Каменная керамика что это такое
Каменная керамика. Что это за зверь?
Большинство моих работ – это каменная керамика. Что это такое?
Каменная керамика (или высокотемпературная керамика) — это термин для керамических изделий, изготовленных из каменной массы и обжигаемых при высоких температурах (1100-1400°С). При такой температуре вода, воздух из глиняной массы полностью удаляются, и изделие остаётся плотным, малопористым и очень крепким. Профессионалы ресторанного дела выбирают каменную керамику именно из-за её прочности. Сверху поверхность дополнительно покрывается пищевой глазурью, благодаря которой изделие не будет впитывать вкусы или запахи продуктов, а также его очень легко чистить. Каменную керамику можно мыть в посудомоечной машине, хотя ручная мойка по-прежнему более желательна. Почему я выбрала каменную керамику? Потому что я хочу быть уверенна в качестве моих работ и вашей безопасности.
Основные преимущества каменной керамики:
• ударопрочность, прочность на изгиб
• надежность, долговечность
• стойкость к перепаду температур, к появлению сколов
• цвет посуды остаётся без изменений после длительного использования
• низкое водопоглощение (можно мыть в посудомоечной машине)
• высокая сопротивляемость к химическим веществам и механическому воздействию — царапинам по поверхности изделия.
И в качестве вишенки на торте мы с вами получаем приятные тактильные ощущения, великолепную текстуру и внешний вид посуды. Это же находка!
Оценить все преимущества каменной керамики можно прямо сейчас. Позвольте себе удовольствие выбирать качественную посуду для дома.
Каменная керамика: прочная и элегантная альтернатива фарфору
Каменная керамика также известна как высокотемпературная. В английском языке ее принято обозначать термином «stoneware». Наряду с фаянсом, майоликой, полуфарфором и фарфором такая керамика относится к разряду тонкой, в то время как неглазурованную и гончарную керамику принято называть грубой.
Сырьем для ее производства служат каменные массы на основе шамота, кварца, каолина и полевого шпата. Выглядят они как непрозрачные тугоплавкие плотно спекшиеся черепки светло-коричневого либо серого оттенка. Температура обжигания изделий по данной технологии достигает 1100-1400°С. Готовый черепок получается малопористым и мелкозернистым, с показателем водопоглощения менее 3%. Мелкозернистость позволяет создавать изделия с тонким рельефом и мелкими деталями. А влагопоглощение, в свою очередь, показывает, что изделие, обожжённое даже без глазури, можно использовать при контакте с пищей.
В Китае эту технологию освоили ориентировочно в 1400 году до нашей эры — для сравнения, фарфор изобрели не ранее VII века нашей эры. До Европы каменная керамика добралась к XVI столетию.
Преимущества и сферы применения каменной керамики
Созданные по данной технологии изделия ценятся выше, чем стандартная керамика, так как являются:
На таких тарелках остаются лишь незначительные и едва видимые невооруженным глазом царапины от ножей или вилок. По мере использования изначальный оттенок посуды не меняется. Ее можно спокойно ставить в духовой шкаф, холодильник, микроволновую печь и посудомоечную машину. Тарелки, чашки, блюда из высокотемпературной керамики закупают не только для домохозяйств, но и для ресторанов, кафе, отелей. По своим эстетическим свойствам такая посуда напоминает фарфор. Чашки получаются звонкими, легкими, удобными и безопасными.
Из этого материала также удобно создавать элегантные и экологичные кашпо, светильники, цветочные горшки. В силу выдающейся пластичности материала ему легко придать любую желаемую форму.
Художники-декоративщики создают произведения искусства, расписывая каменную керамику матовой либо прозрачной кристаллической глазурью, а также формируя на ней тонкий рельеф. С помощью высокотемпературных глазурей можно добиться чрезвычайно оригинальных оттенков и текстур. Впрочем, возможности декорирования этого типа керамики не столь широкие, как у фаянса, для которого задействуют низкотемпературные глазури.
Разновидности каменной керамики
В целом вся керамика делится на следующие виды:
Нас интересует именно каменная. В зависимости от своих характеристик, высокотемпературная (каменная) керамика бывает:
Стоит сразу заметить, что эта градация общая. Есть техническая керамика, есть художественная и утилитарная керамика. Эти два понятия не пересекаются. У каждого из них свои задачи и свои особенности.
