Каменный гость о чем произведение

Каменный гость краткое содержание

Пьеса «Каменный гость» Пушкина, написанная в болдинскую осень, в 1830 году, является авторской интерпретацией одного из наиболее популярных сюжетов в мировой литературе. Александру Сергеевичу удалось придать широко известной легенде о дамском угоднике новое, неповторимое звучание.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Каменного гостя» по главам (сценам), а также пройти тест для проверки знаний по данному материалу.

Главные герои
Дон Гуан – испанский гранд, большой дамский угодник и соблазнитель.
Дона Анна – вдова командора, убитого Дон Гуаном, благочестивая женщина.

Другие персонажи
Лепорелло – верный слуга Дон Гуана.
Лаура – юная актриса, возлюбленная Дон Гуана, ветреная кокетка.
Статуя – ожившее каменное изваяние командора, от рук которого гибнет Дон Гуан.

Краткое содержание

Сцена I
У ворот Мадрида стоят двое мужчин и ведут беседу. Дон Гуан интересуется у своего слуги, узнает ли его кто-то в городе, если он войдет в него, «усы плащом закрыв, а брови шляпой». На что Лепорелло отвечает, что даже такая маскировка не спасет его от неминуемого разоблачения. Столь известную в городе персону легко признает «первый сторож, гитана или пьяный музыкант, иль свой же брат нахальный кавалер». Если известие о самовольном возвращении Дон Гуана из ссылки станет известно королю, то беды не миновать.

Испанский гранд признается, что в ссылку ему так скучно, что он уже не в силах терпеть ни тамошнюю землю и небо, ни местных красавиц, в которых «жизни нет».

Безутешная вдова «приезжает каждый день сюда за упокой души его молиться и плакать». Монах рассказывает господам, что Дона Анна, бесспорно, очень красива, но не заговаривает с мужчинами, делая исключение лишь монахам.
Заинтригованный, Дон Гуан пытается познакомиться с вдовой, укутанной в черную траурную накидку. Лепорелло упрекает своего хозяина в неуважении к горю несчастной женщины.

Сцена II
Гости Лауры наперебой хвалят ее актерский талант и совершенную, искусную игру, которую она им продемонстрировала. Девушка также довольна собой, и не скрывает этого.

После ухода гостей Лаура просит остаться с ней Дон Карлоса, который в гневе напомнил ей ее бывшую любовь – Дон Гуана. Гранд спрашивает прелестницу, задумывалась ли она когда-нибудь о том, что будет делать, когда утратит очарование молодости. На что девушка беззаботно отвечает, что предпочитает наслаждаться жизнью здесь и сейчас, и не задумываться о будущем.

Их разговор прерывает стук – это Дон Гуану не терпится поскорее заключить в свои объятия прекрасную Лауру. Дон Карлос, увидев своего врага, хочет немедля с ним драться. Его желание тут же исполняется, но в честном поединке Дон Кралос погибает.

Дон Гуан признается Лауре, что, очутившись в городе, он первым делом поспешил к ней. Девушка не верит ветреному возлюбленному, она не сомневается, что он «мимо шел случайно и дом увидел». Они обвиняют друг друга в изменах, и это соответствует действительности: ни Лаура, ни Дон Гуан не отличаются моральной устойчивостью.

Но Дон Гуан не теряет даром времени: он признается прекрасной вдове в своих чувствах, чем приводит ее в смятение. Он готов тотчас умереть и быть здесь похороненным, лишь бы Дона Анна могла коснуться его своей одеждой. Вдова уличает его в безумии, но мужчина признается, что в его положении истинное безумство – это «любовью нежной тронуть ваше сердце».

Дона Анна пытается прогнать настойчивого поклонника, поскольку на кладбище «не место таким речам, таким безумствам». Он уходит лишь тогда, когда вдова соглашается на свидание.

Понимая, что с таким трудом выпрошенное свидание может быть испорчено, если женщина узнает его настоящее имя, Дон Гуан представляется именем Диего де Кальвадо.

Получив желаемое, ветреный повеса делится с Лепорелло своей радостью – он «счастлив, как ребенок». В приподнятом настроении Дон Гуан шутит о том, что командор уж точно не помешает этому свиданию, и просит Лепорелло пригласить статую прийти на следующий день к дому Доны Анны и стать у двери. Слуга в ужасе убегает, поскольку на его просьбу статуя утвердительно кивает головой.

