано, какими добродетелями должен обладать мужчина, чтобы иметь успех у замужних женщин. Затем речь идет о легкодоступных женщинах и способах их соблазнения. В пятом разделе объясняются действия посредницы, разъясняется любовь владык.
Раздел 6: кто такие гетеры и как себя с ними вести?
Гетера – это девушка легкого поведения, во время посещения которой мужчина получает наслаждение. В шестом разделе детально рассматриваются причины посещения, типы посетителей и помощников. Камасутра учит гетер правильно:
Раздел 7: тайные знания и наставления
Последний раздел Камасутры посвящен различным рецептам, которые помогут стать привлекательным, подчинить понравившуюся девушку, приготовить возбуждающие средства, восстановить угасшее влечение, увеличить член и т.д.
Последняя глава седьмого раздела рассказывает, как приготовить особые средства, которые расширяют или суживают детородные органы девушек, вызывают безумие, меняют цвет волос, делают предметы невидимыми, приносят долгую жизнь и славу.
Камасутра что это такое
О способах возлежания
Предлагаемая вашему вниманию книга не просто хорошо иллюстрированный альбом сексуальных позиций. В ней мы попытались связать воедино опыт современных сексуальных традиций Запада с мудростью веков Востока, сконцентрированных в одном из самых известных трактатов на тему воспитания сексуальной культуры — «Камасутре», книге сохранившей свою значимость по наши дни.
Первое издание «Камасутры» — буквально «Наставления в каме», т. е. в сфере чувственных желаний человека, — в западном мире состоялось в 1883 году в Англии. Этот перевод Ричарда Бартона и Ф. Ф. Арбетнота вышел крайне небольшим тиражом и анонимно. Дальнейший путь этой книги тоже был нелёгок — тем более у нас, в России, где она ханжески была отнесена к порнолитературе.
Этот памятник древнеиндийской культуры, созданный более полутора тысяч лет тому назад, вообще нельзя отнести исключительно к эротической литературе. «Камасутра» была написана с целью практического и детального просвещения во всех аспектах любовных отношений высших, и по тем временам передовых, слоёв общества.
Древние индийцы считали человеческую личность полноценной лишь в том случае, если она гармонично сочетала три её начала: дхарму — нравственный закон, артху — полезность и каму — удовлетворение чувственных желаний.
«Камасутра» — продукт общества, сильно отличающегося от нашего. Индийские философы справедливо полагали, что нет ничего постыдного в сексуальных удовольствиях. Они разделяли понятия деторождения и занятий сексом. Рожать могут и звери, а получить истинное удовольствие — удел человека. Поэтому цель гармоничного и образованного человека не только в достижении беременности, которая завершает собою старания и удовольствия, но и в достижении сладострастия, которое можно получить, лишь научившись премудростям секса. Именно подробнейшему изучению этих премудростей и посвящена «Камасутра».
Индийцы, в отличие от нас, прекрасно понимали, что залог счастливого брака и устойчивость в целом такого общественного института, как семья, зависит в первую очередь от половой гармонии.
Причины этого кроются в индивидуальных специфике и размере половых органов мужчины и женщины. Мы об этом не задумываемся, но при половом акте значение имеют такие факторы, как кривизна и размеры женских половых органов и пениса, положение клитора, вес партнёров, размер ягодиц женщины, полнота и рост партнёров.
Удивительно, но за полторы тысячи лет до нашего просвещённого века об этом были прекрасно осведомлены древние индийцы. В «Камасутре» приводится детально разработанная система совместимости и взаимодействия половых партнёров в зависимости от типоразмеров их половых органов. Мужчины делятся на «зайцев», «быков» и «коней», а соотносящиеся с ними женщины — на «газелей», «кобыл» и «коров».
Сообразно с этим «Камасутра» определяет и варианты соития:
• равное — «заяц» — «газель», «бык» — «кобыла», «конь» — «слониха»;
• высокое — «бык» — «газель», «конь» — «кобыла»;
• низкое — «заяц» — «кобыла», «бык» — «слониха».
Равное соитие полагается лучшим, высокое — средним, низкое — худшим.
В соответствующих главах «Камасутры» — «О способах возлежания», «Об особых наслаждениях», «О подражании мужчине» и «О мужских способах сближения» — приводятся позиции, применяя и комбинируя которые партнёры смогут добиться оптимальных результатов: мужчина с небольшим половым членом удовлетворит самую взыскательную партнёршу, а мужчина со слишком большим пенисом сможет доставить женщине максимум удовольствия без опасения её травмировать.
