Камень на могиле что означает
Камень на могиле что означает
В более поздние времена, когда еврейская нация уже полностью сформировалась, происходило нечто подобное. Во время Исхода из Египта евреям некогда было хоронить своих умерших собратьев. Это занимало бы слишком много времени, которое в их походных условиях и без того было крайне ограниченным. Тогда и отыскалось нестандартное решение. Чтобы предохранить тела усопших от поедания хищниками, живые обкладывали их камнями.
По всей видимости, именно в те времена начала складываться традиция возложения камней на могилы умерших. Булыжник, не меняя формы, может лежать столетиями. Так что камни, положенные на могилу, будут вечно предохраняя усопшего от осквернения. А чем больше их будет лежать на могиле, тем лучше сохранится тело покойного. Так и стал камень символизировать вечность.
Количество камней, положенных на могилу, стало показывать еще и степень уважения усопшего при его жизни. Их количество также демонстрировало то, людей еще помнят и продолжают любить ушедшего из жизни человека. Вот и получается, что простое практическое действие, к которому евреи прибегли вынужденно, получило глубокий философский подтекст, превратившись в традицию, сохраняющуюся до наших дней.
Однако данная интерпретация – только часть еврейской идеологии. Камни для них несут еще одну нравственную нагрузку. Мудрецы говорят, что камки Эрец Исраэль являются осколками Иерусалимского храма, разрушенного завоевателями Иудеи. Укладывая камень на могилу умершего человека, евреи, как бы проводят аналогию со своей историей, наполненной славой и трагедиями, великими достижениями и драматическими падениями. Это прошлое, которое дало миру множество философов и ученых, великих царей и героев-воинов. Но главное, евреи подтверждают традиции своего народа, зародившиеся тысячи лет назад и сохраняющиеся в памяти народной до настоящего времени.
Для чего туляки клали в гроб палки, а на могилы камни
Игорь Бурцев, научный сотрудник государственного музея-заповедника «Куликово поле», рассказал «МК в Туле» об обычаях жителей Тульской области, связанных с загробным миром и похоронами. Данные получены в ходе этнографических экспедиций в Кимовский район.
Один из странных обычаев, распространенных на указанной территории – класть палку в гроб.
Еще один любопытный обряд, используемый не только на территории Куликова поля, но и в Туле, и не только среди русского населения, но даже среди иудеев: на могилу кладут небольшие камушки, часто взятые из стен дома, где жил покойник. Народные предания дают объяснения этой традиции.
«Существует несколько объяснений обычаю класть на могилу камень. По мнению одних куликовцев, с этим камнем на могилу из дома переносится душа покойного. Другие же считают, что положенный на могиле камень открывает на «том свете» окно: если не положить камень, умерший будет «сидеть» в темноте. Есть и другое поверье: «На могилу камень кладут – как крышу делают». Существует мнение, что камень преграждает дьяволу «вход» в могилу. Но чаще всего камень кладется на могилу, чтобы умерший «больше не ходил». Местные жители вспоминают случаи, когда умершие во снах являлись, и просили положить на могилу камень. После того, как живые исполняли эту просьбу, явления умершего во снах прекращались».
padolski
Традиции и ритуалы
Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога
АВТОР СТАТЬИ
Игумен Федор (Яблоков)
– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.
Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.
Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.
Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.
– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?
– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.
– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.
– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?
– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.
Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.
Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.
То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…
Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!
Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.
– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?
– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.
Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.
– Когда принято посещать кладбище?
– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.
– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?
– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.
Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…
– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?
– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.
– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?
– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?
А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.
– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?
– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.
– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?
– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется).
Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.
– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?
– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.
Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.
– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.
– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.
Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.
При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.
Вопрос.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Может кладут то, что любил покойный.
На nn.ru похожая тема была уже, но там тоже ничего по существу не было сказано, поэтому, не буду давать ссылку.
ПыСы. У Цветаевой есть стихотворение, посвящённое Бальмонту. Т.к. я в стихах не силён, вот просто четверостишие:
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Почему евреи кладут камни на могилы
Многие из вас почитают древнюю традицию возложения цветов на могилы. Однако на еврейских могилах вы не увидите ни одного цветочка. Их могилы покрыты камнями. Но почему евреи так делают, и откуда взялась такая традиция?
Люди покрывают могилы своих мертвецов цветами ещё с доисторических времён. Даже в пещерных поселениях археологами были обнаружены могилы, выложенные цветами. Древние люди при погребении использовали цветы и продукты. Но еврейские правители и представители власти и духовенства всегда выступали против возложения цветов на места захоронений. Хотя в Талмуде в некоторых местах и упоминается, что в погребении Берахот использовались цветочки и специи, но основным мнением по этому поводу оставалось то, что это является языческим обычаем.