Сцена IV
Придя в условленный час к дому своей возлюбленной, Дон Гуан ведет с ней нежную беседу. Дона Анна рассказывает, что ее скорбь по супругу не так уж сильна – она вынуждена была выйти за него замуж по велению матери, поскольку ее семья была бедна, а командор слыл завидным женихом.

Дон Гуан опечален тем, что судьба не свела его раньше с Доной Анной. Ради этой встречи он «все бы отдал, все за единый благосклонный взгляд». Он бы делал все возможное, лишь бы доставлять удовольствие своей возлюбленной.

Сладкие речи Дона Гуана настораживают молодую женщину: она искренне считает, что «вдова должна и гробу быть верна», и не сомневается, что и супруг, в случае ее преждевременной смерти, до конца жизни оставался бы ей верен.

Дон Гуан признается прекрасной вдове, что виновен перед ней. После долгих сомнений и уговоров он все же раскрывает перед ней свое истинное имя. Однако Дон Гуан совершенно не раскаивается в содеянном, и признается в любви Доне Анне. Вдова не верит ему, поскольку всем известна его слава искусителя и «безбожного развратителя». Дамский угодник признается, что до сей поры еще ни разу не был влюблен, и лишь Дона Анна смогла зажечь пожар любви в его сердце. Вдова прощает убийцу своего мужа и соглашается на мирный поцелуй.
В этот момент в дверь кто-то стучит, и в комнату входит статуя командора, пришедшая на зов. Дон Гуан понимает, что все кончено. Он пожимает руку каменной статуе, и они вместе проваливаются.

Заключение
Свое произведение Александр Сергеевич посвятил анализу любовной страсти, на алтарь которой положил всю свою жизнь главный герой. Главная идея пьесы – неотвратимость справедливого возмездия за совершенные поступки.

Краткий пересказ «Каменного гостя» будет особенно полезен для читательского дневника.

Источник

Каменный гость

У ворот Мадрита сидят Дон Гуан и его слуга Лепорелло. Они собираются дождаться здесь ночи, чтобы под ее покровом войти в город. Беспечный Дон Гуан считает, что его не узнают в городе, но трезвый Лепорелло настроен саркастически по этому поводу. Впрочем, никакая опасность не может остановить Дон Гуана. Он уверен, что король, узнав о его самовольном возвращении из изгнания, не казнит его, что король отправил его в ссылку, чтобы спасти от мести семьи убитого им дворянина. Но долго находиться в изгнании он не в силах, более же всего он недоволен тамошними женщинами, которые кажутся ему восковыми куклами.

Оглядываясь, Дон Гуан узнает местность. Это Антоньев монастырь, где он встречался со своей возлюбленной Инезой, у которой оказался ревнивый муж. Поэтически вдохновенно описывает Дон Гуан ее черты и печальный взор. Лепорелло успокаивает его тем, что у Дон Гуана были и будут ещё возлюбленные. Его интересует, кого на этот раз его хозяин будет разыскивать в Мадрите. Дон Гуан намерен искать Лауру. Пока Дон Гуан мечтает, появляется монах, который, видя посетителей, интересуется, не люди ли они Доны Анны, которая должна вот-вот приехать сюда на могилу своего мужа, командора де Сольва, убитого на поединке «бессовестным, безбожным Дон Гуа-ном», как называет его монах, не подозревая, что говорит с самим Дон Гуаном. Он рассказывает, что вдова воздвигла памятник мужу и каждый день приезжает молиться за упокой его души. Дон Гуану кажется такое поведение вдовы странным, и он интересуется, хороша ли она. Он просит разрешения поговорить с нею, но монах отвечает, что Дона Анна не разговаривает с мужчинами. И в это время появляется Дона Анна, Монах отпирает решётку, и она проходит, так что Дон Гуан не успевает рассмотреть ее, но его воображение, которое, по словам Лепорелло, «проворней живописца», способно нарисовать ее портрет. Дон Гуан решает познакомиться с Доной Анной, Лепорелло стыдит его за кощунство. За разговорами смеркается, и господин со слугой входят в Мадрит.