Приведённые ниже сексуальные позиции помогут каждой паре подобрать для себя тот вариант, который позволит партнёрам доставить друг другу максимальное наслаждение.
Позиции «мужчина сверху»
Когда оба охвачены влечением, «газель» при «высоком» наслаждении возлежит, расширяя нижнюю часть; «слониха» при «низком» наслаждении — как бы суживая. Где соединение соразмерно, там она лежит естественно.
Так она принимает мужчину нижней частью.
Вероятно, это самая распространённая и наиболее часто практикуемая позиция. Хотя она лишена оригинальности, в ней можно поддерживать быстрый ритм и высокую интенсивность фрикционных движений. Эта поза по справедливости носит название «мужской», так как управляется исключительно мужчиной. Движения женщины в ней ограничены. Достоинством этой позиции является то, что мужчина может комбинировать фрикционные движения с поцелуями в губы, шею, уши и грудь партнёрши. Она также позволяет парам смотреть друг на друга во время соития. Поскольку большинство женщин предпочитает, чтобы в положении «мужчина сверху» партнёр сильно прижимался к её груди своим телом, массивному мужчине следует контролировать свой вес за счёт опоры на руки (или локти), чтобы не причинить вреда партнёрше. Чтобы обеспечить более глубокое проникновение пениса во влагалище, женщина может сжимать своими ногами талию мужчины или поднимать их согнутыми в коленях над его талией. Чтобы компенсировать большую разницу в росте партнёров, под спину женщине можно подложить подушку.
Кама [удовлетворение чувственных желаний] — действие приятное для слуха, осязания, зрения, вкуса, обоняния — каждого в своей области; их направляет разум, что соединён с телом. Преимущественно же кама — это ощущение плодоносное, связанное со стремлением к удовлетворению и вызванное особыми прикосновениями. Пусть достигают её с помощью «Камасутры».
1. Женщина лежит на спине с раздвинутыми и согнутыми в коленях ногами (в «Камасутре» способ, при котором женщина принимает мужчину, не опуская бёдер и раздвинув их в стороны, называется «растянутым»), таким образом обеспечивая лёгкий доступ к своим половым органам. Мужчина лежит на ней, располагаясь между её бёдрами, опираясь на локти и колени. Недостатком этой позиции является то, что при длительном половом сношении мужчина в этом положении сильно устаёт.
2. После введения члена во влагалище, женщина вытягивает левую ногу, помещая её между ногами мужчины. В такой позе мужчина, удерживая большую часть своего веса на левом боку, имеет возможность ласкать женщину правой рукой. По сравнению с первой эта позиция имеет то преимущество, что половые органы партнёров расположены не на одной оси, поэтому они оказывают друг на друга большее давление, так как член входит во влагалище под углом.
Страна контрастов: для чего была написана Камасутра
О целибате, женской красоте и цели человеческой жизни
В представлении обывателя, Камасутра — это книга о том, как наслаждаться отношениями с противоположным полом, а ее родина, Индия — таинственная восточная страна, где хранятся секреты, которые сделают сексуальное наслаждение более изощренным. Однако это совсем не так. Цель Камасутры — научить человека контролировать свое вожделение и, в конце концов, свести желания плоти к нулю. Как была написана эта книга и как, с точки зрения традиционной культуры Индии, следует относиться к сексуальным побуждениям, я расскажу в новой статье для «Реального времени».
Причина написания Камасутры
Примерно в третьем веке нашей эры в Индии жил философ и ученый Ватсьяяна Малланага. У него было много учеников. Однажды ученик спросил у мудреца:
— Как мне жить, если меня мучает вожделение?
— Человеку, который не может контролировать свои чувства, надлежит вступить в религиозный брак и удовлетворять свое вожделение с законной женой для зачатия детей, — ответил мудрец.
— Но если у меня много вожделения? — снова спросил ученик.
— Тогда тебе нужно иметь много детей.
— Но если вожделение все равно мучает меня?
— Тогда ты можешь вступать в отношения с женой раз в год.
— Но если мне и этого мало?
— Тогда ты можешь удовлетворять свои чувства раз в месяц. Но знай, что твой духовный прогресс остановится, ты будешь терять жизненную силу и разум.
— А если и раз в месяц для меня слишком мало?