На традиционных еврейских кладбищах надгробия покрыты галькой. Эти камни имеют разные размеры, варьирующиеся от яйца до футбольного мяча. Сложены эти камни без рисунка или орнамента, просто в свободном порядке. Если вы посетите военное еврейское кладбище в Иерусалиме, то вы увидите могилы солдат полностью заваленные камнями так, что они похожи на небольшие бастионы.
Многие люди воспринимают камни, ка нечто суровое, мрачное. Они считают их неподходящими подношениями на могилы. Но в иудаизме камни носят особый характер. Если вы откроете Библию, то из неё вы узнаете, что жертвенник, это всего лишь груда камней.
На них человек приносит жертву Богу. Авраам приносил в жертву своего сына на камне, называемом хашитьях, который считается основанием мира. Для евреев самым святым местом считается Стена Плача, представляющая собой груду камней. Как говорят евреи, есть люди с каменным сердцем, а есть достающие камни из сердец. Так почему же евреи кладут камни на могилы?
Этому древнему обычаю есть несколько объяснений от суеверий до практической стороны. Согласно суеверию, положенные на могилу камни удерживают внутри могилы душу умершего. Такое поверье уходит корнями в Талмуд, где сказано, что души продолжают жить в течение какого-то времени в могиле, куда помещены тела мертвецов. Евреи считают, что могила, называемая ими постоянным домом, сохраняет некоторые аспекты души умершего.
Камни не просто какой-то знак, они считаются средством, удерживающим мертвецов на месте. В некоторых народных поверьях говорится о добрых душах, которые испытали ужасный страх перед смертью, поэтому они не могут найти покой. Для того, чтобы они не могли выбраться наружу из-под земли, выстраивается преграда из камней. Еврейская мифология имеет много историй о привидениях, выбравшихся в мир живых. Так что одним из объяснений почему евреи кладут камни на могилы, является гарантия, что души не выберутся на поверхность, оставаясь там, где им положено быть.
Согласно ещё одной версии считалось, что еврейские священнослужители могут стать нечистыми, если будут непосредственно контактировать с покойником. Поэтому, чтобы оградить их от таких контактов, могилы сверху выкладывали камнями. Гальки на надгробиях служили предупреждением для раввинов, что к этому месту нельзя приближаться.
Другая версия говорит нам о том, что как бы ни хороши и красивы были цветы, они быстро увядают. Этим цветы отличаются от долговечных камней. Об этом говорит Исайя. Любая плоть, буть то трава, со временем увядает, поэтому евреи считают, что принесённые на могилу цветы являются плохим символом долгой памяти.
Память должна длиться вечно, а для этого больше подходят камни, как символ её постоянства, так как не могут умереть. На многих надгробиях евреи пишут фразу, которая переводится, как “да будет его душа будет связана узами вечной жизни”.
Раньше среди евреев было много пастухов, но они не могли считать. Поэтому пастухи носили специальную сумку через плечо, в которой лежало столько камней, сколько овец было в стаде. Они не надеялись на свою память в подсчёте особей в отаре.
Кладя камни на могилу, евреи просят Бога удержать душу в Его праще. Бог заботится о душах, и каждый камешек, положенный на могилу, является напоминанием об умерших. Камень также является символом древности и основательности иудаизма. Когда человек сталкивается с хрупкостью жизни, иудейские традиции напоминают ему о постоянстве. Если другие вещи могут исчезнуть, то камни остаются вечными всегда.
Ещё одно из объяснений заключается в том, что лежащие на еврейских могилах камни защищают души умерших от проникновения в могилу злых духов и демонов, которые хотят похитить их. В Библии есть упоминание, когда Иисусу Навину Бог велел сложить памятник из двенадцати камней, символизирующих колена Израиля в веках.
Поэтому такое изображение израильтян вылилось в практику оставления на надгробиях камней. Когда-то давно евреи были кочевым народом, поэтому изначально они помечали свои поселения камнями. Евреи жили в засушливых местах, где было трудно копать могилы, поэтому захоронения были неглубокими. Чтобы их не разрыли дикие животные и не растащили останки, они клали на могилу тяжёлые камни. Этот обычай объясняется и практической стороной.
На протяжении тысячелетий евреи верны своим древним традициям. В наше время каждый еврей, посещая кладбище, приносит с собой гальку. Чем больше камней на могиле, тем чаще её посещали близкие и друзья покойного. По их количеству можно узнать, сколько человек посетили могилу, почтив память покойного.