Убив Дон Карлоса, Дон Гуан в монашеском облике скрывается в Антоньев монастырь и, стоя у памятника командора, благодарит судьбу, что она таким образом подарила ему возможность каждый день видеть прелестную Дону Анну. Он намерен сегодня заговорить с ней и надеется на то, что ему удастся привлечь ее внимание. Глядя на статую командора, Дон Гуан иронизирует, что здесь убитый представлен исполином, хотя в жизни был тщедушен. Входит Дона Анна и замечает монаха. Она просит прощения, что помешала ему молиться, на что монах отвечает, что это он виноват перед нею, ибо мешает ее печали «вольно изливаться»; он восхищается ее красотой и ангельской кротостью. Такие речи удивляют и смущают Дону Анну, а монах неожиданно признается, что под этим платьем скрывается дворянин Диего де Кальвада, жертва несчастной страсти к ней. Пылкими речами Дон Гуан уговаривает Дону Анну не гнать его, и смущённая Дона Анна предлагает ему на следующий день прийти к ней домой при условии, что он будет скромен. Дона Анна уходит, а Дон Гуан требует, чтобы Лепорелло пригласил на завтрашнее свидание статую командора. Робкому Лепорелло кажется, что статуя кивает в ответ на это кощунственное предложение. Дон Гуан сам повторяет своё приглашение, и статуя опять кивает. Поражённые Дон Гуан и Лепорелло уходят.

Дона Анна в своём доме беседует с Доном Диего. Она признается, что Дон Альвар не был ее избранником, что к этому браку ее принудила мать. Дон Диего завидует командору, которому в обмен на пустые богатства досталось истинное блаженство. Такие речи смущают Дону Анну. Укором ей служит мысль о покойном муже, который никогда не принял бы у себя влюблённой дамы, окажись он вдовцом. Дон Диего просит ее не терзать ему сердце вечными напоминаниями о муже, хотя он и заслуживает казни. Дона Анна интересуется, в чем именно провинился перед ней Дон Диего, и в ответ на ее настойчивые просьбы Дон Гуан открывает ей своё подлинное имя, имя убийцы ее мужа. Дона Анна поражена и под влиянием случившегося лишается чувств. Придя в себя, она гонит Дон Гуана. Дон Гуан соглашается, что молва не напрасно рисует его злодеем, но уверяет, что переродился, испытав любовь к ней. В залог прощанья перед разлукой он просит подарить ему холодный мирный поцелуй. Дона Анна целует его, и Дон Гуан выходит, но тут же вбегает обратно. Следом за ним входит статуя командора, явившегося на зов. Командор обвиняет Дон Гуана в трусости, но тот смело протягивает руку для рукопожатия каменному изваянию, от которого гибнет с именем Доны Анны на устах.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Александр Пушкин — Каменный гость:
Краткое содержание

После поединка он скрывается в монастыре – и ежедневно видит «прелестную вдову». Дона Анна принимает его за монаха. Она приходит к памятнику, где командор изображен грозным исполином, хотя в реальности таковым и не был. Однажды Дон Гуан выдает свои чувства и сознается, что он вовсе не монах и очарован красотой «ангела», посещающего гробницу. Дона Анна гонит его прочь – он уверяет, что готов даже умереть и лечь на этом же кладбище, чтобы быть к ней поближе. Тронутая его отчаяньем, Дона Анна разрешает ему навестить ее завтра, но в рамках приличий. Повеса называет ей свое ненастоящее имя – Дон Диего де Кальвадо.

Дон Гуан объявляет о своей победе Лепорелло – тот косится на статую сердитого командора. Счастливый повеса приказывает слуге позвать командора в гости на предстоящее свиданье. Лепорелло не по себе, тем более что статуя вдруг кивает в ответ. Сам Дон Гуан зовет командора посторожить « в дверях», пока он будет занят с вдовой. И вновь статуя склоняет голову, соглашаясь.

Назавтра в беседе Дон Гуан выясняет, что брак Анны был заключен не по любви, просто командор был удачной партией для бедной красавицы. Осмелев, он называет ей свое настоящее имя и признается в любви. Анна почти без чувств. Теперь она знает, что имеет дело с «безбожным развратителем». Дон Гуан красноречив как никогда: он готов подвергнуться любой опасности и умереть. И вообще, ничуть не жалеет о том, что прикончил командора. Дона Анна поддается его чарам, повеса уже выпрашивает поцелуй. Они договариваются о новой встрече. Дон Гуан прощается – и вдруг в ужасе бежит обратно: следом идет статуя командора. Дона Анна теряет сознание. Командор протягивает повесе руку – «пожатье каменной десницы» нестерпимо, Дону Гуану уже не вырваться: пришел его последний час. Вместе они проваливаются – будто сквозь землю.