— Тогда тебе лучше пойти и утопиться в священной реке. Тогда ты очистишься, получишь новое тело и перестанешь жить, словно животное, идущее на поводу своих половых органов, — ответил Ватьсяяна, с состраданием глядя на своего ученика.
После этого разговора Ватсьяяна решил написать Камасутру. Сам он был отреченным человеком, найштхика-брахмачари, то есть никогда не имел отношений с женщинами и полностью отказался от половой жизни на уровне действий, речи и ума. Что же он мог знать и написать об этом? Тут нужно сделать ремарку: все ведические писания (шастры), в том числе те из них, что составлены людьми, основаны не на личном опыте человека, а на знании законов устройства мира, которое передается по парапаре, цепи ученической преемственности. И Ватьсяяна, будучи мудрецом и самоосознавшей себя душой, обладал совершенным пониманием всех сфер человеческой жизни, даже не принимая во многих из них участия.
Камасутра — это огромное произведение, в котором последовательно изложены социальные, экономические, политические и нравственные аспекты жизни человека. Фото wikiwand.com
Что же представляет собой изначальная Камасутра? Это вовсе не те эротические брошюры, в которые ее превратили западные издатели. «Кама» на санскрите означает «вожделение», а сутра — «суть». Камасутра учит, как удовлетворять вожделение правильным образом, чтобы это в итоге привело не к деградации человека, а к очищению его сознания. Камасутра — это огромное произведение, в котором последовательно изложены социальные, экономические, политические и нравственные аспекты жизни человека. Также там есть раздел о том, как правильно зачинать детей — это лишь небольшая часть этого труда. Далее я расскажу о том, как, согласно шастрам, человеку предписано регулировать свою потребность в общении с противоположным полом.
Только для зачатия детей
Шастры говорят, что все аспекты жизни цивилизованного человека в отличие от животного должны быть урегулированы. Большую часть жизни (75%) человеку надлежит соблюдать целибат. С 5 до 25 лет мальчик является брахмачари, учеником. Он живет в гурукуле под присмотром гуру, учителя, где обретает материальные навыки и изучает священные писания. В это время ему строжайше запрещено общение с женщинами. За эти годы с помощью аскез и дисциплины мальчик становится способным контролировать свои чувства. В 25 лет он должен решить, сможет ли принять брихад-врату, великий обет отречения от мира, и стать найштхика-брахмачари, тем, кто никогда не терял своего семени. Если учитель видит, что ученик не способен на это, юноша женится.
Но и в браке физическая близость между мужем и женой разрешается только для зачатия детей. Недопустимыми и греховными считаются контрацептивные средства, как и сексуальные отношения без цели зачать ребенка. Что уж говорить об аборте, который в шастрах приравнивается к убийству человека.
Причем для зачатия необходимо выбрать благоприятный день. Супруги обращаются к астрологу, который говорит им о подходящей дате для близости, важно также, чтобы это совпадало с нужным днем в цикле женщины. Самому процессу зачатия предшествует процедура гарбадхана-самскара. Муж и жена за какое-то время до дня зачатия ребенка раздают пожертвования брахманам, устраивают пиры, служат коровам и берут на себя другие аскезы, собирая благословения старших и священнослужителей. В день физической близости супруги должны посвятить все свое время духовной практике и правильно настроить свое сознание. Все это делается для того, чтобы был зачат благочестивый ребенок. И в наши дни последователи этой культуры в Индии и за ее пределами понимают, что от сознания родителей в момент зачатия зависит то, какая душа привлечется в лоно женщины. Во время беременности близость между мужчиной и женщиной запрещена.
Большинство индийцев и в настоящее время вступают в брак девственниками: пока родители не нашли им спутника или спутницу, они остаются таковыми. Фото Ананты Вриндаван
Человек, воспитанный в современной культуре, основанной на культе секса, может удивиться такому положению дел. Однако, могу вас заверить, и в наши дни существует огромное количество семей, которые за всю свою жизнь вступили в близость только несколько раз, и у них несколько детей. При этом такие браки очень крепкие, супруги верны друг другу, потому что в Индии существует культура семейных отношений, позволяющая удовлетворять чувства на более высоком уровне.