Раньше спросом пользовалась также электрокерамика, из которой выполняли крупные электроизоляционные конструкции. Но сейчас этот материал вытеснен с рынка более бюджетными аналогами.
Каменная керамика (stoneware)
Обещанная статья о каменных массах, называемых еще stoneware, из которых делают, так называемую, каменную керамику.
Для начала пояснение, что это такое. Каменные массы — это материал для каменной керамики, такой же, как терракота, фарфор, шамоты, и все остальные виды обожженной глины. Это не камень, не порода, это — один из видов керамики.
Каменные массы были созданы немцами очень давно, и уже в XVI веке они делали из них изразцы для своих печей. Это было обусловлено в первую очередь составом глин, добываемых на территории Германии. В последствии, в XVIII веке Джозайя Веджвуд доработал состав немецких каменных масс и создал свои всемирно-известные базальтовые массы.
Принципиальное отличие каменной керамики от других видов — очень низкое водопоглощение черепка, в следствие чего, такая керамика морозоустойчива и с легкостью переносит многократные переходы через нулевую отметку градусника. Кроме того, эта керамика очень плотная и звонкая.
В этих глинах во время обжига происходит процесс остеклования черепка, когда практически вся его масса оказывается заполнена стеклом, связанным на молекулярном уровне с глазурью (которая тоже стекло), поэтому пор в черепке нет, влагу он не впитывает и не разрушается во время морозов. Глазурь же образует с черепком химически единое целое, а не физически-затекшее в поры и застывшее в них отдельное вещество, как это происходит в крупно-пористой керамике. типа терракоты и фаянса.
Этими же свойствами обладает фарфор, который дополнительно еще и полупрозрачный, что добавляет ему эстетики и за что он, собственно, и ценится.
Поскольку мы хотели делать качественную керамику для фасадов, то и начали изучать имеющиеся в продаже каменные массы. Для проб я купила пять видов каменных масс разных производителей. Это немецкая и испанская каменная масса, приобретенная в керамистам.ру, гжельская каменная масса, купленная непосредственно в Керамике Гжели, каменная масса от Лабкерамики и банальный МКФ-2, обоженный на предельной для него температуре.
Опыты я производила не совсем по правилам. В частности, я не кипятила плитки несколько часов, а просто держала их в горячей воде 2-3 часа. Поэтому скорее всего цифры в лаборатории будут отличаться на доли процентов, что для наших целей не очень критично.
Наилучшие результаты по водопоглощению показал МКФ-2, обожженый на 1180 градусов. Это устойчивый 0%. Если в него добавить на четверть моего полуфаянсового шамота, то водопоглощение увеличивается примерно до 1-2%.
Затем идет немецкая масса, обоженная на 1220 градусов, как велено производителем. Это — 2,5%.
Затем идет Гжель и Лабкерамика — по 3,5%. На последнем месте испанская масса с 4,5% водопоглощения.
Я вполне допускаю, что печь может не дожигать или были какие-то другие технологические нарушения с моей стороны, однако МКФ-2 показывает постоянные стабильные результаты, поэтому для своих целей я и использую по-прежнему только ее.
Отдельно скажу о керамограните — это тоже по составу каменная масса, с водопоглощением, стремящимся к нулю и почти бесконечной морозостойкостью («почти», ибо не жила еще бесконечно и стараюсь быть аккуратной в формулировках ). Просто он произведен в фабричных условиях методом сухого прессования.
Керамогранит прекрасно декорируется, выдерживает спокойно 3 и более обжигов. Поэтому, с моей точки зрения, на сегодня это наилучший материал для декоративной облицовки фасадов по сочетанию цена/качество.
На фото до и после обжига медальон из немецкой каменной массы, который украсил подмосковный дом, расписанная глазурями крупная керамогранитная плитка для другого фасада и изразцы, в т.ч. очень крупные в форме кистей, на еще одном подмосковном доме.
С уважением,
художественный руководитель мастерской
Комиссарова Юлия