Читательский дневник по пьесе «Каменный гость» Пушкина

Сюжет

Дон Гуан за убийство на дуэли командора де Сольва был в ссылке, но тайком вернулся в Мадрид. С ним – верный слуга Лепорелло. Они прячутся на монастырском кладбище, где Дон Гуан видит вдову убитого им командора, Дону Анну. Дон Гуан влюблен. Но попутно навещает актрису Лауру, где некстати встречает Дона Карлоса, который хочет отомстить за погибшего на дуэли брата. Они бьются на шпагах – Карлос убит. Под видом монаха повеса каждый день беседует с Доной Анной на кладбище. Однажды он признается ей в любви. Дона Анна предлагает встретиться у нее дома. Дон Гуан уверен, что любим – и зовет на свиданье статую мужа Анны: пусть в дверях охраняет счастье влюбленных. При встрече Дона Анна узнает, что ее любит убийца мужа – но она уже не в силах сопротивляться чувству. Назначена новая встреча, прозвучал прощальный поцелуй – внезапно на пороге появляется статуя командора. Дона Анна в обмороке. Командор властно пожимает руку Дону Гуану – и они вдвоем проваливаются, как будто в ад.

Отзыв

Дон Гуан нарушает и библейские заповеди, и запрет короля. За свои поступки человеку рано или поздно придется ответить. Более того они бумерангом отразятся на его судьбе. Горе обманутых, пролитая кровь призовут к ответу, даже на пороге счастья и успеха. Безнаказанность не будет вечной. Нельзя переходить границы дозволенного, идти против совести. Если не люди, то высшие силы могут покарать человека.

Источник

«Каменный гость» — краткое содержание и пересказ по сценам пьесы А. С. Пушкина

Краткие сведения о произведении

Главный герой пьесы

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дон Гуан был изгнан из Мадрида за убийство, бежал из ссылки и скрылся на кладбище около города. Он хотел проникнуть в Мадрид и там продолжить свои любовные приключения.

Дон Гуан узнал, что к могиле командора Дон Альвара де Сольва, убитого им на дуэли, каждый день приходит вдова Дона Анна. Дон Гуан, увидев её, решил с ней познакомиться, а пока поспешил в город.

Там он посетил актрису Лауру. Среди её гостей был Дон Карлос, с ним у Дон Гуана состоялся поединок. Дон Карлос был убит.

Дона Анна лишилась чувств, а командор протянул руку Дон Гуану. Их рукопожатие затянулось, и Дон Гуан понял, что он не сможет вырваться. Затем оба провалились под землю.

Краткий пересказ по сценам (более подробный, чем краткое содержание)

Сцена 1

Дон Гуан, самовольно вернувшись из ссылки, хочет дождаться ночи и зайти в Мадрид. Он спрашивает у своего слуги Лепорелло, можно ли будет его узнать, если он усы закроет плащом, а брови шляпой. Лепорелло отвечает, что узнать его могут многие люди. Дон Гуан говорит, что главное, чтобы не встретился ему сам король.

Лепорелло спрашивает, что сделает король, если узнает, что Дон Гуан самовольно возвратился из ссылки. Дон Гуан уверен, что просто пошлёт назад, так как король сослал его, чтобы его оставила в покое семья убитого.

Дон Гуан говорит, что в ссылке чуть не умер со скуки, что тамошние красавицы ему не понравились. Затем спрашивает слугу, узнаёт ли он это место. Тот отвечает, что это Антоньев монастырь. Это место напомнило Дон Гуану о прежней его возлюбленной, Инезе, которой уже нет в живых.

Лепорелло спрашивает, которую из возлюбленных Дон Гуана они будут отыскивать в Мадриде. Дон Гуан отвечает, что Лауру.

Подходит монах и спрашивает их, не люди ли они Доны Анны. Лепорелло отвечает, что они просто гуляют. Монах говорит, что сейчас на гробницу мужа приедет Дона Анна, супруга командора, убитого безбожным, развратным Дон Гуаном.

Далее он говорит, что безутешная вдова воздвигла мужу памятник и каждый день приезжает сюда молиться за упокой души мужа и плакать.

Дон Гуан спрашивает, не дурна ли она. Монах отвечает, что она очень красива.

Появляется Дона Анна и уходит с монахом. Дон Гуан говорит Лепорелло, что хочет с ней познакомиться. Затем они заходят в Мадрид.

Сцена 2

У актрисы Лауры ужинают поклонники её искусства и хвалят её сегодняшнюю игру. По их просьбе она поёт. Один из гостей спрашивает, чьи слова песни. Лаура отвечает, что их сочинил её любовник Дон Гуан.