Большинство индийцев и в настоящее время вступают в брак девственниками, даже если им 30—40 лет: пока родители не нашли им спутника или спутницу, они остаются таковыми. Сексуальные отношения и в наше время все еще не стоят в индийской культуре на первом месте. И хотя западные доктора-сексологи вслед за Фрейдом учат, что нужно как можно чаще вступать в половые отношения, так как их отсутствие приводит к раздражительности и агрессии, наблюдения за индийцами легко опровергают эту научную теорию. Эти люди очень добрые и спокойные, несмотря на то, что не вступают в связь до брака. Кстати, культура ранних браков, которая до недавнего времени существовала в Индии (например, Махатма Ганди женился, когда ему было 14, а его жене 11 лет), тоже призвана была защитить человека от вожделения. Вступив в законный брак в период, когда пробуждается половое влечение, человек по крайней мере удовлетворял свои желания законным образом.
В 50 лет мужчина и женщина принимают ванапрастху, то есть они живут вместе, но у них больше не может быть физической близости. Еще позднее мужчина принимает санньясу, то есть полностью отрекается от семейной жизни и уходит жить в монастырь, чтобы проповедовать людям об истинной цели жизни человека — служении Господу и подготовке к смерти. Жена с этого момента считается вдовой и живет с детьми.
В 50 лет мужчина и женщина принимают ванапрастху, то есть они живут вместе, но у них больше не может быть физической близости. Фото Ананты Вриндаван
Враг человека
Именно поэтому вожделение называется величайшим врагом человека на пути самоосознания. Синоним вожделения — иллюзия, майя. Например, в шастрах неоднократно встречается реалистичное описание того, что представляет собой мужское и женское тело. Это кожаный мешок, набитый испражнениями, кровью, слизью, сердцем, кишками, печенью, жиром и так далее. Но иллюзия действует так сильно, что такое сочетание кожи и плоти привлекает человека.
Расскажу известную в Индии историю под названием «Жидкая красота»: одного мужчину сильно привлекла красота молодой женщины, и он хотел силой сделать ее своей женой. Она попросила его вернуться через неделю. Все это время она пила слабительное и сливала испражнения и рвоту в кувшины во дворе. Когда мужчина вернулся, он не узнал свою исхудавшую и бледную возлюбленную: «Где твоя красота?», — спросил он. «Вот она», — ответила девушка и показала на источающие зловоние горшки.
Говорится, что когда мужчина смотрит на женщину, стоящий рядом Купидон немедленно выпускает стрелу, называемую мохана. Фото wikipedia.org
Говорится, что когда мужчина смотрит на женщину, стоящий рядом Купидон немедленно выпускает стрелу, называемую мохана (что значит «зачарованность», «иллюзия», «безрассудство»), в результате чего мужчина зачаровывается красотой женского тела. После этого Купидон выпускает еще четыре стрелы: стамбхану (которая парализует мужчину и заставляет его забыть обо всем остальном), унмадану (которая опьяняет его), шошану (которая пробуждает сильное влечение) и тапану (которая пронзает сердце и разжигает в нем огонь). Так мужчина становится рабом женщины (а женщина — мужчины).
Целибат же «увеличивает продолжительность жизни, исходящее от тела сияние, силу, энергию, знание, красоту, славу, благочестие и преданность истине» («Шримад-Бхагаватам»). Также он укрепляет здоровье, сохраняет физическую и умственную энергию, позволяет проникать в суть философских истин, дает мужество, бесстрашие, силу духа. Божественное знание открывается тому, кто практикует отказ от секса. В шастрах говорится: «Когда половые отношения вызывают у человека отвращение — это начало духовной жизни».
Не оставаться наедине даже с матерью и дочерью
Поскольку вожделение — это великий враг, в писаниях приводится огромное количество примеров, которые показывают, что даже самые возвышенные личности не застрахованы от падения. Например, великий йог Вишвамитра Муни совершал в лесу на берегу водоема суровые аскезы, отказавшись от всех чувственных наслаждений. Но когда мимо проходила небесная куртизанка Менака и просто опустила в воду ступню, колокольчики на ее ножном серебряном браслете зазвенели, и это стало причиной падения мудреца.
Менака соблазняет Вишвамитру. Картина Раджи Рави Вармы
Зная о том, насколько сильны чувства, шастры строго запрещают свободное общение между мужчинами и женщинами, совместное обучение в школах, общение на работе (женщинам работать вне дома неблагоприятно). Они сравнивают мужчину с маслом, а женщину с огнем: масло тает, когда находится рядом с огнем. Свободно общаться с женщинами в культуре могут только неприкасаемые и шудры, то есть те, кто не имеет высоких жизненных целей. Цивилизованному же человеку предписывается терпеть сексуальное возбуждение подобно чесотке: если ты почешешь кожу, то зуд станет еще сильнее, поэтому лучше просто подождать, пока он утихнет сам собой. Причем близкое общение запрещено даже с родственниками другого пола. В «Ману-самхита» (2.215) говорится: «Не следует оставаться в уединенном месте с матерью, сестрой или дочерью, ибо чувства настолько могущественны, что увлекают даже ученого человека».
Моя русская подруга, которая много лет живет в традиционной индийской семье, рассказала мне, что в большой семье, где все находятся под одной крышей (братья с женами и детьми, пожилые родители), мужу и жене не позволяется разговаривать прилюдно, только наедине. Молодожены, влечение которых друг к другу в первые годы брака особенно сильно, очень мало общаются прилюдно. В некоторых семьях, чтобы избежать незаконного секса (к которому относится связь в неблагоприятное время и не для зачатия ребенка), пожилые матери или бабушки ложились спать в одной комнате с новобрачными. Также в традиционной культуре считается, что жена не должна смотреть мужу в глаза и смеяться при нем, так как это может возбудить его чувства.
Приличным женщинам в культуре предписано носить целомудренную закрытую одежду (сари), покрывать голову, не выходить без сопровождения на улицу, не танцевать и не петь на публике. Также не допускается равноправие и независимость женщин: они всегда должны быть под защитой отца, мужа или старших сыновей, иначе это создает лишние беспокойства в обществе. Недопустимы также разводы, это считается грехом.
Ко всем женщинам, кроме своей жены, мужчина должен относиться как к матери, даже если они младше. И сейчас в Индии к женщинам обращаются мата, матаджи. А женщины должны относиться ко всем мужчинам, кроме мужа, как к сыновьям.
Приличным женщинам в культуре предписано носить целомудренную закрытую одежду (сари), покрывать голову. Фото Ананты Вриндаван
Тело человека и тело животного
Научный факт, который соотносится с утверждением шастр: животное гораздо лучше человека может удовлетворить свою похоть. Обезьяны, свиньи, голуби способны без последствий для здоровья заниматься сексом целый день. Но человек отличается от животного тем, что у него есть потребности высшего порядка и интеллект, с помощью которого он может осознать цель своей жизни. Приведу историю об одном человеке, его звали Билвамангала Тхакур. Он был очень сильно привязан к проститутке, настолько, что даже в сильный шторм переплыл реку, держась за крокодила, и перелез через забор, не заметив, что держится за змею, чтобы встретиться с нею. Он надеялся, что возлюбленная оценит его подвиги. Однако она сказала ему: ««Ты так привязан к этому мешку из плоти, крови и костей. Тебе лучше привязаться к служению Господу Кришне, источнику блаженства. Ступай во Вриндаван. Там ты обретешь полноту удовлетворенности и вечное счастье». Это заставило Билвамангала Тхакура глубоко задуматься. Не в силах бороться со своей привязанностью к женскому телу, он выколол себе глаза, оставил эту женщину и до сих пор прославляется в Индии как великий святой.
Однако шастры призывают не только к отречению и отказу от греховной деятельности. Они состоят не только из запретов, но также дают позитивный процесс, с помощью которого можно удовлетворить свои чувства благочестивым образом. Мы уже рассказали о том, как это делается в семье. Также в индийской культуре можно наблюдать, как люди занимают свои чувства тем, чтобы устраивать пышные религиозные праздники, ежедневное поклонение в храмах, приготовление освещенной разнообразной пищи. Они любят веселое общение в семейном кругу, с друзьями, часто посещают катху (рассказы из священных писаний о святых мудрецах и Боге), лекции. Таким образом их чувства удовлетворяются и они не хотят грубых утех (конечно, я говорю далеко не обо всех индийцах, особенно не о жителях больших городов, но подавляющее большинство населения все-таки пока еще очень сильно ценит эти традиции).
Все практики, с помощью которых можно занять свои чувства правильным образом, замечательно описаны в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупы Госвами, жившем в XVI веке, или в переложении этой книги «Нектаре преданности». Там в частности говорится, что если человек занимает свои чувства тем, чтобы молиться Богу, обсуждать священные писания, размышлять об этом, приходить в храм и лицезреть форму божества на алтаре, то постепенно он очистится от всех материальных желаний и с такой же силой, с какой он раньше был привязан к мужчине или женщине, привяжется к Богу.