Лаура призналась, что он ей понравился, потому что напомнил Дон Гуана, когда выбранил её. Дон Карлос спросил Лауру, любила ли она Дон Гуана, и, получив утвердительный ответ, спросил, любит ли его и теперь. Лаура ответила, что сейчас любит Дон Карлоса.

Слышится стук, Лаура отпирает двери и кидается на шёю вошедшему Дон Гуану.

Он, увидев Дон Карлоса, сказал, что завтра будет к его услугам, но тот настоял сейчас драться на шпагах. Дон Гуан убивает Дон Карлоса.

Лаура подосадовала, что это случилось в её доме. Дон Гуан сказал, что вынесет мёртвого соперника перед рассветом на перекрёсток.

Сцена 3

К памятнику подходит Дона Анна и просит у Дон Гуана, которого принимает за монаха, прощения за то, что отвлекла его от размышлений. Дон Гуан признаётся ей, что он не монах и что любит её. Дона Анна говорит, чтобы он ушёл прочь. Но Дон Гуан так уверяет её, что он не может жить, не видя её, что Дона Анна говорит, чтобы он пришёл к ней завтра, если поклянётся хранить к ней уважение.

Дон Гуан представляется ей как Диего де Кальвадо. Когда Дона Анна ушла, дон Гуан зовёт Лепорелло и сообщает, что завтра пойдёт на свидание к Доне Анне.

Лепорелло говорит своему господину, что статуя командора, кажется, недовольна этим. Тогда Дон Гуан велит слуге позвать статую завтра к Доне Анне, чтобы она пришла вечером и стала у двери на часах.

Лепорелло передаёт статуе просьбу своего господина, и статуя в ответ кивает. Дон Гуан, узнав об этом, обвиняет слугу, что он несёт вздор, и сам просит статую сторожить завтра у дверей, пока он будет в гостях у вдовы. Статуя кивает, и поражённый Дон Гуан уходит.

Сцена 4

Приняв Дон Гуана у себя в комнате, Дона Анна говорит, что её печальная беседа будет ему скучна, потому что она до сих пор скорбит о потере супруга.

В их разговоре выясняется, что Дона Анна не сама выбрала себе мужа, а мать велела ей дать руку Дон Альвару, так как он был богат.

Дона Анна сокрушается, что она грешит, слушая признания своего гостя в любви. Она считает, что вдова должна быть верной и мёртвому супругу. Она говорит, что в отличие от неё, её гость, прав перед ней и небом, так как не связан святыми узами с другой женщиной.

Но из восклицания Дон Гуана становится понятно, что он считает себя виновным перед Доной Анной. Она спрашивает, в чём он неправ перед ней. Дон Гуан отказывается говорить это, но Дона Анна требует ответа.

Дон Гуан уговаривает её назначить на завтра свидание здесь. Затем он уходит, но вбегает опять с криком.

Входит статуя командора и говорит: «Я на зов явился». Дона Анна падает без чувств. Дон Гуан не хочет показать своего испуга и говорит, что рад видеть командора. Статуя просит его дать руку. Дон Гуан даёт, но затем просит пустить её, так как тяжело пожатие каменной руки.

Звучат его последние слова: «Я гибну — кончено — о Дона Анна!» — и Дон Гуан и статуя проваливаются.

Заключение к краткому пересказу

В пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) пьесы «Каменный гость»: высокомерие, самонадеянность, беспринципность впоследствии сурово наказываются. За прегрешения следует наказание.

Пьеса учит не насмехаться над поверженными врагами, не играть с высшими силами, серьёзно относиться к своим поступкам, которые впоследствии могут оказать влияние на судьбу человека.

Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по сценам — для подготовки к уроку литературы.

Источник

Каменный гость (пьеса)

«Дон-Жуан, или Каменный гость» — произведение из цикла пьес «Маленькие трагедии», написанное А.С. Пушкиным (период «болдинской осени»). Пьеса экранизирована.

Содержание

Идея, образ, прототип

Пушкин первым представил Дона Гуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил ее и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Дон Жуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.

Аналоги образа

Образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе,

Действующие лица

Сюжет, реализация образа

Сюжет оперы Александра Сергеевича Даргомыжского (одно из новаторств оперы) полностью соответствует тексту самого Пушкина.

Сцена 1

Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Донна Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора де Сальва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.

Сцена 2

Сцена 3

Убив Дона Карлоса, Дон Гуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Дона Анна. Дон Гуан знакомится с ней, называясь Доном Диего. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. И уступает. Дона Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Гуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.

Сцена 4

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *